Изменение целевого назначения и режима использования земельного уч ка

Новости

Изменение целевого назначения и режима использования земельного уч ка

Простая тема, скажете вы. Три слова-то всего) Тьфу. Примерно и я так подумал, но как же я жестоко ошибался. А потом началось…

Ниже в статье раскрыта суть, однако хотелось бы немного субъективизма на аперитив.

Так сказать – подкинуть на вентилятор)) Так вот – чем больше я занимался изучением данной темы, тем больше я ничего не понимал (здесь должна быть картинка эволюционирующего наоборот человека). В один момент мне захотелось закричать: «Памагити!!».

Потому что разобраться обычному человеку в огромном потоке нескончаемых законодательных актов – дело не из легких. А если еще учесть, что я знаю, что я ничего не знаю, то тут вообще беда (хнык).

Итак, базовое определение термина «целевое назначение участка» закреплено в ст. 1 Кодекса Республики Беларусь «О Земле». Под указанным понятием подразумеваются установленные решением об изъятии и предоставлении земельного участка порядок, условия и ограничения использования земельного участка для конкретных целей.

Окей. Вы сидите? Сядьте. Открываем статью 1 «О Земле» и читаем:

целевое назначение земельного участка – установленные решением об изъятии и предоставлении земельного участка порядок, условия и ограничения использования земельного участка для конкретных целей.

Это то, что я написал чуть выше? То (раскрою секрет, я переписал это из кодекса). Но.

Если вы почитаете статью дальше (она большая, термины я убрал, иначе получился бы третий том «Война и мир»), то столкнетесь с обилием понятий и терминов, суть которых вам будет не до конца ясна.

Не то, чтобы я сомневался в ваших интеллектуальных способностях, просто если акцентировать внимание именно на «целевом назначении участка», то не совсем понятно, например, вот это определение:

«основное целевое назначение земель, земельного участка – установленные законодательством об охране и использовании земель порядок, условия и ограничения использования земель, земельного участка для конкретных целей»;

Ну да ладно. Идем дальше. Забегая немного наперед, скажу, что целевое назначение земельного участка устанавливается местным исполнительным комитетом при его представлении.

И вообще, – какие целевые назначения земель бывают? По какому критерию исполкомы определяют целевое назначение участка? Какие используют методы и чем руководствуются при принятии решений? Существуют ли нормативно-правовые акты, регулирующие данные вопросы? Самое забавное, что в сети вы не найдете прямой отсылки к информации, которая будет указывать на то, какие виды целевых назначений земель бывают в природе.. Один нормативно-правовой акт отсылает к другому, другой к третьему, за ним нить потеряется и вы будете сидеть и думать – так это.. так а где ответ-то на вопрос? Определение целевого назначения земельного участка есть в ст.1 Закона «О Земле». А ответы на остальные вопросы? Пожалуйста, изучайте:

Положение о порядке изменения целевого назначения земельных участков,  утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  30.12.2011 № 1780.

Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».

Это два основных документа, регулирующих нашу тему.

А сколько там изменений и дополнений… ммммм..))

Вообще, Кодекс Республики Беларусь «О Земле» (далее КоЗ РБ) гласит, что: земля в Беларуси делится по категориям (ст. 6 КоЗ РБ) и независимо от деления на категории, подразделяется на виды (ст. 7 КоЗ РБ). Идем дальше и читаем ст.

8 КоЗ РБ, где сказано, что земли распределяются по категориям в зависимости от основного целевого назначения и определенного в соответствии с законодательством правового режима их использования и охраны. В случаях изменения основного целевого назначения, может происходить перевод земли из одной категории в другую.

Примерно та же ситуация и с разными видами земли. Одним из условий перевода земель из одного вида в другой, указано изменение их целевого назначения. Важно понимать, что порядок переводов из категорий и видов в другие устанавливается Президентом (ст. 8 КоЗ РБ), но целевое назначение земельного участка устанавливается местным исполкомом (ст.

10 КоЗ РБ). В свою очередь исполкомы, при определении целевого назначения земельного участка, руководствуются… Чем? Чем они руководствуются?? Ну же!!

А ответа на этот вопрос как бэ нет. Я не нашел. Можно обратиться в исполком. Например. Но это просто статья. Не диплом. Не научная работа. Не расследование.

Шучу. Немного информации есть:

Идем на сайт ГУП «Национальное кадастровое агентство» (nca.by) и в часто задаваемых вопросах видим, что оказывается, виды целевых назначений участков указаны… в приложении 4 Налогового Кодекса РБ.

Забавно, не правда ли) Таким образом, ответы на вопросы: какие целевые назначения земель бывают; по какому критерию исполкомы определяют целевое назначение участка; какие используют методы и чем руководствуются при принятии решений? – получен в этом документе: – Налоговый кодекс Республики Беларусь. Плюс соответствующие приложения к нему. В частности, приложение 4:

1.

Земельные участки для размещения объектов административного, финансового назначения, розничной торговли, гостиничного назначения, общественного питания, здравоохранения и по предоставлению социальных услуг, образования и воспитания, научного назначения и научного обслуживания, физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, культурно-просветительного и зрелищного назначения, бытового обслуживания населения, по оказанию посреднических и туристических услуг, автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений, автостоянок и гаражей, за исключением предоставленных организациям, осуществляющим хранение транспортных средств физических лиц, гаражным кооперативам, кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок

2. Земельные участки для размещения объектов многоквартирной жилой застройки, включая общежития

3.

Земельные участки для размещения объектов усадебной жилой застройки (строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, традиционных народных промыслов), земельные участки организаций, осуществляющих хранение транспортных средств физических лиц, гаражных кооперативов, кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, физических лиц для строительства (установки) и обслуживания гаражей, ведения коллективного садоводства, дачного строительства и огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, а также для служебных земельных наделов, предоставленных гражданам районными исполнительными и распорядительными органами из земель запаса и земель лесного фонда

4. Земельные участки для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, оптовой торговли, материально-технического и продовольственного снабжения, заготовок и сбыта продукции, коммунального хозяйства, по ремонту и обслуживанию автомобилей

5. Земельные участки для размещения объектов природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения

Вид целевого назначения участка напрямую зависит от оценочной зоны налогообложения, в которой находится земельный участок:

1.

Общественно-деловая зона

2. Жилая многоквартирная зона

3.

Жилая усадебная зона

4. Производственная зона

5. Рекреационная зона

Надеюсь немного разобрались. Все остальные вопросы, касательно видов земель, категорий земель, их изменения, изменения целевого назначения участков, можно/нельзя это делать, а если можно, то как, какие документы нужны, какова практика применения существующего законодательства в этой сфере – вопросы объемные. Можно изучить их самому.

А можно (и нужно) обратиться к специалистам. Простые юристы, адвокаты, риэлторы – те люди, которые хоть что-то будут понимать в ваших вопросах. Еще сомневаетесь? Тогда вот последний пример: как правило, человек, который хочет разобраться самостоятельно – штудирует интернет. Там есть все.

По запросу «Постановление совета министров от 30 декабря 2011 года № 1780» вы, конечно же, найдете этот документ. Откроете первую/вторую/третью вкладку и увидите – ну да, все окей. Изучите и пойдете в исполком, уверенные в своей правоте.

Но есть нюанс: только в одном из документов, указанных по этому запросу содержался полный список всех изменений и дополнений, актуальных на день обращения. Среди прочих изменений не хватало всего лишь вот этого:

Нет, это кот. 

Вот этого: претерпел изменения перечень документов, которые прилагаются к заявлению о об изменении целевого назначения земельного участка. Теперь в ч. 4 п. 4 Положения указано, что к такому заявлению прилагаются:

·         копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или ИП, без нотариального засвидетельствования или копия документа, содержащего идентификационные сведения о гражданине;

·         копии документов, удостоверяющих права на земельный участок и капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на этом участке, либо выписки из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок и капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на этом участке;

·         копии технических паспортов на капитальные строения (здания, сооружения) или ведомостей технических характеристик на капитальные строения (здания, сооружения);

·         обоснование для изменения целевого назначения земельного участка, в том числе финансово-экономическое;

·         разработанная в установленном порядке проектная документация на объект строительства, реконструкции (при наличии);

·         акт приемки объекта в эксплуатацию или решение местного исполнительного комитета о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке;

·         сведения об источниках финансирования, если дальнейшее использование земельного участка связано с осуществлением строительной деятельности;

·         письменное согласие арендаторов, залогодержателей, обладателей сервитутов и иных прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости, а в случае отсутствия такого согласия – копия постановления суда об изменении целевого назначения земельного участка;

·         документы, подтверждающие полномочия представителей (в случае совершения действий от имени и в интересах другого лица).

Так, я не понял. Я же собрал другие документы… А в исполкоме специалисты принимают не каждый день. Настало время упомянуть бюрократию? Но вы сами решили идти таким путем. Самостоятельно. На кого обижаться? Нет, конечно, и бюрократии хватает. Однако не стоит сбрасывать со счетов то, что наши проблемы, отчасти, состоят из того, что мы же сами усложняем себе жизнь.

Сергей Мишуткин

Мы будем рады оказать квалифицированную помощь в выборе достойного для вас варианта. 

Привлекайте специалистов для решения своих задач.

Источник: https://an7.by/news/5514/

Изменение целевого назначения земли

Изменение целевого назначения и режима использования земельного уч ка

На практике целевое назначение земельного участка не всегда совпадает с планами собственника земли по ее использованию. В этом случае законодательство допускает изменение целевого назначения такого участка.

Использование земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения) самостоятельно определяется его собственником или пользователем при условии соблюдения требований, установленных законом к использованию земель этой категории, а также с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.

Землеустройство — совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и рациональную организацию территории административно-территориальных единиц, субъектов хозяйствования, которые осуществляются под воздействием общественно-производственных отношений и развития производительных сил.

Важно! Целевое назначение земель определяют проекты землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов.

Целевое назначение земельного участка — это использование земельного участка по назначению, определенному на основании документации по землеустройству в установленном законодательством порядке.

При этом согласно ст. 91, 96 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III собственники земельных участков и землепользователи обязаны обеспечивать использование земельных участков по целевому назначению.

Чтобы использовать земельный участок сельскохозяйственного использования для строительства жилого дома или коммерческого использования необходимо сначала изменить его целевое назначение.

Стоит знать! Для изменения целевого назначения земельного участка, находящегося в частной собственности нужно написать заявление, заверенное нотариусом, об изменении целевого назначения земельного участка.

После чего заказать разработку проекта отвода земельного участка целевое назначение которого изменяется (проводится землеустроительной организацией, в составе которой работают сертифицированные инженеры-землеустроители, включенные в реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей).

Статья 19 Земельного кодекса Украины устанавливает следующие категории земель:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • жилой и общественной застройки;
  • природно-заповедного и другого природоохранного назначения;
  • оздоровительного назначения;
  • рекреационного назначения;
  • историко-культурного назначения;
  • лесохозяйственного назначения;
  • водного фонда;
  • промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

С 2013 г. со вступлением в силу ЗУ «О государственном земельном кадастре» и отменой Постановления КМУ «О Порядке изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц», существенно изменился порядок изменения целевого назначения земельного участка.

Стоит знать! За исключением некоторых особенностей, порядок изменения целевого назначения земельного участка сейчас похож на порядок отвода земельного участка в собственность из земель государственной или коммунальной собственности.

Перечень основных видов разрешенного использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

  • основные виды разрешенного использования;
  • условно разрешенные виды использования;
  • вспомогательные виды разрешенного использования.

Основные виды разрешенного использования земельных участков:

  • для индивидуального жилищного строительства;
  • для ведения личного подсобного хозяйства;
  • для дачного строительства;
  • для ведения дачного хозяйства;
  • для сельскохозяйственного производства;
  • для организации фермерского хозяйства;
  • для организации крестьянско-фермерского хозяйства;
  • для ведения сельского хозяйства;
  • под малоэтажное жилищное строительство;
  • для сельскохозяйственного использования;
  • для жилищного строительства;
  • жилая, коммерческая застройка;
  • иное разрешенное использование.

Для правильного выбора участка, нужно разобраться, для чего предназначен каждый вид земельного участка. Для физических лиц интерес составляют земли, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности, а также земли для жилищного и общественного строительства.

Земли сельскохозяйственного назначения

К этому виду относятся земли, которые отводятся гражданам для ведения фермерского и крестьянского хозяйства, а также различных видов сельскохозяйственной деятельности.

Сельскохозяйственные предприятия могут вести на этих землях товарное сельскохозяйственное производство.

Если предприятие не является сельскохозяйственным, то на землях сельскохозяйственного назначения они могут вести только подсобное хозяйство.

Чаще всего земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения садоводства. Купив земельный участок недалеко от города, многие граждане используют его для ведения собственного хозяйства, садоводства, огородничества и другой сельскохозяйственной деятельности.

Земли жилищной и общественной застройки

В этот вид земель входят земли, расположенные в городской черте или населенных пунктов. Целевое назначение земель этих земель — частное строительство, строительство общественных объектов.

На них можно строить дом, предназначенный для круглогодичного проживания, который должен отвечать строительным, пожарным и санитарным нормам.

Строительство капитальных домов осуществляется на основании проекта  и после получения соответствующих разрешений.

Существуют различные варианты создания проекта, наиболее популярными являются типовые и индивидуальные проекты.

По окончанию строительства дом должен пройти инвентаризацию, а затем должен быть сдан в эксплуатацию. Строительство загородного дома – процесс долгий и ответственный. Поэтому многие застройщики нанимают для этого строительные бригады.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

Для каждого участка земли государством установлена цель его использования, и пользоваться этим участком не по назначению нельзя. Нельзя построить на своем приусадебном участке магазин, а на землях сельхозназначения — многоквартирный дом.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка применяется, например, чтобы:

  • заработать на перепродаже (земли населенных пунктов оцениваются намного дороже земель сельхозназначения);
  • организовать на своем подсобном участке производственное предприятие или торговую точку;
  • построить многоквартирный дом на участке, который предназначен для ведения подсобного хозяйства;
  • застроить участок сельхозназначения жилыми домами.

Если не произвести изменения разрешенного использования земельного участка, но в то же время использовать его не по назначению, можно оказаться привлеченным к административной ответственности.

Для смены категории земли нужно обращаться в земельный комитет вашей администрации с ходатайством, в котором следует указать:

  • кадастровый номер участка;
  • действующую и предполагаемую категорию участка;
  • мотивы перевода;
  • сведения о правах на участок (кто правообладатель, обременения участка).

К ходатайству обязательно прикладываются:

  • выписка из ГКН (кадастровый паспорт участка, который можно оформить в кадастровой палате или многофункциональном центре);
  • копия вашего паспорта (для предпринимателей и предприятий — выписка из налоговой инспекции);
  • выписка из ЕГРН (документ о зарегистрированных правах на участок, который оформляется в Управлении Росреестра или многофункциональном центре);
  • заключение экологической экспертизы (уточните в земельном комитете, требуется ли вам его предоставлять);
  • согласие владельца участка на перевод его в другую категорию.

Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности по инициативе их собственников осуществляется:

  • сельским, поселковым, городским советом, если земельный участок расположен в пределах населенного пункта;
  • районной госадминистрацией или Советом Министров АР Крым, если земельный участок расположен за пределами населенных пунктов;
  • областной госадминистрацией, если земельный участок не входит в территорию района или райгосадминистрация не создана.

Для этого собственник земли должен обратиться в местные органы власти, которые занимаются землеотведением и получить их согласие. Процедура изменения целевого назначения – процесс длительный и сложный, похожий на приватизацию земли, но имеющий свои особенности.

Смена целевого назначения состоит из следующих этапов:

  1. Обращение с ходатайством (заявлением) собственника земельного участка в сельский, поселковый или городской совет, либо в районную государственную администрацию в зависимости от месторасположения участка.
  2. Рассмотрение вышеперечисленными структурами ходатайства и одобрение либо же обоснованный отказ на изменение целевого назначения.
  3. Подготовка проекта отвода земельного участка.
  4. Согласование проекта отвода с районным (городским) органом земельных ресурсов, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органом градостроительства, архитектуры и охраны культурного наследия.
  5. Землеустроительная экспертиза проекта отвода.
  6. Рассмотрение местными советами или районной госадминистрацией проекта отвода земельного участка и принятие решения об изменении его целевого назначения.

Порядок изменения целевого назначения земельного участка государственной или коммунальной собственности также предусмотрен ст. 20 ЗК и мало отличается от порядка, касающегося земли частной собственности.

Так же заказывается и согласовывается проект отвода, принимается решение об его утверждении и изменении целевого назначения и так же вносятся сведения в ГЗК. Однако инициировать изменение целевого назначения государственной или коммунальной земли вправе землепользователь (лицо, владеющее участком на праве постоянного пользования, или арендатор).

Для этого ему необходимо получить разрешение от соответствующего органа власти (того, который принимал решение о передаче этого участка в пользование) на разработку проекта отвода земельного участка, целевое назначение которого планируется изменить.

Для получения разрешения землепользователь должен направить в соответствующий орган заявление (ходатайство).

Важно! Например, если ФХ арендует государственную землю с целевым назначением «для ведения фермерского хозяйства» и планирует изменить его на «для ведения товарного сельхозпроизводства», то заявление следует подавать в территориальный орган Госземагентства.

При этом фактически происходит разделение земли на два отдельных участка с разным целевым назначением, по каждому такому участку разрабатывается соответствующая техническая документация и на каждую часть земельного участка разрабатывается свой проект отвода (ст. 56 Закона от 22.05.03 г. № 858-IV). Это касается как земель частной, так и государственной или коммунальной собственности.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

За нарушение порядка изменения целевого назначения земельных участков в ст. 21 ЗК предусмотрены такие последствия:

  • признание недействительными решений органов государственной власти или местного самоуправления, Верховного Совета или Совета Министров АР Крым о предоставлении (передаче) данных участков гражданам или юридическим лицам;
  • признание недействительными соглашений относительно земельных участков;
  • отказ в государственной регистрации земельных участков или признание регистрации недействительной;
  • привлечение граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка изменения целевого назначения земель, к ответственности в соответствии с законом.

Какие именно виды ответственности здесь подразумеваются, в ст. 21 ЗК не поясняется.

Сюда входит в том числе дисциплинарная ответственность должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления, виновных в нарушении сроков согласования и принятия решения относительно изменения целевого назначения земли.

Стоит знать! За использование земельного участка не по целевому назначению согласно ст. 53 КУоАП граждане могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 до 25 НМДГ (от 85 до 425 грн.), а должностные лица – от 15 до 30 НМДГ (255 до 510 грн.).

Источник: https://uristy.ua/articles/realty/izmenenie-tselevogo-naznacheniya-zemli/

Рассмотрение целевого назначения земельных участков — PRAVO.UA

Изменение целевого назначения и режима использования земельного уч ка

В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Украины (ЗК) все земли в зависимости от целевого назначения делятся на девять категорий.

Статья 20 ЗК определяет, что отнесение земель к определенной категории, а также изменение их целевого назначения осуществляется органами государственной власти (в том числе исполнительной власти) и местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Порядок изменения целевого назначения земельных участков по инициативе граждан и юридических лиц установлен постановлением Кабинета Министров Украины от 11 апреля 2002 года, согласно которому изменение целевого назначения земли связано с разработкой нового или пересогласованием уже имеющегося проекта отвода земельного участка.

Известно, что разработка (пересогласование) проекта отвода длится несколько месяцев и требует денежных затрат. Поскольку четкого определения целевого назначения земли в украинском законодательстве нет, то и вопрос, разрабатывать или нет проект отвода земельного участка, решается в разных регионах Украины достаточно противоречиво.

Когда речь идет об изменении целевого назначения земельного участка, что влечет за собой его переход из одной категории в другую (например, из сельскохозяйственных в земли лесного фонда), — тут все понятно, ведь категории четко определены в Законе.

Изменение функционального назначения земли в пределах одной из таких «односложных» категорий, как «земли сельскохозяйственного назначения» и «земли лесного фонда», тоже не вызывает вопросов.

Ведь если вы в прошлом году на земельном участке сельскохозяйственного назначения выращивали пшеницу, а в этом году хотите посеять кукурузу, вы не будете пересогласовывать проект отвода этого земельного участка.

Однако можно ли то же сказать о землях жилой и общественной застройки, представляющих одну категорию по своему целевому назначению? Определяет ли целевое назначение конкретного земельного участка в рамках одной категории земель жилой и общественной застройки функциональное использование здания, расположенного на этом участке? Можно ли с уверенностью сказать, что земельный участок, на котором расположено административное здание, имеет иное целевое назначение, чем земельный участок, на котором расположен молитвенный дом? (И административное здание, и молитвенный дом относятся к общественным зданиям). Изменится ли целевое назначение земли в случае, если молитвенный дом будут использовать как административное здание? В качестве примера возьмем конкретную ситуацию, поставленную читательницей «ЮП».

Религиозная община «А» приобрела у фирмы «Б» административное здание, строительство которого не завершено. Обратившись в горсовет, «А» получила необходимые заключения (согласования) городских служб, был изменен застройщик здания, внесены незначительные корректировки в проектную документацию и получено разрешение на строительство молитвенного дома.

Земельный участок, на котором расположено купленное здание, относится к коммунальной собственности, и фирма «Б» арендовала его у местного совета, имелся и проект отвода земли. Необходима ли в данном случае разработка религиозной общиной «А» нового проекта отвода земли для заключения нового договора аренды, если площадь земельного участка для обслуживания молитвенного дома не изменилась?

В соответствии с пунктом 3 статьи 124 ЗК передача в аренду земельных участков юридическим лицам с изменением их целевого назначения осуществляется по проектам отвода.

Но изменилось ли в данной ситуации целевое назначение земли в контексте статей 19, 20 ЗК, или только функциональное использование здания? От правильного понимания этого вопроса зависит ответ на вопрос, требуется ли в данном случае разрабатывать религиозной общине «А» новый проект отвода земли.

В этом отношении интересен Порядок приобретения права на землю юридическими лицами и гражданами в г. Киеве (утвержден решением Киевского городского совета

№ 313/1747 от 14 марта 2002 года с изменениями и дополнениями, внесенными решением Киевского городского совета от 19 декабря 2002 года № 165/325). В частности, в подпункте 3.

1 пункта 3 этого порядка определено: «Лица, которые приобрели строения и сооружения, обращаются в Киевский городской совет с ходатайством об оформлении права постоянного пользования или аренды земельного участка, на котором они расположены.

В ходатайстве, в частности, указывается, что земельный участок будет использоваться без изменения целевого назначения (категории земель в соответствии со статьей 19 ЗК Украины)».

Не менее примечателен и подпункт 4.

1 пункта 4 данного порядка: «Лица, которые приобрели право собственности на строения и сооружения и желающие получить на праве постоянного пользования или аренды соответствующий земельный участок из земель запаса или с изменением его целевого назначения, обращаются с ходатайством об этом в Киевский городской совет. В ходатайстве, в частности, указывается целевое назначение (категория земель в соответствии со статьей 19 ЗК Украины) земельного участка».

Исходя из вышеизложенного, очень хочется сделать вывод, что изменение целевого назначения земли и изменение категории земли — это одно и то же. Иначе стоило бы писать: «указывается категория земель, в соответствии со статьей 19 ЗК Украины, и целевое назначение этого земельного участка».

В некоторой степени проясняет ситуацию доктор юридических наук, профессор Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого Михаил Шульга.

В своем комментарии к статье 19 ЗК он указывает следующее: «Деление земель на самостоятельные категории, осуществляемое согласно основному целевому назначению, представляет собой первичную классификацию.

Внутри каждой категории земель возможна дальнейшая классификация на виды и подвиды в зависимости от определенных оснований, критериев (субъекты права собственности на землю или права землепользования, конкретное целевое назначение и прочее)».

Если следовать этому комментарию, то существует понятие «основное целевое назначение земли», синоним которого — «категория земли» (первичная классификация), и есть «конкретное целевое назначение земли» (вторичная классификация внутри одной категории).

Поскольку в статьях 19, 20 ЗК речь идет об «основном целевом назначении земли», то и в постановлении Кабинета Министров Украины от 11 апреля 2002 года, утвердившем Порядок изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, также говорится об изменении «основного целевого назначения земли». Если это действительно так, то и получение собственниками земли отдельного разрешения местных органов власти (самоуправления) на изменение «конкретного целевого назначения земли» в пределах одной категории не требуется. А значит, не требуется и разработка нового или пересогласование уже имеющегося проекта отвода земли.

Таким образом, если собственник здания принимает решение об изменении его функционального назначения в результате, например, реконструкции или нового строительства, и оно не требует изменения «основного целевого назначения земли», то ему следует действовать в соответствии с Законом Украины «О планировании и застройке территорий». При этом потребности в пересогласовании проекта отвода земли не возникает. После сдачи объекта в эксплуатацию собственнику необходимо обратиться в землеустроительные органы для внесения соответствующих изменений в правоустанавливающий документ на землю.

Являются ли такие рассуждения правильными?

Если обратиться к научно-практическому комментарию Земельного кодекса Украины под редакцией Виталия Семчика (2003 год), то кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела проблем аграрного, земельного и экологического права Института государства и права им. В.М.

Корецкого НАН Украины — Павел Кулинич в комментарии к главе 4 ничего не говорит о вторичной классификации земли. В комментарии к статье 21 ЗК Кулинич П.Ф.

приводит следующий пример нарушения порядка установления и изменения целевого назначения земельного участка, допущенного во время заключения договора аренды земли.

«Так, если земельный участок, целевым назначением которого является строительство и эксплуатация жилого дома, передан в аренду другому лицу для сельскохозяйственного использования, то такое соглашение может быть признано недействительным».

Но в случае передачи земельного участка, целевым назначением которого является строительство и эксплуатация жилого дома, в аренду для строительства и обслуживания общественного здания, является ли заключение такого договора аренды нарушением порядка изменения целевого назначения данного земельного участка?

В соответствии с действующим законодательством некоторые юридические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, лишены возможности иметь землю в собственности (статья 82 ЗК). Такие юридические лица могут только арендовать землю, принадлежащую другим лицам.

Поэтому получается, если им для осуществления своей уставной деятельности необходимо здание, то они вынуждены покупать здание, которое имеет необходимое конкретное целевое назначение.

Вряд ли собственник земли захочет заниматься изменением целевого назначения земельного участка, разрабатывая проект его отвода, и добиваться положительных решений местных органов власти (самоуправления).

Если же изменение целевого назначения земли в пределах одной категории не требует особого разрешения местных органов власти (самоуправления) и разработки проекта отвода земельного участка, то от собственника земли требуется только заключить договор аренды земли с собственником здания и дать ему письменное разрешение на планируемое строительство. Получением всех остальных разрешений будет заниматься уже застройщик в соответствии с Законом Украины «О планировании и застройке территорий».

Источник: https://pravo.ua/articles/rassmotrenie-celevogo-naznachenija-zemelnyh-uchastkov/

▷ Смена целевого назначения земли – Ингер-Град

Изменение целевого назначения и режима использования земельного уч ка

Документы, необходимые для смены целевого назначения:

копия госакта (или свидетельства) на землю

 выкопировка из генерального или детального плана населенного пункта, или схемы планирования территории района, или схемы садового/дачного товарищества

паспорт и идентификационный номер или регистрационные документы юридического лица

Сколько стоит изменить целевое назначение земли в Киеве и Киевской области? Как заказать проект землеустройства по смене целевого назначения земельного участка?

Порядок изменения целевого назначения земельного участка регулируется Земельным кодексом Украины, Законами Украины “О Государственном земельном кадастре”, “О землеустройстве”, “О регулировании градостроительной деятельности”, “Временным порядком передачи земельных участков в пользование или собственность из земель комунальной собственности в городе Киеве” и др.

Смена целевого назначения земельного участка документально оформляется путем разработки проекта землеустройства.

Для того, чтобы изменить целевое назначение земли, следует обратиться в землеустроительную организацию, которая имеет в своем штате сертифицированных инженеров-землеустроителей и необходимое геодезическое оборудование.

ШАГ 1: ПРОВЕРКА ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВАЖНО: До начала работ рекомендуется проверить саму возможность изменения целевого назначения земли. Для этого необходимо получить выкопировку из генерального или детального плана населенного пункта, или схемы планирования территории района.

После нанесения участка на генеральный план населенного пункта становится понятно, возможна ли вообще смена назначения с существующего на желаемое, или возможно ли изменение целевого назначения части земельного участка.

(В случае изменения для части участка предварительно потребуется сделать раздел земли и выделить ту часть, целевое назначение которой, согласно генплану, возможно изменить.

) Другими словами, генеральный план устанавливает ограничения и режим использования земельных участков.

При смене целевого назначения земли в Киеве необходимо получить выкопировку из генерального плана города (“Витяг з містобудівного кадастру”) в Департаменте архитектуры и градостроительства КГГА, где будут указаны все существующие ограничения и возможные виды функционального использования земельного участка.

В каких случаях невозможна смена целевого назначения земли, или возможна, но только для части участка?

Допустим, у Вас есть земельный участок, имеющий в данный момент целевое назначение “для ведения личного сельского (крестьянского) хозяйства (ОСГ)”, а Вы хотите изменить целевое назначение на участок “под застройку”.

К примеру, в соответствии с генеральным планом, территория, на которой расположен Ваш земельный участок, может быть отнесена к перспективным землям промышленности или общественного использования.

В таком случае изменение целевого назначение возможно только под те виды использования, которые указаны в генеральном плане.

Другой пример: Ваш участок находится в санитарной зоне кладбища, завода, железнодорожных путей, или же в охранной зоне водоёма либо природного заповедника, – в таком случае смена назначения тоже невозможна.

Кроме того, если вдоль Вашего участка проходит сельская дорога, расширение которой заложено в генеральном плане, и это расширение или часть санитарной зоны какого-либо объекта попадает на территорию Вашего участка, – тогда необходимо будет разделить участок на два и изменять назначение только на ту часть, которую не затрагивают указанные ограничения .

Также может оказаться, что к Вашему участку нет запланированного проезда в генеральном плане, и тогда дополнительно потребуется разработать детальный план территории для обозначения на нем проезда.

Специалисты компании “Ингер-Град” могут проверить возможность смены целевого назначения по своим эксклюзивным базам.

После получения выкопировки из генплана необходимо оформить у нотариуса заявление-согласие собственника участка на изменение целевого назначения земли. Затем заключить договор на выполнение землеустроительных работ и заказать проект землеустройства.

ШАГ 2: РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

После разработки проект землеустройства проходит согласование в территориальном управлении Госземагентства и у районного архитектора.

Одновременно с согласованием проекта землеустройства Госземагентство производит перерегистрацию земельного участка и выдает Вам новую выписку из Государственного земельного кадастра (т.н.

“витяг з ДЗК”), в которой указывается новое целевое назначение Вашей земли.

Государственная регистрация земельного участка проводится в 14-дневный срок, и после ее проведения новое целевое назначение отобразится на Публичной кадастровой карте.

В данный момент в некоторых районах Киевской области при смене целевого назначения земли Выписку из кадастра и перерегистрацию земельного участка проводят после утверждения проекта землеустройства в органах местного самоуправления.

ШАГ 3: УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

После получения всех согласований и перерегистрации участка в Государственном земельном кадастре следует подать заявление “об утверждении проекта землеустройства и передаче участка в собственность” вместе с выпиской из ГЗК и согласованным проектом землеустройства в городской (сельский, поселковый) совет, районную госадминистрацию или управление Госземагентства в зависимости от местоположения участка.

При смене целевого назначения земли в Киеве проект землеустройства перед утверждением необходимо подавать на согласование в Киевзем и внесение информации в городской земельный кадастр.

В месячный срок соответствующий орган рассматривает Ваши документы и выдает решение (распоряжение, приказ) об утверждении проекта землеустройства по смене целевого назначения земельного участка. Данный документ не является окончательным. Необходимо также внести изменения в Регистр вещных прав на недвижимое имущество.

ШАГ 4: ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ НА ЗЕМЛЮ

С начала 2013 года государственную регистрацию вещных прав на недвижимое имущество (в т.ч. на земельные участки) производит Государственная регистрационная служба при Министерстве юстиции Украины (Укргосреестр или ГРСУ).

Согласно Закону Украины “О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений”, Вам следует подать в территориальное отделение ГРСУ (по месту нахождения земельного участка) пакет документов:

заявление в ГРСУ о регистрации вещного права на земельный участок;
копию паспорта и идентификационного номера или регистрационные документы для юридического лица;
квитанцию об оплате государственной пошлины;
квитанцию об оплате за получение выписки из Единого регистра;
выписку из Государственного земельного кадастра (оригинал);
старый государственный акт или Свидетельство о праве собственности на землю (оригинал);
решение, распоряжение или приказ об утверждении проекта землеустройства по смене целевого назначения земельного участка и передачи его в собственность или пользование (оригинал).

Государственная регистрация прав на земельный участок означает внесение данных о нем в Единый государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений.

Результатом будет получение Выписки из Единого государственного реестра о том, что целевое назначение участка с кадастровым номером (например, 1000000000:001:01:001) изменено.

А правоустанавливающим документом у Вас по-прежнему останется старый государственный акт или свидетельство о праве собственности на землю. На сегодняшний день эти документы являются аналогом гос.акта на землю.

Стоимость смены целевого назначения напрямую зависит от площади земельного участка. В компании “Ингер-Град” есть несколько тарифных планов. Цена проекта по смене целевого назначения в Киеве – от 18 000 грн при нашем согласовании, в Киевской области – от 10 000 грн.

Источник: http://inger-grad.com/ru/raboty-i-stoimost/zemleustroitelnye-uslugi/proekt-zemleustroistva-po-smene-celevogo-naznachenija-zemli.htm

Ветка права
Добавить комментарий