Где указано, что участковый имеет право налагать штраф?

К вам пришел участковый. что делать? – советы адвоката

Где указано, что участковый имеет право налагать штраф?
9 января казахстанцы оккупировали Центры обслуживания населения. Большинство побежало за адресными справками из-за начавшейся в стране тотальной поквартирной проверки полицейскими жилых домов. Что же делать, если участковый позвонил и в вашу дверь, рассказала адвокат Хамида Айткалиева.

Хамида Айткалиева

Без причин — не впускать на порог

— Начнем с того, что помимо закона о миграции, из-за которого в стране начался ажиотаж, есть Закон «О профилактике правонарушений».

И на основании этого закона министром внутренних дел вынесен приказ № 1095 от 29 декабря 2015 года «Об утверждении правил организации деятельности участковых инспекторов полиции, ответственных за организацию и работу участковых пунктов полиции». Эти правила наделяют огромными полномочиями участковых и их помощников.

Если мы говорим о том, имеет ли участковый право заходить к вам домой или нет, я отвечу: нет, не имеет права без вашего на то согласия. За исключением отдельных случаев.

В подпункте 21 пункта 14 Правил перечислены основания для беспрепятственного доступа участкового инспектора в жилые и иные помещения, если:

  • он преследует подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, угрожающих безопасности физических лиц
  • есть достаточные данные предполагать, что в помещении совершено или совершается уголовное или административное правонарушение
  • произошел несчастный случай
  • нужно обеспечить личную безопасность физических лиц и общественную безопасность
  • происходят стихийные бедствия, катастрофы, аварии, эпидемии и массовые беспорядки.

В этих случаях участковый инспектор имеет право зайти к вам, даже если вы возражаете.

Но на практике участковые не рискуют этого делать, так как в случае обжалования их действий им придётся доказывать их законность. Это речь только о полномочиях участковых, которыми они наделены в рамках поставленных перед ними задач.

Другие сотрудники правоохранительных органов имеют право пройти в помещение, только если у них есть санкция на обыск или в отношении лица проводятся следственные мероприятия.

В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, они имеют право пройти в помещение без согласия лица и при отсутствии санкции, но тогда обязаны уведомить прокурора и следственного судью, который решает вопрос о законности действий сотрудников полиции.

Откуда взялись помощники участковых

— Уже начали ходить по домам не только участковые, но еще какие-то стажеры в штатском.

— У участковых есть помощники. Помощник наделён полномочиями участкового, за исключением самостоятельного принятия процессуальных решений по уголовным правонарушениям. Возложенные на него обязанности он выполняет под непосредственным руководством участкового инспектора. В соответствии со статьей 9-1 Закона “Об органах внутренних дел” местная полицейская служба состоит из подразделений:

  • участковых инспекторов полиции
  • по делам несовершеннолетних
  • защите женщин от насилия
  • дорожно-патрульной полиции
  • природоохранной полиции
  • приемников-распределителей
  • специальных приемников.

Как вы видите, в законе нет упоминания о том, что помощник участкового входит в состав местной полицейской службы.

То есть эти помощники сегодня находятся на полулегальном положении, что вызывает вопрос в правомерности наделения их полномочиями участкового.

Поэтому правовой статус данных лиц должен быть урегулирован на законодательной основе, так как у сотрудников полиции помимо прав есть обязанности.

— По квартирам в Алматы ходят люди с какими-то сомнительными справками, а не удостоверениями. В них написано, что это сотрудник полиции, но все-таки это настораживает.

— Есть у МВД еще один приказ министра внутренних дел № 641 от 27 ноября 2004 года «Об утверждении правил привлечения граждан к мероприятиям по обеспечению общественного порядка, не связанными с контрольными и надзорными функциями». В этих правилах закреплено право граждан участвовать в обеспечении общественного порядка, они наделяются определенными правами и им предоставляется удостоверение «общественный помощник полиции».

Помощник участкового и общественный помощник полиции — два разных лица.

Но у этой категории лиц нет такого круга полномочий, как у участкового или другого сотрудника полиции, в том числе и помощника участкового. Поэтому важно выяснять, кто постучался в вашу дверь и какова цель прихода.

Кого могут проверять участковые

— Возвращаемся к тому, что участковые пошли по домам. Кто наделен правом проводить поквартирные опросы?

— Участковые имеют право как выявлять и пресекать правонарушения, так и изучать свой административный участок. Участковый имеет на руках список подучетных ему лиц (пункт 24 пункта 4 вышеуказанного приказа № 1095):

  • ранее судимых
  • состоящих на диспансерном учете в органах здравоохранения (алкоголики, наркоманы)
  • состоящих на медицинском учете и допускающих немедицинское употребление наркотических, психотропных и токсических средств
  • психических больных
  • состоящих на учете по делам несовершеннолетних
  • лиц, которым назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества
  • иностранцев и лиц без гражданства.

Что касается проверки количества жильцов в квартирах, в правилах № 1095 у участкового есть обязанность вести журнал учета. Но я считаю этот пункт очень сомнительным, так как в законах об органах внутренних дел и о профилактике правонарушений нет нормы, которая наделяла бы их такими правами.

Права требовать документы нет

— То есть эту информацию он должен фиксировать со слов опрашиваемого лица?

— По части 2 статьи 6 закона об органах внутренних дел полицейские в пределах своей компетенции имеют право:

  • проверять у физических лиц документы, удостоверяющие их личность
  • а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил.

Контроль за выполнением правил возложен на органы внутренних дел, но такие действия должны ими проводиться в рамках профилактики правонарушений. Цель у этой работы — формирование у населения законопослушного поведения.

То есть оснований для постановки на учет законопослушных граждан и контроль за их перемещением законом не предусмотрен.

Для применения индивидуальных мер профилактики необходимы:

  • заявления
  • сообщения граждан и юридических лиц в том числе
  • сообщения в СМИ
  • непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения (попытки) правонарушения
  • материалы, поступившие из госорганов.

Всё это должно быть зафиксировано.

Таким образом, право на сбор информации об арендодателях не наделяет их правом осуществлять безосновательный поквартирный сбор информации с целью выявления незарегистрированных лиц.

Есть к правилам № 1095 приложение № 13 — журнал учета граждан, проживающих в арендных квартирах. Внутреннее содержание этого журнала предусматривает получение такой информации:

• адрес дома

• количество этажей, квартир, подъездов, подвальных помещений, люков

• виды охраны

• видеокамеры

• количество домофонов

• кодовые замки.

То есть все это участковый имеет право знать. У жильцов он имеет право получить информацию о том, кто проживает на его участке. Но эти полномочия не должны нарушать прав законопослушных граждан.

То есть обязанность вести журнал об арендных квартирах не наделяет участкового правом осуществлять безосновательный поквартирный сбор информации с целью выявления незарегистрированных лиц.

Участковые также не могут понуждать граждан предоставлять им информацию о соседях.

Здесь важно отметить, что полномочия вести учет определенных категорий граждан у участковых есть как минимум с декабря 2015 года.

То есть не было никакой нужды вносить такие изменения для временной регистрации в целях борьбы с терроризмом.

Визит домой — не повод для штрафа

— Да, но теперь введены штрафы за отсутствие временной регистрации, если человек не проживает по месту постоянной регистрации. Как действовать людям — «упирать участковых» этими старыми правилами или бояться поправок в закон о миграции?

— О том, что существуют какие-то правила, утвержденные приказом министра внутренних дел, казахстанцы могут и не знать, несмотря на то, что приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции и наделяет правами участковых. Что касается закона, нравится он нам или нет, но он действует.

Право на взлом

— Допустим, несколько раз участковый пришел, дверь ему не открыли. Люди на работе или в отъезде. Он может в следующий раз прийти с какой-то бумагой о праве на взлом двери?

— Нет! Основания для беспрепятственного доступа внутрь жилища я уже выше перечислила. Других нет.

— Да, но там среди прочих пунктов был и такой, что право беспрепятственного входа в жилище может быть, если там скрывается человек, совершивший уголовное или административное правонарушение.

Поскольку отсутствие временной регистрации — это и есть административное правонарушение, значит участковый под предлогом того, что в квартире может находиться потенциальный правонарушитель, может требовать открыть ему двери?

— Он не может действовать на основании своих предположений и тем более взламывать дверь.

Но основанием являются не просто слова жильцов, это должно быть их обращение в полицию с просьбой проверить жильцов какой-то квартиры или письменные показания против соседа. Но это, опять-таки, лишь основание для проверки обращения, а не для доступа в квартиру.

При этом лицо, в отношении которого пожаловались, имеет право знать предмет жалобы, кто пожаловался и где это зафиксировано. И только после этого участковый инспектор может опросить квартиранта.

Устные показания — не аргумент

— А если это не заявление, а устный опрос соседей?

— Устное обращение также должно быть зафиксировано. Мало ли, что скажет участковый.

Может, соседи вообще о вас ничего ему не говорили и он все выдумал. У них есть журнал учета обращений, где и должно быть зафиксировано это обращение

Во всяком случае, в их же правилах я не увидела никаких прав участковых наведываться в чужое жилье без оснований.

— Пришел раз, пришел еще пять раз. Как часто он может ходить в одну и ту же квартиру? И могут ли они это делать в выходные дни исключительно с целью переписи всех членов семьи, домашних животных, автомобилей?

— Они могут делать это в любой день, несмотря на то, что у участковых инспекторов существует нормированный рабочий день. Переписывать состав семьи и ее имущество по правилам из приказа № 1095 участковый не имеет права. На мой взгляд, это относится к лицам, находящимся на профилактическом учете.

Участковый должен знать свой участок и обязан не реже одного раза в квартал встречаться с жителями и отчитываться о проделанной работе. А то, что они сейчас забегали по квартирам, давно имея на руках всю информацию по собственникам и квартиросъемщикам, приводит к нарушению прав граждан. Что самое интересное,

эта информация в журнале об учете граждан, проживающих в съемных квартирах, заполняется карандашом, так указано в приложении 13 к правилам. Это дает им возможность стереть информацию, если что-то произошло

Вы не обязаны иметь адресную справку

— Говорят, что участковые нередко требуют даже предъявить им домовую книгу, которая несколько лет назад была отменена. Как доказать полицейскому, что человек действительно по данному адресу зарегистрирован?

— Достаточно того, что человек сообщит участковому эту информацию. Никто не обязан предоставлять адресную справку, которой на момент прихода полицейского может и не быть.

А отсутствие адресной справки — не основание подозревать гражданина в совершении административного правонарушения. Потому что нарушение — отсутствие регистрации, а не справки о регистрации на руках

Домовая книга отменена в 2012 году, когда подтверждающим регистрацию документом стала адресная справка. Но нигде нет такого требования, чтобы гражданин носил ее с собой денно и нощно.

— Если в квартире в момент визита участкового находится несовершеннолетний ребенок. Он не открыл дверь. Это может быть основанием для привлечения родителей ребенка к ответственности за то, что ребенок не открыл дверь?

— Нет. И правильно сделал, что не открыл. Нет гарантии того, что пришел именно участковый. Даже если он в форме. Вообще-то,

что сейчас происходит, хорошо показывает — участковые давно не занимались тем, чем обязаны были заниматься всегда.

Муж и жена — не одна сатана

— Руководство МВД заявило, что требование об обязательной временной регистрации не касается родственников и гостей. Супруги друг другу родственниками не являются, они — члены семьи. Но при этом они являются наследниками первого звена. Получается, по одному закону они имеют все права, а по другому никто?

— О супругах в законе о миграции ничего не сказано. Но супруг, как правило, имеет право на долю в имуществе. Но не обязательно. А есть еще люди, которые живут в «гражданском» браке (незарегистрированном), мне не нравится слово «сожительство».

И очень даже понятно, почему народ бунтует. Речь идет о серьезном ограничении их прав

Особенно тех категорий граждан, которые занимаются творческой работой и регулярно находятся в командировках по стране. У меня в Карагандинской области процесс шел 8 месяцев. И что, я должна была зарегистрироваться у своего клиента? А ведь есть такие люди, которые не хотят, чтобы кто-то знал о месте их временной дислокации, исходя из соображений личной безопасности.

Источник: https://365info.kz/2017/01/k-vam-prishel-uchastkovyj-chto-delat-sovety-advokata

О порядке привлечения к административной ответственности

Где указано, что участковый имеет право налагать штраф?

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения.

Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.

5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.

2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.

25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ. 

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Источник: https://64.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6667462

Права Анискиных. Что и когда могут требовать участковые милиционеры. — Audit-it.ru

Где указано, что участковый имеет право налагать штраф?
Журнал “Расчет”  

Участковые милиционеры любят наведываться на фирму или к предпринимателю и требовать предъявить паспорт, лицензию, сертификаты на товар, трудовой договор и т. д. Или просят оказать помощь бедствующей милиции и пожертвовать деньги на нужды родного отделения. Поэтому точно знать права участкового и границы этих прав просто необходимо.

Милиция в законе

Обязанности и права участковых перечислены в статьях 10–11 Закона «О милиции». Они имеют полное право проверять паспорта и свидетельства о регистрации по месту жительства.

Правда, при условии, что у участкового есть достаточные основания подозревать человека в совершении преступления или административного правонарушения.

Но, так как для подобной проверки не требуется никакого специального разрешения, в этом вопросе лучше с участковыми не спорить и предъявить им документ, удостоверяющий личность.

Самый интересный пункт статьи 11 Закона «О милиции» – 25. Он регулирует проверки сотрудниками правоохранительных структур финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. Участковый, как и любой другой милиционер, имеет право проводить такие проверки. Но только по мотивированному постановлению начальника того подразделения, в котором он работает, или его заместителя.

В постановлении указывают основание или повод для проверки. Причем это основание должно подпадать под действие Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса. В противном случае такое разрешение на проверку суд может признать незаконным. Ведь проведение профилактических мероприятий пунктом 25 статьи 11 Закона «О милиции» не предусмотрено.

В постановлении на проверку нередко пишут, что поводом для нее стала информация, полученная от г-на Иванова. Такой документ любой суд признает незаконным. В нем должно быть указано, какие именно сведения стали причиной для проверки. Проверка должна проходить в присутствии двух понятых и представителя фирмы.

В ходе такой проверки участковый может изъять документы или образцы товаров. Документы он может забрать на срок до семи суток. Если же из-за этого деятельность вашей фирмы будет парализована, то не более чем на 48 часов.

Доказать, что без изъятых документов работа фирмы остановится, можно только силой внушения. Проще всего это сделать в период сдачи бухгалтерской отчетности. Мол, все эти бумаги вам нужны для составления баланса.

Можно «давить» и на специфику деятельности фирмы, уверять, что документы, например лицензия, сертификаты, кассовая книга, вам нужны каждый день.

Инспектор должен составить опись изъятых документов, один экземпляр которой остается на фирме.

Требуйте, чтобы участковый указал полные названия и даты документов, которые он забирает, количество их листов, имеются ли в этих документах какие-либо исправления, шнурованы ли они и т. д. Некоторые инспекторы фиксируют изъятые документы примерно так: «1.

Папка с документами с надписью “Договоры”; 2. Кассовая книга № 3» и т. п. Вам потом долго придется доказывать, что в этих папках были или не были какие-либо документы.

Взяв даже один коробок спичек, участковый обязан составить акт об изъятии в двух экземплярах, его должны подписать оба понятых и полномочный представитель фирмы. Также он должен составить протокол, в котором будут указаны причины проверки, что именно было досмотрено или изъято и кто при этом присутствовал.

И еще: своего участкового неплохо знать в лицо, иначе может случиться, что вы будете «кормить» посторонних инспекторов. Участковый уполномоченный может выполнять свои обязанности только на закрепленной за ним территории (приказ МВД от 16 сентября 2002 г. № 900).

Права, которых нет

В статье 11 все того же Закона «О милиции» есть еще один любопытный пункт – 35.

В нем сказано, что при наличии информации, которая указывает на то, что фирма или предприниматель нарушают законодательство о налогах и сборах, милиция может проверить их деятельность.

Так вот, такие проверки могут проводить только сотрудники подразделений внутренних дел по налоговым преступлениям. Никакой другой работник милиции, в том числе и участковый, не имеет права проверять документы фирмы, связанные с расчетом и уплатой налогов.

И даже если начальник участкового выдаст разрешение на такую проверку, его можно смело игнорировать. Приказом МВД от 26 декабря 2003 г. № 1033 утвержден перечень должностных лиц Министерства внутренних дел, которые имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Участковые инспекторы не получили этого почетного права.

И еще один важный момент – ни один милиционер, и участковый в частности, не имеет права проводить контрольные закупки.

Законодатели, приняв в конце прошлого года новую редакцию пункта 25 статьи 11 Закона «О милиции», лишили работников правоохранительных структур этой возможности.

Однако милиционеры на местах об этом или не знают, или не хотят знать и по-прежнему штрафуют фирмы за обвес и обсчет.

Кстати, решение о наложении на фирму или предпринимателя штрафа выносит руководитель подразделения милиции или его заместитель, а никак не участковый.

Обычно штрафы платят через банк, но если участковый требует заплатить его наличными, он обязан выдать постановление-квитанцию.

В ней указывают должность, фамилию, инициалы милиционера, назначившего административное наказание, а также время и место совершения правонарушения и сумму штрафа.

Постановление-квитанцию составляют в двух экземплярах. Милиционер, назначивший штраф, и представитель провинившейся компании должны подписать оба документа. Один из них остается у фирмы.

Если вы сомневаетесь в законности поведения вашего участкового, свяжитесь с дежурной частью своего отделения милиции. Телефон его, кстати, на всякий случай надо всегда держать под рукой. А если уж ваш инспектор откровенно бесчинствует, то жаловаться надо в прокуратуру.

Чем грозит визит участкового

Участковые имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 5 ст. 11 Закона «О милиции»). Начальник того подразделения, в котором работает участковый, на основании этого протокола может принять решение оштрафовать главбуха, директора, фирму или предпринимателя. Административные нарушения и предусмотренные за них штрафы приведены в таблице.

Административное правонарушение

Сумма штрафа для

главного бухгалтера, директора, предпринимателя

фирмы

Предпринимательская деятельность без госрегистрации500-2000 руб.
Предпринимательскаядеятельность без лицензии, при условии, что она обязательна4000-5000 руб., у предпринимателя продукцию, орудия производства и сырье могут конфисковать40 000-50 000 руб., могут конфисковать продукцию, орудия производства и сырье
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не соответствующих требованиям стандартов или образцам2000-3000 руб.20 000-30 000 руб.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия4000-5000 руб.40 000-50 000 руб.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без ККМ3000-4000 руб.30 000-40 000 руб.
Нарушение правил торговли отдельными товарами1000-3000 руб.10 000-30 000 руб.
Поставка или розничная продажа алкоголя без правильно оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции4000-5000 руб., у предпринимателя алкоголь могут конфисковать30 000-40 000 руб., алкоголь могут конфисковать

Участковый может подвести главбуха, директора фирмы или предпринимателя под уголовную статью. А Уголовный кодекс к нарушителям закона более суров, чем административный.

Преступление

Наказание

Штраф

Срок лишения свободы

тыс. руб.

равный заработку за…

Незаконное предпринимательстводо 300до 2 лет
…организованное группой или давшее доход больше100-5001-3 годадо 5 лет
250 тыс. руб.
Производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаровдо 200до 1,5 годадо 3 лет
…организованное группой или на сумму больше 1 млн руб.100-3001-2 года2-6 лет
Лжепредпринимательстводо 200до 1,5 годадо 4 лет

  Алексей НИКОЛАЕВ Материал предоставлен журналом «Расчёт», №4 2004 г.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/41171.html

Ветка права
Добавить комментарий