Может ли снизиться заработная плата учителя?

Зарплаты учителей и правила их начисления

Может ли снизиться заработная плата учителя?

Решением правительственной трехсторонней комиссии, координатором которой является вице-премьер РФ Татьяна Голикова, 25 декабря утверждены единые рекомендации по установлению систем оплаты труда для работников государственных и муниципальных учреждений, которые непосредственно касаются и школьных педагогов.

Составные части

Заработная плата школьных педагогов состоит из двух частей – базовой и стимулирующей.

В базовую часть входит базовый оклад, который не может быть ниже МРОТ в регионе, компенсационные выплаты (за вредные и опасные условия работы, тяжелые климатические условия, выполнение сверхурочных работ и др.

) и выплаты за дополнительную работу: классное руководство, заведование кабинетом, руководство методическим объединением и т.п.

Стимулирующие выплаты обычно полагаются за результаты и виды работ, которые не входят в должностные обязанности; это могут быть высокие показатели и достижения как школьников, так и самого педагога.

Например, их можно получить за участие и призовые места учеников в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях или за участие в профессиональных конкурсах, а также проведение и подготовку учителем каких-то крупных мероприятий в школе, для школы, муниципалитета или региона. За редким исключением стимулирующие выплаты составляют 5–10% от общего размера зарплаты.

«Эти правила едины для всех, однако размер всех выплат сильно разнится в зависимости от региона; так, за классное руководство в одном субъекте можно получить 500 рублей в месяц, а в другом – до 12,5 тыс., примерно столько в Москве», – сказала «Вестям образования» аналитик Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Светлана Попова.

Она пояснила, что образовательные учреждения в России сами устанавливают систему оплаты труда на основании той, которая принята в муниципалитете, поэтому в разных регионах стимулирующие выплаты также отличаются как размером, так и показателями, за которые они начисляются. Кроме того, в некоторых регионах практикуются доплаты молодым педагогам, при этом это могут быть и разовые подъемные, и доплаты в течение двух-трех лет, чтобы они могли относительно выровняться с другими преподавателями в плане заработка.

Рекомендации на 2019 год

На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которое прошло в правительстве 25 декабря, были утверждены единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в следующем году. Согласно документу, региональные власти не должны допустить снижения уровня зарплаты работников образовательных учреждений, достигнутого в 2018 году, определяемого на основе данных Росстата.

«Снижение базовой части заработной платы не может быть по закону. Скорее снижение заработной платы может быть за счет стимулирующих выплат, которые выплачиваются нерегулярно, – считает Попова. – Вероятно, эти рекомендации помогут удержать заработную плату педагогов на достигнутом уровне.

Когда в 2012 году майским указом президента была поставлена задача по достижению средней заработной платы педагогов не ниже 100% от средней по региону и это было на контроле правительства РФ, субъекты России каждый квартал отчитывались о достижении показателя заработной платы, и им приходилось тем или иным способом искать способы ее повышения».

Поскольку в майском указе 2018 года уже нет акцента на заработную плату, то есть риск, что регионы расслабятся и перестанут контролировать уровень заработной платы, считает аналитик. Поэтому напомнить им, что она не должна снижаться – это правильно. Другое дело – насколько это удастся.

Ведь в регионах заработная плата снижается не по желанию властей, а потому что у регионов не хватает финансовых средств. Когда они исполняли майский указ 2012 года, то Минфин выделял определенные средства на то, чтобы обеспечить достижение заработной платы, сейчас этого нет.

Соответственно вопрос, откуда взять деньги на повышение, остается», – рассуждает Попова.

Дифференциация зарплат в регионах

В августе 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что по итогам первого полугодия средняя зарплата школьного педагога в России составила 42,2 тыс. рублей. При этом целевой показатель в 100% от средней заработной платы по региону достигнут во всех субъектах РФ.

Тем не менее сегодня уровень дохода учителей может разниться в пять-шесть раз в зависимости от субъекта.

«Заработная плата учителя привязана к средней по экономике региона, и это означает, что и в регионе соответствующие зарплаты.

Если сделать так, чтобы во всех субъектах зарплаты были примерно на одном уровне, то у нас получится ситуация, которая была в 90-е годы, когда в более благополучных регионах была катастрофическая нехватка учителей.

Доходы педагогов были везде примерно одинаковы, и в небогатых регионах она зачастую превышала заработную плату в других отраслях и этим создавала привлекательность работы в школе, а в наиболее развитых и финансово относительно благополучных – гораздо ниже, что в последних приводило к оттоку педагогов из системы образования.

И это повторится сейчас, если доходы уравнять. Поэтому тут нужны системные меры как на уровне страны, так и на уровне регионов, чтобы региональная экономика развивалась и заработная плата в целом в субъектах росла», – заключила эксперт.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/3/18/economics/6647-zarplaty_uchiteley_i_pravila_ih_nachisleniya

Низкие зарплаты учителей связаны… с учебной нагрузкой – минобразования

Может ли снизиться заработная плата учителя?

Бибигуль Асылова

Честно говоря, логики ответа мы не поняли. Предположили, что его может понять кто-нибудь другой. И ошиблись:

— Такой уход от поставленного вопроса характерен для всех чиновников, не только для госслужащих министерства образования, говорит политолог Султанбек Султангалиев.

— Ничто не мешает МОНу предпринять попытку поднять почасовую оплату за учебную нагрузку — конечно, если они действительно озабочены уровнем жизни и низкой заработной платой работников образования.

То есть недавняя хвалебная статистика МОН — это сказка для бедных и очередное втирание очков для общественности и высших эшелонов исполнительной власти. Сермяжная правда жизни совершенно другая, — считает политолог.

От чего зависит оклад учителя?

Ирина Смирнова, депутат мажилиса, отмечает, что на сегодняшний день базовый оклад учителей составляет в среднем 17 тыс. тенге. Как правило, он умножается на разные коэффициенты.

— А они зависят

  • от стажа учителя,
  • от количества проработанных им часов,
  • от его квалификации и так далее.

Министерство образования прекрасно понимает и знает, что нужно изменять подходы к начислению заработной платы. Либо увеличивать базовую ставку, от которой идет весь пересчет, либо действительно уменьшать количество часов на ставку.

Сейчас это 18 часов в неделю, а депутаты предложили сократить ее до 14 часов. Это позволит повысить зарплату где-то на 25-30%

И по моему мнению, нужно все-таки прийти к тому, чтобы начинающий учитель получал зарплату не меньше, чем средняя по стране, а не «плясать» от базового оклада, — считает депутат.

Хитрый ход МОН

Между тем, министерством рассматривается вопрос о снижении нормативной учебной нагрузки в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс. Султангалиев считает, что реальная зарплата, с учетом уровня инфляции, после этого снизится.

— Тот факт, что за 16 уроков в неделю вы будете получать ту же сумму, что и за 18 часов, никак не влияет на увеличение денежной суммы в вашем кошельке. В минобре планируемое нововведение выдают якобы за повышение зарплаты учителям. На самом деле

учителя будут вынуждены добиваться дополнительной нагрузки,

чтобы хоть как-то компенсировать продолжающееся падение уровня жизни, — убежден политолог.

Султанбек Султангалиев

Он добавляет, что если посмотреть даже официальные данные, уровень зарплаты с 2012 года, согласно анализу одного из ведущих экономических экспертов страны Рахима Ошакбаева, вырос на 33%, а уровень инфляции — на 45%.

По его убеждению, «хитромудрая» статистика министерства образования, которая гласит, что уровень зарплаты учителей за эти годы вырос на 45%, не что иное как статистическая подгонка под официальный совокупный уровень инфляции.

Другая проблема: сколько учителей не хватает в Казахстане?

Бибигуль Асылова, ссылаясь на национальную образовательную базу данных, добавляет, что потребность в педагогах в Казахстане на сегодняшний день составляет 4480 человек. Из них:

  • учителей начальных классов — 691;
  • математики — 599 ;
  • русского языка — 587;
  • английского языка — 445;
  • физики — 299;
  • химии -259;
  • информатики- 217;
  • музыки — 270 и др.

— Для решения вопроса потребности педагогических кадров предусмотрен государственный заказ, который составляет 7160 человек в вузах — ежегодный образовательный грант. Потребность в кадрах будет удовлетворена за счет молодых специалистов, — подчеркивает она.

Султангалиев, в свою очередь, предлагает, во-первых, посмотреть на данную проблему с качественной стороны: ведь качество выпускаемых вузами специалистов сегодня оставляет желать лучшего.

— На педагогические специальности поступают, грубо говоря, в большинстве случаев аутсайдеры — те, кто не может поступить на более престижные специальности.

Для студентов педвузов главное — это диплом о высшем образовании. После его получения они стремятся устроиться куда угодно, лишь бы не в систему образования.

Во-вторых, зачем нам столько магистров? Какова эффективность их научной деятельности? — считает политолог.

А если без уплотнения?

По мнению Смирновой, данные вице-министра могут быть не совсем корректны.

Ирина Смирнова

— Нам не хватает педагогов в очень большом количестве! И в ближайшем будущем нехватка будет только расти. Потому что первоклашек больше, чем выпускников 11 класса.

В ближайшем будущем количество классов, как и часов, будет только увеличиваться

При этом нам постоянно сверху говорят, что не должно быть трехсменных школ, также должно уменьшиться и количество двухсменных. Наверное, нужно говорить и о том, что в классе не должно быть больше 25 человек, а сейчас в некоторых и по 40 человек учатся. А в школе, в которой должно быть 700 человек, находятся 1000 учеников.

И если сделать все по нормам, тогда учителей потребуется не 4480, а больше 10000,

— говорит Смирнова.

Реальный случай

По ее словам, нехватка учителей сегодня приводит к тому, что в сельских школах часто преподают учителя, не имеющие соответствующей квалификации. Так, зооветеринар может начать вести биологию. А

ученик, хорошо окончивший 11-й класс, тоже может начать вести какой-то предмет

Напомним, что в 2017 году в Алматинской области

в школе села Байгазы произошел скандал: директор школы принял на работу 4 учителей без диплома

об окончании высшего педагогического образования (учителя английского языка, учителя подготовительной группы, библиотекаря и педагога-психолога).
Как отмечает Бибигуль Асылова,

за допущенные нарушения директор школы освобожден от занимаемой должности

А отделом образования района направлены в школу села Байгазы педагоги по специальностям «География», «Педагог-психолог», «Библиотекарь».

Нужно вырвать учителей из цепких лап бедности — политолог

— Я думаю, министерство образования должно решать эти проблемы. Если человек вызвался быть учителем, не будучи им по образованию, ему нужно помочь пройти педагогические курсы, — считает Ирина Смирнова.

Корм для учителей

По словам Бибигуль Асыловой, квалифицированные педагогические кадры между городом и селом сегодня распределяются следующим образом: город — 52%, село — 45%. Чтобы стимулировать учителей, работающих в сельской местности, по словам Асыловой, существуют дополнительные меры социальной поддержки.

В частности,  педагогическим работникам образования, имеющим  в личной собственности скот, предоставляются корма, земельные участки для выпаса скота

5 проблем «Кунделiк»: каких бед ждать учителям и родителям

и сенокошения. Все это делается по решению местных представительных и исполнительных органов.

Но Ирина Смирнова убеждена — такую поддержку учителям надо еще «выпросить». А ведь

мало кто согласится обивать пороги акиматов, чтобы получить подобные льготы

Сельскому учителю нужен скот

Учителя в Казахстане должны получать 1000 долларов — эксперты

Султанбек Султангалиев убежден, что анализируя жизнь сельского учителя, надо исходить из реалий жизни, что

без частного подворья учителю в селе придется влачить жалкое существование

— Качество обучения, естественно, будет хромать на обе ноги. Впрочем, как и всегда было в сельских школах. А вообще, наших учителей просто «охомутали». О каких перспективах страны мы можем рассуждать, пока эта ситуация не будет исправлена? — задается вопросом политолог.

Источник: https://365info.kz/2017/12/nizkie-zarplaty-uchitelej-svyazany-s-uchebnoj-nagruzkoj-minobrazovaniya

ЗАВУЧ.инфо – Ольга Васильева объяснила, как изменится зарплата учителей

Может ли снизиться заработная плата учителя?

Как сообщила глава Минобрнауки России Ольга Васильева, премьер-министр Дмитрий Медведев уже дал соответствующее поручение, передает Интерфакс.

«Мы будем сейчас готовить правовые акты для выхода на 70% базовой зарплаты — это должно касаться всех учреждений образования — и 30 процентов стимулирующих выплат. Еще раз: 70 и 30.

Это уже решенный вопрос», — сказала Ольга Васильева на Всероссийском съезде сельских учителей в Чувашии.

В сегодняшнем интервью ТАСС Ольга Васильева также сообщила, что к 2018 году планируется ввести градации учительских должностей. Существующая сейчас в школах должность учителя будет дополнена позициями «старшего учителя» и «ведущего учителя». Согласно проекту Минобрнауки, новые должности будут отличаться по требуемой компетенции, степени ответственности и сложности выполняемых задач.

Система оплата труда сотрудников вузов и школ изменилась в 2008 году после постановления правительства № 583. Зарплата разделилась на оклад, стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (качество, за непрерывный стаж, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы) и на компенсационные выплаты.

Ранее Дмитрий Медведев уже высказывался по поводу возможного повышения зарплат для учителей.

Во время общения с участниками форума «Территория смыслов» на Клязьме премьер посоветовал учителям, которые недовольны своим достатком, зарабатывать деньги в бизнесе.

Медведев добавил, что современный энергичный педагог способен получать не только ту зарплату, «которая положена ему по должностному расписанию, но как-то, так сказать, еще что-то заработать».

___________________________________________

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! На основе ваших комментариев мы составили обращение к Президенту. Обращение опубликовано ниже

Президенту Российской Федерации 

В.В.Путину 

Уважаемый господин Президент! 

В связи с подготовкой  Правительством Российской Федерации реформы  системы оплаты труда учителей российских школ, введения единой отраслевой системы оплаты труда педагогов, а также с прозвучавшими заявлениями Министра образования и науки Российской Федерации о подготовке правовых актов по поводу разделения заработной платы учителей на базовую и стимулирующую, составляющую в размере 70 и 30 процентов соответственно, мы, учителя школ России, обращаемся к Вам с просьбой обратить внимание на происходящее и взять вопрос о зарплатах педагогического состава под личный контроль. 

Мы внимательно следим за Вашими заявлениями по этому вопросу и согласны с тем, что система должна быть транспарентной, что в современном мире не может быть уравниловки, с тем, что система информирования учителей, начисления заработной платы, должна быть так же прозрачной. Однако, Правительство России собирается провести очередную реформу системы оплаты труда, и первое, о чем слышат учителя, – о разделении заработной платы учителей в соотношении 70 на 30 процентов, как об уже решенном вопросе.

Учителя школ России за последние 30 лет пережили бесчисленное количество реформ. Ни одна из них не обсуждалась с педагогической общественностью настолько, чтобы реформа была проведена с максимальным учетом разных интересов. Они лишь приводили все проблемы учителей и школ к общему знаменателю. Следствием этого является падение качества российского образования. 

Рост зарплат учителей за последние пять лет произошел в основном за счет увеличения их нагрузки – совмещения ставок, классного руководства и т.д.

При этом учитель тратит собственные деньги на приобретение  и распечатку дидактического раздаточного материала для учащихся, организацию внеклассных мероприятий, оформление кабинетов и т.д.

Большинство учителей проходят курсы повышения квалификации за свой счет.

 Нужно обратить особое внимание на то, что большинство работающих учителей – женщины,  имеющие собственных  детей, на воспитание  которых нужны не только средства, но и время и силы. И на этом фоне приглашение Председателя Правительства Российской Федерации открыть учителям еще и бизнес, выглядит, по меньшей мере, цинично.

Во многих регионах до 70% педагогического состава школы – люди пенсионного возраста, а уровень жизни пенсионеров в нашей стране Вам хорошо известен. При этом Правительство всерьез обсуждает возможность ограничения конституционного права работающих пенсионеров на получение пенсии.

Регионам, как правило, дается право понижения стимулирующих ставок, и при отсутствии денег на местном уровне учительские зарплаты одними из первых сокращаются. В результате,  зарплаты по стране разнятся, отличаясь в зависимости от региона и школы.

Нельзя недооценивать и субъективный фактор руководства школ при установлении стимулирующих надбавок: общественный контроль фактически отсутствует, единых прозрачных правил их определения не существует. 

В настоящий момент, когда наша страна испытывает проблемы с наполнением бюджетов, установление базовой ставки заработной платы для учителей в размере 70% без учета как интенсивности работы учителей, так и интенсивности их жизни, как простых людей, приведет к фактическому снижению заработной платы при оставшейся нагрузке, и стимулирующие 30% в абсолютном денежном выражении такими стимулирующими уже не будут выглядеть. Произойдет очередное обнищание учителей и сокращение количества педагогов в школах.

Многие процессы, происходящие в России, сравниваются с тем, что происходит за рубежом. Зарплаты российских учителей не идут ни в какое сравнение.

При этом известно, что в странах с высоким уровнем образования зарплаты учителей существенно выше, сравнимы они и с зарплатами чиновников.

И престиж учителя, и повышение профессионального уровня педагогов – проблемы, которые волнуют сегодня и общественность, и Правительство. Их нельзя не увязывать с уровнем зарплаты, который останется после всех этих реформ. 

Уважаемый господин Президент!

Просим Вас обратить особое внимание на проблемы учителей российских школ в самом широком их спектре, внимательно отнестись к предложениям, которые готовит Правительство России. 

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ ПОДДЕРЖАТЬ ОБРАЩЕНИЕ МОЖНО ЗДЕСЬ 

Источник: https://www.zavuch.ru/news/news_main/670/

Росстат зафиксировал снижение зарплат учителей в нескольких регионах :: Общество :: РБК

Может ли снизиться заработная плата учителя?

Средняя зарплата учителей в России в 2017 году составила 34,921 тыс. руб. Это на 1,6 тыс. руб. больше, чем в 2016 году. Наименьший заработок в Дагестане — 19,2 тыс. руб., в Карачаево-Черкессии — 20,3 тыс. руб., Северной Осетии — 20,5 тыс. руб., Кабардино-Балкарии — 20,9 тыс. руб. и в Алтайском крае — 21 тыс. руб.

Наибольший доход у учителей на Чукотке — 89,6 тыс. руб.

Снижение или стагнация средних зарплат может быть связана с ухудшением состояния бюджета регионов, предположил заместитель директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников.

«Если финансовое положение региона в 2017 году было не таким хорошим, как в 2016 году, это могло сказаться на снижении доплат для учителей. В итоговой сумме Росстат учитывает все выплаты», — заметил Капелюшников.

Поскольку в большинстве регионов указы президента по средним заработкам учителей (100% от средней региональной к 2012 году) были выполнены ранее, они могли немного расслабиться и позволили себе, например, увеличить штат, предположил первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон.

При этом он подчеркнул, что Росстат еще не выпустил данные по среднему региональному заработку, на основании которых можно было бы сделать вывод о соответствии зарплат 2017 года майским указам.

В пресс-службе Министерства образования и науки РБК сообщили, что средняя зарплата учителей в 2017 году во всех регионах достигла 100% «от прогноза среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем регионе», а значит, майские указы президента выполнены.

У регионов, в которых снизилась зарплата учителей, не было особых проблем с бюджетом в 2017 году, заметил аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков. «В Ханты-Мансийском автономном округе растет население, и теоретически в нем могло увечиться и количество учителей, что и отразилось на зарплате. В целом этот регион — лидер.

Коми сильно зависит от угля, но в прошлом году на него была высокая цена, и у них должен был вырасти налог на прибыль. В Перми ситуация тоже наладилась. В целом многие регионы должны закончить 2017 год с профицитом.

У Волгограда ситуация сложнее, но там и среднемесячный доход низкий, поэтому вряд ли у них снижается зарплата исключительно по бюджетникам», — пояснил Шураков.

Данные Росстата не отражают реальной картины с зарплатами учителей, считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Даже те цифры, которые предоставляет Росстат, натянуты, полагает он. Среднюю зарплату в регионах повышают за счет неучета учителей-совместителей, за счет работы педагогов больше чем на одну ставку и т.д.

У врачей за 2017 год понижение зарплат было только в одном регионе — Еврейской автономной области на 2 тыс. руб. Заработок местных медиков составил 58,1 тыс. руб. в месяц. В этом же регионе зарплата медиков падала и в 2016 году и также на 2 тыс. руб.

Меньше чем на одну тысячу зарплаты врачей выросли в двух регионах — Республике Алтай и Костромской области. В 20 областях зарплаты увеличились более чем на 5 тыс. руб. Лидером и по росту дохода, и по его итоговому значению стала Чукотка: 33,8 тыс. руб. и 149,8 тыс. руб. соответственно.

Для сравнения: средняя зарплата врача в Москве — 99,8 тыс. руб. Такую высокую сумму можно объяснить «северными надбавками», предположил в разговоре с РБК директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов. Другие регионы, в которых врачи получают больше 100 тыс. руб.

— это Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, Камчатский край и Сахалинская область.

Меньше всего врачи получают в Калмыкии — 32 тыс. руб., Северной Осетии — 32,2 тыс. руб., Ингушетии — 32,4 тыс. руб., Карачево-Черкесии — 33 тыс. руб. и Кабардино-Балкарии — 33,4 тыс. руб. Средняя зарплата врача в России в 2017 году — 56,4 тыс. руб.

Подобный уровень зарплат не соответствует действительности, врачи получают на одну ставку в два, ​ в три раза меньше, полагает сооснователь профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал.

В декабре 2017 года Общероссийский народный фронт (ОНФ) и фонд мониторинга медицинских услуг «Здоровье» провели опрос 7,3 тыс. врачей во всех регионах. Результаты показали, что на одну ставку медики зарабатывают в среднем около 25 тыс. руб.

Чтобы получить такие деньги​, врачу необходимо работать примерно 39 часов в неделю — именно столько составляет максимальная ставка врача согласно Трудовому кодексу.

Полина Звездина

При участии: Любовь Алтухова, Илья Немченко, Александр Богачев

Источник: https://www.rbc.ru/society/09/02/2018/5a7c32b29a794731f68aedc3

Усреднение заело

Может ли снизиться заработная плата учителя?

С этого года зарплата работников бюджетной сферы — врачей, ученых, педагогов — должна наконец достигнуть размеров, обозначенных в майских указах президента в 2012 году. И особенно показательны здесь школьные учителя.

Если зарплата остальных должна равняться двум средним по региону, то заработок учителей еще пять лет назад нужно было дотянуть до одного среднего и держать на том же уровне.

Что на самом деле получили учителя, пытался выяснить “Огонек”

Наталия Нехлебова

— В последние два года нам перестали выплачивать частично, а затем полностью около 30 процентов нашей заработной платы,— говорят в своем видеообращении к президенту учителя школы села Звериноголовское Курганской области.— Наше материальное положение ухудшилось. Мы обращались во все инстанции местного и областного уровня. Но ничего не изменилось. Мы вернулись в 1990-е годы. Доведенные до отчаяния, мы решили выйти на забастовку…

Владимир Кочеулов — учитель первой категории со стажем работы 25 лет. Он преподает историю и право в Звериноголовской школе им. дважды Героя Советского Союза Григория Кравченко. При нагрузке 25 часов в неделю (норма 18 часов) его зарплата 14 тысяч 700 рублей.

— Два года назад у меня была зарплата 22-25 тысяч,— рассказывает Владимир,— вообще, в 2012-2013 годах нам платили хорошо, а вот с 2014 года все меньше и меньше. Стали отменять всякие дополнительные выплаты. У нас район не газифицированный.

И раньше нам полностью оплачивали коммунальные платежи. На одни дрова в год нужно 40 тысяч. Сейчас и это отменили. Ну как нам жить? Поэтому мы решились на крайнюю меру — забастовку.

Я учитель права, а как я могу рассказывать детям об их правах, если не могу защитить свои собственные?

Получаются голубцы

Со взбунтовавшимися учителями звериноголовской школы первой встретилась сейчас уже бывшая руководитель департамента образования и науки Курганской области Наталья Бабкова. Она предложила проверить, как лидер “мятежников”, Владимир Кочеулов, ведет уроки.

А еще сообщила, что с исполнением майских указов в регионе все в порядке: зарплата учителей равна средней по региону. Да вот и Росстат подтверждает: в Курганской области учителя получают 22 388 рублей. “Конечно,— прокомментировал учитель права звериноголовской школы,— один ест капусту, другой мясо. В среднем получается, что все едят голубцы.

Завуч, записанный на ставку учителя, получает 40 тысяч, учитель — 14 тысяч. В среднем и получается цифра, которая нужна”.

Надо сказать, цифра действительно получается, и не только в Курганской области.

В целом по стране за прошлый год в отчетах очень бодрая статистика — практически во всех регионах средняя зарплата учителей на необходимом уровне, а в некоторых и выше: 41 тысяча (Республика Коми), 26 тысяч (Белгородская область), 33 тысячи (Иркутская область), 72 тысячи (Москва). И как тут понять, кто прав: бастующие из звериноголовской школы или чиновники из профильных ведомств? Попробуем разобраться.

Начнем с того, что по закону об образовании школы финансирует регион и муниципалитет. Есть школы, которые содержатся исключительно регионом, а есть муниципальные, которые финансирует и муниципалитет, и регион.

Это значит, что никаких общих по всей стране цифр оплаты работы в школе не существует. Есть понятие — норматив на одного ученика (сколько школа получает на одного ученика в год).

Этот норматив включает все — покупку школьного оборудования, ремонт, коммунальные платежи и зарплату учителей… Норматив для каждого региона определяет региональная дума в зависимости от финансовых возможностей.

Поэтому в Москве, например, по данным межрегионального профсоюза работников образования “Учитель”, этот норматив — 160 тысяч рублей в год на старшеклассника, в Хабаровском крае — 26 671 рубль.

Десять лет назад в школах начала постепенно вводиться новая система оплаты труда. Сейчас она окончательно внедрена по всей стране. Из чего теперь складывается зарплата учителя? Это полное трагизма уравнение со многими переменными. Раньше у учителя был стабильный оклад плюс то, что он зарабатывает за дополнительные уроки.

Действительно, было понятно, сколько в среднем зарабатывает российский учитель. Сейчас иначе: педагоги получают длинные расчетные листы со множеством строк, фиксирующих вклад (как успешный, так и не очень) в учебный процесс: “за своевременное выполнение документальной работы — 52 рубля”, “за проведение патриотического мероприятия — 500 рублей”… Таких позиций может быть от 5 до 20.

Каждый регион, район и школа создают свою собственную схему оплаты.

Из пришедших в школу денег часть уходит в фонд оплаты труда. Какая это будет часть — 50, 60, 80 процентов,— зависит от стоимости часа преподавания, которую определяет региональное правительство.

В упрощенной схеме зарплата учителей сейчас состоит из трех основных позиций: базовая часть, компенсационные выплаты и стимулирующие. Базовая часть платится за часы работы на уроке. Сколько часов отработал — столько и получил.

По Трудовому кодексу учитель должен работать максимум 36 часов в неделю: 18 часов он ведет уроки и 18 часов — внеурочная деятельность — проверка тетрадей, подготовка контрольных, рабочих программ и прочее.

В Самарской области час работы учителя в классе стоит 100 рублей, в Алтайском крае — 76 рублей, в Москве — 500 рублей. Во многих школах учителя получают за один и тот же урок разное количество денег, исходя из того, сколько в классе детей.

Учительница из Москвы вела уроки 39 часов в неделю и пыталась добиться оплаты 3 часов как сверхурочных. Но суд, основываясь на приказе Минобра, ей отказал. Приказ Минобра оказался сильнее Трудового кодекса

Оплата внеурочной деятельности разделена надвое. Учитель выполняет множество разнообразных обязанностей. Он может быть классным руководителем, системным администратором, ответственным за пожарную безопасность, завхозом, выпускать школьную газету… За это предполагаются компенсационные выплаты. В зависимости от региона это может быть 10-30 процентов от зарплаты.

И самая интересная часть — стимулирующие выплаты. Они платятся за активную дополнительную работу с детьми. Тут учителя тоже получают свои баллы, а за них деньги. “С этими стимулирующими выплатами мало что понятно,— рассказывает Владимир Кочеулов,— у нас на них все время разные деньги в школу приходили из областного бюджета.

То 100 тысяч придет, то 200, то 400. Поэтому стоимость 1 балла все время менялась. Стенгазету с учениками нарисовал — 5 баллов получил, подготовил мероприятие, концерт к празднику, например, еще 3 балла, дети в олимпиаде победили — еще плюс 3 балла. Стоимость балла 200-500 рублей. Так могло набежать 5-10 тысяч.

Но сейчас мы стимулирующих выплат уже два года не получаем”. Сколько стоит балл и за что он платится — решают школы. Начисляет эти баллы дирекция школы по своему усмотрению. Тем не менее стимулирующие баллы были значительной прибавкой к учительской зарплате — достигали 30-40 процентов. Но! Эти выплаты вовсе не гарантированная часть зарплаты.

В трудовом договоре обычно оговаривается, что они будут начисляться при выполнении учителем определенных условий. При этом сами эти условия описываются настолько туманно, что, если денег у школы нет, их можно и не выплачивать.

“Стимулирующие выплаты напрямую зависят от того, есть на это средства или нет”,— комментирует Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики.

“Огонек” обратился в Министерство образования и науки РФ. На вопрос, за счет чего происходит повышение зарплат учителей в школах, пресс-служба министерства ответила следующее

Читать далее

Понижающий коэффициент

Сейчас в некоторых регионах, по данным ОНФ, стимулирующие выплаты отменены, кроме того, снижаются нормативы на одного ученика и сокращаются компенсационные выплаты.

Например, в Пермском крае с января 2017 года норматив подушевого финансирования школ снизился на 6,4 процента. В Ставропольском крае снижение нормативов привело к уменьшению стимулирующих выплат.

В Астраханской области зарплаты также снижали за счет сокращения стимулирующих выплат.

— С 2013 года у нас зарплата снизилась на 20 процентов,— рассказывает Евгения Шарыгина, учительница из города Бийска Алтайского края,— отменили доплаты за проверку тетрадей, за ведение лабораторных и практических работ повышенной сложности, за приоритетность дисциплин, за заведование кабинетами, доплату за стаж изменили с 10 процентов от нагрузки до 1000 рублей в месяц, отменили повышающий коэффициент за подтверждение квалификационной категории…

Расчетные листы учителей в Алтайском крае выглядят особенно живописно. Там стоимость часа преподавания одна из самых низких в стране. Молодой учитель за 18 часов уроков в неделю получает около 3 тысяч рублей в месяц. Вот, например, как складывается зарплата учителя высшей категории города Бийска со стажем работы 18 лет, который работает на двух ставках.

Утвержденная правительством края ставка — 720 часов в год — 5656 рублей в месяц. Доведение до МРОТ — 1126 рублей 61 копейка. (Доведение до МРОТ платится только за одну ставку. То есть если учитель работает на двух ставках, вторая до минимальной оплаты труда не доводится.)

Еще одна ставка — 5656 рублей.

Классное руководство — 565 рублей 60 копеек.

Подтверждение высшей категории — 565 рублей 60 копеек.

Стаж — 1000 рублей

Районный коэффициент — 2185 рублей 57 копеек. (Платится в регионах с суровым климатом.)

Стимулирующие выплаты — 3737 рублей 16 копеек (В Алтайском крае они еще выплачиваются.)

Минус налоги — 2408 рублей.

На руки учитель получает за две ставки 18 тысяч 84 рубля 54 копейки.

При этом, по словам одной из учительниц, в Бийском государственном колледже (Алтайский край) действует понижающий коэффициент. У 91 процента учеников в классе не должно быть двоек за итоговые работы. Если этот процент ниже, из зарплаты вычитают деньги. “И как нам жить? Ставим тройку вместо двойки,— рассказывает учительница,— а дети могут не учиться в принципе. Это же унижение самого себя”.

Еще один распространенный способ изобразить хорошую среднюю цифру по заработной плате — записать завучей на полставки как учителей, но их высокую зарплату считать в общем котле как учительскую

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3533766

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Может ли снизиться заработная плата учителя?
​Центральный федеральный округ [56 618 руб.]

По статистике, самая высокая средняя зарплата в России – в ЦФО [56 618 руб. – здесь и далее в квадратных скобках – средняя зарплата по данным Росстата]. Безоговорочный лидер – Москва [97 282 руб.].

Столица также входит в тройку субъектов РФ с самыми высокими зарплатами, но в отличие от Ямала и Чукотки здесь не применяется региональный коэффициент. Помимо Москвы в ЦФО больше 50 тысяч рублей получают педагоги в Подмосковье [56 244 руб.].

Менее всего зарплата в Ивановской области [23 897 руб.].

Но даже в этом, благополучном на фоне остальных, федеральном округе учителя заявляют о несоответствии реального положения дел среднестатистическому.

“Московская школа, ФГБОУ. У меня “грязными” – 56 000 руб. Нагрузка 19 часов. Стаж 32 года”, – написала на нашей странице читательница из столицы Ольга. Несложно представить, какой была реакция ее коллег из регионов…

“22 800 руб., высшая категория, стаж 23 года, нагрузка 19 часов, классное руководство, школьный сайт, зав. кабинетом физики (без лаборанта), высокая результативность в конкурсном движении (личное и учащихся)”, – рассказала Ольга из Тамбовской области [25 025 руб.].

Похожие звучат и отклики из Брянской области [25 405 руб.].

“Оклад у меня 22 000 руб. за 38 часов (а это даже больше двух ставок). Стаж 27 лет. Категория высшая. Но стаж на зарплату не влияет, доплаты за стаж нет”, – Надежда, учитель русского языка и литературы, Дятьковский район.

“Я учитель, 1-я категория. Получаю 15 000 руб. за 24 часа”, – Владимир, учитель ОБЖ, Жирятинский район.

«Ещё страшнее будет, когда мы уйдём из школы»

В Орловской области [24 890 руб.] разгорелась дискуссия на заседании комитета по образованию, культуре и спорту молодёжной политике и туризму. На нем собралось более сотни учителей, директоров школ и педагогов дошкольного образования. О ходе встречи сообщает “ОрелTimes”.

“Учитель высшей категории, имея одну полную ставку получает меньше 10 000. в месяц. Если у педагога есть классное руководство, дополнительные часы, и прочие нагрузки – то максимум, сколько он сможет получить, практически ночуя в школе – это 16 000 руб.

Вы считаете это нормальным? Как прожить на эти деньги? Это страшно. Ещё страшнее будет, когда мы уйдём из школы. Молодые учителя за такие деньги, как вы видите, работать не идут.

Кто будет учить детей?” – обратился учитель из орловской школы №29 к председателю комитета Олегу Кошелеву.

https://www.youtube.com/watch?v=ytO4kYIVnqI

Целью приглашения учителей на заседание было обнародование новых показателей, по которым будут рассчитываться зарплаты. Сообщалось, что с 1 января 2020 года работникам увеличат базовую ставку, но прибавка составит всего… 654 рубля!

Педагоги также поинтересовались, как рассчитывается средняя зарплата.

Формулу попыталась объяснить представитель департамента Ирина Коростелёва: “В расчёт средней заработной платы входит все, что зарабатывает учитель.

Это компенсационные и стимулирующие выплаты, классное руководство, выплаты за стаж и так далее”. Но подобный ответ не удовлетворил аудиторию – цифры на бумаге всё равно не сходятся с реальными.

“Олег Кошелев как ни пытался встать на место педагогов и поддержать их, ситуацию пока, судя по всему, не изменить. Денег нет ни у города, ни у области. Счета школ заблокированы, дебиторская задолженность растёт. Остаётся надеяться на помощь федеральной казны”, – резюмирует “ОрелTimes”.

«Цены разные, но ФГОС везде один»

Один из редких отзывов – о том, что данные Росстата не противоречат реальности – пришел из Воронежской области [28 431 руб.] от Василия Дудкина, директора лицея села Верхний Мамон:

– Наша школа по сельским меркам крупная – более 700 детей. Средняя заработная плата учителей за 10 месяцев 2019 года составила 29114 рублей. Это даже немного больше, чем официальные данные, которые приводит Росстат по Воронежской области.

Но если посмотреть на среднюю зарплату педагогических работников, а к ним относятся воспитатель, мастер производственного обучения, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, секретарь, вожатые, то у них показатели будут гораздо меньше – 26 234 рубля.

У прочего школьного персонала, а это бухгалтер, секретарь, уборщицы, лаборанты, водители, повара и так далее, средняя зарплата еще меньше – 14206 рублей. Поэтому принято считать всех отдельно, и в итоге учительские заработки оказываются в среднем на хорошем уровне.

Василий Иванович работает в образовании более 50 лет. По его мнению, высокими цифрами учительских зарплат надо было бы гордиться при условии, если бы педагогу за эти деньги приходилось работать не 36 – 40 часов, а, как положено, 18.

– В нашей школе средняя нагрузка учителя составляет 24-25 часов в неделю. Но в очень многих школах дело обстоит по-другому, и за 28 тысяч учитель работает с утра до позднего вечера – и уроки, и внеурочка, и дополнительные занятия, – рассказал директор.

Еще одну проблему он видит в слишком большой разнице в зарплатах между регионами.

– Я понимаю, что цены везде разные, но ФГОС везде один, и мы все по нему работаем, и дети – везде дети.

Однако, в дотационных регионах, где не добывают богатые полезные ископаемые и нет металлургических заводов, зарплата учителя в разы меньше, чем у коллег в регионах-«донорах». Это неправильно.

В итоге, творческие, энергичные педагоги уезжают в регионы побогаче, Воронежская область от Москвы сравнительно недалеко, и многие воронежцы уезжают в столицу.

Из нашего лицея за последние годы пять человек уехало в Москву работать учителями, в том числе и очень хороший математик. Сравните: 80-90 тысяч зарплаты и 29! Если так дальше пойдет, в обычных сельских школах работать будет вообще некому, да и в профессии в целом тоже, если ты не в столице и не обслуживаешь нефтедобычу, – приходит к неутешительному выводу Василий Дудкин

Дальневосточный федеральный округ [49 040 руб.]

Самые высокие показатели в ДВФО – у регионов, территория которых относится к районам Крайнего Севера: Чукотского АО [99 042 руб.], Сахалинской области [86 760 руб.], Магаданской области [78 984 руб.

], Камчатки [71 191 руб.] и Якутии [60 608 руб.]. Ниже всего на Дальнем Востоке зарплаты у педагогов Забайкалья [34 351 руб.] и Бурятии [34 464 руб.]. Но даже в этих регионах у учителей возникают сомнения.

Источник: http://ug.ru/teacher_salary/29

Ветка права
Добавить комментарий