Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

Комиссия по страховым взносам в налоговой

Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

Обоснования вызова на комиссию
Как проходит заседание комиссии
Наши рекомендации

Причины, по которым компании попадают на комиссии по взносам в налоговой, ФНС обнародовала еще несколько лет назад в своем письме от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Недоимка по страховым взносам – главный критерий отбора для вызова на комиссию, а основная опасность – проведение заседания в рамках зарплатной комиссии. Мы расскажем вам, как избежать рисков в любой ситуации.

Обоснования вызова на комиссию

Самый страшный вызов комиссии по взносам в налоговой выглядит примерно так:

Столь ужасающие цифры, как в приведенной выдержке из уведомления с вызовом на комиссию, могут прийти как «привет» из прошлого.

Налоговая служба уже несколько лет администрирует все страховые взносы, за исключением той части обязательного социального страхования, которая покрывает:

  • несчастные случаи на производстве;
  • профессиональные заболевания.

Однако, даже усилиями налоговиков, до сих пор не взыскано все, что в свое время не смогли взыскать внебюджетные фонды, которые:

  • не имели прав на частичную блокировку банковских счетов, соответствующую сумме недоимки;
  • взыскивали недоимку весьма нерегулярно (нехватка сотрудников) и неэффективно (например, инкассо приходило только на один, часто безденежный, расчетный счет компании).

В отличие от фондов налоговики не только тщательно следят за уплатой взносов, но и отслеживают другие параметры. Комиссия по легализации налоговой базы, проанализировав данные прошлого года, вызовет на заседание даже примерного плательщика взносов, если он:

  • уменьшил количество работников (опасная граница – 30% от среднесписочной численности за прошедший год);
  • допустил снижение суммы страховых взносов при том, что работников у него меньше не стало (для сравнения налоговики используют данные прошлого года);
  • перестал использовать дополнительные тарифы.

Применение дополнительных тарифов при отсутствии оснований для их применения налоговики навязать не смогут. Поэтому обычно членов комиссии устраивает такое объяснение:

«Наша компания действительно уплачивала дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2017 году, однако в 2018 году была проведена специальная оценка труда (прилагаем), которая установила, что в нашей компании уровень условий труда соответствует отметке “допустимый”. Соответственно, мы обнулили дополнительный тариф».

В остальных случаях налоговики всячески будут настаивать на улучшении динамики поступлений взносов.

Как проходит заседание комиссии

Мы не зря упомянули в отношении комиссии по страховым взносам ее другую ипостась, в которой ее обычно именуют «комиссия по легализации налоговой базы». Терминология и методы налоговых комиссий не предусмотрены Налоговым кодексом, это – чистое психологическое давление: от вызова непременно руководителя компании до рассуждений на тему «серых» и даже «черных» зарплат.

Отметим, что не все, сказанное членами комиссии, можно отнести к разряду лишь запугивания. Например, допросы свидетелей – вполне обычное мероприятие налогового контроля. Применяют допросы без ограничений при любых видах проверок (подп. 12 п. 1 ст. 31, ст. 90 НК РФ).

При сопротивлении компании и надеждах налоговиков на возможность улучшить показатели своей инспекции может быть организован допрос не только руководителей, главбуха и других ключевых фигур компании, но и обычных работников. Как показывает практика, «просто работники» обычно не выдерживают даже малейшего психологического давления. Уже сам факт разговора с налоговым инспектором будит в них желание выложить максимально полную информацию.

Наши рекомендации

Более подробно о работе и методах комиссии по взносам в налоговой можно прочитать в наших публикациях:

В указанных материалах рассмотрены также вопросы подготовки к заседанию комиссии и прочие важные моменты. Однако основная наша рекомендация – применять «режим невидимки», то есть строить работу компании так, чтобы она не подпадала под критерии обязательного вызова на комиссию.

Так, клиенты, которые передали расчет зарплаты на аутсорсинг в 1С-WiseAdvice могут быть абсолютно уверены, что мы внимательно следим за отсутствием задолженности по взносам. При этом наши специалисты:

  • плотно взаимодействуют с ИФНС в ходе всего обслуживания;
  • готовят документы (пояснения) и отправляют их в ИФНС (иногда этого достаточно, чтобы руководитель мог не идти на комиссию).

Если визита в налоговую все же не избежать, то наши специалисты готовят пояснения и представляют лично интересы клиента на комиссиях по взносам.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/komissiya-po-strakhovym-vznosam-v-nalogovoy/

Легализация заработной платы в 2019 году: ждите вызов на зарплатные комиссии

Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

В целях легализации заработной платы сотрудников в организациях и увеличения контроля за соблюдением прав этих работников, государство пристально следит за уровнем оплаты труда и проверяет размер зарплаты сотрудников на соответствие среднему показателю по отрасли.

Если сотрудник получает значительно меньше среднеотраслевого показателя зарплат или меньше, чем другой сотрудник на той же позиции в этой же компании, то работодателя вызывают на комиссию по заработной плате в администрацию и налоговую инспекцию для разъяснения причин расхождения этих показателей.

Таким образом, комиссии по легализации зарплаты призваны узаконить заработок и трудовые отношения работодателей и персонала.

Зачастую комиссия по оплате труда грозит работодателям, у которых трудятся мигранты или сотрудники, «официально» получающие неоправданно маленькие зарплаты, и которые занижают и недоплачивают «зарплатные налоги» за своих сотрудников.

Далее в статье мы детально рассмотрим процесс проведения «зарплатных» комиссий по легализации зарплаты в администрации и налоговой, а также расскажем, к чему должны подготовиться юридические лица и их руководители, получив вызов на комиссию по легализации заработной платы. Для более удобного перемещения по статье вы можете воспользоваться навигацией по странице:  

Кто проводит комиссии по заработной плате

В России есть «зарплатные» комиссии по оплате труда, наделенные правом проверять правомерность размера начисленной и выплаченной персоналу заработной платы.

В данной сфере полномочиями по надзору обладают различные органы:

  • налоговая инспекция;
  • государственные органы на местах;
  • Государственная инспекция труда.

По сути, зарплатные комиссии являются постоянно работающими коллегиальными органами, которые в своем составе имеют сотрудников районной администрации. Их решения носят рекомендательный характер.

По большей части комиссии по труду и заработной плате располагаются при администрациях районов для узаконивания зарплаты и защиты прав работников компаний, расположенных на территории того или иного района. Однако бывает, что проводят зарплатные комиссии в налоговой или ИФНС.

Задачи комиссии по легализации заработной платы

Ключевая задача комиссии по зп состоит в том, чтобы содействовать легализации трудовых отношений между работодателем и работником, устранить задолженности по заработной плате сотрудникам предприятий, уравнять зарплаты по отрасли, получить зарплатные налоги с работодателя в полной мере и провести легализацию теневой заработной платы.

Зарплатные комиссии выявляют сведения о выплате заработной платы ниже минимальной либо о задержках выплат. Такие ситуации разбираются в рамках заседаний Комиссии по вопросам оплаты труда, куда приглашаются представители организаций, замеченных в подобных нарушениях.

Помимо этого, межведомственная комиссия по заработной плате активно сотрудничает с органами надзора в данной сфере, предоставляя данные в прокуратуру, Государственную инспекцию труда, налоговую инспекцию и органы внутренних дел, а также профсоюзами сотрудников и органами статистики.

Ежеквартально межведомственная комиссия по легализации заработной платы проводит заседания, результаты которых могут быть переданы в органы контроля для решения вопроса, связанного с привлечением работодателя к ответственности и пресечением вероятных нарушений в области оплаты труда.

На Комиссию по зарплате преимущественно приглашают руководство компаний, которые выплачивают зарплату меньшего установленного в регионе размера. Нередко в качестве основу берут и среднеотраслевую заработную плату по ОКВЭД – среднюю зарплату по видам экономической деятельности, значительно превышающую МРОТ.

Главной целью таких заседаний является узаконивание теневого заработка: повышение заработной платы сотрудникам и легализация серых зарплат и вывод их из тени, так как это напрямую влияет на НДФЛ и суммы страховых взносов за каждого работника.

Получили вызов на комиссию по заработной плате – что делать?

Несмотря на то, что комиссия по зарплате в администрации является совещательным органом, ее вызов не рекомендуем игнорировать. Следует подготовить документы, которые являются подтверждением факта начисления и выплаты заработной платы, которая не меньше установленного в регионе по отрасли размера. Идеальным вариантом является предоставление копии штатного расписания.

Работодатель, отправляющийся на комиссии по легализации зарплаты, должен подготовиться к тому, чтобы предоставить внятное пояснение причины сниженной зарплаты сотрудника, чтобы избежать неверных выводов членов комиссии о том, что зарплата была начислена необоснованно, так как выводы делаются на основании общей статистики.

Объяснение по легализации заработной платы должно быть убедительным. Необходимо, чтобы ответы на вопросы членов Комиссии по оплате труда были как можно полнее, они должны подтвердить обоснованность низкой зарплаты на предприятии.

Руководитель должен позаботиться о том, чтобы были исключены даже малейшие намеки на то, что компания ведет себя недобросовестно по отношению к своим сотрудникам. В частности, можно указать на ранний этап развития организации либо отсутствие прибыли.

Временные осложнения, в числе которых могут быть уменьшение сбыта, изменений потребностей рынка, сокращение финансирования, вызванного, например, финансовым кризисом, тоже можно считать вероятной причиной выплаты заниженной заработной платы, которая будет выглядеть правдоподобно в глазах комиссии по вопросам оплаты труда.

В качестве самой распространенной причины низкого заработка указывается работа персонала по совместительству или их частичная занятость в компании на полставки. Это является гарантией трудоустройства на неполный рабочий день и позволяет сотрудникам получать дополнительный доход.

Кроме того, для персонала также может предусматриваться особая система выплаты премий, зависящая от итогов работы и, например, объемов продаж. Важно отметить и то, что на заседание зарплатной комиссии в ФНС, в налоговую и в администрацию не приглашают персонал предприятий, поскольку выслушиваются только «версии» руководства.

Другими словами, вызов на комиссию по заработной плате приходит только руководителю, сами сотрудники никак не участвуют в заседаниях комиссии по зп и не предоставляют никаких сведений членам комиссии.

Итоги работы комиссии по заработной плате

В процессе заседания комиссии секретарь ведет протокол по легализации заработной платы. По результатам заседания комиссии руководству компаний должно быть направлено предложение о том, чтобы поднять заработную плату сотрудникам, а также о том, чтобы руководитель представил отчет об этом впоследствии.

В подобной ситуации следует помнить о том, что решения комиссии по труду и заработной плате носят характер рекомендаций, то есть исполнять их вовсе не обязательно.

Тем не менее, высока вероятность того, что такое решение комиссии по зп могут переадресовать в орган, обладающий полномочиями для того, чтобы привлечь юридическое лицо и его руководство к ответственности вследствие допущенных с их стороны нарушений требований российского законодательства и применить серьезные меры по легализации заработной платы в компании.

В целях легализации заработной платы в 2019 предусматривается административная ответственность за нарушения в сфере трудовых отношений за каждого работника. В каждом отдельном случае она может составить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей для юридических лиц (для руководителей и индивидуальных предпринимателей она составит от одной до пяти тысяч рублей).

Зачастую зарплатные комиссии при администрациях районов имеют налаженные связи с районными прокуратурами города. Кроме того, государственные органы учитывают информацию комиссий по труду и заработной плате при районных администрациях при рассмотрении инвестиционных предложений и размещении государственных заказов в сфере недвижимости.

Специалисты советуют исполнять решения зарплатной комиссии поэтапно, попеременно повышая уровень оплаты труда специалистов, потому что в результате будет повышена нагрузка по выплате налогов и обязательных платежей. Кроме того, это позволит исключить возможные подозрения в недобросовестности организации и осознать, какие размеры зарплат для персонала доступны юр. лицу в актуальных на сегодняшний день условиях экономической деятельности.

Как избежать вызов на комиссию по легализации заработной платы?

Чтобы точно не попасть под пристальный надзор государственных органов после комиссии по зарплате в налоговой, убедитесь, что средняя заработная плата специалистов в вашей компании соответствует среднему показателю по отрасли по ОКВЭД. Также помните, что сотрудники одной должности должны получать примерно одинаковую зарплату.

Значительная разница в оплате труда может привлечь внимание комиссии по легализации серой заработной платы. Также не злоупотребляйте оформлением сотрудников на пол ставки.

Если вы будите соблюдать приведенные правила ваша организация никогда не получит вызов на зарплатную комиссию и вам не придется давать объяснение по вопросам легализации заработной платы в налоговой или администрации района.

Что делать, если я не хочу повышать зарплату до среднеотраслевого уровня, но хочу избежать комиссию по зп?

Единственная возможность не повышать зарплату до среднего уровня и легально сократить расход на зарплатных налогах – это вывести сотрудников из штата своей компании и оформить их в штат другой компании по договору аутстаффинга.

По большей части среднеотраслевой уровень оплаты труда сотрудников, которые оформлены в аутстаффинговую компания, значительно ниже, чем на предприятиях, а значит ни более низкая зарплата за те же работы, ни сокращенные зарплатные налоги не вызовут подозрение у комиссии по легализации трудовых отношений и заработной платы.

При этом работодатель не только снижает расходы на зарплату, но и избавляет себя от необходимости посещать комиссии по заработной плате, а также навсегда избавляется от проверок миграционной службы, прокуратуры, налоговой инспекции и прочих государственных органов.

Пожалуйста, оцените нашу статью, если она была вам полезна, или поделитесь с друзьями информацией о зарплатных комиссиях и легализации заработной платы сотрудников.

Источник: https://migrantmedia.ru/legalizaciya-zarabotnoj-platy-v-2016-godu-zhdite-vyzov-na-zarplatnye-komissii

Как защищаться на комиссиях по легализации объектов налогообложения

Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

Первоначально комиссии по легализации объектов налогообложения, по большому счету, носили формальный характер. Протокол такого мероприятия содержал лишь пару фраз о пояснении причин убытков компании.

Никакого углубленного анализа не приводилось, а сама комиссия имела, скорее, неофициальный статус.

У компаний не было ответственности за непредставление информации, неявку на комиссию, а налоговики не имели права потребовать присутствия должностных лиц организации.

Сейчас многое изменилось. Налоговики готовятся к комиссии по легализации объектов налогообложения ничуть не меньше, чем к выездной налоговой проверке, а вопросы, задаваемые на таких комиссиях, все сложнее предугадать. Все это сильно затрудняет представителям компании подготовку к защите от возможных претензий. Однако это возможно.

Инициатива может исходить от разных ведомств
 

Существует три типа комиссий по легализации налоговой базы в зависимости от инициатора мероприятия:

  • комиссия при местной налоговой инспекции;
  • комиссия при управлениях ФНС России по субъектам РФ;
  • межведомственная комиссия при администрации субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Если инициатива приглашения представителей компании на комиссии различного уровня исходит от местных налоговиков, об этом прямым текстом будет написано в протоколе решения.

Однако независимое от ИФНС желание побеседовать с руководством компании может появиться и у администрации региона или города, и у УФНС. Обслуживающая налоговая инспекция может вообще не знать о комиссиях при администрации ничего, кроме того, что сообщено в новостях в интернете.

Так как обмен информацией (протоколов с комиссий) возможен, только если сама ИФНС направила компанию на такую комиссию.

Кроме того, инициатива может исходить и от чиновников УФНС, если у них имеется общая информация о компаниях, отразивших убытки, периоде их отражения, их причинах, отрасли и т.д. Как правило, инспекторы из управления один раз квартал или в полугодие запрашивают у курируемых ими инспекций информацию для проведения своей комиссии.

На комиссию стоит захватить юриста
 

Налоговикам достаточно присутствия на комиссии только главного бухгалтера компании или ее финансового директора. Так как задаваемые вопросы касаются преимущественно их компетенции.

Конечно, эти люди могут и самостоятельно оценить степень угрозы для компании со стороны налоговых органов, однако они зачастую не обладают юридическими знаниями, чтобы понять, насколько законны вопросы и требования комиссии. Поэтому присутствие опытного юриста будет нелишним.

Естественно, юриста, хорошо ориентирующегося в деятельности компании. Предварительно обсудившего все возможные риски с главным бухгалтером и иными руководителями компании, подобравшего выгодные арбитражные решения.

Со стороны налоговиков в состав комиссии включаются сотрудники, в чьи должностные обязанности входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Начальники структурных подразделений по проведению камеральных и выездных проверок, предпроверочного анализа, урегулированию задолженности. Юристы со стороны налогового органа сейчас в состав комиссии не входят.

В исключительных случаях в состав комиссии налоговых органов могут быть включены представители органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры. Однако для их присутствия обычно нужны какие-то дополнительные основания.

Так, в настоящее время происходит объединение информационных ресурсов ФНС, ФМС, Росфинмониторинга и МВД. В результате получения доступа к информации коллег, у какого-то из этих ведомств может возникнуть интерес к участию в комиссии. И желание задать вопросы представителю компании.

Кроме того, причиной участия в комиссии правоохранительных органов может стать наличие фактов снятия с расчетного счета наличных денежных средств в размерах больших, чем выплаченная налогоплательщикам заработная плата. Или обоснованные подозрения в применении схем необоснованного возмещения НДС, связей с однодневками или иные признаки преступной деятельности.

Вопросы комиссии регламентируются письмом ФНС
 

Если ранее вопросы комиссии сводились только к причинам получения убытков или выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и к планам компании стать прибыльной, то сейчас ситуация кардинально поменялась. В настоящее время работа всех налоговых инспекций регулируется письмом ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 «О работе комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы».

Как правило, начинается заседание комиссии с оглашения общей информации о компании – это делается просто с целью проверки данных. Иногда сверка такой информации позволяет налоговым органам установить факты отсутствия у компании лицензий, наличие незарегистрированных обособленных подразделений и другие нарушения.

Далее, естественно, участники переходят к главному вопросу: интересуются причинами убытка, низкого уровня оплаты труда персонала, высокой доли вычетов по НДС и т.п. При этом обязательно стоит ждать дополнительных вопросов о скачках показателей в аналитических таблицах, приведенных в приложениях к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722.

Просчитать, какие именно вопросы зададут на комиссиях, возможно, собрав информацию о своей компании в интернете. Так как такие общедоступные сведения могут направить интерес налоговиков в определенное русло.

Особенно стоит обратить внимание на сделки и операции, оказавшие значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность и, возможно, приведшие к убыткам.

Любая информация, которую сообщают на комиссии представители компании, будет перепроверена по общедоступным источникам.

При проведении анализа компании налоговые органы учитывают такие факторы, как сезонность, спады и смена расчетных схем в отрасли. Отраслевой квартальный анализ проводится с использованием материалов отраслевых бюллетеней, составляемых РИА-, которые представляют собой свод данных Росстата и сведений сайтов холдингов России с учетом экспертных оценок.

Стоит отметить, что органы статистики категорически отказываются предоставлять такого рода информацию в налоговые органы. Однако налоговые органы получают информацию из других источников.

Например, на порталах администрации областей приводится информация о социально-экономическом развитии области, где часто перечисляются достижения ведущих в своих отраслях компаний и сведения о монополистах с указанием их финансовых показателей.

Не последнюю роль может сыграть и арбитражная практика.

При изменении позиции Президиума ВАС РФ или практики Федерального арбитражного суда данного округа налоговики попробуют найти аналогии в деятельности приглашенной на комиссию компании и задать соответствующие вопросы. Следовательно, перед посещением комиссии представителю компании стоит ознакомиться с последними тенденциями арбитражной практики.

Вопросы могут касаться также информации, предоставленной другой инспекцией, которая запросила сведения, касающиеся приглашенной на комиссию компании. Либо просит провести выездную налоговую проверку для выявления фактов участия в незаконной налоговой оптимизации.

Также налоговые органы тесно сотрудничают с инспекцией по труду – она наиболее контактна в направлении материалов выявленных нарушений.

Информация о проведенных трудинспекцией проверках по конкретному налогоплательщику доступна на сайте генеральной прокуратуры (www.genproc.gov.ru). С указанием органа, проводящего проверку, сроков проверки и основания ее проведения.

Помощь этого ведомства становится особенно актуальной при имеющихся у налоговых органов сведениях о выплате компанией «конвертной» заработной платы.

Часто инспекторы задают вопросы технологического характера о тонкостях процесса производства, изношенности основных фондов, отраслевых проблемах и т.п.

Во-первых, инспекторам, собирающимся на проверку в компанию, важно заранее знать, с чем они столкнутся. И понимать технологические особенности деятельности компании.

Во-вторых, понимание технологии поможет при проверке аналогичного налогоплательщика, которая в данный момент, возможно, проводится.

Если за технологическими тонкостями не кроется никакой налоговой оптимизации, то разъяснить инспекторам особенности хозяйственной деятельности – в интересах самой компании. Меньше вопросов возникнет на проверке. В противном случае, конечно, не стоит делиться подробностями – есть шанс, что несведущие инспекторы не заметят каких-то налоговых схем.

На особый контроль поставлены заемные отношения. В практике нередки случаи, когда российский налогоплательщик постоянно несет убытки из-за выплаты значительной суммы процентов по займу, предоставленному дружественной иностранной компанией.

По сути вся прибыль российской компании под видом процентов перечисляется за рубеж в низконалоговую юрисдикцию (например, Кипр) без уплаты налога у источника.

Естественно, в этом случае представителей компании на комиссии будут убеждать добровольно прекратить подобную практику, ссылаясь на необоснованность налоговой выгоды, задавать вопросы о заимодавце и бенефициарах.

Однако реальных инструментов заставить российского заемщика стать прибыльным у налоговиков нет – необоснованность налоговой выгоды еще надо доказать. Причем, скорее всего, делать это им придется в суде.

В приложении № 10 к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 указаны критерии зоны риска при анализе операций по расчетному счету налогоплательщика. Естественно следует ожидать вопрос и по контрагентам.

Защититься поможет внимательное отношение к заданным вопросам
 

Основную опасность для компаний могут представлять вопросы выездников, иногда камеральщиков.

Особенно если комиссия собралась, к примеру, обсудить убыток в декларации за 9 месяцев 2014 года, а в данный момент налоговый орган уже проверяет период 2010–2013 годов.

В этом случае комиссия становится отличным поводом для выездников задать накопившиеся вопросы, возникшие в ходе текущей выездной налоговой проверки.

Поэтому необходимо четко следить и отсекать вопросы не по тому периоду, по которому состоялся вызов на комиссию, прямо указывая на это спросившему. Или по не относящемуся к делу по информационному содержанию. Когда, к примеру, комиссия проводится в связи с получением убытков, а задаются вопросы технологического характера, которые никаким образом не могли на него повлиять.

В целом для компании участие в комиссии по легализации объектов налогообложения несет не только минусы, но и плюсы. Присутствие на комиссии позволяет руководству компании здраво оценить степень налоговых рисков по характеру задаваемых вопросов, а также вычислить источники получения налоговиками негативной информации.

Стоит учитывать, что и для налоговиков такая комиссия является лишь разведкой перед боем – этапом подготовки к выездной налоговой проверке, которая рано или поздно случится.

И кроме сбора важной информации для налоговиков комиссии чаще всего ничего не несут. Особенно справедливо это для крупных компаний. Сами налоговики признают, что комиссии эффективны только для малого и среднего бизнеса.

Уточненные декларации на уменьшение убытка среди крупнейших налогоплательщиков, скорее, исключение из правил.

Стоит обратить внимание, что ход проведения комиссии иногда фиксируется аудиозаписью, о которой сразу могут не сообщить. Есть смысл заранее уточнить этот момент. При этом стенограмма беседы редко ведется в протоколе дословно, чаще редактируется в официально-деловом стиле.

Поэтому протокол, перед тем как подписать, стоит внимательнейшим образом прочесть во избежание смысловых искажений. Некоторые организации подписывают протокол не только на последней, но и на каждой странице.

А часть сложных вопросов, на которые налогоплательщик затруднился ответить устно, он может описать сам, когда ему пришлют проект протокола на согласование.

Не всегда разумно брать по итогам комиссии на себя какие-то конкретные обязательства. К примеру, если представитель компании обязался в течение какого-то срока выйти на прибыль, то ему гарантировано повторное приглашение на комиссию по истечении срока.

В практике встречаются случаи, когда по окончании проведения комиссии по легализации объектов налогообложения какие-либо требования выдвигаются к собственникам компании. Часто это связано с тем, что они сами оказали прямое или косвенное влияние на получение убытков.

Например, головная компания продала дочерней дорогостоящее оборудование в неисправном состоянии, составив при этом договор таким образом, что дочерняя компания не могла предъявить претензии головной компании. Из-за чего и возник убыток.

Однако этого не стоит сильно бояться, так как собственников компании привлечь к административной или уголовной ответственности можно лишь в редчайших случаях. И никаких реальных инструментов воздействия на них у налоговиков нет.

Многие налогоплательщики самостоятельно или под влиянием различных материалов в прессе пришли к выводу о нежелательности посещения подобного рода комиссий. Особенно часто так поступали должностные лица крупнейших налогоплательщиков.

Они отказывались присутствовать на комиссиях, мотивируя свой отказ проведением инвентаризации, нахождением генерального директора в командировке и рядом других причин. Участившиеся отказы привели к тому, что Федеральным законом от 28.06.

13 № 134-ФЗпункт 3 статьи 88 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим право требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка при проведении камеральной налоговой проверки.

Отказаться от дачи пояснений убыточная компания теперь не вправе. В случае неявки к должностным лицам в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 КоАП. А в исключительных случаях неявка на комиссию без уважительной причины приведет к назначению выездной налоговой проверки.

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/3595-kak-zashchishchatsya-na-komissiyah-polegalizatsii-obektov-nalogooblojeniya

Комиссии по легализации налоговой базы: кого туда пригласят, и какими будут последствия

Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

Комиссии по легализации налоговой базы создаются на трех уровнях. Первый уровень — это «рядовая» налоговая инспекция. Второй уровень — региональное управление ФНС России. Третий, самый высокий уровень — межведомственный, при администрации субъекта РФ и органах местного самоуправления.

В состав комиссии входят налоговики, которые отвечают за камеральные и выездные проверки, предпроверочный анализ и за урегулирование задолженности перед бюджетом. При необходимости в комиссию включают представителей органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, трудовой инспекции, полиции и прокуратуры.

Кого пригласят на комиссию

Значительная часть налогоплательщиков, приглашенных на комиссию — это компании и предприниматели, вызывающие подозрение у инспекторов. Но поскольку подозрение еще не переросло в уверенность, налоговики пока воздерживаются от выездной проверки. Вместо этого они создают комиссию, чтобы у налогоплательщика был шанс самостоятельно исправить ситуацию.

Кроме того, на комиссию попадают организации и ИП, чья недобросовестность уже не вызывает сомнений, но сумма сокрытого дохода мала. При таких обстоятельствах выездная проверка считается малоэффективной, и налоговики ограничиваются комиссией.

Поводом для подозрений и для приглашения на комиссию служат следующие обстоятельства.

Для организаций

1. Убытки от финансово-хозяйственной деятельности, показанные в двух предыдущих налоговых периодах и в текущем отчетном периоде. Под убытками подразумевается отрицательная величина, указанная по строке 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль. Убыточными считаются также компании, которые вообще не заполнили данную строку, и при этом их расходы оказались больше доходов.

2. Низкая налоговая нагрузка по прибыли, акцизам, единому «упрощенному» налогу и ЕСХН.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль рассчитывается как отношение исчисленного налога (строка 180 листа 02 декларации по прибыли) к сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации по прибыли). Нагрузка по прибыли считается низкой, если приведенное выше отношение меньше, чем 0,03. Для торговых организаций низкой является нагрузка менее 0,01.

3. Низкая налоговая нагрузка по НДС на протяжении нескольких кварталов. Данная нагрузка рассчитывается как отношение предъявленных вычетов к сумме налога, начисленного к уплате в бюджет. Нагрузка считается низкой, если это отношение равно 0,89 и более.

Для предпринимателей на ОСНО

1. Высокая доля профессиональных вычетов, заявленных в декларации 3-НДФЛ. Доля рассчитывается как отношение профессиональных вычетов (строка 120 декларации) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации). Доля считается высокой, если приведенное выше отношение равно 0,95 и более.

2. Наличие выручки от реализации в декларациях по НДС (строки 010 — 050 раздела 3, графа 2 раздела 4 и графа 2 раздела 7) и нулевой доход в декларации 3-НДФЛ (строка 110 листа В) за соответствующий год.

В первую очередь на комиссию пригласят тех, у кого отношение «нетто»-вычетов к НДС, начисленному при реализации, равно 0,89 и более. Под «нетто»-вычетами подразумевается сумма вычетов без учета вычетов по авансам, строительно-монтажным работам и «агентских» вычетов.

Для работодателей (организаций и ИП)

1. Задолженность по НДФЛ. Она определяется путем сопоставления двух величин. Первая величина — это удержанная сумма налога, показанная в форме 2-НДФЛ. Вторая величина — это поступления налога в бюджет, отраженные в карточке «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям). Дополнительно анализируются данные отчетности по взносам в ПФР.

2. Снижение поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%, при том, что среднесписочная численность сотрудников осталась на прежнем уровне. Данные о численности инспекторы узнают из отчетности по взносам в ПФР.

3. Зарплата сотрудников ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. При расчетах инспекторы берут общую сумму доходов, выплаченных всем работникам компании, и делят на среднесписочную численность персонала. Работодателей, для которых полученная величина окажется ниже регионального прожиточного минимум, пригласят на комиссию в первую очередь.

4. Наличие сведений о выплате зарплаты «в конвертах». Инспекторы черпают такую информацию из обращений контрольно-надзорных ведомств, организаций и граждан. Налоговики рассуждают так: «теневая» зарплата выдается за счет неучтенной наличности.

А она, в свою очередь, образуется за счет искусственного занижения доходов. Поэтому при поступлении данных о неучтенной зарплате и неоформленных трудовых отношениях, инспекторы заинтересуются не только уплатой НДФЛ, но и всеми налогами в комплексе.

Для физических лиц без статуса ИП

Отсутствие деклараций 3-НДФЛ при наличии сведений о полученном налогооблагаемом доходе. Такие сведения имеются в информационных ресурсах налогового органа об отчуждении имущества, находящегося в собственности физлиц менее трех лет. В первую очередь на комиссию пригласят тех, у кого предполагаемая сумма сокрытого налога больше, чем у других.

Подготовка к комиссии

Перед тем, как назначить заседание комиссии, сотрудники ИФНС проводят аналитическую работу. Они изучают данные из своих информационных ресурсов, публикации в СМИ и интернете, сведения, полученные от банкиров, таможенников, страховщиков и прочих структур, а также жалобы юридических и физических лиц.

Кроме того, инспекторы штудируют налоговую и бухгалтерскую отчетность налогоплательщика за последние годы и выявляют зоны риска.

К ним, в числе прочего, относится частая смена контрагентов, снятие с расчетного счета сумм, превышающих заработную плату, выдача больших займов другим организациям, отсутствие наличной выручки при наличии зарегистрированной ККТ и проч.

Всю собранную информацию налоговики оформляют в виде таблиц, которые подшиваются в так называемое досье налогоплательщика.

Затем в адрес налогоплательщика отправляют информационное письмо, в котором отражаются все подозрительные факты, выявленные в ходе подготовки к комиссии.

В этом же письме налогоплательщику предлагается подать «уточненки», в том числе уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов и т д.

На все это налогоплательщику отводится 10 рабочих дней с момента получения информационного письма.

Приглашение на комиссию

Если по истечении 10-дневного срока налогоплательщик не предпримет никаких действий, ему направят уведомление о вызове на комиссию.

Неявку расценят как неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). За подобную провинность предусмотрено административное наказание по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Это либо предупреждение, либо штраф: для граждан от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц от 2 000 до 4 000 руб.

Далее инспекторы пришлют повторный вызов на комиссию. Если и этот вызов останется без внимания, налогоплательщика пригласят на комиссию более высокого уровня — сначала в региональное управление ФНС России, а затем в местную администрацию. В случае игнорирования налогоплательщиком данных приглашений, инспекция начнет подготовку к выездной проверке.

Как проходит комиссия

Налогоплательщика, который явился на комиссию, попросят рассказать, почему его налоговая нагрузка мала, доля вычета высока и проч. Выслушав разъяснения, комиссия сформулирует рекомендации по устранению нарушений.

Суть всех рекомендаций сводится к следующему — подать уточненные декларации, доплатить налоги и пени, а в будущем не повторять ошибок. Для выполнения рекомендаций установлен срок — 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

Не исключено, что по итогам работы комиссии налоговики направят информацию в полицию, миграционную службу, трудовую инспекцию и проч. А про работодателя, который выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, инспекторы будут ежеквартально сообщать в органы местного самоуправления.

Добавим, что комиссия проходит в индивидуальном порядке. Это значит, что на каждое заседание приглашают только одного налогоплательщика.

Контроль после комиссии

После того, как заседание комиссии состоялось, налогоплательщик остается «на карандаше» у инспекторов. Они станут ежеквартально анализировать задолженность по НДФЛ, динамику численности персонала и уровня заработной платы, а также изменение показателей налоговой нагрузки.

При отсутствии положительных тенденций и обоснованных тому пояснений, пакет документов передадут в отдел предпроверочного анализа инспекции. Его сотрудники будут рассматривать вопрос о включении налогоплательщика в план выездных проверок.

От редакции

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Список доступных аудиосеминаров

Инструкция по оплате

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2013/8/7714

Об образовании комиссии по легализации налоговой базы (с изменениями на 15 января 2019 года), Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 12 декабря 2017 года №4113

Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

(с изменениями на 15 января 2019 года)

______________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными

постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 5 февраля 2018 года N 309

постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 15 января 2019 года N 53

______________________________________________________________________

В целях легализации трудовых отношений и соблюдения трудового законодательства в части выплаты работникам заработной платы, в соответствии с письмом ФНС России от 25.07.

2017 N ЕД-4-15/14490@ “О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам” Администрация Петрозаводского городского округа

постановляет:

1. Образовать комиссию по легализации налоговой базы на территории Петрозаводского городского округа.

2.

Утвердить Положение о комиссии по легализации налоговой базы (прилагается).

3.

Информационно-аналитическому управлению аппарата Администрации Петрозаводского городского округа опубликовать настоящее постановление в периодическом печатном средстве массовой информации, являющемся источником официального опубликования муниципальных правовых актов.

Глава Петрозаводскогогородского округа

И.Ю.Мирошник

Положение о Комиссии по легализации налоговой базы

УтвержденопостановлениемАдминистрацииПетрозаводского городского округа

от 12.12.2017 N 4113

1.Общие положения

1.1. Комиссия по легализации налоговой базы (далее – комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом.

Комиссия создана в целях увеличения поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в бюджет и бюджетную систему Российской Федерации посредством легализации трудовых отношений, соблюдения трудового законодательства в части выплаты работникам заработной платы, а также принятия превентивных мер, выработки рекомендаций, направленных на исключение нарушений трудового законодательства работодателями в отношении граждан предпенсионного возраста, на обеспечение сохранения их занятости.

1.2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия, Законами Республики Карелия, указами и распоряжениями Главы Республики Карелия, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Карелия, решениями Петрозаводского городского Совета, постановлениями и распоряжениями Администрации Петрозаводского городского округа, рекомендациями, изложенными в совместном письме Минфина России и ФНС России “О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам”, в протоколе заседания рабочей группы по координации работы по взаимодействию с работодателями в отношении лиц предпенсионного возраста Межведомственной комиссии по вопросам оплаты труда, уплаты страховых взносов, налога на доходы физических лиц и снижения неформальной занятости от 04.12.2018 N 13, а также настоящим Положением.

2.Основные задачи комиссии

2.1.

Выявление работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, выплачивающих “серую” заработную плату, заработную плату ниже минимального размера оплаты труда с применением для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (далее – минимальный размер оплаты труда), рассмотрение вопросов легализации трудовых отношений граждан, осуществляющих трудовую деятельность, а также взаимодействие с работодателями, у которых осуществляют трудовую деятельность работники предпенсионного возраста, в целях недопущения дискриминации и снижения уровня их занятости.

2.2. Рассмотрение обращений граждан по вопросам легализации трудовых отношений, выплаты “серой” заработной платы, выплаты заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, нарушений трудового законодательства в отношении граждан предпенсионного возраста, поступивших на “горячую линию” Администрации Петрозаводского городского округа по фактам нарушений выплаты заработной платы и/или нарушений трудового законодательства в отношении граждан предпенсионного возраста (далее – “горячая линия”).

2.3. Обеспечение согласованных действий Администрации Петрозаводского городского округа с органами исполнительной власти Республики Карелия, а также взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам, по принятию превентивных мер по исключению нарушений трудового законодательства работодателями в отношении граждан предпенсионного возраста, обеспечению сохранения их уровня занятости.

2.4. Выработка рекомендаций, направленных на обеспечение полноты, своевременности выплаты заработной платы, на снижение задолженности по выплате заработной платы (при наличии), доведение уровня заработной платы до среднего уровня по соответствующим видам экономической деятельности в регионе работодателями, осуществляющими свою деятельность на территории Петрозаводского городского округа, а также на исключение нарушений трудового законодательства работодателями в отношении граждан предпенсионного возраста.

3. Отбор плательщиков и работодателей, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях

3.1. На заседании комиссии подлежат рассмотрению следующие плательщики и работодатели:

3.1.1.

Налогоплательщики – налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ):

а) снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10 процентов;

б) выплачивающие заработную плату ниже минимального размера оплаты труда;

в) выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

3.1.2. Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели:

а) имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ;

б) заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95 процентов от общей суммы полученного за налоговый период дохода;

в) отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.

г) являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, численность работников которых, по данным расчета по форме 6-НДФЛ, меньше количества объектов (магазинов, павильонов, иных объектов стационарной и нестационарной торговой сети, автотранспортных средств), используемых при осуществлении деятельности в сфере розничной торговли и оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов.

3.1.3. Налогоплательщики – физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.

3.1.4. Плательщики страховых взносов:

а) снизившие поступления страховых взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;

б) снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30 процентов по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

в) исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительным тарифам 9 процентов либо 6 процентов, при этом в текущем отчетном периоде применившие иные ставки тарифов.

3.1.5. Плательщики, в отношении которых получена информация от компетентных источников иностранных государств о получении дохода резидентами Российской Федерации, подлежащего налогообложению на территории Российской Федерации.

3.1.6. Плательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

3.1.7. Работодатели, у которых, согласно информации органов службы занятости, осуществляют трудовую деятельность работники предпенсионного возраста, в целях недопущения дискриминации и снижения уровня их занятости.

3.1.8. Работодатели, в отношении которых поступила информация на “горячую линию”, по вопросам, связанным с легализацией трудовых отношений, выплатой “серой” заработной платы, выплатой заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, соблюдением трудового законодательства в отношении граждан предпенсионного возраста, по предложению Администрации Петрозаводского городского округа.

3.2. Администрация Петрозаводского городского округа и члены комиссии вправе вносить предложения о приглашении и рассмотрении на заседании комиссии работодателей по вопросам, связанным с легализацией трудовых отношений и соблюдением трудового законодательства, соблюдением трудового законодательства в отношении граждан предпенсионного возраста.

4. Регламент работы комиссии

4.1. Формой работы комиссии являются заседания, проводимые в Администрации Петрозаводского городского округа. Заседания комиссии проводятся не реже одного раза в месяц.

Возможно проведение совместных рейдовых мероприятий с участием представителей Администрации Петрозаводского городского округа, правоохранительных органов, ИФНС России по г.

Петрозаводску (далее – налоговый орган) по выявлению фактов неофициального оформления трудовых отношений (выплаты “серой” заработной платы) либо выплаты заработной платы ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также по выявлению физических лиц, осуществляющих деятельность без государственной регистрации и постановки на налоговый учет без предоставления обоснованных пояснений.

4.2. Состав комиссии утверждается постановлением Администрации Петрозаводского городского округа.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/465416581

Ветка права
Добавить комментарий