Должен ли учитель проходить курсы по предметам, которые он ведет?

Как учиться учителю? Все о повышении квалификации

Должен ли учитель проходить курсы по предметам, которые он ведет?

Что лучше — онлайн или офлайн повышение квалификации? Как можно развивать профессиональную компетентность в стенах своей школы? Кто должен стать супервизором? Как выбрать лучшие курсы? Эти и другие вопросы обсуждали во время дискуссии на Августовской конференции для педагогов. Модератором мероприятия выступила менеджер креативных образовательных проектов общественного союза «Освитория» Елена Северенчук.

Прежде чем предоставлять услуги, нужно изучить, кто клиент и чего он желает. До недавнего времени это было актуально в любой сфере услуг, кроме повышения квалификации учителей. Сейчас все меняется.

В исследовании, которое «Освитория» провела в рамках премии Global Teacher Prize Ukraine, приняли участие более 3 тысяч педагогов.

Как учителя измеряют эффективность своей работы? 62% педагогов и 72% родителей лучшим показателем считают успешность ученика. При этом ориентируются не на сформированные навыки, а на те оценки, с которыми он заканчивает школу. То есть, к сожалению, до сих пор ориентируются на измерение.

Самый печальный факт: 82% украинских учителей чувствуют недостаточное уважение к своей профессии.

Это может быть связано с кризисом в профессии, происходящим во всем мире. Ведь в прошлом году в ходе опроса ОС «Освитория» 44% киевлян сказали, что профессия учителя больше не нужна.

Вероятно, речь идет о том, что функция учителя как источника знаний изменилась во времена Google. Поэтому мы должны говорить об изменении формата, поиске новых подходов к учительству.

Педагогу приходится либо идти в ногу со временем, либо чувствовать себя «обломком старого мира».

Как выбрать правильные курсы

Статья 78 Закона «Об образовании» говорит: школа должна 2% от общего фонда заработной платы учителей потратить на повышение квалификации. Но сколько реально на каждого учителя приходится средств?

Также ежегодно педсоветы и руководители учреждений должны утверждать планы профессионального роста каждого учителя. И педагог должен сделать выбор, чьим услугам отдать предпочтение.

На что ориентироваться? Пока нет критериев, не сформирован рынок качественных услуг. Если в столице этот рынок шире, то в регионах часто нет выбора.

В пункте 6 статьи 59 сказано, что Кабмин должен утвердить условия предоставления услуг и оплаты, поэтому данный процесс еще не урегулирован. Но работа уже началась.

По словам Елены Северенчук, команда EdCamp работает над перечнем критериев, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги учителям. Это касается как общественных организаций, так и институтов повышения квалификации.

Государственный и частный сектор — все должны работать по одинаковым стандартам. В конце сентября их уже должны вынести на общественное обсуждение, а весной 2019 года они должны быть утверждены.

Каждый учитель может присоединиться и предложить свои критерии.

Директор криворожской средней школы №114 Людмила Хорькова рассказала об опыте в их учебном заведении.

— Я как раз из типичных учителей: с короткой прической, в очках, в деловой одежде и с объемной сумкой, — шутит Людмила. — Считаю себя играющим тренером, то есть я еще и учитель истории и правоведения, и все, что я требую от учителей, стараюсь пройти лично. Например, если пишем научные работы, то и я как предметник пишу с учениками.

Как и все учителя, я прохожу курсы повышения квалификации на базе Днепропетровской академии непрерывного образования. Уровень там повысился, интересные модули, поэтому я прошла 12 за несколько дней. Но главное для меня — свобода выбора.

Выбирать то, что для нас важно: по направлению специализации школы — информационные технологии, а также относительно нового подхода в НУШ, различные практические кейсы и подсказки относительно формы подачи.

Самый популярный формат — онлайн-курсы, которые позволяют выбрать удобное время (в том числе студии онлайн-образования EdEra).

Но первейшая форма повышения квалификации в этой школе — использование каникулярного времени. Проводят занятия по английскому языку, ИT-технологиям, а преподавателями для учителей становятся коллеги, которые ведут эти предметы.

Кроме того, «Книга НУШ» — хороший подарок учителям. Занимаются по этой библиотечке так: один учитель читает, делает презентацию по книге и предлагает другим основные тезисы.

Можно сказать, занимаются в команде созданием корпоративного университета, в котором сами себя обучают.

Учителя передают друг другу «цыганской почтой», где качественные курсы, поэтому репутация очень важна. К примеру, в «Освитории», когда объявляют набор на любой курс, за полчаса открытой регистрации набирают свыше 100 желающих принять участие на 15 мест. 70% из них — учителя из регионов, которые готовы тратить свои средства на проезд.

Как внедрять современные технологии на уроках

Как доказывает опрос, в среднем 2295 грн в год учитель тратит собственных средств на повышение своей квалификации, финансируя сам себя (курсы, тренинги, профессиональное литература).

27% хотели бы уменьшить такие расходы. В этом могли бы помочь региональные центры, общественные организации, которые предоставляли бы качественные услуги. Это уменьшало бы цену и не пришлось бы тратиться на проезд. Но это все впереди.

Относительно удобной для педагогов формы обучения: хотя прогресс движется вперед, 64% учителей предпочитают очные курсы, тренинги, живое общение наперекор эре диджитализации. 56% — программы обмена в стране и за рубежом. 54% — дистанционные курсы, тренинги

Хотя онлайн-образование набирает обороты, участники встречи договорились, что она не поглотит офлайн-формат. Ведь учитель — это работа с людьми, поэтому часть методик передать онлайн невозможно.

Но методические материалы удобно передавать именно таким образом. Будущее — за объединением этих форм.

Некоторые онлайн-курсы могут быть базой для институтов повышения квалификации, где не придется тратить время на лекции, а можно будет сосредоточиться на работе в группе, проектной работе и т.п.

Учителя первоклассников НУШ прошли онлайн и офлайн образование, идут в классы. Но большинство растеряны — как внедрять все это в реальной жизни? Возникает много вопросов, проблемных ситуаций, есть потребность в обратной связи. Как помочь этим учителям?

Директор Всеукраинского фонда «Крок за кроком», одного из стейкхолдеров, занимающихся реформой НУШ, Наталья Софий рассказывает о супервизиях. Кто-то видит в этом термине только контроль, прибегая к буквальному переводу этого слова «надзиратель, контролер, наблюдатель». Впрочем, есть международный устойчивый контекст.

Супервизор — это тот опытный профессионал, который дает обратную связь, делится опытом, отвечает на все конкретные вопросы, анализирует целесообразность использования определенных методов, помогает избежать профессионального выгорания, а также отвечает за качество работы своего «подопечного» и комфортность его деятельности. Это не разовая консультация, а длительные отношения, построенные на доверии. Профессионалы, работа которых построена на контакте с другими людьми, регулярно проходят супервизии, то есть могут не только оценить себя как специалиста со стороны, но и получить помощь в формировании профессиональной идентичности.

Какой хотят видеть школу родители: глобальное исследование

Сама Наталия предлагает заменить термин «супервизор» на украиноязычный вариант — «наставник».

Кто должен предоставлять такую помощь? На встречах рабочих групп по этому вопросу, по ее словам, часто предлагают, чтобы это делали те, кто по должности должен заниматься учителями: методисты, заместители директоров. Но по канонам супервизии ее не может проводить человек, с которым у клиента какие-то другие отношения: профессиональные, семейные.

Ведь условие эффективного наставничества — полная откровенность со стороны того, кто обращается за помощью. Если они вместе задействованы еще в другой деятельности, возникает конфликт интересов. Поэтому нельзя даже коллегу ставить наставником.

Что касается руководства, тем более возникает соблазн не открывать правду. Сделать вид, что все хорошо, чтобы это не отразилось на карьере, зарплате. Тогда наставничество становится просто контролем.

Недаром за рубежом супервизорами обычно становятся те профессионалы, которые уже вышли на пенсию.

При обсуждении «прошлись» и по другим терминам. Например, не стоит употреблять «повышение квалификации», пока не проведено лицензирование на эти услуги. Ведь пока что законодательно эти формы обучения строго регламентированы.

Поэтому лучше о непрерывном обучении учителей говорить как о способах развития профессиональной компетентности.

Впервые принятые профессиональные стандарты заставляют учителей повышать уровень навыков и знаний, чтобы соответствовать им.

Также затронули немало болезненных тем: низкий уровень доверия учителей к областным отделам образования. А у тех — к организациям, участвующим в развитии НУШ, реформе высшего педагогического образования.

Речь шла и о бюрократических подходах и авторитарной вертикали в образовании, которые учителям сложно совмещать с творчеством на уроках.

Но принципы НУШ как раз должны помочь педагогам избавиться от всех этих явлений.

Вероятно, этого 1 сентября не только первоклассники волновались, что у них начинается новая школьная жизнь. Новая школа приходит и к учителям, начинается обучение. А когда наступит его финал, каждый профессионал решает сам. В идеале — оно продлится до последнего дня работы.

Источник: https://osvitoria.media/ru/experience/yak-navchatysya-vchytelyu-2/

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Должен ли учитель проходить курсы по предметам, которые он ведет?

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Аттестация педработников – новый порядок

Должен ли учитель проходить курсы по предметам, которые он ведет?

В соответствии с  законом «Об  образовании  в  Российской    Федерации» педагогические работники организаций,  осуществляющих   образовательную деятельность, должны проходить аттестацию. Аттестация важна не только для самих педработников (стимулирует их профессиональный и личностный рост, повышение размеров  оплаты  труда и т.

д.), но и направлена на  улучшение качества образования на основе повышения эффективности и качества их педагогической деятельности. Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г.

Регистрационный N 32408) утвержден новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Порядок). В связи с чем, приказ Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г.

  N 209  «О  Порядке   аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом РФ  26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999) утрачивает силу.

Что нового?

1. Аттестация на установление соответствия педработника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности теперь проводят сами образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

2.

Новый Порядок расширил категории педагогических работников, которые не проходят аттестацию. К ранее действовавшему списку добавились педагоги, которые занимают свою должность менее 2 лет и те, кто проболел более 4 месяцев.

3. Внесены изменения и в порядок прохождения аттестации по желанию — когда учитель хочет получить более высокую квалификационную категорию: первую или высшую.

По новым правилам  к действовавшим критериям оценки добавились результаты проверок, которые с этого года ежегодно будут проводить специалисты Минобрнауки в учебных заведениях; учителя должны готовить не только двух-трех лучших учеников, а стараться выявить и поддержать таланты у всех учащихся и, кроме того, помочь детям, отстающим в учебе.

4. По новым правилам, результаты экспертизы на присвоение учителю высшей квалификации будут публиковаться в интернете — на сайтах органов государственной власти. Те, кому в присвоении высшей квалификации откажут, могут попробовать себя снова — через год.

Возможный вариант работы с документом

1.Ознакомить с новым Порядком проведения аттестации педработников организации;

2.

Разработать, принять и утвердить в установленном в организации порядком локальные акты организации по вопросам аттестации  педработников  в соответствии с утвержденным Порядком (Положение об аттестационной комиссии образовательной организации, график аттестации, форма Представления на педработника, форма распорядительного акта об аттестации, форма протокола и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии и т.д.);

3.Разработать технологии аттестации педработника на соответствие занимаемой должности на основании утвержденного Порядка;

4. Определить технологии оценки профессиональной деятельности аттестуемого  педработника и требования к ним в соответствии с преподаваемым предметом.

5.Определить список педработников, подлежащих аттестации, и график прохождения ими аттестации.

6.Создать аттестационную комиссию и утвердить ее состав распорядительным актом организации.

7. Разместить на информационном стенде все материалы по вопросам аттестации.

8.Разместить информацию по вопросам аттестации педработников на сайте образовательной организации.

При работе с документом обращаем внимание на следующие положения Порядка.

1.Об имеющихся у работников квалификационных категориях

Установлено, что квалификационные  категории,     установленные педработникам  государственных и муниципальных образовательных учреждений ранее,  сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

2. Виды аттестации

  • обязательная — в целях подтверждения  соответствия  педагогических  работников  занимаемым  ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
  • добровольная — по желанию педработника в  целях   установления первой или высшей квалификационной категории.

3.Кто аттестуется

Аттестуются все педаработники образовательных организаций, осуществляющих образовательную  деятельность, в т. ч. совместители, а также работники, совмещающие должности наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором.

4. Кто освобождается от аттестации

Утвержденный Порядок не касаетсяпрофессорско-преподавательского состава.

Аттестацию  в  целях  подтверждения  соответствия    занимаемой должности не проходят следующие педработники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б)  проработавшие  в  занимаемой  должности  менее  двух   лет   в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам. Аттестация их возможна не ранее чем черездва года   после выхода из указанного отпуска;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация их возможна не ранее чем через два года   после выхода из указанного отпуска;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд   в связи с заболеванием.   Аттестация их возможна не ранее чем через год после  выхода   на работу.

5.Периодичность и сроки аттестации

Аттестация проводится  1 раз в 5 лет.

Квалификационная категория присваивается сроком на  5  лет.

Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

6.Принципы аттестации

Коллегиальность,  гласность,  открытость,  обеспечивающие     объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации   при проведении аттестации.

7.Порядок  аттестации

В документе подробно прописан порядок проведения аттестации педработников на соответствие занимаемой должности и присвоение им квалификационных категорий. При этом установлено, что:

а) В соответствии с Порядком аттестация педработников в  целях   подтверждения соответствия  занимаемым   ими     должностям на  основе  оценки  их   профессиональной деятельности проводится аттестационными  комиссиями, самостоятельно   формируемыми образовательными организациями, в соответствии  с распорядительным актом работодателя.

В  состав аттестационной комиссии организации  должны входить  председатель   комиссии,     заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, а также  в   обязательном порядке  представитель  выборного  органа     соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

При принятии решения аттестационные   комиссии   организаций  также  дают     рекомендации работодателю  о  возможности  назначения  на  соответствующие   должности педагогических работников лиц, не  имеющих  специальной  подготовки   или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные  характеристики  должностей  работников    образования» Единого   квалификационного   справочника   должностей     руководителей, специалистов и служащих и (или)  профессиональными  стандартами,   но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

б) Аттестация  педагогических  работников  в  целях   установления квалификационной категории проводится:

  • для  педагогических работников организаций, находящихся в ведении  федеральных  органов  исполнительной  власти, — аттестационными   комиссиями,   формируемыми   федеральными      органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;
  • в отношении педагогических работников организаций, находящихся  в   ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных  организаций — аттестационными  комиссиями,  формируемыми   уполномоченными     органами государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации.

Аттестация педагогических работников проводится на основании ихзаявлений, подаваемых непосредственно в  аттестационную  комиссию,   либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с  уведомлением  в   форме электронного документа   с  использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Установлено, что заявления  о  проведении  аттестации  на присвоение квалификационной категории подаются   педработниками независимо от продолжительности  их работы в организации, в   том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявления о проведении аттестации в целях  установления   высшей квалификационной категории по должности,  по  которой  ттестация   будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не  ранее   чем через  два  года  после   установления   по   этой       должности первой квалификационной категории.

Истечение срока действия высшей квалификационной  категории   не  ограничивает право педагогического работника впоследствии  обращаться   в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Педработники,  которым  при  проведении   аттестации отказано в установлении квалификационной  категории,  обращаются  по  их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня   принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

При  переходе  педагогических работников в другую  организацию,  в  том  числе  расположенную  в  другом    субъекте Российской Федерации,  установленные им квалификационные  категории  сохраняются до окончания срока их действия.

Обжалование результатов аттестации

Результаты аттестации  работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276 ИА «ГАРАНТ»: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/544899/#ixzz33Gr34b8p   «Российская газета» — www.rg.ru

Аттестация педработников – новый порядок

Источник: https://eduinspector.ru/2014/06/04/attestacija-pedrabotnikov-novyj-porjadok/

Ветка права
Добавить комментарий