На какой стадии находится проект Об объявлении амнистии к 20летию конституции

На рассмотрении в Госдуме находится одиннадцать законопроектов об амнистии

На какой стадии находится проект Об объявлении амнистии к 20летию конституции

Важную новость, касаемую предстоящей массовой амнистии, сообщил корреспонденту “РГ” заместитель председателя Госдумы, заместитель руководителя фракции “Единая Россия” в нижней палате Сергей Железняк.

– В Госдуме сегодня на рассмотрении находится уже одиннадцать проектов по амнистии, внесенных различными фракциями и депутатами, – рассказал вице-спикер корреспонденту “РГ”. – И президент Владимир Путин, принимая окончательное решение по законопроекту, который он внесет в Госдуму, будет учитывать предложения депутатов.

20 лет Конституции – это очень достойный повод для проведения амнистии в стране. При этом абсолютно верно, что под амнистию не попадают определенные категории преступников. Я полностью поддерживаю эту позицию, так как убийцам, насильникам, казнокрадам, всем, кто совершил тяжкие преступления, никакой амнистии быть не должно.

Стали известны подробности грядущей юбилейной амнистии к 20-летию Конституции. Главное – основным контингентом, который должен попасть под амнистию будут те, кому грозит или кто уже получил наказание в пределах от 3 до 5 лет.

Известны также уголовные статьи, осужденные по которым никаким образом не могут рассчитывать на прощение.

Это такие статьи, как “Измена”, “Убийство”, “Нанесение тяжких телесных повреждений”, “Терроризм”, “Угон воздушного судна”, “Создание организованной преступной группы”, “Насилие по отношению к представителям правоохранительных органов”, “Изнасилование”, “Педофилия”.

В общем, в списке нет ни одной особо тяжкой статьи. И нет насильственных преступлений. Кстати, это общее правило всех амнистий, Хотя в нашей стране были амнистии, которые нарушали такую установку.

Если учесть, что сегодня в местах лишения свободы сидит приблизительно 600 тысяч человек, и это не считая тех, кто находится в СИЗО или дома под подпиской, то амнистия, несомненно, будет массовой.

Очевидно, что и под эту амнистию попадут те категории граждан, которые получают прощение государства почти всегда. Это беременные женщины и женщины с несовершеннолетними детьми, а также малолетние преступники и граждане пенсионного возраста. Но только те, которые совершили не тяжкие и не насильственные преступления.

Вторая важная новость – амнистию точно объявят до Нового года. И даже ожидается, что кое-кто праздник встретит не на нарах. Но это будут единицы. Дело в том, что сам процесс рассмотрения дел, вынесения решений всегда занимает немало времени. Обычно несколько месяцев. Хотя амнистия обещает быть массовой, каждое дело будет рассматриваться персонально.

Это большая работа для судей, следователей, дознавателей и сотрудников тюремного ведомства. Так что основная масса амнистированных попадет домой к концу зимы – началу весны. По опыту прежней большой амнистии 2000 года, процесс длился от начала до конца ровно шесть месяцев. Вообще-то объявляя амнистию, законодатели всегда пишут до какого срока она действует.

И это именно полгода.

А попадут ли под амнистию те осужденные, чьи имена на слуху? Например, участницы группы Pussy Riot? Скорее всего – нет. Их уголовная статья – “Хулиганство при отягчающих обстоятельствах”. Это под амнистию не попадает.

Кстати, нападавшие на платформу “Приразломную” в Арктике обвиняются по той же статье. Вряд ли коснется амнистия и Ходорковского. Его уголовная статья, точнее одна из статей – “Легализация преступно нажитых доходов”. Ее в списке статей для амнистии нет.

Как и статьи Навального – “Растрата”.

Амнистия коснется и фигурантов “болотного дела”. Правда, далеко не всех. А лишь восьми человек, обвинение которым предъявлено по статье “Массовые беспорядки”. А вот те, у кого следующая статья – “Организация массовых беспорядков” или “Применение насилия в отношении представителя власти” останутся за решеткой. Не будут амнистированы Сергей Удальцов, Леонид Развозжаев.

Может попасть под амнистию и Анатолий Сердюков, если следствие предъявит ему сегодня статью “Халатность”.

А если ему переквалифицируют обвинение на “Превышение полномочий” или “Злоупотребление полномочиями”, то амнистия не коснется бывшего министра обороны.

А вот его бывшая подчиненная Евгения Васильева, главная фигурантка дела по “Оборонсервису”, пока не вписывается в амнистию. Одна из ее статей – “Хищение в особо крупном размере”.

Кроме тех, кто сидит в колониях, под амнистию попадут и граждане, отправленные на общественные работы.

Грядущая амнистия будет не первой в этом году. Напомним, что Госдума в начале июля приняла постановление об экономической амнистии. По ней получили волю независимо от назначенного срока впервые осужденные или привлеченные по 27 статьям Уголовного кодекса, связанным именно с предпринимательством.

Это была не самая большая амнистия, но тем не менее кроме бизнесменов, вышли на свободу осужденные по целому списку “экономических” статей: за нарушение авторских прав, нарушение изобретательских и патентных прав, за мошенничество в сфере кредитования и предпринимательской деятельности, за незаконное предпринимательство, приобретение, хранение, сбыт немаркированных товаров и продукции, незаконную банковскую деятельность, незаконное создание юрлица и незаконное использование документов для образования юрлица. В итоге за ворота колоний вышли более 780 граждан.

В 2001 году была “детско-женская” амнистия. Тогда свободу получили несовершеннолетние и женщины. Она оказалась немаленькой и, по тогдашним отчетам тюремного ведомства, коснулась 9 процентов от общего числа заключенных. В цифрах это 10 тысяч несовершеннолетних и 14 тысяч женщин.

Так уж сложилось в нашей стране, что самыми известными амнистиями в новейшей истории России оказались амнистии в честь празднования дня Победы.

В связи с 55-летием Победы Госдума в 2000 году амнистировала впервые осужденных на срок до трех лет включительно и тех, кто принимал участие в боевых действиях по защите Отечества, или служивших в армии, награжденных орденами или медалями СССР или РФ. Освободили также женщин с детьми, детей-инвалидов, беременных и пенсионеров. Оказалось, что на волю вышли почти 877 тысяч. Правда, из колоний отпустили около 190 тысяч, а остальных амнистировали на стадии прекращения расследований.

А по “победной” амнистии в связи с 60-летием Победы вышло чуть больше 200 человек. В 2010 году Дума объявила амнистию к 65-летию Победы. В списки прощенных попали ветераны. Отдельной строкой были названы жители блокадного Ленинграда и труженики тыла.

Кроме того, согласно правилам амнистии, были прекращены уголовные дела в отношении узников концлагерей, независимо от того, на какой стадии расследования они находились. Учитывая, что ветеранов осталось мало, понятны цифры попавших под эту амнистию.

Это официально 250 человек.

Интересные амнистии были в 2006 году. Одна касалась граждан, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территории субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа. Под амнистию попали воевавшие с обеих сторон – боевики и федералы. Сдались и были прощены 546 человек.

Вторая же амнистия в 2006 году была объявлена в связи со 100-летием учреждения Государственной думы в России. Здесь счет прощенным шел на тысячи.

Потому как под нее попали те, кому дали срок до пяти лет и кому на тот момент не исполнилось 18 лет. А еще женщины беременные и с детьми и все пожилые обоего пола.

Из осужденных таких набралось две с половиной тысячи, а тех, кто был под следствием и судом, – еще десять тысяч.

Мало кто помнит, но была еще амнистия в 2003 году в связи с принятием Конституции Чеченской Республики. Она распространялась как на участников незаконных вооруженных формирований, так и на участников контртеррористических операций. И здесь было редкое исключение из, если так можно выразиться, “правил амнистии”, когда прощают, но не тяжкие преступления.

На этот раз амнистия коснулась, “совершивших общественно опасные деяния в период с 12 декабря 1993 года до дня вступления в силу постановления об объявлении амнистии, которые отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно сдали оружие и военную технику до 00.00 часов 1 сентября 2003 года”. Государство простило тогда 171 боевика и 226 военных и милиционеров.

Источник: https://rg.ru/2013/12/06/amnistia-site.html

Путин внес в Госдуму проект постановления об амнистии в связи с 70-летием Победы

На какой стадии находится проект Об объявлении амнистии к 20летию конституции

МОСКВА, 9 апреля. /ТАСС/.

Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проекты постановлений нижней палаты “Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов” и “О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов”. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.

“По предварительным оценкам, амнистия может затронуть до 60 тыс. осужденных к лишению свободы и до 200 тыс. условно осужденных, осужденных, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы”, – отметили в Кремле.

19 апреля 1995 года, 26 мая 2000 года и 20 апреля 2005 года амнистия объявлена в связи с 50-летием, 55-летием и 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. В 1995 году освободили 131 тыс. заключенных, в 2000 году – 206 тыс. и в 2005 году – более 200 тыс. человек.

16 апреля 2010 года Государственная дума объявила амнистию в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Были амнистированы ветераны ВОВ, труженики тыла, проработавшие в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, бывшие узники концлагерей, гетто, созданных нацистской Германией и ее союзниками, а также жители блокадного Ленинграда. В результате амнистии из мест лишения свободы были освобождены около 200 человек.

Продолжение

Проектом постановления об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы предусматривается объявить амнистию в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и осужденных, распространив ее на лиц, впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести и имеющих определенные заслуги перед страной, а именно: на лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, а также выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или других странах, где велись боевые действия (124 человека); на военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, лиц гражданского персонала, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона (23 человека); на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также на лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие этой катастрофы (3 человека).

Предлагается распространить амнистию на наименее социально защищенных лиц: несовершеннолетних (100 человек); женщин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, беременных женщин (867 человек); одиноких мужчин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов (40 человек); мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет (600 человек); инвалидов I и II группы, а также больных активной формой туберкулеза, отнесенных в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета, и больных онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы (478 человек).

Также предусматривается освобождение от наказания лиц, осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, совершивших преступления по неосторожности (3300 человек), а также несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за умышленные преступления, ранее не отбывавших лишение свободы (400 человек).

Кроме того, предлагается освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных, неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения постановления об объявлении амнистии составляет менее одного года (до 50 тыс. человек).

В соответствии с проектом постановления освобождению от наказания подлежат условно осужденные, осужденные, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденные к наказанию, не связанному с лишением свободы (до 200 тыс. человек). Также документом предусматривается сокращение отдельным категориям осужденных неотбытой части наказания, освобождение осужденных, подпадающих под амнистию, от дополнительных видов наказания, а также снятие с них судимости.

Проект постановления предусматривает прекращение находящихся в производстве органов дознания и предварительного следствия и судов уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами, подпадающими под амнистию.

“При этом исключается применение амнистии к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, насильственные преступления, терроризм, экстремизм, похищение человека, мошенничество, взяточничество, преступления в отношении несовершеннолетних, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков), а также к осужденным, совершившим преступление при особо опасном рецидиве, к лицам, совершившим преступление в течение последних десяти лет после освобождения из мест лишения свободы в соответствии с актами о помиловании или амнистии, к лицам, вновь совершившим умышленное преступление в местах лишения свободы, и к злостным нарушителям установленного порядка отбывания наказания”, – указывается в сообщении пресс-службы Кремля. 

Как проходила предыдущая амнистия

В последний раз амнистия объявлялась 18 декабря 2013 года – к 20-летию Конституции, под нее подпали в общей сложности 70 988 человек.

Как поясняла ТАСС официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева, “еще на досудебной стадии от уголовной ответственности было освобождено почти 28 тыс. человек…”: “Суды применили амнистию более чем к 22 тыс. подсудимых. Кроме того, от наказания были освобождены более 17 тыс.

человек, состоявших на учете уголовно-исполнительных инспекций, и почти к 3 тыс. человек амнистия была применена судебными приставами”. По данным ФСИН, из исправительных колоний были освобождены 600 человек, из воспитательных колоний (для несовершеннолетних) – 75 человек.

Из СИЗО и из-под домашнего ареста были освобождены 457 человек.

Амнистия – это смягчение наказания или полное освобождение от наказания лиц, осужденных судом, осуществляемое верховной властью. Отличие от помилования в том, что амнистия распространяется не на отдельных лиц, а на категории преступников.

В России постановление об объявлении амнистии и порядке ее исполнения принимает Госдума. Проект постановления рассматривается по тому же регламенту, как и все законопроекты, принимается большинством от общего числа депутатов, подписывается председателем Госдумы и вступает в силу с момента его опубликования. Утверждения Советом Федерации и президентом не требуется.

Объявление амнистий в России. Досье

Продолжение

Источник: https://tass.ru/politika/1891692

Холодная весна 2015-го

На какой стадии находится проект Об объявлении амнистии к 20летию конституции

Владимир Кара-Мурза-старший: Сегодня президент внес в Государственную Думу проект амнистии к 70-летию Победы.

О том, какой она будет, какой могла бы быть, мы поговорим с нашими гостями – Евой Меркачевой, членом Общественной наблюдательной комиссии, обозревателем “Московского комсомольца”, и Валерием Борщевым, членом Московской Хельсинкской группы, бывшим депутатом Госдумы от фракции “Яблоко”.

А подзаголовок нашей программы – “Холодная весна 2015-го”.

Валерий Васильевич, вы застали амнистию 1953 года. И с тех пор таких широких амнистий не было.

Валерий Борщев: Да. Но та амнистия была шоковой. Мне тогда было 10 лет. Мы жили в Иркутске, вокруг там множество лагерей. Были в напряжении. И конечно, у людей возникло некое настороженное отношение к амнистии.

А в 90-е годы я был депутатом Госдумы, лично участвовал в подготовке амнистии и могу сказать, чем нынешняя амнистия качественно отличается от “нашей”. У нас была детализация, мы писали постатейно. Мы не писали “до пяти лет”, как здесь.

А что такое – до пяти лет? Что такое – тяжкие или нетяжкие преступления? Например, “Кража” – 158-я статья, часть третья: если крупный размер – 250 тысяч, то уже до шести лет. Уже под амнистию не попадают. Или “Растрата”.

Какой-нибудь бухгалтер ошибся на 250 тысяч – до семи лет. Я согласен, насильственные преступления, убийства… Но экономические!.. А бедные наркоманы?!.. Ведь не за сбыт, не за производство, а за незаконное приобретение и хранение – от трех до семи лет.

Они не попадают сюда. Поэтому я считаю подготовленную амнистию профессионально неудачной, поверхностной.

Владимир Кара-Мурза-старший: Ева, достигло ли уже критической массы население российских тюрем, чтобы объявить амнистию?

Ева Меркачева: Я думаю, что да. На сегодняшний день за решеткой находится около 800 тысяч человек – это очень много. И самое печальное, что под амнистию, даже по тем данным, которые опубликованы на сайте Кремля, подпадет в лучшем случае 60 тысяч человек. Я думаю, что в реальности на свободу выйдет примерно 20 тысяч человек, не больше. Ну, так показывает практика.

И самое ужасное, что этой амнистии очень ждали заключенные. Когда мы ходили по московским СИЗО, практически в каждой камере нас спрашивали: “Какой будет амнистия?” Просили принести проекты, расспрашивали про какие-то детали.

Мы всем говорили: “Не волнуйтесь, все-таки 70-летие Победы – наверняка, очень многие из вас под нее подпадут”. А сейчас у меня такое ощущение, что мы их обманули, что государство их обмануло. И от этого становится очень горько.

Действительно, это одна из самых неудачных амнистий. Когда было 55-летие Победы, на свободу вышли 222 тысячи человек – это достаточно серьезное количество. Когда было 60-летие Победы, на свободу вышли 188 тысяч человек – это тоже достаточно много. А сейчас заявлено всего лишь 60 тысяч. Но в реальности будет в 3 раза меньше.

Владимир Кара-Мурза-старший: У нас на прямой телефонной связи Олег Миронов, бывший омбудсмен.

Олег Орестович, какие амнистии были в вашу бытность уполномоченным по правам человека? И чем они отличались в выгодную сторону от нынешней? Вот Ева говорит, что они были более милосердными.

Олег Миронов: Я вспоминаю свою депутатскую деятельность в Государственной Думе первого и второго созывов.

Принималось постановление об амнистии, а документы готовил комитет, в котором я работал, – Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе.

Тогда под амнистию попали те, кто привлекался к уголовной ответственности за события начала октября 1993 года, а также за события, связанные с ГКЧП. Эти документы готовились очень тщательно.

Государственная Дума принимает два постановления – об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии. Там четко указывается, по каким статьям предусмотрена амнистия, за какие деяния. Это был очень сложный и тщательно выверенный документ.

И по этой амнистии многие были освобождены от уголовной ответственности. Один только генерал Варенников отказался от амнистии, сказал: “Мне не нужно прощение! Я не совершал преступления. Я пойду в Верховный суд и буду добиваться, чтобы меня признали невиновным”. И он действительно этого добился.

А амнистия была достаточно широкой. И я думаю, что она была необходима, справедлива.

Что касается нынешней амнистии, конечно, 70-летие Победы – это выдающаяся, знаменательная дата в истории нашей страны. И конечно, к этой дате должна быть амнистия. Но пока постановление об амнистии не принято, идет обсуждение.

Согласно регламенту Государственной Думы, постановление об амнистии принимается в том же порядке, что и законы Российской Федерации. Поэтому будут поправки, дополнения, корректировка. Посмотрим, что мы увидим в окончательном виде.

Но не хотелось бы, чтобы эта амнистия была подобна той, которая была к 20-летию Конституции, когда бывший министр обороны Российской Федерации, по вине которого было растрачено 3 миллиарда рублей, попал под эту амнистию.

Амнистия должна быть справедливой, она должна восприниматься людьми как акт справедливый, обоснованный. Хотелось бы, чтобы именно такие документы были подготовлены Государственной Думой.

Владимир Кара-Мурза-старший: Ведь по Конституции амнистия – это прерогатива парламента. Но все чаще в это дело вмешивается президент.

Валерий Борщев: Это характеристика нынешнего парламента. После того как в обществе возникло серьезное недовольство амнистиями из-за малочисленности, возникло некое напряжение между Думой и президентом… Я помню, какие были споры.

В общем-то, президент гнул свою линию, что ограничить число тех, кто подпадает по амнистию. И чтобы не возникло таких предупреждений, Дума согласилась, что будет проект вносить президент. По-моему, это очень унизительно.

Дума отдала исполнительной власти свое эксклюзивное право миловать, записанное в Конституции. Это не делает ей чести.

Владимир Кара-Мурза-старший: Мне кажется, что с тех пор, как президент занимается подготовкой амнистии, ее нормы стали более жесткими и менее гуманными.

Ева Меркачева: Я думаю, что президент глубоко не вчитывался в тот документ, который ему представили.

Получается, что под амнистию подпадают, как написано в документе, в первую очередь женщины, несовершеннолетние, больные. Никто не будет с этим спорить. Казалось бы, святое дело. Но дальше прописано: под амнистию подпадают люди, которые участвовали в боевых действиях в Чечне, в Афганистане.

И есть маленькая оговорочка: а также сотрудники правоохранительных органов и приравненные к ним.

А что это означает? Сейчас на свободу выйдет огромное количество людей из силового блока, которые были осуждены за превышение должностных полномочий, за избиения заключенных, если речь идет о сотрудниках колоний, полицейские, которые выбивали признательные показания из людей, и это было доказано. Мне кажется, эта амнистия была продавлена силовым лобби.

Подпадет под амнистию Механов, экс-начальник Копейской колонии, – самой ужасной, пыточной, в которой умирали заключенные. Он как раз вписывается во все критерии.

И это особенно обидно, потому что получается, что люди, которые предали интересы родины, интересы службы, выходят на свободу, но не выходят те предприниматели, которым вменяется мошенничество по кредитам.

Ну, человек взял кредит, возможно, он либо не смог рассчитаться, либо что-то произошло, в том числе и по вине государства. А человек остается за решеткой, и ему в ближайшее время ничего не “светит”.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте послушаем Зою Светову, члена Общественной наблюдательной комиссии, которая призывает к сдержанности в оценке возможных масштабов амнистии.

Зоя Светова: Цифры, которые сейчас публикуются в СМИ: амнистия может затронуть до 60 тысяч осужденных к лишению свободы и до 200 тысяч, осужденных условно. Мне кажется, что сейчас совершенно неправильно было бы оперировать этими цифрами.

Во-первых, у нас нет полного проекта амнистии, а есть только проект постановления – а в него еще будут вноситься какие-то поправки. Поэтому очень вредно сейчас обнадеживать людей, которые сидят в местах лишения свободы.

Они могут об этом узнать и будут надеяться.

Сейчас в прессе очень много разговоров о том, что будет широкая амнистия, такая гуманная акция. Ничего этого не будет! Мы помним последнюю амнистию к 20-летию Конституции, которая была перед Олимпиадой. Конечно, тогда знаковые люди вышли на свободу, такие как фигуранты “дела Pussy Riot”, “Болотного дела”.

Но очень мало вышло на свободу обычных людей, которые бы подходили под какие-то гуманитарные соображения. А под амнистию по проекту президента как раз фигуранты громких дел не подпадают: ни Алексей Навальный, ни его брат. То есть люди, осужденные по 159-й статье “Мошенничество в предпринимательской деятельности”. И не попадают, я так понимаю, все фигуранты “Болотного дела”.

Если они большую часть своего срока отсидели, если у них год остается, может быть, они и подпадут.

Амнистия – это очень сложный документ, в котором очень много всяких пунктов. Мы видим, как всегда в амнистиях: женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные женщины, мужчины старше 60 лет. То есть обычные признаки всех амнистий.

Но от всех амнистий я жду какой-то “подлянки”, жду, что только будет сделан вид, что выходят люди на свободу, а на самом деле амнистия получится очень куцей. Поэтому я бы с большой осторожностью давала сейчас какие-то оценки и говорила бы о том, что это какая-то широкомасштабная амнистия.

Скорее всего, выйдут люди, которым остается совсем недолго сидеть. И акта милосердия – в высоком его смысле – не получится.

Владимир Кара-Мурза-старший: Мы помним, была амнистия – и вышел полковник Буданов. А Светлана Бахмина, Василий Алексанян – они не вышли. На каком этапе выхолащивается суть амнистии и она превращается в собственную противоположность? Когда преступники, которые не должны, но выходят на свободу, а люди, не совершившие тяжких преступлений, продолжают сидеть.

Олег Миронов: Объявление амнистии – это исключительная компетенция Государственной Думы, это не закон, который требует согласия Совета Федерации и проходит президентскую стадию.

Подписывает постановление об амнистии председатель Государственной Думы. И этот документ считается принятым, когда большинство депутатов за него проали.

Поэтому нужно обращаться к депутатам, чтобы они тщательно подошли к подготовке этих документов.

Президент внес проект постановления, он имеет на это право, поскольку в регламенте Государственной Думы сказано, что проект постановления о порядке применения амнистии вносится в Государственную Думу и рассматривается в порядке, установленном регламентом для внесения и рассмотрения законопроектов. А президент является субъектом законодательной инициативы. Когда я был депутатом, мы, депутаты, сами вносили проекты этих постановлений, сами их разрабатывали. А то, что проект внес президент, – это тоже неплохо. Это придает особый авторитет, важность этому постановлению.

Но требуется тщательная проработка, чтобы те, кто не совершил тяжких или особо тяжких преступлений, кто не представляет особой опасности для общества, были амнистированы и вышли на свободу.

У нас и так много людей находится в местах лишения свободы, суды и так злоупотребляют этой мерой наказания, не применяя альтернативных мер наказания, не связанных с лишением свободы. Поэтому остается надежда на депутатов, которые проявят свой профессионализм.

И с учетом сложившейся ситуации – ведь к 70-летию Победы амнистии ждут родственники, близкие тех, кто находится в местах лишения свободы. И хотелось бы надеяться, что проект, внесенный в Государственную Думу, будет корректироваться, улучшаться.

И люди, не опасные для общества, не совершившие особо тяжких и тяжких преступлений, окажутся на свободе. А дела, возбужденные по этим статьям, будут прекращены в связи с принятием постановления об амнистии.

Владимир Кара-Мурза-старший: А велик ли сейчас рецидив среди тех, кто вышел из мест заключения?

Валерий Борщев: Сейчас довольно высокий рецидив – 40 процентов. Но среди тех, кто освобождается по амнистии, а особенно – по помилованию, рецидив намного меньше. Среди тех, кто освобождался по решению нашей Комиссии по помилованию, рецидив был – 9 процентов.

Правда, эта Комиссия была уничтожена в связи с приходом на президентство Владимира Владимировича… Он мне вручил благодарность за работу в комиссии, но комиссии нет, а институт помилования уничтожен. По амнистии тоже был значительный рецидив, но меньше общего – примерно 25 процентов.

Но не 40 процентов.

Почему важна амнистия, даже такая плохая, как сейчас предложил президент? Давным-давно учеными доказано, что максимальный срок надежды на то, что осужденный преступник исправится, – 3 года. После трех лет человек привыкает к новым условиям, к новому образу жизни – и воспитывается рецидив. Поэтому амнистия – в интересах общества.

Владимир Кара-Мурза-старший: Заключенные ждут амнистию, видно, что они тянутся к гражданской жизни, что называется. Это не какие-то закоренелые преступники, которые потом возвращаются на нары.

Ева Меркачева: Как раз закоренелые преступники ее не ждут. Амнистию ждут люди, которые совершили преступление либо в первый раз, либо по глупости.

Источник: https://www.svoboda.org/a/26949050.html

Амнистия 2013 в связи с 20-летием принятия Конституции РФ

На какой стадии находится проект Об объявлении амнистии к 20летию конституции

  • Освободить от наказания:

    1) осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет;

    2) осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях;

    3) осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания.

  • Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях:

    1) женщин, имеющих несовершеннолетних детей;

    2) беременных женщин;

    3) женщин старше 55 лет;

    4) мужчин старше 60 лет;

    5) лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

    6) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иных лиц, принимавших участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества;

    7) инвалидов I и II группы.

  • Освободить от наказания лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления, которым отбывание наказания отсрочено или неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления.

  • Освободить от наказания лиц, указанных в подпунктах 1 – 7 пункта 2 настоящего Постановления, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осужденных условно, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления, которым отбывание наказания отсрочено или неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания до дня вступления в силу настоящего Постановления.

  • Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления, в отношении:

    1) подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте до 16 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы;

    2) подозреваемых и обвиняемых в совершении в возрасте от 16 до 18 лет преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях;

    3) лиц, указанных в подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше пяти лет лишения свободы, и ранее не отбывавших наказание в исправительных учреждениях;

    4) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, а также лиц, указанных в подпунктах 1 – 7 пункта 2 настоящего Постановления, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы;

    5) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных частями второй и третьей статьи 212, статьей 213 и частью первой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.

  • По уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 16 лет, а также лицами в возрасте от 16 до 18 лет, ранее не отбывавшими наказание в воспитательных колониях, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.

  • По уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, указанными в подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, ранее не отбывавшими наказание в исправительных учреждениях, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.

  • По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, указанными в подпунктах 1 и 2 пункта 1 и подпунктах 1-7 пункта 2 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание, не связанное с лишением свободы, назначить наказание условно либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания.

  • Не распространять действие настоящего Постановления на:

    1) осужденных за преступления, предусмотренные статьями 105, 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, статьями 1271, 1272, частью второй статьи 128, статьями 131, 132, частью второй статьи 133, статьями 134, 135, 146, 147, частями третьей и четвертой статьи 150, частями третьей и четвертой статьи 158, частями третьей и четвертой статьи 159, частями третьей и четвертой статьи 1591, частями третьей и четвертой статьи 1592, частями третьей и четвертой статьи 1593, частью третьей статьи 1594, частями третьей и четвертой статьи 1595, частями третьей и четвертой статьи 1596, частями третьей и четвертой статьи 160, частями второй и третьей статьи 161, статьей 162, частями второй и третьей статьи 163, статьей 164, частями третьей и четвертой статьи 166, статьями 169, 170, 1701, 171, 1711, 1712, 172, 1731, 1732, 174, 1741, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 183, 184, 185, 1851, 1852, 1853, 1854, 1855, 1856, 186, 187, 189, 190, 191, 192, 193, 1931, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 1991, 1992, 2001, 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 208, 209, 210, 211, частью первой статьи 212, частью третьей статьи 2152, частью третьей статьи 2153, статьями 221, 222, частями первой, второй и третьей статьи 223, статьями 226, 2261, 227, 228, 2281, 2282, 2283, 2284, 229, 2291, 230, 231, 232, 234, 240, 241, 2421, 2422, частями второй, третьей, четвертой, пятой и шестой статьи 264, статьями 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282, 2821, 2822, частью третьей статьи 286, статьями 290, 291, 2911, 295, 296, 299, 300, частями второй и третьей статьи 301, частью второй статьи 305, частью третьей статьи 306, частью четвертой статьи 309, статьями 313, 317, 318, 321, 3221, 329, 333, 335, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    2) осужденных более двух раз к лишению свободы за умышленные преступления, а также на осужденных за умышленные преступления, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, указанными в подпункте 1 настоящего пункта;

    3) осужденных, признанных в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

    4) лиц, освобождавшихся после 1993 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления;

    5) осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы.

  • Не распространять действие настоящего Постановления на осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания.

  • Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

  • Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/zakoni/amnistia.html

    Секретная амнистия

    На какой стадии находится проект Об объявлении амнистии к 20летию конституции

    В данный момент на рассмотрении Госдумы находится несколько проектов постановлений об амнистии. Весной этого года депутаты от КПРФ Борис Кашин и… →

    Источники «Газеты.Ru» сошлись лишь в одном: кого затронет амнистия, станет понятно только после того, как мнение о проекте выскажет президент. И второе – столь широкой, как ее видят авторы — члены Совета по правам человека (СПЧ), она, вероятнее всего, не будет.

    Как выглядит текст амнистии

    Президентский Совет по правам человека (СПЧ) в среду разместил на своем сайте предложения об объявлении амнистии, приуроченной к 20-летию принятия Конституции. Вопреки ожиданиям это не документ, а концепция, лишь в общих чертах описывающая подготовленные советом предложения. Точное содержание документа на данный момент неизвестно. И на то есть несколько причин.

    Непосредственно подготовкой проекта в СПЧ занимались две постоянные комиссии — по гражданскому участию в правовой реформе под руководством судьи Конституционного суда в отставке Тамары Морщаковой и по содействию реформе пенитенциарной системы, возглавляемой правозащитником Андреем Бабушкиным. В прошлую пятницу они изложили свои идеи на закрытом заседании СПЧ.

    А окончательный проект амнистии должен был быть подготовлен 14 октября – об этом глава СПЧ Михаил Федотов сообщил в ходе онлайн-конференции в редакции «Газеты.Ru». При этом он пообещал: комментарии членов совета по содержанию документа «будут скромными». Чтобы президент, на стол которому ложится проект, узнал подробности все же не из газет, а из первых рук.

    И действительно, как выглядит итоговый проект СПЧ, до сих пор неясно.

    Между тем в распоряжении «Газеты.Ru» уже оказались три варианта проекта амнистии, поступившие из разных источников, и все они серьезно отличаются друг от друга. При этом уверенности в том, что они полностью соответствуют варианту, который поступил от СПЧ президенту, нет.

    Кто выйдет на свободу

    Как готовится проект амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции РФ, кого конкретно она коснется, смогут ли рассчитывать на нее участники «болотного… →

    Согласно всем трем вариантам, амнистия в той или иной степени действительно коснется десятков и даже сотен тысяч осужденных.

    Как гласит концепция на сайте СПЧ, амнистия должна быть «широкой, распространяющейся не на отдельные виды преступных деяний, не на отдельные категории привлеченных к уголовной ответственности (женщин, инвалидов и т.д.) или на участников определенных событий (подобно амнистии 1994 года)».

    Из текста СПЧ следует, что амнистия должна коснуться впервые осужденных за ненасильственные преступления, не повлекшие необратимых последствий. Традиционно документ распространяется на уязвимые группы: несовершеннолетних, женщин, инвалидов 1-2-й групп, ветеранов.

    Освобождаются от наказания приговоренные к условным срокам и осужденные за преступления по неосторожности, такие как ДТП или халатность.

    В тех или иных формулировках в разных вариантах проекта предлагается также освободить от неотбытой части наказания основную массу осужденных или сократить им сроки наказания.

    Руководившая рабочей группой СПЧ Морщакова особо подчеркнула: правозащитники отдельно выделили виды преступлений, не подлежащих амнистии.

    Во всех трех вариантах проекта, оказавшихся в распоряжении «Газеты.Ru», это — особо тяжкие преступления, повлекшие смерть потерпевших либо другие необратимые последствия: причинение инвалидности, уничтожение предметов, имеющих особую ценность, уничтожение или повреждение объектов культурного наследия.

    Громкие имена и дела

    Могут попасть под амнистию и фигуранты громких уголовных дел.

    Причем освобождение некоторых из них предусмотрено всеми вариантами проекта. Так, Алексей Навальный, приговоренный в среду к пяти годам условно, может быть освобожден от наказания, как и другие приговоренные к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Возможно и амнистирование участниц Pussy Riot Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной.

    Амнистия может коснуться фигуранток «болотного дела» Александры Духаниной, Марии Бароновой и 58-летней Елены Кохтаревой. Причем в отношении последних двух амнистия может быть применена на стадии следствия и суда.

    Что касается остальных обвиняемых в рамках «болотного дела», то, согласно одному варианту, они должны быть освобождены как совершившие преступления «в связи с участием в публичных мероприятиях», проведение которых было согласовано, притом что обвиняемые не причинили тяжкого вреда здоровью никого из пострадавших.

    Другой проект гласит, что «узников Болотной» могут освободить, если суд назначит им наказание менее трех лет лишения свободы или до пяти лет для тех, кто прошел службу в армии. Положение, касающееся ветеранов боевых действий и лиц, награжденных боевыми наградами, может коснуться 65-летнего экс-полковника ГРУ Владимира Квачкова, осужденного за подготовку восстания.

    Правда, в одном из проектов амнистию предлагается не распространять на приговоренных по ст. 279 УК (вооруженный мятеж).

    Непонимание и начало скандала

    Совет по правам человека при президенте РФ разработает проект амнистии к 20-летию Конституции до 15 октября. Соответствующее поручение дал СПЧ в… →

    Отсутствие четкого понимания, кто может выйти на свободу, по каким критериям будет определяться «широта жеста», страх проявить излишний гуманизм и выпустить кого-нибудь не того – все это уже породило первые признаки скандала внутри самого СПЧ.

    По словам члена СПЧ Игоря Борисова, обычно процедура обсуждения документов на заседаниях такова: в преддверии «общего сбора» производится предварительная рассылка того или иного проекта, чтобы члены совета могли с ним ознакомиться и на заседании высказать уже аргументированное мнение. «На этот раз никакой предварительной рассылки не было.

    Бабушкин и Морщакова подготовили некий проект амнистии, который никто не видел, — утверждает Борисов. — Далее мы сначала большинством проали за концепцию широкой амнистии в целом, а затем нам с голоса зачитывались номера статей УК, которые из проекта исключаются (то есть те, на которые действие амнистии распространяться не будет. – «Газета.Ru»).

    При этом

    не было никакой конкретизации – что это за статьи, кто в итоге попадает под амнистию, по каким составам?.. А это вопрос принципиальный: большинство членов совета не являются специалистами по уголовному праву. Понять, как будет выглядеть итоговый текст, на слух было невозможно».

    «Итоговый текст не раздали вообще никому, — возмущается директор «Бюро прав человека» Александр Брод. – Михаил Федотов объяснил эту секретность тем, что не должно быть утечек в СМИ. А я не понимаю, почему мы должны бояться СМИ».

    «Теперь, только после того, как проект был направлен президенту, я узнал, что амнистировать предполагается в том числе людей, осужденных за такие преступления, как теракт, использование рабского труда, содержание наркопритонов, незаконное лишение свободы, незаконное изготовление оружия! – негодует Борисов. – То есть учитываются интересы осужденных, но не интересы потерпевших. Всего на свободу могут выйти до 400 тыс. человек. Но как их социализировать?! Что с ними делать?»

    Брод добавляет: «Действительно, при обсуждении проекта звучали радикальные идеи амнистировать осужденных за терроризм. Аргументация была такая: много людей, осужденных по этой статье, сидят несправедливо. Но ведь не все же они невиновны, правда?»

    Действительно, в одном из вариантов проекта, оказавшихся в распоряжении «Газеты.Ru», амнистия распространялась на граждан, осужденных по ч. 1 ст. 205 («Террористический акт»); ч. 1 ст. 126 («Похищение человека»); ч. 1 и ч. 2 ст. 206 («Захват заложника») и т.д.

    Представитель Следственного комитета России Владимир Маркин обвинил совет по правам человека при президенте в поддержке «отъявленных экстремистов»… →

    Однако глава СПЧ Михаил Федотов с обвинениями коллег категорически не согласен: «Все те статьи УК, о которых говорит Игорь Борисов, упоминаются в проекте амнистии лишь в перечне исключенных (то есть осужденные по ним не попадают под амнистию. – «Газета.Ru»). Мы предлагаем распространить амнистию только на преступления ненасильственного характера,

    не повлекшие тяжких и необратимых последствий. Ни один из членов совета, не участвовавших в подготовке проекта постановления, в глаза не видел окончательного текста, направленного президенту. Мы договорились комментировать только те предложения совета, которые опубликованы. Но не сам проект постановления, который является приложением к основному тексту».

    Доброта и слабость

    «Проект амнистии очень сырой. Надеюсь, им займутся администрация президента и Госдума. В таком виде его принимать нельзя», — настаивает Борисов.

    Впрочем, они им займутся в любом случае: после согласований в ГПУ (государственно-правовое управление президента) документ, подготовленный правозащитниками, ляжет на стол Владимиру Путину. Внести его в Думу может как он сам, так и группа депутатов (см.

    врез) – такой вариант, по информации «Газеты.Ru», тоже обсуждается.

    Трудно предположить, что в нынешней социально-политической атмосфере высшие должностные лица страны или народные избранники пойдут на акт величайшего гуманизма (в том числе с учетом непростых отношений между Следственным комитетом РФ и правозащитниками, о которых неоднократно писала «Газета.Ru»). А значит, амнистия, скорее всего, будет сведена к следующему: продемонстрировать некий «акт гуманизма и доброты», но не допустить ее в масштабах, при которых эта доброта государства может быть воспринята как его слабость.

    Источник: https://www.gazeta.ru/politics/2013/10/16_a_5710693.shtml

    Ветка права
    Добавить комментарий