Обязан ли я возместить ущерб в ДТП с участием автомобиля и велосипеда?

Дтп с велосипедистом — судебная ответственность

Обязан ли я возместить ущерб в ДТП с участием автомобиля и велосипеда?

Велосипед – это экологически чистое средство передвижения, на нем не страшны пробки и не нужны парковки. Но отсутствие железного каркаса делает его весьма уязвимым, что хорошо видно по данным статистики.

Велосипедистов в России не обязывают сдавать на права, но при всем при этом они являются равноценными участниками дорожного движения и причисляются к транспортным средствам. А значит, тоже несут ответственность за свои действия на дороге.

Кто виноват при столкновении автомобиля и велосипеда? Что обязаны делать стороны в такой ситуации? А главное, какую ответственность возлагает законодательство России на участников ДТП?

Наезд на велосипедиста — что делать

Период с мая по сентябрь включительно, представляет для автомобилистов повышенную опасность, потому что начинается сезон велосипедов.

С каждым годом этот двухколесный транспорт становиться все популярнее, многие жители больших и маленьких городов выбирают велосипеды, не только для занятий спортом, но и для поездок на работу.

Элементарная невнимательность часто приводит к опасным ситуациям на дорогах.

Нужно знать что, так как велосипед не является источником повышенной опасности, в отличие от автомобиля, то зачастую именно на человека управляющего машиной возлагается максимальная ответственность.

При столкновении с велосипедом водитель обязан совершить определенный ряд действий:

  • определить состояние водителя двухколесного транспорта и при необходимости отвезти его в травмпункт, предварительно огородив место аварии, чтобы впоследствии вернуться на него, до приезда ГИБДД;
  • если никто не пострадал, то главное не убирать транспортные средства с места аварии;
  • включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки;
  • сфотографировать место происшествия;
  • взять контактные данные свидетелей, присутствовавших при столкновении;
  • дождаться приезда ГИБДД;
  • после составления протокола можно приступать к обсуждению урегулирования по вопросам полученных повреждений.

У водителя байка нет полиса ОСАГО, поэтому стребовать с него возмещения ущерба можно только через суд.

О том, что делать, если сбили человека на пешеходном переходе сегодня, читайте в статье:

ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом

Если ДТП случается на пешеходном переходе, то ситуация всегда трактуется однозначно.

По правилам дорожного движения водитель байка, для пересечения проезжей части по пешеходному переходу, обязан спешиться и совершать движение в роли пешехода.

Если во время движения по пешеходному переходу он попал под машину, то такая авария классифицируется как наезд на пешехода, где 100% ответственности возлагается на водителя.

Когда водитель байка пересекает дорогу по пешеходному переходу на велосипеде, то он заведомо нарушает ПДД. В этом случае виновником аварии становится водитель двухколесного транспорта, хотя полная ответственность с водителя также не снимается.

Что должен делать велосипедист который попал в ДТП

Нередки ситуации, когда автомобиль, совершив наезд на велосипед, пытается скрыться с места происшествия. Что должен в таком случае делать водитель двухколесной машины?

Сначала велосипедист должен уйти с опасного участка дороги (если он там находился) сам, не трогая при этом велосипед. Обязательно нужно максимально зафиксировать данные второго участника ДТП, записать или сфотографировать. Затем следует вызвать сотрудников ГИБДД и опросить возможных свидетелей, записав их контактные данные.

Главное ничего не трогать до приезда ГИБДД и подойти к ситуации со всей ответственностью.

Судебная практика ДТП с участием велосипедиста

Иски по ДТП, с участием велосипедистов, нередко рассматриваются в суде, о чем свидетельствует статистика. Так как урегулировать вопрос между страховыми компаниями невозможно, а водитель автомобиля считает, что водитель велосипеда обязан возместить ему ущерб. Вот несколько примеров рассмотрения таких дел из судебной практики в России:

Ситуация 1 из судебной практики.Заезжая во двор автомобиль наехал на велосипедиста, двигавшегося ему на встречу. При этом существенного урона имуществу причинено не было, в результате чего водитель велосипеда предложил разъехаться по домам. Автомобилист уже к утру был вызван в ГИБДД.

Так как тем же вечером велосипедист попал в больницу с травмой брюшной полости, в результате чего был вынужден проходить длительное лечение.

Автомобилист признан виновным, и кроме моральной компенсации, которую ему присудил суд, был лишен еще и прав, за то, что покинул место аварии и не оказал помощь пострадавшему.

Ситуация 2 из судебной практики.

На нерегулируемом пешеходном переходе, автомобиль наехал на водителя двухколесного транспорта, пересекавшего пешеходный переход на велосипеде, со скоростью 30 км/ч. В результате аварии велосипед восстановлению не подлежит, авто получило значительные повреждения, велосипедист получил травмы средней тяжести. (Узнайте все о наказании за превышение скорости здесь: )
Водитель авто смог доказать свою невиновность в ДТП с его участием, так как велосипедист нарушил ПДД. Суд постановил компенсировать расходы на ремонт авто за счет пострадавшего водителя велосипеда.

Статистика ДТП с участием велосипедистов в России

Статистика ранних годов по России показывает снижение уровня количества ДТП с участием велосипедов. И хотя в процентном соотношении эта цифра не велика, но в живых людях статистика радует.За 2016 год в России в результате ДТП получило травм 159 860 человек, погибло 14 567 человек.

Статистика показывает, что пик аварий приходится на пятницу и субботу, в промежуток между с 17.00 до 20.00.

Виновник ДТП велосипедист взыскание ущерба

Управляющий двухколесным транспортом не имеет прав и полиса ОСАГО, поэтому при виновности в ДТП на него налагается административная ответственность, с обязательной выплатой штрафа.
Градация штрафных санкций такова:

  • 800 рублей – ДТП без отягчающих обстоятельств;
  • 1 000- 1 500 рублей – велосипедист был в нетрезвом состоянии;
  • 1 500 рублей если был нанесен вред средней или легкой тяжести.

В судебном порядке могут взыскиваться суммы ущерба по ремонту автомобиля или моральной компенсации.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (6 4,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://classomsk.com/dtp-gibdd-pdd/dtp-s-velosipedistom-sudebnaya-otvetstvennost.html

Авария

Обязан ли я возместить ущерб в ДТП с участием автомобиля и велосипеда?

Бывший профессиональный велогонщик Фил Геймон выпустил видео, чтобы привлечь внимание к растущему уровню смертности велосипедистов при столкновении с автомобилями в стране. Он дал ролику недвусмысленное название: «Пожалуйста, поделитесь этим, когда меня убьет кто-то, управляющий автомобилем».

Изобретатель из Гонконга Ким Люк доработал вынос велоруля SpeedForce и назвал его Speednite. В модель встроены велокомпьютер и уникальный фонарь мощностью 800 лм., повторяющий движения головы велосипедиста.

В связи с растущим количеством транспорта на улицах городов по всему миру, очень важной становится реализация хорошо продуманных автобусных систем, которые обеспечат безопасность всем участникам движения.

Во время езды всего одна небольшая оплошность может обернуться большими неприятностями. Предусмотрительность и внимательность помогут избежать аварии или осложнений, если это уже случилось. Предлагаем вашему вниманию советы, о которых необходимо знать любому велосипедисту в случае аварии. Они помогут избежать серьезных травм или даже спасти чьи-то жизни.

Вы только купили новый велосипед и снаряжение и, конечно же, успели прочитать о том, как стать профессиональным велосипедистом. Но все же вы не учитываете мелких ошибок, которые совершает каждый начинающий велосипедист. Каких? Читаем вместе.

Новая разработка – велосипедный замок, который можно одевать на себя во время езды на велосипеде. Непременно возникает вопрос: зачем это делать? Вместе читаем в статье.

Обязанность носить шлемы не решает полностью проблему безопасности велосипедистов. На чем чиновники должны сосредотачивать свои усилия в первую очередь? Читаем в статье.

Велосипедисты часто попадают в аварии, падают с велосипедов. Вы можете делать все возможное для предотвращения этого, но порой падение происходит так стремительно, что просто не хватает времени среагировать. Мы представляем несколько советов, которые способствуют быстрому заживлению ран без образования корки или рубцов.

Собираетесь сесть на велосипед без защитного шлема? Не так быстро! Отговорки в стиле «он неудобный» или «я не могу найти шлем, который подходит к моему стилю» больше не работают. Мы представляем обзор 5 велосипедных шлемов, которые дадут хорошую защиту и совершенно новые, интересные опции.

Почему некоторые велосипедисты нарушают правила дорожного движения? Для того чтобы ответить на этот вопрос работники Университета Колорадо в городе Денвер, штат Колорадо, опросили 18000 человек. Результаты будут этим летом. Однако, аналитики утверждают, что основной ключ к решению проблемы лежит в улучшении инфраструктуры.

С ростом популярности велосипедов во многих городах возросло количество аварий с участием велосипедистов. В основном они происходят ночью или в условиях плохой видимости.

Светоотражатели, мигающий свет являются хорошими средствами для улучшения безопасности, но компания Artefact предложила еще одно — стильный велосипедный рюкзак (стоп-рюкзак), который показывает другим участникам движения сигналы поворота и стоп-сигналы.

Даже если на массовое производство проекта не будут собраны необходимые средства, он все равно может быть реализован и примером этого является радиолокационная система отслеживания автомобилей Backtracker.

Идея разработки «безопасного» велосипеда пришла в голову Криспину Синклеру когда он чуть не попал на велосипеде под поворачивающий фургон.

Он решил создать байк с сиденьем в виде каркаса и ремнями безопасности, как в гоночных автомобилях, который будет защищать велосипедиста на дороге.

По мнению создателя, использование этих и других встроенных функций делает велосипед самым безопасным в мире.

В центре Тулузы (Франция) растет напряженность в отношениях между велосипедами и пешеходами — они не могут поделить общее пространство на улицах.

Хотите пощекотать нервы? Попробуйте прокатиться на велосипеде ночью вдоль оживленной дороги. Даже если вы будете увешаны с ног до головы световыми приборами и светоотражателями, существует реальная вероятность того, что не очень внимательный водитель совершит на вас наезд. Компания Volvo разработала лучший способ держать автомобили на расстоянии.

В эфире передачи на радио LBC мэр Лондона Борис Джонсон предложил велосипедистам в целях безопасности размахивать руками в воздухе, как это делает известный дирижер Саймон Рэттл. Необычные меры предосторожности позволят их лучше замечать водителям грузовиков.

Профессор Колин Грин с группой коллег провел исследование эффекта от введения платного въезда автомобилей в центральную часть Лондона. Результаты доказали положительное влияние этой ограничительной меры. В этом месяце доклад о его результатах будет представлен на ежегодной конференции Королевского Экономического Общества в Манчестерском университете.

Мобильное приложение BikeShield разработано для предотвращения столкновений велосипедов и автомобилей. Гаджет помогает установить связь между байками и машинами. Используя это приложение, водитель получает звуковой сигнал, предупреждающий о присутствии велосипедиста. По задумке разработчиков, звуковое информирование должно предостеречь водителя от совершения опасных маневров.

Источник: https://velomesto.com/magazine/avariya/

Александр Паутов: Как возмещается ущерб при ДТП

Обязан ли я возместить ущерб в ДТП с участием автомобиля и велосипеда?

По данным МВД, в собственности белорусов на конец 2017 года было около 3 млн легковых автомобилей. За год произошло более 3,3 тыс. ДТП. О том, как возмещается ущерб, причиненный здоровью или имуществу граждан при ДТП, а также о судебной практике по таким делам накануне Пленума Верховного суда корреспонденту БЕЛТА рассказал судья, секретарь пленума Александр Паутов.

– Александр Михайлович, что показало изучение и обобщение практики рассмотрения судами дел этой категории?

– В судебной статистике дела, связанные с возмещением вреда, причиненного в ДТП, отдельно не выделяются. Поэтому для обобщения судебной практики было истребовано более 500 дел – как гражданских, так и экономических.

Анализ показал, что иски потерпевших к причинителям вреда или владельцам транспортных средств единичны. В большинстве случаев (более 90%) участниками споров являются страховые организации.

Поэтому тема возмещения вреда, причиненного в ДТП, неразрывно связана с вопросами страхования ответственности владельцев транспортных средств.

– Какие нормативные акты регулируют отношения по возмещению вреда в таких случаях? Затронет ли пленум последние изменения, произошедшие в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

– При рассмотрении дел этой категории суды опираются на Гражданский кодекс и Положение о страховой деятельности. Не всегда страховая организация обязана возместить вред в полном объеме.

Но это не значит, что интересы потерпевших в ДТП будут ущемлены.

Если по каким-то причинам вред остался не возмещенным страховой организацией, на основании норм Гражданского кодекса это ложится на плечи или причинителя вреда, или владельца источника повышенной опасности.

Положение о страховой деятельности было принято в 2006 году. Сегодня действует его новая редакция от 2014 года. Новации, произошедшие в этой сфере четыре года назад, во многом легли в основу изменений, которые Верховный суд вносит в действующее постановление пленума.

Есть как технические (полностью изменилась нумерация глав и статей), так и сущностные изменения. Среди наиболее значимых, например, увеличение с 200 евро до 400 евро размера страховых выплат при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГАИ по так называемому европротоколу.

Сняты ограничения в размере трехкратного лимита ответственности при причинении ущерба в ДТП нескольким потерпевшим. То есть ранее с учетом лимита в 10 тыс. евро сумма страхового возмещения не могла превышать 30 тыс. евро на всех потерпевших – не важно, было их трое или пятеро.

Сейчас этот порог снят: каждому потерпевшему вред будет возмещаться в пределах установленного лимита, то есть до 10 тыс. евро. Если потерпевших будет, к примеру, пятеро, общая сумма страховых выплат не должна превысить 50 тыс. евро.

У потерпевших есть возможность получить страховое возмещение в размере фактических расходов, понесенных на ремонт поврежденного транспортного средства, за вычетом стоимости обновления деталей. Таким образом, если в дальнейшем при ремонте автомобиля выяснится, что стоимость затрат выше первоначальной оценки ущерба, страховщик выплатит разницу в пределах своего лимита.

– Расскажите, когда вред, причиненный потерпевшему, возмещает страховщик, а когда виновник ДТП? Подлежит ли страховому возмещению моральный вред?

– Есть четкий перечень видов вреда, который будет возмещать страховая компания. Речь идет о вреде, причиненном жизни, здоровью и имуществу. Всех остальных видов, например морального вреда или упущенной выгоды, это не касается.

Аналогичная ситуация и в случае утраты товарной стоимости транспортного средства. Но это не означает, что потерпевший вообще не получит выплату.

В этом случае возмещение происходит по общим нормам Гражданского кодекса – потерпевший предъявляет иск причинителю или владельцу транспортного средства.

Нормы страхования будут действовать, если вред причинен транспортным средством, владелец которого застраховал свою ответственность или обязан был это сделать. Не подлежит страхованию, в частности, гужевой транспорт, велосипеды. Приведу пример.

В автомобиль водителя, который застраховал свою ответственность, врезался велосипедист.

В этом случае водитель будет требовать возмещение ущерба не у страховой компании, а у велосипедиста, потому что ответственность последнего не подлежит страхованию.

Если виновный в ДТП водитель не застраховал ответственность, потерпевший все равно получит страховое возмещение. Таким образом государство защищает своих граждан. Далее страховая организация обратится с суброгационными требованиями к причинителю вреда или владельцу транспортного средства, чтобы взыскать с них выплаченную сумму в судебном порядке.

В Положении о страховой деятельности перечислены случаи (ст.158), когда ДТП не будет являться страховым случаем. Наиболее явный пример – когда не были вызваны сотрудники ГАИ или не составлен европротокол. Участникам в этом случае предстоит выяснять отношения друг с другом без привлечения страховых организаций.

– Как возмещается вред, причиненный в ДТП, после того как исчерпан лимит в 10 тыс. евро по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств? Есть ли в судебной практике иски о возмещении вреда на сумму, которая составляет разницу между страховым возмещением и фактически понесенными затратами?

– Если вред в совокупности составил, допустим, 12 тыс. евро, то 10 тыс. евро выплатит страховая организация, а за остальной суммой потерпевший будет обращаться к виновнику или владельцу автомобиля.

Обращу внимание на важный нюанс. Если реальная стоимость ремонта оказалась выше, чем было первоначально рассчитано, потерпевший может получить разницу со страховщика, но только в пределах лимита.

Для этого ему нужно доказать сумму реально понесенных расходов: сначала отремонтировать автомобиль, а затем представить доказательства, свидетельствующие о размере затрат. Если первоначальная расчетная стоимость составила свыше 10 тыс.

евро, но реальные затраты оказались еще выше, в этом случае потерпевший, получив страховое возмещение, может обратиться к виновнику за разницей, не проводя до этого ремонт. Однако и в этом случае нужны достоверные доказательства стоимости работ.

В судебной практике незначительное число исков, когда потерпевший вынужден обращаться к виновнику ДТП за возмещением ущерба, превышающего лимит в 10 тыс. евро.

– Какой порядок действий, если виновник ДТП не согласен с суммой, которая предъявляется ему к возмещению, и считает, что реальный ущерб был меньше? Могут ли быть назначены дополнительные экспертизы?

– Безусловно, это будет судебный спор. Если виновник не согласен, то добровольно, разумеется, он не выплатит деньги – и потерпевшему придется идти в суд с исковыми требованиями. В судебном заседании будет проверяться обоснованность расчетов, в том числе на основании каких документов запрашивается определенная сумма.

– Рассмотрим ситуацию, когда договор страхования ответственности владельца транспортного средства не заключен. Допустим, не успел автовладелец этого сделать или срок страховки истек на момент ДТП. Как тогда решается вопрос о возмещении вреда?

– В любом случае потерпевший получит страховое возмещение. Поэтому добросовестные участники дорожного движения могут не переживать по этому поводу. В этой ситуации оплатит всю сумму причиненного ущерба в пределах лимита Белорусское бюро по транспортному страхованию, но после этого предъявит иск к владельцу транспортного средства о возмещении выплаченной потерпевшему суммы.

В некоторых случаях виновник уже после аварии заключает договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Но он не будет учтен, потому что договор должен действовать на момент ДТП.

– Есть ли случаи, когда потерпевший может не получить страховое возмещение?

– Да, такие ситуации оговорены в Положении о страховой деятельности. Назову наиболее распространенные. Не будет возмещен вред, который причинен самому себе. То есть виновник ДТП не получит возмещение, если вред причинен его транспортному средству. Аналогично, если ДТП произошло с участием двух машин, каждая из которых принадлежит виновнику.

Страхового возмещения не будет, если ДТП по каким-то причинам не было зарегистрировано в ГАИ. Исключения составляют случаи, когда заполняется европротокол, но в этом случае лимит ответственности снижается до 400 евро.

При этом если выяснится, что ущерб на самом деле больше, потерпевший недополучит от страховой организации (хорошо, если виновник возместит добровольно, а если нет – придется идти в суд).

Определенный риск есть и для виновника: при вызове сотрудника ГАИ возмещение в пределах 10 тыс.

евро выплатит страховая организация, свои деньги ему тратить не придется (если он не был пьян, имел страховку, водительское удостоверение), а при оформлении европротокола все, что свыше 400 евро, придется взять на себя. Риск связан с тем, что на первоначальном этапе порой довольно сложно просчитать ущерб.

Не будет возмещаться вред, если столкнулись транспортные средства, которые были сцеплены друг с другом при буксировке. Это же касается ущерба, причиненного во время спортивных соревнований и гонок.

В каждом случае приходится очень скрупулезно вникать в суть произошедшего. В судебной практике была ситуация, когда снегоуборочный трактор повредил автомобиль прикрепленной щеткой.

Суд первой инстанции посчитал, что повреждение причинило работающее оборудование, а это не является страховым случаем. Но в данном случае трактор двигался задним ходом и просто задел машину. Щетка в этом случае была конструктивным элементом транспортного средства.

Поэтому вышестоящий суд пришел к выводу, что это все же был страховой случай.

– В какие сроки потерпевший может обратиться за возмещением страховых выплат?

– В настоящий момент в соответствии с действующим порядком в страховую организацию можно обратиться в течение пяти суток с момента страхового случая. Хотя в целом пропуск этого срока не лишает права на возмещение вреда.

Сейчас готовятся изменения в указ о страховой деятельности, в соответствии с которыми планируется убрать указание на пятидневный срок.

– Если ДТП совершил человек, которому авто продано по генеральной доверенности, кто будет отвечать?

– Есть такое выражение “продал автомобиль по доверенности”. Но оно полностью не согласуется с законодательством. Продать автомобиль по доверенности нельзя. Автомобиль можно продать только по договору купли-продажи, зарегистрированному в ГАИ.

Передавая авто другому человеку без заключения такого договора, нужно понимать, что можно оказаться заложником недобросовестных действий водителя и понести ответственность за причиненный автомобилем вред при отсутствии вины.

Полностью обезопасить себя от предъявления требований со стороны потерпевших или страховых организаций, передав автомобиль по доверенности, невозможно.

Любая передача транспортного средства другому лицу так или иначе несет риск, потому что в Гражданском кодексе есть положение о том, что владелец источника повышенной опасности может отвечать при отсутствии вины.

– При подготовке к заседанию пленума выявлены ли недочеты в работе судов при рассмотрении этой категории дел? На какие из них в первую очередь обратит внимание пленум? Какими положениями будет дополнено его итоговое постановление?

– Из вопросов, которые мы затронем и которые могут быть интересны широкому кругу читателей, хотелось бы обратить внимание на разъяснения, касающиеся определения круга ответчиков.

Если речь идет о причинении вреда транспортным средством, ответственность владельца которого должна быть застрахована, суду необходимо принять меры по привлечению к участию в деле страховщика. Даже если по каким-то причинам потерпевший хочет предъявить иск непосредственно к причинителю вреда, суд в любом случае должен рассматривать этот вопрос.

На страховщиках лежит обязанность по возмещению вреда в пределах лимита и, если они ее не выполнили, рассмотрение исковых требований без их участия может привести к вынесению незаконного решения.

Вторая группа разъяснений касается наиболее распространенных споров, когда страховые организации взыскивают с виновных или ответственных за причиненный вред выплаченное потерпевшему возмещение.

Здесь стоит заметить: лицо виновное и лицо ответственное за причинение вреда не всегда один и тот же субъект. В первом случае речь идет о водителе транспортного средства, во втором – о законном владельце авто.

Суброгационные требования могут предъявляться в зависимости от ситуации к обоим либо кому-то одному из них. Например, если транспортное средство выбыло из законного владения человека по независящим от него причинам (угон, кража), то суброгационные требования будут предъявляться к причинителю вреда.

Если владелец не обеспечил надлежащую сохранность авто (были случаи, когда владельцы не закрывали дверь автомобиля), здесь есть и его вина. В этом случае требования будут предъявляться к обоим.

Такая же ситуация, если причинен вред человеком, управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения. Есть ситуации, когда законный владелец не знал и не мог знать при передаче автомобиля, чем в будущем это обернется. А бывают ситуации, когда он знал или мог знать, но все равно умышленно передал управление человеку в состоянии опьянения. В этом случае будут отвечать оба.

Порой суды допускают ошибки, когда привлекают к ответственности по суброгационным требованиям в солидарном порядке владельца и причинителя вреда. Солидарный порядок означает, что сумма взыскивается с обоих до полного возмещения. То есть с одного может быть взыскано даже 100% ущерба, в то время как со второго – ничего, если у него нет имущества.

Однако в соответствии с Гражданским кодексом к солидарной ответственности привлекаются лица только тогда, когда они причинили вред вместе. Но в этом примере один причиняет вред, а второй – ответственный за него. В таких ситуациях предусмотрена долевая ответственность: суд назначает каждому ту долю, которую он должен выплатить самостоятельно.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,

БЕЛТА.-0-

Источник: https://www.belta.by/interview/view/kak-vozmeschaetsja-uscherb-pri-dtp-6320/

Дтп с участием велосипедистов: судебная практика, причины, ответственность сторон, порядок действий

Обязан ли я возместить ущерб в ДТП с участием автомобиля и велосипеда?

В тёплое время года на дорогах увеличивается количество велосипедистов. А значит и возрастает количество аварий с их участием. О том, как регламентируют правила дорожного движения велосипедов на трассе и что делать, если произошло ДТП с их участием, читайте далее в статье.

Общие правила участия велосипедистов в дорожном движении

Правила дорожного движения обязательны для всех, кто перемещается по дороге. Нормы нужно знать и выполнять. Невыполнение влечёт за собой угрозу жизни и здоровью окружающих.

И даже если вы не велосипедист, а владелец автомобиля или пешеход, вам тоже необходимо знать правила и уметь определять, было ли нарушение и какие действия нужно предпринять. Пункт 1.2. ПДД определяет велосипед как полноправное транспортное средство (ТС).

Тем самым он приравнивается к другим ТС на дороге с таким же перечнем прав и обязанностей по отношению к другим участникам движения. Также определено понятие «Пешеход». Это тот, кто не находится в ТС. Он движется по пешеходной дорожке, велодорожке или трассе.

При этом пешеходами будут считаться все, кто в этих зонах передвигается — и велосипедист, который катит велосипед рядом с собой, и подросток на роликовых коньках и инвалид в коляске.

Важно! Максимальная скорость, зафиксированная при движении велосипеда по ровной дороге, составляет 133,75 км/ч.

Таким образом велосипедист может с лёгкостью сменить категорию, если прекратит перемещение на велосипеде и начнёт его катить.

Учитывая то, что велосипед — это транспорт, его водитель обязан позаботиться о его исправности перед выездом на трассу.

Владелец не может эксплуатировать ТС, если у него не работают тормоза, рулевое управление или не горят фары в тёмное время суток. Также нельзя «модифицировать» велосипед, удалив с него тормозную систему или другие конструктивные элементы.

Правила движения для человека, управляющего велосипедом:

  1. Управлять ТС в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического) или изменённого состояния сознания водитель не имеет права.
  2. Начиная движение, перестраиваясь или поворачивая, он обязан сигнализировать рукой. Левый поворот обозначается левой рукой, которую он вытягивает в том же направлении. Поворот направо — аналогичное движение правой рукой. Подать сигнал нужно до того, как начат манёвр. Верхнюю конечность для подачи сигнала можно согнуть, но практика показывает, что не все водители понимают такой сигнал.
  3. П. 6. раздела 24 ПДД определяет место, где может ехать велосипедист. В приоритете — велодорожка. Если такая зона движения не наблюдается, то разрешается ехать на велосипеде по правой стороне трассы. Теоретически, он может двигаться по тротуару или обочине. Каждое последующее место для движения можно использовать при отсутствии предыдущей позиции. Но практически, у дороги не может отсутствовать правая сторона.
  4. Малышам, не достигшим семилетнего возраста, можно перемещаться только по велодорожкам или тротуарам.
  5. Если речь идёт о подростках в возрасте от 7 до 14 лет, то они должны оставаться в безопасной зоне. Им запрещено выезжать и двигаться по проезжей части трассы.
  6. Движение по велополосе разрешено всегда.
  7. Если речь идёт о полосе движения, по которой движется общественный транспорт, то здесь вступают в силу регламентирующие знаки. Некоторые из них запрещают проезд велосипедисту.
  8. В велозоне двигаться могут и другие ТС, но приоритет остаётся за велосипедистами.
  9. Пешеходный переход — особая зона, перед которой нужно либо максимально снизить скорость или остановить ТС. Пропустить пешехода должен водитель любого ТС, в том числе, велосипедист.
  10. При плохой видимости двухколёсное ТС должно двигаться со световыми приборами. Днём, с целью обозначения велосипеда используются фары ближнего света или дневные ходовые огни (п. 24.10. ПДД). Учитывая, что вы вряд ли видели велосипед с включёнными днём ходовыми огнями, можно смело утверждать, что почти каждый велосипедист может быть признан нарушителем.
  11. П. 24.8. Правил определяет действия, которые не может осуществлять велосипедист. Например, двигаться, не удерживая руль. Недопустимо передвижение без шлема, хотя вы наверняка не увидите его на большинстве водителей велосипедов. Категорически запрещено поворачивать налево на линии движения трамвая или на трассе, у которой больше одной полосы движения.
  12. Велосипедисту запрещено буксировать другое ТС.

Развивая скорость в городе до 40 км/ч, велосипед может появиться внезапно рядом с автомобилем, что тоже может стать причиной аварии. Особенно часто это происходит, когда авто выезжает на трассу из дворов.

Чаще всего ДТП с велосипедистами происходят:

  • если он движется навстречу транспортному потоку;
  • при столкновении с внезапно появившимся велосипедистом на тротуаре;
  • при выезде из двора или другой зоны с плохой видимостью основной трассы движения;
  • при нарушении велосипедистом пересечения пешеходного перехода.

Порядок действий при ДТП

ДТП возможно в любой момент и никто не застрахован от возникновения подобной ситуации: ни водители транспортных средств, ни пешеходы, ни велосипедисты.

ГИБДД определяет следующий порядок действий, согласно п. 2.5. и 2.6. ПДД:

  1. Водитель ТС должен остановиться, включить аварийную световую сигнализацию.
  2. Выключить двигатель, выйти из машины и разместить знак аварийной обстановки.
  3. Совместно со вторым участником оценить последствия ДТП.
  4. Если есть пострадавшие, то им нужно оказать первую помощь. Обязательно вызывают полицию и скорую помощь. Если вы не владеете навыками оказания первой помощи, то лучше ничего не делать, чтобы не нанести вред человеку.
  5. Вам нужно сделать как можно больше фотографий с места аварии с разных ракурсов. Второй участник может быть виновен, но желание выставить виноватым другого — довольно естественно для людей. Страховая компания при обращении за компенсацией также может высказать сомнения, что ДТП имело место, в сумме страховых выплат за ущерб и т.д. При наличии разногласий именно фото смогут доказать вашу правоту. Не забудьте зафиксировать все повреждения ТС крупным планом.
  6. Запишите номера телефонов и контактные данные очевидцев. Они вам тоже будут нужны.
  7. Если у сторон нет претензий или вы смогли урегулировать конфликт самостоятельно, то можно составить документ о ДТП с подписями обоих участников и уведомить ГИБДД об инциденте (по почте).
  8. В случае, если при ДТП пострадали люди, после фотофиксации положения всех участников, уберите ТС с проезжей части, чтобы не мешать движению и не получить за это штраф. Но здесь есть нюанс: страховые компании не рекомендуют это делать без разрешения инспектора ГИБДД, чтобы не возникало двояких трактовок.

Если в ДТП участвовал велосипед, последовательность действий остаётся без изменений.

Ответственность сторон при аварии

Первичную фиксацию материалов ДТП с участием велосипедиста должен провести инспектор ГИБДД, потому что доказать действия водителя велосипеда, правомерны они или нет, сложно.

Зафиксировать разбитый велосипед или автомобиль, телесные повреждения можно, но они не докажут со 100% очевидностью, кто был нарушителем. Поэтому так важны показания свидетелей происшествия. Собранные материалы полиция передаёт на рассмотрение в прокуратуру.

Если есть признаки уголовного преступления, пострадали люди, то прокуратура может инициировать открытие дела и инициировать судебный процесс. На основании представленных сторонами доказательств судом будет определена вина каждого из участников ДТП.

Определять её другим путём неправомочно. Исключение — если обе стороны не имеют претензий друг к другу и (или) смогли договориться на месте.

Важно! В настоящее время в мире используется более 1 миллиарда велосипедов и почти столько же автомобилей. Поэтому, если у вас есть велосипед, но нет машины, всё равно прочитайте правила, определяющие ваше поведение на трассе.

Велосипедиста

Водитель велосипеда может быть виновен, если:

  • ехал по тротуару на достаточно высокой скорости (для велосипеда), чем создал помехи движению других ТС (п. 24.6. ПДД);
  • проехал пешеходный переход за рулём велосипеда, не останавливаясь, чем создавал опасную ситуацию для пешеходов (п. 28.8 ПДД).

Нарушения влекут за собой наложение штрафа. Денежное взыскание в 800 рублей грозит тому участнику, который нарушил ПДД. Статья, которую он нарушил при этом не имеет значения. Если он был нетрезв или в наркотическом опьянении, то штраф составит уже 1000–1500 рублей. Таким образом самый крупный штраф за нарушение Правил велосипедистом не превысит 1500 рублей.

Водителя авто

Если один из участников, независимо от того, виновен ли он и является ли он водителем автомобиля или велосипеда, скрылся после ДТП, то на него будет наложен штраф согласно статье 12.27 КоАП — невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД после ДТП — 1000 рублей.

Оставлять место происшествия запрещено. Это также чревато последствиями. Водитель может лишиться прав на срок от года до полутора. Заменить эту меру пресечения могут на административный арест (15 суток).

Состояние опьянения у водителя влечёт гораздо более серьёзный штраф — до 30000 рублей. И в этом случае прав можно лишиться одновременно со штрафом. Срок лишения составит 18 или 24 месяцев.Также нужно помнить, что велосипед вряд ли может нанести телесные повреждения автовладельцу.

Поэтому будет распространяться и действие ст. 12.24 КоАП о нарушении ПДД, повлёкшим причинение вреда здоровью других лиц.

  1. Штраф 2500–5000 рублей возможен, если ущерб здоровью будет признан судом как лёгкий или минимальный. Штраф может заменить лишение прав на срок от года до полутора.
  2. Ущерб здоровью средней тяжести приведёт к штрафу от 10000 до 25000 рублей. Он также может быть заменён лишением прав на срок от 1,5 до 2 лет;
  3. Смертельный исход влечёт за собой уголовную ответственность.

Возмещение ущерба

Инспектор ГИБДД может посчитать виновным любого из участников происшествия. Для велосипедиста виновность будет обозначать, что он заплатит за ремонт автомобиля собственными средствами.

Для водителя — что ущерб третьим лицам и ремонт автомобиля покроет страховка ОСАГО.

Но это произойдёт только в том случае, если вы сумеете подтвердить страховой компании сумму ущерба документально и если это предусмотрено вашим страховым полисом.

Если в ДТП участвовало только 2 стороны и нет существенного ущерба, то вызов на место представителя страховой компании не обязателен. Но если ориентировочная сумма ущерба выше 100000 рублей или есть пострадавшие, вам понадобится хорошая доказательная база.

Поэтому обязательно известите страховщика сразу же после происшествия. Его представитель должен быть на месте ДТП также, как и сотрудник ГИБДД. К его приезду у вас должны быть контактные телефоны свидетелей и много фото места происшествия с разных ракурсов.

Для обращения в страховую компанию водителю понадобится получить в ГИБДД протокол об административном правонарушении или отказ в нём, и вместе со всеми документами доставить ТС в страховую компанию на экспертизу.

Основываясь на её результатах будет принято решение о возможности выплаты ущерба и его сумме.

Страховой компанией

Прежде всего обратите внимание, что полис ОСАГО не компенсирует штрафы на нарушение ПДД и не покрывает все расходы, а только те, которые были предусмотрены пакетом страхования.

Выплат также не будет, если:

  • водитель находился в состоянии опьянения;
  • не имеет полного комплекта документов.

Если водитель не был признан виновным, он должен получить компенсацию на ремонт машины. У велосипедиста, независимо от его виновности, нет страхового полиса. Поэтому никаких выплат от страховых компаний для него не предусмотрено. И сумму ремонта, и оплату лечения велосипедисту придётся взыскивать через суд со второго участника ДТП.

Виновником

Если виновен водитель авто, то компенсацию пострадавшей стороне выплатят только в том случае, если в его страховке был предусмотрен пункт страхования третьих лиц в случае ДТП. Если же виновник — велосипедист, то сумма выплат пострадавшей стороне также будет назначена в судебном порядке на основании предъявленной доказательной базы. Выплатить их ему придётся из своего кармана.

Судебная практика

Степень виновности в ДТП всегда определяет только суд. Предусмотреть, какое решение он примет, заранее невозможно. Поэтому каждый участник должен позаботиться о доказательной базе. Следует понимать, что ПДД регламентируют (в основном) действия автомобилистов.

А вот в части регулирования движения велосипедистов всё не так однозначно. Так, к примеру, велосипедист имеет право передвигаться по правой стороне дороги, если нет велодорожки.

Но если правая сторона занята припаркованными автомобилями, а пешеходной дорожки в этом месте нет, то имеет ли он право ехать вдоль них или это создаёт помехи в движении транспорта? Если чётких указаний на этот счёт нет, то ситуация станет элементом прецедентного права.

В случае, если в такой ситуации произойдёт ДТП и суд определит, что велосипедист не должен был передвигаться подобным образом, то появится решение суда, на которое затем будут ссылаться в подобных прецедентах.

Но говорить о правомерности любого из вариантов решений до наступления такого случая и принятия судом решения —несвоевременно. Учитывая вышеизложенное, нужно рекомендовать всем участникам движения быть внимательными на дороге. А велосипедистам помнить, что в ДТП с их участием, водитель авто заплатит деньгами, а владелец велосипеда — здоровьем.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, , , Instagram, Pinterest, Yandex Zen, и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Источник: https://auto.today/bok/14342-dtp-mashiny-i-velosipeda.html

Ветка права
Добавить комментарий