Иск о взыскании убытков от простоя троллейбуса

Если попасть в аварию в центре Гродно, то можно получить не только штраф от ГАИ, но и финансовую претензию за простой троллейбусов до 200 рублей.

ГРОДНО, 21 июн – Sputnik, Инна Гришук.

Гродненский водитель, который попал в аварию на оживленном перекрестке в центре города и на 40 минут заблокировал движение транспорта, в начале июня получил “письмо счастья” от Гродненского троллейбусного управления с просьбой заплатить 190 рублей за простой общественного транспорта. На предприятии рассказали, что такой случай не первый, и объяснили, почему и на каком основании требуют компенсировать ущерб за простой застрявших в пробке “рогатых” машин.

За 50 минут набежало 190 рублей

Авария, в которую попал 20-летний житель Гродно Алексей, произошла 22 марта нынешнего года на перекрестке улиц Социалистической и Кирова в Гродно.

Машины чуть больше часа стояли на перекрестке, а вместе с ними в пробке – другие водители и общественный транспорт.

Спустя два с половиной месяца Алексей получил письмо от УГП “Гродненское троллейбусное управление”, где ему предлагалось добровольно оплатить 190 рублей и 2 копейки ущерба, который понесло транспортное предприятие из-за аварии.

Водители не могли разъехаться по Европротоколу, так как у одной из машин были серьезные повреждения.

В тот день инспекторы ГАИ были заняты на других вызовах и приехали на место аварии только через минут 40 или 50.

Из полученного Алексеем письма следует: пока троллейбусы стояли в заторе, УГП “Гродненское троллейбусное управление” несло убытки. Произошла задержка 20 троллейбусов, которые следовали по десяти маршрутам.

Что говорят в троллейбусном?

Корреспондент Sputnik обратилась в УГП “Гродненское троллейбусное управление” с просьбой прокомментировать ситуацию и разъяснить гродненским водителям, на каком юридическом основании предприятие отправляет письма-претензии в адрес виновников ДТП.

Как рассказала юрисконсульт УГП “Гродненское троллейбусное управление” Юлия Головач, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

“Под убытками понимаются, в том числе и неполученные доходы, которые были бы получены при обычных условиях гражданского оборота. То есть, если бы не случилось дорожно-транспортное происшествие, из-за которого транспорт не смог функционировать в нормальном режиме”, – комментирует Головач.

По словам собеседницы, троллейбус не во всех ситуациях способен объехать место ДТП. Часто длина штанг токоприемников этого вида транспорта не позволяет ему объехать место аварии. Если произойдет такой простой, предприятие устанавливает причинную связь ДТП и задержки движения транспортных средств.

Как подсчитывают убытки?

“Методика подсчетов утверждена Министерством транспорта и коммуникаций в 1995 году. Величина убытков зависит не от времени простоя. Вычисляется особый показатель – потери машино-место-километров”, – отметила собеседница Sputnik.

Виновнику аварии приходится возмещать не только упущенную выгоду общественного транспорта, который стоял и не развозил пассажиров какое-то время, но еще и расходы на организацию альтернативного движения.

Указывается число потерянных рейсов, а также подробно рассчитывается, сколько пассажиров потеряло транспортное предприятие из-за остановки транспорта, сколько километров не смогли проехать пассажиры.

Учитывается даже пробег машин предприятия.

“Страхование гражданской ответственности не предусматривает страхового возмещения убытков и упущенной выгоды. Поэтому по этой статье расходов автовладельцу приходится платить самостоятельно”, – добавляет юрисконсульт предприятия.

Если простой из-за форс-мажора, то претензии не направляют

Поинтересовались мы и тем, отправляются такие письма-претензии только водителям или также организациям, из-за которых троллейбусы оказываются в вынужденном простое, а предприятие теряет прибыль.

Например, высылались ли претензии к ЖКХ, сотрудники которого минувшей зимой не расчистили снег, из-за чего троллейбусы не могли проехать по маршруту, к ГАИ из-за сломанных светофоров, приведших к пробкам и задержкам транспорта.

Или к Гродненскому автобусному парку, чьи автобусы также периодически попадают в ДТП и блокируют движение общественного транспорта, в том числе, в центре города?

Это в УГП “Гродненское троллейбусное управление” пояснили так: претензии высылаются всем виновникам ДТП, в результате которого произошел простой транспорта. Информацию о виновниках ДТП дает ГАИ.

“Если виновник ДТП работник какой-либо организации или предприятия, значит, претензия направляется в его адрес как физического лица, управлявшего данным транспортным средствам, действия которого привели к ДТП. Если простой произошел из-за форс-мажорных обстоятельств, то претензия не высылается”, – отметила Головач.

Парню не повезло, обычно ущерб до 20 рублей

По словам собеседницы, обычно предприятие старается максимально уменьшить убытки, а также минимизировать дискомфорт пассажиров. Так, информация об аварии и возможных простоях троллейбусов к ним поступает в течение 10-15 минут. Если есть возможность объехать затор, то троллейбусы перенаправляют по другим линиям. Например, могут направить маршруты не по Старому, а по Румлевскому мосту.

На предприятии говорят, что чисто по-человечески, понимают недовольство водителей, которым высылают претензии о компенсации убытков, но просят взглянуть на ситуацию с другой стороны.

“Мы тоже считаем свои деньги. Из-за вынужденных простоев и ДТП предприятие несет убытки. Так, дотация на городской пассажирский транспорт, которую получает предприятие, зависит от объема выполненных работ. В результате простоев мы недополучаем эти деньги”, – говорит собеседница.

Обычно граждане добровольно оплачивают суммы выставленных им претензий. Например, за последний год было направлено более ста претензий виновникам ДТП.

“Из них 70% оплачены в добровольном порядке, остальные – в принудительном (по решению суда), что влечет дополнительные расходы по оплате судебных издержек”, – сообщила юрисконсульт.

Обычно суммы претензий небольшие и не превышают 20 рублей. Сумма претензии водителя Алексея, который должен возместить 190 рублей за вынужденный простой троллейбусов, – одна из самых крупных.

Парню просто не повезло, так как авария произошла в центре города на узкой улочке, где проходит много троллейбусных маршрутов и разъехаться нет возможности.

Он уже обратился в УГП “Гродненское троллейбусное управление” и попросил дать ему отсрочку платежа.

Источник: https://sputnik.by/society/20190621/1041673571/Pisma-schastya-za-prostoy-transporta-pochemu-vinovniku-DTP-vystavili-schet.html

Трамваи не прощают простоя

Иск о взыскании убытков от простоя троллейбуса

Дорожные аварии, повлекшие простой трамваев, выливаются для виновников ДТП в десятки тысяч рублей претензий от Горэлектротранса. С начала 2015 года «попал» 221 водитель Петербурга.

Кирилл Анисимов/Интерпресс

Почти в 5% ДТП в Петербурге останавливается движение трамваев или троллейбусов. Мало кто знает, что Горэлектротранс выставляет счета на десятки тысяч рублей виновникам аварии. С начала 2015 года — уже 221 раз. В том, как избежать претензий за простой электрического транспорта, разбиралась «Фонтанка».

Горэлектротранс оказался единственным пассажирским перевозчиком Петербурга, распространившим практику взыскания денег с виновников ДТП, в результате которых образовался затор в движении трамваев и троллейбусов.

По данным ГИБДД, с января по сентябрь 2015 года в городе произошло примерно 5 тыс. дорожных аварий.

За этот период Горэлектротранс выставил водителям 221 требование о возмещении упущенной выгоды, сообщили «Фонтанке» на предприятии.

Другими словами, почти 5% ДТП в Петербурге приводят к простою трамваев или троллейбусов. Из 221 претензии только 65 были удовлетворены добровольно. В остальных случаях Горэлектротранс обращался в мировые суды, а также в арбитражный суд, если машина виновника ДТП принадлежит юридическому лицу (например, если речь идет о маршрутке).

Такая политика Горэлектротранса берет свое начало примерно с 2010 – 2011 годов.

Вероятно, работники электрического транспорта почерпнули вдохновение у своих московских коллег, которые, в отличие от петербургских, более открыты к общественности.

На сайте Мосгортранса есть статистика выставления счетов виновникам ДТП. Ежегодно предприятие выставляет по 2 тыс. претензий и по 500 исковых заявлений на общую сумму 5 – 7 млн рублей.

«Пассажиравтотранс», обслуживающий автобусы в Петербурге, считает неэффективной эту практику.

«Предприятие обращалось в суд с исками подобного рода, но решений в пользу предприятия принято не было», — сообщили на предприятии. Нет такой практики и в Октябрьской железной дороге, сказали в ОЖД.

И у перевозчиков-маршруточников, которые в основном фигурируют в делах Горэлектротранса в качестве ответчиков.

Таинственная математика простоя

А вот Горэлектротранс выигрывает практически все суды. Как видно из текстов решений, час простоя обходится виновнику аварии в суммы в пределах 10 – 30 тыс. рублей. Расчеты этих сумм неоднократно ставятся под сомнение второй стороной спора.

В 2014 – 2015 годах, например, в трех инстанциях шел суд о взыскании с «Питеравто» 18,4 тыс.

рублей из-за ДТП на углу Маршала Казакова и Маршала Жукова (водитель маршрутки столкнулся с «Тойотой Короллой» и «Опелем Вектра»), повлекшего простой трамваев продолжительностью 1 час 17 минут.

Предприятие тогда включило в компенсацию за простой не только упущенную выгоду от ставшей невозможной продажи билетов, но и расходы на зарплату кондукторам и вагоновожатым.

Однако суд не согласился с такой математикой и удовлетворил требования Горэлектротранса лишь в сумме 6,8 тыс.

рублей, исходя из расчета: 448,98 рубля (доход одного трамвая от продажи разовых билетов за час, рассчитанный исходя из среднего дохода всех трамваев за месяц) х 13 (количество остановленных трамваев) х 1,17 (время простоя).

Однако указанное ДТП произошло в 2011 году, когда проезд стоил 21 рубль, сейчас он стоит 28 рублей, а с Нового года, скорее всего, подорожает. В Горэлектротрансе спустя почти полторы недели после запроса формулу расчета «Фонтанке» не предоставили. Как и методику расчета убытков, утвержденную приказом директора предприятия № 150 от 14 июня 2011 года, в которой эта формула содержится.

Свежие примеры в судебной практике скрыты от глаз, поскольку рассматриваются в основном в судебных участках мировых судов, однако даже случаи прошлых лет показывают разброс сумм, которые взыскивают с водителей.

Например, еще в мае 2009 года автомобиль «Вольво» в Приморском районе снес опору контактной троллейбусной сети, в результате чего убытки Горэлектротранса от невозможности оказывать пассажирские услуги составили 63 тыс. рублей за 2 часа 40 минут простоя.

За 1 час 17 минут этот убыток составил бы 30 тыс., то есть в пять раз больше, чем в случае с ДТП на Маршала Жукова.

Как пояснили в Горэлектротрансе расчет в каждом конкретном случае производится в зависимости от множества факторов — ставки кондукторов и вагоновожатых, разновидности маршрута, возможности пустить трамваи по другому маршруту и т. д. В сети «ВКонтакте» можно найти листочек с текстом, который вручается водителям – участникам ДТП. В нем, в частности, приведены успешные примеры взыскания денег в размере 10 – 20 тыс. рублей.

Есть, впрочем, у Горэлектротранса и неудачи. В 2013 году он пытался взыскать с ГУЗ «Сантранс» (скорая медицинская помощь) 28 тыс. рублей за 115-минутный простой трамваев. Машина медиков «Соболь» проехала на красный и столкнулась с “ВАЗ-2105”.

«Справки (отчеты) о доходах от реализации разовых билетов по маршрутам, равно как и справки о среднечасовом доходе…

не могут быть расценены в качестве допустимых и достоверных доказательств, поскольку носят односторонний характер, указанные в них сведения документально не подтверждены.

Представленные отчеты о доходах от реализации разовых билетов документально не подтверждены: не приведены ссылки на первичные документы, отражающие позиции расчета; справки составлены с учетом лишь плановых показателей; обобщенные цифровые данные расшифровок не содержат; не указано, какие данные участвовали в расчете полученного в результате вычислений значения. Какие-либо отчетные бухгалтерские документы, подтверждающие фактический размер обычно получаемого дохода, также не представлены», — говорится в решении суда.

Как избежать трамвайных претензий

Для успешного взыскания денег Горэлектротранс должен доказать в суде противоправный характер поведения водителя, на которого возлагается ответственность, его вину в ДТП, а также причинно-следственную связь между его поведением и наступлением убытков. «Указанные условия ответственности должны иметь место одновременно, при отсутствии одного из них гражданско-правовая ответственность не наступает», — пишет суд.

Вину участника ДТП Горэлектротранс доказывает предоставлением справки из ГИБДД, причинно-следственную связь раскрывает путем приведения денежных расчетов, а противоправность поведения водителя черпает из пункта 2.6.

1 ПДД, который обязывает участников ДТП (при отсутствии пострадавших) освободить проезжую часть, если авария мешает движению других транспортных средств.

Следовательно, чтобы избавить себя от денежных претензий, нужно лишь выполнить этот пункт Правил дорожного движения.

Главной причиной, по которой водители не убирают машины с трамвайных путей, является неумение составить схему ДТП, без которой место аварии покидать нельзя.

Корреспондент «Фонтанки», попавший в это положение неделю назад и остановивший движение трамваев, поинтересовался у прибывшего сотрудника ГИБДД, как можно составить схему ДТП без соответствующего опыта. «Государство это не волнует», — сказал он.

Отметим, что по телефону «02», судя по практике, не сообщают ни о схеме ДТП, ни об обязанности освободить проезжую часть.

Как составить схему ДТП

В сети об этом много разговоров, но ясного и простого примера нет даже на сайте ГИБДД.

Там можно скачать не очень наглядный план действий при аварии, однако лучше всего вдобавок к нему распечатать типовые схемы ДТП, составленные Российским союзом автостраховщиков, в которых собран набор типичных ДТП с примерами схем, а также памятка по заполнению европротокола, который с недавних пор можно оформить, не вызывая сотрудников ГАИ (если столкнулись только две машины, если нет разногласий, если нет пострадавших и ущерб не превышает 40 тыс. рублей).

Если заранее прочитать две памятки Российского союза автостраховщиков, а также распечатать пример схемы ДТП и возить все это с собой, в принципе, проблем с оформлением документов возникнуть не должно.

Перед оставлением места аварии нужно также по возможности сфотографировать автомобили, их номера, чтобы было видно их расположение друг к другу и к объектам транспортной инфраструктуры (светофорам, разметке, знакам и т. д.).

Другой вопрос, что делать, если у водителей обнаружились разногласия относительно обстоятельств ДТП.

Как сказано на сайте ГИБДД, в таком случае нужно записать данные очевидцев (номера машин водителей, фамилии, адреса и телефоны пешеходов) и позвонить в полицию за консультацией.

Сотрудники ГИБДД скажут либо дожидаться их, либо, предварительно зафиксировав место ДТП фотосъемкой, приехать в районный отдел для последующего разбирательства.

Практика показывает, что, если водители убрали машины с места аварии, Горэлектротранс, пострадавший из-за небольшого простоя, проиграет свой суд. Наглядный тому пример — арбитражное дело А56-14386/2013, в котором с «Сантранса» пытались взыскать 28 тыс. рублей (он приведен выше).

Сотрудники ГАИ прибыли на место, когда машины уже отъехали от места ДТП, поэтому в полицейских документах не было отметки о простое общественного транспорта. Кроме того, в материалах было указано, что водители убрали свои машины.

Горэлектротранс ссылался на свои акты простоя, но, поскольку они были составлены без участия водителей, их сочли недостаточным доказательством.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»

Источник: https://www.fontanka.ru/2015/10/06/067/

Ветка права
Добавить комментарий