Какой срок по закону между принятием жалобы на решение суда и апелляцией по КАС?

Новые правила подачи апелляционной жалобы: что изменилось?

Какой срок по закону между принятием жалобы на решение суда и апелляцией по КАС?

13:00, 3 января 2018

В новой редакции ГПК среди прочего были переработаны механизмы обжалования судебных решений и порядок их вступления в законную силу.

Сергей Чванкин,

председатель Киевского районного суда города Одессы,

Глава ОО «Ассоциация следственных судей Украины» 

Редакция ГПК Украины до 03.10.2017 года предусматривала вступление решения в законную силу по истечении срока на его апелляционное обжалование — 10 дней с момента принятия судом.

При этом не имело никакого значения, оглашался судом полный текст решения или короткий.

Определения суда, которые могли быть обжалованы отдельно от решения суда по сути спора, вступали в законную силу по истечении пяти дней с момента их оглашения.

Вместе с тем участники дела и другие лица, права и интересы которых затрагивало решение суда, имели право на его обжалование в апелляционном порядке в течение 10-ти дней с момента получения копии решения.

Таким образом, вопрос вступления решения в законную силу был весьма коллизионным, и часто одни и те же положения закона читались по-разному: одни считали началом срока на обжалование исключительно дату оглашения решения судом, а другие — дату вручения копии текста решения участникам дела. Нередко бывало, когда участники дела, оттягивая вступление решения в законную силу и пролонгируя таким образом время на подготовку к его обжалованию, специально уклонялись от получения почтовой корреспонденции.

Вместе с тем сам порядок подачи апелляционной жалобы на решение/определение суда первой инстанции предусматривал подачу жалобы через суд первой инстанции.

После поступления жалобы суд первой инстанции перенаправлял ее вместе с материалами дела, а в редких случаях — вместе с выделенными материалами гражданского дела на адрес соответствующего апелляционного суда, а тот уже решал вопросы касательно соответствия жалобы требованиям закона и наличия оснований для открытия апелляционного производства.

Таким образом, независимо от качества и обоснованности апелляционной жалобы, практически всегда ее поступление лишало суд возможности продолжать рассмотрение дела, если мы говорим о процессуальных определениях, которые могли быть обжалованы согласно ст. 293 ГПК в редакции до 03.10.2017 г.

«Метко» поданная апелляционная жалоба практически всегда гарантировала жалобщику несколько месяцев отсрочки.

Некоторые недобросовестные юристы-практики строили на этом свою тактику защиты: подавая необоснованные и несоответствующие требованиям закона жалобы, которые впоследствии оставлялись апелляционным судом без движения с предоставлением заявителю срока на устранение недостатков, заявляя бесчисленные ходатайства о возобновлении сроков на обжалование того или иного судебного решения по надуманным основаниям, они максимально затягивали процесс, изнуряя и суд, и истца, вынуждая последнего разочаровываться в эффективности суда и пойти на компромисс с ответчиком.

Отдельного внимания заслуживала и практика апелляционных судов, которые, несмотря на положения ст. 293 ГПК (в редакции до 03.10.2017 г.), принимали к рассмотрению жалобы и на те процессуальные решения судов первой инстанции, самостоятельное обжалование которых законом не предусмотрено.

При этом подобная практика судов высшей, по отношению к судам первой, инстанции вынудила последних также не принимать мер по «отсеиванию» подобных жалоб: складывалась ситуация, когда судья первой инстанции мог получить от старших коллег «частник» как за то, что направил апелляционному суду жалобу на определение суда, которое не подлежит самостоятельному обжалованию, так и за то, что этого не сделал.

Безусловно, все это вредило принципу правовой определенности, который закреплен положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и авторитету судебной системы.

Новой редакцией ГПК Украины были закреплены нормы, направленные на урегулирование обозначенных проблем и внесение определенности в вопросы вступления решения суда в законную силу, рационализирован порядок подачи апелляционных жалоб в суды.

Так, положениями статьи 273 ГПК предусмотрено, что решение суда вступает в законную силу после окончания срока подачи апелляционной жалобы всеми участниками дела. Срок подачи соответствующей жалобы на решение суда, согласно ст. 354 ГПК, составляет 30 дней со дня его оглашения.

Если суд оглашал короткий текст решения, то срок исчисляется со дня составления полного текста решения. Кстати, согласно новой редакции ГПК, в случае оглашения короткого текста решения суда, то есть его вступительной и резолютивной частей, при изготовлении полного текста такого решения в нем обязательно указывается дата, когда он был составлен.

Определения суда вступают в законную силу в том же порядке, с оговоркой о том, что обжалованы могут быть только определения, предусмотренные ч. 1 ст.

 353 ГПК, в течение 15 дней, которые исчисляются по тем же правилам.

Иные определения суда вступают в законную силу с момента их оглашения или, если они были постановлены в отсутствие сторон или судьей единолично, с момента подписания такого определения судьей.

И все. Другого закон не предусматривает, и все аргументы спекулянтов, вроде того, что они не получали копий решения, поэтому решение не могло вступить в законную силу, более не заслуживают внимания.

Принцип правовой определенности в действии — независимо от обстоятельств вручения копий решения участникам дела или их уклонения от получения соответствующего документа, стороне гарантировано право получить копию решения суда с отметкой о его вступлении в законную силу в случае, если другие участники дела не подадут апелляционную жалобу в обозначенные сроки.

Вместе с тем подобная правовая доктрина никоим образом не нарушает прав участников дела на обжалование решения суда. Так, участники дела в случае, если им не была вручена копия решения или определения в день их вынесения, имеют право на возобновление пропущенного срока на обжалование на те же 30 и 15 дней соответственно, исчисляемые с момента вручения им текста решения или определения.

При этом, обращаясь с апелляционной жалобой, пропустивший срок апеллянт обязан приобщить к жалобе исчерпывающие доказательства обстоятельств, в связи с которым он просит возобновить срок: информацию о дате получения копии решения или о других обстоятельствах, рассмотрев которые суд может прийти к выводу об уважительности причин пропуска срока на обжалование.

При этом апелляционный суд рассматривает вопрос о сроке уже на стадии открытия апелляционного производства: если жалоба подана с пропуском срока или не содержит в себе надлежащим образом обоснованного ходатайства о возобновлении пропущенного срока, а также в случае, если приведенные заявителем доводы об уважительности причин пропуска срока не заслуживают внимания, суд апелляционной инстанции выносит определение об оставлении жалобы без движения, в котором указывает на несоответствие жалобы формальным требованиям закона и предлагает апеллянту устранить их в течение 10 дней с момента получения копии такого определения.

В случае если апеллянт не выполнит требований определения апелляционного суда в установленный срок, судья принимает решение об отказе в открытии апелляционного производства, что в дальнейшем препятствует повторной подаче той же жалобы. Выражаясь народным слогом, такое определение суда «закроет вопрос» многократной подачи апелляционных жалоб.

В ином случае судья апелляционного суда принимает решение об открытии апелляционного производства.

Такое определение, среди прочего, препятствует исполнению решения суда первой инстанции, если такое уже было выдано с отметкой о вступлении в законную силу или если на его принудительное исполнение было открыто исполнительное производство, а само решение теряет статус вступившего в законную силу.

В случае если было открыто апелляционное производство, решение или определение, на которые была подана жалоба, вступают в законную силу после рассмотрения жалобы судом апелляционной инстанции, если не будут отменены.

Отдельно следует подчеркнуть то, что новой редакцией кодекса предусмотрена подача апелляционных жалоб непосредственно в суд апелляционной инстанции, а тот, в свою очередь, имеет право истребовать материалы дела для рассмотрения жалобы из суда первой инстанции.

Таким образом, во-первых, при обжаловании промежуточных определений суда устранено затягивание рассмотрения дела судом первой инстанции, если поданная жалоба не соответствует требованиям закона и оставлена без движения до устранения апеллянтом ее недостатков.

А во-вторых, апелляционный суд сможет сам отсеивать («возвращать») жалобы на определения суда, которые не подлежат самостоятельному обжалованию, что в свою очередь снимет часть ответственности за обеспечение доступа к правосудию с судей первой инстанции и позволит унифицировать практику в этом вопросе.

Освещенные выше ключевые моменты свидетельствуют от том, что законодатель в корне поменял подход к основам реализации права человека на обжалование судебного решения и отрегулировал его таким образом, чтобы максимально ограничить возможности злоупотребления им. Вместе с тем такое регулирование утверждает принцип правовой определенности, а также способствует соблюдению разумных сроков рассмотрения дел судом, чего и ждет украинское сообщество.

При этом не стоит забывать, что переходными положениями Закона Украины «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства Украины и иные законодательныe акты» предусмотрено, что до начала функционирования Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы апелляционные жалобы подаются участниками дел через соответствующие суды, а материалы дел истребуются судами по правилам, которые действовали до 03.10.2017 г., и в случае нарушения «старого» порядка, апелляционный суд вернет жалобу без рассмотрения.

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Текст блога не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь.

Мнение редакции «Судебно-юридической газеты» может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственность за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.

Источник: https://sud.ua/ru/news/blog/112685-novye-pravila-podachi-apellyatsionnoy-zhaloby-chto-izmenilos

Новые правила обжалования

Какой срок по закону между принятием жалобы на решение суда и апелляцией по КАС?

25 июня 2019 г. 20:41

Адвокатам рассказали об изменениях в порядке апелляционного и кассационного производств в гражданском процессе

25 июня в ходе очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов с лекцией на тему «Изменения в порядках апелляционного и кассационного производств в гражданском процессе в связи с принятием Федерального закона от 28 ноября 2018 г.

№ 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (далее – Закон) выступил и.о. заведующего кафедрой гражданского и административного судопроизводства Московского государственного юридического университета имени О.Е.

Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент Сергей Михайлов.

В начале своего выступления лектор отметил важность и актуальность выбранной темы в связи с тем, что в скором времени вступит в силу Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом внесены изменения в сходные нормы процессуального законодательства (ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ), регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

Кроме того, законом предусмотрено изменение правил судопроизводства в судах общей юрисдикции с учетом создания обособленных апелляционных и кассационных судов.

Сергей Михайлов рассказал слушателям вебинара о существенных изменениях и дополнениях в порядке апелляционного и кассационного производств в гражданском процессе. По его словам, они направлены на уточнение терминологии и унификацию положений действующего гражданского процессуального законодательства.

Как отметил спикер, изменение порядка апелляционных и кассационных производств началось с принятием Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г.

№ 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Цель закона – унификация системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов, возглавляемых Верховным Судом РФ. В соответствии с ним созданы апелляционный военный суд (АВС) и апелляционные суды общей юрисдикции (АСОЮ).

Говоря об изменениях в гражданско-процессуальном законодательстве, Сергей Михайлов сообщил, что после вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 2018 г.

№ 451-ФЗ решения областных и равных судов, окружных (флотских) военных будут обжаловаться в апелляционный суд общей юрисдикции либо в апелляционный военный суд.

Что касается областного и приравненного суда, а также районного суда, то здесь порядок апелляционного обжалования остается без изменений.

В частности, изменения коснутся содержания апелляционных жалоб (представлений).

Среди них выделены следующие: произойдет замена места пребывания лица, подающего жалобу, на адрес постоянного места жительства; необходимо будет указывать в апелляционной жалобе номер дела, присвоенный судом первой инстанции; дополнительно будут указываться сведения, обеспечивающие более эффективную коммуникацию между судом и лицом, подающим жалобу (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и др.).

Закон устанавливает профессиональное представительство, в связи с чем изменяются положения, касающиеся полномочий представителя в том случае, если именно он подписывает или подает апелляционную жалобу. В таком случае к жалобе должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя.

Представителями в суде общей юрисдикции, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, будут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (ч. 2 ст. 49 ГПК РФ в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).

Изменится и перечень документов, которые должны быть приложены к апелляционной жалобе, в частности, конкретизируются положения, связанные с документом об оплате государственной пошлины.

Наиболее важное изменение – к апелляционной жалобе будет прилагаться документ, подтверждающий направление или вручение другим участвующим в деле лицам копий апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов.

Закон расширит возможности суда апелляционной инстанции за счет возвращения дела в исключительных случаях в суд первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции сможет возвратить дело, поступившее с апелляционной жалобой (представлением), если судом первой инстанции не было рассмотрено: заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы (представления); замечание на протокол судебного заседания; заявление о вынесении дополнительного решения; а также в том случае, если судом первой инстанции не было изготовлено мотивированное решение.

Среди существенных изменений в порядке рассмотрения дела судом апелляционной инстанции Сергей Михайлович выделил то, что Законом исключено указание на коллегиальное рассмотрение дела судом апелляционной инстанции, кроме районных судов. Также введено правило о единоличном рассмотрении частных жалоб (представлений) на определения, за исключением тех, которые рассматриваются с извещением лиц, участвующих в деле.

Как отметил Сергей Михайлов, Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ серьезно затронул правила производства первой кассации. Кассационное производство стало более доступным для заинтересованных лиц. Глава 41 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2018 г.

№ 451-ФЗ) дополнена параграфом 1 «Производство в кассационном суде общей юрисдикции», который отражает введение в структуру судов общей юрисдикции сплошной кассации, по образцу арбитражных судов.

Для лиц, участвующих в деле, предусмотрена возможность непосредственно инициировать пересмотр судебных актов суда общей юрисдикции в кассационном порядке.

Кроме того, существенные изменения коснутся формы и содержания кассационной жалобы (представления): ст. 378 ГПК РФ в редакции подп. «д» п. 99 ст. 10 Федерального закона № 451-ФЗ  предусмотрена возможность подачи кассационной жалобы посредством заполнения формы на официальном сайте суда и представления прилагаемых к жалобе документов в электронном виде.

Кассационный суд общей юрисдикции получил право прекратить производство по кассационной жалобе (представлению), если после ее (его) принятия к производству от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационной жалобы (представления) и отказ принят судом (ст. 39 ГПК РФ).

Что касается изменений в порядке кассационного производства в гражданском процессе второй кассации, лектор пояснил, что законодатель, регламентируя производство Судебной коллегии Верховного Суда РФ, сохранит в своей основе действующие в настоящее время правила кассации, содержащиеся в главе 41 ГПК РФ «Производство в суде кассационной инстанции».

В заключение Сергей Михайлов напомнил, что Федеральный закон от 28 ноября 2018 г.

№ 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу со дня начала деятельности новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (ст. 21 указанного закона).

Решение о начале их деятельности примет Пленум Верховного Суда РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 г.

Пленумом ВС РФ уже подготовлены проекты соответствующих постановлений. Первое определит срок начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Второе постановление разъяснит отдельные вопросы, связанные с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, в частности ситуации, касающиеся применения правил ГПК РФ (новых или старых) при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб. Третье постановление общее: оно коснется вопросов применения ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ.

В завершение лектор ответил на вопросы участников вебинара.

Повтор вебинара состоится в субботу, 29 июня.

Анна Стороженко

Источник: https://fparf.ru/news/fpa/novye-pravila-obzhalovaniya/

Апелляционное производство в соответствии с КАС РФ

Какой срок по закону между принятием жалобы на решение суда и апелляцией по КАС?

Решение суда первой инстанции по административному спору может быть обжаловано в административном порядке по правилам, закрепленным в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Важно отметить, что обжаловать возможно только решение, которое еще не вступило в законную силу, т.е. со дня принятия решения суда первой инстанции не прошел один месяц. В противном случае стороне следует уже обращаться в кассационную инстанцию.

Обжаловать решение можно как полностью, так и в части (например, в части распределения судебных расходов между сторонами).

В период апелляционного обжалования (вне зависимости от того, обжалуется решение суда целиком или в части) решение суда не вступает в законную силу согласно абз. 2 п.

2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции». 

В статье 295 КАС РФ закреплен перечень лиц, которые могут обращаться с апелляционной жалобой. К ним относятся:

– лица, которые участвовали в деле;

– лица, которые в деле не участвовали, но решением суда были разрешен вопрос об их правах и обязанностях;

– прокурор. 

В силу сложившейся системы судоустройства судов общей юрисдикции с апелляционной жалобой или представлением можно обратиться в разные суды в зависимости от того, решение какого суда обжалуется. Например, если решение вынесено районным судом, то апелляционная жалоба рассматривается верховным судом субъекта (статья 296 КАС РФ).

Чтобы апелляционная жалоба была рассмотрена судом апелляционной инстанции, она должна подаваться через суд, решение которого обжалуется.

В статье 298 КАС РФ закреплены сроки направления апелляционной жалобы. Общий срок подачи, как было указано ранее, один месяц, однако законом закреплены и специальные сроки.

Так, жалоба на решение суда по делу об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования подаются в течение 10 дней со дня принятия такого решения; жалоба на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, подается в течение 5 дней со дня принятия решения.

Срок на подачу апелляционной жалобы можно восстановить в случае наличия уважительной причины (часть 2 статьи 302 КАС РФ).

Так, при подаче апелляционной жалобы можно в тексте заявить ходатайство о восстановлении срока и указать причины пропуска, а также приложить доказательства пропуска (например, лицо находилось на лечении в больнице, в качестве доказательства будет соответствующая справка из медицинского учреждения). 

апелляционной жалобы безусловно отличается от содержания административного иска.

Основным отличием является указание в жалобе оснований, по которым податель жалобы считает решение суда первой инстанции неправильным.

Так как по смыслу апелляционной жалобой обжалуются не действия другого лица, нарушающие наши права и свободы, а решение суда, которое нарушает права и интересы путем неправильного разрешения спора.

При подготовке текста жалобы важно не просто указать на какие-то нарушения норм материального или процессуального права, а также и обосновать чем именно такие нарушения повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов непосредственно заявителя.

Также при составлении апелляционной жалобы рекомендуется указывать не просто суд апелляционной инстанции, но также и конкретное структурное подразделение, рассматривающее такие жалобы (например, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ).

В приложении к апелляционной жалобе должно обязательно быть решение суда, которое обжалуется.

Размер государственной пошлины, квитанция об уплате которой также обязательно прикладывается к жалобе, определяется подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.

19 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и составляет 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.

19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера составляет: для физических лиц – 300 руб.; для организаций – 6 тыс. руб.

Таким образом, при подаче апелляционной жалобы должна быть уплачена государственная пошлина: физическим лицом – в размере 150 руб., организацией – 3 тыс. руб. Закон допускает случаи, когда уплата пошлины может производиться в рассрочку (отсрочку) и размер пошлины уменьшаться.

КАС РФ ввел новеллу в части отправки процессуальных документов иным участникам спора.

В случае, если лицо, подающее жалобу, не обладает государственными или иными публичными полномочиями, то оно может на своему усмотрению либо самостоятельно направить сторонам по делу жалобу и прилагаемые к ней документы, либо направить в суд апелляционную жалобу и приложенные к ней документы с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. 

КАС РФ, как в прочем и АПК РФ и ГПК РФ, предусматривает основания для оставления жалобы без движения и возврата. Так, жалоба оставляется без движения в случае нарушения правил, касающихся содержания жалобы или представления жалобы в апелляционную инстанцию.

Судья в течение 5 дней (а по некоторым делам в течение 3 дней) с даты поступления жалобы выносит определение об оставлении без движения.

В тексте определения судья указывает основания, по которым жалоба оставлена без движения, а также перечень действий, необходимых для устранения таких оснований.

Возврат жалобы осуществляется в следующих случаях (статья 301 КАС РФ):

– если жалоба подано лицом, не имеющим на это право;

– если лицо не устранило в срок основания, ставшие причиной оставления ранее жалобы без движения;

– пропущен срок на апелляционное обжалование (ходатайство на восстановление срока не подавалось);

– если лицо, подавшее жалобу, само попросит вернуть ее (при условии, что дело не направлено в суд апелляционной инстанции).

Определение судьи об оставлении жалобы без движения или возврате жалобы может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.

В апелляционном производстве предусмотрена возможность отказаться от апелляционной жалобы (в письменной форме), иска, признать иск административным ответчиком, а также заключить соглашение о примирении сторон. 

КАС РФ установил предельные сроки рассмотрения апелляционных жалоб (статья 305 КАС РФ):

– для судов субъектов РФ и иных равных им судам – 2 месяца (срок начинает течь со дня поступления в суд апелляционной инстанции);

– для ВС РФ – 3 месяца (течении срока аналогично, как и судов субъектов);

– специальные сроки для отдельных категорий дел (5, 10 дней и другие). 

Согласно статье 307 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам суда первой инстанции (с учетом особенностей, предусмотренных КАС РФ). Жалоба рассматривается коллегиально, в составе трех судей.

В процессе апелляционного судопроизводства могут рассматриваться новые доказательства (только при условии, что они не были представлены ранее по уважительной причине), представленные сторонами, а также суд может осуществлять истребование необходимых доказательств (часть 1 статьи 306 КАС РФ).

Сама процедура рассмотрения спора в апелляционной инстанции совпадает с процедурой рассмотрения спора в суде первой инстанции.

Если говорить о пределах рассмотрения спора в апелляционной инстанции, то необходимо отметить, что суд рассматривает дело в полном объеме не смотря на доводы, изложенные в жалобе (если доводы жалобы касаются лишь части обжалуемого судебного решения). Заявлять новые требования, которые не заявлялись в суде первой инстанции, можно, однако они могут не быть приняты судом (часть 3 статьи 308 КАС РФ).

По результатам рассмотрения дел, суд апелляционной инстанции:

– отказывает в удовлетворении жалобы и оставляет решение суда первой инстанции в силе;

– удовлетворяет жалобу полностью или в части и отменяет или изменяет ранее принятое судебно решение, а также принимает новое судебное решение;

– предыдущее решение отменяет и направляет административное дело на новое рассмотрение;

– отменяет решение суда полностью или в части и прекратить производство по делу;

– принимает иное решение, предусмотренное КАС РФ.

Законодатель разделил основания, по которым суд осуществляет отмену или изменение решения на безусловные и остальные.

К безусловным основаниям относятся (часть 1 статьи 310 КАС РФ):

– рассмотрение дела в незаконном составе;

– принятие решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

– отсутствие в деле протокола судебного заседания;

– нарушение тайны совещания судей при принятии решения;

– иные основания.

К остальным основаниям закон отнес (часть 2 статьи 310 КАС РФ):

– неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

– недоказанность установленных обстоятельств, имеющих значение для дела;

– расхождение выводов суда, изложенных в решении, и обстоятельств дела;

– нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (если был применен закон, который не подлежал применению и наоборот, суд неправильно истолковал закон, в том числе без учета правовой позиции высших судов).

Определение суда апелляционной инстанции, которым заканчивается рассмотрения дела, вступает в силу немедленно (часть 5 статьи 311 КАС РФ).

Статья подготовлена: 04.01.2017

Владислав Шелудяев,юрист Юридической фирмы «BRACE»

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/949-apellyatsionnoe-proizvodstvo-v-sootvetstvii-s-kas-rf

Обжалование решения суда по административному делу

Какой срок по закону между принятием жалобы на решение суда и апелляцией по КАС?

Административные дела возникают как результат противостояния государственных структур с одной стороны, физических и юридических лиц – с другой.

Разбирательство по таким делам происходит согласно положениям Кодекса административного судопроизводства. Если вердикт суда не устраивает участников процесса, его можно опротестовать путем подачи жалобы.

Сроки и порядок обжалования решения суда по административному делу регламентируются законодательством.

Заказать бесплатную консультацию Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Заказать

Способы обжалования решений суда по административным делам

Подача жалобы может привести к изменению или отмене решения суда, если для этого есть основания. Существует несколько этапов обжалования:

  • апелляционное;
  • кассационное;
  • надзорное.

Каждая стадия имеет свои особенности и регулируется статьями КАС и КоАП (Кодексом об административных правонарушениях). Согласно положениям ст. 25 КоАП право на обжалование имеют участники судебного процесса по административному делу. Кроме того ст. 25 дает аналогичное право третьим лицам, чьи интересы затрагивает вердикт суда.

Обжаловать резолюцию суда по административному делу может:

  • обвиняемый;
  • потерпевший;
  • представитель участников дела;
  • защитник.

Если стороной дела является ребенок до 18-ти лет или недееспособный гражданин, на суде обязательно присутствует его законный представитель. Как правило, им является родитель, опекун или усыновитель. Эти же лица впоследствии могут опротестовать судебное решение.

Срок и апелляционный порядок обжалования решения суда по административному делу

Подача апелляции возможна до того, как судебное решение приобрело законную силу. Точкой отсчета является дата оглашения вердикта в окончательной резолюции.

Если при рассмотрении дела использовался упрощенный порядок, решение вступает в силу через 15 дней. При обычном порядке судопроизводства этот период составляет один месяц. Другие сроки обжалования решения суда предусмотрены ст.

298 КАС относительно некоторых категорий административных дел.

Суд может продлить срок на основании ходатайства заявителя, если он укажет веские основания для этого. Просьбу о восстановлении срока можно изложить в апелляционной жалобе, чтобы не составлять отдельное ходатайство. При этом необходимо соблюсти требования к форме и содержанию жалобы. Суд откажется рассматривать документ, который противоречит законодательным нормам.

В апелляционной жалобе заявитель указывает:

  • наименование судебного органа – адресата жалобы;
  • данные заявителя: ФИО, наименование организации, адрес местонахождения или проживания;
  • данные обо всех лицах – участниках дела;
  • изложение сути принятого вердикта;
  • факты и аргументы, которые доказывают несправедливость судебного решения;
  • возможные варианты решения проблемы: отмена или изменение судебного акта, пересмотр дела.

Последний пункт составляют с учетом положений ст. 310 Кодекса административного судопроизводства. Среди возможных оснований для отмены судебного решения нужно выбрать то, что соответствует конкретной ситуации.

Дополнением к жалобе служат ходатайства, результаты экспертиз и другие документы. Жалобу подписывает заявитель или его представитель. Полномочия представителя нужно подтвердить нотариальной доверенностью.

Заявитель оплачивает государственный сбор и прилагает квитанцию к жалобе.

Апелляцию направляют в суд, который вынес вердикт по административному делу. При этом в качестве адресата указывают высшую судебную инстанцию. Как правило, это суд субъекта РФ, поскольку административными делами обычно занимаются районные суды.

Судопроизводство по факту подачи апелляционной жалобы проходит в соответствии со стандартами. Законодательство разрешает приобщить к делу новые доказательства – документы или свидетельские показания.

Однако заявитель должен указать объективные причины, которые помешали представить доказательства первой судебной инстанции. Апелляционный протест рассматривают в течение 2-3-х месяцев.

На последнем заседании судья выносит вердикт: удовлетворить жалобу или отказать.

Кассационное обжалование решения суда по административному делу

Этап кассационного обжалования начинается с момента вступления решения суда в законную силу. В течение полугода после этого заявитель может подать кассационный протест. Восстановление срока допустимо при наличии уважительных причин, которые заявитель указывает в ходатайстве.

Кассационный протест могут подать потерпевший, обвиняемый и их законные представители. Возможно обжалование по инициативе третьих лиц, если судебное решение затрагивает их интересы.

Кассационная жалоба составляется по той же схеме, что и апелляция. Вместе со стандартным пакетом документов к жалобе прилагают копии ранее принятых судебных актов.

Необходимо оплатить госпошлину и присоединить квитанцию к другим документам.

Адресат жалобы – суд кассационной инстанции. Обычно кассационные протесты направляют в Президиум суда субъекта Российской Федерации. Иногда заявитель сразу же обращается в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ. Это допустимо, если ранее судебная инстанция отказалась удовлетворить жалобу по мотивам, с которыми заявитель не согласен.

Срок рассмотрения кассационной жалобы варьируется от одного до трех месяцев. Иногда разбирательство продолжается дольше, но не более двух месяцев. После изучения жалобы судебная инстанция передает документ на рассмотрение или отказывает заявителю.

При передаче в суд жалобу рассматривают коллегиально под председательством судьи. Участники дела заблаговременно получают извещение о времени и месте проведения заседаний. Результаты кассационного обжалования решения суда по административному делу могут быть следующими:

  • судебный акт оставляют в силе, жалобу не удовлетворяют;
  • назначают пересмотр дела после частичной или полной отмены прежнего судебного решения;
  • производство по делу прекращают после отмены принятого ранее судебного акта полностью или в его части;
  • оставляют в силе только один из судебных актов;
  • принимают новый судебный акт после отмены предыдущего без нового рассмотрения дела;
  • отказывают в рассмотрении кассационного протеста на основании положений ст. 322 КАС.

Если подача апелляции и кассации не принесла нужного результата, заявитель может обжаловать решение суда по административному делу в порядке надзора.

Порядок обжалования решений суда по административным делам в порядке надзора

Рассмотрением надзорных жалоб занимается Президиум Верховного суда нашей страны. Жалобу в этот судебный орган необходимо подать в течение трех месяцев после того, как кассационная инстанция вынесла определение по делу.

В качестве заявителя могут выступать те же лица, что и при подаче апелляции и кассации. надзорной жалобы в большинстве пунктов совпадает с апелляционным и кассационным протестом.

Госпошлина при подаче надзорной жалобы не оплачивается.

Важно указать в заявлении основания для отмены одного или нескольких судебных актов. Закон допускает отмену судебного решения, если:

  • были нарушены конституционные права человека;
  • нарушение коснулось публичных прав и интересов неопределенного круга лиц;
  • были допущены нарушения при использовании и толковании законодательных норм;
  • другое.

Надзорную жалобу рассматривают в срок не более 2-3-х месяцев с момента подачи. Изредка сроки рассмотрения продлевают еще на 2 месяца. Итоги рассмотрения жалобы могут быть следующими:

  • суд отменяет принятый ранее вердикт, дело направляют на новое рассмотрение;
  • после отмены судебного решения производство по делу прекращают;
  • изменяют решение по одному или нескольким судебным актам;
  • в рассмотрении жалобы отказывают.

Надзорное обжалование – последняя возможность повлиять на судебное решение по административному делу. Законодательство не разрешает заявлять повторный протест по одному и тому же делу. В дальнейшем отменить или изменить судебный акт можно только в международных судах либо по вновь открывшимся обстоятельствам.

Юридическая помощь при обжаловании решений суда по административным делам

Наказания по административным делам обычно не отличаются излишней строгостью. Тем не менее,правонарушения такого рода нередко влекут за собой моральный и финансовый ущерб.

Для рядового гражданина это может быть кратковременный арест, лишение водительского удостоверения или денежный штраф. Для юридического лица возможны более серьезные последствия: приостановка деятельности или выплата штрафа в особо крупном размере.

Предотвратить негативное развитие событий поможет профессионал – юрист по административным делам.

Юристы и адвокаты компании ЮрСервис отлично разбираются во всех нюансах административных правоотношений. Наиболее эффективную поддержку вы можете получить на первых стадиях возбуждения административного дела. В этом случае возможно успешное решение проблемы до обращения в суд.

Передача дела в судебные органы подразумевает более сложную процедуру урегулирования. Однако наши специалисты готовы оказать помощь и в этом случае. Обращайтесь к нам, если судебное заседание уже состоялось и вы не согласны с принятым решением. Первая консультация предоставляется бесплатно. Решение о дальнейшем сотрудничестве вы можете принять после беседы с нашим юристом.

При необходимости специалист возьмет на себя все действия для обжалования судебного решения:

  • всестороннее изучение обстоятельств административного дела;
  • сбор доказательной базы, привлечение свидетелей;
  • подготовка и подача жалобы на стадии апелляции, кассации и надзора;
  • представительство интересов доверителя в судах различных инстанций.

На первоначальном этапе адвокат анализирует ситуацию и объясняет клиенту возможные перспективы дела. Благодаря большому опыту судебной практики специалист знает, насколько реально достижение положительного результата. Если шансов на успех мало, адвокат сразу же сообщит об этом клиенту. Однако в большинстве случаев нам удается привести к благополучному завершению даже сложные дела.

Опытный адвокат может найти следующие основания для пересмотра судебного решения:

  • достоверность доказательств внушает сомнения;
  • доказательства являются косвенными или ложными;
  • обстоятельства дела не были изучены должным образом;
  • в деле есть неустранимые противоречия, которые мешают установить виновность привлекаемого лица.

В большинстве случаев административные дела возбуждают на основании документов, которые составили должностные лица.

Адвокат может апеллировать к тому, что в документах есть ошибки или дело рассматривалось с точки зрения безусловной виновности клиента.

При подготовке жалобы наши юристы опираются на актуальные законы, примеры из судебной практики и постановления высших судебных инстанций.В результате нам удается отстоять интересы клиентов на стадии апелляции или кассации.

Наши юристы круглосуточно и без выходных принимают заявки от граждан и организаций.

Оказано бесплатных юридических консультаций по всем отраслям права.

Юридических вопросов решается в пользу наших клиентов в досудебном порядке.

Цены на услуги юриста по обжалованию решения суда по административному делу

УслугаЦена

Консультация юриста

Бесплатно

проведение переговоров и анализ возникшей ситуации

Бесплатно

составление искового заявления

От 1000 руб

составление иных процессуальных документов (заявлений, ходатайств)

От 1000 руб

апелляционное обжалование решения суда по административному делу

От 1000 руб

кассационное обжалование решения суда по административному делу

От 1000 руб

обжалование решения суда по административному делу в порядке надзора

От 1000 руб

представление интересов клиента в суде

От 5000 руб

Задать бесплатный вопрос юристу Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Задать

Отзывы

в социальных сетях:

Источник: https://urservices.ru/obzhalovanie-resheniya-suda-po-administrativnomu-delu

Ветка права
Добавить комментарий