Можно ли с высшим специальным дефектологическим образованием работать в ДОУ воспитателем?

Кадровое обеспечение специального детского сада для детей с ЗПР

Можно ли с высшим специальным дефектологическим образованием работать в ДОУ воспитателем?

Каждому руководителю специализированного детского сада для детей с ЗПР на начальном этапе деятельности приходится решать важную и сложную задачу – это создание профессионально подготовленного коллектива педагогов.

В детском саду для детей с ЗПР эта задача встает особенно остро, так как педагогам приходится работать при недостаточном научном и методическом обеспечении. В этих условиях эффективность коррекционно-развивающей работы может быть обеспечена коллективом педагогов, который способен к взаимодействию и творческой деятельности.

Педагоги должны знать не только возрастные нормативы развития, но и понимать причины и психологическую сущность задержки психического развития в дошкольном детстве.

Руководителю детского сада необходимо создать такие условия, при которых  педагог не только хорошо выполняет свои профессиональные обязанности, но и изучает новую научную и методическую литературу, расширяет свой кругозор.

Поэтому руководству специального детского сада для детей с ЗПР следует продумать систему организации  повышения профессиональной квалификации всех педагогов, работающих в таком детском саду: специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов),  воспитателей, музыкальных руководителей, воспитателя по ФИЗО  и т. д.

На начальном этапе работы плодотворным может оказаться сотрудничество с научным учреждением или ВУЗом, которые осуществляют подготовку или переподготовку специалистов для работы с детьми с ЗПР. В рамках такого сотрудничества на базе детского сада может быть организована экспериментальная площадка.

Активное участие педагогов в экспериментальной деятельности побуждает к творческому поиску и профессиональному росту. Сотрудничество с институтом позволяет непосредственно на базе д/с проводить тематические циклы лекционных и семинарских занятий для педагогов-практиков и студентов.

На них рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики, проводится обследование детей со сложными проблемами развития. Присутствующие на лекциях и семинарах педагоги детского сада (учителя-дефектологи, воспитатели, и др.) получают ценную информацию и приобретают соответствующие профессиональные навыки.

Таким образом, педагоги расширяют  объем специальных знаний о клинико-психологических особенностях детей с ЗПР, закономерностях развития психики в норме и патологии, расширяют знания о   диагностических методиках и передовых психолого-педагогических технологиях коррекционной работы.

Сотрудничая с высшим учебном учреждением, педагоги детского сада часто проводят открытые занятия, семинары круглые столы для студентов и слушателей курсов повышения квалификации, участников методических объединений. Подготовка к этим мероприятиям требует от педагогов творческого подхода, стимулирует к изучению специальной литературы, передового практического опыта. В процессе такой деятельности педагог сам повышает уровень своей профессиональной подготовки. Согласно штатному расписанию и должностным  инструкциям общее руководство и планирование осуществляют заведующая и старший воспитатель. Непосредственную реализацию  коррекционно-образовательной программы осуществляют следующие педагоги: – учитель-дефектолог, – учитель-логопед, – педагог-психолог, – воспитатель, – воспитатель по ФИЗО,

– музыкальный руководитель.

Особенности работы воспитателей в специальных группах для детей с ЗПР. С каждой группой работают 2 воспитателя, желательно, чтобы они получили специальную подготовку на курсах повышения квалификации.

Функциональные обязанности в дополнение к основным, включают в себя: – участие в комплексном обследовании ребенка (педагогический блок), – реализация задач коррекционно-развивающего компонента программы, помимо воспитательных и образовательных задач.

  Реализация задач коррекционно-развивающего компонента программы воспитатели реализуют в процессе режимных моментов, при проведении групповых и подгрупповых занятий, предусмотренных учебным планом. Воспитатель проводит и индивидуальные занятия с детьми в специально отведенное для них время. В режиме дня это время обозначается как «коррекционный час».

Цели и задачи этих занятий определяется дефектологом и логопедом, а конкретное содержание работы  доносится до воспитателей через «Тетради взаимодействия».   • создание специальной коррекционно – развивающей среды, • работа с родителями, • участие в методических объединениях.

Функциональные обязанности психолога в специально образовательном учреждении пока не отражены в нормативных документах. Эти обязанности целесообразно определять с опорой на нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога в системе образования (Вестник образования № 3 2002г.

СКИПКРО 2001) и с учетом специфики коррекционно – педагогического процесса в специализированном учреждении. Функциональные обязанности могут быть отражены в индивидуальном договоре со специалистом и закрепляются приказом, издаваемым заведующей детским садом. В ДОУ компенсирующего вида психологу отводится особая роль. В первую очередь это касается диагностической работы.

Психолог может быть привлечен к работе МПК( комиссии) если отбор детей проводится на базе учреждения. Помимо этого специалист обязательно включается в состав МПК( консилиума), привлекается к анализу и обсуждению результатов обследования и наблюдений за наиболее сложными детьми.

При поступлении детей в диагностико – коррекционные группы психолог участвует в обследовании каждого ребенка, осуществляет скрининг – диагностику для выявления детей, нуждающихся в специальной психологической помощи. Как правило, это воспитанники, испытывающие трудности в период адаптации, дети с повышенным уровнем тревожности, с поведенческими нарушениями, т.е.

те, у кого отклонения  затрагивают преимущественно – личностную сферу. Из таких детей формируются группы для психокоррекционных занятий, индивидуальных и групповых. Психолог откликается на запросы воспитателей и родителей, проводит дополнительное обследование и разрабатывает соответствующие рекомендации. Проводит консультирование родителей.

Особое значение отводится первичной диагностике в начале учебного года, результаты этого этапа заносятся в соответствующий раздел диагностико – эволюционной карты ребенка. Они обсуждаются с педагогами, консультирование которых является еще одним направлением работы психолога.

Сложность психологической структуры задержки психического развития в дошкольном возрасте обусловливает широкий спектр задач коррекционной работы с детьми.

Учитывая то, что учитель – дефектолог в своей работе основное внимание уделяет развитию познавательной сферы детей, психологу основной акцент следует сделать на коррекции недостатков эмоционально – волевой сферы, формирование произвольной регуляции поведения, межличностных отношений.

Эффективность системы коррекционно – педагогического воздействия во многом зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в детском саду. Следует помнить о значительной нервно – психической нагрузке, которую необходимо распределять равномерно, обеспечивая преемственность в работе всех педагогов. Учитель – дефектолог работает ежедневно с 9-00 до 13-00 часов.

В образовательных учреждениях ( классах, группах) для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, ставка заработной платы учителя – дефектолога и учителя-логопеда выплачивается за 20 часов преподавательской работы в неделю, а воспитателя указанных учреждений ( классов, групп ) за 25 часов педагогической работы в неделю. ( Письмо Министерства образования РФ от 04.02.92г.

№ 22 – ШТ ). Целесообразно один раз в неделю организовать работу дефектолога во второй половине дня (с 15 –00 до 19 – 00) для того, чтобы родители могли присутствовать на занятиях с ребенком и получать индивидуальные консультации. Практически каждый ребенок с ЗПР имеет те или иные речевые нарушения и нуждается в помощи логопеда.

Логопед совместно с дефектологом участвует в исследовании речи каждого ребенка. Результаты оформляются в виде речевой карты. Как правило нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. Уровень развития речи может быть различным. Речь некоторых детей производит благоприятное впечатление, так как не имеет недостатков фонетико – фонематического характера.

У других недостаточность фонетико – фонематических процессов и лексико – грамматического строя соответствует  III уровню речевого развития. У многих детей выявляется II и даже I уровень (особенно в младшем дошкольном возрасте ). У всех в наибольшей степени страдает связная речь. Достаточно часто встречаются дизартрические расстройства, что требует длительного логопедического воздействия. Всем детям с ЗПР требуется более продолжительный срок логопедической работы. В следствие резидуально – органического поражения ЦНС обнаруживаются явления инертности нервных процессов, а значит процесс формирования навыков правильного звукопроизношения оказывается затруднен. Если с группой работает учитель – логопед, то его занятие с детьми целесообразно вынести во вторую половину дня, а один раз в неделю организовать в утренний отрезок времени (в тот день, когда дефектолог работает вечером). При такой организации нагрузки на воспитанников будет распределяться более равномерно. В первый год пребывания детей в специальной группе логопед преимущественно работает с детьми индивидуально, основное внимание уделяет коррекции фонетико – фонематических недостатков. По мере их преодоления дети могут объединяться в малые подгруппы по 2 – 3 ребенка, при этом логопед планирует работу над развитием словаря и грамматическим строем речи.

Учитель – дефектолог, который проводит групповые занятия по развитию речи, основное внимание уделяет формированию навыков построения высказываний и готовит детей к овладению грамотой. На этом году обучения логопед и дефектолог планируют и проводят эту работу совместно.

Особую роль в реализации коррекционно – педагогических задач принадлежит воспитателю по физической культуре. Психомоторное развитие детей с ЗПР имеет ряд особенностей. Большинство из них отстают по показателям физического развития, у них замедлен темп формирования двигательных навыков и качеств, многие дети соматически ослабленные.

Система физ. воспитания в спец. саду должна решать круг задач не только физкультурно – оздоровительного характера, но и коррекционно – развивающего. Воспитатель по физкультуре наряду с основными задачами решает дополнительные. Он активно участвует в обследовании детей на различных этапах коррекционной работы.

Таким образом, для обеспечения эффективности коррекционно – педагогической помощи детям требуется тесное взаимное сотрудничество всех педагогов. Стратегия сотрудничества, в свою очередь, должна опираться на определенное организационно – методическое обеспечение.

Интересует на услуги логопеда цена? Запишитесь на консультацию в по телефону +7 (495) 150-43-47

или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Источник: https://www.logopedplus.ru/articles/zakonodatelnaya-baza/kadrovoe-obespechenie-spetsialnogo-detskogo-sada-dlya-detey-s-zpr/

В детский сад с «вышкой»

Можно ли с высшим специальным дефектологическим образованием работать в ДОУ воспитателем?

Министерство образования и науки РФ к следующему году представит финальный вариант профессионального стандарта дошкольных педагогов. Основные требования к тем, кто будет работать с малышами, уже определены. Одно из них – обязательное высшее образование. Надзорные органы уже начали проверки в детсадах.

Если раньше любая молодая мама могла подработать в детском саду, а заодно и зачислить собственного ребенка в дошкольное учреждение, то теперь ей придется получить профильное образование. Уже сейчас диплом педагога – главная гарантия трудоустройства в дошкольное учреждение.

Предположительно, получить высшее педагогическое образование можно будет за счет госбюджета. Воспитатели, имеющее среднее специальное образование, согласно новому закону обязаны получить «вышку». В противном случае с сотрудником без профильного образования придется расстаться.

«Конечно, есть прекрасные педагоги от бога, которые умеют найти подход к детям и не имея диплома, но таких – единицы. В основном же приходится доучивать. Сейчас в нашем саду двое воспитателей без профильного образования.

И стаж большой, и опыт работы есть. Педагоги по призванию, но без «вышки». Пойдут на курсы, а куда деваться? Расставаться мы с ними не хотим», – делится переживаниями заведующая челябинским детским садом №427 Вера Леус.

Введение профессионального стандарта обусловлено новым законом «Об образовании», согласно которому дошкольное образование считается одним из уровней общего. Таким образом, возникла необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям школьных и дошкольных педагогов.

«Подобный вопрос назрел давно. Педагогика – достаточно сложная сфера, и без образования тут никуда: чревато работать, не зная специфики. Все-таки детский сад – это образовательное учреждение, в школу ведь не идут работать без соответствующего диплома, так и здесь – нужна профессиональная подготовка», – добавляет Вера Леус.

Согласно новому стандарту, кроме диплома, от воспитателей потребуется знание специфики дошкольного образования, умение организовывать малышей и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Согласно новому стандарту, для сотрудников дошкольных учреждений и школ также возможно введение дополнительных специальностей: педагог – психолог и социальный педагог (дефектолог).

«С одной стороны, я согласна с таким законом – образование воспитателю нужно, а то ребенка порой в саду оставлять страшно: такое чувство, что очередного «педагога» взяли с улицы. Да и случаи всякие бывают – то воспитатель ударила ребенка, то вообще на него внимания не обращает.

С этой позиции, я считаю, что образование станет гарантом адекватности педагога – по крайней мере, еще обучаясь и подрабатывая, воспитатель будет знать, что его ждет.

Может, уйдет из профессии вовремя», – считает Светлана, молодая мама одной из воспитанниц челябинского детского сада.

Руководители детских садов признаются, что принимают людей без образования, потому что работать попросту некому. Кадровый голод в школах и детских садах отмечают все госструктуры. Средняя заработная плата воспитателя в регионе – от десяти тысяч рублей.

И согласно мониторингу сайтов с открытыми вакансиями – в дошкольных учреждениях постоянная нехватка кадров: старшему поколению остается совсем немного времени до выхода на заслуженный отдых, а молодые специалисты на низкооплачиваемую работу не торопятся.

В Челябинской области единственный вуз, который готовит будущих воспитателей с дипломом о высшем образовании – педагогический. Стоимость обучения на коммерческой основе на факультете дошкольного образования в этом году составила 63 320 рублей. На выходе выпускник получит диплом бакалавра.

Аналогичная стоимость и на факультете социального (дефектологического) образования. Заочникам – дефектологам повезло немного больше: год обучения обойдется поступающим на платной основе в 29 000 рублей. Однако вузы выполняют план набора на соответствующие специальности, но выпускники работать по профессии не спешат.

Тем не менее, низкая популярность специальности приводит к сокращению бюджетным мест.

«Мне предлагали подработать в детском саду, когда дети маленькие были.

Отказалась, потому что работа предполагала дальнейшее получение педагогического образования, но один диплом у меня уже есть – пришлось бы учиться платно.

Ценник, как всегда, кусался, да и дети – с ними не до дипломов и сессий, хотя с малышами, думаю, мне бы понравилось работать», – рассказала мама двух первоклассников Евгения.

«Да работать скоро некому будет с такой зарплатой, – возмущается Елена, мама мальчика из средней группы. – И так копейки получают, и с дипломом, и без диплома. Давала бы эта вышка гарантию, что хоть зарплату поднимут – еще можно было бы подумать. А так – из своего кармана заплати.

И я не сомневаюсь, что все те мамочки, которые пришли работать без диплома, соберут вещи и уйдут в другую специальность – поденежнее. Приходят-то, в основном, ради собственного ребенка – какая тут любовь к детям? Не смешите.

В садик нынче просто так не попадешь – либо ремонты на круглую сумму оплачивай, либо сама приходи нянчиться с чужими детками», – добавляет она.

В прошлом году ЧГПУ подготовил для системы дошкольного образования 78 специалистов, из которых 35 выпускников – воспитатели, обучавшиеся очно и 22 специалиста – заочника.

В плане набора нынешней приемной кампании предусмотрено 62 места на трех профилях: психология и педагогика дошкольного образования, дошкольное образование, дошкольная дефектология. Желающих получить эти специальности уже 197 человек. Впервые в этом году в ЧГПУ набирают группу по двойному профилю «Начальное образование. Дошкольное образование». На 12 мест подано 99 заявлений.

Источник: https://74.ru/text/education/59376601/

Воспитатель с высшим образованием

Можно ли с высшим специальным дефектологическим образованием работать в ДОУ воспитателем?

В 2014 году Министерством образования и науки РФ будет представлен заключительный вариант профессионального стандарта подготовки дошкольных педагогов. К тем, кто будет работать с малышами, уже определены основные требования. Одним из таких требований является обязательное высшее образование. В связи с этим надзорными органами начаты проверки в детских садах.

Раньше любая молодая мама имела возможность подработать в детском саду и при этом также зачислить своего ребенка в детский сад. Теперь для этого придется получить профильное образование. Диплом педагога уже и сейчас является главной гарантией трудоустройства в дошкольное образовательное учреждение.

Предполагается, что получение высшего педагогического образования будет осуществляться из средств госбюджета. Согласно новому закону, воспитатели, у которых есть среднее специальное образование, будут обязаны получить высшее образование. В противном случае сотрудники без профильного образования будут уволены.

Своими переживаниями делится заведующая челябинским детским садом №427 Вера Леус: «Конечно, существуют прекрасные педагоги от бога, которые, не имея диплома о высшем образовании, могут найти подход к любому ребенку. Однако таких педагогов единицы.

В основном молодых педагогов приходится доучивать. На сегодняшний день в нашем детском саду двое воспитателей не имеют профильного образования. А стаж работы большой, и есть опыт работы. Это педагоги по призванию, но без высшего образования.

Поэтому они пойдут на курсы – расставаться с ними мы не хотим».

Новым законом «Об образовании» обусловлено введение профессионального стандарта. Согласно закону дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому возникла необходимость единого подхода к профессиональным знаниям и умениям школьных и дошкольных педагогов.

«Этот вопрос назрел уже давно. Педагогика является достаточно сложной сферой и без образования тут никак не обойтись: не зная специфики чревато работать. Детский сад – это тоже образовательное учреждение. В школу не идут работать без специального диплома, и для работы в детском саду тоже нужна профессиональная подготовка», – говорит Вера Леус.

В соответствии с новым стандартом, воспитатель кроме диплома должен знать специфику дошкольного образования, уметь организовать малышей, уметь найти  индивидуальный подход к каждому ребенку. В новом стандарте для работников дошкольных учреждений и школ также возможно введение дополнительных специальностей: педагог – психолог и социальный педагог (дефектолог).

«С таким законом я согласна, – говорит Светлана, молодая мама одной из воспитанниц челябинского детского сада. – Высшее образование воспитателю нужно. Просто порой возникает чувство, что «педагога» взяли просто с улицы, и страшно оставлять ребенка в садике.

Случаи бывают всякие – то воспитатель не обращает на ребенка внимания или даже может ударить его. С этой точки зрения я считаю, что высшее образование будет гарантом адекватности педагога. Обучаясь и практикуясь, будущий воспитатель будет представлять себе, что его ждёт.

Может и вовремя уйдет из профессии».

Работать в детском саду попросту некому, поэтому руководители детских садов вынуждены принимать людей без профильного образования. Все государственные структуры отмечают кадровый голод в детских садах и школах.

В нашем регионе средняя заработная плата воспитателя составляет порядка десяти тысяч рублей. Согласно статистике постоянная нехватка кадров наблюдается в дошкольных учреждениях.

Молодые специалисты не спешат на низкооплачиваемую работу, а старшее поколение совсем скоро уйдет на заслуженный отдых.

Воспитателей с дипломом о высшем образовании в Челябинской области готовит единственный вуз – педагогический. На факультете дошкольного образования стоимость обучения на коммерческой основе составила в этом году 63 320 рублей. По окончании обучения выпускник получает диплом бакалавра.

Примерно такая же стоимость обучения на факультете социального (дефектологического) образования. Заочники этого отделения за год обучения нужно будет заплатить меньше – 29 000 рублей. План набора на эти специальности вузами выполняется, но работать по профессии выпускники не спешат.

В результате низкая популярность специальности приводит к тому, что бюджетные места сокращаются.

Рассказывает мама двух первоклассников Евгения: «Когда дети были маленькими, мне предлагали поработать в детском саду.

Мне пришлось отказаться, потому что работа предполагала в дальнейшем получение педагогического образования, но так как один диплом у меня уже есть, то учиться нужно было бы платно.

Цена за обучение, как обычно, не малая, да ещё и дети – с ними не до сессий и дипломов. Хотя я думаю, что мне бы понравилось работать с малышами».

«Да с такой зарплатой скоро вообще будет некому работать! – возмущается Елена, мама мальчика из средней группы. – Что с дипломом, что без диплома получают копейки. Если бы высшее образование давало гарантию, что повысят зарплату, то ещё можно было бы подумать. А так – заплати за образование из своего кармана.

И нет сомнений, что те мамочки, что устроились работать без диплома, уйдут в другую, более денежную специальность.

Ведь в садик идут работать в основном ради своего ребенка, – о какой же любви к детям может идти речь? В садик сейчас просто так не попадешь – любо плати за ремонты круглую сумму, любо иди нянчить чужих детей».

Для системы дошкольного образования в ЧГПУ в прошлом году было подготовлено 78 специалистов. Из них 35 воспитателей, обучавшиеся очно,  и 22 специалиста – заочника.

В плане набора студентов на будущий год предусмотрено 62 места на трех профилях: дошкольное образование, психология и педагогика дошкольного образования, дошкольная дефектология.

Получить образование по этим специальностям уже желают 197 человек. В этом году впервые в ЧГПУ будет набрана группа по двойному профилю «Начальное образование. Дошкольное образование».

И уже на 12 мест подано 99 заявлений.

Источник: http://ucheba63.ru/articles/article-64.html

Ветка права
Добавить комментарий