Квалификация деяния как оскорбление чувств верующих

Оскорбление чувств верующих – советы адвокатов и юристов IQLaw

Квалификация деяния как оскорбление чувств верующих

Оскорбление чувств верующих является уголовно наказуемым преступлением и преследуется по закону. Вероисповедание и приверженность к определенной конфессии нередко становятся поводом для преследования со стороны нарушителей правопорядка. Защита верующих от оскорблений регламентирована в нескольких правовых нормах, полностью отстаивающих права религиозных общин и их членов.

Законодательные нормы

Права верующих в первую очередь защищает ст.148 УК РФ, дополненная и расширенная в 2013 г. В настоящей редакции виновные привлекаются к ответственности в следующих случаях:

  • публичные действия, несущие оскорбления и неуважение к чувствам верующих граждан;
  • препятствия проведению обрядовых церемоний и собраний разрешенных в стране конфессий.

Кроме основной статьи закона, карающей за преступления религиозной направленности, кодексом установлены дополнительные возможности для привлечения к ответственности.

В зависимости от состава преступления, могут применяться следующие нормы:

  • ст.213 предусматривает наказание за хулиганство, в том числе связанное и спровоцированное религиозной нетерпимостью;
  • ст.214 устанавливает вину за вандализм, в том числе за разрушение религиозных и культовых сооружений;
  • ст.282 регламентирует наказание за оскорбление достоинства, в том числе по вопросу вероисповедания.

Законодательная база может быть расширена административным наказанием, связанным с причинением незначительного вреда. Таким образом, права верующих достаточно защищены и часто открываются судебные процессы на всех судебных уровнях.

Классификация преступных деяний

Уголовный кодекс дает точную классификацию понятию оскорбления религиозных чувств верующих.

  • Действие должно быть публичным, производиться на виду у посторонних лиц.
  • Поступок должен носить грубый, издевательский характер, схожий по признакам с хулиганством.
  • Главной целью должно быть признано именно оскорбление. Преднамеренный характер поведения является основой классификации преступления против чувств верующих.

Наличие подобных признаков и преднамеренности деяния позволяет рассматривать судебный процесс по теме чувств религиозных граждан. Неприличная форма обращения, идущая вразрез с моралью, становится оскорблением чести и достоинства, за которое придется ответить по закону.

Оскорблениями признаются грубые и неоправданные слова в адрес потерпевшего или группы лиц, которые не провоцировали и не оскорбляли взаимно ответчика по делу. Чаще всего подобные хулиганские действия становятся посылом для последующих физических воздействий и часто приводят к дракам и столкновениям, избиению, что значительно усложняет ситуацию.

Какие действия против верующих приводят к наказанию

Доказать вину и привлечь к ответственности по ст.148 УК РФ бывает крайне сложно.

Поскольку нет четких критериев вины, указания в законных актах крайне расплывчаты и требуется объективно доказать направленность проступка.

Важное значение имеет тон, каким было высказано суждение о религиозном течении и его приверженце. Оскорбления могут сыпаться одновременно с препятствованием собрания или шествия верующих.

В РФ регистрируют две формы религиозных образований:

  • группа — собрание людей по интересам, при этом предметы культа принадлежат им на праве собственности каждому;
  • организация имеет собственный бюджет и государственную регистрацию. Встать на учет может коллектив из 10 и более лиц, бывшие группой свыше 15 лет.

Если возбуждается дело об оскорблении чувств верующих, то речь идет об организации, а не отдельной личности. В последнем случае рассматриваются иски из-за хулиганства по мотивам религии. Дело может возбуждаться по иску верующего определенной конфессии за нанесение ущерба ему или его имуществу.

Что суд принимает за оскорбления

В случаях обидных высказываний по религиозным мотивам только лингвистическая экспертиза может однозначно установить наличие в высказываниях оскорблений. Чтобы инициировать дело по спору о нанесенных оскорблениях, необходимо доказать следующее:

  • высказывания имели негативный оттенок, явно относились к члену общины или группе религиозных деятелей, лиц;
  • речь лица направлена конкретно верующему или рассчитана на передачу третьими лицами;
  • фразы характеризуют верующего с негативной стороны и необъективны, содержат нецензурную лексику;
  • прослеживается явная тенденция в оскорблении гражданского достоинства и чести.

Если оскорбления прозвучали в СМИ или другом публичном пространстве, то это усугубляет меру ответственности и виновность легче доказать по обращению потерпевшего. Если признаки унижения чувств верующих присутствуют и доказаны по нескольким позициям, то можно говорить о наличии состава преступления.

На практике чаще всего рассматриваются иски по защите чувств православных верующих. Но все религии равны перед законом и при официальном признании конфессии или церкви, закон защищает ее сторонников в одинаковой мере. Если возникла подобная ситуация, то следует заручиться поддержкой опытного юриста и подавать грамотное заявление в полицию районного (городского) подчинения.

Ответственность по ст.148 УК РФ

Статья имеет четыре части, разделение произведено в зависимости от тяжести преступления. Минимальным наказанием является штраф (200-500 тыс. рублей) или заработка (за 1-3 года). Максимально осужденному грозит реальный срок заключения (1-3 года). Кроме данных мер, суды имеют право вынести постановление о принудительных и обязательных работах на длительные сроки.

  • Первая часть статьи касается оскорбительных высказываний в публичном месте. Отягчающие моменты судом не рассматриваются.
  • Вторая часть рассматривает ситуацию, когда оскорбительные действия нанесены верующим в особых, религиозных местах.
  • Третья часть карает за срыв и помехи при проведении мероприятий, проводимых религиозными организациями.
  • Четвертая часть устанавливает наказание за наиболее тяжелые по форме унижения чувств религиозных людей, такие как насилие или угроза насилия. Сюда же относится совершение преступления с использованием служебного положения.

Законодатель устанавливает действительно высокую меру ответственности за посягательства на религиозные чувства граждан. Вся сложность заключается в доказательстве направленности преступления, связанного с религиозностью, а не хулиганскими мотивами.

Куда необходимо обращаться

В подобной ситуации требуется обратиться в отделение полиции и написать соответствующее заявление. Необходимо приложить к заявлению как можно больше доказательств ущемления прав на почве религии.

В экстремальной ситуации требуется вызывать наряд, чтобы прекратить противоправные действия нападающих лиц.

Порой от оперативности полицейского наряда зависит защита не только от морального и материального ущерба, но и физического вреда здоровью.

Подавая в райотдел заявление, необходимо обязательно указать следующую информацию:

  • сообщить сведения о преступнике, при отсутствии личных данных потребуется тщательно описать внешность и особые приметы;
  • указать факты надругательства над пострадавшим гражданином. При наличии фото и видеосъемки, свидетельства прилагаются в качестве доказательной базы;
  • если пострадало несколько человек, то необходимо их перечислить или составить коллективную жалобу.

Дежурный сотрудник зафиксирует заявление в книге учета и сообщит об открытии дела. Если жалоба составлена грамотно и факты подтверждены документально, то возможно открытие преследования сразу по нескольким статьям законодательства.

Если заявление отказались принимать, то необходимо потребовать письменного обоснования. Такое уведомление позволит обжаловать отказ у вышестоящего руководства или в суде.

После принятия жалобы начинаются следственные мероприятия, опрашиваются свидетели и изучается фактический материал.

Если следствием будет обосновано и доказано намеренное ущемление чувств заявителя и откровенное богохульство, то дело будет передано в суд по обвинению в рассматриваемой статье.

Во многом исход следственных действий и судебного рассмотрения зависит от защитников противных сторон.

Адвокаты потерпевшего должен подобрать безусловные доказательства порочащих действий, совершенных обвиняемым против вероисповедания. Оскорбление чувств верующих также наказывается по ст.5.

26 КоАП, если не доказан умысел виновного лица. При намеренном оскорблении вступает в действие ст.148 УК, что предусматривает серьезную ответственность.

Речь в последнем случае идет не об административном проступке, а уголовном преступлении. Дела подобного рода часто становятся резонансными процессами и обсуждаются общественностью, ведь без надлежащего уважения к религии невозможно построение правового государства.

Если вам необходима профессиональная онлайн-помощь юристов, обращайтесь к нам. Вы можете воспользоваться чатом, где Вам ответят наши специалисты Информация была полезна?

Источник: https://iqlaw.com/category/ru-grazdanskoe-pravo/oskorblenie-chuvstv-veruyushchih

Проблемы квалификации преступлений, направленных на оскорбление чувств верующих

Квалификация деяния как оскорбление чувств верующих

АННОТАЦИЯ

Автор анализирует ст. 148 Уголовного кодекса РФ, указывая неясности в ее диспозиции и разъясняя несоответствие некоторых положений данной статьи правилам логики и юридической техники. Исследуются категории «оскорбление», «религиозные чувства», «оскорбление религиозных чувств верующих». Обосновывается необходимость изменения действующей редакции ст. 148 УК РФ.

Ключевые слова: Уголовный кодекс, верующие, религия, оскорбление, религиозные чувства.

В настоящее время уголовно-правовое законодательство находится на стадии развития, поправки, вносимые в Уголовный кодекс направлены на его совершенствование и заполнение пробелов.

Но, несмотря на попытки законодателя улучшить уголовно-правовые нормы, в Уголовном кодексе все еще имеются значительное количество несовершенных норм, которые допускают двоякость его толкования, противоречат законам логики, не содержат всей полноты информации, касающейся соответствующих правил поведения, а также несовершенным является язык уголовного закона.

Данные обстоятельства несомненно негативно отражаются на применении норм права, влекут к ошибкам в процессе привлечения к ответственности и дискредитации самого правого государства.

В современном обществе наиболее резонансными делами являются дела по привлечению лиц по статье 148 УК РФ за нарушение права на свободу совести и вероисповедания, так как большинство населения ( 79 % опрошенных граждан) придерживаются религиозных убеждений и большинство из них (61% опрошенных, 77% верующих) — православные христиане, в обществе сложилась терпимость к различным религиозным убеждениям и верованиям, что соответствует Конституции РФ, провозгласившей идею о светском характере государства. Одним из критериев отнесения государства к светскому, является предоставление равной правовой защиты для «верующих» так и для людей, отрицающих существование Бога (атеистов) и не придерживающихся никаких религиозных воззрений (агностиков), а также обеспечение свободы совести. Но если обратиться к тексту статьи 148 УК РФ, то можно сделать вывод о защите чувств только верующих.

Еще в 1649 году в Соборном Уложении в 1 статье 1 главы была закреплена норма предусматривающая ответственность за иноверие и богохульство («оскорбление своими словесными выражениями или какими-либо действиями, а также отрицание Иисуса Христа, святых»), в советский период данный состав был декриминализирован, в современном российском периоде данный состав был введен Федеральным законом от 29.06.2013 N 136-ФЗ, который расширил норму статьи 148 УК РФ.  Формулировка статьи, на наш взгляд, является несовершенной и нуждается в изменениях.

А именно, если обратиться непосредственно к тексту статьи, в частности к его смыслу, то можно сделать вывод, что употребляемые в ней термины, словосочетания не имеют объективного выражения критериев, позволяющих отграничить деяния от уголовно-наказуемого.

Так, например, законодатель не дает разъяснений по поводу того, что является действием, выражающим явное неуважение. Словарь Ожегова определяет уважение как «почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств», а, следовательно, неуважением является отрицание чьих-нибудь достоинств.

В статье указывается именно на субъекта противоправного деяния – верующего. От обычного человека верующий отличается лишь наличием веры во что-либо. А значит, законодатель фактически признает достоинством наличие веры у человека.

Думается, само по себе наличие веры у человека не может признаваться достоинством, так как вера не является качеством человека, а является лишь убеждением в чем-либо.

С учетом того, что формулировки статьи 148 и статьи 213 совпадают, имеется возможность обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда, посвященному уголовным делам о хулиганстве, исходя из которого «явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованным желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним». Весьма очевидно, что данная категория является оценочной и не может быть точностью определена, так как «общепризнанные норма и правила поведения», являются негласными и не имеют законодательного закрепления.

Следовательно, объективно явного неуважения к вере, в частности к обществу, исповедующему одну веру, существовать не может.

Также немало дискуссий вызывает субъект, в отношении которого совершается преступление. Кто понимается под верующими? Какой существует критерий разграничения верующих от неверующих? Также относится ли религиозный человек к категории верующих? И как они соотносятся?

В диспозиции статьи 148 УК РФ указывается на такой специфический субъект, как «верующие».

Понятие «верующие» не закреплено в законодательстве, а в словаре Даля лишь дано определение понятие «вера» в нескольких аспектах как «твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах духовных; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существовании Бога; совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство». [3] Можно сделать вывод о толковании слова «верующие» в двух взаимосвязанных аспектах – как лиц, признающих существование Бога, и как лиц, религиозных, живущих по канонам определенной религии.

Примечательно, что в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» слово «верующие» также не употреблено ни разу. Соответственно, уголовный кодекс содержит дискриминационные положении в ст. 148 УК РФ, согласно которой защите подлежат исключительно чувства верующих.

В российском законодательстве термин «атеист» упоминается всего несколько раз (да и то в сочетании со словом «верующий», а не самостоятельно) – в ст. 39 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». [5, с.

65] Атеистом признается лицо, отрицающее существование бога, безбожник, неверующий.

https://www.youtube.com/watch?v=wTxg3uL8bSc

Для правоприменительной практики, в целях недопущения чрезвычайно широкого толкования термина под верующими логично будет понимать лиц, которые живут согласно признанным большинством исповедующих канонам религии, имеющих последователей, объединенных в форме религиозной организации или группы в соответствии с законом России или иностранного государства.

Чтобы не допустить широкого толкования и понимания данного термина, под верующим логично понимать лиц, которые живут в соответствии с признанными большинством в обществе определенными канонами религии, имеющих последователей, объединенных в какую-либо организационно-правовую форму, а именно в религиозную организацию или группу в соответствии с законодательством России или иностранного государства.

Для квалификации преступления необходимо наличие двух признаков в совокупности не только «явного неуважения к обществу», но и проявления при этом цели оскорбить чувства.

В данном случае имеется в виду прямой умысел на совершения этого деяния и наличие признака заведомости: субъект должен знать, что перед ним находятся верующие лица, вне зависимости от того, какую именно религию он исповедует и желает оскорбить религиозные чувства.

 Но законодатель не конкретизирует какие именно действия могут их оскорбить, что понимается под чувствами – не очерчивает границы делинквентного поведения.

Оскорбление религиозных чувств верующих можно определить, как выраженную в неприличной унизительной форме умышленную отрицательную оценку того или иного религиозного учения, имеющего последователей, объединенных в религиозные организации или группы в соответствии с законодательством России или иного государства.

Так как цель – это фактический результат, который субъект желает достичь посредством совершения деяния, то есть это то, что находится исключительно в его сознании. Наличие цели должно появляться в конкретных действиях, направленных на достижение, поэтому о том, с какой целью действовал человек, необходимо судить исходя не только из его личных показаний, но и из объективной характеристики его действий

На наш взгляд является нецелесообразным в статье 148 УК РФ существование понятия «свободы совести», в виду того, что под свободой совести предполагается свобода придерживаться определенной религии или не исповедовать никакой, а также свобода выражения мировоззрения.

Однако законодателем не охраняются права атеистов, агностиков и т.д.

, следовательно, для устранения коллизии авторами предлагается два варианта: 1) изменение диспозиции статьи так, чтобы охранялись чувства верующих, атеистов, а также иные убеждения граждан; 2) исключение из наименования статьи слова «совести».

Человек, придерживающийся определенной религии или воззрений, часто твердо убежден в своей правоте и его вера никоим образом неколебима, так как не является чем-то объективным, чтобы как-то воздействовать на нее, а значит, верующего человека невозможно оскорбить какими-либо действиями, а к тем более причинить верующему какой-либо вред.

Таким образом, данная норма нуждается в конкретизации, чтобы исключить всякое ее ошибочное и двоякое толкование, а и в декриминализации, а именно ч. 1 и 2 ст. 148 Уголовного кодекса РФ, так как данное деяние невозможно объективно определить, а значит, оно не подлежит уголовно-правовой охране.

Список литературы:

  1. Уголовный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ : (ред. 30 дек. 2015г. № 441-ФЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2016. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
  2. Соборное Уложение 1649 года // Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. Акты Земских соборов. – М.: Юрид. лит., 1985. – Т. 3. –  512 с.
  3. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля // URL: http://slovar-dalja.ru.
  4. Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка // URL: http://www.ozhegov.org
  5. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913. 
  6.   Федотова Ю. Е. Оскорбление чувств верующих и уголовный закон: проблемы применения статьи 148 УК РФ // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2016. № 4 (94). С. 64-66.
  7. Останин А. В. Светское государство и демократия // Вестник Томский государственного униврситета. 2009. № 325 С. 105.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/lx/129254

Что нужно знать о 148-й статье УК РФ

Квалификация деяния как оскорбление чувств верующих

11 мая суд Екатеринбурга приговорил к трем с половиной годам условно блогера Руслана Соколовского за серию видеороликов, в одном из которых он «ловил покемонов» в храме. Суд признал его виновным, в частности, в публичном оскорблении чувств верующих. “Ъ” изучил теорию и практику применения этой статьи.

Как появилась уголовная ответственность

До 2013 года оскорбление чувств верующих квалифицировалось как административное правонарушение по ст. 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Статья действует до сих пор. Она, в частности, предусматривает штраф до 200 тыс. руб. или обязательные работы до 120 часов за

умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порчу или уничтожение.

В июне 2013 года на волне скандала вокруг акции группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя были внесены поправки в ст.  148 УК РФ. Вместо «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» она стала называться «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и была дополнена двумя пунктами:

1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Верхняя планка наказания — три года лишения свободы. По данным судебного департамента Верховного суда, до настоящего времени судами вынесено только семь приговоров по этой статье.

Кого и за что судили

В феврале 2016 года в Ставрополе начался суд по делу блогера Виктора Краснова, который в споре в социальной сети «ВКонтакте» написал, что «Боха нет», а Библию назвал «сборником еврейских сказок». Экспертиза признала Краснова вменяемым. В феврале 2017 года дело было закрыто в связи с истечением срока давности.

В апреле 2016 года Кировский районный суд Екатеринбурга направил местного жителя Антона Симакова на принудительное лечение в психиатрическую клинику. В октябре 2014 года Симаков в своем офисе провел «обряд» с использованием куклы вуду, крови жертвенного животного, а также предметов христианского культа. Симаков вышел из больницы в январе 2017 года.

В апреле 2016 года Оренбургский суд оштрафовал на 35 тыс. руб.преподавателя Оренбургского медицинского университета Сергея Лазарова. В 2013 году в статье «Злой Христос», опубликованной на сайте Лазарова, в отношении Христа были приведены негативные эпитеты — «убийца» и «тиран».

В июле 2016 года Кировский областной суд признал виновными по ст. 148 УК РФ Константина Казанцева и Рустема Шайдуллина. По версии следствия, они повесили самодельное чучело c оскорбительной надписью на поклонный крест в деревне Старая Малиновка. Каждый получил по 230 часов исправительных работ.

В июле 2016 года Элистинский городской суд приговорил к двум годам условно спортсмена из Дагестана Саида Османова. Османов в буддийском храме ударил статую Будды и помочился на нее, а после выложил видео в интернет.

Что говорят юристы

Андрей Князев, председатель коллегии адвокатов «Князев и партнеры»: «Эта поправка в УК абсолютна излишняя.

У нас есть уголовное наказание за хулиганство, вот ее и надо к подобным типам применять. Дерзость, неуважение к обществу — это все хулиганство.

У нас почему-то начали разделять общество отдельно на верующих и неверующих, потом отдельно будут делить на коммунистов, на гомосексуалистов».

Петр Скобликов, доктор юридических наук: «Соколовский осужден не за то, что ловил в храме покемонов, а за то, что совершил противоправное действие.

Он посетил храм, где скрыто вел видеосъемку ловли покемонов, после чего вернулся домой и соорудил ролик, в котором на отснятый видеоряд наложил аудиоряд с оскорбительной нецензурной бранью в адрес верующих, в адрес процедуры моления.

А затем этот ролик он придал огласке, выложив в интернет для всеобщего просмотра… Эта статья защищает не только чувства верующих, она защищает право человека на что-то дорогое и святое».

Вадим Волков, научный руководитель Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге: «В данном случае судебный процесс является показательным. Соколовский — популярный видеоблогер, имеющий множество подписчиков. Уголовные репрессии против таких людей являются способом государственного устрашения».

Евгений Тонкий, управляющий партнер группы «Тонкий и партнеры»: «В большинстве случаев 148-ю статью притягивают за уши.

Понятие оскорбления личности определено действующим УК РФ и не вызывает вопросов, а вот с оскорблением чувств — это новое понятие для российской правовой системы. Действующая редакция ст.

148 не отвечает правилам логики и юридической техники, поскольку состоит лишь из не поясненных законодателем оценочных категорий».

Мария Баст, председатель Ассоциации адвокатов за права человека: «Уже с XIX века у нас никого не сажали и сжигали на кострах за отрицание Бога — и вдруг такая статья. Полное ощущение, что нас в это дремучее Средневековье вновь пытаются затащить».

Евгений Козичев, Евгений Федуненко, Ольга Шкуренко, группа «Прямая речь»

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3294094

Уголовный Кодекс оскорбление чувств верующих

Квалификация деяния как оскорбление чувств верующих

Последнее обновление Март 2019

Отношение к религии и обрядам у каждого из нас свое собственное, при этом отношение к иному мнению в этом вопросе должно быть уважительным. Россия – многонациональная страна, здесь люди беспрепятственно используют свое конституционное право свободы вероисповедания.

Конституцией РФ установлен запрет на преследование по религиозным мотивам, что характерно для любого цивилизованного государства. Поэтому любое кощунство по отношению к какой бы то ни было религии недопустимо и влечет ответственность. Об этом мы расскажем в нашей статье.

Эта статья в уголовном праве России не всегда была в таком виде, в каком сейчас. На протяжении 1993-1996 годов подобная норма существовала в несколько другой редакции и на практике применялась крайне редко.

С принятием УК РФ в 1996 году ответственность за неуважение к религиозным убеждениям стала административной, уголовное наказание возможно было назначать только за воспрепятствование деятельности религиозных организаций.

Лишь с 2013 года в Уголовном кодексе РФ была изменена статья 148 УК РФ, которая в таком измененном виде довольно активно применяется на практике с 2014 года.

В настоящее время эта норма позволяет привлекать тех, кто выражает неуважение к вероисповеданию других людей.

Есть мнение специалистов, что такая статья не нужна законодательству России, поскольку в во многих статьях УК есть специальные квалифицирующие признаки «по религиозным мотивам», и этого вполне достаточно.

Действительно, в таких преступлениях, как убийство, хулиганство, причинение тяжких телесных повреждений и т.д. предусмотрен дополнительный признак «по мотивам религиозной ненависти», который является основанием для усиления наказания.

Вместе с тем, оскорбление отношения к вероисповеданию того или иного человека может случиться и без насилия. В таких случаях виновника привлечь к уголовной ответственности возможно исключительно по ст.

148 УК РФ за следующие действия:

  • публичное неуважение к обществу с оскорблением чувств верующих. Такое неуважение может проявляться в демонстративных жестах, действиях (плевках, рисунках, карикатурах, безнравственных интерпретациях религиозных учений), в высказываниях, публикациях, в том числе и в сети Интернет. Для возбуждения уголовного дела необходимо, чтобы неуважение было именно публичным, то есть не скрытым от посторонних лиц (независимо от их количества);
  • эти же действия, совершаемые виновным лицом в специально отведенных для богослужений местах – церквях, храмах, молельнях и т.д.;
  • незаконное препятствие деятельности религиозных организаций, а также проведению служб, церемоний (например, во время религиозных праздников). Состав преступления будет лишь в том случае, если препятствие оказывалось работе законной религиозной организации.

Для обвинения человека в совершении перечисленных преступных действиях правоохранительным органам необходимы доказательства наличия умысла у человека и понимания им, что своим поведением он оскорбляет чувства других верующих.

Отметим, что такие доказательства иногда довольно трудно добыть. Практически по всем делам религиозной категории назначаются сложные психолого-лингвистические экспертизы, которые выявляют скрытый смысл сказанного или написанного.

Наказание за оскорбление чувств верующих зависит от наличия дополнительных признаков:

  • публичное неуважение к религии может повлечь штраф в размере до 300000 рублей, обязательные работы до 240 часов, лишение свободы на срок до 1 года;
  • те же действия в специальных местах могут стать основанием к назначению штрафа в размере 500000 рублей, а также обязательных работ на срок до 480 часов, лишения свободы на срок до 3 лет; в качестве дополнительного наказания может быть назначено ограничение свободы до 1 года;
  • препятствование богослужениям и деятельности религиозной организации может повлечь назначение штрафа в размере до 300000 рублей, обязательных работ на срок до 360 часов, исправительных работ до 1 года.Если те же действия совершены с одновременным применением насилия или с использованием своего служебного положения, штраф может быть в размере до 200000 рублей, а также могут быть назначены обязательные работы на срок до 480 часов, исправительные работы на срок до 2-х лет или лишение свободы на срок до 1 года.

Исходя из практики, по делам религиозной направленности наказание, в основном, в виде различных работ или условное. К примеру:

Обычно оснований для того, чтобы за оскорбление религиозных чувств верующих назначили реальное лишение свободы и посадили в тюрьму, не имеется.

Вместе с тем, если помимо статьи 148 УК РФ в действиях виновного есть и другие преступления экстремистской направленности, обвиняемому могут избрать заключение под стражу до приговора.

К сопутствующим преступлениям, к примеру, относятся составы преступлений, предусмотренных ст. 280 и ст. 282 УК РФ.

Ненависть и вражда из-за отношения к религии

В соответствии с положениями ст. 282 УК РФ предъявляют обвинение за более дерзкие действия, чем за нарушения закона об оскорблении чувств верующих. Так, обвиняемым по ст. 282 УК РФ может стать человек, активно распространяющий информацию, возбуждающую ненависть, вражду, унижающую достоинство людей из-за их веры.

Наказуемо именно публичное распространение – это могут быть рассуждения, высказывания, сделанные с использованием СМИ или в Интернете.

Например, если пользователь пишет вконтакте, насколько негативно он относится к той или иной вере, вполне возможно судебное разбирательство по обвинению в разжигании ненависти по религиозному признаку по ст. 282 УК РФ и за оскорбление чувств верующих по ст. 148 УК РФ.

Из Постановления Пленума ВС №11 от 28.06.2011 следует, что распространение может быть и в форме листовок, газет, надписей, а также в форме общения в социальных сетях.

Тем не менее, практика привлечения к ответственности по ст.

282 УК РФ за репосты в сетях общения становится противоречивой – получается, копируя запись антирелигиозного содержания, человек тут же становится обвиняемым?

Еще в 2016 году Верховный суд РФ дал разъяснения о том, что сам по себе «лайк» или «репост» не означают намеренное распространение информации экстремистского характера, в каждом деле должно быть досконально исследованы все имеющие значение обстоятельства. Законопроект об изменениях, исключающих ответственность за обсуждение в соцсетях принадлежности к определенной расе, религии и т.д. был уже давно внесен на рассмотрение, но из-за недоработок так и не был принят.

Что касается статьи 280 УК РФ, обвиняемым по ней может стать пользователь, активно призывающий к насилию или иным противоправным действиям в отношении какой-либо религиозной, национальной группы.

За совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 280, 282 УК РФ суд может назначить наказание на срок до 6 лет лишения свободы.

Административная ответственность

В КОАП РФ нет статьи, которая бы предусматривала наказание за оскорбление чувств верующих. Вместе с тем, часть 2 ст. 5.26 КОАП РФ содержит положения об ответственности за административное правонарушение в виде публичного осквернения:

  • религиозной литературы (книг, журналов, изданий);
  • предметов религиозного почитания (например, статуй, икон).

Кроме того, по этой же норме могут привлечь за уничтожение или порчу таких предметов.

На практике часто возникают проблемы при квалификации действий лиц, в действиях которых усматривается осквернение – ведь, по сути, это то же самое оскорбление, предусмотренное ст. 148 УК РФ.

Действительно, некоторые действия (например, карикатуры в библии) могут быть расценены и как осквернение литературы и как оскорбление чувств верующих.

Правоохранительные органы в каждой конкретной ситуации исходят из подтвержденной цели виновного лица – были ли его действия направлены именно на оскорбление людей, которые исповедуют ту или иную веру? Или виновный преследовал лишь цель испортить религиозную книгу? В зависимости от ответов на такие вопросы определяется квалификация – по УК или по КОАП.

Виновному в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.26 КОАП РФ, мировой судья вправе назначить штраф до 50000 рублей или обязательные работы до 120 часов (должностному лицу – штраф до 200000 рублей).

Куприянова Вера Николаевна

Источник: http://juresovet.ru/oskorblenie-chuvstv-veruyushhix/

Ответственность за оскорбление чувств верующих

Верить или не верить в Бога – личное дело каждого человека.

https://www.youtube.com/watch?v=PFLYVGIZ9Vk

Поклоняться христианскому или мусульманскому богу, почитать в качестве божества языческих богов, или вовсе быть атеистом и не исповедовать никакой религии – это принцип свободы совести и вероисповедания, который прописан в ст. 28 Конституции РФ.

Источник: https://sozvezdie-zakon.com/ugolovnyy-kodeks-oskorblenie-chuvstv-veruyuschih/

Ученые обсудили противоречия законодательства о защите чувств верующих

Квалификация деяния как оскорбление чувств верующих

Как уже сообщалось, 25–26 января в МГЮА имени О.Е. Кутафина проходила юбилейная научно-практическая конференция «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке».

В качестве эксперта на мероприятии присутствовал доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Северо-Кавказского федерального университета Алексей Кибальник, который представил участникам конференции свой доклад «Защита чувств верующих, или как Уголовный кодекс нарушает Конституцию России».

«Тема защиты религиозных чувств верующих имеет много болезненных точек восприятия как на уровне теории, так и в правоприменении. Когда изменили ст. 148 УК РФ, большинство коллег из уголовно-правовой профессуры отозвались не очень благосклонно к новой редакции (многие посчитали это реакцией на дело Pussy Riot).

Тем не менее и у нас нашлись люди, которые поддержали эту статью, выдвигая следующие аргументы: “борьба с оскорблением чувств верующих связана с поисками коллективной идентичности, попытками преодоления мировоззренческого кризиса и идеологическим противостоянием западным ценностям”», – начал свое выступление профессор Алексей Кибальник.

Докладчик напомнил о практике применения ст. 148 УК РФ. «Практика – мерило любой теории. Практика по этой статье была положена в Ставропольской уголовной юстиции и продолжена судами других субъектов. В качестве деяний, образующих оскорбление чувств верующих, были выдвинуты следующие формулировки.

Во-первых, отрицание существования бога, которое сделано в открытой для общего доступа социальной сети (при этом суды назвали это отрицание существования бога “научно необоснованным”). Во-вторых, публикации в сети “Интернет” на религиозную тему, которые не носят научного характера.

В-третьих, это нецензурная брань на фоне религиозных символов, а также их публичное оскорбление.

Кроме того, оскорблением чувств верующих была названа оценка патриарха Кирилла не только как физического лица, но и как представителя Русской православной церкви», – пересказал профессор формулировки, применяемые судами при вынесении приговоров.

Спикер заметил, что в России пока не отменили основной документ – Конституцию РФ и ее ст.

28, согласно которой каждому человеку гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. «Можно так же бесконечно ссылаться на международные нормы права, но ведь очевидно, что это положение Конституции нарушается», – констатировал Алексей Кибальник.

Он рассказал о том, что с помощью социальной сети провел опрос, благодаря которому ему удалось собрать официальные мнения экспертов в этой области. Некоторыми ответами он поделился с аудиторией. В частности, он назвал наиболее шокировавшее его мнение. «Оскорбление в адрес религиозных святынь наносит верующим глубокие духовные раны.

И атеистам этого не понять, потому что у них вообще нет никаких святынь, а еще потому что верующие – особая категория», – процитировал профессор. «Когда мы начинаем искажать ст. 28 Конституции РФ таким образом, то мы так начинаем делить людей на более и менее защищенных.

К чему только это может привести, я думаю, объяснять специально не надо», – добавил он.

В своем выступлении Алексей Кибальник упомянул пару юридических моментов, отметив, что для применения ст. 148 УК РФ в том виде, в каком она есть, необходимо определиться, чьи религиозные чувства она защищает? «Конечно, в России есть институт традиционных религий, к ним относят христианство в форме православия, ислам и буддизм.

Также есть религиозные организации, которые запрещены. И если следовать принципу “все, что не запрещено, то разрешено”, то мы должны сказать, что оскорбить можно чувства верующих любой прямо не запрещенной религии (организации).

Возникает вопрос, что делать в ситуации, когда оскорбляются чувства, например, Церкви сатанистов (а она у нас не запрещена), в культе которой установлено попрание христианских святынь.

А что делать с незапрещенными язычниками? Ведь, по словам предстоятеля РПЦ, “неоязычество стало одной из главных угроз XXI века и стоит в одном ряду с терроризмом и другими губительными явлениями современности”. Но их никто не запрещал, они такие же верующие», – подытожил ученый.

Алексей Кибальник акцентировал внимание на том, что даже в традиционных религиях имеется масса разночтений. «Таким образом, стоит решить, действительно ли признание существования бога признаком объективной стороны? Любой нормальный юрист должен дать только один единственно возможный ответ», – считает эксперт.

Завершая свое выступление, он подчеркнул, что никакой верующий не имеет права чувствовать себя более юридически защищенным, чем неверующий: «В противном случае мы можем забыть ст. 28 Конституции, и тогда, действительно, ст. 148 УК РФ станет во главе правового поля, чего бы очень и очень не хотелось».

После доклада последовали вопросы.

В частности, у докладчика уточнили, почему есть «защита чувств верующих», но нет «защиты чувств неверующих»? Профессор назвал этот вопрос риторическим и пояснил, что оскорбление всегда носит личностный характер: «нельзя оскорбить толпу, как нельзя оскорбить бога или богов». Он заключил, что ст. 148 УК РФ искусственно делит людей на две категории: более защищенных и менее защищенных, которые таким образом находятся в дискриминируемом поле.

Также у Алексея Кибальника уточнили, кто такие «верующие как потерпевшие» согласно обсуждаемой статье. «И я тоже задавался этим вопросом, чтобы сформулировать юридически приемлемую дефиницию для “верующих”, однако при любых попытках разобраться этот вопрос так и остается без четкого ответа», – сказал докладчик.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/uchenye-obsudili-protivorechiya-zakonodatelstva-o-zashchite-chuvstv-veruyushchikh/

Ветка права
Добавить комментарий