Может ли учитель в школе быть материально ответственным лицом?

Материальная ответственность учителя

Может ли учитель в школе быть материально ответственным лицом?

В. Луховицкий

Материальная ответственность учителя

Вопросы учителей

1. В нашей школе проходит инвентаризация. По распоряжению директора завхоз сказал всем учителям-предметникам составить списки имеющихся в их кабинетах наглядных пособий, мебели, оборудования и т.д.

Всех заставили расписаться под этими списками, а теперь нам говорят, что мы все несем полную материальную ответственность за сохранность школьного имущества.

Законны ли эти действия администрации?

2. В прошлом учебном году я стала заведующей кабинетом информатики, уже зимой поняла, что совершила большую ошибку. Компьютеры ломаются, а оплачивать их ремонт меня заставляют за  мой счет, потому что я, как завкабинетом, несу за все в нем находящееся полную материальную ответственность. Что мне делать?

3. Может ли быть материально ответственным лицом учитель химии, если он одновременно работает на полставки лаборантом в химическом кабинете?

4. Правомерно ли требование администрации учебных заведений о полной материальной ответственности учителя, заведующего кабинетом информатики, за все компьютерное оборудование не только класса, но  и школы? Интересно, существует ли судебная практика взыскания полной стоимости украденного компьютерного класса или компьютера с учителя?

5. Имеет ли право администрация школы требовать деньги за “испорченный” классный журнал?

Обзор законодательства

О двух видах материальной ответственности: «ответственности за прямой действительный ущерб, причиненный работодателю» и «полной материальной ответственности» идет речь в статьях 238-248 Трудового кодекса РФ.

Чем они различаются?

Рассмотрим на простом примере. Учитель работал на уроке с компьютером и сломал его. В таком случае работодатель может взыскать с него  прямой действительный ущерб в размере не свыше его среднемесячного заработка[1].

Но если компьютер сломан кем-то другим (например, учеником), то возмещать ущерб придется не учителю, а лицу, несущему за данный компьютер полную материальную ответственность, причем в полном размере.

Понятно, что для работника выгоднее первый вид ответственности, а работодатель заинтересован в том, чтобы максимальное число работников несло именно полную материальную ответственность.

С кем работодатель может заключать договор о полной материальной ответственности? В ст. 244 перечислено 4 условия:

·  лицо должно быть работником данной организации, заключение договоров о полной материальной ответственности с лицами, работающими по договорам гражданско-правового характера, не допускается;

·  достижение работником возраста 18 лет;

·  с работником, который непосредственно обслуживает материальные ценности;

·  должность или работа этого работника предусмотрена в перечне работ и категории работников, установленных Правительством РФ[2].

Мы послали в Федеральную службу по труду и занятости следующий запрос:

  • С какими из служащих, поименованных в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования» допускается заключать договоры о полной материальной ответственности?

В полученном ответе[3] сказано:

«В Перечень должностей, с которыми может заключаться договор о материальной ответственности, включены такие должности работников образования как лаборант[4], методист кафедры[5] (деканата), заведующий сектором библиотеки.

Перечень расширительному толкованию не подлежит.

Согласно Перечню работ, работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества со специалистами, осуществляющими работу по приему на хранение, обработке (изготовлению), хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей на складах, базах, в кладовых, пунктах, отделениях, на участках, в других организациях и подразделениях.

Указанные в Перечне работы могут выполняться работниками, не занимающими каких-либо определенные должности. Основным в этом случае является характер выполняемой работы. непосредственно связанной с хранением, обработкой, реализацией, перевозкой или применением в процессе производства вверенных работнику ценностей».

В последнем абзаце содержится некоторая лазейка для работодателя: если включить хранение, обработку, реализацию, перевозку или применение в перечень должностных обязанностей, то можно заключать договор о полной материальной ответственности с любым работником. Другое дело – что все эти виды работ не входят в должностные обязанности учителя, поэтому он не должен соглашаться работать на таких условиях. В данной ситуации на его стороне будут и Трудовая инспекция, и суд.

Наиболее сложным вопросом является возможность заключения договора о полной материальной ответственности с учителем, заведующим кабинетом.

Эта должность не вошла в выше названный Перечень, потому что ее нет и в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих[6].

Среди должностей руководителей педагогических учреждений в справочнике упоминается Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения, но, судя по перечню его должностных обязанностей, это совсем не тот человек, которого мы называем заведующим кабинетом.

Тем более что во всех нормативных актах идет речь лишь о доплатах за заведование кабинетом (наряду с доплатами за проверку тетрадей и т.п.). Возможно, руководителем структурного подразделения можно было бы считать специалиста, ответственного за работу всей имеющейся в школе вычислительной техники (но ни в коем случае не простого учителя информатики!).

Вот как, например, определены должностные обязанности в примерной инструкции учителя:

При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:

  • проводит паспортизацию своего кабинета;
  • постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
  • организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
  • в соответствии с приказом директора “О проведении инвентаризации” списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
  • разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;
  • принимает участие в смотре учебных кабинетов.

Основные нарушения со стороны работодателей

1. Незаконное заключение с учителем договора о полной материальной ответственности (вариант – незаконное требование возмещения учителем полной стоимости школьного имущества свыше среднего месячного заработка учителя)[7].

2. Незаконные требования ремонта за счет учителя школьного имущества, испорченного из-за того, что работодатель не обеспечил надлежащих условий содержания и хранения.

Способы защиты

Первое нарушение – самое массовое, особенно страдают заведующие кабинетами, а также учителя информатики и химии. Именно их администрация очень хотела бы сделать материально ответственными за технику, приборы и реактивы.

Первый совет – внимательно читайте документы, которые вам предлагают подписать. Если среди них есть договор о полной материальной ответственности – отказываетесь подписывать, ссылаясь на вышеуказанные нормативные акты.

При этом следует иметь в виду, что, даже если такой договор подписан, он все равно будет признан судом недействительным.

Так что, если директор очень настаивает, а вы очень хотите занять данную должность, можете спокойно подписывать, зная, что в конфликтной ситуации закон будет на вашей стороне.

Если вы ничего не подписывали, а директор ссылается на то, что вы по должности несете полную ответственность, можно вообще не беспокоиться: с вас ничего нельзя взыскать, кроме среднемесячной зарплаты.

Получив на руки копию приказа о том, что вы должны возместить в полном объеме то-то и то-то, вы пишете письмо в Трудовую инспекцию, и инспектор быстро объяснит директору ситуацию.

Ни в коем случае не поддавайтесь на жалостливые разговоры о том, что страдает учебный процесс, у школы нет денег и т.д. За все школьное имущество отвечают завхоз и директор, их дело – законными способами обеспечивать сохранность школьного имущества.

И, разумеется, при любой попытке взыскать с вас полную стоимость испорченного имущества смело идите в суд. До сих пор не было случаев, когда суд вынес решение о полной материальной ответственности педагога.

Что касается второго нарушения, то здесь важно не забыть несколько моментов:

  • Если вы видите, что школьное имущество (например, компьютеры в компьютерном классе) хранится или эксплуатируется неправильно (нет решеток на окнах, металлической двери и т.д.) или его сохранность зависит не только от вас (например, в вашем кабинете ведут уроки несколько учителей, или учащиеся свободно заходят в помещение без учителя), немедленно пишите директору докладную записку.
  • При вступлении в должность завкабинетом будьте предельно внимательны – проверьте (не формально!) состояние каждой вещи и не поленитесь зафиксировать его на бумаге. То же самое — перед началом использования учителя любого школьного имущества.
  • Помните, что взыскать с вас ущерб можно только в течение 1 месяца. При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба вы можете обжаловать его действия в суде.
[1] ст. 238 и 241 ТК РФ [2] Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. № 85 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2003 г., регистрационный № 4171). [3] от 22.07.10 № 2178-6-1. [4] Ни в одном варианте должностной инструкции лаборанта в школе мы не нашли указаний на полную материальную ответственность. В Перечне имеется в виду лаборант кафедры в вузе. [5] В некоторых школах методические объединения теперь называют «кафедрами», но должности «заведующий кафедрой математики средней школы» не существует. [6] Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593. [7] Здесь мы не рассматриваем три случая, когда любой работник по закону несет полную материальную ответственность: если обнаружена «недостача ценностей,  полученных по разовому документу» (например, для организации летнего лагеря, поездки и проч.), если ущерб причинен умышленно, или в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, или же в результате преступных действий работника, установленных приговором суда.

Источник: //pedagog-prof.org/defence/mat-otvet

Образовательный портал Ucheba.com – психология, психологические методики, гармоничная личность, дошкольное воспитание, сценарии праздников, сценарии внеклассной работы, управление образованием, дополнительное образование, школьные праздники

Может ли учитель в школе быть материально ответственным лицом?

А.Б. Вифлеемский,  к.э.н., директор центра экономики образования, проректор Нижегородского

института развития образования

Материальная ответственность работников
образовательных учреждений

В деятельности образовательных учреждений нередко возникает вопрос о материальной ответственности работников. Известно, что нормативно-правовая база материальной ответственности работников сложилась достаточно давно.

Между тем, сталкиваясь с такими случаями, руководитель и бухгалтер образовательного учреждения не всегда четко представляют себе, в каких случаях работник несет материальную ответственность, каков порядок ее возложения, как определить размер нанесенного ущерба и т.д.

Кроме того, с вступлением в силу Трудового кодекса РФ с 1 февраля 2002 года появились новые нюансы в порядке возмещения ущерба работником.

Порядок возмещения ущерба, причиненного образовательному учреждению, определен ст. 248 ТК РФ.

Правила привлечения к материальной ответственности Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка производится по распоряжению работодателя – администрации образовательного учреждения, а руководителями и их заместителями – по распоряжению соответствующего органа управления образованием путем удержания из заработной платы работника. Такое распоряжение должно быть сделано не позднее месяца со дня обнаружения причиненного работником ущерба.

Днем обнаружения ущерба считается день, когда администрации стало известно о наличии материального ущерба, причиненного работником. При этом день обнаружения ущерба может не совпадать с днем его причинения.

Причиненный ущерб может быть обнаружен в результате инвентаризации материальных ценностей или ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

В таких случаях днем обнаружения материального ущерба считается день подписания соответствующего акта или заключения проверяющими.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

Если администрация образовательного учреждения нарушит правила привлечения к материальной ответственности, то работник имеет право обжаловать эти действия в суде.

Администрация обязана установить все обстоятельства причинения ущерба, в том числе размер прямого действительного ущерба, причиненного организации и причины возникновения ущерба, а также вину конкретного работника и пределы ответственности этого работника за нанесенный ущерб. При этом необходимо взять письменное объяснение о причинах ущерба от виновного лица. Его отказ дать объяснение не препятствует привлечению работника к материальной ответственности, но в этом случае должен быть составлен соответствующий акт.

Администрация образовательного учреждения должна объявить работнику приказ о его привлечении к материальной ответственности.

, в котором должны быть отражены: наличие факта недостачи, растраты или хищения; круг лиц, несущих за это ответственность; вид ответственности (дисциплинарное взыскание, привлечение к уголовной ответственности), а также возмещение ущерба в общегражданском порядке; указаны исполнители; сроки исполнения приказа и контроль за его исполнением. Несогласие работника с приказом не останавливает его исполнения.

Возможные способы возмещения ущерба. Следует подчеркнуть, что администрация образовательного учреждения не может своим приказом возмещать ущерб в случаях, когда работник отвечает за этот ущерб в полном объеме, а ущерб превышает его средний месячный заработок.

В таких случаях ущерб с работника может быть взыскан только по решению суда.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб образовательному учреждению.

Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. Администрация образовательного учреждения утрачивает право на принудительное взыскание причиненного ущерба в случае, если работник добровольно его возместил.

Возмещение ущерба возможно тремя способами:

  1. Внесением соответствующих денежных сумм.
  2. Передачей образовательному учреждению равноценного имущества.
  3. Исправлением повреждения.

В случае, когда ущерб возмещается добровольно путем внесения денежных сумм в кассу образовательного учреждения, согласия администрации не требуется. Внесенные деньги должны использоваться по назначению в интересах учреждения и, прежде всего, для восполнения уничтоженного или испорченного имущества.

Работник также может дать письменное обязательство возместить ущерб к определенному сроку с указанием периодичности внесения платежей. Однако исполнение обязательства в этом случае требует согласия администрации образовательного учреждения.

Работник может собственными силами или за свой счет в свободное от работы время осуществить ремонт поврежденного имущества. Такой вид возмещения ущерба часто применяется водителями автомашин, тракторов, и т.д.

Необходимым условием возмещения вреда при помощи передачи равноценного имущества является передача не любого аналогичного имущества, а равноценного по своим качествам, полезным свойствам, а также стоимости и степени износа.

Взыскание материального ущерба в судебном порядке. Судебному рассмотрению подлежат:

  1. Иски администрации к работникам о возмещении прямого действительного ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка, если возмещение не может быть произведено по приказу администрации. Подобные ситуации возникают чаще всего в случаях прекращения работником трудовых отношений с данным образовательным учреждением, либо при пропуске администрацией срока для издания приказа.
  2. Споры работников, несогласных с удержанием, произведенным администрацией в возмещение ущерба, или его размером, при условии, что заявление рассматривалось комиссией по трудовым спорам, (непосредственно в суд могут обращаться работники образовательных учреждений, где нет комиссий по трудовым спорам).
  3. Иски администрации к работникам о принудительном взыскании причиненного ущерба в случаях, когда администрация в период действия трудового договора издала приказ о возмещении ущерба путем удержания из заработной платы работника, но к моменту его увольнения удержания не были произведены полностью или частично, а причитающаяся работнику при увольнении заработная плата является недостаточной для погашения задолженности.

В исковом заявлении администрация образовательного учреждения должна указать сумму прямого действительного ущерба, причиненного ответчиком, изложить обстоятельства, подтверждающие его вину.

Исковое заявление должно быть обосновано конкретными документами, в т. ч.

должностными инструкциями, определяющими трудовые обязанности работника, актами проверок, данными бухгалтерского учета о стоимости испорченного или уничтоженного имущества, калькуляцией ремонта оборудования, объяснением виновного лица и т.д.

ОБРАЗЕЦ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

В Нижегородский районный суд.

Истец: МОУ “Общеобразовательная школа № 3” г. Н. Новгород,

ул. Минина, д. 44.

Ответчик: Грибанова Мария Петровна,

проживающая по адресу: г. Н. Новгород, ул. Ванеева, д.5,

О взыскании 700 руб.

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Ответчица работает в МОУ “Общеобразовательная школа № 3” учителем физики с возложением обязанностей заведующей кабинетом с окладом 1024 руб.

В результате инвентаризации, проведенной 10—13 марта2001 г., обнаружена недостача комплекта физических приборов балансовой стоимостью 1000 руб. Износ начислен в размере 30%.

Грибанова М.П. добровольно возместить ущерб отказалась.

Считаем, что в действиях Грибановой М.П. наличествует халатное отношение к своим служебным обязанностям, выразившееся в том, что Грибанова М.П. как заведующая кабинетом не обеспечила сохранность вверенного ей имущества. Вина Грибановой М.П. полностью подтверждается представленными документами.

Просим в возмещение причиненного материального ущерба взыскать в пользу МОУ “Общеобразовательная школа № 3” с Грибановой М.П. часть ее заработка в размере 700 руб.

Приложение: 1. Приказ по школе от 18.03.2001 № 86.

2. Инвентаризационная опись и сличительная ведомость.

3. Квитанция об уплате госпошлины.

4. Справка о зарплате Грибановой М.П.

5. Объяснение Грибановой М.П.

Печать, Дата        Директор

                          Главный бухгалтер Централизованной бухгалтерии

Порядок передачи дел в следственные органы. В следственные органы подлежат передаче материалы о недостачах, растратах и хищениях денежных средств и материальных ценностей, происшедших вследствие злоупотреблений, бесхозяйственности, халатности и других уголовно-наказуемых действий должностных лиц.

Если факты преступных действий отдельных должностных лиц установлены в ходе ревизии (проверки), по факту недостачи составляется промежуточный акт и соответствующие материалы передаются ревизором в следственные органы, не дожидаясь конца ревизии (проверки).

Отказ материально-ответственного лица, у которого была обнаружена недостача, растрата или хищение, от подписания акта должен быть оговорен специальной надписью на акте за подписью лица, проводившего ревизию, и лиц, присутствовавших при ревизии.

В тех случаях, когда материально-ответственное лицо уклоняется от участия в ревизии (проверке) или инвентаризации и от дачи объяснения, к материалам, передаваемым в следственные органы, необходимо приложить документы, подтверждающие, что это лицо своевременно вызывалось, но от явки и дачи объяснений отказалось (письмо, извещение, посланное материально-ответственному лицу заказной корреспонденцией и т. п).

Если из представленных материалов неясен вопрос о наличии или причинах недостачи материальных ценностей, следственными органами может быть назначена дополнительная проверка по материалам ревизии и другим сведениям о хищениях и недостачах. Должностные лица обязаны по требованию следственных органов своевременно представлять дополнительные материалы ревизии.

В то же время следует обратить внимание, что взыскание материального ущерба теперь не является обязательным. Если ранее в суд администрация была обязана подавать соответствующие иски, то теперь, Трудовой кодекс предоставляет право администрации образовательного учреждения полностью или частично отказаться от взыскания с виновного работника ущерба.

Полный текст статьи читайте в журнале
“Справочник руководителя образовательного учреждения” №1, июль 2002 г.

Источник: //www.ucheba.com/met_rus/k_upravobraz/k_rukovoditel/material_otvetstvennost.htm

Ветка права
Добавить комментарий