Что делать, если учителя оклеветали родители ребенка?

Родители пожаловались в прокуратуру на учительницу, которая называла малышей безмозглыми балбесами

Что делать, если учителя оклеветали родители ребенка?
В распоряжении “КП” оказалась аудиозапись, которую тайно сделали третьеклашки.

– Ты в первый раз пришла на урок? Почему из-за таких балбесов страдают хорошие ученики!? Из-за таких, как ты, ты, ты… Вы действительно балбесы! Натуральные балбесы!

Это аудиозапись с урока. Ее приложили к заявлению в прокуратуру родители учеников 3 “А” класса гимназии № 70.

ДЕТИ ВОЗВРАЩАЛИСЬ В СЛЕЗАХ

Школа, где разгорелся скандал, считается одной из лучших в городе. Что только ни делают родители, чтобы отдать своего ребенка учиться именно в эту гимназию с углубленным изучением английского языка.

Даже специально покупают квартиры рядом со школой, чтобы по прописке усадить отпрыска за парту в заветном образовательном учреждении.

Поговаривают, что жители окрестных домов наладили особый бизнес: прописывают желающих за 50 тысяч рублей.

И вдруг в одну из лучших городских школ нагрянула прокурорская проверка. Родители утверждают, что педагог Маргарита Игоревна Арефьева, преподаватель первой категории, издевается над их детьми! У Маргариты Игоревны – 40-летний опыт работы с детьми. И не в колонии для малолетних преступников, а в гимназии № 70, в начальной школе.

– Я давно замечала, что моя дочь очень мало рассказывает о том, что происходит в школе, — рассказывает Анна Агапитова, мама одной из учениц Маргариты Игоревны. — Учится она хорошо, занимается спортом. Но я чувствую, что ребенок напряжен.

И когда она в очередной раз прибежала из школы в слезах, я уговорила ее все рассказать.

Дочка, плача, выложила, что классная руководительница оскорбляет, унижает ее и других детей, а после берет с ребенка слово ничего не рассказывать родителям!

Анна в тот же день отправилась в школу, чтобы поговорить с учительницей. Но та все отрицала. А на следующий день Арефьева отчитала девочку перед классом, заявив, что она стукачка, которая все рассказывает маме. Анна позвонила другим родителям. Оказалось, что некоторые из них уже в курсе того, что происходит в классе.

Другие же просто не могли поверить в происходящее и не верят до сих пор. Родители до последнего не хотели доводить дело до скандала, боясь испортить отношения с учительницей, а то и потерять место в школе. Подходили к Маргарите Игоревне, просили ее быть сдержаннее. Но малыши продолжали возвращаться из школы в слезах.

ПОЛОЖИЛИ В ШКОЛЬНЫЕ РЮКЗАКИ ДИКТОФОНЫ

Тогда несколько родителей положили в школьные рюкзачки своих детей диктофоны. Услышав, как заслуженный педагог костерит третьеклашек, папы и мамы побежали директору и потребовали уволить Арефьеву.

Но та продолжала работать в школе. Более того, родители в классе раскололись на два лагеря. У Маргариты Игоревны были любимые ученики, на которых она не срывалась.

Их родители и встали на защиту педагога.

Сама Маргарита Ивановна попыталась наладить отношения с детьми. Правда, сделала это в своей обычной манере. А родители уже не решались отправлять детей на ее уроки без диктофона. И ужасались, слыша очередную запись:

– Разговор не для передачи родителям, — кричит на третьеклашек Арефьева. — Ты меня боишься? А ты? Ты?!

Дальше слышно, как одна из девочек громко плачет.

“БАЛБЕС — СЛОВО НАРОДНОЕ”

Маргарита Игоревна Арефьева.Фото из архива учеников

Родители написали заявление в прокуратуру, в Управление образования Екатеринбурга, в аппарат уполномоченного по правам ребенка области. После этого Арефьева ушла на больничный. Мы связались с Маргаритой Игоревной по телефону, когда она как раз находилась на приеме в поликлинике.

– Меня оклеветали, — заявила она “КП”. — Да, я крикнула несколько раз на детей. Но слово “балбес” — оно народное. Я не оскорбляла детей систематически, у меня с ними хорошие отношения.

Я думаю, что администрация начальной школы в лице завуча Натальи Воробьевой решила избавиться от меня как от пенсионерки.

Я буду четвертой учительницей за три года, уволенной по жалобам родителей, которым потакает администрация.

Руководство гимназии от комментариев отказалось. Не удалось получить комментарии и в городском Управлении образования, там попросили записаться на прием.

Кстати, сама Арефьева призналась нам, что ей уже предложили в школе место в группе продленного дня все в той же начальной школе. Но так просто уходить она не намерена.

– Я буду защищаться. А тем родителям 3 “А”, которые пишут на меня заявления, хочу сказать, что им нужно заниматься воспитанием своих детей, а не перекладывать это на других. Они должны мне быть благодарны за то, что я столько сделала для их детей. А они пишут на меня заявления!

– Я не собираюсь отступать, эта учительница несколько раз ударила мою дочь по голове, — говорит возмущенная мама третьеклассницы Ольга Селянина. — Доказательств у меня нет, но своему ребенку я верю. Если прокуратура Ленинского района не найдет в поведении педагога причин для ее увольнения, мы пойдем по другим инстанциям.

Во вторник родителям устроили внеплановое собрание в школе. Корреспондент “КП” также присутствовал на нем.

Чего мы там только ни услышали! Одни мамы кричали, что Арефьеву надо срочно гнать из школы, другие заступались: она опытнейший педагог! Школьный психолог призывала во всем разобраться: мол, срывы у всех бывают. А завучи просили пойти на компромисс и дать педагогу доработать учебный год.

Возмущенные родители согласиться на это не готовы. Договорились, что будут дожидаться окончания проверки прокуратуры, ответ из которой ждут 19 апреля.

Тем временем другие ведомства также занялись скандалом в гимназии.

Так, например, по словам сотрудницы аппарата уполномоченного по правам ребенка Свердловской области Елены Алексеевой, уже установлено, что госпожа Арефьева как минимум нарушила должностную инструкцию учителя.

Вот ее формальные промахи: “удаление учащихся с уроков, отвлечение обучающихся во время учебного процесса на иные, не связанные с учебным процессом мероприятия”.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

– Кричать, срываться на детей недопустимо. Дети есть дети, правила взаимоотношения с ними должен устанавливать взрослый, — комментирует ситуацию психоаналитик Светлана Катырева.

— Так что здесь почти все зависит от личности педагога. Есть учителя, которые никогда не кричат, а дети их прекрасно слушают.

Видимо, этот педагог изначально поставила себя с детьми так, что все вопросы с ними она может решать только криком.

Источник: https://www.amic.ru/news/214916/

Как учителю защититься от клеветы родителей?

Что делать, если учителя оклеветали родители ребенка?

Что такое клевета и как с ней быть

Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.

Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.

1. Первичный, вне правового поля

  • Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.
  • Требовать тщательное расследование инцидента.
  • Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
  • Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.
  • Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
  • Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
  • Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.

Увы, не все ситуации регулируются подобными мерами, и родители продолжают безнаказанно оскорблять и клеветать на учителя. Остается второй способ защиты.

50 великих книг по психологии

Всегда хотели разбираться в психологии, но вас напрягала необходимость читать многотомные труды? Теперь можно получить нужные знания буквально за пару дней.

“50 главных книг по психологии” – это основные идеи, концепции и методики “науки о душе”, уместившиеся на четырех сотнях страниц.

И все благодаря уникальному дару популяризатора Том Батлер-Боудон, известного на весь мир своими простыми и одновременно очень содержательными обзорами величайших книг нашего времени. Каждый обзор ориентирован на максимально широкую аудиторию.

Сохраняя всю глубину мысли таких величайших ученых, как Зигмунд Фрейд, Густав Юнг или Альфред Адлер, Батлер-Боудон излагает их идеи на удивление ясным языком. Психология, считает он, может и должна быть увлекательной. Ведь именно она отвечает на самые важные вопросы в жизни человека.

Купить 2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.

Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.

  • Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.
  • Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
  • Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.

В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Влияние оговора на психику

  • Снижает профессиональную и личностную самооценку.
  • Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.
  • Формирует отрицательные эмоции.
  • Выводит из равновесия, лишает целостности.
  • Вызывает ступор в общении и действиях.
  • Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.
  • Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.
  • Уничтожает душевные силы.

Система защиты от клеветы

СМИ буквально кричат о «беззащитности учителя». Тем самым, необдуманно, на уровне коллективного бессознательного создается установка: «учитель беззащитен, учитель — жертва». Но если есть жертва, всегда найдется палач. Поэтому, говоря о защите учителя, стоит поменять позицию, в том числе самим педагогам, акцентируя внимание не на беззащитности, а на создании системы защиты. Коллективное бессознательное впитает в себя новую установку и начнет ее реализовывать, подобно тому, как во времена СССР реализовывало принцип непоколебимого авторитета советского учителя. Первоочередным в данной системе является:

  • Правовое обучение педагогов, их правовая информированность и компетентность.
  • Высокий уровень корпоративной культуры каждой школы, включая прописанную в кредо обязанность защищать сотрудников от очернительства и ложных слухов.
  • По возможности оснащение помещений школы камерами наблюдения.
  • Коуч-тренинги по формированию стратегии поведения в ситуации клеветы.
  • Психологические тренинги по раскрытию, стимулированию и использованию внутренних психо-эмоциональных ресурсов.

Примеры тренингов

Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций. Первая — «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения.

Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой. («Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»).

В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.

Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.

Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.

Техника «Взгляд назад».

  1. Сядьте ровно.

  2. Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.

  3. Плотно закройте глаза.

  4. Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.

  5. Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.

  6. Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.

  7. Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.

  8. Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.

  9. Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.

  10. Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.

  11. Сбросьте все ощущения.

Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.

«Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.

Введение в общую психологию

В учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее важнейшие проблемы и методы.

Книга, созданная на основе курса лекций, читавшегося автором в течение многих лет на факультете психологии МГУ для студентов -го курса, сохраняет непринужденность общения с аудиторией, содержит большое количество примеров из экспериментальных исследований, художественной литературы, жизненных ситуаций.

В ней удачно сочетаются высокий научный уровень и популярность изложения фундаментальных вопросов общей психологии. Для студентов, начинающих изучать психологию; представляет интерес для широкого круга читателей.

Купить

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kak-uchitelyu-zashchititsya-ot-klevety-roditeley/

Обвинить и оболгать учителя может каждый. Безнаказанно и в чем угодно

Что делать, если учителя оклеветали родители ребенка?

Определение деятельности школы и учителя как процесса оказания услуг создаетспецифику взаимоотношений семьи и школы. Учитель, по мнению таких родителей,должен постоянно говорить: «Чего изволите?», приседая в почтительном реверансе,извиняться и сносить всяческие родительские выходки.

Летом этого года газетыс какой-то садистской изощренностью сообщили о том, что правоохранительныеорганы задержали социального педагога Центра образования №1601 Дмитрия Лубнина,что на него заведено уголовное дело.

Называю Димину фамилию, потому что СМИ непросто открыли ее всем, но совершили беспрецедентный шаг – поместили фотоучителя сначала на своих страницах, а потом и в Интернете. Еще не былозавершено следствие, еще не было определено, виновен или нет, а журналисты ужевынесли свой приговор.

Хорошо, что летом детей не было в городе, иначе Лубнинубыло бы еще тяжелее от таких наветов. Ведь человек, в обязанности котороговходят защита прав и поддержка ребенка, обвинялся в совершении развратныхдействий в отношении несовершеннолетнего.

Не скрою, напечатанноевызвало недоумение у всех, кто знал Диму.

В 29 лет он уже кандидат политическихнаук, победитель конкурса профессионального мастерства «Педагогический старт» вноминации «По ступеням мастерства», финалист Северного окружного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года-2009», в 2011 году стал победителемокружного конкурса «Социальный педагог года»! Несколько лет Дмитрий был членомЗападного окружного совета молодых педагогов, сегодня он член Молодежной палатыпри Мосгордуме, председатель Московского молодежного научного общества,общественный инспектор Московской городской организации Общероссийскогопрофсоюза образования. Талантливый, серьезный, он чрезвычайно активен впрофессиональной и общественной деятельности.

Известие, что Лубнинупредъявили обвинение, перечеркивающее все, чего он добился к 29 годам, всевосприняли по-разному.

Готовность защищать честное имя коллеги тут же выразилиучителя Центра образования №1601, где он работает, члены Западного, Северного иМосковского городского советов молодых педагогов.

Засомневались в егоневиновности вышестоящие инстанции, получившие жалобу родителей, а такжеправоохранительные органы, которым положено сомневаться и которые немедленноприступили к расследованию этого дела. Что же стало поводом для обвинения?

Эта история, какрассказывает директор ЦО №1601 Елена Козырева, началась еще в 2008 году, когдаученик четвертого класса вдруг пожаловался классному руководителю на то, чтоего дома избивают.

Медицинское обследование подтвердило факт жестокогообращения с ребенком, школа передала документы в правоохранительные органы,поставив ребенка и семью на внутришкольный учет. Хотя факт жестокого обращенияс ребенком был установлен, отчим мальчика посчитал себя оскорбленным всемслучившимся.

Как говорят учителя, после этого мужчина неоднократно обещал, чтоотомстит школе. Месть была изощренной и продуманной: человек решил вести поискуязвимых мест в работе педагогов, вовлекать в конфликты родителей и соучениковпасынка.

Правда, считает Елена Анатольевна, задача у него была нелегкой, таккак Центр образования №1601 – одна из лучших школ столицы, тут отлажена системаздоровьесбережения, безопасности учащихся, собран сильный педагогическийколлектив, организовано психологическое и социально-педагогическоесопровождение ребят.

А теперь представим, вкакое положение попал ребенок, который, с одной стороны, уже не мог сказатьправду учителям о том, как с ним обращаются в семье, а с другой стороны,постоянно слышал дома весьма нелестные отзывы о своих учителях.

Педагоги немогли не заметить, как резко ухудшились его отношения с другими учениками иучителями, как стало меняться поведение мальчика – он стал агрессивным,прогуливал уроки, устраивал истерики, ночевал у одноклас­сников, боясь идтидомой (о чем их родители потом сообщали в школу), периодически пропадал нанесколько дней, после чего замыкался, не шел на контакт, почему-токатегорически отказываясь от плановых медицинских осмотров в школе (может быть,потому что его продолжали бить в семье?).

Школа пыталась найтиконтакт с семьей, но практически все ее усилия отклика не имели. Педагогивспоминают, что мама общения с работниками школы избегала, отчим в школуприходил, но всегда скандалил, угрожал, видимо, считая, что только так можнозащищать (от кого?!) права пасынка.

Иногда в школу приходила женщина,представлявшаяся гувернанткой. После очередного продолжительного отсутствияребенка и конфликта по этому поводу с его отчимом администрация школы направиласообщение в правоохранительные органы.

Это на какое-то время охладило накалстрастей, но, по сути дела, мало помогло в налаживании отношений семьи и школы.

Ребенок избрал в этойситуации не лучший вариант поведения – он оскорблял классного руководителя,причем день ото дня все изощреннее, мог исписать доску нецензурными словами вадрес педагога, на уроке бросить бутылку в учителя, вылить воду из вазы сцветами на компьютер, стоящий на столе у преподавателя.

В конфликт вовлекалисьсоученики мальчика. Когда из школы ушли два учителя, которые вели уроки в этомклассе, в него оказались вовлечены уже родители – они написали обращениедиректору школы с просьбой исключить мальчика из школы и обеспечить их детямвозможность учиться в нормальной обстановке.

В ответ его мама обвинила клас­сно­горуководителя в том, что она организовала травлю ее сына, написала по этомуповоду жалобу директору.

Обстоятельства конфликта с этого момента вышли запределы одного класса, стали известны уже всей школе, для его разрешения был привлеченобщешкольный родительский совет, но все это мало помогало нормализоватьотношения.

Что должна была делатьшкола в этой ситуации? То, что и положено делать настоящим педагогам. Педагогистарались направить энергию ребенка в позитивное русло, в результате, несмотряни на что, он нормально учился, был журналистом в школьной телестудии,занимался в музее боевой славы. Но при этом снова пропадал, после чего следовалочередной срыв.

Основная тяжесть работыс мальчиком легла на плечи педагога-психолога и социального педагога.

Напомню:в 2011 году Дмитрий Лубнин был признан в округе лучшим социальным педагогом, иему нужно было оправдать доверие, тем более что к нему обращались за помощьюмногие педагоги, работавшие с этим трудным мальчиком.

Работу социальногопедагога осложняло то, что мальчик был склонен к фантазиям, особенно часто вралтогда, когда был виноват и старался избежать наказания.

В какой-то момент сталоясно, что в дело должны вмешаться милиция и прокуратура, так как семья непомогала, а мешала школе, в результате чего постоянно страдал мальчик. Вот тути произошло неожиданное: мама обвинила социального педагога, работавшего с еесыном, в сексуальных домогательствах.

Обвинение былосерьезным, УВД Северного округа провело проверку заявления мамы и отказало ввозбуждении уголовного дела. Невиновность педагога косвенно подтверждало то,что мама длительное время продолжала отправлять ребенка в школу, в которойякобы совершают насилие над ним, не обращалась при этом ни к администрации, ник директору.

Даже беглое знакомство с жалобой позволяло увидеть нестыковки.Мама писала, что социальный педагог домогался ее сына в своем кабинете, носвоего отдельного кабинета у социального педагога нет. В тех местах, где это,по ее предположениям, могло происходить, установлены постоянно работающиевидеокамеры (система безопасности в школе признана одной из лучших в городе).

На этажах школы на переменах дежурят учителя, охрана школы постоянно ведетвидеонаблюдение. Во всех кабинетах школы работают веб-камеры, администрацияшколы может постоянно контролировать учебно-воспитательный процесс.

Самоеглавное, что при общении социального педагога с мальчиком всегда присутствовалисотрудники, а в школе практически нет мест, где с ребенком можно бесконтрольноуединиться на сколько-нибудь продолжительное время.

Попытки поговорить смамой ни к чему не приводили, во время проверки ее заявления она торазворачивала обвинительную кампанию против школы в Интернете, то обращалась кдиректору с требованием организовать надомное обучение ее сына.

После того какУВД отказалось завести уголовное дело, мама обратилась в АдминистрациюПрезидента РФ, и уголовное дело против социального педагога все-таки быловозбуждено, у него взяли подписку о невыезде, дело взяла под контрольОбщественная палата Российской Федерации.

Дмитрий Лубнин, отстаивая свои честьи достоинство, согласился на все предложенные следствием экспертизы. Темвременем родители забрали мальчика из школы и переехали в другой город.

Создается впечатление, что сделали то, что хотели, – отомстили школе ипедагогам, ославили на всю страну и исчезли из поля зрения. Мальчика они,конечно, увезли с собой, что… сильно беспокоит педагогов школы. Настоящихпедагогов!

«Мы хотели бы, чтобыправоохранительные органы заинтересовались отчимом ребенка. Очевидно, чтомальчик панически боится этого человека.

Мы просим истребовать материалы из ПДНОВД по Савеловскому району, куда школа неоднократно обращалась, опросить коллегучителя, родителей других учеников, с которыми работает наш социальный педагог,- говорит директор школы Елена Козырева.

– У нас нет сомнений в невиновностиДмитрия Лубнина, в его порядочности. Его коллеги-педагоги, родительский совет,который вместе с нами пытался разрешить сложную ситуацию, поддерживают молодогопедагога. Это наша гражданская позиция!»

Позицию ЕленыАнатольевны действительно разделяют педагоги, которые приняли обращение взащиту своего коллеги: «К сожалению, обстоятельства нашего времени таковы, чтонаряду с позитивными изменениями в системе образования, с признанием особойроли педагога в деле воспитания подрастающего поколения учитель все чащестановится самой незащищенной фигурой российского общества – мишенью дляунижения, очернения со стороны непорядочных людей, в распоряжении которых находятсядля этого любые средства и возможности. Человек, от которого зависит будущееРоссии, сегодня как никогда сам нуждается в правовой защите! Участие мужчин впедагогическом процессе становится опасным, если учителя так легко оболгать. Кнам постоянно обращаются различные средства массовой информации. Мы вынужденыучиться специальной деятельности, хотя никогда не стремились к этому, и оченьнуждаемся в поддержке учительского сообщества. После публикации материалов обобвинении педагога на всю страну отчиму мальчика открыта дорога для клеветы напедагогический коллектив, директора и других сотрудников».

Сегодня Дмитрий Лубнинпродолжает работать в своей школе, где ему по-прежнему доверяют, где егоуважают за высокий профессионализм. Остается гадать: когда с учителя снимут всеобвинения, обратятся ли он и коллектив школы в суд для того, чтобы имвозместили моральный ущерб? Если в наши рыночные времена за все нужно платить,то пусть заплатят и те, кто без всяких оснований возвел клевету.

Источник: http://ug.ru/article/145

ЗАВУЧ.инфо – Самые бесправные и беззащитные в школе… учителя

Что делать, если учителя оклеветали родители ребенка?

«…Запугивает детей и родителей, оказывает психологическое давление… Требую наказать учителя за хамство, жестокость, распущенность, невоспитанность».

Такие жалобы поступили в администрацию учреждения и департамент образования. Расследование ничего не подтвердило, но осадок остался…

Чтобы не навредить героине еще больше, мы не укажем имен и конкретного места на Ямале, где разворачивалась эта гнетущая история. Дело было в начальной школе, в коррекционном классе.

Редкий случай, когда опытный учитель с множеством регалий взялся вести не вундеркиндов, а детей с проблемами. Коллеги характеризуют ее только с положительной стороны, есть поддержка со стороны родителей и учеников, даже бывших.

Но никто не может повлиять на ситуацию…

– Первый раз в моей жизни такое, – сетует миловидная женщина. – Столько оскорблений, откровенной лжи в мой адрес… и ощущение абсолютной беспомощности…

– Это мой первый и любимый учитель, единственный, чей день рождения я до сих пор помню, – говорит 26-летняя Алла. – Чуткий и отзывчивый человек, в любой ситуации для каждого находит нужные и правильные слова. Для нас она всегда была второй мамой, к которой мы и после школы обращались за советом и поддержкой. Детям, которых она учит, очень повезло, их родителям тоже.

– Она требовательная, но справедливая, никогда мой ребенок не жаловался на нее, – говорит мама, чей сын сейчас учится у педагога. – На собрании мы обсуждали сложившуюся ситуацию, все родители готовы подписать любые бумаги, чтобы защитить нашего учителя.

Закон об образовании формально уравнивает права всех участников образовательного процесса.

Но если возможность наказать нерадивого сотрудника всегда найдется, то способов защитить достойного человека от необоснованных нападок мало.

Ну, соберут родители подписи, коллеги проведут беседы по своим классам, кто-то в СМИ выступит. Чтобы по-настоящему реабилитироваться оклеветанному педагогу остается только обратиться в суд. Но часто ли так делают учителя?..

В поисках прецедентов обращаюсь к всемогущему интернету. Увы, примеров нет. Не принято сор из избы выносить или люди не доверяют судебной системе – остается только гадать.

В 2014-м в Госдуме обсуждался законопроект о защите учителей. Противники нововведений аргументировали свою позицию тем, что корень зла лежит в социокультурной сфере, запреты и наказания не помогут, мол, воспитывать надо подрастающее поколение. Постепенно споры утихли, на этом всё закончилось.

А тем временем Сеть пухнет от количества сообщений  и видеороликов, в которых ученики издеваются над педагогами, публично оскорбляют, угрожают, избивают. Ямал не стал исключением: вспомним прошлогодние события в Гыде. Там виновник был наказан, но не за избиение учителя, а за ограбление другого человека…

Недавняя резня в Перми, Улан-Удэ показала, насколько беззащитны педагоги и дети от сокрушительной ярости и агрессии, и как страшно, когда один человек теряет контроль над собой.

Резонансные происшествия в школе чем-то похожи на семейные расправы – такие же беспощадные и зверские. Наверное, потому что возникают не вдруг, не случайно.

Негативные эмоции, озлобленность, раздражение и протест накапливаются месяцами, годами, десятилетиями. И взрываются, сметая всё на своем пути…

Самые кровавые драмы произошли в американских школах. Там среди прочих мер ужесточили системы безопасности, усилили контроль над доступом в интернет. Но у преступников появились подражатели.

И жертв стало еще больше.

Получается, старые трагедии практически ничему не учат? Мы пока не научились распознавать агрессию в зародыше, находить, где тонко, понимать, где нарывает, а у кого руки уже тянутся к топору…

От учителя все требуют сегодня очень и очень многого: чтоб готовил людей будущего, знания давал, размышлять учил, воспитывал, всё замечал и помогал. И чтоб никаких розг, как до революции, ни повышенного тона себе не позволял. И родителей попусту не беспокоил. Там он один за всех и против всех бед.

ВИДЕОКАМЕРЫ – В КАЖДЫЙ КЛАСС!

В одном из ямальских пабликов «КС» организовал опрос, в котором до вчерашнего дня поучаствовало уже больше 360 человек.

Из них почти 80 процентов согласны, что у учителей мало прав, они нуждаются в защите, в том числе на законодательном уровне. Почти каждый пятый считает, что педагогам ничего не угрожает, а в своих проблемах они виноваты сами.

– Почему учителя позволяют так к себе относиться? – вопрошает одна из участниц дискуссии. – Ведь можно выставить хама за дверь, или поднять его и весь класс заодно, если мешают вести урок! Вызвать родителей, наконец!

Давайте разберемся. Может ли учитель выгнать ученика с урока? Об этом в документах ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Главным законом страны гарантируется его общедоступность.

Следовательно, если учитель выгоняет ученика из класса, он препятствует его образованию, тем самым нарушает права гражданина. А это уже повод для жалобы или обращения в суд. Более того, если в это время с ребенком что-то произойдет, или он сам совершит правонарушение – педагогу грозит ответственность вплоть до уголовной.

Отобрал телефон, планшет или что-то еще, мешающее усвоению материала, – налицо открытое хищение чужого имущества, то есть грабеж. Отнял записку – обвинят во вторжении в частную жизнь: каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров и прочего. Это написано во Всеобщей декларации прав человека. Дети – не исключение.

Жалобщикам это хорошо известно. При этом родители зачастую позволяют себе нелестные высказывания в адрес школы и ее сотрудников в присутствии детей.

Или вот ситуация. Дети расходятся по домам и наблюдают картину: учителя, вооружившись граблями и метлами, убирают школьный двор. Старшеклассники отпускают едкие шутки.

На собрании интересуюсь, почему дети не участвуют в субботниках, генеральных уборках класса и школы. Ответ поражает: «Не имеем права их привлекать» … Фундаментальные труды великих педагогов сданы в утиль.

Откуда взяться уважению? И к каким чувствам и убеждениям детей взывать воспитателям?

– Почему дома я не позволю ребенку хамить, мешать мне работать? Учитель должен сам принимать меры. Ведь зачастую даже в дневник не пишут, что ребенок баловался или срывал урок, тем более вел себя некорректно по отношению к учителю, –  вступает в диалог другая участница.

Тут же получает ответ: «Да, потому что затем прибегают безумные родители и строчат жалобы во все инстанции, что их ребенка ни за что выгнали из класса, да еще и за руку вывели…»

– Так может камеры пора поставить в классах? Я заинтересована в том, чтобы мой ребенок адекватно себя вел и получал качественные знания. И не отвлекался бы на тех детей, которые учиться не хотят. Есть видеозапись – ее разбирают на педсовете, вызывают родителей и решают вопрос с дальнейшим обучением их ребенка. Было бы здорово! – предлагает другая родительница.

Из всего изложенного напрашивается вывод: организовать образовательный процесс так, чтобы все были довольны и защищены, вряд ли возможно. Но ради безопасности необходимо идти на какие-то ограничения личной свободы, усиление охраны, и соответственно, ужесточение допуска  и перемещения по школе. И оставаться бдительными.

Подробнее: https://ks-yanao.ru/obrazovanie/samye-bespravnye-i-bezzashchitnye-v-shkole-uchitelya.html

Источник: https://www.zavuch.ru/news/news_main/1193/?utm_referrer=https

Конфликты с учителем: 5 способов решения

Что делать, если учителя оклеветали родители ребенка?

В сознании ребенка младшего школьного возраста учитель — самый главный и самый важный человек в мире. От него зависит самооценка маленького ученика: если учитель недоволен, ребенок искренне считает себя плохим и неспособным ни на что, а если хвалит — расцветает от ощущения собственной успешности. Что делать, если отношения с учителем не складываются? Ищем решения.

Причины конфликтов

    По большому счету, виноваты только взрослые: с одной стороны, учителя, которые часто не обладают достаточным умением и желанием вникнуть в суть поведения ребенка, а с другой, — родители, которые редко пытаются разобраться в истинных источниках проблем.

  1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом — угрозу своему авторитету.
  2. Подросток самоутверждается в коллективе путем противостояния учителю. Для некоторых из детей такой способ завоевать уважение одноклассников — самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, который не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выходит из себя.
  3. Учитель особенно много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребенок еще не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени «переползают» и в среднюю.
  4. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.

Тревожные симптомы и признаки серьезных проблем

Напряженные отношения с учителем — очень травмирующая ситуация, причем не только в начальной школе, но и в средней, и даже в старшей.

Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко.

Реальная история

«Лешка вдруг стал худеть. Сначала мы вроде радовались, потому что он у нас пухлый с детства, а потом поняли: что-то не то. Вечерами он сидел у себя в комнате, что-то делал на компьютере, перестал с друзьями общаться. С нами стал меньше разговаривать, не смеялся, как раньше. Мы списали все на подступающий переходный возраст.

А потом, разговорившись с мамой его одноклассника, неожиданно узнали о конфликте, который уже давно, несколько месяцев, существует между Лешкой и учителем физкультуры.

Мальчишка прогулял пару занятий, учитель его высмеял при всех — и пошло-поехало… В итоге нам пришлось обращаться к психологам, у сына появилась бессонница, и в школу он ходить отказывался вообще… И в середине года мы перевели его в другую школу, подальше от стрессовой ситуации».

Признаки серьезных проблем в школе:

  • Резкая смена поведения. Например, активный и жизнерадостный ребенок вдруг становится замкнутым и молчаливым, а ласковый — начинает ужасно грубить.
  • Неадекватные реакции на привычные слова и действия.

    Ребенок может втягивать голову в плечи в ответ на обращение к нему, пугаться телефонного звонка или будильника, заслоняться, будто защищаясь от ударов, при попытках прикоснуться к нему и т. д.

  • Потеря интереса к учебе, нежелание посещать школу, отказ делать домашние задания, при этом понижается самооценка: «У меня нет способностей к математике» или «Я не собираюсь быть программистом».
  • На вопрос о каком-то предмете или учителе изменяется в лице, становится грубым и агрессивным, отказывается рассказывать что-либо.
  • Записи о плохом поведении на уроке сделаны чаще всего одним и тем же учителем.

Мальчики VS.

Девочки Мальчики-старшеклассники гораздо активнее «воюют» с учителями, но и им достается от педагогов больше. У мальчиков чаще возникают конфликты из-за поведения в школе (18,9% – мальчики, 11,3% – девочки), пропусков занятий и опозданий (19,8% – мальчики, 15,7% – девочки), курения (9,5% – мальчики, 2,5% – девочки). Девочки опередили сверстников в одном случае — «мой внешний вид: прическа, одежда» (5,2% – мальчики, 6,5% – девочки). Что делать и как решать проблемы

5 шагов к решению проблем

задача родителей — не просто избавление сына или дочки от проблем, а помощь в приобретении опыта цивилизованного решения конфликтов. И оттого, какие шаги вы предпримете вместе с ребенком, зависит его поведение во взрослой жизни: в разговорах с начальством, с беспокойными соседями, с супругом.

Шаг 1: Выслушайте ребенка

Не мешайте ребенку выражать свои эмоции. Сначала скажите, что вы в курсе: «Мне кажется, вы с Марией Ивановной в конфликте», — а затем четко определите задачу: «Я хочу знать, что ты об этом думаешь».

Постарайтесь сдержаться и не одергивать: «Не смей так говорить о взрослом человеке!» или оценивать: «Учитель прав, а ты нет».

Если ребенку трудно выражать свои чувства (что часто бывает с младшеклассниками), попробуйте помочь ему с формулировками: «Тебе кажется это несправедливым», «Тебе обидно», «Ты боишься». Когда ребенок поймет, что разговор этот затеян не для того, чтобы его обвинить, он будет откровенен.

Он поймет, что вы — на его стороне, что вы его поддерживаете. Но не менее вредна и другая крайность — при ребенке ругать учителя: «Да она сама ничего не понимает!» Тем самым вы демонстрируете, что в случае конфликта всегда можно спрятаться за спину взрослого.

Шаг 2: Начните обсуждение

Не надо навязывать свое мнение и давать оценки. Ваша задача — вместе с ребенком проанализировать ситуацию, увидеть ее с разных сторон. Спокойно спрашивайте: «Когда ты впервые почувствовал, что она тебя недолюбливает?» Выдвигайте версии: «Может быть, ее раздражает то, что тебе трудно подолгу молчать?». Разработайте план дальнейших действий.

Шаг 3: Поговорите с педагогом

Приходите в школу только после того, как обсудите это с ребенком. Если он попросит вас не афишировать свой визит, выполните его просьбу и приходите после уроков.

В беседе с учителем правила те же: вам нужно постараться сохранить нейтралитет. Не обвинять, не оправдывать собственного ребенка, а просто выслушать точку зрения второй стороны.

Пусть учитель расскажет о том, что он чувствует, как он видит причины конфликта.

Шаг 4: Побеседуйте втроем — вы, учитель и ребенок

Это хорошо уже тем, что конфликт не замалчивается и стороны могут высказать все, о чем думают. Но происходит это уже после того, как самая эмоциональная часть была выплеснута до того, в беседе с вами. В этом разговоре главным опять же должны стать не критика и не взаимные обвинения, а поиск выхода. Работайте посредником — собирайте предложения и вырабатывайте компромиссные решения.

Шаг 5: Примите решение

Если первые три шага не дали результатов и конфликт разгорается с прежней силой, то наступает время действовать. В том случае, когда педагог очевидно неправ, не бойтесь обратиться к администрации школы, в департамент образования. Не забывайте: сейчас вы закладываете в его сознании алгоритм разрешения конфликтов, он должен видеть, что иногда вы поступаете решительно.

Если же конфликт зашел слишком далеко, проконсультируйтесь с детским психологом. Возможно, единственный выход из ситуации — как можно быстрее сменить школу и педагога.

И в этом случае не надо ждать и уговаривать ребенка: «Ну потерпи еще полгодика, пока учебный год закончится».

Для ребенка, особенно младшеклассника, это слишком долгий срок, который может привести к неврозу или отвращению к учебе на долгие годы.

Источник: https://www.goodhouse.ru/family_and_children/education/konflikty-s-uchitelem-5-sposobov-resheniya/

Ветка права
Добавить комментарий