Имеют ли право описать имущество, приобретенное по мат капиталу?

Вс рф запретил делить при разводе то, что куплено на маткапитал

Имеют ли право описать имущество, приобретенное по мат капиталу?

Впервые дано разъяснение, как при разводе поступать с недвижимостью, купленной на материнский капитал.

Судя по тому, что государство пока не собирается отказываться от выплат материнского капитала, а семей, получивших эти деньги, становится все больше, реально предположить, что подобных дел в судах может оказаться немало.

Поэтому разъяснения Верховного суда по делу о разделе недвижимости, купленной семьей на материнский капитал, могут оказаться полезными как судьям в регионах, так и простым гражданам, если им придется столкнуться с подобной проблемой.

Все началось с решения городского суда города Славянска Краснодарского края. Там суд рассмотрел иск о разделе недостроенного дома. Бывший муж потребовал, чтобы суд признал право собственности на половину недостроенного дома за ним. Дом семья строила в браке, брак закончился, дом остался. Но до конца оформить его не смогли, так как это – недострой.

Горсуд поступил стандартно – все нажитое супругами в браке считается их общей собственностью и в случае развода делится пополам. Такое решение и было принято – половину дома суд присудил бывшей жене, вторую половину – бывшему мужу.

Краевой суд, куда недовольная экс-супруга обратилась, оспаривая такой дележ, подтвердил правоту своих коллег – раздел, дескать, был справедливым.

ВС РФ разъяснил, что можно делать с единственным жильем должника

Но гражданка дошла до Верховного суда, и суд, самым внимательным образом перечитав дело, сказал – заявительница-то права. А городской и краевой суды приняли решение, в котором “существенно нарушены нормы материального и процессуального права”.

По мнению Верховного суда, эти нарушения так повлияли на рассмотрение дела, что не дали возможность принять правильное и законное решение. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда оба состоявшихся решения отменила и разъяснила почему.

Итак, супруги из Краснодарского края прожили в браке семь лет. У них двое детей. Как и положено, государство выделило женщине материнский капитал. Деньги пошли на строительство дома для семьи. Дом не достроили, но за мамой признали право собственности на строение.

Женщина, получившая материнский капитал, подписала обязательство, в котором было сказано, что она должна в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта на строение оформить недвижимость в общую собственность на себя, супруга и детей, определив размеры долей для каждого. Этого требует закон.

Деньги материнского капитала не могут быть совместно нажитым имуществом и не подлежат разделу

Местные суды, когда рассматривали дело, пришли к выводу, что строили дом во время брака и он является совместно нажитым. Но дом не достроили, его нельзя ввести в эксплуатацию, поэтому доли детей в нем определить пока нельзя.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда заявила следующее. Материнский капитал можно потратить лишь на строго прописанные в законе цели. Одна из них – улучшение жилищных условий семьи.

Причем у родителей есть выбор – строить дом, реконструировать уже имеющийся, вкладывать деньги в строительный кооператив. В общем, участвовать во всем, что в итоге даст взрослым и детям жилье и что не противоречит закону.

Можно класть кирпич самим, можно договариваться с фирмой, а можно и с физическим лицом.

ВС РФ не признал вымогательством требование возврата законного долга

По закону такое жилье должно быть в обязательном порядке оформлено в общую долевую собственность всех членов семьи – родителей и детей. Причем на всех детей, а не только на тех, после рождения которых государство дало маме деньги.

Верховный суд подчеркнул – закон о материнском капитале специально очертил круг субъектов, в чью собственность поступает жилое помещение, купленное или построенное на средства этого капитала. А еще этим законом установлен и вид собственности – общая долевая.

По Семейному кодексу (статьи 38 и 39) в случае развода разделу имущества между супругами подлежит только общее имущество, нажитое в браке. В этот перечень общего имущества входят и денежные выплаты, полученные каждым из супругов. Но общими будут лишь те денежные выплаты, которые не имеют специального целевого назначения. Это сказано в 34-й статье Семейного кодекса.

А средства материнского капитала по закону имеют целевое назначение. Они не могут являться совместно нажитым имуществом, а значит, не подлежат разделу между супругами.

Дети, сказано в законе, должны признаваться участниками долевой собственности на объект недвижимости, купленной на материнский капитал. Причем неважно, деньги были потрачены на это целиком или частью.

Поэтому дом, даже недостроенный, надо делить на всех, как того требует Семейный кодекс и закон о материнском капитале. Это дело Верховный суд велел пересмотреть с учетом своих разъяснений.

Источник: https://rg.ru/2016/03/08/vs-rf-zapretil-delit-pri-razvode-to-chto-kupleno-na-matkapital.html

Разделение материнского капитала в делах о разделе совместно нажитого имущества супругов

Имеют ли право описать имущество, приобретенное по мат капиталу?


В настоящей статье автор рассказывает некоторые проблемы, возникающие при рассмотрении дел о разделе совместно нажитого имущества, в случае если предметом спора является имущество, приобретенное на денежные средства материнского капитала.

Ключевые слова: материнский капитал, раздел совместно нажитого имущества супругов

Большое количество дел в судах относится к категории о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества супругов. Если говорить о сложности рассмотрения и разрешения данных дел, то здесь стоит сказать о некоторых нюансах, связанных с экономической и социальной обстановкой в стране, новых программах и льготах, предоставленных молодым семьям.

В данной статье мы рассмотрим вопрос, связанный с определением понятия материнского капитала, возможности его признания совместно нажитым имуществом и разделе между супругами.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1].

Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (п.п. 1 и 2 ст.

2) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счет средств материнского (семейного) капитала и обеспечивающие указанным семьям возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышения уровня пенсионного обеспечения (далее также — дополнительные меры государственной поддержки; материнский (семейный) капитал).

В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал [2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что материнский капитал — это форма государственной поддержки российских семей, имеющих детей. Предоставляется данная форма поддержки Правительством Российской Федерации.

Возвращаясь к вопросу о разделе совместно нажитого имущества и возможности отнесения материнского капитала к совместной собственности супругов, следует изучить судебную практику.

Так, в 2014–2015 годах суды, разрешая данный вопрос, руководствовались Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”, исходили из того, что данное имущество следует признать совместным нажитым имуществом супругов, а следовательно, делиться оно должно в размере по ½ каждому из супругов.

С данной позицией судов не согласился Верховный Суд Российской Федерации, который и дал разъяснения по этому поводу. Из Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года) следует, что средства материнского капитала находятся в общей долевой собственности супругов и детей, то есть, если супруги использовали материнский капитал на приобретение недвижимости, то данный объект недвижимости находится в общей долевой собственности супругов и детей [3].

Данный подход нашел свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2016 года № 18 КГ15–224, которым решение Славянского городского суда Краснодарского края от 08 декабря 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 февраля 2015 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Из обстоятельств дела следует, что супруги, находясь в браке, осуществляли строительство дома на денежные средства, полученные в качестве материнского капитала. Указанный объект недвижимости супруги просили разделить между ними в равных долях.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что строительство спорного объекта производилось во время брака, имущество является совместно нажитым, а поскольку дом не достроен и не введен в эксплуатацию, то доли детей не могут быть определены.

Отменяя вышеуказанное решение, Верховный Суд Российской Федерации указал, что средства материнского капитала не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними в равных долях.

На наш взгляд, данный подход является правильным, поскольку таким образом, защищаются права несовершеннолетних детей, которые также являются владельцами своих долей.

В случае, если супругами сертификат на материнский (семейный) капитал не был использован, то он так и остается у его владельца, которым чаще всего является мать.

Бывает, что мать утрачивает право на материнский капитал, а отец детей — приобретает. Например, если мать совершила преступление против собственного ребенка, мать умерла, признана судом умершей или пропавшей без вести, мать лишилась родительских прав или прекращено усыновление матерью ребенка.

Также следует сказать, что в случае, если супруги приобрели недвижимость не только на средства материнского капитала, но и на добрачные средства одного из супругов или на деньги, полученные им в дар, то это входит в предмет доказывания. Процесс доказывания проходит аналогично делам о разделе совместно нажитого имущества, сторона, которая ссылается, что средства принадлежат ей лично, должна доказать этот факт [4].

Если сторона докажет, что жилье куплено частично на её личные средства, то определение долей в праве собственности на квартиру должно производиться исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского (семейного) капитала, потраченные на приобретение этой квартиры, а не на все средства, за счет которых она была приобретена.

При разделе материнского капитала у сторон и суда часто возникает много проблем в случае, если на данные денежные средства приобретена недвижимость с оформлением ипотеки.

С одной стороны, долги супругов делятся в равных долях, а с другой стороны, если один из супругов откажется выплачивать ипотеку, то данное бремя придется нести второму супругу, либо банк будет предпринимать все меры по погашению задолженности.

В данном случае сложилось несколько вариантов выходов из ситуации, на наш взгляд оправданные, — это либо досрочно погасить долг, оформить имущество в равных долях с детьми и провести желаемую сделку с недвижимостью при наличии согласия органов опеки, либо, если у супругов недостаточно суммы для погашения долга, то есть возможность осуществить продажу квартиры с обременением, но для этого необходимо получить разрешение банка и Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме этого, в случае выделения долей в жилом помещении на каждого члена семьи, и если бывшие супруги не желают проживать вместе, то другой супруг может чинить препятствия в проживании второго супруга, так как вселение иных лиц в спорное жилое помещение допускается только с его согласия, а также супруг имеет право беспрепятственно проникать в данную квартиру, поскольку он имеет свою долю в праве собственности, которой суд его не вправе лишить.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что наиболее частый способ использования материнского капитала — вложение в жилое помещение, вызывает наибольшее количество проблем при его разделе, в особенности если у супругов нет договоренности по данному вопросу.

Оптимальным вариантом, предлагаемым для второго супруга, является включение своей доли в счет погашения алиментных обязательств. Данное решение можно оформить путем заключения письменного договора со вторым супругом, удостоверенного у нотариуса, либо путем подачи заявления суду во время рассмотрения дела о разделе имущества.

Если бывший супруг настаивает в суде на получение своей доли в приобретенной квартире в натуре или ее денежной компенсации, то второй супруг, имеющий преимущественное право на спорное жилое помещение, вынужден будет выплатить стоимость доли в материнском капитале, а именно — ¼ от его размера, что примерно составляет на конец 2016 года при минимально возможном составе семьи — 4 человека — 113 256 рублей.

Не смотря на вышеуказанные проблемы, также следует и отметить, что возникающие у судов сомнения по поводу разделения имущества, приобретенного за счет средств материнского капитала, остались позади в связи с выходом Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года. Именно благодаря ему различная практика судов и различные подходы к разрешению данной категории дел в настоящее время прекратили место быть.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/148/41675/

Рассмотрение заявлений на распоряжение средствами материнского капитала в Санкт-Петербурге

Имеют ли право описать имущество, приобретенное по мат капиталу?

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) администрацией района, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга в администрации района, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования, в том числе, является:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги.
  • нарушение срока предоставления государственной услуги.
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги.
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги у заявителя.
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • отказ администрации района, предоставляющей государственную услугу, должностного лица администрации района, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в администрацию района.

Жалоба может быть направлена по почте, через Многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Администрации Санкт-Петербурга (www. gov. spb. ru), федерального Портала (www. gosuslugi. ru) либо Портала (www. gu. spb. ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя.

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через Многофункциональный центр. При поступлении жалобы Многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в администрацию района в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между Многофункциональным центром и администрацией района, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в администрации района.

Заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии).

Администрация района и ее должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к информации, содержащейся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в администрацию района, и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

В случае, если жалоба подана заявителем в администрацию района, в компетенцию которой не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанная администрация района направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение исполнительный орган государственной власти и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение исполнительном органе государственной власти.

Жалоба должна содержать:

  • наименование администрации района, должностного лица администрации района либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) администрации района, должностного лица администрации района либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) администрации района, должностного лица администрации района либо государственного служащего.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в администрацию района, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа администрации района, должностного лица администрации района, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Жалоба на решение, принятое главой администрации района, подается в Правительство Санкт-Петербурга и вице-губернатору Санкт-Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность администраций районов.

Жалоба, поступившая в администрацию района, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

По результатам рассмотрения жалобы администрация района принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных администрацией района, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование ИОГВ, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя.
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • вслучае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом администрации района, предоставляющей государственную услугу.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация района отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличия вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличия решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация района вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствия возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае, если в обращении (жалобе) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение (жалобу), о недопустимости злоупотребления правом.

О данном решении гражданин, направивший обращение (жалобу), уведомляется тем государственным органом или должностным лицом, в адрес которых поступило указанное обращение (жалоба).

В случае, если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение (жалобу) не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения (жалобы) сообщается гражданину, направившему обращение (жалобу), если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке.

В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения Многофункционального центра, жалоба (претензия) направляется в адрес администрации района Санкт-Петербурга, заключившей с Многофункциональным центром соглашение о взаимодействии.

В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия государственных гражданских служащих администрации района, предоставляющей государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес главы администрации района Санкт-Петербурга.

В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия главы администрации района, жалоба (претензия) может быть направлена в Правительство Санкт-Петербурга и вице-губернатору Санкт-Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность администрации района.

Решение администрации района, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке, а также в Правительство Санкт-Петербурга и вице-губернатору Санкт-Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность администрации района.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Источник: https://gu.spb.ru/187965/

Ветка права
Добавить комментарий