На каком основании инспектор ГИБДД может остановить автомобиль?

Права водителя

На каком основании инспектор ГИБДД может остановить автомобиль?

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Основание. Пункт 89 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Основание. Пункты 84, 89 и 91 административного регламента.

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

См. также:

  • ГИБДД запретили снимать номера

Основание. Статья 51 Конституции РФ, пункты 51, 132 административного регламента.

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил.

Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя.

В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Основание. Статья 8 закона «О полиции».

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили.

На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского.

А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

См. также:

  • Что изменилось в регламенте ГИБДД

Основание. Пункты 45, 52 административного регламента, статья 5 закона «О полиции».

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Основание. Пункты 134, 151, 168, 211 административного регламента.

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы.

В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол.

Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

См. также:

  • Что делать при эвакуации машины

Основание. Статьи 28.1.1, 28.2 КоАП РФ.

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет.

Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине.

Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

См. также:

  • Штрафы за нештатное оборудование

Основание. Статьи 290, 291 УК РФ.

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

См. также:

Основание. Пункты 146, 147, 203 административного регламента, статья 25.7 КоАП РФ.

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно.

Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

См. также:

  • За что могут задержать машину
  • Как проводят осмотр и досмотр машины

Основание. Пункт 221 административного регламента.

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

См. также:

  • Что делать, если лишают прав

Основание. Пункт 234 административного регламента.

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол.

Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы.

Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

См. также:

Основание. Статья 33, 53 закона «О полиции», пункт 316 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

См. также:

  • Как оспорить штраф ГИБДД
  • Что делать с двойным штрафом за нарушение ПДД

Источник: https://journal.tinkoff.ru/prava/ostanovili-prava/

Проверка документов сотрудниками ГАИ вне постов признана законной

На каком основании инспектор ГИБДД может остановить автомобиль?

Вступило в силу решение Верховного суда, которое признает законным возможность сотрудников Госавтоинспекции останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов.

Речь идет о подпункте 84.13 Административного регламента МВД по надзору за дорожным движением. Дело в том, что прежний регламент, действовавший с 2009 года, разрешал проверять документы у водителей только на стационарных постах ДПС. Делалось это по нескольким причинам.

Во-первых, на дорогах промышляли мошенники, которые, переодевшись в полицейскую форму, останавливали машины для личных нужд. Во-вторых, у инспекторов не было планшетов и прочих гаджетов, с помощью которых можно было бы проверить документы.

Поэтому проверить их можно было только на стационарном посту.

Водителей обязали носить световозвращающие жилеты

Но время изменилось, бандитов в форме стало меньше, технологии упростили работу инспекторов на дороге, а сами стационарные посты уходят в прошлое. Выявлять нарушителей эффективнее на дороге, чем на стационарном посту. Поэтому в новом регламенте, действующем с октября 2017 года, инспекторам разрешено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов.

Однако эту норму решил оспорить некто К. Рудаков. Он обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим подпункт 84.13 Административного регламента.

По его мнению, он противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов власти.

Выявлять нарушителей 
гораздо эффективнее 
на дороге, чем на стационарном посту ДПС

Также Рудаков считает, что остановка водителя вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов Госавтоинспекции.

Она несет в себе существенную угрозу коррупционной составляющей в их действиях, так как какой-либо контроль за соблюдением ими законных оснований для остановки транспортных средств Административным регламентом не установлен.

Кроме того, остановки машин для проверки документов могут привести к дальнейшим нарушениям Правил дорожного движения и повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водитель компенсирует увеличением скорости, указал Рудаков в своем заявлении.

Истец также считает, что остановка машины для проверки документов – то же самое, что задержание граждан.

Верховный суд, разобрав иск, а также доводы представителей МВД и министерства юстиции, указал, что Административный регламент утвержден уполномоченным органом и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. А именно Законам “О безопасности дорожного движения” и “О полиции”.

На загородных трассах предложили увеличить разрешенную скорость движения

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции” сотрудники этого ведомства вправе останавливать машины, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. А также проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие полиса ОСАГО.

Правила дорожного движения предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать машины с помощью соответствующих сигналов, но не определяют специальные места для остановки.

Они лишь предусматривают общие требования к остановке и места, где она запрещена.

Поэтому доводы истца о проверке документов исключительно на стационарном посту не основаны на нормах права, а потому – несостоятельны, посчитал Верховный суд.

Также ВС указал, что остановка для проверки документов никоим образом не относится к порядку административного задержания, как мере обеспечения производства по делу.

Остановка для проверки документов не имеет отношения к административному задержанию

Довод Рудакова о том, что оспариваемый подпункт противоречит пункту 106 Административного регламента, ВС также отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный акт может быть признан не действующим, если он не соответствует иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Здесь же оба положения – это различные части одного и того же документа и имеют равную юридическую силу.

Эксперт: Новая разметка на дороге повысит собираемость штрафов

Что касается контроля за инспекторами, то статьями 49-53 Закона “О полиции” за ними установлен государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.

ВС решил, что при изложенных обстоятельствах подпункт 84.13 Административного регламента в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав истца. Инспекторы могут останавливать машины для проверки документов где угодно.

Источник: https://rg.ru/2018/03/21/proverka-dokumentov-sotrudnikami-gai-vne-postov-priznana-zakonnoj.html

«Ваши документы!»: на что имеет право сотрудник ДПС

На каком основании инспектор ГИБДД может остановить автомобиль?

Каждого автомобилиста хотя бы раз в жизни останавливал сотрудник ГИБДД. Но не каждый знает, на что представитель власти имеет право, а что требовать от водителя незаконно. Командир взвода ДПС в Королеве Игорь Фатеев рассказал корреспонденту «РИАМО в Королеве», как должен вести себя инспектор и за что он может остановить автомобиль.

Форма, удостоверение, значок

© РИАМО, Корешков Николай

По словам Фатеева, инспектор ДПС не останавливает автомобиль просто потому, что ему так захотелось.

«Все сотрудники ДПС выходят на маршрут, который согласован и заранее разработан в зависимости от оперативной обстановки и проведения рейдов. Просто так останавливать водителей никто не будет. Если водитель уверен в том, что он не совершал никаких правонарушений, бояться сотрудника ДПС не стоит», – говорит Фатеев.

https://www.youtube.com/watch?v=ImZhLQ_7zmc

При остановке автомобиля сотрудник ДПС должен быть в форме, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак. Удостоверение он обязан предъявить по требованию водителя, при этом не давая его в руки. Если водитель сомневается в том, что его остановил именно сотрудник ДПС, нужно позвонить по телефону доверия: 8 (495) 200-39-29.

«Если человек, остановивший автомобиль, не предъявляет удостоверение, если его нагрудный знак отсутствует или плохо читается, то водитель имеет полное право не общаться с ним, позвонить по телефону доверия и сообщить, что неизвестные лица представляются сотрудниками ДПС», – подчеркивает командир взвода.

Куда пожаловаться на полицейских в Королеве>>

Причина остановки

© РИАМО, Корешков Николай

Чаще всего сотрудник ДПС останавливает автомобиль при зафиксированном нарушении правил дорожного движения. При этом инспектор должен четко и ясно объяснить водителю, что именно он нарушил.

«Все пояснения сотрудник ГИБДД должен давать четко и ясно, без нравоучений. Инспектор должен быть спокойным, вежливым и сохранять спокойствие в любой ситуации. Причин остановки достаточно много, и во всех случаях водитель должен четко понимать, за что он остановлен и какими должны быть его дальнейшие действия», – уточняет Фатеев.

Основные причины остановки – это проверка документов, нарушение ПДД, подозрение в преступлении, угоне или алкогольном опьянении. Также сотрудник ГИБДД имеет право остановить автомобиль для обеспечения проезда экстренных служб, для оказания помощи другим участникам движения или самому сотруднику.

Фатеев отмечает, что в некоторых случаях сотрудник ГИБДД имеет право сохранить в тайне настоящую причину, по которой была произведена остановка. Но так он поступает только в случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или обвиняются в совершении ДТП. Задержание таких личностей входит в обязанности сотрудника ГИБДД.

Куда пожаловаться на плохие дороги в Королеве>>

Предъявление документов

© РИАМО, Корешков Николай

После представления и объяснения причины остановки сотрудник ДПС имеет право попросить водителя предъявить водительские права, страховые документы, а также техпаспорт транспортного средства – то есть свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). В некоторых случаях инспектор может потребовать предъявить паспорт транспортного средства (ПТС).

Водитель должен предъявлять документы без каких-либо удерживающих устройств, по требованию инспектора необходимо вынуть их из обложек.

Если документов нет, инспектор имеет право задержать водителя. Но может предоставить время, не больше 3 часов, чтобы водителю доставили необходимые документы на пост.

За любое вольное или невольное нарушение водитель понесет ответственность. Сотрудник ДПС обязан в таких случаях остановить автомобиль, попросить предъявить документы, объяснить водителю нарушение и наложить административное взыскание в виде штрафа.

Пьяный водитель

© РИАМО, Корешков Николай

Прямая обязанность сотрудника ДПС – остановить водителя, который может быть опасен для других участников движения. Если инспектор подозревает, что за рулем движущегося автомобиля человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, он обязан его остановить и задержать.

Водитель имеет право не «дышать в трубочку», а требовать проведения медицинского освидетельствования. Но нужно помнить, что совсем отказаться от экспертизы равносильно признанию в том, что водитель сел за руль пьяным.

Еще один нюанс: если обычно инспектор не может требовать покинуть автомобиль, то в случае подозрения на пьяное вождение сотрудник ДПС может потребовать покинуть машину. То же самое касается случаев, если водитель подозревается в совершении преступления или есть информация, что в его автомобиле могут перевозиться опасные вещества.

«В таких случаях проводится досмотр автомобиля в присутствии понятых или при ведении видеозаписи. После досмотра составляется протокол», – поясняет командир взвода.

Во время ознакомления с протоколом нарушения, сотрудник ДПС должен разъяснить водителю его права.

Жалоба на инспектора

© РИАМО, Корешков Николай

Итак, главное, что нужно помнить водителям: у сотрудника ГИБДД должна быть форма, удостоверение и нагрудный знак, он должен объяснить причину остановки. В случае некорректного поведения инспектора стоит написать жалобу на него.

«Жалоб на сотрудников у нас крайне мало. Многие водители понимают, что останавливают их не просто так, и спокойно предъявляют документы и выполняют просьбы инспекторов. Человека, совершившего преступление и пытающегося это скрыть, опытный сотрудник вычислит сразу и будет действовать в рамках закона», – заключает Фатеев.

Источник: https://korolevriamo.ru/article/211395/vashi-dokumenty-na-chto-imeet-pravo-sotrudnik-dps.xl

Новый регламент ГИБДД вступил в силу. Эксперты о том, стоит ли его бояться

На каком основании инспектор ГИБДД может остановить автомобиль?

С 20 октября вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Некоторые положения документа вызвали недовольство среди правозащитников. Портал Москва 24 разбирался, почему водителям не стоит бояться перемен.

портал Москва 24/Александр Авилов

Нужно ли изучать административный регламент водителю?

Административный регламент – это внутренний приказ МВД. По сути, инструкция для инспекторов, как вести себя с водителями.

Если вы гражданский человек, вы совершенно не обязаны его знать, объясняет председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Валерий Солдунов.

С ним согласен автомобильный эксперт Игорь Моржаретто: “Ознакомиться с регламентом не лишнее дело, он открыт и не засекречен. Но учить его наизусть совершенно не нужно”.

Регламент описывает правила поведения инспекторов ГИБДД. Водителям достаточно знать ПДД и не нарушать их.

Игорь Моржаретто

Автомобильный эксперт

Остановка вне постов ДПС

По предыдущей редакции регламента 2009 года инспектора могли останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС.
Отныне сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Однако место каждый сотрудник выбирает не по собственному желанию, а только по приказу своего начальника.

ТАСС/Юрий Машков

Для добропорядочных водителей это изменение ничем не грозит, считает Игорь Моржаретто.
“В прошлом регламенте формально запрещалась остановка вне стационарных постов без причины.

Но тут же называлась дюжина причин, по которым можно остановить. Например, проведение спецопераций или если водитель нарушил ПДД. И сейчас сотрудник ДПС всегда найдет повод остановить автомобиль, если ему это понадобится.

Но если нет, то проезжай свободно”, – объясняет эксперт.

Если же вы едете в ночи и у вас есть подозрения, что вас тормозит не сотрудник ГИБДД, можете проехать мимо и доехать до ближайшего поста, говорит Игорь Моржаретто. “На месте сообщите, что я не остановился, потому что у меня было впечатление, что это не сотрудник ГИБДД, а какой-то мошенник. Такая возможность была раньше и остается сейчас”, – подчеркнул эксперт.

То, что на практике машины останавливали вне постов, порталу Москва 24 подтвердил руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

Этой нормой скорее завуалированно принимается мера, разрешающая инспекторам прятаться в кустах с радарами. За восемь лет, пока действовал запрет, мы видим, что случаев, когда водители стояли в кустах и давали взятки, стало гораздо меньше.

Это можно отчетливо заметить на примере южных регионов, где раньше такая практика процветала. Теперь есть относительные опасения, что все вернется. Однако сейчас ввели много камер видеофотофиксации. Возможно, такой массовости уже не будет.

Сергей Канаев

Руководитель Федерации автовладельцев России

съемка

Сергей Канаев обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения.

“В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку.

А сейчас может сказать: я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь. И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете, вам грозит статья 19.3″.

КоАП РФ Статья 19.3 (часть 1) – Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции… влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В ГИБДД поспешили разъяснить, что запрета на съемку действий инспекторов нет.

“Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом”, – цитирует ”РИА Новости” начальника управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александра Быкова.

Председатель ВОА добавил, что теперь сотрудник полиции и сам имеет право вести съемку на собственный мобильный телефон.

портал Москва 24/Александр Авилов

Отменяются справки о ДТП

Одно из важных нововведений регламента – отмена справок о ДТП, на получение которых требовалось длительное время. С 20 октября выдавать их перестали.

Такие справки требуют страховые компании, чтобы урегулировать убытки и последующие выплаты. В случаях с ОСАГО это требование содержится в положении ЦБ № 431-П 2014 года, в случаях с каско – во внутренних документах каждой страховой компании.

ТАСС/Денис Русинов

Как пишет газета “Коммерсантъ”, Александр Быков пояснил, что на деле выдача справок не предусмотрена уже давно. У МВД нет полномочий утверждать форму справки о ДТП. Инспектора в последние годы фактически не должны были выдавать такие документы, хотя это и практиковалось.

В ГИБДД уверяют, что более года предупреждали Центробанк и Российский союз автостраховщиков, что с 20 октября эта практика прекратится.

ТАСС/Донат Сорокин

С 20 октября если для оформления аварии требуются сотрудники ГАИ, то максимум, что могут получить на руки участники аварии, – это процессуальные документы, пишет “Российская газета”. В частности, постановление о наложении штрафа или определение об отказе в возбуждении административного дела. Другие документы участники аварии могут получить в прежнем порядке.

По данным “Российской газеты”, в протоколах, определениях, постановлениях и других документах будут максимально расписывать всю ситуацию: какие машины и сколько их участвовало в ДТП, их повреждения. Также укажут данные водителей и владельцев машин, номера полисов ОСАГО.

При этом водитель по-прежнему должен будет заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и передать в страховую компанию. Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.

Гибдд разрешили устраивать засады на дорогах, но в особых случаях

По новому регламенту сотрудники полиции смогут останавливать машины, находясь в засаде. Однако, согласно документу, сделать это смогут лишь в особых случаях.

“В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети”, – отмечается в документе.

Засады как таковые не разрешены. Того самого гаишника, который в кустах лежал с палочкой и выскакивал, если “прибыльная” машина ехала, его не будет, тем более что и количество инспекторов, которые работают на земле, сильно уменьшилось. За десять лет их число сократили на треть.

Игорь Моржаретто

Автомобильный эксперт

В остальных случаях автомобиль ДПС с раскраской должен стоять на видном месте в местах концентрации ДТП для предупреждения, объясняет Игорь Моржаретто.

Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать “любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений”, хамить и грубить.

Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и “удерживающих устройств”. Кроме того, сотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.

Источник: https://www.m24.ru/articles/avto/20102017/151269

Вас остановил инспектор ДПС

На каком основании инспектор ГИБДД может остановить автомобиль?

Что делать, если вас останавливает на дороге инспектор ДПС, а вы не согласны с его требованием? Где инспектор ДПС может остановить ваш автомобиль, и на каких основаниях? Безосновательная остановка вашего транспортного средства — это нарушение ваших водительских прав. Поэтому инструкторы по вождению расскажут вам, как нужно вести себя в такой ситуации, чтобы отстаивать свои права и самим не нарушать закон.

Законные причины для остановки вашего автомобиля

  1. Документом, которым руководствуется сотрудник ГИБДД при работе, является «наставление». В этом документе конкретно прописаны причины, по которым водитель транспортного средства может быть остановлен инспектором.
  2. Нарушение водителем или пассажирами дорожных правил.
  3. Наличие информации о причастности водителя или пассажиров к какому-либо преступлению, нарушению или совершению ДТП. Это могут быть ориентировки, информация дежурного, визуальные признаки и другие. В данном случае вы можете позвонить дежурному для уточнения информации о вашей причастности к тому или иному происшествию.
  4. Наличие сведений о том, что данный автомобиль находится в розыске, а также использование автомобиля в противоправных целях. В целях безопасности вы также можете уточнить предъявляемые вам обвинения, позвонив по телефону дежурному.
  5. Необходимость провести опрос пассажиров или водителя о совершенном ДТП, если есть информация, что они являются свидетелями данного происшествия.

    При этом инспектор ДПС должен рассказать вам о том, что существует ответственность при даче ложных показаний, а также о наличии права не свидетельствовать против себя и против своих близких.

  6. Исполнение решений государственных органов об ограничении или запрете движения.

  7. Привлечение водителя автомобиля или его автомобиля для оказания помощи других участников движения или сотрудникам ДПС. Как пояснили автоинструкторы, данный случай подразумевает изъятие транспортного средства для проведения оперативной работы.

    Вы имеете право отказаться от предоставления своего транспортного средства, тогда на вас будет наложен штраф.

  8. Осмотр документов на право управления автомобилем или на сам автомобиль, а также на груз, перевозимый данным средством. Данную проверку инспектор может производить только на постах ДПС, на КПП или контрольных постах милиции. Также проверка водительских и регистрационных документов допускается во время проведения специальных мероприятий.

Итак, вас остановили

При остановке, инспектор должен представиться с указанием своей должности, звания и фамилии, а также сообщить причину остановки.

Остановка транспортного средства должна проводиться в минимально короткие сроки, поэтому, если инспектор ГИБДД будет необоснованно затягивать время составления протокола, то можно обратиться к нему с просьбой составления протокола о задержании. А оснований на задержание у инспектора нет, поэтому этот протокол будет легко обжалован.

Вы имеете право не покидать автомобиль, ведь в «наставлениях» сказано, что сотрудник может предложить вам выйти из автомобиля всего по нескольким причинам.

Это может быть наличие признаков опьянения у водителя, проведение осмотра автомобиля или груза, необходимость устранения технических неисправностей ТС и других.

Обратите внимание на то, что сотрудник не может потребовать того, чтобы вы вышли из автомобиля, а только может предложить вам это сделать. Поэтому только вам решать, покидать салон автомобиля, или воспользоваться своим правом и остаться в салоне.

Документы передавайте в руки инспектору только при свидетелях, во избежание недоразумений.

Как вести себя, если остановка не законна?

Если вы видите, что вас остановили незаконно, то вы все равно должны остановиться и предъявить документы.

Если вас остановили вне зоны поста и потребовали документы, то напомните инспектору об ответственности за самоуправство, которое приводит к предупреждению или наложению штрафа.

Если это напоминание не подействовало на инспектора, то предупредите, что дальнейшим вашим действием будет звонок по «02» или по телефону доверия.

Конечно, инспектор может попытаться «вывернуться» и обвинить вас в совершении административного нарушения. Это может быть не пристегнутый ремень безопасности, разговор за рулем по телефону и другие обвинения.

В любом случае, эти нарушения доказаны не будут, так как они были получены незаконно.

Подводим итоги

При остановке вашего автомобиля лучше не покидать салон, приоткрыв боковое стекло. Для собственной безопасности, вы имеете право использовать видео- и аудио-съемку, и сотрудник ГИБДД не должен вам в этом препятствовать. Запись начните со слов о дате и времени остановки, затем попросите продемонстрировать его документы и громко прочитайте данные сотрудника.

Затем, если сотрудник не назвал основание для остановки, попросить его огласить ее. Если требование остановки законно, то вы обязаны подчиниться. А если же требование не законно, то напомните ему об ответственности, о том, что вы можете позвонить в соответствующие органы.

После этого сотрудник поймет, что вы юридически грамотный водитель и, скорее всего, пожелает вам счастливого пути.

Служебные обязанности на дороге выполняют инспекторы ДПС.

Также вас могут становить сотрудники других структур полиции. Например, ваш автомобиль может быть остановлен сотрудником ППС в случае ограничения доступа в зону оцепления для проверки документов и даже для осмотра транспортного средства.

Посмотрите видеоматериал об обязанностях инспектора ГИБДД на дороге:

Честных и вежливых вам инспекторов на дороге!

В статье использовано изображение с сайта bestyurist-a177.ru

Источник: http://spokoino.ru/articles/gibdd/vas_ostanovil_inspektor_dps/

«Тормозят всех подряд». Водители жалуются на частые проверки ГИБДД :

На каком основании инспектор ГИБДД может остановить автомобиль?

Полномочия инспекторов ДПС останутся неизменными — МВД отклонило идеи начальника административно-правового управления ведомства Дмитрия Газизова о передаче сотрудникам ГИБДД права лишения водительского удостоверения без суда и отказе от административного ареста в пользу превентивного задержания нарушителей на 48 часов.

Споры о возможностях и правах сотрудников ГИБДД возникают регулярно, но больше всего претензий у автомобилистов — к остановкам для проверки документов. Водители жалуются, что сотрудники ГИБДД устраивают засады, тормозят машины без повода и подолгу проверяют документы, хотя вроде бы не имеют права делать это вне стационарных постов.

Больше всего неудобств испытывают водители каршеринга.

Например, один из пользователей форума каршеринга пожаловался на вынужденный простой по вине сотрудников ГИБДД: «Утром спешил в аэропорт, остановили для проверки, причем там уже стояло несколько каршеров.

Пока гаишники разбирались со своим планшетом, потерял 10 минут и чуть не опоздал на самолет. Фактически они выставили меня на лишние сто рублей, потому что машину я не переводил в режим ожидания».

«Каждый день стоят на выезде»

Простые автомобилисты тоже недовольны проверками. «Каждый день стоят на выезде из района и тормозят всех подряд под выдуманными предлогами. Пробивать документы могут по 15 минут, уже замучили этими проверками», — написал в один из столичных автомобилистов.

Возмущенные автомобилисты ссылаются на запрет остановки для проверки документов вне стационарных постов, который действует с 2009 г., но юрист Сергей Смирнов объясняет, что никакого запрета давно нет, да и раньше инспекторы без труда его обходили, называя в качестве причины остановки проведение спецоперации или наличие ориентировок на похожий автомобиль.

«В старом регламенте была фраза, что останавливать автомобили для проверки документов разрешается только на стационарных постах.

Любой сотрудник ГИБДД руководствуется законом о полиции, он может в принципе в любом месте остановить, сослаться на какие-то мероприятия типа «Перехват» или «Антитеррор».

Сотрудники ГИБДД этот пункт обходили, потому что наличие спецоперации проверить невозможно физически», — рассказал Смирнов.

 РБК

Случаев вопиющего нарушения регламента инспекторами не смог припомнить даже координатор сообщества «Синих ведерок» Петр Шкуматов. «Остановили, проверили документы — можешь спокойно ехать дальше.

Они всегда называют причины остановок, и ты никак не проверишь, действительно ли есть ориентировка или спецоперация. Не вижу проблем, если у водителя все в порядке.

У людей возникали проблемы на знаменитом посту в Кущевке, но там было другое — незаконные обыски с подбросом наркотиков и предложением решить вопрос на месте. Это уже был просто криминал», — вспомнил Шкуматов.

Запрет на проверку документов вне постов был мотивирован тем, что под видом сотрудников ДПС на дорогах часто стояли ряженые мошенники, а у настоящих инспекторов не было нужной для проверки документов техники.

Сейчас экипажи оснащены подключенными к сети планшетами и могут провести проверку в любом месте, поэтому с октября 2017 г. действует обновленный Административный регламент МВД по надзору за дорожным движением, в котором этот запрет отменен.

Изменения попытался обжаловать в суде один из автомобилистов, но Верховный суд подтвердил их правомерность.

Другое дело, что остановить без причины инспектор формально не имеет права, говорит Смирнов: «Если ты ничего не нарушал, нет ориентировок или нет необходимости привлечения понятого, зачем останавливать? Тут уже есть повод для разбирательства, но кто будет этим заниматься? Если все в порядке, проще показать документы и ехать дальше».

Какие есть причины для остановки

Официально в списке причин для остановки автомобиля, помимо нарушения, содержится еще десяток пунктов.

Остановить могут в случае, если у полицейских есть информация о причастности водителя к правонарушению, ориентировки на поиск автомобилей с какими-либо внешними признаками, информация о розыске автомобиля, необходимость опроса водителей и пассажиров о ДТП, свидетелями которого они стали, привлечение их в качестве свидетелей или понятых и при ограничениях движения.

 РБК

Кроме того, сотрудники полиции вправе привлечь водителя для оказания помощи другим участникам движения или даже использовать его автомобиль. Проверить наличие ориентировок можно, позвонив дежурному местного отдела ГИБДД, но получить достоверную информацию получится не всегда.

При остановке автомобиля инспектор должен представиться и сообщить причину остановки. Формально проверка должна проводиться в минимально короткие сроки, но время не регламентировано, поэтому жаловаться можно лишь на необоснованное затягивание времени проверки или составления протокола.

«Сотрудник обязан называть причину остановки: либо обнаружение правонарушения, либо сообщение о том, что нужно проверить такой-то автомобиль, либо что-то произошло и необходимы какие-то процессуальные действия. Просто так проверка документов не предусмотрена, это некий сопутствующий фактор каких-либо других действий», — объяснил Сергей Смирнов.

Водитель не обязан покидать автомобиль, однако сотрудник ГИБДД может попросить его выйти в ряде случаев. Например, для прохождения освидетельствования на состояние опьянения, при проведении досмотра, сверки номеров агрегатов машины, для устранения неисправностей или нарушений при перевозке груза либо в случае, когда водитель своим поведением создает угрозу безопасности инспектора.

 РБК

Помимо пункта о запрете проверки документов вне стационарных постов, из обновленного регламента убрали прямое разрешение на фото- и видеосъемку сотрудников ДПС, но на деле она и не требовалась, пояснил Сергей Смирнов.

Фото- и видеофиксация действий сотрудников полиции разрешены законодательно, и единственное ограничение состоит в том, что при проведении съемки водитель не должен препятствовать выполнению сотрудником полиции его служебных обязанностей.

Практику остановки для проверки документов Петр Шкуматов считает абсолютно нормальной: «Полиция так работает везде в мире. А как иначе им выполнять свою работу, если у них нет права проверять документы?»

Источник: https://www.autonews.ru/news/5d15a2da9a79478d099e339c

Водители и сотрудники ГАИ: права и правила

На каком основании инспектор ГИБДД может остановить автомобиль?

В последнее время в интернете часто встречаются видеоролики, в которых водители очень убедительно и аргументированно спорят с сотрудниками ГАИ, отказываются передавать им в руки свои водительские документы и выходить из автомобилей, ссылаясь на различные статьи кодексов и законов. И порой их поведение бывает даже агрессивным. Отсюда возникает вопрос: кто же из них прав, а кто нарушает Правила дорожного движения и законодательство нашего государства?

Первый вопрос, который задают во всех вышеуказанных видеороликах: «На каком основании меня остановили?». Как правило, инспектор сообщает, что водитель остановлен для проверки документов. На что часто слышит ответ: «Такой причины нет, вы не имеете права меня останавливать».

В соответствии с пунктом 9,1 Правил дорожного движения водитель ТС, обязан останавливаться по требованиям сотрудника ГАИ, в то же время требование сотрудника ГАИ об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражается путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета.

Также пунктом 12 Правил дорожного движения установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра, документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

В соответствии с п.9.2 Положения о Госавтоинспекции, утвержденного постановлением Совета министров, ГАИ, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством, организует и осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения.

Водитель имеет право знать причину, по которой его остановили.

И если инспектор ГАИ говорит, что водитель остановлен для проверки документов, то остановка по такой причине полностью законна и правомерна, так как проверка наличия этих документов есть контроль за соблюдением правил дорожного движения водителями.

Таким образом, инспектор ГАИ останавливает водителей для проверки документов обоснованно. Часто в подобных видеороликах водители отказываются передавать в руки инспектора ГАИ свои документы.

Они приоткрывают окно автомобиля и показывают документы через стекло,  видимо считая, что этого достаточно. Но согласно пункту 12 ПДД, водитель обязан иметь при себе и передать документы для проверки сотруднику ГАИ.

И если водитель отказывается передавать документы, считая, что их достаточно лишь предъявить, то в данном случае водитель поступает неправомерно.

Данные действия могут быть квалифицированы как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, что влечет наложение штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Вы не обязаны выходить из машины и пересаживаться в авто ГАИ для разговора с инспектором или составления протокола об административном правонарушении.

Однако если сотрудник подозревает, что вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, выйти все-таки придется. Отказ от освидетельствования приравнивается к управлению транспортным средством под воздействием выше перечисленных веществ.

Кроме того, выйти из автомобиля придется, если местом ведения административного процесса является управление ГАИ.

По вашему требованию (в соответствии с Законом «О милиции») инспектор, милиционер, обязан предъявить служебное удостоверение. Он не имеет права дать его вам в руки, но обязан предъявить и предоставить возможность переписать указанные в нем сведения.

Таким образом, вы будете знать, на кого жаловаться в случае возникших претензий, а инспектор будет предполагать, что на него могут пожаловаться. Как минимум он объяснит, в чем выражаются его претензии.

Необходимо подчеркнуть, что у инспектора на груди должен быть приколот специальный жетон (знак) с номером. Отсутствие жетона должно вызвать у вас подозрение.

Если инспектор не предъявляет вам своих документов или взимает штраф без выдачи соответствующей квитанции, будьте осторожны. Лучше выполнить все требования инспектора и постараться запомнить место и время остановки.

Работник милиции имеет право провести досмотр вашего автомобиля (ст.16 Закона РБ «О милиции»). Не препятствуйте ему в этом, а постарайтесь проявить выдержку и терпение.

Но следует различать досмотр, проводимый по устному желанию досматривающего, и обыск, который должен проводиться по постановлению следователя или прокурора. Поэтому вы не обязаны подчиняться требованию милиционера распаковывать свои сумки и выворачивать карманы.

Поскольку действия милиционера ограничиваются лишь целями досмотра. Следует заметить, что уважение чести и достоинства граждан, недопустимость нарушений их прав и свобод — норма закона (Закон «О милиции» ст.5).

Следовательно, вы вправе обжаловать действия должностных лиц, нарушающих свои обязанности, в том числе с требованием возмещения морального вреда.

Подводя итог, хочется сказать, что не стоит повторять действия, показанные в некоторых видеороликах, ведь чаще всего показанное в них поведение является противоправным.

Подготовила Виола Лехнович

Источник: http://www.kormanews.by/2018/09/voditeli-i-sotrudniki-gai-prava-i-pravila/

Ветка права
Добавить комментарий