Компенсация материального ущерба при ДТП

Ущерб при ДТП: виды вреда, причиняемого в дорожно-транспортном происшествии

Компенсация материального ущерба при ДТП

Знание и понимание сути и структуры вреда, причиняемого при ДТП, дают возможность потерпевшим требовать и добиваться его полного возмещения и компенсации.

Из определения термина «дорожно-транспортное происшествие», закрепленного ПДД РФ, выделяют ряд характеризующих его признаков, важнейшим из которых является наступление вредоносных последствий.

Вред причиняемый в результате ДТП проявляется в повреждении транспортных средств, сооружений, грузов, иных предметов, представляющих материальную ценность. Нередко в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и страдают люди.

Все эти последствия определяются единым понятием – «ущерб при ДТП».

статьи:

Материальный ущерб при ДТП

Материальный вред (ущерб) связан с лишением или повреждением имущества, иных материальных благ и выражается в денежной сумме.

Применительно к дорожно-транспортным происшествиям вредоносные воздействия направлены на повреждения транспортных средств, перевозимые ими грузы, личные вещи, принадлежащие пассажирам, водителям, пешеходам.

Нередко в ДТП подлежат повреждению сооружения (объекты дорожной сети и инфраструктуры, дома, ограждения и прочее).

Материальный ущерб, за немногими исключениями, определенными в законе «Об ОСАГО», относится к категории страхового и подлежит возмещению потерпевшим в пределах 400000 рублей, страховыми компаниями(страховщиками), в порядке и на условиях, предусмотренными законодательством об обязательном страховании и правилами страхования.

Также этот вид ущерба подлежит возмещению по договорам комплексного автострахования – КАСКО, согласно правил и условий, определенных страхователями и страховщиками при их заключении. В отличие от страховых случаев по ОСАГО, страховщики по КАСКО возмещают материальный ущерб только страхователям – держателям страховых полисов, вне зависимости от их вины.

Материальный ущерб при ДТП можно условно разделить на три вида:

  • реальный ущерб, который заключается в утрате или повреждении имущества;
  • расходы, которые уже произведены потерпевшим или будут произведены им в будущем, для восстановления поврежденного имущества в доаварийное состояние;
  • упущенная выгода, то есть неполученные доходы, которые мог бы получить потерпевший, при обычных условиях, если бы его право не было нарушено.

Чтобы разобраться с приведенными теоретическими выкладками, приведем простой пример и назовём всё своими «именами».

В ходе дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине дорожной службы, произошло опрокидывание легкового автомобиля – такси, используемого собственником для осуществления пассажирских перевозок. Собственнику транспортного средства был причинен реальный ущерб от повреждения принадлежащего ему автомобиля.

Если автомобиль не будет ремонтироваться, то сумма реального ущерба составит разницу между рыночной ценой аналогичного автомобиля и его продажной стоимостью в поврежденном состоянии.

Если собственник автомобиля сочтёт возможным и необходимым произвести его ремонт, то затраты на его восстановление будут относится к восстановительным расходам.

Нахождение автомобиля на ремонте, безусловно, влечёт для его владельца невозможность эксплуатации и использования в пассажирских перевозках такси, а значит и упущенную выгоду размер которой будет определяться, как произведение дней ремонта на среднесуточную выручку от перевозок такси.

В соответствии с действующим законодательством ущерб, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, то есть материальный ущерб, подлежит возмещению в полном объёме (статья 1064 ГК РФ).

Таким образом, при решении вопросов, касающихся возмещения материального ущерба, причиненного при ДТП, всегда является важным правильное и точное определение размера и стоимости причиненного имущественного вреда. Решением этих вопросов занимаются специально подготовленные и квалифицированные оценщики (независимые эксперты).  

Физический вред здоровью при ДТП

Разновидностью вреда при ДТП является так называемый физический вред, который выражается в причинении вреда жизни и здоровью лица.

Большинство вопросов, касающихся возмещения рассматриваемого вида вреда, регулируется главой 59 ГК РФ, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.

2010 N 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина”, законодательством об ОСАГО.

Физический вред при ДТП относится к категории страхового и подлежит возмещению потерпевшим в пределах 500000 рублей, страховыми компаниями (страховщиками), в порядке и на условиях, предусмотренными законодательством об обязательном страховании и правилами страхования.

При причинении человеку увечья или ином повреждении его здоровья в результате ДТП, размер страховой выплаты определяется в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.02.2015 г. № 150. Суть действующего порядка расчёта размера страховых выплат сводится к определению фиксированного процента от страховой суммы за конкретное телесное повреждение, включенное в утвержденный нормативным актом перечень.

Если же страховая выплата не покрывает причинённый лицу физический ущерб, к которому согласно статьи 1085 ГК РФ относится: утраченный потерпевшим заработок (доход), который потерпевший имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение, то страховщик обязан произвести дополнительную выплату в пределах страховой суммы – 500000 рублей.

Недостающую часть, превышающую указанную страховую сумму, потерпевший вправе взыскать с причинителя вреда либо иного лица, ответственного за его действия.

Моральный вред при ДТП

Моральный вред, причиняемый в результате дорожно-транспортного происшествия, по своей сути, представляет нравственные и (или) физические страдания, от вредоносных последствий дорожной аварии. Объектами, которым причиняется вред являются жизнь, здоровье потерпевшего, а также принадлежащие гражданину имущественные права.

Примерами морального вреда являются нравственные переживания в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать полноценную активную жизнь, потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненными в ДТП телесными повреждениями или иным расстройством здоровья, наступившим в результате перенесенных нравственных страданий. Разумеется, все перечисленные последствия должны состоять в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием.

Действующее законодательство предусматривает возможность компенсации морального вреда при нарушении страховыми компаниями прав потребителей страховых услуг по договорам страхования ОСАГО и КАСКО.

Обычно такие нарушения проявляются в несоблюдении сроков, порядка и размеров страховых выплат при наступлении страховых случаев.

Нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы компенсации морального вреда гражданам – потребителям, пострадавшим от последствий ДТП, включает в себя нормы Гражданского кодекса РФ, закона РФ «О защите прав потребителей», закона РФ «Об ОСАГО».    

В соответствии с действующим законодательством, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации определяется потерпевшим.

При определении суммы денежной компенсации, вытекающей из причинения вреда жизни и (или) здоровью потерпевшие должны исходить из:

  • степени тяжести причиненных физических и нравственных страданий;
  • характера и длительности лечения;
  • медицинских показаний о необходимости посттравматической реабилитации;
  • индивидуальных особенностей потерпевшего и (или) его близких родственников (при компенсации морального вреда, причиненного смертью потерпевшего (пол, возраст, семейное положение, профессиональная подготовка, наличие детей на иждивении и пр.);
  • степени вины, как причинителя вреда, так и самого потерпевшего в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда;
  • обстоятельств ДТП;
  • поведения причинителя вреда или лица, ответственного за причиненный вред, как после происшествия, так и в ходе расследования и рассмотрения дела о ДТП;
  • иных обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

Твёрдым и надёжным ориентиром для потерпевших при определении ими сумм требуемой компенсации является судебная практика по делам о взыскании и возмещении компенсации морального вреда (ущерба) при ДТП.  

Следует знать, что окончательное решение вопросов, касающихся денежной компенсации морального ущерба, является компетенцией суда и осуществляется в порядке искового производства.

Рекомендуемая статья по теме:

  • Как взыскать ущерб с виновника ДТП

Источник: https://femida-info.ru/konsultatsiya/avtomobilnoe-pravo/91-ushcherb-pri-dtp-vidy-vreda-prichinyaemogo-v-dorozhno-transportnom-proisshestvii

Возмещение ущерба при ДТП

Компенсация материального ущерба при ДТП

Услуги адвоката в суде – это универсальная возможность получить профессиональную помощь юриста, избавиться от рисков и сохранить собственные финансы, а также время и силы. Я, как опытный адвокат в СПб, гарантирую вам, что сделаю все возможное для получения желаемого результата. Также я гарантирую конфиденциальность и полное соблюдение адвокатской этики.

Когда нужно требовать возмещение ущерба при ДТП

Существует много ситуаций, в которых с виновника ДТП следует потребовать возмещение ущерба. Вот некоторые из них:

  • Сумма того материального ущерба, который получил пострадавший в ДТП, превышает лимит его страховой компании. В случае, если на сумму, выплаченную вам страховой компанией, вы не можете выполнить полноценный ремонт, это является основанием к возмещению ущерба по ОСАГО при ДТП. То же самое касается и запроса на возмещение ущерба по КАСКО при ДТП. К сожалению, возмещение ущерба страховой компанией имеет ограничения, и в случае, если речь идет об обязательном страховании, и в случае, если автомобиль застрахован комплексно. Все зависит от условий договора.
  • Данных о страховом полисе виновника происшествия нет, или он не застрахован ни в одной из существующих компаний.
  • В случае, если виновник нанес ущерб не во время движения. Он мог повредить стекло, поцарапать дверь и нанести другой материальный ущерб, который не является страховым случаем. В этом случае возмещение материального ущерба должен выполнить виновник.
  • Если вы получили не только материальный, но и моральный вред, следует подавать исковое заявление на возмещение ущерба при ДТП (или без ДТП). Дело в том, что страховые компании не предусматривают возмещение морального ущерба, поэтому с такими вопросами следует обращаться непосредственно к адвокату по ДТП.

Что можно взыскать с виновника ДТП

При возмещении ущерба при ДТП следует учитывать много факторов, например, износ автомобиля. При возмещении ущерба, причиненного в ДТП, можно требовать сумму, достаточную для ремонта, но не оплату улучшения автомобиля и производства дополнительных работ. При этом, на законном основании вы сможете взыскать с виновника:

  • возмещение средств, достаточных для ремонта автомобиля;
  • стоимость эвакуации автомобиля;
  • расходы на услуги оценочной компании и юридической помощи (с учетом цены консультации адвоката);
  • возмещения ущерба, полученного в результате потери кормильца, при лечении в больнице, в связи с ухудшением самочувствия и здоровья;
  • моральный вред.

Добровольное возмещение ущерба при ДТП

Возмещение ущерба с виновника ДТП можно получить в добровольном порядке. Моя задача, как вашего адвоката, заключается в том, чтобы найти способ полностью возместить моральный и материальный ущерб, сэкономив ваше время и силы.

Если это возможно сделать без судебного разбирательства – мы это сделаем.

Важно помнить о том, что добровольное возмещение ущерба после ДТП требует подготовки: мы получим документацию в ГИБДД и страховой компании, составим досудебную претензию, которая должна быть в наличии, и проведем эффективные переговоры.

Возмещение ущерба при ДТП в суде

Возмещение ущерба после ДТП в судебном порядке – процедура, которая встречается чаще, нежели добровольное возмещение ущерба. Так показывает практика.

Для того, чтобы урегулировать вопрос, нам понадобится исковое заявление на возмещение ущерба потерпевшему, составленное по утвержденной форме, а также пакет документов, включающий копии и оригиналы.

Претензия при возмещении ущерба при ДТП будет составлена мной, в соответствии с официальным образцом.

Далее следует выполнить несколько шагов:

  • Оплатить государственную пошлину (пошлиной облагается только материальный вред).
  • Подать заявление по месту жительства виновника ДТП.
  • Дождаться рассмотрения иска в районном суде (если иск подан на сумму превышающую 50.000 рублей, в других случаях иск может быть рассмотрен мировым судьей).

Важно помнить о том, что все расходы моего доверителя могут быть включены в итоговую сумму ущерба, в том числе, стоимость моих услуг и оплата государственной пошлины.

Возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО

Возмещение ущерба по ОСАГО требует от потерпевшего определенного порядка действий.

  1. Необходимо вызвать на место происшествия сотрудника ГИБДД и позвонить в страховую компанию.
  2. Следует самостоятельно сфотографировать место происшествия, попросить свидетелей задержаться и оставить Вам свои контакты.
  3. Обменяться контактами со вторым участником аварии.
  4. Следует дождаться, пока будет составлена схема ДТП и получить на месте либо протокол об административном правонарушении, либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
  5. Внимательно изучить те документы, которые вам дают на подпись сотрудники ГИБДД.
  6. Если протокол Вам не выдали на месте ДТП, из отделения ГИБДД следует забрать протокол об административном нарушении и в течение 5 дней обратиться в страховую компанию.
  7. Необходимо провести независимую экспертизу повреждений Вашего автомобиля.

Возмещение ущерба при ДТП по КАСКО

Возмещение ущерба по КАСКО требует от вас того же порядка действия, что и в отношении обязательного страхования. Но после ДТП каждый из нас может растеряться и забыть про существующий порядок. Чтобы не тратить время и финансы, вызовите личного адвоката сразу после ДТП.

Я помогу разобраться в ситуации и прослежу за тем, чтобы ваши права не были нарушены.

Цены на услуги

Возмещение ущерба при ДТП от 30 000 руб.
Краткая консультация по телефону бесплатно
Консультация при личной встрече от 700 руб.

Источник: https://advokat-sankt-peterburg.ru/services/vozmeshchenie-ushcherba-pri-dtp/

Возмещение вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия

Компенсация материального ущерба при ДТП

Дорожно-транспортные происшествия не являются редкостью на междугородних трассах, и уж тем более на дорогах города. Но даже в незначительном ДТП можно столкнуться с определенными трудностями по возмещению причиненного вреда.

Возмещение вреда в случае отсутствия у виновника страхового полиса

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств” целью обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств является обеспечение защиты имущественных интересов третьих лиц, жизни, здоровья и (или) имуществу которых причинен вред в результате эксплуатации транспортных средств, посредством осуществления страховых выплат.

Согласно пункту 1 статьи 7 указанного Закона, эксплуатация транспортного средства в случае отсутствия у его владельца договора обязательного страхования ответственности владельца транспортных средств не допускается.

Однако не редки случаи, когда у виновника ДТП оказывается просроченным страховой полис (договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств), либо он вовсе отсутствует.

В данном случае применимы положения Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть), а именно положения статьи 917 Гражданского кодекса, согласно которой, вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. То есть в этом случае требовать возмещения вреда можно только от самого причинителя.

В случае, если виновник ДТП отказывается добровольно и в полном объеме возместить вред, причиненный в результате совершения ДТП, то такой вред взыскивается в судебном порядке.

Документы, необходимые для обращения в суд

В целях взыскания в судебном порядке суммы ущерба, причиненного в результате совершения ДТП, заявитель (потерпевшее лицо) должен приложить к исковому заявлению следующие документы:

  • Документы, подтверждающие событие и обстоятельства ДТП:
    • копия протокола об административном правонарушении;
    • копия постановления по делу об административном правонарушении, которым установлена вина лица, совершившего ДТП;
    • иные документы из дорожной полиции (схемы, объяснительные и т.п.);
  • Документы, подтверждающие права на поврежденное имущество (свидетельство о регистрации транспортного средства);
  • Заключение независимой оценочной компании, о размере причиненного ущерба;
  • Документы, подтверждающие оплату услуг оценщика (чеки, акты выполненных работ и т.п.);
  • Документы, подтверждающие иные расходы, связанные с совершенным ДТП.

Оценка при возмещении ущерба страховой компанией

Статья 22 Закона “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств” устанавливает, что размер вреда, причиненного при повреждении имущества, определяется исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного имущества за минусом начисленной амортизации (износа) имущества, имевшей место до наступления страхового случая. Стоимость восстановления поврежденного имущества рассчитывается исходя из рыночных цен, действовавших на день наступления страхового случая.

Согласно пункту 5 статьи 22 указанного Закона  размер вреда, причиненного имуществу, оценивает независимый эксперт в течение 7 рабочих дней на основании заявления потерпевшего на проведение оценки. Результат оценки является обязательным для страховщика.

Потерпевший, согласно положениям названной статьи, вправе самостоятельно воспользоваться услугами независимого эксперта, при этом, затраты на определение размера вреда, причиненного имуществу потерпевшего, несет страховщик.

Оценка, при возмещении ущерба в судебном порядке

При взыскании в судебном порядке суммы ущерба, причиненного в результате ДТП виновником, потерпевшему необходимо определить стоимость причиненного ущерба.

Как уже указывалось выше, стоимость ущерба, причиненного в результате ДТП, может быть определена независимым оценщиком исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного имущества за минусом начисленной амортизации (износа) имущества, имевшей место до наступления страхового случая.

Однако, в судебной практике довольно часто распространены случаи, когда виновник ДТП не соглашается с результатами оценки, проведенной независимым оценщиком по требованию потерпевшего лица.

В подобных случаях судом может быть назначена независимая судебно-товароведческая экспертиза, целью которой будет являться установление действительной стоимости восстановительного ремонта поврежденного имущества.

При этом, необходимо не забывать о том, что оценочная деятельность, это предпринимательская деятельность, осуществляемая оценщиками, целью которой является установление возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки. То есть в данном случае можно утверждать, что, сколько оценщиков, столько и мнений в отношении размеров стоимости восстановительного ремонта. 

В данном случае, потерпевшему необходимо предпринять все меры для извещения виновника ДТП, о предстоящей оценке поврежденного имущества, посредствам направления ему извещений, телефонограмм, телеграмм либо заказных писем с указанием даты, времени, места проведения осмотра и оценки поврежденного имущества, а также данных оценщика. Делается это с целью минимизировать попытки виновника ДТП оспорить в последующем результаты оценки.

Возмещение вреда в случае, когда автомобиль не подлежит восстановлению

Статьей 22 Закона “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств”, предусмотрено, что размер вреда причиненного при уничтожении имущества, определяется исходя из рыночных цен, действующих на день наступления страхового случая.

При этом названной статье устанавливается критерий, при котором имущество считается уничтоженным, это:

  • если его восстановление технически не возможно, или
  • если его восстановление экономические не обоснованно.

Согласно пункту 4 статьи 22 указанного Закона восстановление имущества считается экономически не обоснованным, если ожидаемые при этом расходы на восстановление имущества превышают 80% его рыночной стоимости на день наступления страхового случая.

Так, к примеру, если рыночная стоимость автотранспортного средства, поврежденного в ДТП, составляет 9 000 долларов США, а стоимость восстановления превышает 7 200 долларов США, то считается, что такое восстановление транспортного средства является экономически необоснованным, а транспортное средство уничтоженным. В этом случае подлежит выплате размер вреда, исходя из рыночной стоимости поврежденного имущества, на день наступления страхового случая.

Чем подтверждается причиненный вред?

Статья 25 Закона “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств”, устанавливает, что документами, подтверждающими причиненный вред жизни или здоровью потерпевшего, служат следующие документы:

  • копия справки организации здравоохранения, о сроке временной нетрудоспособности потерпевшего – в случае наличия факта причинения вреда жизни, здоровью потерпевшего;
  • копия справки специализированного учреждения об установлении инвалидности потерпевшего – в случае ее установления;
  • нотариально удостоверенная копия свидетельства о смерти потерпевшего – в случае смерти потерпевшего.

Указанные документы представляются в страховую организацию, подтверждают причиненный вред здоровью или жизни потерпевшего и являются основанием для определения размера страховой выплаты.

Определение размера причиненного вреда

Определение размера причиненного вреда осуществляется на основании представленных потерпевшим документов, подтверждающих наступление вреда жизни и здоровью в результате ДТП, и напрямую зависит от степени тяжести наступивших последствий.

Так в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств”, предельный объем ответственности страховщика по одному случаю (страховая сумма) за вред, причиненный жизни и здоровью каждого потерпевшего составляет в случае:

  • гибели – 1 000 МРП;
  • установления инвалидности:
    • I группы – 800;
    • II группы – 600;
    • III группы – 500;
    • “ребенок-инвалид” – 500;
  • увечья, травмы или иного повреждения здоровья без установления инвалидности – в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 300. Размер страховой выплаты за каждый день стационарного лечения должен составлять не менее 10 МРП.

В каких случаях может быть взыскана компенсация морального вреда?

Согласно статье 951 Гражданского кодекса, моральный вред – это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 951 Гражданского кодекса, моральный вред возмещается, независимо от вины причинителя, в случае, если вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности, к каковым относятся транспортные средства.

Зависит ли размер компенсации от причиненного морального или материального вреда? Охватывается ли моральный вред компенсацией вреда здоровью или это самостоятельное требование?

В соответствии с пунктом 4 статьи 951 Гражданского кодекса, установлено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, возмещению не подлежит.

Из приведенной нормы закона следует, что моральный вред может быть взыскан с виновника ДТП лишь при совершении действий (бездействия), нарушающих личные неимущественные права и блага потерпевшего.

При этом, пункт 2 статьи 10 Закона “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств” установлено, что договором обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств предусматривается осуществление страховой выплаты по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего, за исключением возмещения морального вреда и упущенной выгоды потерпевшего, включая утрату товарной стоимости имущества, а также возмещения неустойки в связи с нарушением потерпевшим сроков поставки товаров или производства работ (оказания услуг), иных его обязательств по контрактам (договорам).

Более того согласно пункту 11 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан “О применении судами законодательства о возмещении морального вреда” на страховые организации (страховщиков, перестраховщиков) не может возлагаться обязанность возмещать третьим лицам моральный вред в связи с наступившим страховым случаем. Обязанность по возмещению морального вреда, причиненного при наступлении страхового случая, должна возлагаться на владельца автотранспортного средства.

Таким образом,  помимо компенсации полученной потерпевшим в результате ДТП за вред причиненный жизни и здоровью, потерпевший также вправе требовать по суду (в случае добровольного отказа виновника) возмещения морального вреда, за вред причиненный жизни или здоровью.

Если вред причинен работником при исполнении трудовых обязанностей

Согласно пункту 1 статьи 921 Гражданского кодекса, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

То есть, если в результате ДТП, вред был причинен работником юридического либо физического лица (индивидуального предпринимателя), то ответственность по возмещению вреда возлагается непосредственно на такое юридической или физическое лицо, работником которого является виновник ДТП.

Источник: http://www.defacto.kz/content/vozmeshchenie-vreda-prichinennogo-v-rezultate-dorozhno-transportnogo-proisshestviya

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Компенсация материального ущерба при ДТП

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Возмещение ущерба при ДТП — PRAVO.UA

Компенсация материального ущерба при ДТП

Дорожно-транспортные происшествия случаются ежедневно. Не всегда собственникам транспортных средств удается урегулировать спор о возмещении материального ущерба в добровольном порядке. В связи с этим они вынуждены обращаться в суд. При этом, к сожалению, суды не всегда правильно разрешают подобные споры.

Так, гражданин Т. обратился в Приморский районный суд г. Одессы с иском к одному предприятию и гражданину Ю. о взыскании материального и морального ущерба, причиненного ДТП.

Его требования были мотивированы тем, что 6 ноября 2000 года принадлежащий ему на праве собственности микроавтобус «Азия-Топик» получил повреждения в результате ДТП, произошедшего по вине водителя автомобиля ВАЗ.

Принадлежащий предприятию автомобиль ВАЗ находился под управлением гражданина Ю.

Истец просил суд взыскать с предприятия как с владельца источника повышенной опасности сумму материального ущерба в размере 9623 грн. Также истец просил взыскать моральный ущерб с ответчика, гражданина Ю., то есть виновника ДТП, и предприятия как с владельца источника повышенной опасности в равных долях в размере 5000 грн.

Представитель предприятия против иска возражал. Свои возражения он мотивировал тем, что предприятие не является собственником автомобиля, так как непосредственно перед ДТП автомобиль был передан в аренду другому предприятию (предприятию-арендатору). В связи с этим вина предприятия в ДТП отсутствует.

Гражданин Ю. иск признал частично, не оспаривая своей вины, считал, что сумма материального и морального ущерба истцом завышена.

Суд, выслушав пояснения сторон и изучив материалы дела, иск удовлетворил частично. Постановил взыскать с предприятия в пользу гражданина Т. материальный ущерб в размере 4623 грн и моральный ущерб в размере 800 грн; с гражданина Ю. в пользу гражданина Т. — материальный ущерб в размере 5000 грн и моральный ущерб в размере 1200 грн.

Принимая такое решение, суд исходил из того, что на момент совершения ДТП, по данным техпаспорта и органов ГАИ, собственником автомобиля ВАЗ являлось предприятие. Между тем представителем предприятия суду был предоставлен договор аренды от 21 октября 2000 года, согласно которому предприятие передало автомобиль ВАЗ в аренду другому предприятию.

Однако, по мнению суда, передача данного автомобиля собственником другому юридическому лицу не была осуществлена надлежащим образом, как того требуют Правила государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины № 1388 от 7 сентября 1998 года.

Пункты 15 и 35 данных Правил гласят, что при смене владельца автомобиля должна быть проведена его перерегистрация, а право пользования транспортным средством, переданным в аренду другому юридическому лицу, должно быть подтверждено временным регистрационным талоном, выдаваемым подразделениями ГАИ.

В связи с этим суд считает, что предприятие-арендатор могло использовать автомобиль ВАЗ по договору аренды только после его регистрации на свое имя.

Учитывая отсутствие такой регистрации, передача автомобиля во временное пользование не была осуществлена надлежащим образом.

Поэтому ответственность за причиненный ущерб источником повышенной опасности, согласно статье 450 ГК УССР, несет его фактический владелец.

Вместе с тем ответственность за причиненный ущерб несет и гражданин Ю., сотрудник предприятия-арендатора, который не предоставил доказательств правомерности владения транспортным средством.

Такая ответственность предусмотрена постановлением Пленума ВСУ от 27 марта 1992 года (Постановление), согласно которому владелец источника повышенной опасности несет в соответствии со степенью его вины ответственность совместно с лицом, совершившим ДТП, в случае, если транспортное средство выбыло из его владения по его вине. В данном случае суд посчитал, что автомобиль находился в неправомерном пользовании гражданина Ю. по вине предприятия.

Апелляционный суд Одесской области указанное решение отменил, а в иске гражданину Т. к предприятию и к гражданину Ю. отказал. Свое решение суд обосновал следующим.

На момент ДТП автомобиль был передан в аренду предприятию-арендатору, что подтверждается договором аренды от 21 октября 2000 года, а гражданин Ю. был работником этого предприятия.

Взыскивая с предприятия часть средств в счет возмещения имущественного и морального ущерба в пользу гражданина Т., суд первой инстанции исходил из того, что предприятие является собственником источника повышенной опасности и его ответственность предусмотрена статьей 450 ГК УССР. Но с таким выводом согласиться нельзя.

Согласно пункту 3 вышеупомянутого постановления Пленума ВСУ, вопрос об ответственности за ущерб, причиненный при столкновении источников повышенной опасности, каждого из их владельцев перед другим решается по правилу статьи 440 ГК УССР.

Как установлено судом, автомобиль ВАЗ на момент ДТП арендовался предприятием-арендатором, за рулем автомобиля находился работник этого предприятия, который нарушил правила дорожного движения и причинил ущерб истцу.

При таких обстоятельствах, на основании статьи 441 ГК УССР, предусматривающей ответственность организации за ущерб, причиненный ее работником, а также пункта 4 Постановления — ответственным лицом за причиненный ущерб является предприятие-арендатор.

Данный случай показал, что несмотря на стандартность ситуации и наличие соответствующего постановления Пленума Верховного Суда Украины, суд первой инстанции нормы материального права применил неправильно.

Источник: https://pravo.ua/articles/vozmeshhenie-ushherba-pri-dtp/

Ветка права
Добавить комментарий