Может ли руководство техникума принуждать обучающихся мыть полы?

Мыть или не мыть полы школьнику

Может ли руководство техникума принуждать обучающихся мыть полы?

В газете «PRO город» в Пензе за 25.04.2014 напечатана корреспонденция «Мама: «Сын  в школе превратился в уборщика». Суть проблемы в том, что в редакцию  газеты обратилась мама одной из школ г.Пензы и рассказала, что её сына, шестиклассника, заставляют в школе мыть полы из-за того, что она отказалась сдавать деньги на уборку здания учреждения.

Директор школы отрицает данный факт.

А вот «в Управлении  образования сообщили, что детский труд школы могут использовать, если при приеме в учебное заведение между учреждением и родителями был подписан определенный договор, который автоматически предоставляет школе право на труд ученика», — говорится в корреспонденции. Органы прокуратуры, конечно,  могут разобраться  в данном вопросе, если к ним поступит соответствующее заявление.

Судя по материалам интернет-сайтов, подобные случаи в школах нередки.

А что  об этом говорит закон?

Закон «Об образовании в Российской Федерации» в  статье  9   п. 5 определяет, что  «обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий» относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Относительно привлечения обучающихся к труду в статье 34 раздел 2 п.4 этого же закона сказано, что «привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

И еще один документ — СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержден Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 г. № 189):

— п. «10.27. При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам»;

— п. «12.6. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательного учреждения и интерната при общеобразовательном учреждении проводится генеральная уборка.

Генеральная уборка техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) проводится с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств».

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 ответственным лицом за организацию и полноту выполнения санитарных правил является руководитель общеобразовательного учреждения.

Как видим, привлекать учащихся к труду без их согласия или согласия их родителей запрещено.

Поэтому привлекать детей  дежурить – мыть доску, убирать мусор, поливать цветы, проветривать класс, а также мыть полы, накрывать на обед в столовой,  выходить на субботники и т.д.

— можно только с письменного согласия родителей (законных представителей) и школьника. Однако при этом нельзя полностью перекладывать на учеников обязанности технического персонала.

Кроме того, в школе не должны собираться и деньги на уборку. Уборка – это расходы школы, которую выполняют штатные работники, оплачиваемые из муниципального бюджета.

При проверке подобных фактов прокуратура, как правило, признает  действия администрации школ неправомерными и выносит соответствующие представления.

Таким образом, с  точки зрения законодательства дежурить или не дежурить – это личный выбор школьника. Пока родители согласны, а у директора есть их письменное разрешение на привлечение ребенка к труду, проблем нет. Но  если они протестуют, то они могут написать отказ и директор обязан его удовлетворить.

В Уставе и локальных актах школа не вправе закреплять привлечение ученика к труду, не предусмотренному образовательной программой, а также меры наказания за отказ от него, ибо все это противозаконно.

О воспитательном значении труда для ребенка известно и педагогам и родителям, но закон есть Закон и его надо выполнять.

Правда, уже найдены способы, чтобы не собирать кучу бумаг – родительских разрешений – это организация волонтеров по мытью полов, уборке территории,  уборке столовой и т.д.

Однако,  при этом не следует забывать, что хотя, по утверждению Ч.Дарвина труд и превратил  обезьяну в человека, но он  не должен превратить его в лошадь.

Что делать?

Если в вашей школе нарушаются требования законодательства, а администрация школы, местный орган управления образованием не реагируют на это, обращайтесь с заявлением в прокуратуру.

Источник: закон «Об образовании в Российской Федерации, СанПиН 2.4.2.2821-10, www.penz.ru

Мыть или не мыть полы школьнику

Источник: https://eduinspector.ru/2014/04/28/myt-ili-ne-myt-poly-shkolniku/

Новости – Преподаватель Александр Юрьевич Мамкин

Может ли руководство техникума принуждать обучающихся мыть полы?
1941 Речь Молотова об объявлении войны
Приказ НКО № 227 “Ни шагу назад”

3.5.17 Круглый стол с группой  1В на открытом уроке присутствовал методист А.А. Найденко

Сегодня 3 мая 2017 было проведено занятие в форме круглого стола в группе 1В по теме «Курская битва». Студенты активно выступали и участвовали в дискуссии. Особенно отличились следующие студенты Почерняев Никита, Перепелкин Владимир и Кристина Лестникова. Информация о занятии были размещены в социальной сети Вконтакт

Конкурс Преподаватель Года

31 марта принял участие в очном этапе конкурса Преподаватель года 2017. Порадовали талантливые коллеги и возможность проверить себя. Теперь предстоит демонстрация инновационных образовательных технологий в ходе занятия

27 марта 2017 Группа 1Т отлично поработала над поиском информации по теме Культура 19 века

41. Русская живопись XIX века – Преподаватель Александр Юрьевич Мамкин

20 февраля 2017. Завершен Словарик историка, разработанный на основе Историко-культурного стандарта

Хочется поблагодарить тех студентов групп 1б, 1в, 1т, которые приняли участие в составлении словарика по истории. Особенно активно себя проявили: Гончарова Я., Алтухова О., Никулина О. Красникова А. Кудина Н. Зарубин В., Т. Смирнов, Перевознюк А., Зарубин В. , Калинин Е., Мануйлов Н., Перепелкин В., Почерняев Н., Приходько К., Смирнов Т., Грищенко Д, и многие другие

19 января 2017 Круглый стол Культура 19 века

В группе 1 прошел круглый стол посвященный теме Культура 18 века

19 января 2017 Движение декабристов

Студенты группы 1В -Тодорова А. Калинин Е., Пономаренко Д., Зарубин Д., Почерняев Н. и Лесникова К. подготовили отличные вопросы по изученной теме.

Студенты группы 1Б и 2Т активно поработали над страницей, где собраны мнения философов о философии.

Студенты группы 1В изучили тему, касающуюся Востока в условиях колониального давления стран Европы. Над поиском информации и составлением вопросов наиболее активно работали Коренева Л Тодорова А., Почерняев Н., Калинин Е., Зарубин В.

34. Опиумные войны. Революция МэйдзиБыла проделана громадная работа по поиску трудов, относящихся к истории и философии. В результате, на сайте размещена библиотека текстов-первоисточников. Суммарный объем составил около трех тысяч страниц. В числе прочего размещены: законодательные акты, произведения искусства и философские трактаты.История философии Искусство древнего мира Вавилон «Если бы не мать моя…» Вавилон. «Труд писцов, собратьев моих… Вавилон. Жалоба придворного Эпос о Гильгамеше Египет Сказка потерпевшего кораблекрушение Египет. Расказ о Синухе Египет «Песня арфиста» XXI в. до н.э. Древний мир Платон Диалог Критий Платон Пир Платон. АПОЛОГИЯ СОКРАТА Платон. Софист Лао Цзы. Дао дэ Цзин Конфуций. Лунь Юй (Беседы и Суждения) Эпоха Возрождения Томас Мор. Утопия Кампанелла. Город Солнца Эразм Роттердамский. Похвала глупости Никколо Макиавелли. Государь 20 век Далай-лама XIV ПОЛИТИКА ДОБРОТЫ История русской философии СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА ДОМОСТРОЙ. СИЛЬВЕСТРОВСКАЯ РЕДАКЦИЯ Большая челобитная. И.В. Пересветов. 1540-е гг. ПОСЛАНИЯ СТАРЦА ФИЛОФЕЯ ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ Историческая литература Записки о путешествиях 908 Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу 1475 ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА 1519 ПУТЕШЕСТВИЕ МАГЕЛЛАНА: ПОРАЖЕНИЕ ВОКРУГ СВЕТА 1549 Записки о Московии Сигизмунда Герберштейна изложение 1558 ХОЖДЕНИЕ НА ВОСТОК ГОСТЯ ВАСИЛИЯ ПОЗНЯКОВА С ТОВАРИЩИ 1590. Горсей Д. Путешествия сэра Джерома Горсея ДЖЕРОМ ГОРСЕЙ. Женщины в истории Протоколы обвинительного процесса Жанны д'Арк 1606 ДНЕВНИК МАРИНЫ МНИШЕК История в законодательстве Нормативно-правовые акты во всемирной истории Древние законы Египта ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ ЗАКОНЫ ВАВИЛОНСКОГО ЦАРЯ ХАММУРАПИ Законы Древней Спарты Законы Древней Спарты Законы и реформы Солона в Древних Афинах Законы и реформы Солона в Древних Афинах 13 сентября 2015 г. Законы МАНУ Законы МАНУ ХЕТТСКИЕ ЗАКОНЫ СРЕДНЕАССИРИЙСКИЕ ЗАКОНЫ СРЕДНЕАССИРИЙСКИЕ ЗАКОНЫ САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА Византийский “земледельческий закон” Первое городское право Страсбурга (последние десятилетия XII в.) Второе городское право Страсбурга (1214 г.) 1776 Декларация независимости Конгресс, 4 июля 1776 г. 1787 Конституция Соединенных Штатов Америки 1861 Конституция Конфедеративных Штатов Америки Нормативно-правовые акты в истории России Договоры Руси с Византией КРАТКАЯ РУССКАЯ ПРАВДА (по Академическому списку половины XV в.) Судебник 1497 года СУДЕБНИК 1550 г. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 года Грамота об утверждении Московского патриархата 1591 Дело царевича Дмитрия 1711 г. Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе 1722 Устав о наследии престола. 1730 «Кондиции», подписанные Анной Иоанновной. 1785 Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства 1785 Г., АПРЕЛЯ 21 ГРАМОТА НА ПРАВА, ВОЛЬНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА БЛАГОРОДНОГО РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСТВА 1797 Акт о порядке престолонаследия («Учреждение об императорской фамилии») 1803 Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных 1861 Манифест об освобождении крестьян 1905 Мирный договор между Россией и Японией Портсмут, 23 августа/5 сентября 1905 г. 1905 г., 17 ОКТЯБРЯ . МАНИФЕСТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА 1917 ОБ ОТРЕЧЕНИИ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II ОТ ПРЕСТОЛА РОССИЙСКОГО И О СЛОЖЕНИИ С СЕБЯ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ 1918 ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ О КРАСНОМ ТЕРРОРЕ 

1918 Из постановления Всероссийского поместного собора православной церкви

Уважаемые студенты, работа над разделом ОГСЭ 02 История практически завершена. Хочется поблагодарить студенток группы 2 Б, которые плодотворно и успешно работали над изучением истории и поиском информации! Желаю успехов в дальнейшей работе и счастливого Нового года!

6. Карта основных событий холодной войны4. НАТО Организация Североатлантического договора

Студентка группы 2Б Марина Косинова провела активную исследовательскую работу, в результате которой появилась еще одна страница веб-квеста.

Студенты группы 1т провели отличную работу по изучению темы “Смутное время” Ими были составлены хорошие вопросы для самоконтроля. Особенно отличились следующие студенты: Смирнов Т., Пащенко И., Пелекейкин С., Рользинг А., Марчук А., Фурсов П.

17. Смутное время начала XVII в

Вчера в Курском областном суде прошло судебное заседание из-за того, что руководство техникума опять пыталось меня уволить. Однако им это не удалось из-за того, что данные действия были незаконными. Так что я продолжаю работать в техникуме. 
РЕПОСТ, если вам нравится, что я остался с вами в техникуме!)

Студенты группы 1т замечательно поработали над поиском информации по краеведению. Особенно хотелось бы отметить следующих студентов: Пелекейкина С., Грищенко Д., Фурсова П., Рользинг А., Смирнова Т.

13. Курская губерния в начале XX века.

Хочется поблагодарить студенток группы 2Б за замечательную работу по поиску и обработке информации для сайта . Особенно хорошо работали: Новаченко А., Косинова М., Панкова Ю., Сумченко Ю.

Нужна бесплатная юридическая помощь? 
Уже несколько лет в Суджанском сельскохозяйственном техникуме действует социальный проект «Правовая клиника» по изучению студентами основ права и оказанию бесплатной юридической помощи.

За этот период мы провели уже около сотни бесплатных юридических консультаций для людей, попавших в сложные жизненные ситуации. Любой человек может получить бесплатную юридическую консультацию, позвонив по телефону 8-920-716-07-87.

Звоните и мы вам поможем!

Источник: https://sites.google.com/site/2015mamkin/home/novosti

Можно ли заставить учащихся убирать классы и проходить летнюю практику

Может ли руководство техникума принуждать обучающихся мыть полы?

Студенты одного из вузов Барнаула обратились в прокуратуру из-за того, что преподаватель отправила их на уборку помещений. Прокуратура встала на защиту учащихся. В редакции Amic.

ru вспомнили, с какой тоской в детстве после уроков мыли пол в классе, вытирали доску, а в студенчестве весело очищали сквер от опавшей листвы.

И решили выяснить, как сегодняшние школьники и студенты относятся к такой “трудотерапии”, и если все это незаконно, то как сейчас детям прививают любовь к труду.

Кто на что учился

“Студенты не должны осуществлять уборку в учебных заведениях — это противоречит политике вуза, который оказывает образовательные услуги”, — категорично заявила студентка АлтГУ Анастасия Патуля.

“Наводить чистоту должна техничка, поскольку это её работа, а администрация учебного заведения должна обеспечить комфортные условия для обучения”, — считает студентка АФ РАНХиГС Варвара Эрмиш.  

“Каждая услуга должна быть оплачиваемой. Если я каждый месяц плачу за уборку людям, специально нанятым именно на эту работу, или плата за неё включена в стоимость обучения в университете, то вряд ли я захочу дополнительно по просьбе преподавателя мыть пол или стены. Если заплатят, то можно выполнить чужую работу”, — высказывается студентка  Олеся.

“С точки зрения закона, принудительный труд и в университете, и в школе недопустим. Обучающиеся должны учиться, а уборка предоставляется другим нанятым людям”, — поддержал студентов доцент Алтайского государственного университета Владимир Витвинчук.

А вот председатель Лиги студентов АлтГУ Савва Шипилов считает, что помощь родному вузу – абсолютно нормальное явление: “Мы живём в обществе, и нужно следить за самим собой, не мусорить, уважать чужой труд. Ученики могут проводить субботники или, например, помогать переносить парты, если это потребуется”.

Школьная практика

Как выяснилось, школьники в Алтайском крае тоже стонут от “непосильного гнета”.

Так,  Виктория, выпускница Павловской средней школы, рассказала, что, начиная с 7-го класса, в летнее время ученики обязаны мыть плитку, окна и подоконники в классах. И такой принудительный труд детей не устраивает. А с 10-го класса учеников даже обязывают проводить генеральную уборку в классе. Освобождаются только те, кто работает в другом месте, например, вожатыми в детском лагере.

Во многих школах края для учащихся введена обязательная летняя практика. С 5-го класса ученики полют и поливают клумбы, следят за газоном.

“У нас в классе обязаны отрабатывать все. Нет освобождения даже для тех, кто уехал на все лето. Осенью его попросят что-нибудь сделать. Было бы, конечно, хорошо, чтобы без школьной практики – все-таки лето”, — считает 10-классник Максим, ученик барнаульской школы.

У педагогов же своя головная боль: как организовать порядок в классе, если детей привлекать нельзя, а родителям некогда.

 “С точки зрения воспитания, мыть кабинеты самостоятельно — полезно. Но дети сейчас совсем не приучены к общественному труду. Педагогам приходится с трудом организовывать уборку класса учениками после проведённых уроков. Это дополнительная нагрузка и головная боль”, — согласна с коллегой Альфия Черкашина, учитель средних и старших классов.

“Я считаю, что летняя отработка для школьников полезна. Дети должны привыкать к труду. Школа — это второй дом, там дети проводят большую часть времени. Получают не только знания, но и учатся работать сообща, в коллективе. Считаю, что неделя летней отработки детям не навредит.

Но я против уборки кабинетов после уроков. Во-первых, это полная антисанитария — не будут же дети носить с собой сменную одежду для уборки. Да и после уроков им есть чем заняться: кружки, секции… Поэтому в штате школы должны быть уборщики”, — уверена Ирина, мама школьницы.

“У детей должно быть и трудовое воспитание. Уборки — занятие не ежедневное, проводятся раз в полгода или год. Конечно, есть технички, но школьники вполне могут убрать в классе, который они любят и облагораживают. Мы, например, делали сами ремонт в своём учебном кабинете, очень гордились этим”, — не согласна студентка АлтГУ Анастасия Коваль.

Что говорит закон

Закон Российской Федерации говорит о том, что основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду является принцип добровольности. При этом согласия одних лишь учащихся недостаточно (если они несовершеннолетние), необходимо еще согласие родителей или законных представителей.

“Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Привлечение обучающихся без их согласия и без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается”, — выдержка из Федерального закона РФ “Об образовании в Российской Федерации”.

Как воспитывать любовь к труду?

Фото: Old.zwezda.su

Поскольку воспитывать любовь к труду принуждением закон запретил, педагогам остается уговаривать родителей и детей принять участие в наведении порядка класса или пришкольной территории.

Но есть еще вариант, когда дети трудятся на пришкольном участке за деньги. Ежегодно в Алтайском крае в период летних каникул организуется акция “5-я трудовая”, которую проводит региональное министерство труда и социальной защиты.  

Принять в ней участие могут дети в возрасте с 14 лет. Школьники трудятся в составе школьных ремонтных бригад, на благоустройстве, озеленении, ухаживают за памятниками и мемориалами, привлекаются к выращиванию растений, выполняют различные виды легкого неквалифицированного труда на предприятиях и в организациях,  получая при этом заработную плату и материальную поддержку.

И такой вариант устраивает всех.

Так, например, заместитель директора по воспитательной работе новоалтайской школы №1  Елена Подолянченко говорит, что число желающих таким образом потрудиться очень высоко, даже мест не хватает: “В нашем учебном заведении не было и нет никаких трудовых практик и отработок, поскольку школа молодая и современная.

Плюс не каждый родитель согласится на то, чтобы его чадо занималось физическим трудом. Но есть трудовая четверть — ученики за деньги приносят благо и школе, и городу, и самим себе. Желающих работать очень много, но для школы существует специальная квота, которую выделяет администрация и служба занятости.

Основных объектов у нас три: бульвар им. Героя Советского Союза А. Е. Землянова, здесь идёт посадка цветов, полив, прополка; пришкольный лагерь, в котором работают вожатые; и территория школы, здесь трудятся работники строительной бригады. Занимаются мелким ремонтом и подготовкой школы к новому учебному году”, — рассказала Елена Подолянченко.

 Как было в Советском Союзе

“В 1980-е годы у нас были дежурства, мы сами убирали кабинеты. Была и пятая трудовая. И мы с девочками белили всю школу. А чтобы достать до потолка, ставили парту на парту.

Мальчики находились в школьном гараже, что-то ремонтировали.

Кроме этого, мы собирали березовые почки и сдавали в аптеку, собирали металлолом, а на вырученные деньги школа покупала какие-то предметы, которые были необходимы для обучения”, — вспомнила Наталья, мама выпускницы средней школы.

“Мы дежурили классами. Нам выдавали огромное ведро и грязную тряпку из старого мешка, мы этой тряпкой тщательно размазывали грязь по полу. Осенью заклеивали дыры в окнах, весной убирали дворик, территорию”, — поделился воспоминанием Владимир Витвинчук, доцент Алтайского государственного университета.

А как за границей? 

Fishki.net

В Великобритании чистоту учебных помещений поддерживают специальные организации — клининговые компании, а школьники наводят порядок только на своём рабочем месте.

А вот японские школьники не только моют свои парты и доски, но и в целом  отвечают за чистоту классов, а еще и туалетов и коридоров.

В Южной Корее школьники убирают в кабинете сразу после уроков.

В итальянских школах есть уборщики, поэтому ученикам проявлять инициативу в поддержании чистоты незачем.

В Германии существует система дежурств: каждый класс по очереди убирает пришкольные  участки.

А вот на острове Тайвань уборка школьной территории проводится ежедневно за час до начала занятий: ученики готовят кабинеты к новому учебному дню.

Елена Кукина

Источник: https://www.amic.ru/news/417250/

Ветка права
Добавить комментарий