Можно ли игнорировать повестку из прокуратуры, присланную на электронную почту физлица?

Последствия неявки по повестке на вызов следователя или прокурора в качестве свидетеля

Можно ли игнорировать повестку из прокуратуры, присланную на электронную почту физлица?

У человека, который получила повестку о вызове к следователю, сразу возникает масса вопросов: имеют ли право его вызвать? обязательно ли являться по вызову в милицию или прокуратуру? в каких случаях можно не приходить? необходимо ли идти к следователю, если нет свободного времени? что будет, если проигнорировать повестку?

Обязательно ли являться по повестке на вызов следователя?

В случае необходимости следователь или прокурор имеют право вызвать кого-либо во время досудебного расследования. Лицо, получившее повестку, обязано явиться по вызову.

Соответствующие положения закреплены в Уголовном процессуальном кодексе Украины (далее – УПК Украины). Так, согласно ст.

133 УПК Украины следователь или прокурор в ходе досудебного расследования вправе вызвать лицо, если есть достаточные основания полагать, что оно может дать показания, имеющие значение для уголовного производства или его участие в процессуальном действии является обязательным. Согласно п.1 ч.2 ст.66 УПК Украины свидетель обязан прибыть по вызову к следователю, прокурору.

Несмотря на то, что вызов в правоохранительные органы практически всегда вызывает опасения у человека, получившего повестку, в большинстве случаев необходимости пытаться избежать визита к следователю нет.

Соответствующая обязанность граждан установлена законом и безосновательно пытаться создать сложности следователю или прокурору при осуществлении ими уголовного производства, как правило, не имеет смысла.

Вместе с тем, не стоит и допускать нарушений своих прав и произвол со стороны правоохранителей.

Пользуйтесь консультацией: Правила поведения: Допрос. Вызов на допрос. Допрос в качестве подозреваемого.

Во-первых, следует помнить, что вызов должен быть осуществлен с соблюдением порядка, который определен УПК Украины.

Во-вторых, необходимо знать, что существуют обстоятельства, которые позволяют не явиться по повестке на вызов следователя или прокурора. Так, УПК Украины предусмотрены уважительные причины неявки лица на вызов. Согласно ст.138 УПК Украины к таким обстоятельствам относятся:

1) задержание, содержание под стражей или отбывание наказания (то есть когда лицо, которое вызывают, не может физически прибыть на вызов из-за того, что находится под стражей);

2) ограничение свободы передвижения в результате действия закона или судебного решения (например, к лицу применена мера пресечения в виде домашнего ареста в рамках другого уголовного производства);

3) обстоятельства непреодолимой силы (эпидемии, военные действия, стихийные бедствия или другие подобные обстоятельства);

4) отсутствие лица по месту жительства в течение длительного времени в следствии командировки, путешествия и т.п.;

5) тяжелая болезнь или пребывание в учреждении здравоохранения в связи с лечением или беременностью при невозможности временно покинуть это заведение (это обстоятельство должно быть подтверждено соответствующей справкой, при этом оно касается именно такого состояния здоровья, которое делает невозможным без чрезмерных трудностей прибытие на вызов);

6) смерть близких родственников, членов семьи или других близких лиц или серьезная угроза их жизни;

Читайте статью: Юридические лица в уголовном процессе — обыски, выемки, допросы, аресты имущества

7) несвоевременное получение повестки о вызове (в соответствии с ч.8 ст.

135 УПК Украины лицо должно получить повестку о вызове или быть уведомленным о нем другим путем не позднее чем за 3 дня до дня, когда оно должно прибыть по вызову, в отдельных определенных случаях этот срок может быть короче, однако в любом случае лицу должно быть предоставлено необходимое время для подготовки и прибытия по вызову);

8) другие обстоятельства, которые делают объективно невозможной явку человека на вызов (поскольку невозможно заранее определить все случаи, которые могут возникнуть в жизни человека и помешать явке на вызов, законом предусмотрена возможность отнесения к уважительным причинам неявки к следователю других обстоятельств, наличие которых делает невозможным своевременное прибытие по повестке; такие обстоятельства оцениваются в каждом отдельном случае).

Таким образом, занятость на работе, пребывание на обучении, наличие других планов на день или подобные обстоятельства не являются уважительными причинами, позволяющими не идти на вызов следователя.

Вместе с тем, в случае трудностей с прибытием на вызов в определенное время почти всегда существует возможность связаться со следователем по телефону (который должен быть указан в повестке) и объяснить ему обстоятельства, препятствующие прибытию, а также согласовать другое время. В подавляющем большинстве случаев следователь может пойти на встречу и если это возможно перенести время вызова.

Следует иметь в виду, что следователь или прокурор как правило заинтересованы в присутствии лица, а не в том, чтобы создавать для него какие-то неудобства в виде наложения денежного взыскания или привода.

Кроме того, такие мероприятия требуют от следователя осуществления дополнительной работы (составление ходатайства, подача его в суд и т.д.), а значит ему проще перенести время вызова, чем осуществлять необходимые процедуры.

Следующие ниже меры реагирования на неявку лица по повестке как правило применяются когда следователь не может обеспечить явку лица обычными мерами.

Пользуйтесь консультацией: Адвокат во время обыска, допроса. Краткая инструкция к действию.

Что будет если не явиться по вызову следователя или прокурора? Какие последствия неявки для свидетеля в милицию или прокуратуру?

Статьей 139 УПК Украины предусмотрены последствия неявки лица на вызов следователя (прокурора).

Указанной статьей предусмотрено, что если свидетель, который был в установленном порядке вызван (в частности, имеется подтверждение получения им повестки о вызове или ознакомления с ее содержанием другим путем), не явился без уважительных причин либо не сообщил о причинах своей неявки, могут наступить следующие последствия:

1) может быть наложено денежное взыскание.

Соответствующее решение принимается следственным судьей по ходатайству следователя или прокурора (то есть взыскание налагается не лицом, приславшим повестку, а судьей).

Размер денежного взыскания, которое может быть наложено за неявку по повестке, определяется в пределах от 0,25 до 0,5 размера прожиточного минимума (по состоянию на 2017 год: с 01 января – от 400 до 800 грн.

, с 01 мая – от 421 до 842 грн., с 01 декабря – от 440,5 до 881 грн.).

2) может быть применен привод.

Соответствующее решение также принимается только следственным судьей по ходатайству следователя или прокурора.

Привод заключается в принудительном сопровождении лица к месту его вызова в указанное в определении судьи время (такое лицо обязано прибыть по вызову в сопровождении лица, исполняющего определение о приводе, а в случае невыполнения соответствующих требований – к нему могут быть применены меры физического воздействия).

3) может быть привлечено к административной ответственности.

Данное последствие может наступить только за злостное уклонение от явки, которое обычно заключается в неоднократной, систематической неявке на вызовы. Ответственность за такие действия предусмотрена ст.

185-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях и предусматривает возможность наложения штрафа в сумме от 51 грн. до 136 грн.

Соответствующее решение может быть принято судьей по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, который составляется следователем, прокурором, уполномоченным лицом органа внутренних дел.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что указанные последствия могут наступить только при наличии следующих обстоятельств:

1) лицо было вызвано в установленном законом порядке (в частности, самое главное – имеется подтверждение получения им повестки о вызове или ознакомления с ее содержанием другим путем);

2) лицо не явилось без уважительных причин или не сообщило о причинах своей неявки.

Источник: Pozov

Источник: https://protocol.ua/ru/posledstviya_neyavki_po_povestke_na_vizov_sledovatelya_ili_prokurora_v_kachestve_svidetelya/

Правомерен ли запрос от прокуратуры, поступивший на электронную почту

Можно ли игнорировать повестку из прокуратуры, присланную на электронную почту физлица?

В организацию пришел запрос от прокуратуры на электронную почту. Правомерность запроса от прокуратуры, поступившего на электронную почту. Ответ на запрос прокуратуры. 

Вопрос: К нам пришел запрос от прокуратуры на электронную почту. Вправе ли Прокуратура присылать такие документы по электронной почте? И как нам поступить в данном случае? Отвечать или проигнорировать?

Ответ: 

Нет, на такой запрос можно не отвечать.

Закон о прокуратуре не предусматривает возможность направления прокурором запросов в электронной форме. Поэтому целесообразно дождаться поступления запроса на бумажном носителе, что позволит идентифицировать инициатора запроса, после чего предоставить сведения в установленный в запросе срок.

Обоснование

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1
О прокуратуре Российской Федерации

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.322

2.

Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов – в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.11В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.

Статья 21. Предмет надзора

1.

Предметом надзора являются:162соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;1соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. 526

2.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.976Как защитить свои права, если работодатель задерживает зарплату

3.

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

2В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.162

4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен.

Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

24

Статья 22. Полномочия прокурора

1.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:120по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; 1вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.822

2.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.2846

3.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:43освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; 289

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.

Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.

Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/311257-pravomeren-li-zapros-ot-prokuratury-postupivshiy-na-elektronnuyu-pochtu

Что делать, если вас вызывают на допрос

Можно ли игнорировать повестку из прокуратуры, присланную на электронную почту физлица?

Деловая активность в украинских реалиях существенно повышает шансы гражданина на встречу с представителями правоохранительных органов. Предпринимателю нужно быть всегда готовым к тому, что он в любую минуту может быть вызван на допрос к следователю.

Как правило, начинается все с допроса в качестве свидетеля, однако в дальнейшем этот статус может быть переквалифицирован в обвиняемого или подозреваемого.

Вопросы, интересующие следователя, могут касаться деятельности самого допрашиваемого и его взаимоотношений с контрагентами.

Необходимость допроса может быть продиктована как расследованием реального уголовного дела, так и банальным намерением следователя максимально запугать предпринимателя, грамотно используя понимание слабых мест последнего, и получить “благодарность” за то, что делу не будет дан ход.

Ниже мы предоставим несколько базовых советов, которые подготовят предпринимателя к возможному допросу, и объясним, как не спровоцировать своим поведением ненужные неприятности. Также мы укажем на наиболее распространенные уловки следователей и развеем несколько распространенных мифов о допросе.

1. Вызов на допрос

Кратко и по делу в Telegram

Большинство предпринимателей почему-то убеждены, что следователь имеет право вызывать их на допрос только с помощью повестки, которую можно отправлять по почте или путем личного вручения. Однако согласно ст.

135 Уголовного процессуального кодекса Украины, вызов к следователю может осуществляться по электронной почте, факсу, по телефону или телефонограммой.

Другое дело, что в случае вызова, например, по телефону, следователю будет сложно доказать, что вызов был, и применить последствия за неявку без уважительных причин — штраф в размере до 0,5 минимальной заработной платы и привод (принудительное сопровождение).

Всегда требуйте от следователя максимального документирования процесса! Попросите его, чтобы он направил вам повестку по почте. Если истинной целью следователя является не расследование реального правонарушения, а банальное вымогательство, он будет заинтересован в том, чтобы не оставлять ненужных документальных подтверждений своей противозаконной деятельности.

Нужно помнить, что свидетель уведомляется о вызове на допрос не позднее, чем за три дня до его проведения. В случае если повестка/вызов поступили позднее указанного срока, вы имеете право отказаться от визита без боязни штрафов и принудительных приводов.

2. Привлечение опытного адвоката

Украинское законодательство предоставляет свидетелю право пользоваться услугами адвоката при осуществлении допроса, и этим правом не стоит пренебрегать. Сам факт присутствия опытного адвоката во время допроса зачастую очень дисциплинирует следователя и заставляет удерживаться от злоупотреблений и провокаций.

Если для клиента вызов на допрос является чем-то экстраординарным, то для адвоката поход к следователю — это часть его повседневной работы. Присутствуя на допросе, адвокат имеет возможность контролировать его ход и давать клиенту ценные советы. Мы рекомендуем заранее выбирать адвоката, потому что при получении повестки у вас может банально не хватить времени на поиск хорошего специалиста.

Бывает, что следователь намекает допрашиваемому, что факт присутствия адвоката свидетельствует о том, что свидетелю есть что скрывать от следствия, и, соответственно, это является косвенным свидетельством вины.

Это обыкновенная хитрость, и вам не нужно поддаваться на такие провокации.

Просто напомните следователю о том, что действующее законодательство прямо предоставляет вам право воспользоваться помощью адвоката при допросе в качестве свидетеля и вы желаете им воспользоваться.

Будьте готовы к тому, ваш адвокат может быть не допущен к участию в допросе по надуманным причинам. В такой ситуации вы имеет полное право отказаться от участия в допросе по причине невозможности пользоваться правовой помощью при допросе.

3. Подготовка к допросу

Не забывайте о психологической подготовке. Следователь во время допроса скорее всего попытается застать вас врасплох с помощью неожиданных вопросов. Это делается для того, чтобы вывести человека из равновесия, преодолеть его защиту и добиться необходимых показаний.

Действующее законодательство предоставляет свидетелю право знать, в каком криминальном производстве и в связи с чем он допрашивается. Эта информация поможет вам подойти к допросу во всеоружии, а ваш адвокат должен спрогнозировать возможные вопросы следователя заранее и предложить наиболее оптимальные ответы на них.

4. Не стоит переоценивать возможность сослаться на ст. 63 Конституции

Если вы решили сослаться на ст. 63 Конституции, не думайте, что она защитит вас от любого неудобного вопроса. Согласно приведенной нормы Конституции, лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников.

Обратите внимание, что эта норма не снимает с вас обязанности сообщить следователю информацию, не касающуюся указанного круга лиц. И, соответственно, при необоснованном отказе от дачи таких показаний свидетель может быть привлечен к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний согласно ст.

385 Уголовного кодекса Украины.

5. Поведение на допросе

На самом допросе нужно вести себя уверенно и не бояться следователя, который, скорее всего, начнет нащупывать слабые места в ваших показания и попытается использовать их в своих целях.

К сожалению, украинские следователи далеко не в каждом случае заинтересованы в поиске истины, чаще они хотят быстрее закончить дело и улучшить свои показатели раскрываемости.

Если вы покажете перед следователем слабость или страх — незамедлительно градус напряжения будет намеренно поднят для того, чтобы ввести вас в состояние максимального стресса. Поэтому во время допроса нужно общаться с ним на равных и не изображать из себя жертву.

Часто допрашиваемый, пытаясь добиться расположения следователя, предоставляет ему максимум информации, в том числе и ту, о которой тот не спрашивал. Такие заискивания, кроме предоставления следователю дополнительных зацепок, не приводят ни к чему хорошему.

В данном случае необходимо понять — следователь делает свою работу и пытается добиться поставленной перед ним цели, и его личное отношение к вам не играет значительной роли. На вопросы необходимо давать простые односложные ответы.

Допрашиваемый может использовать такие обороты речи, как “насколько я помню”, “если мне не изменяет память” и т.д.

6. Оформление протокола

Перед подписанием протокола вы обязаны внимательно ознакомиться с его содержанием. С психологической точки зрения вам хочется побыстрее уйти с допроса, но не забывайте, что следователь склонен записывать ответы допрашиваемого выгодным для себя образом. А как известно, та или иная формулировка может существенно менять суть ответа.

В случае несогласия с тем, как следователь зафиксировал ваши слова, всегда можно попросить его внести в протокол соответствующие изменения. В случае отказа сделайте соответствующую отметку при подписании протокола. Знайте, что допрашиваемый вообще имеет право самостоятельно фиксировать в протоколе ответы на вопросы следователя.

В заключение хочется отметить, что украинское законодательство предоставляет широкий арсенал прав и инструментов для защиты своих прав при допросе, грамотное использование которых как минимум лишит недобросовестных следователей возможности для злоупотреблений. Однако не забывайте, что следователь юридически грамотнее и опытнее вас, поэтому в случае вызова в силовые структуры не нужно переоценивать свои правовые познания, а лучше заранее обеспечить этот процесс грамотным юридическим сопровождением.

Источник: https://delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/chto-delat-esli-vas-vyzyvajut-na-dopros-321584/

Ветка права
Добавить комментарий