Какой может быть результат вынесенного решения в особом порядке?

Особенности рассмотрения уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением

Какой может быть результат вынесенного решения в особом порядке?
25.06.2015  / Центральный аппарат

Действующее уголовно-процессуальное законодательство наряду с общим порядком рассмотрения уголовных дел предусматривает особый порядок, то есть без проведения судебного разбирательства и исследования доказательств по делу.

В особом порядке могут рассматриваться уголовные дела публичного, частно-публичного и частного обвинения.

В соответствии с положениями главы 40 УПК РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ № 60 от 5 декабря 2006 года «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел» (в редакции от 5 июня 2012 года) особый порядок судебного разбирательства применяется при соблюдении ряда условий:

– обвинение лица в совершении преступления, за которое наказание, предусмотренное санкцией конкретной статьи Уголовного кодекса РФ, не превышает 10 лет лишения свободы;

– обоснованность обвинения и его подтверждение собранными по делу доказательствами;

– понимание обвиняемым существа обвинения и согласие с ним в полном объеме;

– наличие ходатайства обвиняемого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, заявленного добровольно, после консультаций с защитником и в его присутствии; в период, установленный ст.315 УПК РФ; осознание обвиняемым характера и последствий заявленного ходатайства;

– отсутствие возражений потерпевшего, частного или государственного обвинителя против рассмотрения уголовного дела в особом порядке.

При несоблюдении одного из указанных требований, уголовное дело подлежит рассмотрению в общем порядке судебного разбирательства.

Если по уголовному делу обвиняются несколько лиц, а ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства заявлено лишь одним из них, либо если один из обвиняемых является несовершеннолетним, то при невозможности выделить дело в отношении лица, заявившего ходатайство об особом порядке, и несовершеннолетнего в отдельное производство такое дело в отношении всех обвиняемых подлежит рассмотрению в общем порядке.

Ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке должно быть заявлено обвиняемым до назначения судебного заседания:

– по делам публичного и частно-публичного обвинения – при ознакомлении с материалами уголовного дела либо на стадии предварительного слушания;

– по делам частного обвинения – с момента вручения лицу заявления потерпевшего о привлечении его к уголовной ответственности до вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания.

Рассмотрение уголовного дела в особом порядке осуществляется с соблюдением общих правил уголовно-процессуального законодательства, с учетом требований ст.316 УПК РФ.

Судебное заседание проводится с обязательным участием подсудимого и его защитника, государственного или частного обвинителя, так как от их позиции зависит возможность применения особого порядка принятия судебного решения.

В судебном заседании должно быть достоверно установлено, что потерпевший надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, не возражает против особого порядка судебного разбирательства.

Рассмотрение дела начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, а по уголовным делам частного обвинения – с изложения обвинения частным обвинителем.

Затем судья выясняет у подсудимого, понятно ли ему обвинение и согласен ли он с обвинением в полном объеме, поддерживает ли свое ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, заявлено ли оно добровольно и после консультации с защитником, осознает ли он последствия постановления приговора в особом порядке.

У потерпевшего, государственного или частного обвинителя выясняется отношение к ходатайству подсудимого.

Если указанные лица возражают против ходатайства подсудимого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, то судья выносит постановление о прекращении особого порядка и назначает рассмотрение уголовного дела в общем порядке.

При отсутствии возражений судья не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу. Исследуются лишь обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, смягчающие и отягчающие его наказание обстоятельства.

После этого участники судебного разбирательства выступают в прениях сторон, подсудимому предоставляется последнее слово.

Затем судья удаляется в совещательную комнату, где принимает итоговое решение по делу.

Если судья придет к выводу о том, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно и подтверждается собранными доказательствами, то он постановляет обвинительный приговор и назначает подсудимому наказание, которое не может превышать 2\3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Помимо обвинительного приговора по уголовному делу, рассмотренному в особом порядке, могут быть вынесены и иные судебные решения – содеянное обвиняемым может быть переквалифицировано; уголовное дело прекращено по не реабилитирующим или реабилитирующим основаниям, но только если это не требует исследования доказательств и фактические обстоятельства не изменяются.

После провозглашения судебного решения судья разъясняет сторонам право, сроки и порядок его обжалования.

Судебное решение, вынесенное по итогам рассмотрения уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства, может быть обжаловано в апелляционном порядке участниками уголовного судопроизводства в течение 10 суток со дня его постановления, а осужденным, содержащимся под стражей, – в тот же срок со дня вручения копии приговора, постановления, определения.

При этом согласно ст.317 УПК РФ приговор, постановленный в особом порядке судебного разбирательства, не может быть обжалован сторонами по мотивам несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела.

Старший прокурор уголовно-судебного отдела советник юстиции В.А.Турчева

Источник: http://www.prokuror-tula.ru/prosecutors-office/explanation/central-office/18206/

М. Поздняков: Десятилетие особого порядка: результаты и выводы

Какой может быть результат вынесенного решения в особом порядке?

Статья основана на результатах исследования, проведенного Институтом проблем правопримения в отношении практики применения главы 40 УПК РФ «Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением». Результаты и методика исследования представлены в аналитической записке за март 2012 года: «Порядок особый – приговор обычный: практика применения особого порядка судебного разбирательства (гл. 40 УПК РФ) в российских судах».

Одной из ключевых новаций вступившего в силу в июле 2002 года Уголовно-процессуального кодекса РФ стало появление разновидности упрощённого порядка судопроизводства, который регламентирован главой 40 УПК «Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением».

На практике устоялось более краткое название этого института – «особый порядок». В случае если подсудимый избирает особый порядок принятия судебного решения, то назначенное судом наказание не может превышать 2/3 от максимального наказания по этой статье.

Особый порядок применяется только к тем преступлениям, максимальный срок наказания за совершение которых не превышает 10 лет лишения свободы (ч. 1 ст. 314 УПК). Такие преступления составляют 80 % от всех преступлений, осужденные по которым получают реальные сроки лишения свободы, а осужденные по ним – 93 % от всех осужденных.

 Это нововведение получило широкое распространение в работе судов. Более половины всех уголовных дел рассматриваются в РФ без судебного разбирательства (55 % за первое полугодие 2011 года). 

Из текста ч. 7 ст.

316 УПК следует, что наказание, которое выносится в особом порядке, должно быть примерно на треть меньше назначаемого за аналогичное преступление при рассмотрении в общем порядке. Но, согласно результатам проведенного исследования, такой зависимости нет.

По абсолютным цифрам наказание, назначенное в особом порядке, либо идентично наказанию, назначенному в общем порядке, либо отличается незначительно, а иногда даже превышает его. Установлена следующая закономерность: чем больше верхний предел санкции по статье, тем меньше различий между ними. Так, если при назначении наказания по ч. 1 ст. 228 УК РФ просматривается разрыв примерно в 1/3 между процессуальными порядками, то при назначении наказания по ч. 1 ст. 111 УК РФ наказание, назначенное в особом порядке, очень близко либо даже больше назначаемого в обычном порядке. 

Картина становится более наглядной, если рассмотреть назначение наказания в зависимости от максимально возможного. Например, по ч.1 ст. 228 УК РФ предельный срок наказания при рассмотрении в общем порядке составляет 3 года. Для тех, кто выбрал особый порядок, – 2 года.

Соответственно можно пересчитать среднее наказание, выносимое по каждой статье, в проценты от допустимого максимума и сравнить два процессуальных порядка. В том случае если положения закона о снижении верхней санкции учитываются в полной мере, то не будет больших отличий при назначении наказания между двумя процессуальными порядками.

 Но в подавляющем большинстве случаев при осуждении по правилам главы 40 УПК РФ наказание назначается по более жёстким правилам. При осуждении по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража, совершенная с причинением значительного ущерба гражданину) и по ч. 1 ст.

111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), при рассмотрении дела в особом порядке, правила назначения наказания примерно на 15% жёстче, чем при рассмотрении дела в общем порядке. Можно констатировать, что применение особого порядка судебного разбирательства в большинстве случаев не приводит к реальному смягчению наказания для подсудимого.

Более того, при назначении наказания в особом порядке используются более жёсткие правила назначения наказания, нежели при рассмотрении дела в общем порядке. Объяснение данного феномена заключается в том, что особый порядок не породил новой традиции назначения наказания. Для всех дел, вне зависимости от формы рассмотрения, используется единый алгоритм назначения наказания.

Практика назначения наказания в особом порядке не отличается от подхода при назначении наказания в общем порядке. Требования закона о снижении наказания на треть в полной мере исполняются только в том случае, если устоявшаяся практика назначения наказания по конкретной статье накладывается на формальные ограничения, установленные законом.

При этом независимо от того, в каком порядке рассматриваются дела, «потолком» остаётся санкция, указанная в тексте закона. Можно констатировать, что по прошествии десяти лет существования нового процессуального института не был реализован замысел законодателя о том, что рассмотрение дела в особом порядке гарантирует снижение наказания на одну треть.

Безусловно, это серьёзный сбой в реформировании уголовного судопроизводства, и важно установить его причины. За последние годы предпринято множество законодательных усилий, однако реальная практика рассмотрения уголовных дел остаётся прежней. Изменение закона автоматически не порождает пересмотра устоявшихся правоприменительных подходов. 

Надо отметить, что содержание ч. 7 ст.

316 УПК лаконично и в дополнениях не нуждается. Все проблемы с исполнением установленного ею правила находятся на уровне судебной практики. Поэтому необходимо одновременно с изменением закона активно использовать имеющиеся механизмы по ее корректировке.

На сегодня основной метод направления правоприменительной деятельности – это разъяснения Верховного Суда РФ, которые публикуются в виде постановлений пленумов.

Верховный Суд имеет для этого все возможности: помимо Научно-консультативного совета и потенциала всей системы общей юрисдикции, существует Управление систематизации законодательства и анализа судебной практики (со структурой суда можно ознакомиться здесь). В его функциональные обязанности входит, в том числе, реализация полномочий ВС РФ, связанных с обеспечением единства практики применения законодательства судами общей юрисдикции при рассмотрении уголовных дел. В том случае, если бы были своевременно разработаны и доведены до судей необходимые разъяснения, судебная практика сложилась бы иным образом. Однако с самого начала действия нового УПК РФ в течение четырёх лет вообще не наблюдалось активности ВС РФ по этому вопросу. Судебная практика складывалась стихийно. При отсутствии надлежащего сопровождения фундаментальные положения важной процессуальной новации оказались проигнорированы. 

Источник: http://enforce.spb.ru/chronicle/publications-of-the-media/5688-mpozdnyakov-desyatiletie-osobogo-poryadka-rezultaty-i-vyvody

Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве

Какой может быть результат вынесенного решения в особом порядке?

Разъясняет заместитель начальника уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы Екатерина Дмитриевна Розанова

Федеральным законом от 29 июня 2009 г. в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации введена глава 40.1, предусматривающая регламентацию особого порядка принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

Основная цель принятия этого закона состоит в противодействии организованной преступности, коррупции, расследовании деятельности преступных сообществ, члены которых, как правило, отказываются от разоблачения соучастников и организаторов преступлений.

Досудебное соглашение о сотрудничестве – своеобразное подтверждение деятельного раскаяния лица и предусматривает применение в качестве смягчающих вину обстоятельств п. “и” ч. 1 ст.

61 Уголовного кодекса Российской Федерации и, как следствие, гарантирует назначение обвиняемому наказания, не превышающего половину максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что заключение досудебного соглашения о сотрудничестве возможно лишь при применении одной формы предварительного расследования по уголовному делу – следствия, поскольку законодатель в главе 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не упоминает дознание.

Однако досудебное соглашение о сотрудничестве может заключить и лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, по которому в силу ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации расследование должно проводиться в форме дознания.

Реализация такого права становится возможной при применении ч. 4 ст.

150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым предварительное расследование производится в форме дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Подозреваемый или обвиняемый вправе заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия. Пропуск указанного срока – основание для отказа в заключении подобного соглашения.

Уголовное преследование начинается с момента фактического задержания лица или совершения иного процессуального действия, связанного с ограничением его правового статуса.

Окончанием срока, в течение которого возможно заключение досудебного соглашения о сотрудничестве, следует считать направление следователем уголовного дела прокурору.

В соответствии со ст. 317.

1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство о заключении досудебного соглашения подается только подозреваемым или обвиняемым в письменном виде на имя прокурора через следователя, который рассматривает его и в течение 3 суток принимает решение с согласия руководителя следственного органа о возбуждении перед прокурором указанного ходатайства либо выносит постановление об отказе в его удовлетворении.

Прокурор при принятии решения об удовлетворении указанного ходатайства либо об отказе в его удовлетворении должен проверить обоснованность доводов, указанных в ходатайстве, принимать во внимание:

  • характер и степень общественной опасности преступлений, в раскрытии которых подозреваемый или обвиняемый обязуется оказать содействие;
  • общественную опасность соучастников преступления, сведения о которых обязуется сообщить подозреваемый или обвиняемый;
  • материальную и культурную ценность имущества, добытого в результате совершения преступления, в розыске которого подозреваемый или обвиняемый обязуется оказать содействие;
  • наличие реальных результатов сотрудничества обвиняемого или подозреваемого с органами следствия.

Законом предусмотрен ряд условий заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, дающих основание для применения особого порядка проведения судебного заседания и вынесения судебного решения:

  1. досудебное соглашение о сотрудничестве должно быть заключено подозреваемым или обвиняемым добровольно и при обязательном участии защитника.
  2. при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве подозреваемый или обвиняемый принимает на себя ряд обязательств – активно содействовать следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления. При этом особый порядок проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в порядке, предусмотренном главой 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, не может быть применен в случае, если содействие подозреваемого или обвиняемого следствию заключается лишь в сообщении сведений о его собственном участии в преступной деятельности.

Получив поступившее из следственного органа уголовное дело, прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми его материалами, с составленным по делу обвинительным заключением.

Это необходимо, чтобы удостоверить полноту и правдивость сведений, сообщенных обвиняемым при выполнении им обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве.

Подтверждением соблюдения обвиняемым условий и выполнения обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве, могут служить как материалы уголовного дела, так и иные сведения, в том числе полученные из других уголовных дел.

Затем, при утверждении обвинительного заключения прокурор одновременно выносит представление об особом порядке судебного заседания и вынесении судебного решения.

В случае невыполнения обвиняемым взятых им на себя обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве, прокурор принимает решение об отказе во внесении представления об особо порядке судебного разбирательства, а уголовное дело подлежит направлению в суд для рассмотрения его в общем порядке.

Законодателем возможность рассмотрения судом уголовного дела в порядке, установленном главой 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, поставлена в зависимость еще от одного условия – подтверждения государственным обвинителем в судебном заседании активного содействия следствию, оказанного лицом, заключившим досудебное соглашение о сотрудничестве.

Следует выделить отличия проведения особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, от порядка проведения судебного заседания при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, предусмотренном главой 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

  1. Основное отличие оснований применения особого порядка принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве от особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, заключается в том, что первый не может быть применен в случае, если обвиняемый лишь согласился с предъявленным ему обвинением, однако при этом не содействовал следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.
  2. Согласно главе 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации после изложения предъявленного обвинения государственный обвинитель подтверждает содействие подсудимого следствию, а также разъясняет суду, в чем именно оно выразилось.
  3. Помимо обстоятельств, характеризующих личность подсудимого, при проведении судебного заседания в отношении лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, должны быть исследованы и подтверждены сведения, изложенные в представлении прокурора.
  4. Нормы главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривают учета мнения потерпевшего при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

Источник: https://www.mosproc.ru/prokuratura-razjasnjaet/osobyj-porjadok-prinjatija-sudebnogo-reshenija-pri-zakljuchenii-dosudebnogo-soglashenija-o-sotrudnichestve.php?special_version=Y

Ветка права
Добавить комментарий