Имеют ли право сотрудники ГАИ развернуться и поехать за мной, чтобы остановить?

Гибдд ищет у водителя промилле

Имеют ли право сотрудники ГАИ развернуться и поехать за мной, чтобы остановить?

Процесс медицинского освидетельствования водителя регламентируется несколькими законодательными актами. Порядок процедуры подробно прописан в статье 27.12 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

А сотрудники ГИБДД при проведении освидетельствования руководствуются приказом МВД РФ № 185 от 2 марта 2009 года, который регламентирует все аспекты безопасности дорожного движения и деятельность дорожных полицейских.

Медицинскую сторону процедуры регулирует приказ № 308 Минздрава РФ от 14 июля 2003 года.

Прежде чем подвергнуть водителя процедуре освидетельствования, сотруднику ГИБДД нужно найти достаточные основания для того, чтобы остановить автомобиль. Их достаточно много, и все они подробно прописаны в пункте 63 приказа МВД № 185. Как правило, поводом для остановки машины служит видимое или зафиксированное прибором нарушение ПДД.

В других случаях водитель может ничего не нарушить, но полицейский может попросить его стать понятым или, скажем, опросить по поводу ДТП, очевидцем которого он мог стать.

Совсем без всякой причины сотрудник ГИБДД может остановить водителя только в ходе проведения специального мероприятия, которое проводится на основании распоряжении руководителя соответствующего подразделения МВД.

«Без приказа все ссылки на какие-то мероприятия незаконны и останавливать вас просто так инспектор не может, — объясняет президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Сам приказ они показывать не должны, но потом вы имеете полное право ознакомиться с ним в управлении ГИБДД. Если, конечно, он не носит грифов секретности».

После остановки машины, если у полицейского возникает подозрение, что водитель пьян, он должен оперативно найти двух понятых.

Понятыми могут быть только независимые лица — ни в коем случае сами сотрудники полиции. Инспектор должен не забыть разъяснить им их права и обязанности.

Прежде чем предложить водителю «подышать в трубочку», полицейский в обязательном порядке должен отстранить его от управления транспортным средством. Происходит это посредством составления протокола, в котором понятые обязаны оставить соответствующую запись.

Далее водителю разъясняются его права и обязанности и предлагается на месте пройти освидетельствование с помощью алктотестера, имеющего функцию распечатки данных. Инспектор должен предъявить сам прибор и продемонстрировать наличие на нем соответствующей пломбы.

Номер на ней должен совпадать с номером прибора, указанным в акте поверки или паспорте измерительного устройства.

После того как инспектор объяснит порядок действий при освидетельствовании, инспектор должен распечатать новый мундштук и только потом вставить его в прибор. Таким образом, исключается вероятность прикапывания мундштука. Только после этого водитель в присутствии понятых совершает выдох в прибор.

Дальнейшие события могут развиваться по трем вариантам.

Если водитель согласен с результатами, инспектор составляет на него протокол по статье 12.8 КоАП за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Сейчас за это нарушение суд может лишить прав на срок от полутора до двух лет, но в следующем году наказание за это правонарушение на фоне резонансных ДТП последнего времени должно серьезно ужесточиться.

Не стоит также забывать, что если результат положительный, но совсем незначительный, то показания могут быть не совсем корректными: все без исключения алкотестеры могут иметь погрешность в районе 10%, которая может серьезно возрасти, если использовать прибор с нарушением инструкции.

Если автомобилист не согласен с результатами, то инспектор отвозит его к врачу-наркологу, где проводится анализ крови. Заключение врача является окончательным и решающим.

Третий вариант — это когда алкотестер ничего не показал, но водитель очевидно находится в неадекватном состоянии. Скорее всего, в этом случае водитель употреблял наркотики, на которые прибор не реагирует.

В этом случае также необходимо проехать к наркологу, который возьмет анализы мочи и крови.

За управление автомобилем в состоянии наркотического опьянения, как и за алкоголь, водителю грозит лишение прав на полтора-два года.

Теоретически водитель может еще обратиться к независимому медику, но сделать это нужно как можно быстрее.

Если независимое освидетельствование проведено по всем правилам, судья, скорее всего, примет во внимание его результаты, и в этом случае появляется шанс избежать лишения прав.

Если инспектор ДПС сам нарушил порядок проведения освидетельствования, что, по признанию экспертов, происходит очень часто, то можно попытаться спасти водительские права, сконцентрировав внимание судьи на этом.

«Таких нарушений множество, и порой сотрудники ГИБДД нарушают регламент так грубо, что без слез не взглянешь, — комментирует Виктор Травин. — Но на практике судьи руководствуются тем, что раз прибор показал какое-то значение, то значит, человек был пьян, а на формальности в таком случае глаза можно закрыть. Если бы у нас все делалось абсолютно по закону, то наказывать было бы некого».

По мнению эксперта, в последнее время россияне меньше стали садиться за руль в нетрезвом состоянии, и в период новогодних праздников какого-то особого всплеска подобных нарушений не происходит.

Правозащитник напомнил, что нередко сотрудники ГИБДД пытаются развести водителя, склоняя его «решить вопрос» без составления протокола. «Самый распространенный способ — это использование инспектором своего личного алкотестера.

Обычно это самый дешевый китайский прибор, который к тому же мог быть перенастроен самим инспектором», — объясняет он.

В этом случае сотрудник ДПС предлагает сперва дунуть в свой прибор, мотивируя это тем, что при официальной процедуре дороги назад уже не будет: выбросить распечатку с результатами уже не удастся, и составление прокола избежать не получится.

«Инспектор в этом случае предлагает водителю: дуй в мой алкотестер, если все в порядке, то езжай, а если нет, то мы с тобой уже будем думать, как поступить — или разбираться на месте, или, если ты такой смелый, будем дуть как положено, — рассказывает Травин. — То есть, по сути, он как бы предлагает водителю перестраховаться и еще до официальной процедуры узнать, пьян он или нет».

Однако даже если водитель трезв, то алкотестер все равно может что-то показать, ведь прибор, скорее всего, «подкрученный».

«Обескураженный водитель, вспомнив, что вчера утром выпил немного пивка, в такой ситуации будет явно выбит из колеи. Инспектор вдобавок может припугнуть его якобы принятыми на днях новыми законами, существенно ужесточающими ответственность за пьяную езду. Об этом сейчас так много говорят, что многие могут и поверить.

В итоге водитель, который в такой ситуации будет явно не готов к лишению прав, попытается договориться, — объясняет Травин. — Это и нужно инспектору. Чтобы отмазаться, придется выложить в среднем от 50 до 100 тысяч рублей. В Москве суммы могут быть намного выше.

Я знаю случай, когда просили 400 тысяч, но в итоге сошлись на 200 тысячах».

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2012/12/21_a_4902149.shtml

Что дозволено инспектору ДПС на дороге: мифы и реальность

Имеют ли право сотрудники ГАИ развернуться и поехать за мной, чтобы остановить?

12 августа 2016 года

Основной документ, где прописаны права и обязанности инспектора ДПС, — административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Регламент утвержден приказом МВД № 185 от 02.03.2009 г. Кроме этого, инспекторы ДПС действуют в соответствии с законом «О полиции», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Инспектор ДПС может остановить автомобиль для проверки документов только на стационарном посту ДПС правда.

Но инспекторы с легкостью могут остановить вас в любом месте! Ушлые пользуются тем, что в регламенте (пункт 63), где прописаны все основания для остановки транспортного средства, есть несколько лазеек.

Одни полицейские, к примеру, ссылаются на выдуманное сообщение другого участника дорожного движения о нарушении ПДД. Инспектор останавливает ваш автомобиль и говорит о поступившем сигнале. Дескать, автомобиль, похожий на ваш, выехал на встречку. Поэтому проводится проверка. Посмотрит такой инспектор документы, поводит носом на предмет запаха алкоголя, и, если не к чему придраться, отпустит.

Другие говорят о неких спецоперациях. Вообще, такие спецмероприятия могут проводиться только на основании приказа начальника управления ГИБДД.

При проведении спецопераций «Невод», инспекторы ДПС могут останавливать автомобили вне зависимости от того, нарушал водитель ПДД или нет. Для останавливаемых машин огораживается площадка при помощи специальных конусов. Регламент ГИБДД это позволяет.

При проведении спецопераций «Невод», инспекторы ДПС могут останавливать автомобили вне зависимости от того, нарушал водитель ПДД или нет. Для останавливаемых машин огораживается площадка при помощи специальных конусов. Регламент ГИБДД это позволяет.

Попытка ознакомиться с этим документом ни к чему не приведет.

В регламенте нет прямого указания на то, чтобы инспектор показывал такие приказы водителям. Не предоставят вам никакой информации и по телефону, если вы решите позвонить в дежурную часть отдела ГАИ.

Помимо этого, любой инспектор, остановив вас где-то на трассе, может сослаться и на закон «О полиции», который позволяет останавливать транспортные средства для проверки документов и наличия полиса ОСАГО.

Основания к остановке транспортного средства (пункт 63 административного регламента ГИБДД):

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства в оперативных целях;
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Общение с инспектором можно снимать на фото- или видеокамеру — правда.

Для сотрудников ДПС в регламенте прямо указано: не препятствовать видеосъемке или использованию диктофона. Исключение — специальные запреты, установленные законом. Это может быть, к примеру, запрет, связанный с государственной тайной или неприкосновенностью частной жизни людей. Но общение с инспектором не попадает под подобные запреты.

Проверить на состояние опьянения только в присутствии двух понятых вымысел.

Если у инспектора ДПС есть видеокамера, то можно обойтись и без понятых. Дело в том, что статьей 25.7 КоАП РФ предусмотрено либо присутствие понятых, либо применение видеозаписи при проверке водителя на состояние опьянения. Если проверка проходит под запись, об этом делается пометка в протоколе. запись инспектор прилагает к материалам дела.

https://www.youtube.com/watch?v=ImZhLQ_7zmc

Если у инспектора есть видеокамера, провести освидетельствование на состояние опьянения он может самостоятельно. Понятые в этом случае не нужны. К слову, во время проверки, водитель может находиться в своем автомобиле. Но если инспектор предложит выйти, придется подчиниться.

Если у инспектора есть видеокамера, провести освидетельствование на состояние опьянения он может самостоятельно. Понятые в этом случае не нужны. К слову, во время проверки, водитель может находиться в своем автомобиле. Но если инспектор предложит выйти, придется подчиниться.

Проверять тонировку инспектор ДПС не имеет права вымысел.

Если раньше проверять светопропускание тонированных стекол могли только инспекторы технического надзора, то сейчас это вправе сделать инспектор ДПС, имеющий специальное звание.

На основании пункта 63 Регламента, инспектор вправе остановить (визуально определив слишком темные стекла) автомобиль и проверить «плотность» тонировки. Делается это специальным прибором, который обязательно должен быть сертифицирован и иметь свидетельство о поверке.

Проверить тонировку могут все сотрудники ГИБДД, у которых имеется специальный прибор. Главное требование к прибору — наличие сертификата и документа о поверке.

Проверить тонировку могут все сотрудники ГИБДД, у которых имеется специальный прибор. Главное требование к прибору — наличие сертификата и документа о поверке.

Инспектор ДПС не имеет права останавливать автомобиль там, где это запрещают ПДД, правда.

Пункт 66 Регламента запрещает инспектору ДПС останавливать машину там, где их остановка запрещена правилами дорожного движения.

В качестве исключения остановка допускается, если она необходима для пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий.

Есть еще одна возможность для инспектора. Чтобы останавливать машины под запрещающим знаком, инспектор может обозначить место остановки служебным автомобилем с включенными мигалками или отгородить участок проезжей части конусами.

После остановки инспектором выходить из машины не нужноправда.

Я помню, как только получил водительское удостоверение (это было в далеком 1994 году), каждый раз, когда машину останавливала ГИБДД, выбегал навстречу инспектору. Я был уверен, что так было нужно.

Выходить к инспектору навстречу не нужно. Документы можно показать не покидая автомобиль.Выходить к инспектору навстречу не нужно. Документы можно показать не покидая автомобиль.На самом деле достаточно показать инспектору ДПС документы, сидя в машине. Лишь в некоторых случаях вас могут попросить покинуть салон. Все они прописаны в пункте 70 Регламента.

Случаи, когда инспектор ДПС может предложить водителю выйти из автомобиля (пункт 70 административного регламента ГИБДД)?

  • необходимость устранения неисправности;
  • наличие у водителя признаков опьянения или болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Для оформления документов о нарушении ПДД нужно садиться в машину ДПС — вымысел.

Как я уже отмечал, инспектор ДПС может предложить вам выйти из автомобиля только в определенных случаях. Если речь идет о составлении протокола или постановления, то никаких оснований для того, чтобы предложить вам покинуть свой автомобиль и сесть в патрульный, попросту нет.

При оформлении материалов дела садиться в машину ДПС вовсе не обязательно. Но если водитель с признаками опьянения, инспектор настоятельно предложит перебраться в патрульный автомобиль.При оформлении материалов дела садиться в машину ДПС вовсе не обязательно.

Но если водитель с признаками опьянения, инспектор настоятельно предложит перебраться в патрульный автомобиль.

В пункте 70 Регламента, казалось бы, есть одно основание — участие водителя в осуществлении процессуальных действий. Но объяснение (при необходимости) вы можете написать в своей машине.

Подписать нужные бумаги — тоже.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/902020-prava-inspektora-dps-na-doroge/

Любые действия инспектора ГИБДД можно оспорить в суде

Имеют ли право сотрудники ГАИ развернуться и поехать за мной, чтобы остановить?

Добрый день!

Как вы относитесь к тому, что сотрудник ДПС не будет разговаривать с водителем вообще насчет нарушения, ограничиваясь только выдачей квитанции. Ведь зачастую ДПС-ники начинают задавать кучу ненужных вопросов, что в ряде случаев и приводит к даче взятки. И что это за практика разговора с водителем в машине ДПС-ников?! Не пора ли отказаться?!

Юра

ОТВЕТ: Водитель вправе остаться в салоне своего автомобиля. 

Согласно пункта “Е” ст. 18.4. Приказа МВД РФ № 297 от 20 апреля 1999 года, сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в случае, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов, либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.

В рассматриваемом случае, общение с инспектором ДПС исключить не возможно в связи с тем, что при составлении протокола об административном правонарушении, постановления-квитанции и иных административных документов инспектор ДПС в документе указывает сведения о лице (адрес проживания, контактный телефон, сведения о месте работы), согласовывается дата и место рассмотрения допущенного правонарушения. Также правонарушителю согласно п.3 ст.28.2 КоАП РФ разъясняются его права и обязанности. В случае если в отношении правонарушителя составляется протокол об административном правонарушении, согласно п.4 ст.28.2 КоАП РФ предоставляется право дать объяснения и замечания по содержанию протокола. Уточняется, имеется ли ходатайство о направлении дела для дальнейшего рассмотрения по месту жительства.

В настоящее время в некоторых патрульных автомобилях ДПС установлены специальные технические средства фото-видеофиксации правонарушений. При их применении правонарушитель, согласно п.1 ст. 25.1 КоАП РФ при оформлении допущенного правонарушения вправе знакомиться с полученными материалами.

Уважаемый Сергей Алексеевич!

Приходится ездить на дачу по Новорязанскому шоссе. Предлагаю установить скоростной режим на этой трассе, как для автомагистралей (т.к. движение непосредственно в городе значительно отличается от движения в населенном пункте, а скоростной режим один, да еще знаки устанавливают с ограничением 40 км. час.)

Панова Галина Владимировна

ОТВЕТ: Существующий, в настоящий момент, скоростной режим движения, по вышеуказанной автодороге, соответствует максимально разрешённой скорости движения по автодорогам общего пользования, регламентируемой ПДД РФ, а именно: 90 км/ч – вне населённых пунктов и 60 км/ч – в черте населённых пунктов, через которые она проходит. Указанное ограничение – 40 км/ч введено только в одном месте рассматриваемой автомобильной дороги – в н.п. Старниково, на участке с последовательно расположенными опасными поворотами трассы и в непосредственной близости от Степанщинской средней школы. Необходимость введения данного ограничения вызвана наличием очага ДТП, в том числе и с участием детей, в указанном месте, имевшими место по причине несоответствия динамических возможностей транспортных средств создавшимся условиям движения в связи с появлением пешеходов на проезжей части на участке автодороги с видимостью ограниченной сложным профилем. Введения статуса “Автомагистраль” на а/д М-5 “Урал” (Новорязанское шоссе) принципиально невозможно ввиду несоответствия требований, предъявляемым к автомагистралям Федеральным Законом РФ №257-ФЗ от 8 ноября 2007г в части недопустимости наличия пересечений в одном уровне с иными автомобильными дорогами, железными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками.

Уважаемый Сергей Алексеевич!

Автоматическая фиксация правонарушений с помощью технических средств и привлечение к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ относится только к физическим лицам.

Однако, наверное, половина автомобилей в РФ зарегистрирована на юридические лица и различные государственные (муниципальные) ведомства.

Каким образом в настоящее время поступают сотрудники ГИБДД, если в качестве нарушителя зафиксирован автомобиль Прокуратуры, милиции, ФСБ, налоговой службы, администрации города (области), Федеральной регистрационной службы, водоканала, ЖКХ и т.п.

Направляются ли постановления в адрес этих ведомств (или вы применяете закон избирательно)? Если да, то кому конкретно и какова процедура получения с них штрафа? Каковы последствия неуплаты штрафа за нарушения, совершённые на автомобиле вышеперечисленных ведомств?

Егоров С.Н.

ОТВЕТ: В соответствии с действующим законодательством при выявлении нарушений ПДД РФ специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме процедура привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам, одинакова. 

Уважаемый Сергей Алексеевич!

Как Вы могли бы квалифицировать такую ситуацию: гаишник выдает временное удостоверение (за превышение скорости), а затем, не получив взятку, отправляет водителя на освидетельствование по поводу наркотиков (которые водитель никогда не пробовал), через неделю результаты анализов положительные. Что бы Вы могли посоветовать этому водителю?

Евсеев Алексей Викторович

ОТВЕТ: Ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения предусмотрена статьей 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно статьи 23.

1 Кодекса РФ об административных правонарушениях данные дела уполномочены рассматривать судьи, в процессе рассмотрения дела судья выясняет правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Здравствуйте! Я хотел спросить – будут ли приходить штрафы, если камера зафиксирует, что лицо, управляющее автомобилем не пристегнуто ремнем безопасности?

И второй вопрос. Данные камеры должны располагаться открыто, т.е. для всеобщего обозрения, чтобы каждый мог видеть или они могут быть и спрятаны?

Сафиуллин Ринат Ридаилевич

ОТВЕТ: В настоящее время прорабатывается вопрос о создании специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме осуществляющих фиксацию нарушений водителями, не пристегнутыми ремнями безопасности.

Порядок установки камер, осуществляющих фиксацию нарушений ПДД РФ, действующим законодательством не определен.

Здравствуйте, Сергей Алексеевич.

Имеет ли право сотрудник ППС проверять техническое состояние моего автомобиля, если у меня пройден техосмотр. На основании статьи 13.9 приказа МВД № 297 от 20 апреля 1999г.

“Не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр”. Я живу в г.

Пензе и у нас часто останавливают машину для целей, противоречащих указанной статье.

Спасибо.

Сонин Сергей Владимирович

ОТВЕТ:

Источник: https://rg.ru/2008/12/11/gai.html

Контролеры останавливают автобусы вне остановок маршрута. Разве ПДД это позволяет?

Имеют ли право сотрудники ГАИ развернуться и поехать за мной, чтобы остановить?

На днях по столице пронеслась весть: «Минсктранс» разрешил контролерам останавливать общественный транспорт между остановками маршрута — для проверки билетов. Но разрешают ли такую деятельность не внутренние документы предприятия, а закон — в частности, Правила дорожного движения, которые должны соблюдать и водители автобусов? Попробуем разобраться в законодательных нюансах.

Известно, что по новым правилам контролеры работают с автобусами экспрессного регулярного сообщения. Контролеры с помощью жезла с круглым красным сигналом (световозвращателем) останавливают ТС на «промежуточных» остановках — тех, которые «экспрессы» обычно проезжают.

За рулем автобуса — не кто иной как водитель. Следовательно, он должен подчиняться ПДД. В Правилах есть пункт 9.

1, в котором четко указано, по требованию каких лиц водитель обязан (подчеркнем, не имеет право, а обязан) останавливаться: сотрудник ГАИ в форменной одежде, должностные лица СК, ОВД, Госинспекции охраны животного и растительного мира, органов финрасследований КГК, ВС РБ, внутренних войск МВД, органов госбезопасности, погранслужбы, таможенных органов, Транспортной инспекции, государственной лесной охраны. Очевидно, в этом списке ничего не сказано про сотрудников «Минсктранса».

Как вышло, что эта деятельность все же осуществляется? С этим вопросом мы обратились к руководству предприятия. «Остановка нашими сотрудниками не противоречит ПДД, — считают в „Минсктрансе“. — Контролеры не являются ни сотрудниками Транспортной инспекции, ни аккредитованными сотрудниками ОВД.

Действующее законодательство мы не нарушаем. Будут вопросы со стороны ГАИ, которая следит за соблюдением ПДД, — будем искать взаимопонимание. Как, например, уже налажена работа контролеров и ОВД в вопросе установления лица, привлекаемого к административной ответственности за безбилетный проезд.

Поначалу некоторые управления нам писали со ссылкой на правовые акты, что не имеют права давать нам такие данные (очевидно, имеется в виду Закон о регистре, в 8-й главе которого определены „основные персональные данные“. — Прим. Onliner).

Но потом провели работу, пообщались представители руководств и приняли решение, что будут оказывать содействие. По нашей информации, в ГАИ за ситуацией наблюдают».

«Действительно, в главе 9.1 ПДД пока нет слов „контролеры пассажирского транспорта“, — добавили на предприятии. — Процесс этот небыстрый. Возможно, готовятся какие-то изменения. Мы пойдем на эти жертвы, но будем работать и будем отбивать привычку у граждан ехать и не оплачивать.

Это все сделано для реализации нашей билетной продукции, чтобы безбилетников стало меньше. Страдает выручка предприятия, а это зарплата водителей, техобслуживание. Для нового формата работы мы направили наиболее опытных сотрудников. Прямого запрета в законодательстве не существует.

Если водитель автобуса остановится и подберет на дороге контролера — как и любой другой водитель подбирает коллегу по работе, — если это безопасно и не создает помех, то это не запрещено. Водитель автобуса — наш работник и контролер — наш работник.

Один сотрудник „Минсктранса“ остановился в любом разрешенном месте перед другим сотрудником „Минсктранса“ и пропустил его через переднюю дверь. Воспринимайте это так. Если нам не запретят те, кто имеет на это право, мы будем это делать».

Также мы попросили ГАИ прокомментировать работу в таком формате. «Если сотрудники „Минсктранса“ будут останавливать автобусы только на остановках, по линии ПДД никаких нарушений не будет.

Работники предприятия не наделены правом останавливать всех водителей, а взаимоотношения контролер — водитель можно считать внутриколлективными.

Но это только в случае остановок в положенных местах и только в разрезе Правил дорожного движения».

Для полной правовой грамотности стоит также заглянуть в «Правила автомобильных перевозок», утвержденные постановлением Совмина.

Автомобильные перевозки пассажиров в экспрессном регулярном сообщении — автомобильные перевозки, предусматривающие посадку-высадку пассажиров на значительно меньшем числе остановочных пунктов маршрута по сравнению с автомобильной перевозкой по этому же маршруту в обычном регулярном сообщении (п. 2).

При выполнении таких перевозок посадка и высадка пассажиров производятся только на остановочных пунктах маршрута (п. 49).

Член экипажа ТС (водитель, кондуктор) в соответствии со своими полномочиями обязан знать и выполнять настоящие Правила, правила дорожного движения, останавливать транспортное средство по требованию лиц, имеющих на то право (п. 230).

И напоследок стоит обратиться к Закону «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Пассажир по договору автомобильной перевозки имеет право совершить поездку в соответствии с условиями договора (ст. 28).

Договором об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении определяются маршрут, расписание, интервалы движения и другое (ст. 22).

Маршрут — установленный путь следования транспортного средства между определенными пунктами, а остановочный пункт маршрута — установленное место остановки автобуса для посадки-высадки пассажиров, обозначенное и оборудованное в соответствии с законодательством (п. 2 «Правил автомобильных перевозок»). То есть за пассажиром закреплено право на нужные остановки.

Похолодало, время переобуваться! Шины в каталоге Onliner

Источник: https://auto.onliner.by/2019/10/09/pdd-65

Действия инспектора ГАИ, остановившего авто только для проверки документов, можно признать..

Имеют ли право сотрудники ГАИ развернуться и поехать за мной, чтобы остановить?

Эксперты дали рекомендации, как поступать в случае безосновательного задержания вашей машины работниками Госавтоинспекции

Неделю назад в столице разразился очередной скандал с участием работника ГАИ. Остановив водителя, инспектор толком не смог объяснить причину своих действий и потребовал предъявить документы.

Автолюбитель в ответ попросил документы у милиционера. Перепалка закончилась тем, что водителя ударили в лоб фонариком (дело было ночью), после чего инспектор развернулся и ушел.

Происходящее записывалось на камеру видеорегистратора, и очень скоро об этом случае узнала вся страна

Впрочем, уникальным инцидент не назовешь. Подобные конфликты между водителями и работниками ГАИ происходят регулярно. Стоит сказать, что отношение большинства автомобилистов к таким эпизодам двоякое.

Одни искренне поддерживают гаишников и считают, что провоцировать инспекторов некрасиво и непорядочно.

Ну попросили тебя предъявить документы, что с того? А как иначе ловить пьяных, «обкуренных» или выявлять угнанные автомобили? Другие уверены, что «спорщики» правильно делают, ставя инспекторов на место, ведь те останавливают машины, чтобы потом по ходу дела «придумать» какой-нибудь штраф.

«ФАКТЫ» попытались разобраться в ситуации, предоставив возможность высказаться двум сторонам — Департаменту ГАИ и представителям движения «Дорожный контроль». Увы, ГАИ проигнорировала наш запрос. А вот руководитель «Дорожного контроля» Ростислав Шапошников охотно ответил на вопросы.

— Ростислав, работник ГАИ всегда имел право остановить машину, если характер ее движения вызывал подозрения. Так зачем же возмущаться?

— Два года назад Верховная Рада убрала из законодательства эту причину для остановки автомобиля, — поясняет глава движения «Дорожный контроль» Ростислав Шапошников.

— В Законе «О милиции» сейчас существует лишь один повод для потенциально беспричинной остановки — спецоперации милиции. Но спецоперация — это некое мероприятие, которое длится, скажем, неделю.

Однако фактически наши гаишники проводят спецоперации 365 дней в году! Они считают, что имеют право тормозить все автомобили. Вы едете — вас останавливают один раз, другой. Работники ГАИ не чувствуют меры.

Сейчас в парламент подан законопроект о том, чтобы убрать и эту лазейку. В пояснении автор проекта указывает, что «спецоперации» дают возможность сотрудникам милиции злоупотреблять своим правом останавливать транспортное средство.

— Но ведь как-то нужно искать угнанные автомобили!

— Автор законопроекта обратился в МВД с запросом: что изменилось после того, как в законе появился пункт о спецоперациях. Возможно, стали больше находить угнанных автомобилей? Оказалось, нет. Статистика свидетельствует, что раскрытых уголовных дел по угнанным автомобилям после этого стало меньше.

— Тем не менее, пока этот проект не принят, сотрудники ГАИ, объясняя свои действия спецоперацией, все-таки имеют право требовать у водителя документы?

— Повторюсь, в законе записано, что работник милиции может остановить автомобиль по причине проведения спецоперации. Но проверка документов — это уже совсем другое. В Законе «О милиции» сказано, что проверка может проводиться, если гражданина подозревают в правонарушении.

То есть инспектор, требуя документы, вас в чем-то подозревает! Вас это не оскорбляет? Меня — оскорбляет. Был случай, когда мне заявили, что я угнал собственный автомобиль! Так что, если работник ГАИ остановил ваш автомобиль, вы имеете право попросить его предоставить мотивированное доказательство того, что он вас в чем-то подозревает.

Если инспектор придумает причину, скажет неправду — это повод для того, чтобы подать жалобу и признать его действия незаконными.

— Неужели вы думаете, что инспектор покажет полученные ориентировки на угнанные машины или другие документы?

— Если инспектор внятно назовет причину, этого, думаю, достаточно. Лично я ориентировку никогда не требую.

Если мне говорят, что моя машина числится в угоне, сразу звоню 102 и говорю, что меня остановил работник ГАИ по подозрению в угоне транспортного средства, и прошу вызвать следственно-оперативную группу для фиксации преступления.

И пусть едет следователь, опера. А сам сотрудник ГАИ потом пишет рапорт, почему он остановил мой автомобиль — ведь никакую угнанную машину он, вероятнее всего, не искал.

— И как поступают в ответ на это инспекторы?

— Естественно, после этого меня отпускают.

— Еще одна частая причина конфликтов — водитель соглашается показать работнику ГАИ документы, но не отдает их.

— С 2011 года в законодательстве произошли изменения, в том числе и с подачи нашего движения. Водитель теперь должен лишь предъявить, а не передать инспектору свои документы. Предъявить — это показать, держа в своих руках. По-другому эту норму закона нельзя трактовать.

— А в чем проблема, почему не дать инспектору документы?

— Думаю, водители знают, как это бывает: вы едете в аэропорт, спешите, неожиданно машину останавливают. Инспектор просит показать документы, забирает их, садится к себе в машину — надо проверить ваш автомобиль по базе.

Но база виснет, вас просят подождать. В итоге вы не выдерживаете, даете 50 гривен. И вас моментально отпускают. Отдав документы, водитель становится заложником инспектора.

А если документы при вас и работник ГАИ не составляет протокол, вы можете спокойно уехать.

— Насколько законно требовать у инспектора его удостоверение, а главное — зачем?

— Работник милиции обязан предоставить свое служебное удостоверение по первому требованию гражданина.

Я всегда прошу у инспекторов документы, так как часто очень трудно что-либо разобрать из приветствия, которое они произносят скороговоркой.

Кроме того, если я захочу обжаловать действия работника ГАИ или подать на него в суд, мне понадобятся его полные данные, место работы. А сколько было случаев, когда нашим активистам предъявляли просроченные удостоверения!

— И все-таки, может, не стоит раздражать инспекторов? У них и так работа нервная.

— А вас разве не раздражает, когда беспричинно проверяют документы?

— Получается, я могу пьяным сесть за руль: дорогу домой знаю хорошо и, если не буду нарушать, меня никто не остановит!

— В Америке ты можешь выпить бутылку водки и ехать домой, не нарушая правил дорожного движения, будучи уверенным, что тебя никто не остановит. Но если ты при этом что-то нарушишь и тебя поймают, то посадят в тюрьму — не помогут ни взятки, ни знакомства.

— Но в том-то и проблема, что пьяному кажется, будто он водит идеально!

— Поэтому в Америке дорожная полиция не прячется по кустам, а постоянно патрулирует улицы. Как только патрульным покажется подозрительным какой-нибудь автомобиль, они пристраиваются к нему и едут сзади — квартал, другой. И как только появится основание — водитель проедет на красный, начнет опасно маневрировать, — машину сразу же остановят.

Вот тут в ходе проверки и выяснится, не находится ли водитель под воздействием алкоголя или наркотиков. Там не ищут пьяных — там ищут нарушителей. Я много езжу за рулем в разных странах и могу сказать, что нигде нет таких порядков, как в Украине. За рубежом вы можете всю жизнь проездить, и вас ни разу не остановит дорожная полиция.

А если остановит, то только по объективным причинам.

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/162208-dejstviya-inspektora-ostanovivshego-avtomobil-tolko-dlya-proverki-dokumentov-mozhno-priznat-nezakonnymi

Как защитить себя, если обвиняют в невыполнении требования об остановке

Имеют ли право сотрудники ГАИ развернуться и поехать за мной, чтобы остановить?

Редкая неделя обходится на ABW.BY без новостей о погоне ГАИ за нарушителями. Как правило, при этом сообщается, что водитель был пьян или скрывался с места ДТП. В общем, картина происшествия достаточно ясная, акценты расставлять не приходится.

Истории, когда погоня происходила за обычным автомобилистом, часто даже не подозревающим, что его кто-то преследует, в СМИ почти не попадают. Но это не значит, что их нет.

Что делать в ситуациях, когда водителя обвиняют в невыполнении требования об остановке транспортного средства, а он пытается доказать, что такое требование он не нарушал? Попробуем разобраться. И для начала обратимся к двум историям.

“Я держал правую руку под щекой, чтобы не захлебнуться”

– Все произошло 19 декабря 2015 года, – рассказывает герой первой истории Владимир, 64-летний житель Бобруйска.

– Я выезжал с улицы Комбинатской в Бобруйске и повернул на улицу Ленина в сторону Георгиевского проспекта.

Я знал, что ранее эта дорога была перекрыта в течение некоторого времени, но прочел в газете, что открытие движения должно было состояться в пятницу, 18 декабря, и смело повернул налево.

В это время на проезжей части шла работа по освобождению дороги для проезда и демонтажу запрещающих знаков. Мне пришлось развернуться, и по левой полосе я тихо поехал по улице Ленина уже в сторону Агромаша.

И здесь я заметил: позади меня едет машина оперативного назначения с включенными маячками красного и синего цветов. Сразу принял решение съехать на правую полосу и остановиться.

Смотрю в правое зеркало заднего вида, чтобы убедиться в безопасности маневра, и вижу два движущихся транспортных средства.

Последующие секунды мне четко запомнились: справа вижу уже автомобиль ГАИ, понимаю, что направо делать маневр нельзя, но сотрудник ДПС решил “помочь” мне – выехал справа наперерез и резко затормозил. Так как скорость моего автомобиля была 30-35, я успел остановить его так, чтобы не случилось ДТП.

Я заглушил мотор, вынул ключ и вышел из машины. Инспектор подбежал ко мне, заломал мою левую руку за спину и потребовал, чтобы я отдал ему ключ от автомобиля. На вопрос “зачем?” он вырвал его силой и закричал про наручники. В секунду я оказался на земле лицом в глубокой луже.

Руки были сильно содраны в кровь, я держал правую руку под щекой, чтобы не захлебнуться, а лейтенант ДПС начал вызывать по рации помощь.

Прижав меня к земле ногами, инспектор надел наручники на руки за моей спиной, а потом отошел в сторону вместе с капитаном и говорит: “Вставай давай!” Я, пенсионер с больными суставами, сделать это самостоятельно не смог. 

После мне разрешили сесть на лавочку на автобусной остановке. Капитан забрал у лейтенанта мой ключ от автомобиля, я, достав из багажника воду, стал умываться и промывать раны. Видя, что много крови, капитан принес бинты, чтобы остановить кровь.

А лейтенант в это время сидел в служебной машине и оформлял бумаги.

Да, у меня не был пройден техосмотр ТС, но, товарищи, по закону за это нужно избивать наших граждан? Где проходит граница между “имею право применять физическую силу” и “переборщил с правами”?

Когда мы поехали в опорный пункт, я написал участковому, что не согласен с тем, что я не подчинялся требованиям сотрудника ДПС.

Когда были составлены все документы и я расписался в них (мне сказали, что это за техосмотр – я без очков не мог прочитать), тот самый лейтенант еще дважды забирал их у меня, якобы он что-то забыл дописать.

Среди нарушений, которые мне вменялись вину, кроме техосмотра было невыполнение требования остановки, поданного с использованием проблесковых маячков красного и синего цветов. Данное нарушение предусмотрено статьей 18.21 КоАП РБ. 

Статья 18.21. Невыполнение требования об остановке транспортного средства

Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требования сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства влечет наложение штрафа в размере от двух до восьми базовых величин.

Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, неоднократных требований сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства влечет наложение штрафа в размере от трех до десяти базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до шести месяцев.

Деяние, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, повлекшее преследование такого лица сотрудниками органов внутренних дел, влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до двух лет или без лишения.

Я не стал оспаривать данное решение и заплатил штраф. Позже я обратился в Следственный комитет, требуя оценить действия сотрудников ГАИ, и оттуда пришел ответ, что по изученным документам и рапортам должностных лиц все было законно.

“Если бы увидел, то в любом случае остановился бы”

О, том, что водитель мог не видеть и не слышать требование об остановке, говорят и многочисленные записи автомобилистов на форумах. 

“Ехал по трехполосной дороге, посередине, 76 км/ч. Выбежал гаишник на обочину. Ну, я подумал, что не ко мне, и поехал дальше (т.к. ехал по центру)… Через 10 мин. звонок на сотовый: “Где ваша машина?” При мне, говорю. А в чем дело, говорю.

“Если хотите отделаться малой кровью, приезжайте на место, где не остановились”. Называет адрес – то место, где он выбегал… Приезжаю, показывает 2 фото моей машины – 76 км/ч. Я не спорю, было… Дальше: “Чего не остановились?” Я: “Думал, что не мне…

” Получил еще и по 18.21″. 

“Еду я, никого не трогаю, но с небольшим превышением. Разминаюсь с ДПС-ной машиной, ничего не подозреваю, то есть мигалок не вижу, как и мои пассажиры. Через пару км вижу в зеркалах заднего вида машину ГАИ с включенными мигалками. Я начал тормозить, но не резко, после обгона они пристроились впереди до полной остановки.

После этого составили протокол за превышение скорости, где я согласился, так как оно имело место, а в нагрузку еще неостановку по ст.18.21 ч.1 КоАП РБ. С этим нарушением я был категорически не согласен, о чем и записал в протоколе. Я и в самом деле не видел маячков при встречном разъезде.

Если бы увидел, то в любом случае остановился бы, тем более, мне нечего было скрываться, ведь превышение составило всего 16 км/ч, и предыдущих нарушений скорости у меня не было”.

Адвокат: “Каждое утверждение должно быть проверено”

Безусловно, в словах каждого из автомобилистов надо делать поправку на субъективность.

Однако проблема тем не менее стоит крайне остро: какое поведение водителя следует считать невыполнением требования об остановке транспортного средства? И может ли водитель как-то защитить себя, доказав, что факта неповиновения с его стороны не было? Ситуацию прокомментировала адвокат Наталья Морозова:

– Начнем сначала, то есть с тех моментов, которые закреплены в законодательстве.

В ПДД четко сказано, что “требование сотрудника ГАИ об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражаться путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета“. Правила также предписывают водителю “при приближении транспортного средства оперативного назначения с включенными маячками синего и красного цветов остановиться на обочине, а при ее отсутствии — занять крайнее правое положение в правой полосе движения и остановиться”.

В КоАП, в примечании к статье 18.21, говорится, что “требование сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства должно соответствовать Правилам дорожного движения”.

В совокупности что это значит? Водитель, даже увидев включенные проблесковые маячки, в один момент остановиться не может.

Определенное время уйдет на реакцию, оценку дорожной ситуации, выбор места, чтобы не создать помех для других участников дорожного движения, и непосредственно на маневр.

Плюс ГАИ не может требовать остановиться в небезопасном месте, к примеру, на перекрестке, перед пешеходным переходом. Это мы говорим о ситуации, когда водитель сразу воспринял требование об остановке, которое, подчеркну, должно быть подано своевременно и понятно водителю. 

Но бывает всякое. В светлое время суток включенные маячки следующего сзади транспортного средства могут не привлечь внимание водителя, звуковой сигнал можно не услышать, если закрыты окна и громко включена музыка, наконец, водитель какое-то время может не понимать, что требование адресовано именно ему. 

В составе статьи 18.21 принципиально наличие умысла со стороны водителя: он видит требование, осознает его, но не желает выполнять. 

– Как же отстоять свою позицию, если в материалах дела, как правило, фигурируют слова сотрудников ГАИ против слов водителя?

– Главное, что должен понимать каждый, – речь идет об стандартном деле об административном правонарушении. Это значит, что все материалы дела должны быть исследованы полно, всесторонне и объективно, в соответствии с ПИКоАП.

И рапорт милиционера в данном случае такой же источник доказательств, как и объяснение лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Орган, ведущий административный процесс, должен использовать все предусмотренные законом механизмы (опросы очевидцев, осмотр места происшествия, проверка показаний на месте, экспертизы и другие процессуальные действия), чтобы прийти к выводу о том, какие факты действительно имели место. 

Говоря простыми словами, могут быть исследованы данные камер видеонаблюдения (если такие были на пути следования), свидетелей.

На месте можно воссоздать события с теми же участниками и проверить, когда были включены маячки, располагал ли водитель возможностью их увидеть.

Следует воспроизвести музыку в машине на той же громкости и убедиться, в состоянии ли был водитель слышать звуковой сигнал. Повторюсь: каждое утверждение как сотрудников ГАИ, так и водителя должно быть исследовано и проверено. 

– А как быть с применением физической силы?

– Всякое применение физической силы со стороны работников правоохранительных органов строго регламентировано Законом РБ “Об органах внутренних дел” и должностными инструкциями. Оно должно быть обусловлено объективными обстоятельствами и зафиксировано в специальном журнале. 

Закон “Об органах внутренних дел Республики Беларусь”

Статья 26. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники

Сотрудник органов внутренних дел при выполнении задач по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств применяет физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, если иными способами выполнение этих задач не представляется возможным.

Физическая сила, специальные средства, оружие, боевая и специальная техника применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению сотрудника органов внутренних дел в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Применению физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники невозможно, сотрудник органов внутренних дел обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.

О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудник органов внутренних дел обязан немедленно сообщить в ближайший орган внутренних дел, должностные лица которого незамедлительно уведомляют об этом соответствующего прокурора. О каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудник органов внутренних дел обязан уведомить своего непосредственного начальника.

Сотрудник органов внутренних дел не несет ответственности за вред, причиненный в результате применения в предусмотренных настоящим Законом случаях физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, если:

  • им не превышены пределы необходимой обороны или меры, необходимые для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников органов внутренних дел в случаях, когда ненасильственными способами это сделать невозможно;
  • он действовал во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке, за исключением случаев совершения им умышленного преступления по заведомо преступному приказу или распоряжению;
  • он действовал в условиях обоснованного профессионального риска или крайней необходимости.

Применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники с нарушением требований настоящего Закона влечет ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 27. Применение физической силы

Сотрудник органов внутренних дел применяет физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны, преодоления противодействия его законным требованиям, если ненасильственными способами это сделать невозможно.

Если гражданин считает, что с ним обошлись неправомерно, он должен действовать быстро и юридически грамотно: обратиться в отделение милиции с заявлением, зафиксировать травмы на фото и в медицинском учреждении, найти свидетелей.

Он имеет право инициировать проверку, соответствовали ли действия сотрудников милиции закону.

Это большая тема, требующая отдельного рассмотрения, но главное, что должен понимать каждый, – спустя несколько дней, а то и недель невозможно будет ничего доказать. 

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

Фото предоставлено героем материала и из открытых источников, носят иллюстративный характер

Источник: https://www.abw.by/novosti/law/188582

Ветка права
Добавить комментарий