Кто должен нести ответственность за ДТП, совершенное водителем предприятия?

Работник попал в ДТП: как расследовать несчастный случай

Кто должен нести ответственность за ДТП, совершенное водителем предприятия?

Главное

  1. О гибели сотрудника в ДТП нужно сообщить в прокуратуру

  2. Расследование можно продлить на срок, превышающий 15 суток, по согласованию с ГИБДД, следственным комитетом и прокуратурой

  3. Привлечение водителя к уголовной ответственности не всегда основание для квалификации несчастного случая как не связанного с производством

  4. В материалах расследования нужно отразить все этапы расследования

Если сотрудник в рабочее время попал в ДТП, этот несчастный случай нужно расследовать. Ведь, скорее всего, травму работника, которую он получил в аварии, комиссия признает производственной.

В прошлой статье мы рассказали о первых действиях работодателя и о том, в какие органы он должен сообщить о произошедшем несчастном случае.

Теперь вы узнаете, как правильно расследовать такой несчастный случай.

Действия членов комиссии

Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.

Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.

Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.

Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки.

Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство.

Нужно проверить водительское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.

Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:

  • соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;
  • соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;
  • был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;
  • проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;
  • имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;
  • как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
  • есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;
  • как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.

Все этапы расследования комиссия должна отразить в материалах расследования. Для этого она использует утвержденные формы документов из постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73:

  • осмотр места происшествия — форма № 7;
  • опрос очевидцев происшествия и при возможности пострадавшего — форма № 6;
  • акт об обстоятельствах и причинах ДТП — форма № 2;
  • заключение государственного инспектора труда — форма № 5;
  • запись о ДТП на производстве в журнале регистрации несчастных случаев — форма № 9.

Если в ДТП один или несколько сотрудников получили легкие повреждения здоровья, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней. Если в аварии один или несколько работников погибли или получили тяжелые повреждения здоровья, на расследование отведено 15 дней.

На практике эти сроки могут существенно увеличиваться. На то, чтобы получить от сотрудников ГИБДД необходимые для расследования документы, уходит немало времени.

По согласованию с этими органами время расследования несчастного случая можно продлить, в том числе неоднократно и на сроки, превышающие 15 дней (ст. 229.1 ТК РФ).

Главное, приобщить к материалам расследования обоснованное решение о продлении расследования.

Приостановка расследования несчастного случая на производстве

Если в момент несчастного случая в действиях пострадавшего сотрудника есть признаки уголовного правонарушения, комиссия приостанавливает расследование и ждет официального постановления (решения) правоохранительных органов, которые квалифицируют указанные действия. О своем решении члены комиссии обязаны сообщить руководителю предприятия (если комиссию возглавляет его представитель) и в прокуратуру, куда направлено извещение о несчастном случае.

Выводы комиссии

Обратите внимание

Нарушение сотрудником ПДД не может стать основанием для квалификации несчастного случая как не связанного с производством

На основании собранных материалов комиссия:

  • устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
  • выявляет виновных, допустивших нарушения требований охраны труда;
  • вносит предложения по устранению выявленных нарушений, причин и предупреждению аналогичных случаев;
  • определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с предприятием;
  • квалифицирует происшествие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Важно

Сроки расследования несчастных случаев исчисляют в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая

Если комиссия квалифицировала несчастный случай в результате ДТП как не связанный с производством, она оформляет два акта по форме 4 — для работника и работодателя.

В течение трех дней копии акта и материалов расследования нужно отправить в ФСС, ГИТ, прокуратуру (тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом).

Один документ вместе с материалами расследования работодатель обязан хранить у себя в течение 45 лет.

Если ДТП признано как производственный несчастный случай, то члены комиссии оформляют акты:

  • в трех экземплярах по форме Н-1 — для работника, работодателя и ФСС;
  • в двух экземплярах по форме 4 — для работодателя и прокуратуры.

Несчастный случай фиксируют в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

В случае группового, тяжелого или со смертельным исходом несчастного случая на производстве работодатель в течение трех дней отправляет:

  • в прокуратуру (при тяжелом несчастном случае и со смертельным исходом) оригинал акта по форме 4 и копии акта Н-1 и всех материалов расследования;
  • ФСС — оригинал акта Н-1 и копии всех материалов расследования;
  • ГИТ, территориальное отделение профсоюза и Ростехнадзор (при необходимости) — копии всех материалов расследования.
ПримерНесчастный случай на производстве. Водитель перевозил груз с одного склада предприятия на другой. По пути нарушил правила дорожного движения. В результате автомобиль вылетел на обочину. Водитель получил многочисленные переломы и сотрясение головного мозга. После расследования всех обстоятельств дела комиссия приняла решение, что этот несчастный случай нужно квалифицировать как производственный с установлением степени вины пострадавшего.Несчастный случай, не связанный с производством. Водитель молокозавода повез продукцию на базу. По дороге заехал домой. Выезжая из своего двора, попал в ДТП. В результате водитель получил черепно-мозговую травму и многочисленные ушибы. Комиссия установила, что сотрудник использовал транспортное средство не по назначению и отклонился от маршрута следования в личных интересах. Поэтому квалифицировала несчастный случай как не связанный с производством.

После того как у пострадавшего закончилась временная нетрудоспособность, работодатель обязан направить информацию о последствиях несчастного случая и мерах, которые он принял для снижения производственного травматизма в ГИТ (в некоторых ситуациях в территориальные органы Ростехнадзора или Ространснадзора).

Если несчастный случай был со смертельным исходом сотрудника, то сообщение работодатель направляет в течение месяца, после окончания расследования.

ВНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМАЕсли пострадавший водитель привлечен к уголовной ответственности, означает ли это, что несчастный случай можно признать не связанным с производством?Нет, не означает.Статья 229.2 Трудового кодекса РФ позволяет квалифицировать как не связанный с производством несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим уголовно наказуемых деяний (ст. 264 УК РФ).Некоторые специалисты по охране труда уверены, что если пострадавший в ДТП водитель будет привлечен к уголовной ответственности, то комиссия по расследованию несчастного случая должна автоматически признать такое происшествие несчастным случаем, не связанным с производством.Однако это не совсем справедливо. Многие не обращают внимание на одну фразу в статье: «Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии… в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством…».Комиссия по расследованию должна убедиться, что со стороны работодателя выполнены все требования, возложенные на него ст. 212 ТК РФ по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Возможно, с работником не был проведен предрейсовый медосмотр, и он сел за руль с температурой или повышенным давлением? Или водитель только что вернулся из одного рейса, не успел отдохнуть положенное время перед следующим.Исправен ли был автомобиль перед поездкой? Может быть, водитель неоднократно указывал на технические неисправности, например, с тормозной системой, но до несчастья никто на его слова внимания не обращал?Комиссия в ходе расследования должна поднять все документы: журналы предрейсовых и послерейсовых медосмотров, технического осмотра транспортного средства, рабочие графики и т. п. Если откроется факт невыполнения работодателем своих обязанностей перед работником, то такой несчастный случай нельзя будет признать не связанным с производством.

Источник: https://www.olivinuc.ru/rabotnik-popal-v-dtp-kak-rassledovat-neschastnyij-sluchaj.html

Ответственность собственника транспортного средства при ДТП

Кто должен нести ответственность за ДТП, совершенное водителем предприятия?

Эксплуатация авто осуществляется не только правообладателем, но и другими водителями.

Закон допускает временную передачу машины устному распоряжению, по доверенности или договору аренды и другим основаниям.

Ответственность водителя и собственника при ДТП будет определяться по степени вины этих людей, а также по основаниям передачи права на транспорт.

Кто несет ответственность при ДТП – собственник или водитель?

Приобретая машину в собственность, частное лицо или предприятие обязаны поставить ее на учет в ГИБДД.

Для подтверждения прав будет выдано свидетельство о регистрации ТС, а в паспорт транспортного средства будет внесена соответствующая запись о правообладателе.

Собственник имеет право самостоятельно управлять машиной или передавать это право сторонним лицам:

  • по устному распоряжению – как правило, это происходит при личном присутствии владельца в машине;
  • путем выдачи доверенности;
  • по арендному договору – в тексте документа указываются все условия эксплуатации транспорта, в том числе срок временного владения машиной.

В перечисленных вариантах не нужно обращаться в ГИБДД для регистрации или учета. Подтверждение законности управления машиной происходит при проверке документов на дороге, в том числе при оформлении ДТП.

В процессе аварии происходит причинение ущерба имуществу и физического вреда людям. По ГК РФ автомашина рассматривается как источник повышенной опасности, а обязанность возмещения ущерба возложена на правообладателя. Однако одним из обязательных условий при оформлении ДТП является установление лиц, по чьей вине произошла авария и был причинен ущерб.

Кто отвечает при ДТП – водитель или собственник машины? Однозначный ответ по этому вопросу дал Верховный суд РФ, разъяснив условия разграничения ответственности:

  • ответственность владельца наступает при нахождении его за рулем либо при нарушении правил передачи машины третьим лицам;
  • правообладатель может избежать наказания только доказав, что за рулем находился не он;
  • при столкновении машин вина возлагается на гражданина, находившегося за рулем.

Существует вариант, при котором собственник будет отвечать за ущерб, даже если отсутствовал за рулем. По условиям договора аренды машина должна передаваться в надлежащем техническом состоянии.

Если собственник умышленно скрыл существенные повреждения машины при передаче ее в аренду, он понесет ответственность за ненадлежащую эксплуатацию – этот факт будет доказываться в рамках уголовного или административного дела.

Чтобы определить, кто несет ответственность за ДТП (собственник или водитель), необходимо правильно зафиксировать все обстоятельства аварии. Это могут сделать водители по упрощенной программе европротокола либо на место ДТП будет вызван представитель ГИБДД. Без участия инспектора не обойтись в следующих ситуациях:

  • если в столкновении участвовало более двух машин;
  • если размер предполагаемого ущерба больше 100 тыс. руб.;
  • если в аварии пострадали граждане.

Все обстоятельства инцидента, в том числе характер повреждений автотранспорта, фиксируются в извещении, протоколах и других формах. От содержания этих документов будет зависеть, кто возмещает ущерб при ДТП – собственник или водитель.

Ответственность водителя

Любая авария имеет конкретного виновника, а обязательным условием для ответственности является вина, т.е. совершение определенных действий. Отметим наиболее распространенные виновные действия водителя, повлекшие причинение ущерба:

  • нарушения ПДД при движении автомашины, которые привели к столкновению – превышение скоростных ограничений, несоблюдение знаков и разметки, отказ пропустить пешехода на переходе и т.д.;
  • неправомерные действия непосредственно после аварии – самовольное оставление места аварии, употребление спиртного, отказ пройти медосвидетельствование и т.д.;
  • несвоевременное оказание помощи жертвам, приведшее к более серьезным последствиям.

Вина в совершении этих действий устанавливается путем составления протокола и последующего рассмотрения дела. Отвечать за противоправные действия будет водитель, если его вина будет доказана судом или иным уполномоченным ведомством. Меры воздействия к виновному водителю будут зависеть от таких обстоятельств:

  • если в аварии зафиксирован тяжкий вред либо наступила смерть пострадавших – санкции последуют по УК РФ;
  • если последствиями аварии являются повреждения машины, а также легкий или средний вред гражданам, меры воздействия назначаются по КоАП РФ;
  • при любом варианте наказания виновное лицо должно полностью компенсировать вред – это происходит в рамках ОСАГО или через суд.

Ответственность владельца транспортного средства

Закон допускает и случаи, когда возможна ответственность владельца машины при ДТП.

Наиболее очевидной ситуацией является управление машиной самим собственником – в этом случае оформление документов проходит по общим правилам.

Назначение наказания по КоАП РФ или УК РФ будет зависеть от установления вины владельца, а возмещение ущерба по гражданскому делу допускается даже при невиновности.

Уголовная ответственность при ДТП

Кто отвечает за ДТП, водитель или собственник, если в аварии причинены тяжкие повреждения либо наступил летальный исход? По УК РФ будет наказан фактический причинитель вреда, чья вина установлена. Правила назначения уголовного наказания:

  • по УК РФ привлекаются только частные лица – если автомобиль принадлежит предприятию, за причинение тяжкого вреда или гибель отвечает водитель;
  • санкции будут строже, если водитель был за рулем под воздействием алкоголя или иных опьяняющих веществ;
  • правообладатель понесет наказание, только если причинение тяжкого вреда или смерть были вызваны нарушением требований к безопасной эксплуатации транспорта.

Уголовная ответственность собственника авто при ДТП, совершенным другим лицом, может наступать только по результатам технической экспертизы. Если установлено, что правообладатель передал заведомо неисправную автомашину, что привело к аварии, водитель освобождается от наказания.

Административное наказание собственника

Ответственность собственника транспортного средства по КоАП РФ может наступать даже при его отсутствии за рулем. В перечень таких ситуаций входит:

  • выявление нарушений ПДД по камерам фото- и видеофиксации. Владелец может избежать наказания, только доказав свое отсутствие за рулем;
  • передача транспорта лицу, находившемуся в заведомо нетрезвом виде – на практике доказать такие факты можно лишь при нахождении правообладателя в салоне рядом с пьяным водителем;
  • собственник несет ответственность при ДТП, если причиной аварии стало нарушение требований эксплуатации машины (например, при передаче водителю транспорта с неисправной тормозной системой).

Постановление о нарушениях, зафиксированных камерами слежения, будет вынесено в отношении собственника, так как по реквизитам госномера машины невозможно определить фактического водителя.

Владелец может обжаловать наказание, если представить доказательства своего отсутствия за рулем на момент ДТП.

Такими доказательствами могут являться письменные доверенности или договоры аренды, а также поданное заявление по факту угона или хищения.

Гражданская ответственность

Возмещение ущерба от ДТП происходит по полисам ОСАГО или путем предъявления иска к виновнику аварии. В полисе указан перечень лиц, которым предоставлено право управления машиной. Также допускается оформление страховки с неограниченным кругом таких лиц. Страховая компания выплатит ущерб при таких условиях:

  • если за рулем находился гражданин, вписанный в полис, либо круг водителей в страховке неограничен;
  • если оба водителя имели полисы ОСАГО;
  • если извещением о ДТП или протоколами не установлена обоюдная вина водителей.

Предъявление иска в суд также осуществляется в отношении фактического причинителя вреда. Кроме возмещения имущественного и физического ущерба, с виновника будет взыскана компенсация морального вреда.

Подать иск можно при следующих обстоятельствах:

  • в рамках уголовного дела, рассматриваемого судом;
  • при недостаточности страхового возмещения для покрытия всей суммы ущерба;
  • при отсутствии у водителя полиса ОСАГО.

Если вина владельца авто в причинении ущерба отсутствует, он не понесет гражданской ответственности. Но для установления законности передачи права управления собственника могут привлечь к делу в качестве третьего лица.

Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля

В исключительных случаях возможна и солидарная ответственность при ДТП, когда пострадавший может самостоятельно выбирать, кому предъявлять требование о возмещении ущерба – собственнику или водителю авто. Привлечение собственника к солидарной ответственности возможно:

  • когда доказано наличие его прямой или косвенной вины в аварии (например, при нарушении правил безопасности при выпуске машины на линию);
  • если непосредственный виновник аварии погиб;
  • если машиной управлял несовершеннолетний гражданин. Владелец может уйти от наказания, если докажет факт угона транспорта;
  • если водитель скрылся с места аварии – в этой ситуации подозрение в совершении проступка автоматически падает на собственника, которому придется доказывать отсутствие вины.

Степень вины при солидарной ответственности будет устанавливать суд.

Ответственность собственника при оставлении водителем места ДТП

Кто несет ответственность при ДТП, собственник или водитель, если нарушитель без уважительных причин скрылся с места аварии? Хотя обязанность по доказыванию вины в совершении проступка возложена на правоохранительные органы, по умолчанию виновным будет считаться собственник машины. Чтобы избежать наказания ему предстоит доказать следующие факты:

  • отсутствие за рулем машины в момент столкновения или наезда на пешехода;
  • противоправное завладение машиной иными лицами (угон, хищение);
  • передача до доверенности или арендному договору.

Если доказать это не получится, собственника могут лишить прав за сам факт владения машиной.

Источник: https://advokat144.com/otvetstvennost-sobstvennika-transportnogo-sredstva-pri-dtp/

Ответственность компании за действия работника

Кто должен нести ответственность за ДТП, совершенное водителем предприятия?

Е.А. ШЕЛЕНКОВА, практикующий юрист, специалист по вопросам налогового и административного права; С.Н. ШЕЛЕНКОВ, руководитель юридической группы ЗАО КГ “Экон-Профи”

В определенных случаях за действия работника, нарушившего законодательство, отвечают должностные лица или сама организация.

Причем причиненные работником убытки могут достигать значительных размеров. Самый распространенный случай – неприменение продавцом ККТ при реализации товара (работ или услуг).

Какие иные случаи ответственности работодателя встречаются на практике? Можно ли такую ответственность свести к минимуму или избежать ее? Ответы на эти и другие вопросы – в нашей статье.

Когда и почему наступает ответственность?

Ответственность работодателя за вред, причиненный работником третьим лицам, установлена ст. 1068 ГК РФ. Здесь сказано, что организация или индивидуальный предприниматель обязаны возместить вред, причиненный сотрудником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

https://www.youtube.com/watch?v=EGX2OykliS8

В данном случае работниками считаются как люди, принятые по трудовому договору, так и те, кто выполняет работу по гражданско-правовому договору (ст. 1068 ГК РФ).

При возникновении судебного спора ответчиком по таким делам является субъект ответственности (работодатель), а работник – как непосредственный причинитель вреда – привлекается в качестве третьего лица.

Обратите внимание: работодатель будет нести ответственность даже в том случае, если на момент нанесения вреда третьему лицу у него отсутствовали договорные отношения с человеком, которого он привлекал для выполнения работ.

Так, в одном деле довод истца о том, что продавец, реализовавший товар без применения ККМ, не имеет никакого отношения к индивидуальному предпринимателю, не смог послужить основанием для освобождения последнего от ответственности. Ведь в соответствии со ст.

18 Кодекса законов о труде РФ1 фактическое допущение к работе считается заключением трудового соглашения. Факт допущения до работы в торговой точке установлен судом и подтверждается материалами дела (постановление ФАС МО от 14.10.

1998 N КА- А40/2509-98).

Судом было рассмотрено и другое аналогичное дело.

В ходе проверки контролерами было установлено, что при оказании услуги по пайке цепочки ювелир не применил ККТ,не выдал чек или бланк строгой отчетности.

Указанное нарушение зафиксировано ревизорами в акте проверки и протоколе об административном правонарушении.

По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция вынесла постановление о привлечении компанииработодателя к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде 30 тыс. руб. штрафа.

В кассационной жалобе фирма указала, что на момент проверки ювелир не являлся ее работником. Но эти доводы суд отклонил по следующему основанию. При проведении проверки ювелир непосредственно оказал услугу по пайке цепочки по адресу мастерской, принадлежащей работодателю.

А если человек приступил к работе с ведома или по поручению работодателя, то независимо от оформления трудового договора в письменной форме договор считается заключенным (ст. 67 ТК РФ). Поэтому судебные инстанции пришли к выводу, что ювелир являлся работником общества (постановление СКО от 21.04.2008 N Ф08-1936/2008-704А).

Работодатель несет ответственность за действия работника, даже если вред был причинен в нерабочий день (конечно, если в этот день человек выполнял трудовые обязанности).

ООО “Восход” обратилось в суд с иском к ООО “УМ-6” о взыскании ущерба, причиненного действиями работника-водителя “УМ-6” при погрузо-разгрузочных работах с использованием принадлежащего ответчику автокрана.

В судебном заседании было установлено, что, несмотря на то что водитель – работник ответчика, он не исполнял свои трудовые обязанности (был выходной день). Водитель выполнял работы по заданию истца, поэтому ответчик заявил встречный иск о причиненном автокрану ущербе.

В первой инстанции был удовлетворен первоначальный иск, но в постановлении апелляционной инстанции в первоначальном иске истцу было отказано и был удовлетворен встречный. Постановлением ФАС СЗО от 21.11.2003 N А56-31151/02 решение и постановление были отменены и дело направлено на новое рассмо- трение2.

При этом ФАС СЗО указал, что крановщик находился в трудовых отношениях с ООО “УМ-6” и по его заданию выполнял работу в ООО “Восход”. То обстоятельство, что это был выходной день, не имеет решающего значения, поскольку и в этом случае работник исполнял трудовую функцию.

Помимо перечисленных выше условий, компания (предприниматель) будет нести ответственность за действия своего работника только в случае, если установлен состав правонарушения (гл. 59 ГК РФ).

В него включаются: – наступление вреда, его характер и размер; – противоправность поведения причинителя вреда; – причинная связь между двумя первыми элементами;

– вина причинителя вреда.

Суд может отказать в удовлетворении требований заявителя при недоказанности всей совокупности перечисленных условий. Например, при недоказанности причинной связи между действиями работника и наступившими последствиями отсутствуют основания и для взыскания убытков с организацииработодателя. Такие выводы следуют из постановления ФАС СКО от 02.11.2005 N Ф08-5099/05.

Суть дела такова. Водитель – работник общества повредил ворота завода автомашиной “КамАЗ”. Завод обратился в суд с иском к обществу о возмещении вреда. В судебном заседании истцом не были представлены доказательства, свидетельствующие, что ворота вышли из строя именно в результате наезда на них автомашины “КамАЗ”. В результате ущерб с работодателя взыскан не был.

Источник: http://www.garant.ru/article/6555/

Нарушил водитель, а отвечать работодателю?

Кто должен нести ответственность за ДТП, совершенное водителем предприятия?

В современном деловом мире, отличающемся мобильностью и подвижностью, трудно представить организацию, которая не использовала бы в своей деятельности служебные автомобили. Как известно, использование транспортных средств относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих.

Помимо юридических аспектов данного положения существует и практический момент: автомобиль, как транспортное средство, имеет опасные свойства, которые не поддаются полному контролю человека при его эксплуатации.

В силу этих свойств, нередки чрезвычайные ситуации, когда человек, управляющий этим транспортным средством, по разным причинам не справляется с его управлением и происходит дорожно-транспортное происшествие.

О дорожно-транспортном происшествии, совершенном работником при исполнении своих служебных обязанностей с использованием служебного автомобиля и будет идти речь. Итак, ваша организация имеет служебный автомобиль. Сразу следует сделать две оговорки.

Во-первых, под организацией в рассматриваемом вопросе понимаются юридические лица всех организационно — правовых форм, а также предприниматели без образования юридического лица. Во-вторых, в контексте рассматриваемой проблемы не имеет значения, находится ли служебный автомобиль у организации на праве собственности или на праве аренды.

Вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия.

В большинстве случаев дорожно-транспортное происшествие влечет за собой причинение вреда личности или имуществу гражданина- участника ДТП, либо имуществу юридического лица. По общему правилу, установленному ст.

1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом уже упоминавшаяся повышенная опасность автомобиля, который в движущемся состоянии способен причинить вред даже без вины водителя, влияет и на условия возникновения ответственности.

По общим правилам для наступления ответственности за причиненный вред необходимо одновременное присутствие четырех условий: наличие вреда; противоправность поведения; причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением; вина лица, причинившего вред.

За вред же, причиненный в процессе эксплуатации автомобиля ответственность наступает без вины (кроме случаев, когда вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего). Ответственность без вины означает, что владелец транспортного средства будет нести имущественную ответственность независимо от того, нарушил ли он правила дорожного движения или нет.

Ответственность без вины водителя-участника ДТП установлена ст. 1079 Гражданского кодекса РФ и касается случаев, когда вред причинен одним источником повышенной опасности (например, участником ДТП был автомобиль и гражданин). Если же ДТП произошло в результате столкновения двух или более транспортных средств, то закон (п.3 ст.

1079 Гражданского кодекса РФ) в этом случае устанавливает два варианта ответственности. Первый, если в результате столкновения транспортных средств, вред причинен третьим лицам (например, пешеходам или пассажирам), то перед ними владельцы этих транспортных средств несут солидарную ответственность без вины.

Вред же, причиненный владельцам столкнувшихся транспортных средств, возмещается на общих основаниях, то есть с учетом всех четырех условий возникновения ответственности, в том числе и вины участников. В этом случае, как показывает обзор судебной практики, вред возмещает тот, кто виноват.

Если же виновны владельцы обоих транспортных средств, то вред возмещается соразмерно степени вины каждого из владельцев. А вот когда вина обоих владельцев транспортных средств отсутствует, то вопрос может быть разрешен двояко.

Существует такая позиция, что в этом случае никто из владельцев не имеет права на возмещение, и существует другая — ущерб должен быть распределен между ними в равных долях. Понятно, что помимо общих гражданско – правовых условий распределения ответственности по ДТП, существуют и технические условия, на основе которых органами ГИБДД будет устанавливаться наличие нарушения правил дорожного движения и лиц, их нарушивших. Все это говорит о большой важности присутствия представителя организации, водитель которой попал в ДТП, на самых начальных этапах рассмотрения происшествия органами ГИБДД. В этом случае организация сможет в большей степени быть готовой к защите своих прав, ведь вред, причиненный служебным автомобилем, обязана будет возместить именно организация.

Работник на служебном автомобиле – участник ДТП.

Гражданским кодексом РФ (ст. 1068 ГК РФ) установлено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Таким образом, если ваш работник на служебном автомобиле стал участником ДТП, в вопросах возмещения вреда разбираться будут с организацией, и в судебном разбирательстве ответчиком по делу о возмещении ущерба, причиненного в результате этого ДТП, будет организация.

Конечно, водитель не останется без внимания, он будет привлечен в качестве третьего лица на стороне ответчика, но вот вред придется возмещать организации. При этом совсем не обязательно, чтобы водитель, управляющий вашим служебным автомобилем, работал только на основании трудового договора. Применительно к правилам, установленным ст.

1068 ГК РФ работниками признаются как граждане, выполняющие работу на основании трудового договора, так и граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию юридического лица или гражданина.

Таким образом, для возникновения ответственности организации за действия своего работника необходимы два дополнительных условия: работник должен состоять с организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях и при совершении ДТП он должен находиться при исполнении своих служебных обязанностей (обязанностей по гражданско-правовому договору).

При этом следует учитывать, что если работник был и не при исполнении своих обязанностей, но во время совершения ДТП выполнял на служебном автомобиле поручение администрации (владельца автомобиля), то и в этом случае считается, что он находился при исполнении трудовых обязанностей. Действующее законодательство на стороне работодателя.

Да, если ваш водитель попал в ДТП и тем самым причинил вред, возмещать его будет ваша организация. Конечно же, эти расходы причинят организации убытки. Но это не означает, что они не могут быть возмещены. Закон дает право лицу, возместившему вред, причиненный другим лицом, требовать от этого лица возместить выплаченное возмещение (право обратного требования — регресса).

Это право закреплено ст. 1081 Гражданского кодекса РФ. При этом требование предъявляется в размере выплаченного возмещения, но имеется оговорка на случай, если законом установлен иной размер. Следует иметь в виду, что если работник не согласен в добровольном порядке возместить размер ущерба, то взыскать его можно будет только в судебном порядке.

Удерживать эту сумму из его заработка либо вознаграждения будет в данном случае незаконно. Законодательством предусмотрен ряд особенностей, которые возникают при взыскании с работника, совершившего ДТП, суммы ущерба в порядке регресса. Знание этих особенностей позволит участникам такого спора защитить свои права.

Итак, следует помнить, что : Если водитель – участник ДТП работает в организации на основе трудовогодоговора, то при взыскании с него суммы ущерба, суд будет руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ, регулирующими материальную ответственность сторон трудового договора (раздел XI).

Если с водителем отношения строятся на основании гражданско-правового договора, то предполагается, что в этом случае вопрос о возмещении вреда в порядке регресса будет регулироваться нормами Гражданского кодекса РФ и условиями договора. Для возможности взыскания с водителя суммы ущерба в порядке регресса наличие его вины в ДТП обязательно. Это следует из содержания ст.

233 ТК РФ в отношении работников по трудовому договору и ст. 1064 ГК РФ в отношении работников по гражданско-правовому договору. Если водитель работает в организации на основе трудового договора, то внимание следует уделить определению размера ущерба. Дело в том, что по общему правилу, установленному ст.

241 Трудового кодекса РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами. Данное правило было закреплено еще Кодексом законов о труде РФ, в настоящее время утратившим свою силу.

Но как раньше, так и сейчас трудовое законодательство предусматривает также и случаи материальной ответственности работника в полном размере причиненного организации ущерба. При этом новый Трудовой кодекс РФ содержит положение, которое принципиально меняет ситуацию по взысканию с работника суммы причиненного ущерба.

Так, статья 243 Трудового кодекса РФ, устанавливающая случаи полной материальной ответственности по сравнению со ст.121 КЗоТ РФ дополнена пунктом 6.

этого пункта заключается в том, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

То есть, раньше взыскать с водителя сумму ущерба, причиненного ДТП в полном размере можно было только тогда, когда в его действиях по ДТП содержался состав преступления. В других случаях с водителя в порядке регресса можно было взыскать ущерб только в размере среднего месячного заработка. Сейчас же, учитывая положение п.6 ст.

243 Трудового кодекса РФ, у организации появилась возможность взыскать со своего водителя, виновного в совершении ДТП, в порядке регресса ущерб в полном размере и тогда, когда его действия не являются преступлением.

Для этого необходимо, чтобы по факту дорожно-транспортного происшествия было рассмотрено дело об административном правонарушении в области дорожного движения соответствующим государственным органом (в зависимости от нарушения — судом, мировым судьей либо органами внутренних дел) и по результату рассмотрения в отношении виновного водителя было вынесено постановление об административном правонарушении. Также необходимо, чтобы ущерб, причиненный работником (водителем) реально был возмещен организацией и имелся документ, подтверждающий это возмещение. Итак, имея на руках решение суда, обязывающего организацию возместить ущерб, причиненный ее водителем, документ, подтверждающий возмещение ущерба, постановление об административном правонарушении в отношении водителя, вы можете рассчитывать на то, что решение суда о взыскании с работника причиненного ущерба в полном размере будет в вашу пользу.При этом, будьте все-таки готовы, что в суде вам придется убедительно доказывать вашу позицию, потому что законом установлено: “каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений”.

юрист Юмакулова Светлана

Источник: http://www.advo-help.ru/help/2/a62

Дтп на служебном автомобиле

Кто должен нести ответственность за ДТП, совершенное водителем предприятия?

В наше время автомобилей на дорогах становится все больше и больше, многие организации также обзаводятся служебными автомобилями. К сожалению, нередки и ДТП. Возникает вопрос: что делать, если ДТП произошло на служебном автомобиле? Кто будет отвечать и выплачивать ущерб? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в данной статье.

Согласно действующему законодательству использование транспортных средств является источником повышенной опасности и в соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, чья деятельность связана с использованием транспортных средств обязаны возместить причиненный вред, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В данной статье под организацией будет рассматривать юридические лица всех организационно – правовых форм, а также ПБОЮЛ. Причем, не важно на каком законном основании – праве собственности, аренды или других у организации находится автомобиль.

В соответствии со ст. 1064 вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ст.

1079 устанавливает ответственность водителя без вины (то есть владелец транспортного средства будет нести имущественную ответственность независимо от того, нарушил ли он ПДД или нет), в случае, когда вред причинен одним источником повышенной опасности, а также устанавливает ответственность, если ДТП произошло в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.). Во втором случае, если причинен вред третьим лицам, то владельцы обоих ТС несут перед ними солидарную ответственность без вины. Вред, причиненный владельцам столкнувшихся автомобилей, чаще всего возмещает тот, кто виноват, а если виноваты оба, то вред возмещается соразмерно степени вины каждого из владельцев. Правда, бывают и случаи, когда они оба не виноваты, тогда проблема решается одним из двух вариантов – либо права на возмещение не имеет ни один из них, либо ущерб должен быть распределен между ними в равных долях.

В соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Так что возмещать ущерб, причиненный служебным автомобилем, будет организация.

И в судебном разбирательстве ответчиком по делу о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, будет организация. Водитель же будет привлечен в качестве третьего лица на стороне ответчика.

Поэтому при рассмотрении ДТП сотрудниками ГИБДД желательно присутствие представителя организации, это поможет лучше подготовиться к защите прав.

Стоит отметить, что в соответствии со ст. 1068 ГК РФ работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина.

Получается, что ответственность организации возникает в случае, если работник состоит с организацией в трудовых или гражданско-правовых отношениях и при совершении ДТП он находился при исполнении своих служебных обязанностей (обязанностей по гражданско-правовому договору). Исполнением трудовых обязанностей считается также и выполнение поручения администрации (владельца автомобиля), даже если он был и не при исполнении своих обязанностей.

Однако, все это не значит, что организация понесет убытки по вине своего водителя. Согласно ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.

), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Правда, если работник добровольно не выплачивает размер ущерба, удерживать эту сумму из его заработка или вознаграждения нельзя, ее можно взыскать только в судебном порядке.

Для того чтобы взыскать с работника сумму ущерба в порядке регресса обязательно наличие его вины в ДТП.

Если водитель, попавший в ДТП, работает в организации на основе гражданско-правового договора, то суд, взыскивая с него ущерб, будет руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ и условиями договора.

Если же с водителем заключен трудовой договор, вопрос о возмещении вреда будет регулироваться нормами Трудового кодекса РФ. В этом случае необходимо правильно определить размер ущерба.

В соответствии со ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

А на основании п.6 ст.

243 материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Таким образом, организация может взыскать ущерб в порядке регресса в полном размере с водителя, виновного в ДТП, если соответствующим государственным органом по факту ДТП было рассмотрено дело об административном правонарушении в области дорожного движения и в результате в отношении водителя было вынесено постановление об административном правонарушении. Правда, в этом случае необходимо чтобы ущерб, реально был возмещен организацией и имелось документальное подтверждение возмещения ущерба, также организации нужно иметь при себе решение суда, обязывающего возместить ущерб, причиненный ее водителем.

Судебные разбирательства зачастую отнимают очень много времени, средств и нервов, так что работодателю, имеющему служебные автомобили, лучше заранее подстраховаться и при оформлении трудового договора с водителем, включить пункты, подробно регулирующие данный вопрос. Задать вопрос автоюристу .

Источник: http://www.ukon.su/

Автоэкспертиза

Источник: http://www.ukon.su/article/article_363_dtp-na-slujebnom-avtomobile/

Ветка права
Добавить комментарий