Обязаны ли участники ДТП сами заполнять схему, делать фото и видео фиксацию?

Оформление ДТП в Подмосковье: куда звонить и как оформить протокол

Обязаны ли участники ДТП сами заполнять схему, делать фото и видео фиксацию?

Неприятности на дороге могут случиться с любым автомобилистом, независимо от водительского стажа и стиля езды. Именно поэтому водителям важно знать, как правильно вести себя в случае аварии и какие принимать меры. О том, куда звонить в случае ДТП на территории Московской области и как правильно оформить протокол, читайте в материале портала mosreg.ru.

Первые действия при ДТП

Источник: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Сразу после ДТП необходимо как можно быстрее остановиться и включить аварийный сигнал. Далее следует выставить знак аварийной остановки. Его располагают на расстоянии 15 метров позади автомобиля, если авария случилась в городе, и 30 метров – на загородной трассе.

Если в ДТП есть пострадавшие, требуется немедленно вызвать бригаду скорой помощи. В случае необходимости первую помощь раненым надо оказать самостоятельно еще до прибытия скорой. К следующим шагам следует переходить только удостоверившись, что никому из участников ДТП не угрожает опасность.

Безопасность на дорогах Подмосковья: что делают в регионе для снижения числа ДТП>>

Вызов ГИБДД и фиксация обстоятельств

Источник: РИАМО Чтобы вызвать сотрудников Госавтоинспекции на место аварии, можно позвонить в дежурную часть Управления ГИБДД ГУ МВД России по Московской области (8-495-688-81-71, 8-499-763-11-83).

Другой вариант – звонок в единую службу спасения по номеру «112». Диспетчеру нужно будет сообщить об аварии, вашем местоположении, наличии пострадавших.

Сотрудник колл-центра оперативно передаст эту информацию в нужный отдел ГИБДД, при необходимости вызовет неотложку, пожарных или МЧС.

Оформлением протокола на месте аварии занимается сотрудник Госавтоинспекции. Он составит схему ДТП, внесет показания участников, зафиксирует погодные и дорожные условия.

Важно принимать активное участие в составлении документа и при необходимости делать замечания, вносить правки и корректировки.

Нужно учитывать, что при определении виновника ДТП немаловажную роль может сыграть состояние дорожного полотна на месте аварии, читаемость дорожных знаков, наличие или отсутствие работающих светофоров, длина тормозного пути автомобилей и другие факторы.

Именно поэтому автоюристы всегда рекомендуют осуществлять фото- и видеофиксацию места аварии, уделив внимание не только расположению машин, но и всем сопутствующим факторам: погодным условиям, наличию ям или выбоин на дороге, состоянию разметки и т. д. Если в ходе проверки будет выяснено, что асфальт на месте аварии не соответствовал ГОСТу, виновниками ДТП могут признать дорожные службы, ответственные за данный участок.

Значение может иметь даже дальность разлета и местоположение осколков. Весомую роль будет также играть запись с видеорегистратора (причем прибор должен уметь фиксировать время и координаты). Немаловажным фактором будет также наличие свидетелей происшествия, которые впоследствии смогут дать показания.

Смотрите инфографику о работе службы «112» в Подмосковье>>

Оформление ДТП по европротоколу

Источник: ©, официальный сайт Госавтоинспекции У водителей есть возможность оформить ДТП самостоятельно, не вызывая сотрудников ГАИ. Для этого нужно заполнить так называемый европротокол – бланк извещения об аварии, который выдается вместе со страховым полисом.

Он заполняется, если в результате ДТП нет пострадавших, в столкновении принимает участие не более двух автомобилей, отсутствуют разногласия об обстоятельствах ДТП и повреждениях, оба водителя вписаны в полисы страхования ОСАГО. В случае, если хотя бы одно из условий не соблюдается, нужно вызывать ГИБДД.

Также обязательно наличие фото- и видеоматериалов с места происшествия (регистратор, камера или фотоаппарат должны фиксировать время и координаты ЧП). При этом фото и видео следует сделать не позднее, чем через час после ДТП.

Оба водителя заполняют один бланк, но каждый свою колонку. Делать это нужно шариковой ручкой, чтобы текст отпечатался на прикрепленном бланке-копии. Важно, чтобы оба водителя поставили две пары подписей под документом. Когда оба экземпляра заполнены с лицевой стороны, их нужно разъединить – оборотную сторону каждый водитель заполняет самостоятельно и также заверяет своей подписью.

После заполнения документа у водителя есть 5 дней, чтобы направить в страховую компанию протокол, заявление о возмещении убытков и носитель с фото- и видеофиксацией ДТП.

Страховщика также следует известить о факте ДТП как можно раньше.

При этом, оформив европротокол, водитель не имеет права приступать к ремонту разбитого автомобиля в течение 15 дней, если страховая компания не выдала на это письменное разрешение.

Эвакуация машины в Подмосковье: что делать, если ваш автомобиль отправили на спецстоянку>>

Мобильное приложение «Помощник ОСАГО»

Источник: Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области

С 1 ноября 2019 года в пяти пилотных регионах России, в числе которых и Московская область, действует мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Сервис предлагает автолюбителям оформить европротокол о ДТП в электронном виде. Это можно сделать, если соблюдены следующие условия:

– авария произошла на территории одного из пилотных регионов (Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Татарстан);

– в ДТП участвует не более двух машин и повреждены только они;

– никто из людей не травмирован и не погиб;

– участники аварии не спорят, кто виноват и что повреждено;

– владельцы авто – физические лица;

– оба участника зарегистрированы на федеральном сайте госуслуг;

– у обоих есть полисы ОСАГО.

Для оформления электронного документа нужно авторизоваться в мобильном приложении через портал госуслуг, ввести данные, которые запросит система, нарисовать схему ДТП на бумажном бланке и сфотографировать ее через приложение. Важно также сфотографировать через приложение расположение машин и их повреждения. Затем приложение предложит подписать извещение электронной подписью.

Как в Подмосковье оформить европротокол при ДТП через мобильное приложение>>

Источник: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/oformlenie-dtp-v-podmoskove-kuda-zvonit-i-kak-oformit-protokol

Как правильно оформить ДТП по новым правилам

Обязаны ли участники ДТП сами заполнять схему, делать фото и видео фиксацию?

Вступивший в силу новый регламент работы дорожно-патрульной службы вызвал у читателей массу вопросов по поводу того, как теперь будут оформляться аварии, и как пострадавшим получить страховую выплату.

На эти вопросы в редакции “РГ” отвечал начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Андрей Клименко.

Напомним, что теперь ГИБДД не выдает справку об аварии. Но зато выдает определения о возбуждении административного дела или отказе в его возбуждении, постановление о штрафе, или протокол. Все участники получат копии этих документов.

Иван, г. Новосибирск: Подскажите, пожалуйста, материалы по ДТП должны выдаваться в течение 24 часов. Печать должна ставиться сразу или нет?

Как теперь водители должны проезжать круговые перекрестки

Андрей Клименко: Все процессуальные документы, выписанные на месте ДТП, выдаются на месте. Единственное, нужно понимать, что у нас бланки зачастую предусматривают наличие только одной копии. Поэтому если на всех участников копий не хватит, то нужно подъехать в подразделение и получить ее.

Никаких дополнительных печатей эти копии не требуют. Ни в одном нормативном документе, регламентирующем вопросы ОСАГО, не сказано, про заверенные копии постановления или протокола. Заверение не предусмотрено ни нашим регламентом, ни документами страховщиков.

Получив эти документы, пострадавший сразу может идти в страховую компанию. Рассмотрение дела может затянуться. По телесным повреждениям оно может длиться годами.

Поэтому задача полиции в данной ситуации зафиксировать обстоятельства ДТП и выдать участникам первоначальный пакет документов, которые уже будут основаниями для решения вопроса о страховой выплате.

Иван, г. Новосибирск: Все аварийные комиссары могут сдавать материалы в ГИБДД? Или какой-то договор должен быть между ГАИ и службой аварийных комиссаров?

Андрей Клименко: Аварийные комиссары могут выступать представителями участников ДТП только после того, как водители выполнили свои обязанности.

Аварийный комиссар может подъехать на место ДТП, подсказать, как нарисовать схему, помочь сфотографировать обстановку на месте происшествия, повреждения транспортных средств, как того требуют Правила дорожного движения. А для оформления документов о ДТП в подразделении полиции должны прибыть сами участники.

Иначе как инспектор может установить их личность, установить, что повреждения действительно есть и они именно такие, как написано? А уже в ходе административного расследования аварийный комиссар может выступать как доверенное лицо, как защитник или представитель с точки зрения Кодекса об административных правонарушениях.

Если же возможно оформление материалов без участия сотрудников полиции – европротокол, задача аварийного комиссара разъяснить это участникам происшествия, оказать содействие в заполнении извещения о ДТП и, в случае необходимости, представлять их интересы в страховой компании.

https://www.youtube.com/watch?v=gVQCVDZaKdg

Участники аварии должны сами подать документы в ГИБДД на оформление ДТП. Это их обязанность

Водитель может управлять машиной по доверенности, оформленой в простой письменной форме. Но от представителя участника ДТП ваши сотрудники требуют нотариально заверенную доверенность. Почему?

Андрей Клименко: В решении пленума Верховного суда сказано, что доверенность должна быть либо нотариальной, либо оформленной по месту работы.

Она может быть даже устной, если участник в ходе производства по делу заявил о необходимости привлечения конкретного лица в качестве представителя.

После того, как этот представитель будет фигурировать в процессуальных документах именно как представитель, он сможет участвовать в деле без своего доверителя.

Какие новые законы и штрафы для водителей появятся в ближайшее время

Александр, Екатеринбург: Если инспектор не указал все повреждения на машине, страховая компания говорит либо езжайте к инспектору и дописывайте, либо за невнесенные элементы мы не заплатим. Что делать? Ехать к инспектору дописывать?

Андрей Клименко: Физически невозможно на месте определить полный перечень повреждений транспортного средства. Инспектор на месте указывает некие общие повреждения, которые увидит. Например, деформация крыла, капота, разбита решетка радиатора, фара, стекло.

Помимо внешних повреждений, могут быть скрытые. Инспектор не технический эксперт, и не всегда может определить, что то или иное повреждение относится именно к этому происшествию. Этим должны заниматься эксперты, привлекаемые страховыми компаниями.

Еще когда мы выдавали справки, то запрещали сотрудникам делать в ней дописки. Даже было разъяснение о том, чтобы ни указывать в ней никаких скрытых повреждений. И в этом порядок не изменился.

Инспектор указывает то, что увидел на месте происшествия, чтобы эксперту было понятно, с какой стороны, например, был удар: слева, сзади, справа или спереди.

Михаил, Москва: Недавно внесли изменения в правила, предоставили возможность самим разъезжаться, у нас давно работает европротокол, появилось требование к дежурному, чтобы он разъяснял, в каких ситуациях куда ехать. На какие аварии выезжает ГИБДД?

Андрей Клименко: Действительно, после изменений в ПДД, это было еще в середине 2015 года, у нас поменялся порядок оформления и выезда на места совершения ДТП. Если в ДТП пострадали люди, имеют место телесные повреждения, порядок не изменился – обязанности водителя остались те же самые, определить пострадавших, вызвать полицию и скорую помощь.

В случае необходимости доставить пострадавшего в лечебное учреждение и вернуться к месту происшествия, здесь ничего не поменялось. Поменялся порядок оформления и выезда на места ДТП, в которых пострадавшие отсутствуют. То есть когда потерпевшим причинен исключительно материальный ущерб.

У нас, как и раньше, осталась возможность оформления ДТП самостоятельно, то есть, в рамках европротокола. Это возможно, если участвовали только два автомобиля, оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО, согласны с обстоятельствами происшествия. Но сумма выплат по европротоколу ограничена 50 тысячами рублей. Появилась возможность вообще не оформлять ДТП.

И это важно, потому что ранее ПДД в любом случае обязывали водителей принимать меры к оформлению соответствующих документов.

Сейчас, если участники ДТП причинили вред только своему имуществу, в том числе транспортным средствам, и у них отсутствуют взаимные претензии, при этом не пострадало имущество третьих лиц – барьерное ограждение, забор, деревья, в этом случае они могут не вызывать сотрудников, а просто разъехаться.

В случае если ситуация спорная, то необходимо связаться с дежурным, объяснить ситуацию и следовать его указаниям. Если дежурному ситуация ясна, он может предложить участникам аварии сфотографировать автомобили, их расположение, повреждения, составить схему ДТП и подъехать в подразделение для оформления. Если ситуация сложная, то на место происшествия будет направлен наряд.

В России увеличили штраф за непропуск пешеходов

Что вы думаете о предложении депутата Вячеслава Лысакова вообще запретить выезд ГИБДД на аварии без пострадавших?

Андрей Клименко: Мы целиком поддерживаем идею освобождения сотрудников полиции от фиксации таких ДТП. Тем более не должно быть случаев, когда авария может быть оформлена по европротоколу, а ее участники вызывают и ждут сотрудников полиции, блокируя движение, из-за царапины на бампере. Вместе с тем есть один вопрос, который нужно учитывать.

В большинстве случаев ДТП сопутствует нарушение правил дорожного движения. Какие-то нарушения могут не повлечь административную ответственность, а за какие-то надо привлекать. У полиции есть обязанность реагировать на сообщения о преступлениях и сообщения об административных правонарушениях. Это закреплено в законе.

Поэтому, если к ДТП привело грубое нарушение правил дорожного движения, например нарушение требования сигнала светофора, выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, непредоставление преимущества в движении транспортному средству на перекрестке – эти правонарушения зачастую приводят и к более тяжким последствиям, мы не можем оставить их без внимания.

Опять же, к сожалению, нередки случаи, когда поступают сообщения о нахождении кого-либо из участников ДТП в состоянии опьянения.

Вместе с тем мы уже можем говорить, что отходим от оформления материала о ДТП и одним из шагов к этому – отмена справки. Этот документ оформлялся только при аварии. После ее отмены, мы оформляем только материалы об административном правонарушении.

И на этом этапе все-таки, чтобы было меньше проблем у граждан со страховыми компаниями, мы в эти материалы включаем сведения о пострадавших, о транспортных средствах, об этих повреждениях.

Также составляем схему места происшествия, на нас возложены обязанности по ведению учета дорожно-транспортных происшествий для выработки мер по их профилактике и предупреждению. Мы фиксируем обстоятельства, способствующие ДТП, в материалах дел об административных нарушениях.

Более того, у нас сервис есть на сайте, где люди могут проверить транспортное средство, историю владения, розыск, ограничение и, в том числе, участие в ДТП. То есть те аварии, сведения о которых есть в банке данных Госавтоинспекции, люди могут увидеть на нашем сайте. Это, кстати, полезно для тех, кто собирается купить б/у автомобиль.

И, кстати, на нашем сайте расписан весь алгоритм действий водителей, в случае ДТП. Эту подсказку можно скачать, распечатать и возить с собой в бардачке машины вместе с извещением о ДТП. Но лучше, чтобы они никогда вам не потребовались.

Кадры

Госавтоинспекция с 30 октября прекратила прием на работу новых сотрудников.

Об этом сообщает “Газета.Ru”. Как сообщает издание, распоряжение об этом подписал министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Кроме того, по данным издания, также запрещен перевод действующих сотрудников в другие подразделения ГИБДД.

“РГ”-советы: Как без справки о ДТП получить страховку

Эти требования не касаются только тех подразделений, которые осуществляют совершение регистрационных действий, а также проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений.

В Госавтоинспекции корреспонденту “РГ” подтвердили, что такое распоряжение есть. Но с чем оно связано, затруднились ответить. Дело в том, что назначениями в ГИБДД занимается не Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения, а кадровый департамент МВД России.

Требования будут действовать вплоть до особого распоряжения МВД.

Источник: https://rg.ru/2017/11/06/kak-pravilno-oformit-dtp-no-novym-pravilam.html

Дорога в Европу лежит через штрафы

Обязаны ли участники ДТП сами заполнять схему, делать фото и видео фиксацию?

Уже с 1 июля российские водители будут обязаны убирать в сторону свои автомобили после мелких ДТП в том случае, если они создают какие-то помехи участникам движения. Штраф для нарушителей – 1000 руб. О принятых прошлой осенью поправках в четверг напомнили в московском департаменте транспорта.

Основная цель изменений в ПДД РФ — четко определить алгоритм действия водителей после аварии.

При этом из принятых изменений четко прослеживается желание заставить водителей активнее использовать так называемый Европротокол, когда при мелких авариях и отсутствии противоречий ДТП оформляют сами водители.

В этом случае экономится не только их собственное время, но и время других водителей, которые вынуждены выстаивать в образовавшихся из-за столкновения пробках.

Согласно действующему закону лимит выплат по Европротоколу был увеличен до 50 тыс. руб. по договорам ОСАГО, оформленным с 2 августа 2014 года.

Сделать детальную фотосъемку места ДТП, обзавестись контактами свидетелей, описать повреждения машины определенными терминами и корректно составить… →

При этом в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области лимит выплат по Европротоколу сейчас составляет 400 тыс. руб. Для полисов, оформленных до 2 августа 2014 года, лимит выплаты остается прежним — 25 тыс. руб.

Правительство минувшей осенью внесло изменения в пункт 2.6 прим. 1 ПДД.

«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие,

предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств», — говорится в обновленных правилах.

Таким образом, закон теперь вынуждает участников мелких аварий убирать машины с дороги в любом случае — в независимости от того, согласны они с ее обстоятельствами или нет. Нарушители будут штрафоваться.

Если разногласий у участников нет, а все условия по фиксации обстоятельств соблюдены, то в этом случае водители пострадавших автомобилей в рамках Европротокола могут заполнить специальные бланки извещений для страховых компаний и отправиться на ближайший пост ГИБДД для их оформления. Однако далеко не у всех есть необходимые модули GPS/ГЛОНАСС, которыми должны быть оборудованы все участники аварий. Только с их помощью можно достоверно подтвердить местоположение автомобилей до и во время ДТП, чтобы страховая компания пошла на выплату.

Если же спутниковых средств фиксации нет, что случается намного чаще, или есть разногласия, то водители, освободив проезд, могут спокойно дождаться полицейского.

Стоит напомнить, что согласно тому же постановлению правительства, в случае если при аварии есть пострадавшие, то водители, как и раньше, обязаны не только оказать первую помощь раненым, но и обязательно дождаться приезда полиции.

Президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин считает инициативу штрафовать водителей абсурдной.

«Заставлять водителей насильно оформлять Европротокол — полный абсурд, — заявил «Газете.Ru» Ханжин. — Выбор способа оформления ДТП должен быть совершенно добровольным. Насильно эта схема не заработает.

Такой ход никак не будет стимулировать водителей пользоваться Европротоколом.

В свою очередь страховые компании (СК) сами боятся оформления ДТП по этой схеме и совершенно не агитируют водителей ей пользоваться.

По статистике, люди, которые принимают решение оформить аварию без присутствия инспекторов ГИБДД, очень рискуют остаться без выплат.

Количество отказов страховых компаний в выплатах по Европротоколу выше, чем в других случаях. Это связано с некорректным оформлением ДТП — к примеру, отсутствием нужных подписей».

Европротокол не снискал популярности у российских автомобилистов. Несмотря на двукратное увеличение лимита по страховым выплатам, водители не хотят… →

По мнению эксперта, способствовать массовому использованию Европротокола будет только упрощение этой процедуры. В частности, водителям могут помочь специальные приложения для смартфонов. Кроме того, агитировать за упрощенный способ фиксации аварий скоро могут начать в автошколах.

«Необходимо программное обеспечение, которое позволит в штатном режиме самостоятельно во всем разобраться и провести необходимые действия, — уверен Ханжин. — Сейчас представители Мосгордумы предложили развивать Европротокол с помощью департамента информационных технологий.

Также есть предложение включить информирование о Евпропротоколе во всех автошколах.

Сейчас московский департамент транспорта уже создал рабочую группу, поэтому есть все шансы, что Европротокол в Москве все-таки заработает. У дептранса есть хороший опыт создания приложений к смартфонам, и он может быть очень полезен».

Глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников в свою очередь называет дикостью перспективу оформления штрафов для водителей за то, что они не рискуют уезжать с места ДТП и тем самым не пользуются Европротоколом.

«Уровень пользования Европротоколом — 6–8%,

— говорит Тюрников «Газете.Ru». — Автовладельцы не доверяют страховым компаниям и считают, что если ДТП оформить без выезда сотрудника ГИБДД, то при получении полагающимся им выплат по ОСАГО они столкнутся с проблемами.

Пока автовладельцы просто боятся, и вряд ли кому-то из них нравится дожидаться инспекторов ГИБДД. Сами СК создали такую систему, когда водители не пользуются упрощенной схемой.

Даже под угрозой штрафа водители все равно не будут рисковать и разъезжаться до приезда ГИБДД».

Для того чтобы сделать Европротокол более популярным, Тюрников считает необходимым ввести штрафы для страховых компаний, которые отказывают автовладельцам в выплатах по этой схеме: «Если окажется, что СК вдруг откажет человеку, оформившему ДТП по Европротоколу в полагающихся ему выплатах, либо требует документы, которых у него нет, это должно вести к штрафам в пятикратном размере. Тогда в скором времени все водители будут прекрасно обходиться без приезда ГИБДД».

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2015/02/19_a_6418337.shtml

Упрощенное оформление ДТП: эксперимент с европротоколом продолжается

Обязаны ли участники ДТП сами заполнять схему, делать фото и видео фиксацию?

С 11 октября действуют положения, регламентирующие порядок предоставления страховщику сведений о ДТП, оформленном без участия сотрудников Госавтоинспекции – по так называемому европротоколу (постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002).

А чуть раньше, в августе, по европротоколу был увеличен размер страхового возмещения.

Рассмотрим, когда можно оформить ДТП, не вызывая сотрудников ГИБДД, в каких случаях можно претендовать на страховое возмещение в увеличенном размере и как правильно предоставить страховщику информацию об аварии.

Европротокол по-нашему

Оформлять ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции водители могут уже несколько лет – с 2009 года (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 306-ФЗ).

К слову, на Западе с европротоколом знакомы еще дольше – такая система действует в Италии, Греции, Бельгии, Испании, Германии и других странах, а, к примеру, во Франции участники ДТП самостоятельно заполняют документы уже с 1970-х годов. Кстати, за рубежом большую часть ДТП оформляют именно таким образом.  

НАША СПРАВКА

Европротокол – упрощенный порядок оформления ДТП силами водителей без участия сотрудников Госавтоинспекции. Кроме того, европротоколом называют сам бланк извещения о ДТП, который используется при оформлении аварии в упрощенном порядке.

В России, однако, подобная практика явно не прижилась – по данным Российского Союза Автостраховщиков, в прошлом году доля обращений к страховщикам по европротоколу составила всего 9%.

Является ли тому причиной желание перестраховаться и переложить ответственность за оформление документов на сотрудника Госавтоинспекции или все дело в опасениях, что размер ущерба выйдет за рамки установленного лимита страховой выплаты, но ясно одно – самостоятельно оформлять ДТП водители не спешат. 

Европротокол призван снизить количество пробок, вызванных многочисленными авариями, и ускорить процесс оформления документов, поэтому законодатель решил немного “оживить” эту практику и со 2 августа вдвое увеличил лимит страхового возмещения по европротоколу – с 25 тыс. до 50 тыс. руб. (п. 4 ст. 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – закон об ОСАГО). Но для четырех регионов (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области) лимит страхового возмещения с 1 октября был увеличен до 400 тыс. руб. – при этом неважно, в каком регионе был выдан полис ОСАГО, значение имеет только то, что ДТП произошло на территории одного из этих регионов (п. 5 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Однако стоит иметь в виду, что для получения увеличенного страхового возмещения полисы ОСАГО у обоих водителей должны быть оформлены после 1 августа текущего года (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ). Во всех остальных случаях, максимальная сумма, на которую могут претендовать водители, составит 25 тыс. руб.

МНЕНИЕ

Максим Ханжин, руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей:

“По данным Российского Союза Автостраховщиков, европротоколом за прошлый год воспользовались всего 9% автовладельцев. На наш взгляд, это связано с отсутствием уверенности в гарантированном возмещении страховой компанией нанесенного ущерба в полном объеме.

Следующим фактором, заставляющим потерпевших регистрировать ДТП в присутствии сотрудников Госавтоинспекции, является боязнь получить отказ от страховщика в выплате возмещения из-за ошибки при оформлении бланка извещения.

Также в случае отказа у потерпевшего на руках не будет документов, с помощью которых можно взыскать ущерб с виновника. И в ближайшее время ситуация с европротоколом существенно не изменится”.

Оформляем европротокол: порядок действий

Прежде чем оформлять ДТП самостоятельно, водителям нужно убедиться, что для этого есть все основания. Вызывать сотрудников ГИБДД необязательно, если:

  • в ДТП участвовало только два автомобиля;
  • вред причинен исключительно транспортным средствам;
  • гражданская ответственность обоих водителей застрахована (у каждого из них должен быть полис ОСАГО, в котором он должен быть указан в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством);
  • у участников нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП – вины водителей, характера повреждений, размера ущерба и т. д. (п. 1 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Если возникнут сомнения в том, что размер ущерба может превысить установленный законом лимит страхового возмещения, лучше вызвать сотрудников Госавтоинспекции и зафиксировать ДТП в общем порядке.

А что, если один из автомобилей зарегистрирован не в России? Препятствием для оформления европротокола это не будет.

Главное, чтобы гражданская ответственность этого водителя была застрахована по системе “Зеленая карта” (распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2008 г. № 337-р “О национальном страховом бюро “Зеленая карта”).

За более подробной информацией участники ДТП могут обратиться в Информационный центр “Зеленая карта” РСА по бесплатному телефону +7(495)641-27-87.

СОВЕТ

При возникновении вопросов относительно оформления европротокола водитель может обратиться за помощью в Российский Союз Автостраховщиков. Для этого можно посетить сайт организации, позвонить на бесплатную горячую линию 8-800-200-2275 или обратиться за помощью по телефонам +7(495)641-27-85 (для жителей Москвы и Московской области) и +7(495)771-69-44 (для жителей других регионов).

Итак, произошло ДТП – столкнулись два автомобиля, и водители решили зафиксировать аварию по европротоколу. Рассмотрим последовательность действий.

Шаг 1. Прежде всего, нужно поставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 м (если авария произошла вне населенного пункта – не менее 30 м) от автомобиля (п. 7.

2 ПДД) и постараться обеспечить сохранность всех следов ДТП – не следует перемещать транспортные средства, трогать место столкновения, стирать следы шин и т. д.).

Переместить автомобили можно будет только после того, как водители зарисуют в извещении схему ДТП, а при необходимости сделают фото- или видеозаписи.

Шаг 2. Если на месте происшествия есть свидетели ДТП, необходимо собрать и сохранить их контактные данные.

Шаг 3. Самая ответственная часть – нужно заполнить извещение о ДТП. Бланки извещений выдаются каждому из страхователей в момент заключения договора ОСАГО. На сайте Российского Союза Автостраховщиков есть подробные рекомендации по заполнению извещений для минимизации ошибок.

Водители должны оформить одно извещение (первый вносит записи в колонку “А”, второй — в колонку “Б”), а затем подписывают и разъединяют заполненные бланки.

После чего каждый из водителей забирает свой экземпляр и заполняет его оборотную сторону.

Правки, внесенные в извещение о ДТП уже после того, как бланки были заполнены, нужно заверить подписями обоих водителей – это поможет избежать претензий со стороны страховщиков.

Шаг 4. Если авария произошла в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях, и водители претендуют на получение повышенного страхового возмещения (до 400 тыс. руб.

), появляются дополнительные требования к оформлению происшествия. Так, в течение 60 минут после ДТП следует зафиксировать с помощью фото- и видеосъемки его обстоятельства (п.

3 Правил предоставления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику). Необходимо обязательно зафиксировать изображения:

  • регистрационных знаков автомобилей (или при их отсутствии – VIN);
  • мест повреждения транспортного средства;
  • взаимного расположения автомобилей с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры (эстакада, тоннель, мост, автобусная остановка и т. д.);
  • следы торможения;
  • регистрационных знаков автомобилей, принадлежащих свидетелям ДТП (при их наличии).

Однако пока непонятно, какие именно технические устройства могут использовать водители для фиксации обстоятельств ДТП. С одной стороны, закон об ОСАГО обязывает участников аварии не только провести фото- или видеосъемку, но и зафиксировать данные о ДТП с помощью средств навигации, использующих систему ГЛОНАСС (п. 5 ст. 11.

1 закона об ОСАГО). Логично предположить, что такими средствами могут быть обычные навигаторы. Иными словами, можно сделать фото- и видеозапись с помощью фотоаппарата, видеокамеры или иного устройства, а сведения о координатах аварии зафиксировать с помощью навигатора (правда, для этого навигатор должен быть оснащен GPS-трекером).

 

ВАЖНО ЗНАТЬ

Владельцы транспортных средств не имеют права ремонтировать или утилизировать свои автомобили без письменного согласия на то со стороны их страховой компании в течение 15 суток после ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней) (абз. 2 п. 3 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

С другой стороны, на подзаконном уровне требования к фиксации данных о ДТП сформулированы по-другому: технические средства должны регистрировать одновременно дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты этого средства (п.

1 Требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации).

Получается, что речь идет не о нескольких, а об одном техническом устройстве – например, видеорегистраторе со встроенной системой навигации.

В Российском Союзе Автостраховщиков нашему порталу пояснили, что фото- и видеосъемку можно провести с помощью видеорегистратора, а координаты ДТП зафиксировать с использованием навигатора.

Не все так просто и с определением применимой системы навигации. Закон об ОСАГО предписывает использовать устройства, использующие систему ГЛОНАСС или систему ГЛОНАСС совместно с иными навигационными системами (п. 5 ст. 11.

1 закона об ОСАГО). А подзаконный акт допускает применение устройств, которые используют систему ГЛОНАСС или иную навигационную систему (пп. “б” п.

1 Требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации).

Таким образом, является ли использование именно ГЛОНАСС решающим фактором при фиксации обстоятельств ДТП или нет (и можно использовать, например, навигационную систему GPS), пока не очень ясно.

Если обстоятельства ДТП не будут должным образом зафиксированы, применению подлежит общее правило: лимит страховой выплаты составит 25 тыс. или 50 тыс. руб. (п.п. 4-5 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Важно, что фото- и видеозаписи, которыми зафиксирован факт ДТП, не должны подвергаться какой-либо обработке. Некорректируемость информации, предоставленной водителями, является ключевым условием для получения расширенного страхового возмещения (п. 5 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Однако действующее законодательство не уточняет, какая информация может считаться корректированной. В своем обращении к страховым организациям от 13 октября 2014 г.

№ И-52804 Российский Союз Автостраховщиков делает вывод: в связи с отсутствием правового определения корректируемости информации под коррекцией можно понимать любую перезапись файла на другой носитель, архивирование, а также смену имени или расширения файла.

Таким образом, водителям следует иметь в виду, что даже самое незначительное действие с файлом может повлечь за собой отказ в выплате страхового возмещения.

СОВЕТ

Фиксируя обстоятельства ДТП, водители могут ориентироваться на требования к фотосъемке поврежденного транспортного средства с наглядными схемами, а также типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства, которые можно найти в Положении Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П.

БЛАНК

Претензия в страховую компанию

Другие бланки 

Шаг 5. В течение пяти рабочих дней после аварии участники ДТП должны направить в страховые компании, где застрахована их гражданская ответственность, свои части бланка извещений (п. 2 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

При этом потерпевшему вместе с извещением нужно передать еще и заявление о прямом возмещении убытков (как правило, у каждой страховой компании есть свои бланки таких заявлений).

Направить все документы страховщику можно по почте, но лучше всего привезти их лично и сохранить свой экземпляр заявления с отметкой о принятии. При этом, если виновник не представил извещение в свою страховую, это не будет основанием для отказа в выплате потерпевшему страхового возмещения (п. 2 ст. 11.1, п. 25 ст.

12, ст. 14.1 закона об ОСАГО). При необходимости по запросу страховщиков участники ДТП обязаны предоставить свои автомобили для осмотра в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования (п. 3 ст. 11.1 закона об ОСАГО). 

НАША СПРАВКА

Прямое возмещение убытков – это возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое страховщиком, который застраховал его гражданскую ответственность (ст. 1, ст. 14.1 закона об ОСАГО).

Начальник отдела правового контроля и взаимодействия с государственными органами Центра правового обеспечения страховой компании Allianz Вера Ершова напоминает, что заявления по европротоколу рассматриваются в том же порядке, что и обычные заявления о возмещении убытков по ОСАГО – разница только в наборе документов (для европротокола не требуются справка о ДТП, а также протокол и/или постановление о ДТП). 

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Рассчитать госпошлину при обращении в суд общей юрисдикции или арбитражный суд можно с помощью нашего калькулятора.

Шаг 6. Срок рассмотрения заявлений составляет 20 календарных дней с момента их поступления (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).

В течение этого срока страховая компания обязана выплатить ему страховое возмещение или выдать направление на ремонт транспортного средства либо направить в письменном виде мотивированное извещение об отказе в выплате (п. 4.

22 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

Если потерпевший не согласен с суммой возмещения или отказом в его выплате, ему необходимо написать мотивированную претензию в страховую компанию о пересмотре принятого решения.

“Стоит обратить внимание на то, что Банком России была утверждена единая методика определения размера расходов на восстановление поврежденного автомобиля, и, чтобы оспорить сумму выплаты, потерпевшему надо доказать, что страховая компания отступила от этой единой методики и неверно произвела расчет.

Отказ в удовлетворении претензии возможно затем оспорить в судебном порядке, однако, не имея четкой доказательственной базы, можно потерять не только время, но и деньги на оплату судебных издержек (госпошлина, оплата услуг юриста и т. д.)”, – отмечает Вера Ершова.

Источник: http://www.garant.ru/article/585808/

Форменное безобразие

Обязаны ли участники ДТП сами заполнять схему, делать фото и видео фиксацию?

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки».

Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии.

При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО.

Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП.

Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер.

лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа.

Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

— дате ДТП;

— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника».

Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости.

А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО.

Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по Каско?

Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться.

Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай.

При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Источник: https://autoreview.ru/articles/kak-eto-rabotaet/spravka-dtp

Ветка права
Добавить комментарий