Можно ли проводить экспертизу проектно сметной документации после фактического выполнения работ?

Экспертиза сметного расчёта – «ПГС»

Можно ли проводить экспертизу проектно сметной документации после фактического выполнения работ?

Очень часто подрядчик сознательно увеличивает сметную стоимость строительно-монтажных работ, что приводит к значительной потере Ваших финансовых средств.

Учитывая то, что большинство заказчиков не обладают специальными знаниями и опытом в строительстве, не могут объективно проанализировать сметную документацию и выявить в ней недостоверные, то зачастую к концу строительства между заказчиком и подрядчиком накапливается ряд нерешенных вопросов, которые нередко заканчиваются судебными разбирательствами.

Чтобы избежать подобных ситуаций, мы рекомендуем доверить составление и проверку сметной документации специалистам.

Вопросы, решаемые экспертизой сметной документации:

  • Завышает ли подрядчик цены на строительно-монтажные работы и строительные материалы по сравнению со среднерыночными ценами?
  • Соответствует ли объем фактически выполненных строительно-монтажных работ объему, указанному в договоре, смете и т.д.?
  • Действительно ли являются обходимыми указанные подрядчиком в сметной документации дополнительные строительно-монтажные работы?
  • Применяется ли на объекте указанная в договоре или смете техника и в каких объемах?
  • Правомерно ли применение повышающих коэффициентов?

Экспертиза стоимости строительно-монтажных работ включает:

  • определение правильности применения единичных стоимостных расценок и коэффициентов по видам работ согласно договорным и проектным условиям;
  • определение правильности начисления накладных расходов, плановых накоплений, сметной прибыли, лимитированных затрат и т.п.;
  • проверка актов выполненных работ в коммерческих и бюджетных расценках (база МТСН, база ТСН, база ФЕР, база ТЕР);
  • анализ объемов фактически выполненных строительно-монтажных работ и затраченных строительных материалов;
  • расчет сметной стоимости строительства;
  • определение объемов и стоимости работ, необходимых для завершения строительства объекта.

Профессиональное и грамотное составление сметной документации и ее проверка избавляет от многих непредвиденных факторов, таких как:

  • увеличение объемов и стоимости производимых строительно-монтажных работ;
  • исключение повторяющихся расценок и работ;
  • увеличение (завышение) стоимости материалов и оборудования и т.д.

Как обманывают подрядчики при составлении сметной документации

Ни для кого не секрет, что при строительстве подрядчик очень часто применяет в сметах махинации, направленные на обман заказчика и выкачивания из него необоснованной прибыли. Мы постараемся разъяснить наиболее часто встречающиеся «хирости», применяемые подрядчиками.

Некорректная сметная документация, к сожалению, встречается чаще, чем того бы хотелось. Некорректность сметной документации может иметь целенаправленный характер, а может возникнуть в результате ошибки. Так или иначе, но с этим нужно бороться и проводить проверку смет.

Экспертиза проектно-сметной документации необходима и нужна всем участникам строительного производства – Инвестору, Заказчику, Генподрядчику, Подрядчику и т.д. Инвестору и заказчику экспертиза сметной документации позволит рационализировать свои финансы. Для генподрядчика и подрядчика – это гарантия достойного вознаграждения по завершению строительного объекта.

Приведем типичные уловки, применяемые в сметах:

  1. Смета не отображает реальной ситуации на объекте.
  2. Например, материалы, указанные в смете, кардинально отличаются от фактически применяемых на объекте или стоимость работ, указанная в смете, завышена по сравнению с фактическими расценками, которые платят рабочим.

    Или изначально в смете указаны заниженные объемы, так что смета для заказчика становится привлекательной, а впоследствии в договоре сказано, что финальный фактический объем строительно-монтажных работ определяется замерами при приемке работ.

    После выполнения таких работ заказчику выставляют дополнительные счета на материалы и работы.

  3. Смета содержит посторонние строительные материалы.
  4. Например, подрядчик вписал в смету не самые необходимые материалы и утверждает, что они нужны, хотя выполнить работы можно и без них.

  5. Смета не отображает транспортных и других расходов, либо отображает, но они сильно завышены и не соответствуют реальности.

Как же не позволить обмануть себя при строительстве?

  1. Отправлять запросы минимум в пять организаций и требовать от них точного коммерческого предложения.
  2. Не делать выбор в пользу самого дешевого подрядчика. «Скупой платит дважды» – это давно известный факт. 
  3. Проводить анализ и сравнения смет.

    Просматривать сметы на наличие всех необходимых пунктов (транспортные расходы, инструменты, механизмы и т.д.)

  4. Проверять и контролировать основные объемы строительно-монтажных работ. Объемы не должны быть завышены более чем на 10 процентов по сравнению с фактическими.

  5. Заключать подрядные договора только с фирмами, которые предлагают Вам закрытую смету. Т.е. смету, которая не будет меняться на протяжении всего времени строительства объекта.
  6. Посмотреть объекты, построенные выбранной Вами компанией, почитать отзывы о ней, проверить их правомочные документы.

Центр строительной экспертизы ПГС предлагает Вам следующие услуги:

  • Бесплатная консультация перед строительной экспертизой сметной документации;
  • Провести экспертизу проектно-сметной документации (проверку смет), в том числе:
    1. провести контроль правильности применения расценок, коэффициентов, накруток;
    2. провести обмеры фактически выполненных строительно-монтажных работ и определить их соответствия проектно-сметной документации;
    3. провести сравнение (анализ) объемов работ по сметной документации с фактически выполненными строительно-монтажными работами на объекте заказчика.
  • Провести составление сметной документации, в том числе:
    1. разработать сметную документацию на строительство, ремонт или реконструкцию объектов, как в бюджетных, так и в коммерческих расценках;
    2. разработать сметный расчет на устранение дефектов, возникших в ходе залива, пожара, несанкционированного ремонта и т.д.;
    3. произвести оптимизацию сметной документации и строительно-монтажных работ на объекте.

Что вы получите в результате проведения экспертизы сметной документации?

  1. Консультацию квалифицированного эксперта перед проведением экспертизы и по дальнейшим действиям после ее проведения;
  2. Заключение эксперта, отражающее объективную картину на Вашем объекте.

Сколько стоит независимая экспертиза сметной документации?

Экспертиза смет имеет свои особенности такие как: количества и объема сметной документации, цели экспертизы и т.д. в результате чего стоимость экспертизы в каждом конкретном случае индивидуальна.

Поэтому если у Вас возник вопрос: «Сколько стоит экспертиза сметной документации?», то просто обратитесь за консультацией в компанию или оставьте заявку на сайте.

В кратчайшее время наш специалист свяжется с Вами и ответит на все интересующие Вас вопросы.

Специалисты нашей компании готовы помочь в анализе сметной документации и составлении грамотного оптимизированного сметного расчета на предстоящие строительные расходы, благодаря которому Вы будете полностью владеть информацией о стоимости работ, о достоверных ценах, о полном соответствии объемов выполненных работ объемам, указанным в сметной документации.

Источник: //www.pgs.expert/uslugi/ekspertiza/smetnogo-raschyeta/

Экспертиза проектно-сметной документации

Можно ли проводить экспертизу проектно сметной документации после фактического выполнения работ?

Экспертиза проектно-сметной документации – важнейший шаг при переходе от этапа планирования непосредственно к выполнению строительных работ. Зачастую судьба успеха или неудачи при строительстве и реконструкции зависит от правильности составления проектно-сметной документации.

Экспертиза проектно-сметной документации представляет собой определенный порядок исследований пакета документов, необходимых для начала строительства.

Этот комплекс мер по анализу документации предписан нормативными актами и разработан в четком соответствии с техническим заданием, требованиями исходно-разрешительной документации, нормами и правилами, действительными на территории Российской Федерации.

Проектная документация представляет собой большой комплект документов, включающий расчеты всех систем, которые будет включать в себя планируемый объект. Проектная документация имеет четыре основных стадии подготовки:

  1. Разработка эскизного проекта. Производится для получения исходно-разрешительной документации.
  2. Разработка непосредственно проекта строительства. Основной этап планирования строительных работ.
  3. Подготовка рабочей документации – всех бумаг, необходимых для проведения строительных и монтажных мероприятий.
  4. Подготовка рабочего проекта. Эта стадия совмещает в себе две предыдущих. Совмещение второго и третьего этапов возможно при проектировании простых объектов. При планировании больших сложных зданий или сооружений подготовка рабочей и проектной документации проводится отдельно и последовательно.

Государственная экспертиза проводится на втором этапе – при подготовке комплекта проектных документов. Негосударственная экспертиза может быть осуществлена на любом этапе подготовки документации – в зависимости от предмета исследования.

Особое значение экспертиза проектно-сметной документации имеет в области градостроительства. Еще несколько лет назад негосударственной экспертизе проектно-сметной документации отводилась факультативная, незначительная роль.

Однако в настоящее время Правительство Российской Федерации прилагает значительные усилия по поддержке негосударственной экспертизы для создания альтернативного института проектной экспертизы. Целью этих мероприятий является в глобальном смысле развитие экономики России путем создания конкуренции на рынке и развития экспертного дела в стране.

Развитие негосударственной экспертизы проектно-сметной документации во многом способствует устранению излишней бюрократизации и «семейственности» традиционной государственной экспертизы. Государственная экспертиза проектной документации проводится с целью установления безопасности проектируемого здания или сооружения, его соответствия предписаниям технического регламента.

При проведении строительства на бюджетные средства осуществляется обязательный контроль сметной стоимости с целью определить достоверность расчетов, эффективность и целесообразность расходования бюджетных денежных средств.

Негосударственная экспертиза проектно-сметной документации проводится также с целью оценки экономической обоснованности проекта, социальной значимости планируемой постройки, а также установления соответствия проекта предписаниям градостроительного регламента.

В каждом конкретном случае проведения негосударственной экспертизы четко определяется предмет проведения исследования. Предмет экспертизы заносится в договор, заключаемый заказчиком проведения экспертизы с аккредитованной организацией.

Вот неполный перечень вопросов, которые могут быть предметом проведения исследования:

  • Финансовая целесообразность и экономическая привлекательность планируемого сооружения.
  • Социальная значимость планируемого объекта.
  • Социальная значимость планируемого строительства (предоставление рабочих мест, заложенные в смету расходы на страхование работников, социальная поддержка семей работников и т.д.).
  • Соответствие проектных документов предписаниям инженерной безопасности объекта.
  • Правильность проведенных сметных расчетов.
  • Соответствие проектных документов предписаниям нормативных актов в области строительства.

В большинстве случаев экспертизу проектно-сметной документации проводят несколько экспертов – опытных специалистов в области строительства, планирования, монтажных работ, юриспруденции, управления и экономики. Эксперты обязаны обладать специальными знаниями в своей предметной области, которые дают им право на проведение исследований.

Все больший объем в общем количестве анализа проектной и сметной документации отводится доле негосударственной экспертизы. Экспертиза проектно-сметной документации, как правило, распадается на два больших этапа – экспертиза проектной части и тщательное исследование смет. Экспертиза проектных документов – обязательный этап любого строительства.

Вследствие допущенных ошибок при подготовке проектных документов уже готовый объект может быть не сдан в эксплуатацию. Экспертиза строительного проекта обнаруживает ошибки, неточности, просчеты, к тому же поможет избежать перерасхода средств из-за выбора неверной схемы финансирования строительства.

Исследование смет проводится с целью проверки правильности расходования денежных средств. Избыточные траты средств способен обнаружить только очень опытный специалист в области экспертизы. Зачастую правильно оформленные документы содержат серьезные ошибки в расчетах стоимости строительства и составлении сметных бумаг.

Неправильное ведение документации при строительстве может повлечь серьезные штрафные санкции.

В каких случаях необходима экспертиза проектно-сметной документации?

К экспертизе проектно-сметной документации прибегают в случаях, когда при оформлении документации допущены ошибки либо подозревается их наличие. Вот примерный список ситуаций, когда следует провести подобное исследование:

  1. Возникает вопрос о соответствии проведенных проектных работ предписаниям нормативных актов.
  2. Неправильно определены объемы плановой себестоимости, сопутствующих расходов, коэффициентов пересчета цен с учетом инфляции, общих затрат.
  3. Требуется рассчитать стоимость строительства в смешанных, базисных, текущих или прогнозируемых ценах.
  4. Случаи неправильного определения сроков строительства, что приводит к итоговому неоправданному увеличению затрат (ввиду повышения расходов на оплату труда, аренду строительной техники и т.п.).
  5. Требуется установить, соответствуют ли стоимость и объем выполненных проектных работ техническому заданию, задачам проектирования, а также предписаниям исходно-разрешительных и договорных документов.

Согласно методической документации (имеющей рекомендательный характер), расчет стоимости строительства может проводиться в следующих видах цен:

  • Базисным считается уровень цен 2000 г. (согласно ФСНБ-2001 в редакции 2014 г.)
  • Текущие цены. Цены, действительные на момент расчета стоимости строительства. Их еще называют фактическими или актуальными ценами.
  • Прогнозируемые цены. Цены, которые предположительно будут действительными на момент выполнения расчетного объема работ.

Кроме того, расчет стоимости строительства может быть произведен в смешанных ценах – имеется в виду, что расчет выполняется в российских ценах и в ценах, действительных в какой-либо другой стране. Подобные расчеты производятся, если материалы, оборудование или трудовые ресурсы поставляются из-за рубежа.

Все расчеты с использованием различных цен чрезвычайно сложны, они должны проводиться квалифицированными специалистами во избежание значительных убытков, а также внезапного возникновения дефицита строительного бюджета. Неправильно рассчитанные цены могут иметь последствия в виде штрафных санкций проверяющих организаций.

Сложность расчетов и серьезные последствия допущенных ошибок – еще один аргумент в пользу проведения экспертизы проектно-сметной документации.

Правовое обеспечение экспертизы проектно-сметной документации

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года впервые предписал возможность проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации.

В статье 50 Градостроительного кодекса говорится, что лицо (или лица), осуществляющее подготовку проектной документации, может обратиться для проведения экспертизы в негосударственную организацию. Проведение негосударственной экспертизы сопровождается заключением договора.

Организация, проводящая негосударственную экспертизу проектно-сметной документации, должна быть аккредитована в определенном порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

Следующим шагом утверждения законности негосударственной экспертизы проектно-сметной документации стало Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года, закрепленное под номером 1070. Постановление утвердило следующие документы, прилагаемые к Градостроительному кодексу:

Положение о порядке проведения негосударственной экспертизы. Это положение на сегодняшний момент утратило силу. Вместо него теперь действует Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 года.

Правила проведения аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации. Данные правила были скорректированы Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года.

Правила аккредитации определяют направления негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, которые может осуществлять юридическое лицо, получившее аккредитацию. Позднее Минрегиона России выпустило Приказ, содержащий перечень направлений деятельности специалистов по экспертизе проектно-сметной документации:

  1. Схемы планирования земельных участков.
  2. Архитектурные решения и объемное планирование.
  3. Область конструктивных решений.
  4. Организация процесса строительства.
  5. Системы водоснабжения, водоотведения и канализации.
  6. Газоснабжение.
  7. Электрические системы, автоматизированные системы, системы сигнализации.
  8. Электроснабжение и потребление электроэнергии.
  9. Вопросы охраны окружающей среды.
  10. Область противопожарной безопасности.
  11. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности.

Федеральный закон Российской Федерации от 28.11.

2011 № 337-ФЗ внес следующие изменения в Градостроительный кодекс: установление порядка аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, определение процедуры ведения государственного реестра организаций, проводящих негосударственную экспертизу проектно-сметной документации. Кроме того, закон определил порядок аттестации и переаттестации лиц на право составления экспертных заключений, процедуру ведения государственного реестра аттестованных (переаттестованных) лиц.

В настоящее время регламент проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации со всеми внесенными изменениями.

Вопросы, на которые отвечает специалист в области экспертизы проектно-сметной документации

  1. Правильно ли применены расценки и коэффициенты при составлении сметы?
  2. Соответствует ли объем выполненных работ проектно-сметным бумагам?
  3. Верно ли выполнены расчеты в смешанных ценах?
  4. Соответствуют ли расчеты в базисных ценах расчетам в текущих ценах?
  5. Правильно ли определены сроки строительства?
  6. Соответствует ли стоимость проектных работ поставленному проектному заданию?
  7. Соответствует ли проектная документация нормативным предписаниям?
  8. Правильно ли будут расходоваться денежные средства?
  9. Завышен ли объем трат на сопутствующие расходы?
  10. Допущены ли ошибки или просчеты при подготовке пакета проектных документов?
  11. Какова финансовая целесообразность проекта?
  12. Какова социальная значимость планируемого строительства?
  13. Какова экономическая привлекательность строительства планируемого здания или сооружения?

ВАЖНО

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Источник: //sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-proektno-smetnoi-dokumentatcii/

Экспертиза проектно-сметной документации, и ее проведение ⋆ ООО Монолиткапстрой

Можно ли проводить экспертизу проектно сметной документации после фактического выполнения работ?

Большое количество вопросов появляется при практической реализации Градостроительного кодекса, непосредственно связанной с экспертизой проектно-сметной документации. Конечно, необходимо вносить изменения в порядок проведения экспертизы, который существует на сегодняшний момент.

На сегодняшний момент существует три независимых экспертизы – экологическая, государственная вневедомственная, а также промышленная экспертизы. Все они представляют собой самостоятельное юридическое лицо и взимают деньги с инвесторов за печать и подпись, при этом на них не возложено никакой ответственности за надежность и безопасность сооружений, которые возводятся.

Государственную экспертизу проектно- сметной документации проводит комиссия, в состав которой входят высококвалифицированные специалисты. На сегодняшний момент достаточно популярными являются специализированные проектно — сметные бюро, имеющие лицензию, а также и само право экспертных работ по документации.

Эти бюро относятся к частным организациям, поэтому государственную экспертизу проектно-сметной документации относят к прерогативе специалистов государственных структур, исходя из данной цели и были созданы специальные экспертные комиссии, а государственные органы власти утверждают качественный состав.

Работа комиссии проходит лишь только по мере необходимости.

Особенности экспертизы проектно-сметной документации.

Объекты федерального значения и объекты, относящиеся к субъектам федерации, проверяются государственной экспертизой. При проведении экспертизы сметы и проекта полномочия, а также  компетенцию экспертной комиссии определяет особое положение.

Комиссия проводит экспертизу документации проекта по запросу территориальных структур МЧС или же административных органов власти города, или же экспертиза проводится на основании плана экспертиз проектной документации. Экспертная проверка затрагивает все чертежи и пояснительные записки к разделам проекта, – всю техническую документацию, поэтому состав комиссии формируют опытные люди, которые хорошо знают своё дело.

Специалисты проводят проверку всех позиций сметной документации, определяют целесообразность распределения средств, которые были выделены для осуществления данного проекта, грамотность расчётов, которые были произведены.

Также проводится проверка и совпадение расчётов смет с наличием работ и объёмом в соответствии с проектом; сверяются расчёты стоимости с фактическим материалом, который имеется, определяются возможные случаи увеличения стоимости работ, а также материальных затрат.

Эксперты, входящие в состав комиссии, исследуют объект строительства на определённом этапе, определяют стоимость работ, устанавливают объём выполненных работ, а также проводят сравнение с проектными показателями.

После окончания строительных или реставрационных работ, эксперты рассчитывают общую стоимость всего фронта работ, которые были произведены по разным (нескольким) сметам, потом сравниваются фактические расходы с теми, которые предложены по сметной документации.

Такая экспертиза документации смет и проекта позволяет избежать ряд ошибок и просчётов.
Экспертная комиссия по проектной документации включает:

  • проверку соотношения документации сметы и проекта требованиям СНиП, СП, ПУЭ;
  • проверку объёмов работ по строительству, внесенных в документацию, а также  их совпадение с предварительным тех. заданием;
  • экспертизу правильного выбора качества материала,
  • проверку сметных расчётов, которые были составлены, а также их соотношение к перечню работ, которые были внесены в проект;
  • проверку грамотности всех расчётов, которые были составлены инженерами;
  • проверку совпадения материалов для строительства, которые включены в проект и которые были фактически приобретены;
  • написание отчетов, соответствующих проверкам о результатах работы, которая была проведена экспертами,
  • проверку требований подрядчика на оценку работ и материалов, соответствующих данной документации сметы и проекта;

Экспертизу документации проекта проводят с целью проверки выполнения представленных разработчиками расчётов и требований технических регламентов:

  • требования экологических постановлений;
  • требования санитарно – эпидемиологических документов;
  • требования правил промышленной безопасности;
  • нормы государственной охраны в случае проведения работ на объектах культурного наследия;
  • нормативы Положения о пожарной безопасности и др.

Источник: //monolitkapstroy.ru/ekspertiza-proektno-smetnoy-dokumentatsii-i-ee-provedenie/

Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ

Можно ли проводить экспертизу проектно сметной документации после фактического выполнения работ?

Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ – один из видов строительной экспертизы, который проводится для определения истинной стоимости выполненных работ и количества проведенных строительных мероприятий. Необходимость в подобных исследованиях появляется в результате споров, касающихся договоров на строительство и отделочные работы.

Зачастую клиент и подрядчик, составляя договор, по-разному представляют себе конечный результат. Часто бывает так, что клиент недоволен качеством выполненных работ по договору подряда. Заказчику может казаться, что его обманули, выставив более высокую цену за рядовые услуги и материалы.

Мало того, заказчика действительно могут обмануть, выполняя работы с помощью более дешевых и, соответственно, менее качественных материалов. Иногда проблема возникает у подрядчика – работа выполнена, а клиент не хочет платить, в качестве причины называя свое недовольство полученным результатом или подозрения в том, что прораб нечист на руку.

Во всех таких случаях прибегают к экспертизе объемов и стоимости строительно-монтажных работ.

Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ проводится квалифицированными специалистами в области экономики и строительства, обладающими специализированными знаниями в необходимой предметной области.

Исследование может проводиться одним специалистом (единолично), если оно касается отдельных вопросов выполненного строительства.

Если же анализу подлежит большой объект (например, построенный коттедж), а также в отдельных сложных комплексных случаях, для проведения экспертизы приглашается комиссия специалистов в требуемых областях. Исследование проходит по следующей схеме:

  • Анализ проектной или сметной документации, плана работ.
  • Исследование спорного объекта визуально и посредством специального оборудования, выполнение специализированной фотосъемки с целью фиксации имеющихся на момент экспертизы изъянов, дефектов, недоделок и пр.
  • Лабораторные исследования материалов, использованных при проведении работ на объекте.
  • Составление экспертного заключения.

Следует отметить, что экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ проводится всегда по факту уже состоявшегося строительства. Другими словами, подобное исследование – это уже работа над ошибками, наличие которых нужно доказать.

Результатом проведенного анализа является экспертное заключение, которое составляет специалист (или комиссия специалистов), осуществлявший исследование. Заключение эксперта имеет доказательную силу и рассматривается в этом качестве судом.

Также экспертное заключение можно предъявлять в иных инстанциях, в которых оно может потребоваться (регистрационные палаты, органы управления коммунальным имуществом и прочие).

В заключение обязательно входят результаты анализа документации, выводы эксперта по ним, результаты проведенных исследований объекта с соответствующими описаниями, все фото- и видеоматериалы, сделанные в процессе экспертизы, и заключительные выводы специалиста. Эксперт может представлять свое заключение в суде лично.

Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ позволяет определить виновника некачественно сделанного ремонта или проведенного строительства, установить соответствие плана строительства и конечного результата и многое другое. Целью проведения экспертизы объемов и стоимости строительно-монтажных работ является возмещение части стоимости строительства или ремонта (при обнаружении большого количества серьезных дефектов) или получение денег с клиента при выполненных работах надлежащего качества.

Современные технологии поставляют на рынок оборудования для проведения строительных экспертиз все новые и новые приборы и механизмы, с помощью которых можно получить часть значимой информации уже при осмотре спорного объекта.

Так, при проведении экспертизы объемов и стоимости строительно-монтажных работ, с помощью разнообразных уровней можно оценить качество отделочных работ, ровность покрытия стен, перпендикулярность стен, полов и потолков и так далее. Хотя, конечно, основная масса исследований проводится в лабораторных условиях.

Ультразвуковые методы позволяют определить прочность бетона и на основании установленной прочности выявить нарушения, допущенные при строительстве и подготовке смеси. Лабораторно-химическое оборудование, приборы и методы предоставляют возможность исследования составов сырья и материала, использованного при строительстве.

Можно определить примеси вредных веществ, произвести тесты на соответствие количества примесей стандартам безопасности. Спектрографические методы позволяют обнаружить наличие тяжелых металлов в красках, штукатурках и прочих материалах.

Также они позволяют установить наличие характерных веществ, по которым можно определить производителя и, соответственно, стоимость использованных материалов. Стоимость материалов определяется исходя из перечня веществ, входящих в их состав, а также путем сравнения с имеющейся базой данных представленных на рынке строительных материалов.

Согласно российскому законодательству, любой вид строительной экспертизы, в том числе и экспертизу объемов и стоимости строительно-монтажных работ, помимо государственных специализированных учреждений, могут проводить также и коммерческие (негосударственные) компании, имеющие аккредитацию для осуществления подобных видов деятельности, соответствующий коллектив специалистов и необходимое для выполнения исследований оборудование. Кроме того, на право готовить экспертное заключение может быть аттестован любой гражданин при выполнении некого перечня условий, описанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ предназначена для решения следующих задач:

  1. Установление фактического подрядчика строительства (исполнителя выполненных работ).
  2. Установление легитимности проектной и строительной деятельности.
  3. Установление соответствия проектных показателей и фактически выполненных работ.
  4. Установление фактической стоимости работ по данным, зафиксированным в проектной документации.
  5. Установление фактической стоимости работ по данным проведенного на объекте анализа (осмотр, замеры длин объектов, определение глубины слоя нанесенного материала, снятие геодезических показателей и пр.).
  6. Установление типа и объема проведенных работ.
  7. Определение соответствия качества проведенных работ показателям, оговоренным в проектной документации.
  8. Исследование разделов сметы с целью оценки объема и видов работ.
  9. Анализ спорного объекта на предмет соответствия его размеров и показателей требованиям, предписанным к обязательному выполнению рядом нормативных актов действующего законодательства РФ.
  10. Анализ спорного объекта с целью выявления соответствия строительным нормам и правилам, техническому регламенту и другой отраслевой документации.
  11. Установление верности расчета работ.
  12. Определение справедливости использования при расчетах стоимости единицы выполненных работ.
  13. Установление правильности подсчета стоимости сопутствующих расходов, ограниченных проектом затрат, предполагаемых накоплений, их целесообразности и согласованности с проектными и договорными показателями.
  14. Сравнение реальной и проектной стоимости работ.
  15. Определение и анализ условий, влияющих на реальную стоимость проведенных работ.
  16. Определение наличия достаточного количества документов для отчета по проделанным работам и списания средств на их выполнение.
  17. Составление рекомендаций по содержанию сметы.
  18. Другие действия, в которых появится необходимость в ходе осуществления строительства.

Случаи, в которых проводится экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ

  • Если не устраивает качество нового ремонта офисного помещения.
  • Если нанятая бригада выполнила некачественный ремонт в квартире или доме.
  • Если построенный дом (коттедж, баня, особняк) не соответствует тому, что было обозначено в проектной документации.
  • Если внешне все выглядело красиво, и объект был принят, но спустя непродолжительное время повсюду стали появляться трещины, сколы, другие дефекты, а также признаки некачественно выполненной работы.
  • Если некоторые отдельные работы нанятой бригады не соответствуют нормам качества. Например, если была произведена гидроизоляция крыши, а в помещении капает с потолка.
  • Если есть подозрение, что количество проделанных работ и их стоимость были значительно завышены прорабом строительной бригады.
  • Если вы являетесь исполнителем, выполнили работы своевременно и с надлежащим уровнем качества, а клиент не желает платить за предоставленные услуги и выполненные работы.
  • Если уже выдано судебное определение для необходимости проведения соответствующей экспертизы.
  • При необходимости привлечения независимой экспертизы для проведения профессиональной и компетентной оценки ситуации.

Правовое обеспечение экспертизы объемов и стоимости строительно-монтажных работ

Статья 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации описывает порядок аттестации граждан с целью получения права формулировать и подписывать своим именем экспертные заключения в области строительства.

Статья 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет порядок аккредитации негосударственных компаний на право проведения экспертиз в области строительства.

Глава 9 Административного кодекса Российской Федерации предписывает административную ответственность за нарушения, допущенные в процессе строительства. В том числе Статья 9.4, говорящая об ответственности в случае нарушения предписаний нормативных документов при планировании и проведении строительства.

Глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации оговаривает ответственность за экологические преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при проведении различного рода работ (строительных, ремонтных, монтажных и пр.).

Статья 236 Уголовного кодекса Российской Федерации предписывает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по неосторожности, приведшее к массовому отравлению или заболеванию людей.

Вопросы, на которые отвечает специалист в области экспертизы объемов и стоимости строительно-монтажных работ

  1. Какова реальная стоимость проведенных на объекте работ?
  2. Какова реальная стоимость и количество использованных при ремонте (строительстве) материалов?
  3. Какие именно материалы были использованы при строительстве (ремонте)?
  4. Какие дефекты были выявлены при анализе?
  5. Что является причиной появления дефектов строительства (ремонта)?
  6. Соответствуют ли выполненные работы составленному и подписанному сторонами плану работ?
  7. Соответствует ли построенный дом (иное здание или сооружение) проектному плану?
  8. Каковы точные отклонения в размерах спорного объекта от проектного плана?
  9. Является ли стоимость единицы выполненных работ завышенной (заниженной)?
  10. Соответствует ли качество выполненных работ строительным нормам?
  11. Соответствуют ли качество и характер выполненных работ техническим условиям?
  12. Правильно ли был произведен расчет работ?
  13. Какие именно работы были проведены на объекте?
  14. Кто именно (какой подрядчик) выполнял работы на объекте?
  15. Отличаются ли проектная и реальная стоимость работ по объекту? Если отличаются, то как сильно (в процентах или абсолютных величинах)?
  16. Каково качество отдельных работ?
  17. Соответствуют ли использованные материалы требованиям безопасности?
  18. Не наносят ли вреда здоровью заказчика использованные материалы?
  19. Безопасны ли применяемые технологии и результат выполненных работ?
  20. Является ли причиной появившихся дефектов ненадлежащее качество выполненных работ?
  21. Соответствуют ли определенные части выполненных работ аналогичным разделам сметы?

ВАЖНО

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Источник: //sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-obemov-i-stoimosti-stroitelno-montazhnykh-rabot/

Строительная экспертиза, независимая экспертиза, судебная экспертиза, Академстройнаука, ASN Expert Group

Можно ли проводить экспертизу проектно сметной документации после фактического выполнения работ?

1.     Определить достоверность проектной стоимости работ по Объекту.

2.     Определить достоверность стоимости фактически выполненных работ по Объекту в соответствии с проектной, договорной и исполнительной документацией, обязательными государственными требованиями.

 Цель проведения подобной экспертизы: установление завышения стоимости работ (в случае его наличия), вызванного:

–       неправильным применением сметных норм и расценок, поправочных коэффициентов пересчета сметной стоимости в уровень текущих цен, размеров лимитированных и прочих затрат, норм накладных расходов и других нормативов, формирующих договорную цену строительной продукции;

–       неправильным применением распорядительных документов Правительства Российской Федерации и г. Москвы и решений межведомственной комиссии при правительстве Москвы по ценовой политике в строительстве (для Москвы, в других регионах – решения соответствующих инстанций);

–       включением в стоимость выполненных работ затрат, не относящихся к строительно-монтажным работам (по приобретению оборудования, по проведению предмонтажных ревизий и устранению дефектов оборудования, по пусконаладочным работам и т.д.);

–       включением в расчетные документы работ и затрат, фактически не выполненных или ранее уже оплаченных;

–       необоснованным включением в расчетные документы физических объемов работ, превышающих предусмотренные в проектно-сметной документации;

–       необоснованным увеличением стоимости монтажных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования;

–       применением более дешевых технологий производства работ по сравнению с запроектированными или требуемыми обязательными строительными нормами и правилами;

–       повторным предъявлением к оплате отдельных элементов прямых затрат, накладных расходов, учтенных в составе комплексных норм, цен и расценок или входящих в состав процентных начислений (временные здания и сооружения, зимние удорожания и др.);

–       отсутствием должного оформления свободных (договорных) цен на материалы, изделия, конструкции и тарифов на услуги (протоколы согласования, договоры);

–       неполным или несвоевременным возвратом подрядной организацией заказчикам стоимости материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых и переносимых зданий и сооружений, в размере, определенном сметной документацией;

–       разницей между сметной стоимостью выполнения работ, определенной с учетом индексов, действующих в период их выполнения, и стоимостью материалов, приобретенных подрядчиками в более ранний период за счет авансов заказчика;

–       арифметическим ошибками;

–       другими причинами.

 При исследовании завышения объемов и стоимости выполненных работ, кроме вышеуказанных случаев, должны учитываться:

–       стоимость обнаруженных недоделок, когда объект сдан в эксплуатацию по акту приемки без недоделок;

–       разница в стоимости работ и материалов, принятых по проекту и фактически уложенных в конструкции, если выявлена неравноценная замена материалов и конструкций на более дешевые;

–       стоимость завышения по расходу основных строительных материалов (металла, сборного железобетона, труб и т.д.) по сравнению с проектно-сметной документацией;

–       стоимость работ по пуску оборудования, если отсутствуют акты об индивидуальном его опробовании вхолостую;

–       стоимость оборудования, если она включена в объем выполненных монтажных работ;

–       разница в стоимости ранее выполненных работ, представленных к оплате по ценам более позднего времени с учетом инфляции и по ценам фактического времени их выполнения (если работы выполнялись в пределах договорных сроков);

–       разница в стоимости выполненных работ за пределами срока сдачи объекта в эксплуатацию по договору, представленных к оплате по ценам периода их фактического выполнения, и определенной по ценам, действовавшим на период договорного срока сдачи объекта.

 В процессе проведения экспертизы должны быть выполнены следующие исследования:

·        проведен анализ смет на достоверность определения проектной стоимости работ;

·        произведено контрольное бурение с целью проверки соответствия выполненных работ проектной, сметной и исполнительной документации;

·        проведены лабораторные испытания контрольных образцов;

·        проведен анализ актов приемки выполненных работ оформленных к сметам, на соответствие состава, объема и стоимости выполненных строительно-монтажных работ проектно-сметной, договорной и исполнительной документации, обязательным государственным требованиям, результатам натурных исследований.

Анализ должен проводиться следующим образом. Производится сравнение шифра и номера позиции норматива с составом работ и, при их совпадении, проводится сверка расценок, принятых в смете, с действующей нормативной документацией. При несовпадении шифра и номера позиции норматива с составом работ проводится пересчет стоимости работ согласно чертежам и действующей нормативной документации.

При несовпадении расценок, принятых в смете, с действующей нормативной документацией проводится пересчет в соответствии с нормативами. Производится сверка объемов работ, принятых в смете, с объемами работ, заложенными в чертежах.

После производства контрольного бурения проводится дополнительное сравнение материалов, заложенных в сметном расчете, с фактически примененными в процессе строительства.

Обычно экспертиза выполняется поэтапно. На первом этапе проверяется достоверность определения сметной стоимости строительства на основании рабочих чертежей. По каждой позиции сметы проверяется объем работ по рабочим чертежам, проверяется примененная расценка по ценникам и сборникам единичных расценок. При этом рабочие чертежи экспертом должны быть приняты за основу.

По результатам проверки выявляются три группы позиций:

1 группа – позиции смет, по которым расчет произведен правильно;

2 группа – позиции смет, по которым расчет произведен ошибочно, т.е. данные (объем и состав работ) по позиции не совпадают с объемом и составом работ по чертежам или стоимость по расценке не совпадает с данными ценников или сборников единичных расценок;

3 группа – позиции смет, по которым расчет произведен нерационально, т.е. методом, завышающим стоимость без наличия достаточного обоснования. При этом не завышается физический объем работ и не искажается состав и номенклатура применяемых материалов.

В дальнейшем при расчете фактической стоимости выполненных работ экспертом учитываются завышения только по позициям, отнесенным к группе 2 (т.е. позиции, по которым допущены ошибки). Позиции 1 группы принимаются по смете. Позиции 3 группы также принимаются по смете, т.к. нерациональность расчета стоимости не означает, что эти работы не выполнялись или их объем не соответствовал проектному.

На втором этапе проводятся натурные исследования дороги, по результатам которых устанавливается, какие материалы применялись при производстве работ. Это учитывается в дальнейшем при определении фактической стоимости выполненных работ.

На третьем этапе производится расчет фактической стоимости выполненных работ. По каждой позиции каждой сметы производится суммирование объема работ, отраженного в актах формы №2. Ряд позиций смет зачастую остаются незаполненными, т.к. в актах формы №2 эти позиции отсутствовали (например, работы выполнялись другими организациями).

По тем позициям, по которым у эксперта нет замечаний или тем позициям, по которым сметная стоимость была определена нерационально, принимается стоимость, отраженная в актах формы №2.

По тем позициям, стоимость по которым в сметах была определена ошибочно и при этом в актах отражалась как в сметах, экспертом рассчитывается стоимость по тому объему и тем расценкам, которые соответствовали объему и составу работ по рабочим чертежам. Неправильно принятые в актах формы №2, повышающие коэффициенты изменяются на примененные верно.

Работы, отраженные в актах формы №2, не подтвержденные чертежами и натурными исследованиями, заменяются на фактические с соответствующей коррекцией стоимости по ценникам и сборникам единичных расценок.

По каждой позиции, по которой экспертом проводилась корректировка, т.е. позиции, по которым стоимость в актах формы №2 не соответствовала фактической, экспертом в примечании в обязательном порядке должны проводиться причины корректировок.

На последнем этапе суммируется фактическая стоимость выполненных работ по каждой смете и выводится общая фактическая стоимость выполненных работ.

Обычно для выполнения экспертных работ создаются три рабочие группы сотрудников экспертной организации:

1.     Группа подготовки документов и первичного технического анализа. Состав работ: комплектация проектно-сметной, договорной и исполнительной документации по каждой позиции смет, перевод данных в электронный вид, проверка арифметических ошибок, подготовка и оформление отчетных документов по экспертизе. Техническое обеспечение работ.

2.     Группа технико-экономического анализа. Состав работ: технико-экономический анализ стоимости проектных и фактически выполненных работ в разрезе локальных смет по отдельным участкам. Натурные исследования. Вторичный и встречный контроль получаемых результатов.

3.     Группа комплексной экспертизы и руководства экспертными работами. Состав работ: постановка задач на экспертизу, выбор методологии экспертных исследований, сводная комплексная экспертиза стоимости фактически выполненных работ, рассмотрение и утверждение результатов экспертизы, руководство и координация экспертных работ.

  О стоимости экспертизы. Расчет стоимости экспертных работ может проводиться на основании Постановления Правительства Москвы от 23 мая 2000 г. №390 «Об утверждении порядка определения стоимости проектных работ для строительства в г. Москве» (в Москве, в других регионах действуют иные нормативные документы).

Рассмотрим конкретный пример. Для ответов на поставленные вопросы экспертам необходимо выполнить следующие исследования: на основании рабочей документации определить проектную стоимость строительно-монтажных работ, т.е.

составить смету и провести анализ актов выполненных работ на предмет их соответствия проектно-сметной документации и правильности применения индексов пересчета в текущие цены, т.е. составить исполнительную смету.

Стоимость экспертируемых строительно-монтажных работ в рассматриваемом случае составляла:

–         9.454 млн. руб. в ценах 1984 года плюс 97 млн. руб. в ценах 1997 года и плюс 217 млн. руб. в ценах 2000 года;

–         норматив стоимости основных проектных работ от стоимости строительства равен 7.74%;

–         норматив на составление сметной документации по строительно-монтажным работам составляет 3 – 7% к стоимости основных проектных работ;

–         стоимость составления сметной документации по строительно-монтажным работам равна 504 000 руб. в ценах 2000 г. (принимается нижняя граница норматива – 3%);

–         норматив на составление исполнительной сметы по строительно-монтажным работам составляет 1% к стоимости основных проектных работ;

–         стоимость составления исполнительной сметы по строительно-монтажным работам равна 168 000 руб. в ценах 2000 г.;

–         стоимость инженерно-геологических работ по контрольному бурению и камеральным работа составила 302 000 руб. в ценах 2000 г. (расчет выполнен по аналогу);

–         стоимость мероприятий по ликвидации скважин составила 180 000 руб. в ценах 2000 г. (расчет выполнен по аналогу).

Таким образом, итоговая стоимость проведенных экспертных работ в данном случае составила 1 154 000 руб. в ценах 2000 г.

Захаров С.В., Степанов С.Н., ASN Expert Group©

Источник: //www.expertise.ru/documents/expertiza-dorogi.shtml

Ветка права
Добавить комментарий