Куда писать заявление на обидчика сына, если школа бездействует?

2018-02-02T08:00+0300

2018-02-02T12:09+0300

//ria.ru/20180202/1513802340.html

“Ничего не докажешь”. Родители в одиночку спасают детей от травли в школе

//cdn25.img.ria.ru/images/150518/02/1505180262_0:540:5184:3456_1036x0_80_0_0_e278d7d4c17c856c0fd2d21dd34d50.jpg

РИА Новости

//cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

//cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 2 фев — РИА Новости, Ирина Халецкая. Сельская школа в Свердловской области прославилась на всю Россию. Всему виной самодурство учителя.

Классный руководитель вручила ученикам грамоты, но тут же отобрала благодарность у одной из школьниц. Родители девочки не сдали 300 рублей на нужды класса — так педагог обосновала свои действия, причем публично.

Инцидент случился еще перед Новым годом, однако огласку получил только сейчас. Теперь делом занимаются местные власти, а девочка вынуждена посещать психолога.

Буллинг (травля. — Прим. ред.) в школах давно не редкость. Травят и учителей, и подростков. Впрочем, управа на это есть. На собственном примере это доказала москвичка Наталья Цымбаленко. Узнав, что над ее сыном издеваются сверстники, она подняла всех — от руководства школы до полиции с прокуратурой. В результате от ребенка отстали, а в классе воцарилась тишина.

Как родителям защитить детей от травли в учебном заведении — в материале РИА Новости.

Анастасия Наговицына воспитывает двух детей. Старшая дочь Оля учится в четвертом классе. Проблем в школе у нее никогда не было. Однако в последний учебный день перед новогодними каникулами девочка пришла домой в слезах.

Выяснилось, что классный руководитель решила подарить детям символические подарки и намеренно проигнорировала девочку. “При всем классе учитель сказала, что для Оли нет ничего, потому что она не сдала на нужды класса 300 рублей”, — рассказывает мама.

После этого, вспоминает Анастасия, учительница стала раздавать грамоты детям, в том числе вручила и Оле.

“Но потом осеклась и говорит: “Ой, Оля, а ты же не сдавала деньги, верни-ка грамоту!” И добавила, что в школе, дескать, не хватает бумаги, а раз деньги не внесли, то и благодарности не жди.

Дочка подумала, что учитель шутит, оставила грамоту на парте, но затем убрала в портфель. Педагог все же заставила ребенка отдать бумажку”, — продолжает Анастасия.

Это выбило девочку из колеи. По словам родителей, дочь отказывалась ходить в школу, говорила, что ее унизили перед одноклассниками. Теперь ей приходится посещать психолога. Но все разговоры на эту тему до сих пор заканчиваются слезами. Что характерно, учительница перед семьей так не извинилась.

Когда Наговицына написала о случившемся в соцсетях, историю подхватили СМИ. Управление образования провело проверку и вынесло учителю выговор с дисциплинарным взысканием. Все могло бы на этом и закончиться, но классный руководитель, поясняет Анастасия, изводит девочку упреками.

“Она ей заявила, что никаких выговоров не боится. Оказалось, что не только моей дочке не досталось подарка. Обделили еще нескольких учениц. Кроме того, в ноябре одна мама просила у директора, чтобы он повлиял на педагога.

Абсурдность ситуации в том, что учитель про деньги на нужды класса говорит не родителям, а детям”, — возмущается Анастасия.

Она рада была бы перевести дочь в другое учебное заведение, но в селе только одна школа и один четвертый класс.

“Другие родители молчат. Опасаются, что начнут гнобить их детей. Многие мамы писали мне, говорили, что я молодец — не побоялась”, — рассказывает Наговицына.

К урегулированию конфликта подключился депутат Госдумы от Свердловской области Дмитрий Ионин. Он привез в школу несколько упаковок бумаги, которой так не хватало классному руководителю Оли. Парламентарий очень хотел пообщаться с директором, но не застал ее на рабочем месте — она в спешке уехала в Екатеринбург после того как начались звонки из СМИ.

“Я считаю, что такой учитель не имеет права работать с классом. К сожалению, это не единичный случай. Однако родители не должны молчать, надо сразу же обращаться в соответствующие органы!” — прокомментировал ситуацию Ионин РИА Новости.

Дети сами не решат

Обычно все же учеников в школе травят одноклассники. Многие психологи в статьях о буллинге обращают внимание на то, что учителя до последнего не замечают проблему: жестокие дети в присутствии взрослых ведут себя прилежно. Кроме того, некоторые родители считают, что ребенок сам виноват. Не можешь поладить с одноклассниками — твоя проблема, сам разбирайся.

Мало кто задумывается, что дело не столько в жестокости детей, сколько в нежелании педагогов повлиять на ситуацию и вовремя вмешаться.

Москвич Петя Цымбаленко в пятом классе перешел в другую школу и попал под град насмешек сверстников. Его мама Наталья вспоминает: как такового повода для травли никогда не было, просто в классе сформировался костяк из “крутых”, которые цеплялись к “некрутым”.

К Пете приставали меньше всего, куда больше страдали другие мальчишки. По словам Натальи, им портили личные вещи, подкладывали бутылки с мочой в портфели, стягивали штаны в раздевалке. Все это снимали на камеру телефона и потом выкладывали в соцсетях.

“Дети просили помощи у классного руководителя. Но педагог — неконфликтный человек, она спускала все на тормозах, говорила, что “стукачей не любят”, “надо закалять характер” и “уметь находить подход к товарищам”. Максимум, что она могла сделать, — провести беседы на тему “давайте жить дружно”, — рассказывает мама Пети.

Наталья долго не вмешивалась, но на всякий случай наняла для сына персонального тренера по фехтованию и рукопашному бою. Отчасти это помогло — драться Петр больше не боялся, “крутые” ребята от него отстали и переключились на его лучшего друга Мишу. Мальчишку “развели на деньги”. ” уговорили его купить у них вейп, взяли деньги и не отдали”, — объясняет Цымбаленко.

После этого Наталья поняла: разбираться с проблемой придется ей самой. Она решила показать чиновникам, педагогам и правоохранителям, что творится в школе. Каждый свой шаг подробно описала в соцсетях, чтобы другие родители знали, как вести себя в сложной ситуации. По сути, ее пост — это самые настоящие лайфхаки для мам и пап.

Борьба с травлей. Лайфхаки

Первым делом она встретилась с родителями учеников, которых травили в классе. Однако одни опасались что-то предпринимать, другие собирались переводить ребенка в другую школу. “В итоге остались три мамы, готовые действовать. Я убрала эмоции и села писать подробное коллективное заявление сухим бюрократическим языком. Получилось 20 с лишним страниц”, — вспоминает Наталья.

Источник: //ria.ru/20180202/1513802340.html

Травля в школе: как бороться с ней при помощи закона?

Куда писать заявление на обидчика сына, если школа бездействует?

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется.

В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет.

Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя привлечь к ответственности. Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с эмоциональной травлей на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, – это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны учителей.

Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно жестокий и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения.

Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

//www.youtube.com/watch?v=8oYpvn1WCRc

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, а травля не прекращается, то учителя и директор могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда, к административным – штрафы.

То же самое касается и ситуации, когда сверстники что-то вымогают или пытаются отобрать силой у вашего ребенка. Подобные ситуации могут иметь опасное продолжение и вмешательство старших (учителей, администрации) необходимо. К сожалению, привлечь к какой-либо ответственности юного вымогателя также очень сложно, практически невозможно, но с ним обязаны разобраться учителя и родители.

К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать.

В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще.

Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

Итак, если вашего ребенка ударили в учебном заведении, необходимо в травмпункте освидетельствовать нанесение побоев, а затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или же обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, разбираться с родителями агрессора будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего – постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы. Если будет написано заявление и будут зафиксированы побои, «замять» ситуацию директору и учителям не удастся.

Подводя итог, еще раз поясним, что травля в школе – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно.

Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод – психологическая защита ребенка.

Как научить его правильно отвечать обидчикам и противостоять зачинщикам травли, вы можете узнать на нашем сайте.

Иван Долгов

Источник: //www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/travlya_v_shkole_kak_borotsya_s_ney_pri_pomoshchi_zakona/

Защищаем права ребенка в школе

Куда писать заявление на обидчика сына, если школа бездействует?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

//www.youtube.com/watch?v=GQe1IIajhv0

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: //eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Как защитить права школьника – отвечает адвокат

Куда писать заявление на обидчика сына, если школа бездействует?

Белорусское телеграфное агентство совместно с Белорусской республиканской коллегией адвокатов продолжают цикл материалов на правовую тематику “Право на защиту: советы адвоката”. В этот раз предлагаем обсудить вопросы, касающиеся защиты прав школьников.

Опытные адвокаты юридической консультации Ленинского района Гродно Юлия Антоненко, Линда Макарова и Екатерина Грицкевич расскажут о том, на какую компенсацию можно рассчитывать, если в учебном заведении получена травма, что делать, если ребенка травят одноклассники, и будет ли считаться доказательством в суде диктофонная запись с оскорблениями.

Что делать, если ребенка травят в школе? Как реагировать родителям и куда обращаться? Можно ли привлечь обидчиков к ответственности?

Травить ребенка могут психологически (включая обе крайности – как шквал оскорблений, так и бойкот), физически (поджидать в подворотне и бить), прятать, портить и воровать его вещи. Способов нарушить границы личности множество.

В таком случае следует сообщить классному руководителю и руководству учреждения образования. Также для защиты интересов ребенка можно обратиться в соответствующий орган опеки и попечительства. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика.

Если необходимо, рекомендуется обратиться к детскому психологу.

О фактах применения или угрозы применения физического насилия в отношении ребенка, оскорблений, клеветы, хулиганства, хищения имущества или его порчи, доведения до самоубийства, служебной халатности и другом стоит сообщать в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования – для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности.

Родители ребенка, на которого морально, психологически давят одноклассники, могут привлечь обидчиков только к ответственности, прямо предусмотренной законодательством.

Для этого необходимо прежде всего зафиксировать факт противоправных действий, за которые законом предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом важно, чтобы виновное лицо достигло возраста уголовной или административной ответственности. Например, по ст.4.3.

КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом.

С 14 лет административная ответственность наступает только по отдельным категориям правонарушений. В частности, за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, мелкое хулиганство.

Родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, подпадающие под уголовное или административное законодательство, могут обратиться с иском в суд о компенсации морального вреда, а также о защите чести и достоинства ребенка, если распространялись не соответствующие действительности сведения, которые порочат его честь и достоинство.

Есть ли ответственность для учителя, который не замечает такую травлю? Если он остается в стороне от конфликта, не пытаясь его как-нибудь разрешить, тем самым просто бездействует?

Учитель или воспитатель – это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен – дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду – воспитатель.

Документами, четко определяющими обязанности и ответственность учителей, воспитателей и других участников образовательного процесса, являются Кодекс об образовании, устав, правила внутреннего распорядка школы и должностные инструкции.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора, иных локальный нормативных актов, должностных обязанностей классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

Иная ответственность для учителя и руководства школы, которые не замечают такую травлю, может наступить только в случае наступления определенных неблагоприятных последствий для ребенка. Например, ст.

428 УК предусмотрена ответственность за служебную халатность, то есть в частности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

Как поступать, если травля ведется в соцсетях?

В подобной ситуации для установления причастных к оскорблениям и травле первоначально целесообразно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением.

К нему следует приобщить скриншоты страниц интернет-ресурсов (социальных сетей и др.), на которых содержатся сведения, подтверждающие изложенные в заявлении факты.

Если в действиях обидчиков будет установлен состав правонарушения, они (или их законные представители) могут быть привлечены к ответственности.

Кроме того, пострадавший либо его законные представители могут обратиться в суд с исковыми требованиями об опровержении порочащих честь и достоинство учащегося сведений, а также о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Важно помнить, что в гражданском процессе каждая сторона обязана доказать факты, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В том числе необходимо подтвердить характер и степень физических и нравственных страданий, перенесенных ребенком в связи с оскорблениями и травлей.

Могут ли родители перевести своего ребенка в параллельный класс, если возник конфликт с педагогом или одноклассниками?

Перевод детей в параллельный класс происходит на основании заявления родителя (-лей), поданного на имя директора школы. Заявление должно содержать:

– фамилию, имя, отчество директора, а также наименование учебного заведения, в которое подается заявление (место обучения ребенка);

– фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) родителя (-лей), а также их контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);

– фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) ребенка с указанием класса, в котором он обучается;

– обоснование причины перевода с указанием параллельного класса, в который родители хотели бы перевести ребенка;

– подпись родителя (родителей) и дату подачи заявления.

Директор школы принимает решение о возможности перевода с учетом наличия свободных мест в желаемом классе. Наполняемость классов установлена ст.13, 14 Кодекса Беларуси об образовании.

Может ли ребенок записывать оскорбления одноклассников или учителя на диктофон? Будет ли это считаться доказательством в суде?

По действующему законодательству аудиозапись может являться источником доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах.

Вместе с тем для признания аудиозаписи допустимым доказательством и учета ее судом при принятии итогового решения по делу нужно, чтобы она была получена в порядке, установленном законом.

Данные требования обусловлены необходимостью соблюдения конституционного права граждан на невмешательство в их личную жизнь.

Так, по ст.229 Гражданского процессуального кодекса Беларуси не может использоваться в качестве доказательства звуко- или видеозапись, полученная скрытым путем, за исключением случаев, когда такая запись допускается законом.

Таким образом, допускается звукозапись, сделанная скрытно, но в порядке, предусмотренном законом об оперативно-разыскной деятельности, или открыто, если собеседник был предупрежден о том, что разговор записывается, и согласился на запись, либо подтвердил, что осведомлен об этом обстоятельстве. Факт осведомленности о производстве аудиозаписи должен явственно следовать из ее содержания.

Может ли учитель отбирать у школьника телефон на время урока, если он мешает учебному процессу?

В настоящее время в Беларуси нет специальных нормативных правовых актов (законов, актов Президента, постановлений правительства и т.д.), регулирующих вопросы использования мобильных телефонов учащимися в школах.

В целом порядок владения и пользования учащимися мобильными телефонами регламентируется общими нормами гражданского законодательства о праве собственности. В большинстве случаев учащийся, получивший телефон в дар от своих родителей или иных родных, является его собственником.

Любому собственнику, независимо от возраста, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Таким образом, временное отобрание мобильного телефона учителем – незаконная мера.

Вместе с тем в учреждениях образования могут разрабатываться и действовать локальные акты, например уставы, правила, положения, устанавливающие определенные требования к организации учебного процесса и поведению учащихся, в том числе ограничения в пользовании мобильными телефонами во время уроков. За нарушение установленных правил к учащимся в отдельных случаях могут применяться меры дисциплинарного воздействия, например, замечание или выговор.

Какие действия должен предпринять учитель, если в классе произошла кража? Имеет ли он право досматривать школьника, которого подозревает в этом преступлении, проверять его портфель?

В случае кражи учитель ставит в известность директора школы. Руководство учебного заведения информирует законного представителя (-лей) о произошедшем и решает вопрос о необходимости вызова милиции. Не стоит злоупотреблять правом на вызов сотрудников милиции. Необходимо учитывать размер похищенного имущества (ластик, ручка или это более дорогостоящие вещи).

Досмотр школьника и его вещей учителем не допускается, так как он не относится к кругу лиц, имеющих такое право.

Могут ли родители присутствовать на занятиях в школе по собственной инициативе?

Родители являются законными представителями обучающихся несовершеннолетних. К ним помимо родителей относятся усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

В законодательстве нет запрета на присутствие законных представителей на занятиях в школе. В соответствии с п.1.4 ч.1 ст.

34 Кодекса об образовании они имеют право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся.

Если законные представители желают присутствовать на уроке, рекомендуется написать заявление на имя директора с указанием учителя и урока, который они собираются посетить.

Кто несет ответственность, если из-за драки в школе пострадал ребенок? Как поступать родителям жертвы и виновника? Предусмотрена ли компенсация, если травма получена, например, во время занятий физкультурой?

Ответственными в таком случае за противоправные действия ребенка будут его законные представители и соответствующее учреждение образования. Сами обидчики отвечают только после достижения ими 14-летнего возраста.

Если ребенка избили, необходимо сообщить классному руководителю и руководству школы, обратиться в травматологическое отделение учреждения здравоохранения, где пройти медицинское освидетельствование на наличие телесных повреждений у ребенка, а также для установления степени их тяжести, если таковые есть. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика. Сообщить в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования о случившемся для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности. Обратиться при необходимости к детскому психологу.

При наличии у ребенка телесных повреждений его законные представители вправе обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а если во время драки было повреждено имущество, то и о возмещении ущерба.

По гражданскому законодательству имущественную ответственность в таком случае за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), несут его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, таковой должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

В случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

По достижении малолетним 14-летнего возраста, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка (доходов), потерпевшему обязаны возместить (помимо расходов, вызванных повреждением здоровья) также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из установленного законодательством пятикратного размера базовой величины.

Следует отметить, что вред, который возник вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность его самого содействовала возникновению вреда или его увеличению, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Если будет установлено, что ребенок получил травму по вине учреждения образования, то его законные представители могут обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а также о возмещении вреда в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего.

Если вас интересует какая-то тема, можете присылать свои вопросы и предложения по адресу advice@belta.by.-0-

Подписывайтесь на нас в

Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

Источник: //www.belta.by/society/view/kak-zaschitit-prava-shkolnika-otvechaet-advokat-317848-2018/

Инструкция для родителей: что делать, если вашего ребёнка бьют в школе

Куда писать заявление на обидчика сына, если школа бездействует?

Я, как человек, который был директором школы, и как родитель детей-школьников, прошёл через разные стадии процесса отстаивания прав тех или иных ребят, своих или чужих.

Поэтому могу сказать, какие шаги можно, а какие нужно делать родителю в той или иной ситуации, когда вашего ребёнка в школе обижают. Обижают одноклассники (или один), обижают старшие ребята. Понятно, что обижать можно по-разному.

Можно доводить до слёз оскорблениями, а можно быть побитым каждую неделю. И вот на это надо обращать внимание.

Первое.

Если вы несколько раз в течение довольно короткого времени (а время летит быстро, поэтому если раза четыре в месяц) услышите от ребёнка одну и ту же “фамилию”, которая сделала то-то или то-то, созвонитесь с классным руководителем и постарайтесь выяснить, не замечал ли он что-то в их отношениях и как складываются отношения с обидчиком у других детей. Если по косвенным признакам будет понятно, что не знакомая вам ещё мама того мальчика или девочки вменяемая, то можно попробовать встретиться с ней и поговорить. Отцам было бы проще решить конфликт вообще на этом этапе. Но, повторюсь, при вменяемости сторон.

Второе. Если жалобы не прекращаются, контакт с родителями стопорится, на уровне классного руководителя вопрос стопорится, вам от этого тревожно и вообще синяки, честно говоря, начинают уже доставать — идите в бой, но с полной уверенностью, что пойдёте до конца.

Потому что путь до конца слишком нервен, грузен и требует большой бюрократической волокиты, хотя и кратковременной с вашей стороны. Вовсе не обязательно, что вам придётся топить кольцо в кипящей лаве, но уверенность должна быть.

А чтобы она была, нужно помнить чётко цель и алгоритм действий.

Цель — то, что вы хотите в конечном итоге. Вы хотите, чтобы обидчика высекли розгами перед всей школой? Вы хотите, чтобы ему дали 15 лет строгого режима? Любая цель может быть реализована, дело во времени и в личном психическом здоровье.

Допустим, вы хотите, чтобы обидчика перевели в другую школу. Такое возможно, согласен. Но требовать этого незаконно: решать, где ребёнку обучаться, — это право родителей.

Самая реальная цель — зафиксировать и громко заявить о ситуации, чтобы она начала рационально решаться и на неё обратило внимание максимальное количество заинтересованных лиц, в том числе и внутри школы.

Потому что иногда информация до директора банально не доходит, пока вы не напишете письменное заявление на его имя и не проведёте его через канцелярию. Либо запишитесь к нему на личный приём.

Но встречу должно предварять письменное заявление с детальным описанием ситуации и того, что было сделано, проведённое через секретаря, и у вас на руках должна остаться копия с входящим номером, заверенная у секретаря. Возможно, на этом вопрос и начнёт решаться. А если нет?

Ситуация обостряется, и начались побои. Мелкие тычки, толчки, унизительные клички и издевательства. В конце концов вашего ребёнка побили в школе. Отмечу, не после уроков на улице, а непосредственно в школе. Ваши действия.

Идите в школу, по дороге созванивайтесь с классным руководителем либо с кем-то из администрации, проходите вовнутрь и сразу вызывайте полицию. Набираете 112, выбираете по голосу — и вперёд.

Сообщаете, что вы находитесь по такому-то адресу, это здание школы, ваш ребёнок получил физические травмы, вы просите прислать наряд полиции, чтобы зафиксировать произошедшее. Вам будет предложена скорая помощь — решайте сами в зависимости от тяжести.

Если разбили нос, то, может, и стоит вызвать скорую, чтобы сделали снимок. В любом случае вам будет необходимо в тот же день появиться в лечебном учреждении и снять побои. Но об этом позже.

Вы сообщаете сопровождающему вас лицу о вызове полиции, ожидаете приезда. По приезде полиции вы вправе написать заявление (и чтобы с вас сняли объяснения) прямо на месте.

Но это на практике мало реализуется по одной простой причине: вам в любом случае нужно будет иметь корешок регистрации вашего заявления в журнале регистраций, который находится в отделе полиции.

Поэтому если ребёнку не грозит смертельная опасность и он просто сидит, хлюпает носом и держит пятак у фингала, то соглашайтесь на любезное приглашение проследовать в отделение для дачи показаний как законный представитель своего ребёнка.

Далее вам определят инспектора по делам несовершеннолетних, который возьмёт с вас объяснения произошедшего: расскажет ребёнок, расскажете вы. Вы же и заверите оба листа показаний.

После вы напишете заявление, отдадите его в окошко дежурной части, и — самое главное — не забудьте взять корешок регистрации, он вам пригодится, это единственный документ, доказывающий, что вы подали заявление. В течение десяти дней они должны произвести проверку изложенных вами сведений и дать вам письменный ответ. Неплохо было бы при прощании с инспектором ПДН взять контактный телефон и держать на контроле, делается что-то или нет.

Инспектор затребует с вас справку из травмпункта с фиксацией побоев, поэтому вы едете в травмпункт и едете именно сегодня.

Внимание: взрослые травмпункты не выдают такие справки детям, вам нужен именно детский травмпункт.

После получения справки дома её сканируете. Вообще, теперь все документы сканируете, все они будут нужны в электронном виде. Из травмпункта врач обязан сообщить в полицию, так как побои произошли в школе. Это ещё один плюс вам в вашей истории, потому что в отдел по делам несовершеннолетних о вас сообщат дважды.

Дома первым делом, не затягивая, открывайте сайт департамента образования вашего города или области и пишите в электронную приёмную. Департамент образования города Москвы откликается очень оперативно.

Описывайте ситуацию, прикрепляйте сканы всех документов, которые подтверждают ваши слова (в том числе и все сканы заявлений на имя классного руководителя или директора школы, бумаги из полиции), просите организовать проверку изложенных фактов.

Делайте это сразу, завтра у вас на это уже не хватит сил, да и настроение пропадёт.

При этом надо понимать, что Федеральный закон “О порядке рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации” трактуется таким образом, что позволяет отправить письмо на “рассмотрение по компетенции”, то есть школе.

Так и будет, поэтому своим письмом вы лишний раз побудите руководство школы вникнуть в ситуацию, но никак их не накажете. То есть ещё раз: ваше письмо в департамент образования — это трата времени директора на составление вам ответа. Но ваша проблема будет решена, если вы уже сформулировали для себя, что вы хотите, а не в порыве праведного гнева палите вокруг из всех орудий.

Ваши действия не приносят результата — стопорится что-то на всех уровнях, в течение трёх дней до вас не доходят никакие сигналы. Маловероятно, но всё же. Не ждите — ищите СМИ, которые готовы осветить вашу ситуацию: школьная тема актуальна. Три дня у вас на всё на это и уйдёт — описание ситуации, подтверждение документами, принятие решения на планёрке по поводу нужности материала.

Обычно медиа понимают, что такие темы могут и не выстрелить, и должны быть готовы остановить вашу публикацию по вашей просьбе в случае изменения ситуации и при должном этическом уровне отношений, но и вы должны понимать, что вас могут женить и без вас. Это крайний шаг к огласке. По степени распространения этой информации последствия будут различаться — вы сами видели разные примеры.

Но публикация даёт вам следующий шаг — вместе со ссылкой на публикацию вы пишете письмо в мэрию Москвы, Генеральную прокуратуру, Министерство образования, президенту РФ с просьбой проверить изложенные в статье факты, так как вы и являетесь тем лицом, о котором идёт речь. Далее опять начинается круговерть бумаг, но она дополнительно стимулирует какие-то рациональные изменения в ситуации, а возможно, что приведёт и к возбуждению уголовного дела по факту халатности.

Я описал предельное количество уровней, которым был свидетель или прошёл сам. Редко требуются все этапы.

Самое главное правило — вовремя остановиться! Идите на любой контакт, который вам будет предлагаться, ищите варианты разрешения ситуации, возможности перевести всё в область человеческих отношений.

Вашему ребёнку ещё в этой школе учиться, а вам ещё несколько лет встречаться с этими людьми и на выпускном вечере постараться не испортить друг другу настроение.

Источник: //life.ru/p/990433

Ветка права
Добавить комментарий