Наказание за сбыт марихуаны в незначительном размере

«Народная» 228-я: это должен знать каждый

Наказание за сбыт марихуаны в незначительном размере

Статья 228 Уголовного кодекса РФ устанавливает наказание за покупку, хранение, перевозку, изготовление и переработку наркотических и психотропных веществ, а также растений, из которых эти вещества производят. Участие в незаконном обороте наркотиков считается тяжким преступлением. Строгость наказания зависит от того, сколько наркотика нашли у подозреваемого.

Так, значительным (достаточным для возбуждения уголовного дела) количеством марихуаны считается 6 граммов, героина — 0,5 грамма, мефедрона — 0,2 грамма, спайсов — 0,05 грамма.

Крупным количеством марихуаны считается 100 граммов, героина и мефедрона — 2,5 грамма, спайсов — 0,25 грамма. Если у подозреваемого нашли 100 кг марихуаны, 1 кг героина, 500 г мефедрона или 500 г спайсов, это считается особо крупным объемом наркотиков.

За незначительные количества предусмотрена административная ответственность.

Хранение наркотиков в крупном объеме карается тюремным сроком от 3 до 10 лет со штрафом до 500 тыс. рублей, в особо крупном — от 10 до 15 лет со штрафом до 500 тыс рублей. Если же у подозреваемого, как у большинства осужденных по этой статье, нашли минимальное количество наркотика, он может отделаться штрафом до 40 тыс. рублей, а может сесть в тюрьму на срок до 3 лет.

Отдельно в статье прописано наказание за сбыт наркотиков — от 4 до 8 лет заключения. Ивану Голунову было предъявлено обвинение в хранении, производстве и сбыте наркотиков в крупном размере.

Вопросы юристов и законодателей вызывает термин «сбыт» в этой статье. Дело в том, что сейчас под этим словом понимают не только продажу, но и перевозку и передачу вещества, в том числе бесплатно. Иными словами, угостить знакомого каннабисом по российским законам считается сбытом, и за это вполне можно попасть в колонию.

Кроме того, по словам правозащитников, большинство осужденных по статье 228 — а это десятки тысяч человек в год — сидят в тюрьмах за хранение минимального объема наркотиков, причем для подавляющего большинства из них это первый тюремный срок. Из-за большого числа приговоров по этой статье ее прозвали «народной».

Примечательно, что во многих случаях у обвиненных находили ровно столько запрещенного вещества, сколько нужно для возбуждения уголовного дела (или совсем немногим больше) — и эта «статистическая аномалия» дает основания полагать, что во многих или в некоторых случаях наркотики были подброшены или «доложены» полицейскими.

В целом статья в нынешнем виде позволяет ею злоупотреблять: обвинение довольно просто сфабриковать, большого количества доказательств часто не нужно, и в итоге невиновный человек отправится в колонию на довольно большой срок.

Известны и случаи, когда на граждан заводили уголовные дела за то, что они не увидели и не выпололи вовремя у себя на участке растение, из которого производят наркотики.

Так, в прошлом году к условному сроку приговорили пенсионера из Пермского края, у которого на участке нашли мак. Сам пенсионер утверждал, что понятия не имеет, как семена мака попали на участок.

Он не исключил, что это произошло случайно или же их кто-то подбросил. Сейчас идет пересмотр дела.

Случаев, когда наркотики подбрасывали подозреваемым сами полицейские, известно немало. Как правило, силовики делают это, когда им нужно повысить показатели раскрываемости преступлений.

Впрочем, известны случаи, когда таким способом они вымогали деньги у своих жертв за закрытие уголовного дела.

Иногда нечестные полицейские действуют заодно с наркоторговцами: те «сливают» им своих же наркокурьеров и повышают статистику в обмен на покровительство.

Под давлением полицейских или следователей подозреваемые чаще всего соглашаются на рассмотрение дела в особом порядке — в обмен на обещание, что при сотрудничестве срок заключения сократят.

Согласиться на это означает признать себя виновным и в дальнейшем лишить себя возможности доказывать, что наркотики были подброшены. Рассматривая дело в особом порядке, суд не будет изучать все материалы дела и доказательства, которых в другом случае было бы недостаточно для признания подсудимого виновным.

Предоставляемый бесплатно государственный адвокат, как правило, тоже желает как можно быстрее закончить это дело.

Правозащитники рекомендуют фигурантам подобных сфальсифицированных дел не соглашаться на помощь государственного адвоката, а обращаться к своему, если такой есть. Адвокат должен стать первым человеком, с которым нужно связаться гражданину, если ему подбросили наркотики.

Саму упаковку с неизвестным вам веществом и все предметы, которые «найдут» при обыске, ни в коем случае нельзя трогать, чтобы не оставлять на них свои отпечатки пальцев.

Иногда полицейские могут пойти на хитрость: например, попросить подписать какой-то документ ручкой, на которую предварительно были нанесены наркотики. После этого экспертиза обнаружит их следы на ваших руках.

При задержании и следственных действиях нужно также обязательно запомнить или записать все нарушения, которые допустили полицейские или следователи.

Известно и еще об одном приеме, который практикуют нечистые на руку «борцы с преступностью». Найденное у подозреваемого незначительное количество наркотика — например, 3 грамма марихуаны — смешивают с другим веществом, например, с 50 граммами обычного табака. И получают 53 грамма «наркотической смеси» и гораздо более тяжелую уголовную статью.

Не первый год звучат призывы смягчить наказание по 228-й статье или декриминализовать хотя бы часть преступлений, перечисленных в ней. С подобными предложениями выступали не только правозащитники, но и депутаты Госдумы, и сотрудники МВД. По их мнению, срок заключения за найденное небольшое количество наркотика слишком долог, и смягчение наказания может положить конец злоупотреблениям.

Но власти не спешат с этим решением. Дело в том, что наркомания и наркоторговля остается в России серьезной проблемой. По некоторым данным, наркоманов в России столько, что наберется на крупный город: 5 миллионов человек.

Каждый наркоторговец способен сделать наркоманами в среднем пять человек в год. Наркобизнес почти на 70% перекочевал в Интернет и поэтому находится буквально на расстоянии вытянутой руки от детей.

Именно подростки и молодые люди все чаще становятся наркокурьерами, пытаясь заработать на распространении так называемых закладок с наркотиками. «Работает» закладчик, как правило, несколько месяцев: его или ловят с поличным, или «сдает» тот, на кого он работает.

Полиция получает повышение показателей, наркодилер набирает новых курьеров, а старые пополняют ряды сидящих за решеткой по «народной» 228-й статье.

Новости по теме

Источник: https://www.ntv.ru/cards/3321/

С 5 до 25 граммов: в украине обсуждают декриминализацию хранения каннабиса

Наказание за сбыт марихуаны в незначительном размере

РБК-Украина, Виталий Носач

В Украине вынесли на общественное обсуждение проект приказа МОЗа, который предусматривает увеличение порога, разграничивающего административную и уголовную ответственность за незаконное хранение марихуаны, с 5 до 25 граммов.

Утверждается, что чрезмерная криминализация незначительных правонарушений не сократила масштабы нелегального рынка, а наоборот расширила их.

“Понижение небольших размеров отдельных наркотических средств еще в 2010 году способствовало привлечению к уголовной ответственности не столько дилеров и организаторов наркобизнеса, сколько наркопотребителей, то есть больных, нуждающихся в медицинской, психологической и социальной помощи. Такой подход фактически криминализировал сферу оборота наркотических средств, усилил ее латентность, в то время как масштабы нелегального рынка таких средствам не сократились, а наоборот расширились”, – говорится в объяснительной записке к проекту приказа МОЗ.

Активисты требуют также декриминализировать часть первую статьи 309 Уголовного Кодекса Украины (фото: РБК-Украина, Виталий Носач)

Так, Министерство здравоохранения Украины вынесло на общественное обсуждение проект изменений в приказ МЗ №188 “Об утверждении небольших, крупных и особо крупных размеров наркотических средств, психотропных веществ, находящихся в незаконном обороте”.

Предложения и замечания по проекту приказа принимать в течение месяца, говорится на сайте министерства.

Новым порогом уголовной ответственности за незаконное хранение без цели сбыта каннабиса (растения конопли) проектом приказа предлагается установить 25 граммов сухого вещества. Сегодня таким порогом для каннабиса являются 5 граммов.

Информационная листовка Марша Свободы – 2017. Негативная динамика осуждений за сбыт наркотиков на фоне неадекватного роста числа осужденных за индивидуальное хранение (Marshsvobody.in.ua)

В объяснительно записке также говорится, что основной проблемой, которую необходимо урегулировать, является то, утвержденные на сегодня размеры наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, находящихся в незаконном обороте, в десятки раз занижены по сравнению с данными Международного комитета по контролю над наркотиками ООН, размерами, определенными другими странами, а также по результатам определения средних суточных доз потребления наркотических средств и психотропных веществ в Украине.

Отмечается, что такой подход (неоправданного занижения порога уголовной ответственности за незначительные правонарушения) фактически криминализировал сферу оборота наркотических средств.

Так, на фоне роста уголовных приговоров за хранение небольших количеств запрещенных веществ без цели сбыта (5000 приговоров в 2016 году), состоялось системное снижение количества осужденных за сбыт наркотиков (729 в 2016 году).

РБК-Украина, Виталий Носач

Напомним, что 28 октября 2017 года под стенами Кабмина состоялась акция Конопляный Марш Свободы за реформы в сфере государственной наркополитики. Среди основных требований мирной акции – законный доступ к лечению медицинским каннабисом и декриминализация незначительных правонарушений в сфере оборота наркотиков (хранение небольших количеств марихуаны без цели сбыта).

Уже не первый год организаторы Конопляного Марша Свободы требуют от правительства пересмотреть наказание за хранение незначительного количества марихуаны без цели сбыта.

Сегодня Приказ №188 Министерства здравоохранения определяет 5 граммов каннабиса как порог уголовного преследования за хранение без цели сбыта.

 При этом часть первая статьи 309 Уголовного Кодекса Украины предусматривает наказание за хранение свыше 5 граммов каннабиса в виде не только штрафа, но и ограничения или лишения свободы на срок до трех лет.

“В 2016 году за сбыт наркотиков было вынесено всего 729 приговоров. В это же время за хранение без цели сбыта – около 7 тыс., из которых более 5 тыс. приговоров – за хранение незначительных количеств. То есть, по сути, люди получали серьезное наказание за хранение наркотиков для собственных нужд.

 А вот приговоров по действительно серьезным правонарушениям – сбыт наркотиков, организованная преступность – с каждым годом по 307-й статье становится все меньше. То есть мы наблюдаем депенализацию таких нарушений.

Декриминализация части первой 309-й статьи позволит переформатировать работу правоохранительных органов, “освободить руки” полиции, судебной системы, чтобы они занимались более приоритетными задачами“, – рассказывает пресс-атташе Марша Свободы Тарас Ратушный.

РБК-Україна, Віталій Носач

В Україні винесли на громадське обговорення проект наказу МОЗу, який передбачає що розмежовує адміністративну та кримінальну відповідальність за незаконне зберігання канабісу без мети збуту, з 5 до 25 грамів.

Стверджуэться, що надмірна криміналізація незначних правопорушень не скоротила масштаби нелегального ринку, а навпаки розширила їх.

“Пониження невеликих розмірів окремих наркотичних засобів ще у 2010 році сприяло притягненню до кримінальної відповідальності не стільки дилерів та організаторів наркобізнесу, скільки наркоспоживачів, тобто хворих, які потребували медичної, психологічної та соціальної допомоги. Такий підхід фактично криміналізував сферу обігу наркотичних засобів, посилив її латентність, у той час як масштаби нелегального ринку таких засобів не скоротилися, а навпаки розширилися”, – йдеться в пояснювальній записці до проекту наказу МОЗ.

Активісти вимагають також декриміналізувати частину першу статті 309 Кримінального Кодексу України (фото: РБК-Україна, Віталій Носач)

Так, Міністерство охорони здоров'я України винесло на громадське обговорення проект змін до наказу МОЗ №188 “Про затвердження невеликих, великих та особливо великих розмірів наркотичних засобів, психотропних речовин, які знаходяться у незаконному обігу”.

Пропозиції та зауваження щодо проекту наказу приймаються протягом місяця, говориться на сайті міністерства.

Новим порогом кримінальної відповідальності за незаконне зберігання без мети збуту канабісу (рослини конопель) проектом наказу пропонується встановити 25 грамів сухої речовини. Сьогодні таким порогом для канабісу є 5 грамів.

Інформаційна листівка Маршу Свободи – 2017. Негативна динаміка засуджень за збут наркотиків на тлі неадекватного зростання числа засуджених за індивідуальне зберігання (Marshsvobody.in.ua)

У пояснювально записці також йдеться, що основною проблемою, яку необхідно врегулювати, є те, затверджені на сьогодні розміри наркотичних засобів, психотропних речовин і прекурсорів, які знаходяться у незаконному обігу, в десятки разів занижені порівняно з даними Міжнародного комітету з контролю над наркотиками ООН, розмірами, визначеними іншими країнами, а також за результатами визначення середніх добових доз споживання наркотичних засобів і психотропних речовин в Україні

Зазначається, що такий підхід (невиправданого заниження порогу кримінальної відповідальності за незначні правопорушення) фактично криміналізував сферу обігу наркотичних засобів.

Так, на фоні зростання кримінальних вироків за зберігання невеликих кількостей заборонених речовин без мети збуту (5000 вироків у 2016 році), відбулось системне зниження кількості засуджених за збут наркотиків (721 у 2016 році).

РБК-Україна, Віталій Носач

Нагадаємо, що 28 жовтня 2017 року під стінами Кабміну відбулася акція Конопляний Марш Свободи за реформи у сфері державної наркополітики. Серед основних вимог мирної акції – законний доступ до лікування медичним каннабісом і декриміналізація незначних правопорушень у сфері обігу наркотиків (зберігання невеликих кількостей марихуани без мети збуту).

Вже не перший рік організатори Конопляного Маршу Свободи вимагають від уряду переглянути покарання за зберігання невеликої кількості марихуани без мети збуту.

Сьогодні Наказ №188 Міністерства охорони здоров'я визначає 5 грамів канабісу як поріг кримінального переслідування за зберігання без мети збуту.

 При цьому частина перша статті 309 Кримінального Кодексу України передбачає покарання за зберігання понад 5 грамів канабісу у вигляді не тільки штрафу, але й обмеження або позбавлення волі на строк до трьох років.

“У 2016 році за збут наркотиків було винесено всього 729 вироків. В цей же час за зберігання без мети збуту – близько 7 тис., з яких понад 5 тис. вироків – за зберігання незначних кількостей. Тобто, по суті, люди отримували серйозне покарання за зберігання наркотиків для власних потреб.

А ось вироків за дійсно серйозним правопорушенням – збут наркотиків, організована злочинність – з кожним роком по 307 статті стає все менше. Тобто ми спостерігаємо депенализацию таких порушень.

Декриміналізація частини першої статті 309-ї статті дозволить переформатувати роботу правоохоронних органів, “звільнити руки поліції, судової системи, щоб вони займалися більш пріоритетними завданнями“, – розповідає прес-аташе Маршу Свободи Тарас Ратушний.

Источник: https://styler.rbc.ua/rus/zhizn/5-25-grammov-ukraine-obsuzhdayut-dekriminalizatsiyu-1521031667.html

�������� ������������ �� �����, ��������� � �����������. �� ���������������� �����

Наказание за сбыт марихуаны в незначительном размере
�12544

���������� �.
(�����������, �������� ��., �������� ���.)������������! ����� ������, ����� �������…���������� ������� �������� � �� �������� ������, ��������� ��� ������ �����.

�� � ���� ������� ��������� ������ ������� �� ��������� � �������� �� ��������� 2 ������, �� �����, ��� ������� ���������� ����� ������, ��� ������������, �� ��� � ���� �������� �������� ������� ������������ ��������� � ���������, ������ �� �����-�� ����������, ���� �������� ����������� � ��������� ����� ������ �������� ������ �� 4 �����������, �������� ����� � �������, ��� ���� ������� ���� ������� ������ ��� � ������ ����� ����� � ���������� ��������, ��� ��� ���, �� ��������, ��� �������� �������� ��������, ���� ��� ������� � ���������� ��� ��� ���, �� ����� � ����� 20�� �����������, ��������� �����(�� ����������? �� ����� �� ��������..), ���� ��� � �������. ���� ��� ��������� ������ ����� �����(�������� �������)��� ������ ���������� ��������, �� ������������� ���� ������ �� ���������� � ��� ������������ 2 ������ � 2�� �������������! ��� �-�� ������� �� ����������� � �� ����������! ���������� �������� � ������� ��������, ��� �� ��������� ������ ��� �-��, ���������� �����������. � ��� ��������� ������ ��� ������ �� ����� � �� ���������� ���������…�������� ������������ 3 ����, � ��������� �������� �������, ��� ��� ������ ���� ������. ��� ��������� ������ �� ������ ���������, ����� ����������� ���(���� � �������������, ��� �������� ����� � ��������� �� ���������� ����� ������� �� ���������) ���� �� ����������� ��������� ��� ��� ���������?���������� ��� ��� �����, � ���� � ��� � ������ �������, ��� ��� � ����(���� ��������� ������� 18 ��� ������� ��������� ����� ��� ������ ��������, ��� �� ������� �� ���� ����� � ������), � ��� ��������� ����������, �� ������� ��� ��� ��� ���.(����� ��� ����� � ������ ��������� ��������� ��� � �������, ����� ��� ���� ��������)����������� (���� �������) ������������ �� ��������, �� ��� �������� � ���������, ������ �� ��� ����� �����, � �� ����� ����� ��� ��� �� ������…�������� ���� �� ����������� �������� ������ ����� ����� ������, ������ � ���� ������..���� 3 ���� ����� ����� � ��������: ���������� ������������ ������, ����� ����� �� ����������, � ������� ������ �������� (���� �������� �������)�� ����� ��������� ��� ������������..� ������� � ������������ ��� ������� ������ ����������� (��� ��� ����� ������ ��� ��������� ����?)��� ������, ��� ��������� ���������, ����� �� ��������� ����������� ��������?��� ����� ���������?������� �� ������, ����� ��� ������!)

�������� ������� ����� ������������ �������:

������������. ���� ��������� ���������, ��, ��������, �� ������, ��� � ����� ������ ������������ ���������� �������� ���������������� ����������������, � �������� ���������� � ���������. ������������ ���������� �������������� ����� ������������ ��������������� � ����������� ��������������������. �� ����� ������� � ����������? ���� �����, �� ����� �����������, �� ���� �� ����������� ��������� � ���� ����� ��������, �� ��������� ����� �������������. � ���� ������ ��� ���� �������� �� ���������������� ��������������, ����� � ���, ����� � ���������. ������������ ��������� �� ������������ ���������� � �� 15 ����� ������. ��������� ����� ��� �������� � �������������� ��������� � ������������ � ����������. ����� ���������� �������� ��� �� ���� � �� ������ � ������� 1 ���� (����������� ����, ����� ���� � ������) ����������� � ����������. ��� ��� ��������� ���� �� ������������ ����������. � ���������, ��������� �������� ���� �� ��������, �������� ���������� ����������. �����������, ��� ����� �������� � ��� ��������� � ���� ������. ���� �� � ���� ������ ������������ � ������� ��������, �� �������� ��� �������� ��� ��������� � ���� ������ ���, ��������, 1 ����� ������, ������� �� ��� �������� � �������.������ ��� �������� �������� ����������. ��� � �������, ��� ������� ������� ��������� � ���������, ��� ��������� ���� � ���� � �������, ��� ��� ����������� ���. �� ��� �, ���� �� ��������� � ���� � ������� � ����������� ��������, ��� ��������� ����� ���������, ��� �����������. ������ ��������, ������� ������������ � ��������� ���������������, ����� �������. ���� �� ��� ��� ��������, �� �������� ����������� �����������. ������� ��� ��������� � ������ ��� ���������� �� ���� ����� � ����� �������� � ��������. ��� ��� ����������� � ������, ��� �� ��� ����������� ������ ������. � ����������� ������� ���� ������� ���������, ���� ������������� � ���� ������������, ������� � ���� �� ��������� � ���������� ������������. ���, ������ �������, ���������� ������. � ���� ��� ������� ������� �� �������, ��� ��� ��������� ����������� �� ������ ���, �� ��� � ���, ������, �� ���������� ����������, � �� ����������, � ����� ����������. ��� ����, ��� ��� ���� ����� ����� � ��������������� �������, �������� ���� ������ ���� � ��� ����� ���� ��������� �� ������������, � ������������ ����������, ������� ����� ���������� ��� ��������� ������� �� ������ ���������� ������������. � ������ ��� ������� �� ������� ������-����������. ��� �������� ����� ��������������� ������� ��������.

26.11.2018

Источник: http://hand-help.ru/doc2.3.1.html

Активисты предлагают отменить уголовную ответственность за сбыт и хранение незначительных доз наркотиков

Наказание за сбыт марихуаны в незначительном размере

Сегодня в Беларуси стартовала осенняя сессия парламента. Во время этой сессии депутаты во втором чтении должны будут принять изменения в Уголовный кодекс. Напомним, речь идет о смягчении ответственности по так называемым «наркотическим» статьям.

За смягчение ответственности выступает группа «Движение матерей 328», которая сегодня собралась у здания Дома правительства, а также активисты кампании Legalize Belarus, которые отправили коллективные обращения депутатам, МВД и Администрации президента.

В своем обращении граждане объясняют: с 2013 года за незаконный оборот наркотических веществ в стране было осуждено больше 15 тыс. человек. Но при этом за последние 10 лет количество наркопотребителей в стране выросло в 22 раза, а в Минске — в 56 раз.

При этом авторы петиции ссылаются на то, что законодательство в нашей стране — одно из самых строгих в мире, а также, по их мнению, оно не соответствует нормам и стандартам СНГ.

«Для унификации норм права стран — участниц СНГ принимаются модельные кодексы. Согласно статье 199 Модельного уголовного кодекса стран — участниц СНГ, незаконный сбыт наркотических средств приравнивается к преступлению средней тяжести, — объясняют авторы петиции.

— В то же время в соответствии со статьей 328 Уголовного кодекса РБ те же преступления считаются тяжкими или особо тяжкими. Хранение наркотических средств без цели сбыта не отражено в Модельном кодексе как преступление в принципе.

Таким образом, УК РБ вступает в расхождение с Модельным кодексом и ухудшает положение осужденных по статье 328 УК РБ».

В пример авторы приводят Россию, Украину и Казахстан, законодательство которых предусматривает понятие незначительного, значительного, крупного и особо крупного размера наркотического вещества.

И вот именно эти понятия являются одним из ключевых факторов при назначении наказания.

Также авторы подчеркивают, что в этих странах отсутствует уголовная ответственность за хранение наркотических веществ в незначительном размере.

«На сегодняшний день наша страна — единственная в СНГ, где за оборот наркотических веществ даже в незначительном размере человека могут лишить свободы на пять лет, — отмечают авторы петиции.

— Согласно докладу глобальной Комиссии ООН по вопросам наркополитики за июнь 2011 года, репрессивные меры в отношении наркопотребителей и мелких торговцев не ведут к уменьшению незаконного рынка наркотиков и не решают проблему наркозависимости.

Борьбу следует направить против криминальных структур и насильственных преступлений, а к наркозависимым стоит относиться как к людям, нуждающимся в психологической помощи, заниматься их лечением, а не изолировать в тюрьме.

Именно благодаря такой наркополитике многие европейские страны, такие как Португалия, Швейцария и Швеция, смогли сократить количество наркозависимых и уменьшить незаконный рынок наркотических средств вдвое».

«Нынешние меры уголовной ответственности за хранение и бытовое распространение наркотических средств являются несправедливыми и не соответствуют той степени общественной опасности, которая предусматривает столь значительные сроки.

Длительное пребывание лица в местах лишения свободы отрывает человека от общества, может стимулировать дальнейшую преступную деятельность и не решает психологическую проблему с наркозависимостью», — объясняют создатели петиции.

Что предлагают активисты кампании Legalize Belarus? Во-первых, ввести в Уголовный кодекс понятия оборота наркотиков в незначительном, значительном, крупном и особо крупном размере, и в то же время исключить уголовную ответственность из статьи 328 Уголовного кодекса за действия по сбыту, хранению, изготовлению и переработке наркотических средств в незначительном размере. Отдельно в письме предлагают прописать статус каннабиса, отменив ответственность за оборот конопли в размере, не превышающем половины крупного размера (50 граммов высушенной конопли и 500 граммов невысушенной). Авторы предлагают оставить наказание в виде штрафа до 50 базовых величин.

Вдобавок создатели петиции предлагают изменить законодательство таким образом, чтобы не было необоснованного привлечения к уголовной ответственности за сбыт наркотических средств в незначительном размере. Кроме этого, они предлагают сделать наказания справедливыми и соизмеримыми характеру и степени общественной опасности.

Петиция набрала 2969 подписей, из которых 2444 онлайн и 525 на бумажных носителях.

Верховный суд

В конце июля Верховный суд заявлял, что не видит предпосылок для смягчения ответственности за незаконные действия, совершенные с целью сбыта наркотиков.

— Я готов обсуждать тему уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами без цели их сбыта, — говорил тогда журналистам первый заместитель председателя Верховного суда Валерий Калинкович.

— Там действительно в ряде случаев преступление ходит рядом с большой бедой, которая посещает и самого наркомана, и его семью, и близких, и друзей, и всех остальных, кто окружает этого человека.

Конечно же, здесь уголовная ответственность как таковая должна являться одним из возможных инструментов к тому, чтобы человек начал бороться с недугом, победил его по возможности и вернулся в общество нормальным его членом.

Что же касается всего остального, связанного с темой незаконного оборота наркотиков, то мы сегодня не видим никаких объективных предпосылок для смягчения ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами, совершенные с целью сбыта. Это опасные преступления. Это фактически распространение смерти.

Мы на наших интернет-ресурсах публиковали результаты рассмотрения одного из дел по преступлению, предусмотренному частью 5 статьи 328 Уголовного кодекса, когда в результате сбыта всего лишь одной дозы метадона, которую употребил человек, он тут же умер.

Поэтому все, что касается сбыта наркотиков… Мне не видится пока перспектив для смягчения ответственности. Закон в существующей редакции с учетом тех мер, которые принимаются, объективно способствует оздоровлению криминогенной обстановки в этой сфере.

Это не только наши оценки, это оценки и ряда международных экспертов. На сегодня наркотические средства на территории Беларуси являются одними из самых дорогих в регионе, а это тоже один из показателей эффективности противодействия этому явлению.

Чем дороже доза, тем сложнее потребителю ее получить.

МВД

До этого в мае президент страны также высказался по поводу ответственности потребителей и поставщиков наркотиков. Он потребовал, чтобы их ответственность за совершенные преступления должна быть строго дифференцирована.

— Что у нас там за проблемы? Может, мы где-то допустили просчеты или ошибки при принятии соответствующего законодательства. Я тогда настаивал на усилении законодательства, особенно к тем, кто производит и поставляет, продает сюда наркотики. Нам надо строго дифференцировать потребителей и поставщиков. Это естественно. Может, в этой части мы где-то ошиблись, — сказал Лукашенко.

Тогда министр внутренних дел Игорь Шуневич заявил, что принятие жестких мер в борьбе с распространением наркотиков позволило значительно снизить уровень этой угрозы в Беларуси:

— Мой доклад был основан на статистике, которая говорит о том, что мы смогли путем жестких, где-то неординарных правовых и практических мер уменьшить наркоугрозу в стране, причем значительно. Ее вывели на такой уровень, который позволяет говорить о том, что мы адекватно отреагировали на вызовы и угрозы, созданные наркоэкспансией в нашем государстве.

Касаясь дифференцирования ответственности за употребление и сбыт наркотиков, министр отметил, что она в определенной мере уже существует в Уголовном кодексе.

Год назад во время обсуждения легализации марихуаны в стране мы просили Министерство внутренних дел высказать свою позицию по этому вопросу.

— Легализация марихуаны не только в нашей стране, но и за рубежом продолжает оставаться дискуссионной темой.

Например, в Германии, где оборот марихуаны остается запрещенным и имеется колоссальный опыт в профилактике наркомании, тоже с осторожностью относятся к принятию решения о легализации этого наркотического средства, — говорится в официальном ответе МВД.

— По признанию ряда зарубежных чиновников, легализация марихуаны в той или иной степени является скорее вынужденной мерой, вызванной неспособностью государства справиться или противостоять наркоугрозе, обеспечить необходимый уровень контроля за оборотом наркотиков и противодействовать распространению наркомании в стране либо отдельных ее регионах.

Также МВД приводит данные Института социологии НАН Беларуси: при проведении социологического анкетного опроса молодежи в возрасте от 14 до 35 лет за легализацию употребления «легких» наркотиков высказалось только 3,7% всех респондентов (среди потребителей наркотиков — 14,5%). В то же время, по мнению 37,5% респондентов, уменьшить употребление наркотиков может и более жесткая государственная антинаркотическая политика.

Источник: https://people.onliner.by/2018/10/02/narkotiki-8

Ответственность за употребление наркотиков

Наказание за сбыт марихуаны в незначительном размере

(состояние на 04.03.2016)

Национальная стратегия относительно наркотиков до 2020 года призвана гуманизировать антинаркотическое законодательство, сосредоточиться больше на лечении, а не наказании потребителей наркотиков. Однако это не значит, что «употребление» или другие действия связанные с наркотическими, психотропными веществами или их аналогами не тянут за собой наступления юридической ответственности.

Как свидетельствует официальная статистика МВД за последние годы, 53% преступлений в сфере наркотиков приходятся на ст. 309 Уголовного кодекса Украины (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2341-14/page9).

Статья 309 Уголовного кодекса Украины — «незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта«.

Определение указанных терминов указаны в Законе Украины «Про оборот в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» (http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/863-14), а именно статья 1:

  • наркотические средства — включенные в Перечень вещества природного или синтетического происхождения, препараты, растения, представляющие опасность для здоровья населения в случае злоупотребления ими (http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/770-2000-%D0%BF);
  • психотропные вещества — включенные в Перечень вещества природного или синтетического происхождения, препараты, природные материалы, которые способны вызвать состояние зависимости и оказывать депрессивное или стимулирующее влияние на центральную нервную систему или вызвать нарушение восприятия, или эмоций, или мышление, или поведения и представляют опасность для здоровья населения в случае злоупотребления ими (http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/770-2000-%D0%BF);
  • прекурсоры — вещества и их соли, используемые при производстве, изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Перечень (http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/770-2000-%D0%BF);
  • аналоги наркотических средств и психотропных веществ запрещенные к обороту в Украине вещества природного или синтетического происхождения, не включенные в Перечень, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойств наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых эти вещества воспроизводят.

Как видим, указанная статья Уголовного кодекса не использует термин «употребление» наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Однако это не значит, что лицо которое употребляет наркотические средства не подпадают под эту статью. Ведь процесс употребления наркотиков невозможен без изготовления, приобретения или перевозки таких средств.

Не исключается случай, когда указанное лицо помимо этого осуществляет действия относительно хранения указанных веществ.

Указанные деяния, а именно: незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта, наказываются:

  1. штрафом от пятидесяти до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 850 до 1700 грн.);
  2. или исправительными работами сроком до двух лет;
  3. или арестом сроком до шести месяцев, или ограничением свободы сроком до трех лет;
  4. или лишением свободы на тот же срок.

Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее совершившим одно из таких преступлений:

  1. незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
  2. похищение, присвоение, вымогательство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, либо завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением;
  3. посев или выращивание снотворного мака или конопли;
  4. организация или содержание мест для незаконного употребления, производства или изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, или если предметом таких действий были наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги в крупных размерах — наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Часть 3 ст. 309 Уголовного кодекса Украины предусматривает следующие квалифицирующие признаки, как:

  1. вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетнего лица (то есть лицо до 18 лет);
  2. предмет таких действий выраженный в особо крупных размерах.

Нельзя не обратить внимание, что Уголовным кодексом Украины также предусматривается вариант освобождения от уголовной ответственности, а именно если лицо добровольно обратится в лечебное учреждение и начало лечение от наркомании.

Такое лицо освобождается от уголовной ответственности за действия, предусмотренные частью первой этой статьи (то есть за незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта).

Под «крупным размером» наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов законодатель отсылает нас к Приказу Министерства юстиции Украины №188 от 01.08.

2000 года «Об утверждении таблиц небольших, крупных и особо крупных размеров наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, находящихся в незаконном обороте» (http://zakon5.rada.gov.

ua/laws/show/z0512-00).

Например, «крупный размер» каннабиса от 500 до 2500 г. Однако, помним, что уголовная ответственность за таким квалифицирующим признаком наступает именно по ч. 3 ст. 309 Уголовного кодекса Украины, что не исключает наступления ответственности по этой же статье, но по части первой.

К тому же, уголовная ответственность не единственный вид ответственности, который может быть применен к такому лицу.

Так, статья 44 Кодекса Украины об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за незаконные производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах, а именно:

  1. штраф от 25 до 50 необлагаемых минимумов граждан (то есть от 425 до 850 грн.);
  2. общественные работы на срок от двадцати до шестидесяти часов;
  3. административный арест на срок до пятнадцати суток.

Что такое небольшой размер?

Примечание к указанной статьи определяет, что небольшой размер наркотических средств и психотропных веществ определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения, совместно с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, противодействия их незаконному обороту.

То есть, размер указанных веществ определяется в соответствии с Приказом Министерства юстиции Украины № 188 от 01.08.2000 года «Об утверждении таблиц небольших, крупных и особо крупных размеров наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, находящихся в незаконном обороте» (http://zakon5.rada.gov.

ua/laws/show/z0512-00).

Например: небольшой размер каннабиса — до 5 г.

Так же как и в Уголовном кодексе Украины, часть 2 статьи 44 Кодекса Украины об административном правонарушении содержит положения которое позволяет освободиться от административной ответственности, а именно: если такое лицо добровольно сдало наркотические средства или психотропные вещества, которые были у него в небольших размерах и которые оно произвело, изготовило, приобрело, хранило, перевозило, пересылало без цели сбыта.

Такие виды ответственности могут быть применены исключительно в том случае, когда лицо не имеет соответствующей цели, а именно — цели сбыта таких веществ.

Так, только по части 1 статьи 307 Уголовного кодекса Украины, лицо виновное в незаконном производстве, изготовлении, приобретении, хранении, перевозке или пересылке с целью сбыта, а также незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2341-14/page9).

Следующие части статьи 307 Уголовного кодекса Украины предусматривают ряд квалифицирующих признаков:

  • те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц;
  • те же действия совершенные лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных статьями 308-310, 312, 314, 315, 317 настоящего Кодекса;
  • совершение таких действий с привлечением несовершеннолетнего;
  • сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в местах, предназначенных для проведения учебных, спортивных и культурных мероприятий, и в других местах массового пребывания людей;
  • сбыт или передача этих веществ в места лишения свободы, или если предметом таких действий были наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги в крупных размерах или особо опасные наркотические средства или психотропные вещества;
  • совершенные с привлечением малолетнего или в отношении малолетнего и тому подобное.

Если лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и указало источник их приобретения или способствовало раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом, то такое лицо освобождается от уголовной ответственности за незаконное их производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку (часть первая этой статьи, часть первая статьи 309 настоящего Кодекса).

Также Уголовный кодекс Украины содержит ряд других статей, предусматривающих ответственность за: склонение к употреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 315 УК Украины); незаконное публичное употребление наркотических средств (статья 316 УК Украины); незаконное введение в организм наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 314 УК Украины) и другие.

Тема наркотических веществ является болезненным вопросом для нашего общества. Несмотря на то, что наркотические вещества за последние годы стали глобальной проблемой, с которой борются правоохранительные органы, тема наркотических веществ довольно часто становится рычагом давления не только на лиц виновных в совершении таких правонарушений, но и на добропорядочных людей.

Напоминаем, что несмотря на гуманизацию национального законодательства юридическая ответственность за «употребление» наркотических средств довольна серьезна и может наложить негативный отпечаток на всю Вашу жизнь. Каждая такая ситуация является сугубо индивидуальной, а также требует предельной внимательности, знания своих прав и способов избежания или минимизация ответственности.

Источник: http://alfa-omega.kh.ua/ru/otvetstvennost-za-upotreblenie-narkotikov/

Незаконный сбыт наркотических средств

Наказание за сбыт марихуаны в незначительном размере

Наркотизация общества в настоящее время привела к пополнению списка наркотических веществ и их аналогов, запрещенных в Российской Федерации к ввозу, хранению, сбыту, культивированию и др.

Сбыт наркотиков является одним из наиболее социально опасных видов преступления.

Потому, как незаконное распространение и употребление наркотических веществ или их аналогов ведет к деградации нации, мутации генофонда и увеличению количества преступлений.

На сегодняшний день незаконный оборот наркотиков занимает 5 % от всех, зарегистрированных в стране преступлений, что является довольно не маленькой цифрой.

Еще одни статистические данные свидетельствуют о том, что в скором будущем Россию может поглотить взрыв наркомании, ведь один наркозависимый за год привлекает к употреблению наркотиков около пяти человек.

А сколько людей может привлечь даже мелкий дилер и говорить не хочется.

Рассматривая проблему незаконного оборота наркотиков, понимаешь, что, несмотря на существование в РФ более 70 федеральных законов, свыше 200 указов президента и более 100 постановлений Государственной думы и правительства, которые касаются этой проблемы – проблема есть и с течением времени только усугубляется.

За незаконный сбыт наркотических средств в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Данное преступление квалифицируется по статье 228.1 УК РФ.

К незаконному сбыту наркотических средств иногда приравнивают и безвозмездную передачу одним лицом, например, сигареты с марихуаной, другому лицу. Но, если быть точными, сбыт, как экономическое понятие подразумевает под собой реализацию с целью выручки, поэтому, такая трактовка закона не является правильной.

Согласно российскому законодательству минимальный размер наркотических средств для сбыта, не предусмотрен, поэтому за продажу даже маленькой «дозы» наркотика наступает уголовная ответственность. И если за употребление наркотиков можно отделаться административным штрафом, то за сбыт придется ответить по полной программе.

Статья 228.1 УК РФ гласит, что за сбыт наркотических средств предусмотрено наказание – лишение свободы на срок от 4 до 8 лет. Данное деяние карается законом на срок от 5 до 12 лет, с назначением штрафа в размере до 500 тыс. руб.

, при условии, что оно совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, либо совершеннолетним лицом по отношению к заведомо несовершеннолетнему.

Штраф назначается на усмотрение судьи и по требованию прокурора, единовременная выплата штрафа может быть заменена на штраф из заработной платы осужденного в течение 3 лет.

Сбыт наркотических средств, осуществленный организованной группой, или в особо крупном размере, или в отношении лица, не достигшего 14-ти лет, или лицом с использованием своего служебного положения, карается законом сроком лишения свободы от 8 до 20 лет. Так же по решению судьи осужденному может быть назначен штраф в размере до 1 миллиона руб. или в размере его заработной платы или другого дохода за период до 5 лет.

Как мы уже выяснили, для незаконного сбыта наркотических средств не существует допустимого минимального веса. Далее следует разобраться с понятиями крупный и особо крупный размер.

Для определения крупного и особо крупного размера используется сводная таблица размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ. Последние изменения были внесены в таблицу постановление Правительства РФ 06.10.2011 г.

Для примера:

  • гашиш (анаша, смола каннабиса) крупный размер – более 2 г., особо крупный – более 25 г.;
  • героин (диацетилморфин) крупный размер – более 0,5 г., особо крупный – более 2,5 г.;
  • канабис (марихуана) крупный размер – более 6 г., особо крупный – более 100 г.;

Все производные от наркотических средств и их аналоги приравниваются к оригинальным наркотикам. Вес таких аналогов измеряется исходя из веса оригинала.

К наркотическим средствам приравниваются и растения их содержащие, которые так же можно найти в таблице. Растения, изъятые при задержании у обвиняемого, должны быть высушены при температуре +110-115 градусов Цельсия, с использованием специального оборудования и только после этого взвешены. Части растений содержащие наркотические средства, так же подлежат высушиванию и взвешиванию.

Наказание по любому преступлению, даже такому как незаконный сбыт наркотически средств может быть уменьшено в связи с сотрудничеством обвиняемого или подозреваемого со следствием. В статье 317.

1 УПК РФ сказано, что обвиняемый (подозреваемый) в любой момент досудебного предварительного следствия может подать ходатайство о заключении добровольного сотрудничества со следствием. Данное ходатайство в письменном виде подается через следователя на имя прокурора.

Следователь в течение трех суток, принимает решение, поддерживать ходатайство обвиняемого (подозреваемого) или нет, и передает его прокурору. На рассмотрении у прокурора ходатайство, находится не более трех дней, затем по нему выносится решение.

Поданное ходатайство в своем тексте должно содержать перечень действий, предполагаемых к осуществлению обвиняемым (подозреваемым), для помощи следствию в раскрытии самого преступления, в выявлении и изобличении других участников преступления и пополнении доказательной базы.

Если результат ходатайства положительный, обвиняемый может заключить досудебное соглашение о сотрудничестве.

Заключать досудебное соглашение о сотрудничестве необходимо в присутствии адвоката по уголовным делам, это обеспечит обвиняемому гарантию правильности и законности данного соглашения.
Что же дает обвиняемому (подозреваемому) сотрудничество со следствием?

Во-первых, срок наказания при содействии следствию по закону не может превышать двух третей максимального срока лишения свободы.

Во-вторых, на усмотрение судьи остается вынесение приговора подсудимому, сотрудничавшему со следствием, с меньшим сроком наказания, чем предусмотрено в статье Уголовного Кодекса и даже с освобождением от наказания виновного лица. Данное положение закреплено в статьях 64, 73, 80.1 УК РФ.

Хитросплетения законов и нюансы юриспруденции позволяют маневрировать между гранями той, или иной стороны.
Что делает человек, оказавшись обвиненным в незаконном сбыте наркотических средств? Обращается за помощью адвоката по уголовным делам.

И это правильно. В столь сложном вопросе, как незаконный оборот наркотиков любая мелочь имеет значение.

Граждане Российской Федерации еще не настолько юридически грамотны, что бы защищать себя самостоятельно и быстро принимать верные с точки зрения закона решения.

Источник: http://www.legalneed.ru/info/criminallaw/sbit_narkotikov/

Ветка права
Добавить комментарий