Какие меры необходимо предпринять в школе, если ребенок подвергается издевательствам?

Если ребенка дразнят в школе – Психологос

Какие меры необходимо предпринять в школе, если ребенок подвергается издевательствам?

Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому – высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее.

«Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам.

Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.

Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу?

Психологи советуют родителям не вмешиваться, по крайней мере, открыто в конфликт детей. Ваше вмешательство не заставит других детей по-иному относиться к ребенку.

не перестанут дразнить, они не поймут, что причиняют кому-то боль. Напротив, вполне вероятно, заступничество старших окончательно восстановит одноклассников против вашего ребенка. Играть с ним на равных, принимать в свою компанию его не станут – он «ябеда», не смог справиться сам, а привел родителей.

Таким образом, стремление лично разобраться с обидчиками либо требование, чтобы учительница своей властью «прекратила эти издевательства» приведет, скорее всего, к изоляции ребенка в кругу сверстников.

Кроме того, малыш сделает еще один вывод: он не в состоянии справиться с трудностями сам, ему требуется помощь взрослых. Это лишит его самоуважения и уверенности в собственных силах. И, как ни парадоксально, помешает ему уважать собственных родителей.

Ведь ребенок обратился к ним за помощью, а их вмешательство только ухудшило его положение.

Каким же образом помочь своему ребенку, попавшему в столь нелегкую ситуацию?

Некоторые родители советуют детям разобраться с обидчиками наиболее действенными методами. В большинстве случаев такие советы сводятся к одному: выяснить отношения напрямую, открыто спросив, что не устраивает насмешников. Зачастую эти выяснения немедленно переходят в драку, в которой не всегда побеждает тот, кто прав.

Справедливости ради нужно сказать, что подобная тактика иногда приводит к положительным результатам. Участие в драке, даже в том случае, если победа не была абсолютной, достаточно часто помогает ребенку самоутвердиться. Но увлекаться этим не стоит.

Английский психолог Дорис Бретт, практикующий врач, опытный специалист по вопросам детской психологии, считает, что не стоит позволять ребенку утверждаться в мысли, что любую проблему можно решить кулаками. Напротив, нелишне будет показать, что можно выйти с честью из создавшегося положения иными путями, и дать понять ребенку, что ему это вполне по силам.

Для этого ребенку понадобится помощь родителей, которые должны убедить его в том, что неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Ребенку следует дать понять, что полностью счастливый и довольный собой, своей внешностью, своим характером и уверенный в себе человек не станет обращать внимания на недостатки других, даже если эти недостатки реальные.

Существует вполне действенный способ справиться с обидчиками: не показывать, как эти «дразнилки» тебя обижают, не давать понять, что ты принимаешь их близко к сердцу.

Доктор Бретт предлагает повести разговор примерно по такой схеме:

«Ты жалуешься, что Ира тебя все время дразнит, а другие девочки подхватывают ее слова? Я понимаю, что это ужасно неприятно. До такой степени, что хочется заплакать. Но ведь слезами проблему не решишь.

Скажи, ты плакала в школе? До слез дело не доходило, но ты расстраивалась, и девочки это видели? И что, после этого они сразу переставали тебя дразнить? Начинали относиться к тебе лучше? Нет, все было совсем наоборот.

Так давай подумаем, как же нам быть? Я, конечно, могу поговорить с ними. Но мне кажется, что как только я уйду, и ты останешься одна, все начнется снова. Как ты считаешь?

Может быть, поступим по-другому: ты, как это ни трудно, сделаешь вид, что тебя очень смешат их слова. Да, это нелегко. Но подумай, чего добивается Ира с подружками? Сделать так, чтобы ты расстроилась. И до сих пор так и случалось.

А ты попробуй поступить иначе. Улыбнись. Подумай, девочки тратят столько сил и времени, чтобы ты загрустила. Ведь это действительно смешно и глупо.

А как ты полагаешь, почему Ире так хочется обратить внимание других ребят на твои недостатки? Наверное, она не очень уверена в себе, иначе бы она так не поступала.

Если ты засмеешься, то тем самым покажешь, что все ее слова – просто глупости, а она ведет себя не слишком умно. И другие это вскоре поймут.

А еще они поймут: если тебя смешат эти слова, значит, все «дразнилки» не про тебя, и смеяться над тобой станет совсем неинтересно».

Как отмечает доктор Бретт, практика показывает: убедить ребенка в том, что подобное поведение – действительно реальный выход из положения, бывает нелегко. И здесь, как всегда, поможет наглядный пример. Расскажите ребенку, как в подобной ситуации в свое время оказались вы или кто-то из ваших знакомых или родственников.

Большое впечатление произведет также имя известного актера, спортсмена или просто знакомого человека, которому удалось справиться с аналогичной ситуацией благодаря такому простому, но действенному способу.

Необходимо попытаться убедить ребенка в том, что действовать ему надо самому. «Ведь мама с папой не всегда будут рядом с тобой. Значит, нужно учиться защищать себя самостоятельно».

Что же касается вопроса перевода в другую школу ребенка, которого дразнят одноклассники, то на него невозможно дать однозначный ответ. Все зависит от конкретной ситуации.

Подавляющее большинство психологов советует постараться разобрать возникший конфликт на месте, независимо от того, переводите вы ребенка в другую школу или оставляете в прежней. Иначе уже в новом коллективе вполне может возникнуть рецидив такой же конфликтной ситуации.

Ведь ребенок просто сбежал «с поля боя». И такая унизительная для него ситуация (оказался в проигрыше, даже не попытавшись победить) непременно даст о себе знать и на новом месте.

Пусть школа другая, но груз проблем родители перенесли вместе с сыном или дочерью в этот коллектив.

И если ситуация в новой школе повторится, ребенок, вместо того чтобы отстаивать свою позицию, снова захочет просто избежать дальнейших неприятностей и оставить все сложности позади, переложив груз на плечи родителей.

Перед тем как малыш пойдет в новый класс, рекомендуется поговорить с ним, проанализировать причины возникшего конфликта и вместе обсудить, как нужно поступать, чтобы не допустить повторения неприятностей на новом месте.

Нередко случается, что сложившаяся репутация «плаксы», «тихони», «задаваки» не позволяет ребенку наладить отношения с одноклассниками, даже если он, по совету родителей, меняет свое поведение.

Изменить поведение без подготовки крайне тяжело даже взрослому, старые привычки нередко берут верх, и это в порядке вещей. Объясните ребенку, что это вполне естественно, ведь он не робот. Пусть ребенок остается самим собой, но постарается быть более самокритичным, следит за своим поведением и не повторяет прежних ошибок.

Шесть стратегий в ситуации, когда ребенка дразнят

Состояние жертвы может со временем превратиться в приобретенное поведение. Но это не единственная возможная реакция на злонамеренные насмешки. Поэтому с раннего возраста нужно прививать детям умение постоять за себя. См. →

Как научить ребенка постоять за себя

Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше.

– Жизнь жестока, – говорят мужчины. – В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.

Причём негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас. См. →

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе.

Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками.

В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

​​​​​​​Самое главное – помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек – на все 100.

Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →

Как сделать ребенка популярным

Многие родители, когда их дети жалуются на социальное отвержение, говорят, что быть популярным вовсе не так уж и важно. Но если бы они на секунду задумались и вспомнили собственное детство, то поняли бы, насколько глубоко заблуждаются. Популярным быть необходимо, и, возможно, это одна из самых важных высот, которых способны достичь дети. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/esli-rebenka-draznyat-v-shkole

«Что делать родителям, если ребенка обижают в школе?» – ОКУ

Какие меры необходимо предпринять в школе, если ребенок подвергается издевательствам?

«Что делать родителям, если ребенка обижают в школе?»

Советы социального педагога

Синайской Н.С.

Посещение школы предполагает возможность возникновения ситуации, когда ребенок может подвергнуться травле со стороны одноклассников.

Такой поворот событий может представлять собой неприятный сюрприз, и родители, столкнувшись с ним, часто испытывают чувство растерянности, не зная, что предпринять, особенно, если прежде они с этим не сталкивались.

Эмоциональное насилие проявляется в унижении, издевках, насмешках и оскорблениях, физическое — это побои и издевательства разной степени тяжести, и в случае, если они имеют место быть, ситуация не терпит отлагательств и требует немедленного вмешательства со стороны взрослых.

По каким причинам дети подвергаются эмоциональному и физическому насилию? Воспитание детей в семье.

То, какими вырастают дети, как их потом воспринимают одноклассники, и отношение коллектива к ним, зависит от воспитания детей в семье, степени любви, доверительности и уважения дома к ребенку и между ее членами. Ребенок с малых лет усваивает способы поведения и взаимодействия с окружающими людьми, запоминает реакции и пользуется ими так же, как делали отец или мать.

Поэтому важно понимать, какой пример взрослого находится перед его глазами до того момента, как он поступит в школу. Когда в семье ребенку не давали право выбора, требовали безоговорочного послушания и его желания не принимались взрослыми всерьез, скорее всего, он вырастет замкнутым, не имеющим право голоса там, где предстояло бы заявлять о себе и отстаивать свои права — в школьном классе.

Если ребенок повергался эмоциональному гнету в семье, вероятнее всего, в школе он будет провоцировать такое же отношение к себе со стороны одноклассников, и не сможет постоять за себя. В таких случаях дети вырастают замкнутыми, робкими и необщительными.

Если сюда добавляется ситуация социального неблагополучия, отсутствие моральной поддержки со стороны родителей, то ребенку будет очень трудно будет найти свое «место под солнцем» не только в классе, но и дальнейшей жизни, и риск того, что он подвергнется травле, резко возрастает.

Почему детей обижают в школе? Психологи, которые работают с детьми, оказавшимся под гнетом насилия, указывают на ряд причин, спровоцировавших его возникновение. Родители, которые хотят помочь ребенку избежать издевательств, должны знать, что причин, по которым в школе его могут обижать, может быть несколько. Чаще всего, травле подвергаются дети, отличающиеся от остальных.

Это может быть национальность, внешность — прыщи на лице, торчащие уши, слишком высокий или маленький рост, плохие зубы, недостаток или избыток веса, — особенный стиль в одежде или прическе, недостаточное материальное положение, неполная семья, асоциальная семья, неряшливый вид, неприятный запах.

Поэтому, для того, чтобы разобраться в том, почему дети становятся объектом насмешек, родители должны установить причину их появления. Следует провести собственный анализ и максимально откровенно поговорить с ребенком — в чем, по его мнению, причина плохого отношения? Что могут сделать родители для ребенка? Степень доверия здесь играет самую важную роль.

От того, насколько вам откроется ребенок, будет зависеть, можно ли ему помочь, ведь чаще всего дети, особенно подросткового возраста, не желают это обсуждать.

Младшие школьники тоже могут молчать о таких неприятных ситуациях, как побои и издевательства, но родители могут понять, что ребенка обижают по нескольким причинам: отказ ходить в школу без обозначения причин, систематические «болезни», подавленное и угнетенное состояние, вспышки агрессии, повышенная нервозность.

После того, как ребенок поделится своей бедой, важно вместе с ним установить причину такого поведения одноклассников и заняться ее устранением. При этом важно показать ему свою любовь и внимание, дать понять, что он не один, поддержать его.

Права родителей в школе Советы родителям, которые желают сохранить эмоциональное и физическое здоровье школьника, заключаются в получении знаний о своих правах в отношении образовательного учреждения и педагогических кадрах.

Помните, что в функционал школьного коллектива входит такая важная обязанность, как сохранение физического и психического здоровья ребенка, а такое явление, как травля является прямым и грубым ее нарушением.

Для того, чтобы разрешить ситуацию, важно привлечь к активности и поставить в известность не только классного руководителя, возможно, родителей обидчиков, если речь идет о начальных классах, но и школьного психолога и социального педагога. Для начала важно откровенно поговорить с педагогом, подобно объяснить ситуацию и попросить способствовать ее разрешению. В руках учителя находится социальная среда, которая сложилась в коллектив из сформировавшейся группы детей. Используя педагогическое мастерство, можно повлиять на отношение одноклассников к тому, кого обижают, наделив его новой социальной ролью. Права родителей, просьбы которых не увенчались успехом после разговора с педагогом класса, предполагают разговор с директором и завучем школы, возможно, будет полезно созвать внутришкольный совет, на котором с привлечением всех участников конфликта ситуация может разрешиться. Права родителей, чьи дети подверглись физическому насилию со стороны одноклассников, включают в себя такие меры, как фиксирование побоев и привлечение виновных к ответственности. Не бойтесь заявлять в полицию, если ваш ребенок сильно пострадал от рук одноклассников — такое поведение должно строго пресекаться ответственностью и наказанием.

Советы родителям, как помочь сохранить здоровье ребенка .

Права родителей в отношении своего ребенка предполагают заботу о его эмоциональном состоянии. В случае невозможности прекратить травлю мирным путем, можно сменить учебное заведение.

Советы родителям, кто решил поменять школу и учебный класс, заключаются в соблюдении самого главного правила — не стоит разглашать и даже упоминать на новом месте учебы причину перевода ребенка. Таким образом, вы избежите провоцирования новых издевательств и получите шанс, что школьник успешно адаптируется в новом коллективе.

Только прежде чем менять школу, важно позаботиться об устранении причин, приведших к травле. Измените стиль общения с ребенком, если причиной является отношения в семье. При наличии застенчивости и робости ребенка стоит начать посещать индивидуальные занятия с психологом, которые помогут раскрепоститься и стать более общительным.

Также стоит посетить специалиста, если ребенок своим поведением сам провоцировал конфликты — например, вел себя агрессивно по отношению к другим детям. Если дело касается внешности или одежды, продумайте стиль, на который можно сменить старый.

Помогите ребенку победить недостатки во внешности — вылечите прыщи, смените прическу, помогите избавиться от лишнего веса.

Для развития внутренней уверенности стоит записать ребенка на курсы ораторского мастерства, театральный кружок, танцы или спортивную секцию, где он мог бы изменить модель поведения, приобрести новые навыки для достойного ответа обидчикам. Показывайте своим личным примером, как можно выйти из конфликтной ситуации или защитить себя. Научите его общаться с другими. Советы родителям в ситуации насилия и травли, базируются, прежде всего, на чувстве внутреннего принятия своего ребенка, передачи ему безусловной любви и уважения, независимо от его внешности и личных достижений.

Источник: http://xn----ctbiapabihqnfhwlhee0hc.xn--p1ai/index.php/sovety-spetsialistov/sovety-sotsialnogo-pedagoga/272-chto-delat-roditelyam-esli-rebenka-obizhayut-v-shkole

Основные виды школьной травли (буллинга) – Развитие ребенка

Какие меры необходимо предпринять в школе, если ребенок подвергается издевательствам?

Буллинг (издевательство, травля, запугивание) – это заносчивое, оскорбительное поведение, связанное с дисбалансом власти, авторитета или силы. Буллинг проявляется во многих формах – существуют вербальная, физическая, социальная формы буллинга, а также киберзапугивание.

Хотя школы многое делают для того, чтобы профилактировать издевательства и своевременно справляться с ними, родители по-прежнему лучше других могут научить детей предотвращать и останавливать проявления такого поведения. Далее представлены советы о том, как нужно справляться с четырьмя наиболее распространенными видами буллинга.

1. Вербальный (словесный) буллинг

  • Что это такое: это словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов, которое включает в себя постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о ком-либо (о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности, особенностях стиля одежды и т. п.).
  • Пример: один ребенок говорит другому ребенку: «Ты очень, очень жирный, прямо как твоя мама».
  • Характерные признаки: дети, подвергшиеся вербальному буллингу, часто замыкаются в себе, становятся капризными или имеют проблемы с аппетитом. Они могут рассказать вам об обидных словах, которые кто-то произнес в их адрес, и спросить вас о том, правда ли это.

Что необходимо делать: во-первых, учите своих детей уважению. С помощью собственной модели поведения укрепляйте их в мысли о том, что каждый заслуживает хорошего отношения, – благодарите учителей, хвалите друзей, проявляйте доброе отношение к работникам магазинов.

Развивайте самоуважение детей и учите их ценить свои сильные стороны. Лучшая защита, которую могут предложить родители, – это укрепление чувства собственного достоинства и независимости своего ребенка и его готовности принять меры в случае необходимости.

Обсуждайте и практикуйте безопасные, конструктивные способы реагирования вашего ребенка на слова и действия хулигана.

Вместе придумывайте основные фразы, которые ребенок может сказать своему обидчику твердым, но не враждебным тоном, например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое» или «Отстань».

2 .Физический буллинг

  • Что это такое: физическое запугивание или буллинг с помощью агрессивного физического устрашения заключается во многократно повторяющихся ударах, пинках, подножках, блокировании, толчках и прикосновениях нежелательным и неподобающим образом.
  • Пример: с ребенка привселюдно стягивают брюки на детской площадке.
  • Характерные признаки: когда это происходит, многие дети не рассказывают своим родителям об инциденте, поэтому необходимо следить за возможными предупреждающими сигналами и косвенными признаками, такими как необъяснимые порезы, царапины, ушибы, синяки, отсутствующая или порванная одежда, частые жалобы на головную боль и боль в животе.

​Что необходимо делать: если вы подозреваете, что вашего ребенка подвергают физическому насилию, начните случайный разговор – спросите, как дела в школе, что происходило во время обеда или на перемене, по дороге домой. На основе ответов выясните у ребенка, вел ли кто-нибудь себя оскорбительно по отношению к нему.

Старайтесь сдерживать эмоции. Подчеркните важность открытой, постоянной связи ребенка с вами, учителями или школьным психологом. Документируйте даты и время инцидентов, связанных с издевательствами, соответствующую реакцию вовлеченных лиц и действия, которые были предприняты.

Не обращайтесь к родителям хулигана (хулиганов), чтобы разрешить проблему самостоятельно. Если физическое насилие над вашим ребенком продолжается и вам нужна дополнительная помощь за пределами школы, обратитесь в местные правоохранительные органы.

Существуют законы о борьбе с запугиванием и домогательствами, которые предполагают оперативные корректирующие действия.

3. Социальный буллинг

  • Что это такое: социальное запугивание или буллинг с применением тактики изоляции предполагает, что кого-то намеренно не допускают к участию в работе группы, будь то трапеза за обеденным столом, игра, занятие спортом или общественная деятельность.
  • Пример: группа девочек в танцевальном классе обсуждает вечеринку в выходные и обменивается фотографиями, не обращая при этом никакого внимания на одну девочку, которую дети решили не приглашать, делая вид, что ее не существует.
  • Характерные признаки: следите за изменениями настроения своего ребенка, его нежеланием поддерживать участие в компании сверстников, и бо́льшим, чем обычно стремлением к одиночеству. Девочки чаще, чем мальчики, испытывают социальную изоляцию, невербальное или эмоциональное запугивание. Душевная боль от такого вида буллинга может быть такой же сильной, как от физического насилия, и длиться намного дольше.

​Что необходимо делать: используйте вечернее время, чтобы поговорить с детьми о том, как прошел их день.

Помогайте им во всем искать положительные моменты, обращайте внимание на хорошие качества детей и убедитесь, что они знают, что есть люди, которые их любят и всегда готовы позаботиться о них.

Сосредоточьтесь на развитии их талантов и интересов к музыке, искусству, спорту, чтению и внешкольным мероприятиям, чтобы ваши дети могли строить взаимоотношения вне школы.

4. Киберзапугивание, кибербуллинг

  • Что это такое: киберзапугивание или буллинг в киберпространстве заключается в обвинении кого-либо с использованием оскорбительных слов, лжи и неправдивых слухов с помощью электронной почты, текстовых сообщений и сообщений в социальных сетях. Сексистские, расистские и подобные им сообщения создают враждебную атмосферу, даже если не направлены непосредственно на ребенка.
  • Пример: кто-то размещает в социальных сетях следующий текст: «Петя полный неудачник. Почему кто-то вообще с ним общается?! Он же гей».
  • Характерные признаки: следите за тем, проводит ли ваш ребенок больше времени в Интернете, общаясь в социальных сетях, бывает ли при этом грустным и тревожным. Даже если он читает неприятные сообщения на своем компьютере, в телефоне или планшете, это может быть его единственным способом социализации. Также обращайте внимание, есть ли у ребенка проблемы со сном, просит ли он остаться дома и не ходить в школу, или отказывается от любимых занятий.

​Что необходимо делать: сообщения оскорбительного характера могут распространяться анонимно и быстро, что приводит к круглосуточному киберзапугиванию, поэтому сначала установите домашние правила пользования Интернетом. Договоритесь с ребенком о соответствующих его возрасту временных ограничениях.

Будьте в курсе популярных и потенциально оскорбительных сайтов, приложений и цифровых устройств, прежде чем ваш ребенок начнет использовать их. Дайте ребенку знать, что вы намерены отслеживать его деятельность в Интернете.

Скажите ему о том, что, если он подвергается киберзапугиванию, он не должен втягиваться, реагировать или провоцировать обидчика. Вместо этого ему необходимо сообщить о кибурзапугивании вам, чтобы вы смогли распечатать провокационные сообщения, включая даты и время их получения. Сообщите о киберзапугивании в школу и Интернет-провайдеру.

Если киберзапугивание обостряется и содержит угрозы и сообщения явного сексуального характера, свяжитесь с местными правоохранительными органами.

Если ребенок сообщает вам о том, что он или еще кто-то подвергается издевательствам, буллингу, поддержите его, похвалите ребенка за то, что он набрался смелости и рассказал вам об этом, и соберите информацию (при этом не стоит сердиться и обвинять самого ребенка).

Подчеркните разницу между доносом с целью просто доставить кому-то неприятность и откровенным разговором со взрослым человеком, который может помочь. Всегда принимайте меры против издевательств, буллинга, особенно если насилие принимает тяжелые формы или постоянный характер, свяжитесь с учителем или директором школы вашего ребенка, чтобы контролировать ситуацию до тех пор, пока она не прекратится.

Оцените публикацию

статьи: 3.5 из 5 на основе 17 оценок.

Развитие ребенка
14.12.2015

Источник: https://ru.childdevelop.com.ua/articles/conflict/746/

Буллинг и как его преодолеть: Рекомендации психолога

Какие меры необходимо предпринять в школе, если ребенок подвергается издевательствам?

Елена Божор,  семейный и детский психотерапевт, психолог проекта #Небийдитину от ГО «Батьківська спілка»

Сегодня все чаще в школьной среде и в среде психологической помощи звучит слово «буллинг«.  В переводе с английского оно означает издевательство, травлю и запугивание. Большинство детей в свое время дразнили братья, сестры или друзья.

Если это происходит в игровой, дружеской и обоюдной форме, когда оба ребенка просто балуются, такие обиды, как правило, не наносят вреда.

Но когда словесные уколы становятся обидными, злыми и постоянными, они превращаются в издевательства и их необходимо прекратить.

Буллинг – это заносчивое, оскорбительное поведение, агрессивное преследование одного из членов коллектива (школьного, студенческого или профессионального) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Таким образом травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Причины буллинга

В своей психотерапевтической практике я работала как с жертвами буллинга, так и с детьми, которые сами унижают и запугивают других детей. Каковы же причины такого положения дел? Приведу примеры из практики.

Девочка 13-ти лет. Жертва буллинга. Будем называть ее Машей. Маша была вполне счастливым и довольным жизнью ребенком. Когда девочке было 12, ее  родители развелись. После развода она осталась жить с матерью.

Маша очень тяжело переживала это событие, утратила уверенность в себе и «почву под ногами», стала замкнутой, подавленной, разрушилась ее привычная жизнь. Девочка переживала травму потери, так как с отцом у нее была особенная связь.

В этот сложный период она стала жертвой школьного буллинга, потому что была настолько подавлена, что у нее не было сил сопротивляться издевательствам со стороны одноклассников. Она отказывалась ходить в школу. В таком состоянии мать привела ее ко мне на консультацию.

Другой случай с девятилетним мальчиком Сережей, который сам «буллил» одноклассника. Дома Сережа подвергался психологическому и физическому насилию. И его буллинг в школе был уже следствием. Ребенок пытался восстановить чувство собственного достоинства, унижая другого ребенка.

То есть, причины возникновения буллинга могут быть самые разные, но в первую очередь, это следствие домашних унижений, насилия в семье, отсутствия доверительных взаимоотношений и поддержки со стороны родителей.

Кто становится жертвой буллинга

Жертвами травли в школе, чаще всего, становятся двоечники, круглые отличники, любимчики учителей, физически слабые дети, дети, гиперопекаемые родителями, жертвы домашнего насилия, ябеды, дети, страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива, дети, не имеющие электронных новинок современного прогресса или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям, вундеркинды, представители сексуальных меньшинств.

Объединяет всех жертв одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою «слабость» (страх, обиду или злость). Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, рождая искомое ощущение превосходства.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьной травли. Методы травли отличаются в зависимости от гендера жертвы: мальчиков чаще бьют, про девочек одноклассницы, как правило, распускают порочащие слухи.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации.

Основные виды буллинга

Рассмотрим основные виды буллинга, их характерные признаки и действия, которые нужно предпринять:

Вербальный буллинг

Что это такое:это словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов, которое включает в себя постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о ком-либо (о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности, особенностях стиля одежды и т. п.).

Пример: один ребенок говорит другому ребенку: «Ты очень, очень жирный, прямо как твоя мама».

Характерные признаки: дети, подвергшиеся вербальному буллингу, часто замыкаются в себе, становятся капризными или имеют проблемы с аппетитом. Они могут рассказать вам об обидных словах, которые кто-то произнес в их адрес, и спросить вас о том, правда ли это.

Что необходимо делать:во-первых, учите своих детей уважению.

С помощью собственной модели поведения укрепляйте их в мысли о том, что каждый заслуживает хорошего отношения, – благодарите учителей, хвалите друзей, проявляйте доброе отношение к работникам магазинов. Развивайте самоуважение детей и учите их ценить свои сильные стороны.

Лучшая защита, которую могут предложить родители, – это укрепление чувства собственного достоинства и независимости своего ребенка и его готовности принять меры в случае необходимости.

Обсуждайте и практикуйте безопасные, конструктивные способы реагирования вашего ребенка на слова и действия хулигана. Вместе придумывайте основные фразы, которые ребенок может сказать своему обидчику твердым, но не враждебным тоном, например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое» или «Отстань».

Физический буллинг

Что это такое: физическое запугивание или буллинг с помощью агрессивного физического устрашения заключается во многократно повторяющихся ударах, пинках, подножках, блокировании, толчках и прикосновениях нежелательным и неподобающим образом.

Пример: с ребенка привселюдно стягивают брюки или юбку на детской площадке.

Характерные признаки:когда это происходит, многие дети не рассказывают своим родителям об инциденте, поэтому необходимо следить за возможными предупреждающими сигналами и косвенными признаками, такими как необъяснимые порезы, царапины, ушибы, синяки, отсутствующая или порванная одежда, частые жалобы на головную боль и боль в животе.

​Что необходимо делать: если вы подозреваете, что вашего ребенка подвергают физическому насилию, начните случайный разговор – спросите, как дела в школе, что происходило во время обеда или на перемене, по дороге домой.

На основе ответов выясните у ребенка, вел ли кто-нибудь себя оскорбительно по отношению к нему. Старайтесь сдерживать эмоции. Подчеркните важность открытой, постоянной связи ребенка с вами, учителями или школьным психологом.

Документируйте даты и время инцидентов, связанных с издевательствами, соответствующую реакцию вовлеченных лиц и действия, которые были предприняты. Не обращайтесь к родителям хулигана (хулиганов), чтобы разрешить проблему самостоятельно.

Если физическое насилие над вашим ребенком продолжается и вам нужна дополнительная помощь за пределами школы, обратитесь в местные правоохранительные органы. Существуют законы о борьбе с запугиванием и домогательствами, которые предполагают оперативные корректирующие действия.

Социальный буллинг

Что это такое: социальное запугивание или буллинг с применением тактики изоляции предполагает, что кого-то намеренно не допускают к участию в работе группы, будь то трапеза за обеденным столом, игра, занятие спортом или общественная деятельность.

Пример:группа девочек в танцевальном классе обсуждает вечеринку в выходные и обменивается фотографиями, не обращая при этом никакого внимания на одну девочку, которую они решили не приглашать, делая вид, что ее не существует.

Характерные признаки: следите за изменениями настроения своего ребенка, его нежеланием поддерживать участие в компании сверстников, и бо́льшим, чем обычно стремлением к одиночеству.

Девочки чаще, чем мальчики, испытывают социальную изоляцию, невербальное или эмоциональное запугивание.

 Душевная боль от такого вида буллинга может быть такой же сильной, как от физического насилия, и длиться намного дольше.

​Что необходимо делать: используйте вечернее время, чтобы поговорить с детьми о том, как прошел их день.

Помогайте им во всем искать положительные моменты, обращайте внимание на хорошие качества детей и убедитесь, что они знают, что есть люди, которые их любят и всегда готовы позаботиться о них.

Сосредоточьтесь на развитии их талантов и интересов к музыке, искусству, спорту, чтению и внешкольным мероприятиям, чтобы ваши дети могли строить взаимоотношения вне школы.

Кибербуллинг

Что это такое: киберзапугивание заключается в обвинении кого-либо с использованием оскорбительных слов, лжи и неправдивых слухов с помощью электронной почты, текстовых сообщений и сообщений в социальных сетях. Сексистские, расистские и другие подобного рода сообщения создают враждебную атмосферу, даже если не направлены непосредственно на ребенка.

Пример: кто-то размещает в социальных сетях следующий текст: «Петя полный неудачник. Почему кто-то вообще с ним общается?!».

Характерные признаки:следите за тем, проводит ли ваш ребенок больше времени в интернете, чем раньше, бывает ли при этом грустным и тревожным.

Даже если он читает неприятные сообщения на своем компьютере, в телефоне или планшете, это может быть его единственным способом социализации.

Также обращайте внимание, есть ли у ребенка проблемы со сном, просит ли он остаться дома и не ходить в школу, или отказывается от любимых занятий.

​Что необходимо делать: сообщения оскорбительного характера могут распространяться анонимно и быстро, что приводит к круглосуточному киберзапугиванию, поэтому сначала установите домашние правила пользования интернетом. Договоритесь с ребенком о соответствующих его возрасту временных ограничениях.

Будьте в курсе популярных и потенциально оскорбительных сайтов, приложений и цифровых устройств, прежде чем ваш ребенок начнет использовать их. Дайте ребенку знать, что вы намерены отслеживать его деятельность в сети.

Скажите ему о том, что, если он подвергается киберзапугиванию, он не должен втягиваться, реагировать или провоцировать обидчика. Вместо этого ему необходимо сообщить о кибурзапугивании вам, чтобы вы смогли распечатать провокационные сообщения, включая даты и время их получения. Сообщите о киберзапугивании в школу и интернет-провайдеру.

Если кибербуллинг обостряется и содержит угрозы и сообщения явного сексуального характера, свяжитесь с местными правоохранительными органами.

Как начать говорить о буллинге

Если ребенок сообщает вам о том, что он или еще кто-то подвергается издевательствам, буллингу, поддержите его, похвалите ребенка за то, что он набрался смелости и рассказал вам об этом, и соберите информацию (при этом не стоит сердиться и обвинять самого ребенка). Подчеркните разницу между доносом, с целью просто доставить кому-то неприятность, и откровенным разговором со взрослым человеком, который может помочь.

Еще один из способов начать говорить с ребенком о буллинге – это  совместный семейный просмотр фильмов соответствующей тематики, так называемая фильмотерапия.

Вот список фильмов по теме: «Кэрри» (1976), «Чучело» (1983), «Сердце Америки» (2002), «Пиф-паф, ты мертв» (2002), «Класс» (2007), «13 причин почему» (2017).

Просматривая фильм, ребенок может провести параллель с происходящим с ним в его классе, увидеть свою ситуацию и поделиться с родителями. А также, такой просмотр можно устроить и в классе и потом устроить анализ фильма.

Всегда принимайте меры против издевательств, буллинга, особенно если насилие принимает тяжелые формы или постоянный характер, свяжитесь с учителем или директором школы вашего ребенка, чтобы контролировать ситуацию до тех пор, пока она не прекратится.

кадры из фильма «Cyberbully», сериала «13 reasons why»

Источник: https://womo.ua/bulling-i-kak-ego-preodolet/

Не обижают ли вашего ребенка в школе

Какие меры необходимо предпринять в школе, если ребенок подвергается издевательствам?

«Партнер» №6 (153) 2010г.

Павел Вайсман (Эркрат)

Некоторым читателям и их детям знакомо это явление не понаслышке. Оно называется буллинг, т.е. агрессивность, запугивание, насмешки или бойкот соучеников. Сегодня мы поговорим об этом неприятном явлении c представителями организаций, призванных защищать интересы наших детей: сотрудником уголовной полиции округа Меттманн г-жой Gölüke и работником Ведомства по делам молодежи города Эркрат г-жой Lademann-Kolk. Беседу ведёт Павел Вайсман, руководитель общественной организации “INTEGRAL e.V.”

Что такое буллинг. Буллинг – это особый вид насилия, при котором ребенок подвергается издевательствам в течение длительного времени со стороны другого ребенка или группы детей.

Мы различаем прямой буллинг, который подразумевает нанесение травм, оскорбление и издевательство, и косвенный буллинг, подразумевающий распространение слухов и лжи о ребенке.

С недавних пор появилась новая разновидность буллинга: кибербуллинг – это использование Интернета, SMS-сообщений и электронной почты для угроз, оскорблений и высмеивания ребенка в школе и за ее пределами. В этом случае жертва чувствует себя незащищенной даже дома.

Как родители могут определить, что их ребенок стал жертвой буллинга?

В буллинге не существует типичных жертв и типичных признаков. Например, ребенок стал бояться ходить в школу, неожиданно выбирает сложный маршрут или не хочет встречаться с бывшими друзьями. Или часто жалуется на головные боли, боли в животе. Если одежда ребенка порвана или пропали вещи, деньги, то, возможно, ребенок подвергается шантажу. В такой ситуации родители должны действовать очень осторожно. Упреки и осуждения в любой форме могут привести к еще большему стрессу.

Как должны реагировать родители, если подозрения подтвердились?

Г-жа Gölüke:

Важно, чтобы родители сохраняли спокойствие и не совершали неразумных поступков, например, искали встреч с родителями ребенка-обидчика. Ситуацию и каждый последующий шаг нужно обсуждать с ребенком. Если вы не совсем уверены в том, что ваш ребенок подвергается буллингу, можно вести своего рода “дневник буллинга”, в который записывать, что, когда и где происходило. Тогда вы можете доказать, что именно произошло с вашим ребенком.

Г-жа Lademann-Kolk: В первую очередь успокойте ребенка. Не давайте ему советов по поводу того, как он должен себя вести. Можете быть уверены: ваш ребенок уже пытался улучшить ситуацию путем изменения своего поведения и своего отношения к окружающим.

Помогите ребенку найти друзей вне школы и поддерживайте эти дружественные связи. Неприменно поговорите с учителями школы, чтобы школа предприняла необходимые меры. Повторяю, не вступайте сами в контакт с ребенком-обидчиком или с его родителями! Это – задача школы.

Успокойтесь сами, позаботьтесь о том, чтобы стать опорой и духовной поддержкой для вашего ребенка.

Что бы вы посоветовали школьникам?

Прежде всего, важно знать, что буллинг происходит только в том случае, когда этот вид насилия поддерживается другими детьми, или же окружающие делают вид, что его не замечают. Каждый школьник несет свою долю ответственности и должен обращать внимание на возможные проявления буллинга по отношению к одноклассникам; он должен поговорить с обидчиком и потребовать, чтобы тот прекратил свои действия. Если это не удается, дети должны подключить взрослых. Возможно, для этого придется предпринять несколько попыток, так как, к сожалению, случается, что взрослые не хотят вмешиваться. Поставить в известность взрослых и получить их помощь – не означает ябедничать. Важно как можно раньше обсудить происшедшее, чтобы помочь ребенку выйти из замкнутого круга и вернуться к нормальной жизни.

Какое содействие в этом оказывает Ведомство по делам молодежи?

Школьники, их родители, а также преподаватели школ получают поддержку нашего Ведомства при решении проблемы мобинга. Специальная методика (no blame approach), хорошо зарекомендовавшая себя в прошлом, позволяет помочь пострадавшим от буллинга снова ступить на порог школы и показать другим действующим лицам возможность изменить свое поведение. Вроде бы не причастные к буллингу одноклассники могут своей поддержкой содействовать пострадавшему вернуться к нормальной жизни в стенах школы.

Что такое антибуллинг?

Антибуллинг – это программа, разработанная специалистами Скандинавских стран и уже много лет успешно там применяемая. В последние годы эта программа используется и в школах Германии. Она включает в себя меры по предотвращению и пресечению буллинга, а также улучшению социального климата в школе. Эта многогранная программа предполагает участие в ней не только учеников и преподавателей, но и родителей. Суть программы заключается в следующем. При выявлении буллинга преподаватель школы просит пострадавшего и обидчика описать инцидент в письменной форме. Он же дает письменную оценку случившемуся. Родители детей, участвующих в происшествии, получают копии этих документов и, по просьбе преподавателя, в свою очередь, представляют в школу в письменной форме свои замечания. Таким образом, родители получают информацию о событиях, касающихся их детей. Уже в этом многие видят большое преимущество данной стратегии. После этого конфликтующие стороны приглашаются на беседу с преподавателем школы. Цель и смысл этой встречи – найти решение проблемы в интересах пострадавшего ребенка. Практика показала эффективность данной методики и еще раз подтвердила необходимость совместных действий школы и родителей.

Контактные данные: Amt für Jugend und Soziales der Stadt Erkrath, Erzieherischer Kinder- und Jugendschutz, Frau Lademann-Kolk, Tel.: 0211 2407-5112,

andrea.lademann-kolk@erkrath.de

Источник: https://www.partner-inform.de/partner/detail/2010/6/205/4319/ne-obizhajut-li-vashego-rebenka-v-shkole?lang=ru

Ветка права
Добавить комментарий