Как быть, если УК выставила счёт по старым счётчикам?

Непредставление сведений о показаниях ИПУ

Как быть, если УК выставила счёт по старым счётчикам?

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.

2011 № 354 (далее — Правила 354) устанавливают, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) приборомучета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В настоящей статье рассмотрим порядок расчета размера платы за коммунальную услугу в случае непредставления потребителем показаний индивидуального или общего (квартирного) прибораучета (далее — ИПУ).

Передача показаний ИПУ

Подпункт «к(1)» пункта 33 Правил 354 устанавливает:
«Потребитель имеет право:

к(1)) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг».

При этом исполнитель согласно подпункту «ж» пункта 31 Правил 354 обязан принимать от потребителей показания ИПУ. Необходимо отметить, что принимать переданные показания — это обязанность исполнителя, а вот передача показаний ИПУ — это право потребителя, а не обязанность.

Исполнитель при этом имеет право проверять достоверность передаваемых потребителем сведений о показаниях ИПУ (подпункт «г» пункта 32 Правил 354) и даже несет обязанность такую проверку осуществлять (подпункт «б» пункта 82 Правил 354), а потребитель, соответственно, несет обязанность допускать исполнителя в занимаемое помещение для снятия показаний ИПУ, но не чаще 1 раза в 3 месяца (подпункт «ж» пункта 34 Правил 354).

Таким образом, потребитель имеет право передать показания ИПУ не позднее даты, установленной договором, а исполнитель обязан такие показания принять. При этом исполнитель имеет право и обязанность проверять достоверность передаваемых потребителем сведений, а потребитель обязан допустить исполнителя в занимаемое помещение, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

Необходимо отметить, что в обязанности исполнителя, кроме того, входит уведомление о сроках и порядке снятия потребителями показаний ИПУ и передачи сведений исполнителю. Такое уведомление должно не реже 1 раза в квартал указываться в платежных документах (подпункт «з» пункта 31 Правил 354).

Последствия непредставления показаний ИПУ

Если потребитель не предоставил сведения о показаниях ИПУ в установленные договором сроки, тогда в соответствии с подпунктом «б» пункта 59 Правил 354 плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев. Расчет по среднемесячному объему производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Если по истечении указанных трех расчетных периодов потребитель так и не предоставил сведения о показаниях ИПУ, тогда в соответствии с пунктом 60 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги. При этом повышающий коэффициент не применяется!

Применение в расчетах показаний ИПУ, представленных позднее установленного срока

Необходимо отметить, что в случае перехода на расчет по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса и при последующем переходе на расчет по нормативу предоставление потребителем показаний ИПУ не влечет за собой никаких перерасчетов. Перерасчет в этом случае Правилами 354 не предусмотрен.

Показания, переданные потребителем, в этом случае учитываются как начальные показания ИПУ, применяемые для определения размера платы за коммунальную услугу в расчетном периоде, следующем за тем расчетным периодом, в котором потребитель передал сведения о показаниях ИПУ.

Нормы, дословно устанавливающей применение переданных потребителем показаний ИПУ в качестве начальных показаний для расчета в следующем периоде, Правила 354 не содержат.

Однако, из совокупности положений Правил 354 следует, что исполнитель обязан принять переданные потребителем показания ИПУ и обязан применить эти показания в расчетах, при этом проведение перерасчета за предыдущие расчетные периоды исходя из переданных с нарушением установленного срока показаний ИПУ, Правила 354 не предусматривают.

Источник: https://acato.ru/articles/20170227/raschet-pri-nepredstavlenii-pokazanij-ipu

Не опломбировали счётчик? Не платите!

Как быть, если УК выставила счёт по старым счётчикам?

В сегодняшней статье речь пойдёт о приборах, расположенных практически в каждом современном доме, в том числе, наверняка, и в вашем — о приборах учёта, или, попросту говоря, счётчиках. Именно на основании их показаний рассчитывается ваша задолженность по оплате потреблённой электроэнергии, горячей и холодной воды.

Если прибор учёта отсутствует или неисправен, то задолженность рассчитывается по формулам исходя из средних тарифов на соответствующий коммунальный ресурс, без учёта фактического объёма потребления. Неисправным считается, в том числе, счётчик, не опломбированный и не введённый в эксплуатацию в установленном законом порядке.

Проще говоря, если управляющая компания забыла опломбировать вам счётчик или целостность пломбы на нём была нарушена, вы имеете право вообще игнорировать показания такого счётчика и оплачивать потреблённые электричество и воду по средним тарифам.

Ссылаться в суде на показания неопломбированного счётчика с целью взыскания с вас задолженности по оплате коммунальных услуг управляющая компания не вправе.

Разберём эту ситуацию на примере одного судебного дела из моей собственной практики (дело №2-6796/2015, рассматривалось Выборгским районным судом Санкт-Петербурга).

Гражданин Борисов (все фамилии в статье изменены) продал свою квартиру гражданке Ефремовой. Задолженность по оплате коммунальных услуг к моменту передачи квартиры была Борисовым полностью погашена.

Однако, некоторое время спустя обнаружилось, что за квартирой числится-таки задолженность в сумме больше 90 тысяч рублей. Образовалась она потому, что Борисов всё это время ни разу не сдавал в ТСЖ показания счётчиков, а платил за потребляемые ресурсы по фиксированным средним тарифам.

Ефремова, в свою очередь, приобретя квартиру и «считая себя законопослушным гражданином», вовремя предоставила в ТСЖ показания счётчиков, после чего автоматическая вычислительная система расчётного центра перерасчитала сумму задолженности, так как показания счётчиков ранее не сдавались.

ТСЖ «Мурёнка» (название изменено) обратилось в суд с требованием о взыскании с Борисова суммы образовавшейся задолженности.

Вместе с тем, ТСЖ «Мурёнка» было известно, что счётчики в квартире не опломбированы — об этом был составлен соответствующий акт, но уже после того, как собственником квартиры стала Ефремова.

В своём иске ТСЖ ссылалось на пункт 52 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — Постановление №307), согласно которому потребитель обязан использовать приборы учёта в целях учёта подаваемых ему коммунальных ресурсов. Согласно пункту 16 того же Постановления, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний квартирных приборов учёта.

Ответчик Борисов с иском не согласился и просил в иске полностью отказать, приведя в обоснование своей позиции пункт 31 того же Постановления, по смыслу которому, в случае неисправности индивидуального прибора учета или по истечении срока его поверки, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с фиксированными средними тарифами.

Кроме того, согласно пункту 81(12) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Постановление №354) устанавливает, чтоприбор учета считается вышедшим из строя, в частности, в случае нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.

Согласно пункту 55 Постановления 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления таких коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также, пунктами 59-60 Постановления №354 установлено, что в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услугс применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.

2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (то есть, опять же по средним тарифам. — С.Ч.).

В соответствии с частью 9 той же статьи, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 10 той же статьи, данные организации обязаны предоставить собственникам жилых домов предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

Никаких предложений об оснащении квартиры приборами учёта ответчику Борисову никогда не поступало.

Кроме того, согласно части з) пункта 31 Постановления №354, исполнитель (в данном случае — ТСЖ) обязан уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу.

Несмотря на то, что это было прямо предусмотрено законом, ТСЖ не уведомляло ответчика Борисова о необходимости снимать показания счётчиков, более того, направляло ему квитанции, в которых сумма задолженности была рассчитана, исходя из средних тарифов. Таким образом, ответчик правомерно считал себя обязанным оплачивать коммунальные услуги в том объёме, в каком этого от него требовало ТСЖ, и эту обязанность добросовестно выполнял.

В итоге, в иске было частично отказано — истец не смог доказать, что счётчики горячей и холодной воды действительно были опломбированы в спорный период.

Как указал суд в своём решении, несмотря на то, что счётчики были переданы ответчику, опломбированы и приняты на коммерческий учёт они были позднее, уже когда собственницей квартиры стала гражданка Ефремова.

 Ответчиком за период его владения квартирой производилась оплата холодной и горячей воды в соответствии с установленными тарифами, и суд признал это правильным, так как счётчики холодной и горячей воды не были должным образом опломбированы и приняты на коммерческий учёт.

Таким образом, сумму задолженности получилось уменьшить практически вдвое.

————————————————————————————————————-

Оригинал статьи: http://chaspravosud.ru/blog/sud/plomba/

ВАЖНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ от 19.06.2017 г.:

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/6/8/ne_oplombirovali_schyotchik_ne_platite

Ветка права
Добавить комментарий