Как в договоре поставке сделать ссылку на на 44 федеральный закон о закупке до 400 тыс. руб.?

Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать

Как в договоре поставке сделать ссылку на на 44 федеральный закон о закупке до 400 тыс. руб.?

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов. 

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). 

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 300 тыс. рублей.

Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.

) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. 

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. 

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты: 

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона.

    Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.

 Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ. 
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку. 
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено. 
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками». Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Источник: https://school.kontur.ru/publications/51

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 14

Как в договоре поставке сделать ссылку на на 44 федеральный закон о закупке до 400 тыс. руб.?

Александр Тарасов,
руководитель учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок

Из этого материала вы узнаете об обосновании закупки у единственного поставщика, о форме заключения контракта с единственным поставщиком и о многом другом, с учетом изменений, внесенных в начале июня в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

На вопросы наших читателей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) на практике отвечает руководитель учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок Александр Тарасов.

Заказчики в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ разместили электронный аукцион, который был признан несостоявшимся из-за недобора в количестве участников. Нужно ли нам согласовывать с контролирующим органом закупку у единственного поставщика? Можем ли мы в этом случае учитывать эту закупку в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства?

Наталья Александровна Руденко

Электронный аукцион можно назвать состоявшимся, если в итоговом протоколе значатся не менее двух участников, соответствующих требованиям аукционной документации (ч. 16 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). В иных случаях аукцион признается несостоявшимся.

Если на участие в аукционе подана только одна заявка либо только одна заявка осталась после отклонения всех остальных заявок, то конкракт заключается с единственным поставщиком в соответствии с п. 25 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ при условии его согласования в контролирующем органе.

Если на участие в аукционе не подано ни одной заявки, либо все поданные заявки отклонены, то необходимо заново проводить процедуру определения поставщика.

В случае, если при проведении электронного аукциона заказчик предусмотрел преференции для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со ст.

30 Закона № 44-ФЗ, но электронный аукцион по любой из вышеперечисленных причин не состоялся, такая закупка не учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (п. 1 ч.

1 ст. 30, ч. 1.1 ст. 30, ч. 1.2 ст. 30 и ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Можем ли мы поменять код ОКДП в электронной форме контракта по состоявшемуся аукциону?

А.А. Колесников

Вы можете поменять код ОКДП при публикации сведений о контракте в реестре. В тексте самого заключенного контракта код ОКДП изменить нельзя.

Разъясните, пожалуйста, ограничение суммы закупки товара, работы, услуги в 400 тыс. руб. согласно п. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ относится ко всем приобретениям за год либо приобретениям определенного вида товара у разных поставщиков?

Елена Харионовская

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик, являясь образовательной организацией или учреждением культуры, имеет право заключать контракты с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. При этом привязки к закупкам одноименной продукции в квартал в Законе № 44-ФЗ нет. Например, если Вы нуждаетесь в компьютерах на общую сумму 700 тыс.

руб., Вы можете в один день заключить с одним и тем же поставщиком два контракта: один контракт на сумму 400 тыс. руб., второй – на 300 тыс. руб. Нарушений в таких действиях не будет, если общий объем контрактов, заключенных за год по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не превысит 50% средств совокупного годового объема закупок или 20 млн руб.

Мы – бюджетное образовательное учреждение, осуществляем закупки продуктов питания по правилам п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Подскажите, как мы можем обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика?

Бухгалтерия школы-интерната

Действительно, с 1 января 2014 года появилась необходимость обосновывать закупку у единственного поставщика, то есть готовить отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика.

Такое требование закона вызывало многочисленную критику со стороны заказчиков.

В результате Федеральным законом от 4 июня 2014 года № 140-ФЗ были внесены изменения в Закон № 44-ФЗ, которые в том числе отменили и обязанность готовить отчет об обосновании закупки, совершенной по правилам п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Раньше мы производили оплату за товар по счетам на основании служебной записки. Сейчас казначейский отдел исполнения местного бюджета не принимает счета на оплату, ссылаясь, что в Законе № 44-ФЗ нет ссылки на устный договор. Как поступить в данной ситуации?

Анонимный пользователь

При закупке товара, работы, услуги у единственного поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 93, п. 4 ч. 1 ст. 93, п. 5 ч. 1 ст. 93, п. 8 ч. 1 ст. 93, п. 15 ч. 1 ст. 93, п. 20 ч. 1 ст. 93, п. 21 ч. 1 ст. 93, п. 26 ч. 1 ст. 93, п. 28 ч. 1 ст. 93 и п. 29 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ Вы можете заключить контракт в любой форме, не запрещенной ГК РФ для совершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в редакции от 4 июня 2014 года). А в соответствии со ст. 158 и ст. 159 ГК РФ, сделки могут совершаться устно, если стороны договора согласны с таким порядком, и законом не определено иное.

Таким образом, Вы вправе производить оплату за товар по счетам на основании служебной записки.

Мы оформили электронную подпись не на генерального директора, а на сотрудника тендерного отдела. Скажите, правильно ли в этом случае указывать в тексте договора “…в лице генерального директора, действующего на основании устава…”, учитывая, что контракт подписан электронной подписью другого человека? Или нам лучше указать лицо, на которое оформлена электронная подпись?

Екатерина Шевлякова

Нет, Вы поступаете неправильно. В данном случае Вам надо указать в тексте контракта данные лица, на которого оформлена электронная подпись, и сведения о том, что этот сотрудник действует на основании доверенности.

Если Вы получили от заказчика проект контракта, в котором уже содержится упоминание о генеральном директоре, Вам необходимо подготовить протокол разногласий в соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

Правильно ли указывать в электронном договоре, что он составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу? И нужно ли иметь такой договор в бумажном виде?

Екатерина Шевлякова

Учитывая то, что контракт по итогам электронного аукциона заключается в электронном виде, то указание в нем о составлении в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, неправильно. Тем не менее, если такое условие все-таки будет прописано в контракте, это ни на что не повлияет.

Что касается хранения контракта в бумажном виде, я считаю, что это не будет лишним, хотя по Закону № 44-ФЗ его наличия не требуется. Такой конкракт может пригодиться для ведения бухгалтерии, а также в случае обращения в суд. Тем более, при распечатке контракта с электронной торговой площадки никаких отметок о наличии цифровой подписи в нем не будет.

Подскажите, какими документами подтвердить непроведение ликвидации в отношении участника закупки, отсутствие решения арбитражного суда о признании организации несостоятельной (банкротом) и открытии конкурсного производства, отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов?

Стрига Виталий

Указанные выше требования к участникам закупок устанавливаются ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить, что Вы соответствуете указанным требованиям, можно декларацией о соответствии – информационным письмом, подписанным от лица участника закупки (п. 2 ч. 5 ст.

66 Закона № 44-ФЗ). При этом заказчик не имеет права требовать от поставщика иных дополнительных документов, подтверждающих соответствие данным установленным требованиям, в том числе справок от уполномоченных органов исполнительной власти (ч. 8 ст.

31 Закона № 44-ФЗ).

Подскажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 года № 537 согласование необходимо только в случае применения закрытых способов определения поставщиков?

Контрактный управляющий ГНУ Адыгейский НИИСХ РАСХН Федотова Наталья Юрьевна

Неудачное название приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 года № 537 “Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком)” многих вводит в заблуждение. Люди думают, что согласование заключения контракта относится только к закрытым способам закупок. В действительности, данное правило распространяется и на открытые, и на закрытые способы определения поставщиков. 

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

Новости по теме:

  • Определен порядок разработки типовых контрактов и типовыхусловий контрактов для госзакупок – ГАРАНТ.РУ, 8 июля 2014 г.
  • Эксперты разработают Стандарт закупочной деятельности длякомпаний с госучастием – ГАРАНТ.РУ, 2 июля 2014 г.
  • Банковские гарантии могут разрешить выдавать в электронной форме – ГАРАНТ.РУ, 19 мая 2014 г.
  • Введена административная ответственность за ряд нарушений при организации госзакупок – ГАРАНТ.РУ, 6 мая 2014 г.
  • За первый квартал 2014 года в России были заключены госконтракты на сумму более 1 трлн руб. – ГАРАНТ.РУ, 29 апреля 2014 г.
  • В России откроют Школу общественного контролера госзакупок – ГАРАНТ.РУ, 3 апреля 2014 г.
  • При Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям – ГАРАНТ.РУ, 27 марта 2014 г.
  • Заказчикам с совокупным годовым объемом закупок не более 1 млн руб. могут разрешить заключать контракты с единственным поставщиком без ограничений – ГАРАНТ.РУ, 17 марта 2014 г.
  • Сельскохозяйственные товаропроизводители могут стать участниками системы госзакупок – ГАРАНТ.РУ, 19 февраля 2014 г.
  • Разрабатываются меры по повышению эффективности общественного контроля в сфере госзакупок – ГАРАНТ.РУ, 17 февраля 2014 г.
  • Ответственность должностных лиц заказчика при проведении централизованных закупок могут отграничить от ответственности уполномоченного органа – ГАРАНТ.РУ, 13 февраля 2014 г.
  • Запущен портал “ГосЗатраты”, предназначенный для мониторинга всех государственных и муниципальных закупок – ГАРАНТ.РУ, 5 февраля 2014 г.
  • Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу – ГАРАНТ.РУ, 16 января 2014 г.
  • C 1 января 2014 года участие в электронных аукционах стало бесплатным – ГАРАНТ.РУ, 16 января 2014 г.
  • Установлены случаи указания в документации о закупке формулы и максимального значения цены контракта – ГАРАНТ.РУ, 15 января 2014 г. 

Материалы по теме:  

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО “Тендеры.ру” Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки.

Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие.

Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок…

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы “Ветров и партнеры” 

Контрактная система: квалифицированная или неквалифицированная электронная подпись?
Уходящий год был насыщен законодательными изменениями.

Часто изменения в разных сферах законодательства пересекаются и образуют сложные и даже противоречивые задачи правоприменения.

Сегодня я рассмотрю один из примеров такой задачи на стыке изменений в сфере регулирования госзакупок и в сфере законодательства об электронной подписи.

Пауков Алексей,
Генеральный директор “ГАРАНТ Электронный Экспресс”

Источник: http://www.garant.ru/article/555279/

Высшая школа закупок – Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Как в договоре поставке сделать ссылку на на 44 федеральный закон о закупке до 400 тыс. руб.?

Путеводитель по контрактной системе (44-ФЗ)

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя; далее – поставщик) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу.

При этом формальную процедуру выбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурсов, аукциона, запроса котировок и запроса предложений) заказчик не проводит (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”; далее – Закон N 44-ФЗ).

2.1. В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика. Ограничения на проведение закупки у единственного поставщика >>>

2.2. Преимущества и недостатки закупки у единственного поставщика >>>

2.3. Процедура закупки у единственного поставщика >>>

2.4. Ситуации из практики. Закупка у единственного поставщика (информация для заказчика) >>>

2.5. Образцы документов. Закупка у единственного поставщика (информация для заказчика) >>>

2.1. В каких случаях проводится закупка

у единственного поставщика. Ограничения на проведение

закупки у единственного поставщика

По общему правилу закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика (ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Вместе с тем заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика в следующих случаях:

– закрытый аукцион не состоялся из-за того, что в допуске к участию отказано всем лицам, подавшим заявки, или участником признано только одно из них (ч. 9 ст. 89, п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

– открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион или запрос котировок признан несостоявшимся (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

При этом закупка должна быть признана несостоявшейся по определенным основаниям.

В частности, к ним относится признание только одной заявки на участие в открытом конкурсе соответствующей Закону N 44-ФЗ и конкурсной документации (п. 2 ч. 1 ст. 55 Закона N 44-ФЗ).

Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Закупка товаров (работ, услуг) у единственного поставщика является наиболее удобной для большинства заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Закон разрешает закупать у единственного поставщика по выбору заказчика любые товары (работы, услуги) на сумму не более 100 тыс. руб.

по одному контракту (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, это ограничение не распространяется.

Тем не менее годовой объем таких закупок ограничен (за исключением закупок для нужд сельских поселений) и не должен превышать одного из следующих значений:

– 2 млн руб.;

– 5% от совокупного годового объема закупок, составляя при этом не более 50 млн руб.

Внимание! Государственным и муниципальным заказчикам, которые планируют осуществлять закупки по п. 4 ч. 1 ст.

93 Закона N 44-ФЗ в пределах установленного процента от совокупного годового объема закупок, необходимо учитывать, что этот объем может уменьшиться, если лимиты бюджетных обязательств будут отозваны.

В случае если к тому моменту объем закупок у единственного поставщика будет исчерпан и составит более 2 млн руб., заказчику грозит административная ответственность за то, что он принял решение о способе определения поставщика в нарушение требований Закона N 44-ФЗ (ч.

1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ). В силу этого не рекомендуется осуществлять такие закупки в полном объеме в начале финансового года. Аналогичная позиция изложена в п. 2 Письма Минэкономразвития России от 12.02.2015 N Д28и-229.

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 тыс. руб. не ограничены правилом об одноименных товарах.

Например, если в феврале текущего года заказчик заключит контракт на поставку канцелярских товаров на сумму 90 тыс. руб., то при наличии потребности в этих товарах в марте этого же года он вправе закупить их у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 тыс. руб.

Общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения. Главное, чтобы годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не превышал 2 млн руб. или 5% от совокупного годового объема закупок и составлял при этом не более 50 млн руб.

Законом установлены и другие случаи, в которых товары (работы, услуги) могут закупаться у единственного поставщика. Эти случаи можно разделить на следующие группы.

  1. Закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися:

1) закупка в связи с признанием несостоявшимися конкурсов (за исключением закрытых), электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В указанных случаях закупка, осуществляемая конкурентным способом, должна быть признана несостоявшейся только по определенным основаниям.

В частности, заказчик осуществляет закупку у единственного поставщика, если открытый конкурс не состоялся по причине признания только одной заявки на участие в нем соответствующей Закону N 44-ФЗ и конкурсной документации (п. 2 ч. 1 ст. 55 Закона N 44-ФЗ). Полный перечень таких оснований предусмотрен в ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1 – 3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст.

79, ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ;

2) закупка в связи с признанием несостоявшимся определения поставщика закрытым способом (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Существует ряд особенностей при заключении контракта с единственным поставщиком по результатам закупки, признанной несостоявшейся.

  1. Закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества:

1) закупка услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

2) закупка услуг по управлению многоквартирным домом, помещения в котором находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

3) закупка услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений, переданных заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, охране, вывозу бытовых отходов, в случае если данные услуги оказываются другому лицу (лицам), пользующемуся нежилыми помещениями, которые находятся вместе с помещениями заказчика в одном здании (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

Продолжение списка:

4) закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению к инженерным сетям по регулируемым ценам (тарифам) (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

5) закупка услуг по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

6) заключение договора энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) с гарантирующим поставщиком (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

7) приобретение нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

8) аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки по правилам Закона N 44-ФЗ, также могут заключать контракты на основании указанной нормы, например, в случае аренды нежилого здания для обеспечения нужд субъекта РФ.

Аналогичная позиция приведена в Письме Минэкономразвития России от 12.01.2015 N Д28и-7;

9) аренда жилых помещений, находящихся за границей, заказчиками, которые осуществляют там деятельность (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

10) приобретение жилья экономического класса органами исполнительной власти (местного самоуправления) у юридических лиц согласно условиям договоров об освоении (комплексном освоении) территории в целях строительства жилья экономического класса (п. 38 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

11) приобретение жилья экономического класса органами исполнительной власти (местного самоуправления) у лица, которое заключило в соответствии с Федеральным законом от 24.07.

2008 N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства” договор безвозмездного пользования земельным участком или аренды земельного участка, предусматривающий строительство такого жилья (п. 39 ч.

1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

12) закупка работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовка проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, строительству и оснащению таких объектов у организаций, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ (п. 43 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

  1. Закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования:

1) закупки товара (работы, услуги) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема и должен составлять не более 20 млн руб. Осуществлять такие закупки вправе только следующие учреждения (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ):

– государственные (муниципальные) образовательные организации;

– государственные (муниципальные) учреждения культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;

– иные государственные (муниципальные) учреждения (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждения, осуществляющие концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив);

2) закупка услуг, связанных с посещением зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

3) закупка услуг, связанных с участием в проведении культурных мероприятий (фестивалей, концертов, представлений) на основании приглашений (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

Продолжение списка:

4) поставка культурных ценностей для пополнения государственных фондов: музейного, библиотечного, архивного и аналогичных фондов (п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

5) закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей у лица, обладающего исключительными правами (исключительными лицензиями) (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

6) закупка печатных или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей, обладающих исключительными правами (исключительными лицензиями) на использование таких изданий, и оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных (муниципальных) образовательных учреждений, библиотек, государственных научных организаций (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

7) создание, исполнение произведений литературы или искусства, изготовление (поставка) декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для создания и (или) исполнения произведений. Осуществлять такие закупки вправе (п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ):

– образовательные учреждения;

– театры и концертные коллективы, цирки;

– телерадиовещательные учреждения;

– дома культуры, дворцы культуры, клубы;

– музеи, планетарии;

– парки культуры и отдыха;

– ботанические сады, заповедники, национальные, природные или ландшафтные парки, зоопарки;

8) закупка услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок – бланков строгой отчетности (п. 18 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

9) закупка преподавательских услуг, услуг экскурсовода (гида) (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

10) заключение образовательными организациями контракта на поставку оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения с обладателем исключительных прав на такие товары за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

11) закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (п. 37 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

12) закупка образовательными, научными организациями и библиотеками услуг по доступу к зарубежным базам данных и базам данных международных индексов научного цитирования:

– у включенных в перечень, который утверждается Правительством РФ, операторов таких баз (п. 44 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

– национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п. 45 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

  1. Закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

1) закупка товаров (работ, услуг), необходимых для ликвидации последствий аварии (иных чрезвычайных ситуаций) либо для оказания экстренной (неотложной) медицинской помощи, если такие товары (работы, услуги) не включены в Перечень, утвержденный Правительством РФ (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Внимание!

Источник: http://www.fz44.org/materialy/113-putevoditel-po-44-fz/420-zakupka-u-edinstvennogo-postavshchika-podryadchika-ispolnitelya

Ветка права
Добавить комментарий