Аренда помещения в поликлинике

Как открыть частный медицинский кабинет в коммунальной поликлинике? | Медичний часопис

Аренда помещения в поликлинике

Резюме.

Расширение самостоятельности и независимости больниц и медиков — основа медицинской реформы в Украине, поэтому в ближайшее время можно ожидать активизации разнообразных форм медицинской практики и объединения медиков, в том числе открытия частных медицинских кабинетов на базе неиспользуемых помещений коммунальных поликлиник. Почему там? Удачное географическое месторасположение и готовая клиентская база. Но для этого инициатору придется решить ряд вопросов, связанных с нюансами аренды помещения коммунальной формы собственности.

От этого вопроса зависят все дальнейшие действия по аренде. Если вы самостоятельно или совместно с другими арендаторами планируете арендовать помещения общей площадью до 200 м2, договор аренды будет заключаться непосредственно с коммунальной поликлиникой (КП).

Если поликлиника уже реализовала свое право на самостоятельную передачу в аренду 200 м2, договор аренды будет заключаться с органом местного самоуправления, который занимается арендой коммунального имущества в соответствующей территориальной громаде (ТГ) (ст. 287 Хозяйственного кодекса Украины, ст.

 5 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества»).

Кто будет арендатором помещения? О конкурсе на право аренды

Процедуры передачи в аренду государственного и коммунального имущества имеют значительные отличия.

Аренда государственного имущества осуществляется по общеукраинскому алгоритму, закрепленному в Законе Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», а также нормативных актах Кабинета Министров Украины (КМУ) и Фонда государственного имущества Украины.

Аренда коммунального имущества может иметь свои особенности в каждой ТГ, и порядок аренды такого имущества определяется локальными нормативными актами этих громад.

В настоящее время право на аренду неиспользуемого коммунального имущества приобретается через конкурс. Порядок проведения последнего устанавливают органы местного самоуправления.

Как правило, после получения заявления от потенциального арендатора арендодатель размещает в официальных печатных СМИ и на своем веб-сайте объявление о намерении передать помещение в аренду или отказывает в заключении договора аренды.

Так, в соответствии с Положением о проведении конкурсов на право аренды имущества ТГ г. Харьков, утвержденным решением Харьковского городского совета от 16.11.2011 г. (п. 2.

3), объявление о конкурсе публикуется в газете «Харьковские известия» и в сети Интернет на официальном сайте Харьковского городского совета не позже, чем за 15 календарных дней до даты проведения конкурса. Желающие принять в нем участие подают заявления в порядке и в сроки, установленные локальными нормативными актами ТГ.

Если поступило 1 заявление, конкурс на право аренды не проводится и договор аренды заключается с заявителем. Если поступило 2 и более заявления, арендодатель объявляет конкурс на право аренды. При этом главным конкурсным условием является размер арендной платы.

Сколько стоит аренда?

За пользование помещением арендатор будет вносить арендную плату независимо от финансовых результатов своего бизнеса.

Арендная плата определяется в процентном отношении от оценочной стоимости объекта аренды (помещения в больнице) по методике, утвержденной ТГ.

В таких методиках определяются также пропорции распределения арендной платы между бюджетом, арендодателем и балансодержателем, при чем на тех же методологических принципах, что и для объектов, находящихся в государственной собственности.

Когда КП сдает в аренду разрешенные ей 200 м2, арендную плату за них она получит непосредственно на счет. Если же в аренду передаются помещения такой поликлиники, превышающие 200 м2, арендодателем будет выступать компетентный орган ТГ и арендная плата будет разделяться между ТГ (арендодателем) и балансодержателем (поликлиникой).

Для проведения оценки помещения, которое планируется сдать в аренду, арендодатель обязан провести конкурс по отбору независимого оценщика. Порядок проведения таких конкурсов также регулируется локальными нормативными актами ТГ.

Победитель конкурса получает право оценить помещение, и установленная им стоимость будет использована при определении размера арендной платы. Оценка объекта аренды осуществляется в соответствии с Методикой оценки объектов аренды, утвержденной постановлением КМУ от 10.08.1995 г. № 629.

Арендная плата, установленная по соответствующей методике, применяется как стартовая при определении арендатора на конкурсной основе.

Кто определяет другие условия аренды?

Все условия аренды государственного имущества закреплены в Типовом договоре аренды индивидуально определенного (недвижимого или иного) имущества, относящегося к государственной собственности (приказ Фонда государственного имущества Украины от 23.08.2000 г. № 1774), и являются едиными на всей территории страны.

Что же касается коммунального имущества, то в каждой ТГ этот вопрос решается по-разному. Можно встретить и типовой договор аренды коммунального имущества, и примерный договор, и просто рекомендованный громадой договор. В то же время от вида договора аренды зависит то, насколько арендатор может влиять на его условия.

Так, примерный договор носит рекомендательный характер: при его использовании стороны имеют право по взаимному согласию изменять отдельные условия или дополнять содержание.

Принципиально отличается от примерного статус типового договора: стороны последнего не могут отступать от его содержания, но имеют право конкретизировать его условия. В любом случае существенные условия договора аренды, закрепленные в ст.

 10 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», обязательно должны содержаться в договоре аренды коммунального имущества. К ним, в частности, относятся:

  • объект аренды (состав и стоимость имущества с учетом ее индексации);
  • срок, на который заключается договор аренды;
  • арендная плата с учетом ее индексации;
  • страхование арендатором взятого им в аренду имущества;
  • обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендованного имущества.

Отсутствие в договоре хотя бы 1 из указанных в ст. 10 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» условий является основанием для признания его не соответствующим законодательству.

В этом случае придется вернуть арендованное имущество арендодателю.

Но получить назад уплаченную арендную плату будет невозможно, так как помещением арендатор реально пользовался до признания договора недействительным.

Поэтому и арендодателю, и арендатору помещения в КП необходимо серьезно подойти к содержанию договора аренды и соблюдению порядка его заключения.

Условия договора аренды действуют в течение всего срока аренды, в том числе в случаях, когда после его заключения законодательством установлены правила, ухудшающие положение арендатора.

Ирина Селиванова,
советник юридической фирмы «ILF»,
кандидат юридических наук, доцент
кафедры хозяйственного права
Национального юридического
университета имени Ярослава Мудрого

Источник: https://www.umj.com.ua/article/89002/kak-otkryt-chastnyj-medicinskij-kabinet-v-kommunalnoj-poliklinike

Как открыть свою медпрактику. Помещение, оборудование, лицензия

Аренда помещения в поликлинике

Продолжаем рассказывать о том, как врачу открыть собственную частную практику. В этой статье мы проясняем 2 шага: как выбрать помещение и оборудование, и как получить лицензию. Они взаимосвязаны, так как не выполнив требования к помещению, лицензию получить не удастся.

Еще больше информации обо всех шагах и документах, необходимых для открытия частной медпрактики, можно получить из нашего пособия по этой ссылке: https://ilf.space/medmanual

Шаг 4.1. Находим помещение

Выбирая помещение для будущей практики, нужно решить: покупка или аренда.

Покупка

Например, можно купить квартиру под практику, но главное не забыть вывести её из жилого фонда. В таком случае, соседи со временем могут стать клиентами (пациентами). Покупка более надежна, чем аренда, где ты зависишь от изменчивых условий арендодателя. Но не каждый врач на старте может выделить деньги еще и на покупку недвижимости.

Аренда

Зачастую многие врачи первички арендуют кабинет в поликлинике или амбулатории, в которой раньше работали. Поликлинике невыгодно содержать все здание, а сдавать в аренду и получать дополнительные поступления – финансово интересно. Для врача это тоже плюс – привычное для пациентов место предоставления услуг, да и многие медучреждения расположены в географически удобных местах.

Такие помещения, как правило, ближе к требованиям закона к помещениям для медпрактики, чем помещения в офисном центре, к примеру.

С другой стороны, чтобы опережать других врачей-предпринимателей стоит подумать о сервисе и комфорте для пациентов, а коридоры и приемные государственных учреждений не всегда позволяют создать такие условия. Возможно, это будет переходный период – начать свою практику в привычном месте, а затем переехать в новое место.

Но всё нужно считать и взвешивать, если нужна помощь финансиста в расчете прогноза доходов и расходов (ежемесячных и разовых) вашей медпрактики – узнать можно здесь: https://www..com/watch?v=u6zhiA6aZLI

Еще один вариант – аренда помещения в многоэтажном жилом доме, новостройке, коттеджном поселке, где сдаются помещения под офис:

  • Это возможность сэкономить на арендной плате. Врач может договориться с застройщиком об определенных финансовых каникулах, например, пока дом не сдан в эксплуатацию врач может не платить аренду, а делать ремонт в помещении.

  • Взаимный интерес. Застройщику выгодно, чтобы у его жильцов “под рукой” было все необходимое для жизни (садик, школа, фитнес-центр) и медицинское обслуживание – один из таких элементов.

    Обратите внимание, что в жилых домах часто арендуют помещения стоматологи – первопроходцы на частном медицинском рынке.

    Для врача-предпринимателя тоже бонусы: пациентам удобно и комфортно, а помещение можно спроектировать “под себя”.

При выборе помещения следует обратить внимание, соответствует ли оно нормам ГСН: соблюдены ли требования к минимальной площади, вентиляции, водоотведению, освещению и т.д. Это очень важно, т.к. эти недочеты обнаружит любая проверка, а это чревато лишением лицензии и закрытием практики.

К сожалению, в Украине не так просто найти помещение, которое будет полностью соответствовать государственным нормам для медицинской практики.

За границей, например, есть застройщики, которые строят целые здания с кабинетами под медицинскую практику, которые затем сдаются разным врачам в аренду.

В Украине тоже можно встретить здания, где находится много частных медицинских кабинетов – найти сложно, но можно – сделайте детальное техническое задание и наймите надежного риелтора, который знает рынок.

О договоре аренды

Обратите внимание в договоре на ежемесячную сумму арендной платы: как она считается, когда и в каком порядке арендодатель может ее изменить; на какой срок договор, и какие у вас права на его продление и при каких условиях арендодатель может расторгнуть договор с вами; компенсируется ли вам стоимость ремонта и как; арендные каникулы и другие нюансы именно вашей медпрактики.

Учтите, что если договор аренды заключается на срок более 3-х лет, необходимо нотариальное заверение.

Если помещение находится в коммунальной собственности, скорее всего собственник предоставит свой договор аренды (обычно типовой договор Фонда государственного имущества). Если он утвержден территориальной громадой, то его условия изменить нельзя. Если не утвержден, то юрист поможет внести дополнительные условия в ваших интересах.

Шаг 4.2. Проверяем наличие оборудования

Полный перечень необходимого оборудования как для врача первички, так  и для врача-ФЛП приведён в “Примерном табеле материально-технического оснащения учреждений здравоохранения и ФЛП, которые предоставляют первичную медицинскую помощь”.

Как показывает практика, врачи, которые  проработали 10-20 лет, иногда не нуждаются в определенных инструментах ‒ у них они есть. Но в табеле есть и дорогостоящее оборудование, которое не используется при осмотре, но по факту должно быть (например, электрокардиограф), ведь материально-техническая база ‒ одна из составляющих для получения лицензии.

Такое оборудование можно взять в аренду или разделить эти расходы с партнером, если открываете совместную практику с другими врачами.  

Шаг 5. Оформляем документы для получения лицензии

Если вы нашли помещение, оно соответствует необходимым требованиям и оснащено необходимым оборудованием  – можно оформлять документы на получение лицензии. Эта процедура занимает около месяца.

Врачу необходимо быть зарегистрированным как ФЛП (физическое лицо-предприниматель), иметь договор аренды помещения или свидетельство о праве собственности.

Далее пакет документов подается в Единое окно МОЗ Украины (подробнее о перечне читайте в пособии: “8 шагов”). Если документы подает не врач-ФЛП, а его доверенное лицо, прилагается еще и нотариально заверенная доверенность на этого человека. Документы также можно отправить в МОЗ, воспользовавшись услугой адресной доставки, например, Новой почты.

Лицензию бывает сложно получить с первого раза из-за ошибок: неправильно написанная специализация, не указан производитель того или иного оборудования или год выпуска и т.п.

Немалую роль здесь играет человеческий фактор: один проверяющий пропускает то, что другой считает ошибкой.

Важно учитывать, что лицензионная комиссия заседает по четвергам и подавать документы стоит заранее, тщательно перепроверив самостоятельно или с юристом весь пакет.

Источник: https://www.ilf-ua.com/ru/blog/kak-otkryt-svoiu-medpraktiku-pomeshchenie-oborudovanie-litsenziia/

Ветка права
Добавить комментарий