Как снять надзор после освобождения из колонии?

На свободе, но под надзором

Как снять надзор после освобождения из колонии?

Пленум Верховного Суда РФ 16 мая 2017 года принял Постановление № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Оно направлено на решение многочисленных спорных моментов и нюансов в сфере административного надзора, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Как мера воздействия

Проблема административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современной России стоит достаточно остро.

Данная категория лиц нуждается в повышенном внимании со стороны контролирующих органов во избежание рецидивов преступлений и для облегчения процесса социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Однако в российском законодательстве до сих пор присутствуют многочисленные спорные моменты, нуждающиеся в дополнительном истолковании и уточнении. Собственно, с этой целью и принималось Постановление № 15 Пленума ВС РФ.

Для индивидуального профилактического воздействия и предотвращения вероятности совершения новых преступлений за лицом, освободившимся из мест лишения свободы, по решению суда на определенное время устанавливается административный надзор, заключающийся во временном ограничении некоторых прав и свобод. Контроль за соблюдением этих ограничений возлагается на органы внутренних дел. Задачей органов внутренних дел становятся профилактическая работа с данной категорией лиц, предупреждение возможного совершения ими преступлений и правонарушений, в том числе рецидивного характера.

Следует отметить, что административное ограничение нельзя рассматривать в качестве наказания за совершение преступления или правонарушения либо в качестве одного из компонентов наказания. Его смысл сводится к предотвращению возможного повторного совершения преступлений или правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений.

Что касается принятия решений об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении установленных административных ограничений, то оно осуществляется районными судами с учетом соблюдения территориальной подсудности.

Основные категории поднадзорных

В первую очередь необходимо обозначить категории лиц, которые подлежат административному надзору. Согласно законодательству суд устанавливает административный надзор в отношении следующих категорий совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы:

–имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особого тяжкого преступления;

–имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления при рецидиве преступления;

–имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Перечисленные категории лиц попадают под административный надзор в том случае, если во время отбывания назначенного срока лишения свободы были признаны злостными нарушителями режима (установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении).

Особая категория лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, – это совершеннолетние лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также лица, совершившие преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и лица, страдающие расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающей вменяемости.

Необходимость осуществления мер административного надзора в отношении данной категории лиц обусловлена повышенным риском совершения ими повторных преступлений аналогичной направленности.

Как показывает практика, многие лица, отбывавшие наказание за половые преступления против несовершеннолетних, впоследствии вновь совершают рецидивные преступления.

Именно на их профилактику и направлена мера административного надзора.

За половые преступления против несовершеннолетних могут быть привлечены и лица, совершившие указанные преступления также в несовершеннолетнем возрасте. Но согласно нормам законодательства административный надзор в качестве меры может применяться лишь к совершеннолетним лицам.

Поскольку данное обстоятельство вызывало проблематичность применения меры административного надзора, в Постановлении № 15 подчеркивается, что в отношении данной категории лиц административный надзор устанавливается при достижении ими 18 лет к моменту обращения с соответствующим административным исковым заявлением.

Другой спорный момент, который был отрегулирован после принятия Постановления № 15, касается правил применения административного надзора в отношении иностранных граждан, а также лиц без гражданства, которые также могли отбывать наказание за совершение преступлений на территории Российской Федерации и, соответственно, подпадают под действие законодательства об административном надзоре. В Постановлении № 15 обозначено, что административный надзор в отношении данной категории лиц применяется в том случае, если они имеют законные основания для нахождения на территории Российской Федерации и не помещены в какие-либо специальные учреждения.

Административные ограничения

Безусловным плюсом Постановления № 15 является уточнение особенностей выбора вида административных ограничений. В документе подчеркивается, что выбор вида административных ограничений не может быть произвольным.

Цель выбора – выявление и устранение тех факторов, которые сыграли детерминирующую роль в отношении совершения преступления.

Кроме того, выбор вида административного ограничения заключает в себе профилактический потенциал, так как направлен на воспитательное воздействие в целях недопущения совершения преступлений или правонарушений.

В Постановлении № 15 указано, что административные ограничения не должны ограничивать на несоразмерном уровне право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.

Административное ограничение учитывает образ жизни поднадзорного, факторы и обстоятельства, повлиявшие на совершение им преступления, поведение поднадзорного лица в период отбытия наказания в местах лишения свободы и после отбытия наказания.

Так, суд вправе ограничить возможность пребывания поднадзорного в определенных местах.

Например, если преступление было совершено поднадзорным в состоянии алкогольного опьянения, судом может быть принято решение о запрете посещения данным лицом предприятий общественного питания, в ассортимент предлагаемых продуктов которых входят спиртные напитки.

Тем самым достигается профилактический эффект – лицо вынуждено воздерживаться от употребления спиртных напитков и от посещения тех мест, в которых оно может испытать соблазн употребления спиртных напитков.

С учетом того что значительное количество тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений половой направленности в отношении несовершеннолетних совершались их субъектами в состоянии алкогольного опьянения, данная мера может быть признана достаточно эффективной с точки зрения профилактики рецидивов преступлений.

В Постановлении № 15 рассмотрены и весьма актуальные проблемы запрещения лицу, в отношении которого осуществляется административный надзор, пребывать в определенное время суток вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания.

Дело в том, что иным помещением, которое значится в законе, может быть помещение, которое не отвечает требованиям, предъявляемым российским законодательством к жилым помещениям. Отсутствие характеристик жилого помещения не мешает лицу, в отношении которого осуществляется административный надзор, выбрать данное помещение в качестве места жительства или пребывания.

Поэтому суд не может вынести решение о запрете пребывания в определенное время суток вне данного помещения, так как если оно не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то поднадзорный может, к примеру, покинуть его в целях отправления естественных потребностей.

В таких случаях суд может назначить другие административные ограничения, служащие достижению цели административного надзора, например запретить выезд за пределы определенной территории (муниципального образования, субъекта Российской Федерации, страны).

Также в Постановлении № 15 подчеркивается, что суд, устанавливая время суток, в течение которого поднадзорное лицо не имеет права покидать место жительства или пребывания, обязан принять во внимание характер трудовой деятельности поднадзорного лица, его учебу в образовательном учреждении и иные обстоятельства.

То есть если поднадзорному лицу необходимо выехать на сессию учебного заведения в другой город, то суд должен принять это обстоятельство во внимание, но при наличии документального подтверждения, предоставленного поднадзорным лицом.

Эта мера также позволяет защитить законные права поднадзорного лица на трудовую деятельность, получение образования, медицинских услуг.

Регулирование защиты прав

На защиту законных прав административного ответчика, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, направлен п.

11 Постановления № 15, регламентирующий вопросы личной явки лица, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре, на судебное заседание.

Если административный ответчик отсутствует по месту жительства или пребывания либо если место его фактического пребывания неизвестно, суд получает право назначить данному лицу официального представителя – адвоката.

Следовательно, создается возможность для рассмотрения дела без присутствия административного ответчика, но в присутствии его официального представителя. Участие административного ответчика не обязательно и в том случае, если он не явился на судебное заседание или не сообщил суду об уважительных причинах своей неявки.

В Постановлении № 15 указывается, что административный надзор может быть досрочно прекращен. Для этого требуется решение суда, вынесенное по заявлению: 1) органа внутренних дел; 2) поднадзорного лица или его представителя.

Заявление может быть подано по истечении не менее половины срока административного надзора, установленного судом.

При этом от поднадзорного лица требуется безукоризненное соблюдение всех установленных административных ограничений, выполнение предусмотренных законодательством РФ обязанностей, наличие положительной характеристики по месту работы и месту жительства или пребывания.

Однако право на досрочное прекращение административного надзора не может быть использовано в отношении лиц, отбывавших наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, поскольку подобные лица нуждаются в более тщательном наблюдении и профилактическом воздействии в целях пресечения возможных рецидивов преступлений.

Необходимо отметить, что в Постановлении № 15 содержится и упоминание о возможной продолжительности продления срока административного надзора. Суд получает возможность продлить административный надзор на срок до шести месяцев, но не более срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Причиной продления срока административного надзора может стать совершение поднадзорным лицом двух административных правонарушений и более в течение одного года.

Административный надзор устанавливается повторно в случае совершения освобожденными лицами в течение одного года после освобождения двух административных правонарушений или более против порядка управления, посягающих на общественный порядок, общественную безопасность, общественную нравственность и здоровье населения.

То есть, например, это могут быть мелкое хулиганство или распитие спиртных напитков в общественном месте, иные нарушения общественного порядка, которые на первый взгляд кажутся незначительными, но в перспективе могут заключать в себе существенный деструктивный потенциал.

Помимо перечисленных изменений, в Постановлении № 15 содержится еще целый ряд мер, направленных на улучшение исполнения законодательства Российской Федерации в сфере административного надзора и на защиту законных прав поднадзорных лиц.

Можно сделать вывод, что в конечном счете Постановление № 15 позволяет значительно усовершенствовать практику административного надзора в качестве профилактической меры и меры воздействия на граждан, имеющих потенциальную склонность к совершению преступлений и правонарушений.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/348257/

информационный портал, освещающий основные вопросы на тему административного и гражданского права

Как снять надзор после освобождения из колонии?

Появился административный надзор, призванный контролировать действия субъектов, вышедших из мест заключения, достаточно недавно, прежде всего, направлен он на отслеживание и мониторинг за освободившимися лицами. На такое лицо накладываются различные ограничения

Рассмотрим в данной статье административный надзор за осужденными после освобождения, изменения в 2019 году, а также его специфику и права структур, выполняющих контроль.

  1. 64 фз об административном надзоре;
  2. Кто попадает под надзор?
  3. Различия между надведомственным контролем и административным;
  4. Стадии проводимого надзора.

64 фз об административном надзоре

В 2011 году был принят ФЗ №64, регулирующий порядок исполнения административного надзора. Закон 64 «Об административном надзоре» был принят в связи с увеличением рецидивов со стороны лиц, ранее отбывших наказание.

Поэтому было решено установить меры для осуществления надзора и контроля над людьми, которые уже освободились, но с них ещё не была снята судимость.

 

Основными задачами для осуществления и назначения надзора являются:

 

1. Предупреждение совершения повторного правонарушения;

 

2. Профилактические меры для защиты интересов государственного и общественного характера.

 

На основании 11 статьи ФЗ 64 лицу, отбывшему наказание, были вменены обязанности определенного характера. А именно:

 

1. Не менять место жительство без уведомления контролирующих органов;

 

2. Приходить по первому вызову для разъяснения причин в части нарушения режима;

 

3. При выезде за рамки района либо города уведомлять органы правопорядка.

 

Среди дополнительных мер могут быть введены следующие правила:

 

1. Комендантский час. В период времени с 22:00 до 6:00 необходимо находиться по месту проживания;

 

2. Поднадзорный не имеет право посещать определенные места (детские сады или развлекательные заведения);

 

3. В обязательном порядке в назначенный день нужно являться в контролирующий орган.

 

При этом каждое из этих ограничений в определенном случае может быть либо ослаблено, либо, наоборот, ужесточиться, принимает такие решения только начальник ОВД.

Кто попадает под надзор?

На основании Федерального закона под контроль попадают люди, которые освободились из мест лишения свободы, однако судимость с них еще не снята, в отношении реализации тяжелых и особо тяжелых преступлений.

А также в части правонарушений умышленного характера и при повторении преступлений. Наблюдение может быть установлено за лицами, осуждёнными за преступления в отношении малолетних лиц и на покушение на их половую свободу.

И в отношении лиц, которые:

  • Являлись опасными нарушителями порядка, определенного в тюрьмах;
  • Совершившие после выхода на свободу в течение года несколько административных нарушений.

 Надзор назначается в судебном порядке, в связи с этим лицо сразу ограничивается в походе в определенные места, могут его ограничить даже в визите мест многочисленного пребывания граждан.

Поднадзорному необходимо либо 1 раз в месяц, либо несколько раз приходить в ОВД для регистрации.

В период проведения административного надзора суд может отменить административные ограничения либо добавить новые.

Надзор назначается на период от 1 года, максимум до 3 лет, но не выше того срока, в течение которого судимость можно снять. Срок прохождения надзора начинается с момента постановки на учёт в ОВД, в том районе, в котором собирается проживать гражданин.

Далее решение вступает в законную силу. Исполнительными органами власти и другими инстанциям производится сбор данных об объекте надзора, чтобы принять целесообразное решение о возможности снятия наложенных ранее ограничений.

Исключением является нарушение, связанное с посягательством на половую свободу несовершеннолетних граждан, в отношении этих лиц преждевременное снятие ограничений применяться не может.

 Что касается срока осуществления надзора, то он полностью зависит от типа совершенного преступления. Согласно статье 5 ФЗ -64, срок не может составлять менее одного года и более трёх лет.

Также может быть применена формула, по которой из срока погашения судимости вычитается срок, который отбыл наказание объект административного надзора. 

Административный надзор может быть приостановлен по ряду причин:

 

1. находящийся под надзором объявляется в розыск;

 

2. При присвоении статуса поднадзорному «без вести отсутствующий»;

 

3. При аресте находящегося под надзором.

 Если данные причины исчезают, то надзор автоматически продолжает свое действие.Осуществляются меры по мониторингу за поднадзорным ОВД, порядок наблюдения определяется органами исполнительной власти. 

Окончание административного наблюдения может быть связано с рядом причин:

 

1. Период административного надзора подошёл к концу;

 

2. Снята судимость;

 

3. Признание находящегося под надзором умершим;

 

4. Гибель поднадзорного.

 Может также быть рассмотрена досрочная остановка административного контроля, решение признается судом на основании заявления самого объекта, либо его представителей, либо ОВД, осуществляющего наблюдение за ним в связи с добросовестным выполнением находящегося под надзором уставленных ограничений. Если он добросовестно выполнял все свои обязанности и имеет хорошие характеристики с мест работы и жительства.

Недавно в статье 2 ФЗ-64 появился раздел, по которому судимость не может быть снята, пока осуществляется государственное наблюдение за лицом, отбывшим наказание. Поэтому пока ведётся усиленный мониторинг в отношении данного лица, судимость так и остаётся непогашенной.

Образец заявления поднадзорного лица о досрочном прекращении административного надзора вы можете скачать здесь

Различия между надведомственным контролем и административным

Многие считают, что это два равноценных понятия, обозначающих одно и то же. Но между ними есть разница. Различия касаются, прежде всего, содержания этих двух понятий.

Надведомственные органы обладают большей властью. В их права входит не только контроль над деятельностью объектов, но также возможность контролировать целесообразность принятия соответствующих решений.

А надзор, в свою очередь,касается конкретного лица.

Также надведомственные органы могут вмешиваться в различные сферы деятельности контролируемого объекта, а вот органы административного контроля могут только исполнять контролирующую функцию и наблюдать за исполнением предписаний.

Стадии проводимого надзора

Административный надзор представляет собой поэтапное выполнение действий, поэтому в целом его можно разделить на следующие этапы:
 

  • Предварительный. На данном этапе происходит сбор и анализ данных об объекте. Разрабатываются меры, которые необходимо к нему применить;
  • Текущий. В ходе этого этапа происходит наблюдение, инспектирование, происходит проверка за выполнением предписаний;
  • Завершающий. В ходе этого этапа происходит вынесения решения о дальнейших действиях в отношении объекта, а именно, снятие или продление административного контроля.

Таким образом, административный надзор в целом можно рассмотреть как отдельный вид деятельности, направленный на соблюдении организации и законности проводимых мероприятий. В такой деятельности отсутствует организационная подчинённость уполномоченных структур, при этом не имеющая право вмешиваться в деятельность поднадзорного объекта.

В основе административного регламента по надзору лежат действия уполномоченных структур, имеющих право посещать находящиеся под контролем объекты, организовывать проверки на объектах, запрашивать необходимую информацию, проводить анализ необходимости выдачи определенных разрешений для выполнения ограничительных мероприятий, выносить заключения.

В настоящее время основной задачей государства является усовершенствование работы органов надзора, чтобы сократить случаи рецидива, для ускорения процесса социализации лиц, побывавших в местах лишения свободы. Ведь практика во всём мире свидетельствует, что при индивидуальной работе с ранее судимыми лицами возникновение повторной преступности сокращается.

Источник: https://lawonline24.ru/publications/administrativnyj-nadzor/

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Как снять надзор после освобождения из колонии?

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы” (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.

его цель – предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается  надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве – на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.     

Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.

Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.

За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.

Санкцией этой статьи предусмотрено  наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Источник: https://38.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2600347

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы | ПЕРМСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ЦЕНТР (ПРПЦ)

Как снять надзор после освобождения из колонии?

Группой депутатов, представляющих три фракции — «Единую Россию», КПРФ, «Справедливую Россию» 8 декабря 2008 г. в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». По законопроекту административный надзор налагается на две категории бывших заключенных:

1. Отрицательно характеризующихся освобождаемых лиц из числа осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, которые осуждались к лишению свободы два и более раз.

2. Бывших осужденные тех же категорий, которые после освобождения регулярно совершающих антиобщественные действия, а также те которые систематически употребляют наркотики и алкоголь.

Для бывшего осужденного надзор означает наложение следующих ограничений прав и свобод:

  1. запрет посещения определенных мест
  2. запрет покидать свое жилище в определенное время суток
  3. запрет выезда из своего населенного пункта
  4. обязанность до четырех раз в месяц являться в милицию

Будет ли эта мера действенной и эффективной рассуждает юрист Пермского регионального правозащитного центра Мария Сергеевна Гащенко.

На протяжении нескольких лет я наблюдаю людей, освободившихся из мест лишения свободы. Переступив за порог исправительного учреждения человек сталкивается с целым набором требующих неотложного решения вопросов: где спать, что есть, где жить, как добраться до этого места, чем заняться, чтобы не голодать, как восстановить документы, получить полис и т.п.

Невозможность быстрого решения этих вопросов усиливает опасность человека, готового совершить преступление, потому что тюрьма для него — способ спасения жизни. Риторика государственных мужей чаще всего связана с констатацией, исходящей от бывших ЗК опасности совершения рецидива.

Однако, нельзя не признать того, что государство до сих пор ничего не сделало для помощи им: нет закона об адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, нет служб, которые бы занимались социально-правовым сопровождением этих людей, нет и специальных мер сопровождения. Многие государства мира считают необходимым иметь такие законы, программы и службы.

Российские же законодатели, как явствует законопроект от 08.12.2008 г., напротив, заинтересованы в создании дополнительных препятствий в социализации этих людей.

Должны признать, что из мест лишения свободы подчас выходят люди, не изменившие своих наклонностей и криминальных предпочтений. К сожалению, исправительные учреждения очень незначительно способствуют изменению внутренних ценностей гражданина.

Признание этого обстоятельства в рационально организованном обществе должно вести к изменениям уголовно-исполнительной системы.

В наших же условиях за все, в том числе за несовершенство государственной системы органов и отсутствие постпенитенциарной реабилитации, должен нести бывший осужденный, так по освобождении и не обретший полновесного гражданского статуса, но попавший под подозрение и заслуживший административный надзор.

По нашим наблюдениям, человек, отстаивающий свои права, не позволяющий по отношению к себе и другим жестокого и унижающего достоинство обращения, тоже будет зачислен в жалобщики, симулянты, отрицательно характеризующиеся осужденные.

При этом суд будет исходить из утверждений нарушения осужденным порядка отбывания наказания, а не из наличия у осужденного профессии, желания трудиться, документов, жилья, социального окружения, то есть факторов важных для усвоения гражданских норм. Если следовать в данной ситуации законопроекту, то вместо социальной помощи, освобождающийся человек обременяется дополнительными обязанностями.

Среди перечисленных в законопроекте ограничений, большинство препятствует трудоустройству и самообеспечению, поскольку люди, имеющие судимость, каким образованием и профессией они бы ни владели, чаще всего имеют возможность трудоустроиться только в сфере, не требующей квалификации.

Как показывает практика, чаще всего, они работают сторожами, разнорабочими, водителями, охранниками, механиками, автослесарями.

Например, профессия сторожа предусматривает возможность покидать место жительства в ночное время суток, профессия водителя предусматривает возможность выезда за пределы населенного пункта, а вахтовые работы исключают возможность четырехкратной явки в милицию ежемесячно.

Но самым главным, не умещающимся в современное представление о свободном обществе, обстоятельством является то, что в силу чьего-то внутреннего убеждения, люди, полностью отбывшие, установленный судом срок наказания, могут в продолжение 8 лет быть ограничены в свободе, в частной жизни, к ним в дом без спроса смогут с любой частотой и в любое время суток заходить чужие люди в погонах. Таким образом, вместо помощи в социальной адаптации, государство фактически устанавливает человеку, отбывшему наказание, «тюремные правила» на свободе. Ведь ограничения, установленные в законопроекте сходны с требованиями правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: подъем-отбой, отметка, проверка наличия осужденных, обязанность выполнения требований администрации. На мой взгляд, для человека, побывавшего в тюрьме, такой административный надзор — лишь изменение географии, а, по сути — продолжение отбывания наказания, другими словами — та же несвобода.

Естественно, даже у самого обязательного гражданина не всегда может получиться соблюдение требований административного надзора: смена места жительства, работы, необходимость сбора документов или лечение предполагают возможность свободного перемещения.

При современном развитии социальных отношений, необходимо постоянное движение и приложение усилий для того, чтобы обеспечить собственное благополучие. Административный надзор лишает людей этой возможности. Более того, в качестве наказания за нарушение административных ограничений предусматриваются такие, как — штраф или административный арест.

Оба эти наказания изначально запрограммированы нанести урон нестабильному материальному благосостоянию освободившегося, а в случае ареста и вообще лишить заработка.

Что касается уголовного наказания за нарушение административных ограничений, то это не только не соответствует ни характеру, ни степени общественной опасности нарушения, но и превозносит регистрационный уведомительный режим государства выше права человека на свободу и личную неприкосновенность.

На мой взгляд, в этом случае освобождением из исправительного учреждения не заканчивается наказание, оно продолжается и в дальнейшем в виде административных ограничений, и во вновь назначенном наказании.

К тому же сама формулировка » самовольное оставление без уважительных причин места жительства с целью уклонения от административного надзора» наводит на вопрос, а кем будет определяться уважительность причин и цель уклонения от надзора… Данная предполагаемая статья 321_1 УК РФ будет содержать еще одно основание для объективного вменения ответственности — «без вины виноватый».

Неодобрение вызывает и сама процедура назначения административных ограничений судом в рамках гражданского судопроизводства. По своей правовой природе, гражданский процесс предназначен для равных субъектов, основан на принципах диспозитивности, равноправия сторон, свободы договора.

Административный же надзор представляет собой «чистой воды» административные отношения: отношения властного субъекта — государства и подчиненного — человека, основанные на принципе императивности, неравенства и подчинения. Более того, санкции за нарушение административных ограничений носят административный и уголовный характер.

Что явно не соответствует избранной «гражданско-процессуальной процедуре».

Подводя итог, еще раз повторю, что административный надзор не может быть панацеей от роста рецидивной преступности и мерой превенции, он не только не помогает социализации вышедшего на свободу человека, но и препятствует ей.

С моей точки зрения, более эффективной для предотвращения совершения освободившимися людьми новых преступлений является их социальная адаптация, паспортизация, трудоустройство, социальная помощь им, поскольку именно поддержка в сложной жизненной ситуации дает людям стимул быть достойными человеческого отношения и помощи.

Источник: http://new.prpc.ru/aktualnye-kommentarii/administrativnyj-nadzor-za-licami-osvobozhdennymi-iz-mest-lisheniya-svobody.html

Памятка «Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Как снять надзор после освобождения из колонии?
С 1 июля 2011 года действует Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».

Что это за закон и чем он отличается от прежнего?

Это новый закон, который не отменяет положения какого-либо прежнего закона. Это федеральный закон об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Речь идет об установлении административного надзора в отношении лиц, которые отбыли наказания за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо в отношении лиц, совершивших преступления против половой свободы несовершеннолетнего. Также административный надзор может быть установлен в отношении лиц, которые в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавались злостными нарушителями либо после отбытия наказания совершают в течение одного года 2 и более административных правонарушений.

Кем осуществляется административный надзор за освободившимися из колонии?

Административный надзор осуществляется органами внутренних дел.

Почему всё-таки устанавливается этот административный надзор за этой категорией граждан, на основании чего? Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освободившимися из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Административный надзор устанавливается судом, на основании судебного решения и, как уже было, сказано осуществляется полицией.

Когда человек вышел на свободу, какие у него существуют ограничения? И как надзорные органы контролируют выполнение этих требований? Речь идет не о всех лицах, которые вышли на свободу, а только о лицах, в отношении которых суд установил административный надзор и в своем решении указал ряд ограничений.

У лиц, вышедших на свободу и за которыми установлен административный надзор, могут быть следующие ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне места жительства в определенное время суток (как правило, в ночное время суток);

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (обязательное ограничение).

Контроль за выполнением требований поднадзорными осуществляется путем проверки их сотрудниками полиции по месту жительства и работы, где сотрудник полиции вправе по месту работы получить сведения о его поведении, беспрепятственно войти в дом поднадзорного и проверить там его нахождение, вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений.

Возможно ли отменить или дополнить административные ограничения? При каких обстоятельствах это можно сделать? Да, возможно и отменить, и дополнить административные ограничения. Это тоже вправе сделать только суд. Так, суд в течение срока административного надзора может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Для отмены административных ограничений необходимо полиции или поднадзорному лицу (либо его представителю) обратиться в суд с соответствующим заявлением. Суд с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений примет решение об отмене ограничений или оставит все в прежнем виде.

Если всё-таки эти ограничения существуют для человека, который вышел из мест лишения свободы, то на какой срок они устанавливаются?

Существует как бы 2 срока установления административного надзора:

1) в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, а также в отношении лиц, совершивших преступления при рецидиве преступлений – на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;

2) в отношении лиц, совершивших умышленные преступления в отношении несовершеннолетнего либо в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, – на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Например, административный надзор может быть установлен лицу, совершившему такое преступление, как похищение несовершеннолетнего ребенка, на срок до 8 лет (за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания).

Какие права есть у людей, которые вышли из мест не столь отдалённых? Какие обязанности? Как надзорные органы контролируют исполнение прав и обязанностей этой категории граждан?

Поднадзорное лицо имеет право:  

1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении или о частичной отмене административного надзора;

2) обжаловать решения суда и действия полиции;

3) обращаться в полицию с заявлением о получении разрешения на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами (а именно: смерть или тяжелая болезнь близкого родственника; необходимость в получении медицинской помощи или для обучения и трудоустройства).

Поднадзорное лицо обязано:

1) прибыть домой;

2) явиться для постановки на учет в полицию в течение трех рабочих дней;

3) уведомлять полицию о всех предполагаемых выездах по личным обстоятельствам (а именно: смерть или тяжелая болезнь близкого родственника; необходимость в получении медицинской помощи или для обучения и трудоустройства);

4) уведомлять полицию в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;

5) допускать сотрудников органов внутренних дел к себе в дом.

6) являться по вызову в полицию, давать объяснения по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений.

Как надзорные органы контролируют исполнение прав и обязанностей этой категории граждан? Контроль за данной категорией граждан возложен на полицию, которая осуществляет контроль за выполнением требований поднадзорными путем проверки их по месту жительства и работы. Кроме того, законодателем установлена административная и уголовная ответственность за неисполнение поднадзорным лицом установленных мер административного надзора. Так, статьей 19.24 КоАП РФ за несоблюдение административных ограничений предусмотрено административное наказание в виде штрафа до 1,5 тысячи рублей либо административного ареста на срок до 15 суток.

В Уголовный кодекс РФ также введена новая статья – 314.1 «Уклонение от административного надзора», предусматривающая уголовное наказание в виде обязательных либо исправительных работ, либо лишения свободы на срок до одного года.

Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной
деятельностью прокуратуры Самарской области

Источник: https://www.samproc.ru/regulatory/proc_answer/?ELEMENT_ID=4771

Ветка права
Добавить комментарий