Обязательна ли прописка?

Место жительства и пребывания

Обязательна ли прописка?

Рассказываем, чем регистрация отличается от прописки, зачем и где нужно регистрироваться и что будет, если этого не сделать

ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Сегодня регистрация — дело совсем несложное, однако имеет немало тонкостей.

О том, чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, — в карточках «РБК-Недвижимости».

«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях».

В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее).

Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.

На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе.

Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки.

Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.

В 1974 году ввели правило, согласно которому гражданин, покидающий свое место жительства более чем на полтора месяца, должен перед отъездом выписаться с жилплощади, подтвердив ее наличие на новом месте. Выписаться и прописаться человек обязан был в течение трех дней.

Постоянная регистрация Чем она отличается от прописки

В 1990 году Комитет конституционного надзора СССР признал, что институт прописки ограничивает право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства. Еще три года ушло на обсуждение этой темы.

Отменили прописку только в октябре 1993 года, когда вступил в силу Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Прописку заменила регистрация по месту жительства или, как ее еще называют, постоянная регистрация.

Главное отличие регистрации от прописки заключается в том, что она носит уведомительный характер. То есть гражданин России не обязан спрашивать разрешения властей на проживание в том или ином месте — он имеет право сам выбирать место жительства. Но он должен уведомить государство о том, где живет.

Эта регистрация — бессрочная, информация о ней заносится в паспорт в виде штампа. Поэтому до сих пор постоянную регистрацию многие по привычке называют пропиской. Зарегистрироваться постоянно можно либо на собственной жилплощади, либо на чужой, но с разрешения владельца помещения.

Временная регистрация Что это такое

По сути, это регистрация по месту пребывания. Ее нужно оформить, если гражданин намерен пробыть в каком-либо населенном пункте более 90 дней. При этом человек не теряет свою регистрацию по постоянному месту проживания.

Временная регистрация оформляется на определенный срок. Сейчас законом предусмотрен период от 90 суток до 60 месяцев (пяти лет). Она не отмечается в паспорте, вместо этого гражданину выдается на руки свидетельство с указанием адреса регистрации.

Необходимость Зачем вообще нужна регистрация

Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет.

Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.

Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.

), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.

Помещения Везде ли можно оформить регистрацию

Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях).

Временная регистрация возможна также в апартаментных комплексах, гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).

Дачи Можно ли там зарегистрироваться по месту жительства

Да, с 1 января 2019 года это стало возможным. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности.

В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей.

В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.

На дачу нужно оформить технический паспорт БТИ, после чего она переоформляется в индивидуальный жилой дом, ему должен быть присвоен почтовый адрес (иначе регистрация по месту жительства будет невозможна).

Без прописки Может ли у человека вообще не быть постоянной регистрации

Такие ситуации возможны. Например, если человек продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.

Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.

Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб. 

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5c484a7e9a7947720c6dddb9

На что влияет прописка: Как с этим в других странах мира

Обязательна ли прописка?

На что влияет прописка: Как с этим в других странах мира

Из открытых источников

Оригинал на страницеИгорь Ляшенко в

Выборы заставляют задуматься о теме регистрации места жительства. Драконовские правила прописки времен СССР фантомной болью до сих пор отдаются в обществе.

Даже молодежь, СССР не заставшая, продолжает употреблять слово “прописка” и ругать систему. А справедливо ли это?

Огромное количество людей живет в Киеве без регистрации. Вернее, они зарегистрированы по месту предыдущего жительства, в других городах и селах. Выехав на учебу, работу, люди не меняют регистрацию.

Просто чтобы не обременять себя лишними хлопотами. В конце концов, так можно. Ничего незаконного.

Да и не только Киеву это присуще. По всей стране регистрация по месту жительства превратилась в необязательную формальность, которая ни на что вроде как не влияет.

О проблеме вспоминают, когда вдруг появляется необходимость реализовать какие-то права по месту жительства. Этих прав немного, но они жизненно важны и, как правило, привязаны к адресу формальной регистрации. Например, приближающиеся президентские выборы.

Те, кто давно зарегистрированы по фактическому месту жительства, могут не переживать: они есть в списках избирателей. А вот тем, кто зарегистрирован не там, где живет, сложнее.

Надо брать справки с места учебы или работы, а лучше договор аренды жилья. Все это лично нести в службу, которая ведет реестр избирателей… В общем, одни хлопоты.

А вспомним недавние нововведения по зачислению детей в садики и школы. Киевские власти однозначно решили, что приоритет отдается тем детям, кто зарегистрирован поблизости от конкретных сада или школы. Сколько это вызвало возмущений. Мол, нарушение прав человека и все такое.

Люди аргументируют тем, что зарегистрироваться сложно, надо предоставить основание, чаще всего договор аренды. А хозяева арендного жилья, как правило, не желают такие договора предоставлять.

Кто-то не хочет давать повода для лишнего внимания налоговых органов, кто-то по старой памяти, ведь когда-то давно регистрация (прописка) давала право на собственность.

Тем не менее, поскольку от учета по месту жительства в конечном итоге никуда не деться, я заинтересовался, а как оно за границей, в странах, с которых мы во многом пример берем?

Вот что мне ответили друзья и знакомые.

Италия. Место регистрации очень важно и влияет на многое. Именно по месту регистрации дети идут в школу, принимает семейный врач, люди участвуют в выборах, получают социальные выплаты, платят налоги.

Для регистрации надо предоставить договор аренды жилья или согласие собственника жилья на регистрацию. Все, как и у нас.

Финляндия. Надо регистрироваться в местной администрации. Обязательно нужно указать адрес, который автоматически дублируется по всем инстанциям.

При выезде в другое место жительства обязательно надо уведомить администрацию. Те, у кого есть адрес, получают карточку “жителя города”. По этой карточке реализуются права на все коммунальные и государственные услуги и сервисы.

В Германии регистрацией занимаются сервисные центры наподобие наших ЦПАУ (Центры предоставления административных услуг).

Требуется предъявить договор аренды (особенных требований нет, это может быть простая бумага, написанная от руки). Услуга, кстати, платная – 10 евро.

В Канаде (пример из провинции Онтарио) регистрации как таковой нет. Но очень часто надо документально подтверждать место жительства: чтобы отдать ребенка в школу, получить карточку медицинского страхования, водительские права или ID-карту, открыть счет в банке.

В качестве доказательства принимаются договор аренды жилья, квитанции оплаты коммунальных услуг или приходящая на твое имя по конкретному адресу почта.

Примерно та же ситуация в разных штатах США. Можно жить без формальной регистрации, но подтверждать адрес надо часто. Видом регистрации служит карточка местного резидента (нечто вроде нашей “Карты киевлянина”), которая получается по предъявлению договора аренды жилья или квитанций по оплате коммунальных услуг.

Похожая схема в Австралии. Место регистрации важно для школы (каждая школа обязана принимать детей из определенного микрорайона).

Есть также требование при смене штата перерегистрировать автомобиль (кстати, когда-то при переезде в другую область такое требование было и у нас).

Итак, мы видим, что в большинстве стран регистрация есть, и везде она решает практически идентичную задачу – определение круга людей, которые получают на данной территории основные социальные и государственные сервисы.

Киев и Украина в плане требований и условий регистрации ничем не отличаются от других развитых стран.

Наша проблема во многом в том, что люди не понимают, зачем нужна регистрация, и легкомысленно к ней относятся.

А потом, когда оказывается, что она влияет на школу, медицину, социальные выплаты, люди удивляются и начинают жаловаться на нарушение их прав.

Игорь Ляшенко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику “Мнение”, ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: https://112.ua/mnenie/na-chto-vliyaet-propiska-kak-s-etim-v-drugih-stranah-mira-485615.html

Есть ли жизнь без прописки

Обязательна ли прописка?

Наиболее мобильные и экономически активные люди при смене места жительства сталкиваются с различными административными барьерами из-за отсутствия постоянной или временной регистрации по месту фактического проживания /Е. Разумный

Практически при любом взаимодействии с государственными учреждениями и органами государственной или муниципальной власти гражданин обязан предъявлять документы, подтверждающие его постоянную или временную регистрацию по месту жительства.

Эти документы понадобятся для того, чтобы получить ИНН, зарегистрировать ИП, устроиться на работу, получить социальные пособия и компенсации, встать в очередь на детский сад и записать ребенка в школу, открывать счета в некоторых банках, проать и получить водительские права.

С 1995 г. прописка носит уведомительный характер, но такое уведомление является обязанностью, так как многие услуги, предоставляемые государством, так или иначе привязаны к территории.

Более того, «простой уведомительный характер» прописки на самом деле требует подтверждения привязки человека к определенному адресу.

И если вдруг меняется место проживания, то для получения прописки обязательно необходимо наличие на новом месте жилья в собственности у самого переехавшего или его родственников или доброй воли собственника жилого помещения по новому адресу. Арендодатели же очень редко желают прописать нанимателей.

Проблемы с получением прописки во многом тянутся из постсоветских представлений о том, что собственникам нежелательно или даже опасно прописывать на свою жилплощадь других людей, будь то родственники, просто знакомые или арендаторы. Эти представления не лишены оснований. И сегодня регистрация обеспечивает право пользования жилым помещением, а прописанные дети – главный минус жилья на вторичном рынке недвижимости.

В результате наиболее мобильные и экономически активные люди при смене места жительства сталкиваются с различными административными барьерами из-за отсутствия постоянной или временной регистрации по месту фактического проживания.

Важно заметить, что многие из тех, кто проживает не по адресу постоянной регистрации, были бы готовы сообщить о месте своего фактического проживания государственным органам, но не могут этого сделать в силу того, что легально получить временную и уж тем более постоянную регистрацию не так-то просто.

Государство само делает граждан латентными правонарушителями. Статья 19.15.1 КоАП предусматривает административную ответственность за проживание в жилом помещении без соответствующей регистрации и наложение административного штрафа и на проживающего (до 5000 руб.), и на собственника жилого помещения (до 7000 руб.).

И значит, из-за существующих правил получения прописки каждый пятый в стране (по данным опросов) автоматически становится правонарушителем. Однако в общей статистике правонарушений мы такого огромного количества административных штрафов по этому составу не видим – это «спящий» состав.

Но это не отменяет того факта, что люди совершают административно наказуемый поступок.

При этом контролировать перемещения преступников, например террористов, обязательная прописка не позволяет. Простой переезд без уведомления каких-либо органов власти – довольно распространенная практика даже для обычных законопослушных людей.

По опросным данным, около 19% опрошенных в категории 31–45 лет и 25% в категории младше 30 лет не живут по месту постоянной или временной регистрации. Отсутствие прописки не мешает им проживать где угодно и продолжать любую законную и незаконную деятельность, укрываться от военной обязанности и судебных повесток.

При таком расхождении официальных данных о зарегистрированных и реальном числе фактически проживающих на конкретной территории общество продолжает нормально функционировать и органы власти успешно организовывают свою работу.

Если прописка необходима для того, чтобы обеспечивать соблюдение прав и выполнение обязанностей, т. е. фактически получать государственные услуги, то во многих сферах, как показало исследование Института проблем правоприменения, все уже организовано таким образом, что данные о прописке используются только косвенно или не используются вовсе.

Вы уже можете обратиться в любое в медицинское учреждение на территории России и получить помощь в рамках ОМС (необходимо только прикрепиться к поликлинике) – и даже высокотехнологичную медицинскую помощь.

Вы уже можете получать федеральные социальные выплаты (например, материнский капитал), пенсию, устроить ребенка в школу в независимости от того, по какому адресу вы проживаете.

Не по месту постоянной регистрации вы все еще не можете пройти медицинскую комиссию, например нарколога и психиатра, для справки на права или устройства на работу, не можете проать и оформить страховку на машину.

Вы не можете подтвердить, что вы молодая семья и нуждаетесь в субсидии на жилье, если не зарегистрированы в одном регионе.

Автоматизация процессов и развитие федеральных баз данных сделало прописку еще более несовременным институтом с хаотичным набором ограничений.

Налицо рассогласованность декларируемых функций прописки и того, как она работает на практике. Многие задачи государственных органов, для которых создавалась прописка, уже фактически решаются с помощью других инструментов или не решаются вовсе.

Упростив процесс регистрации, государство снимет значительную долю ограничений внутренней трудовой миграции, низкий уровень которой ежегодно приносит существенные экономические потери. Есть хороший задел на изменения.

Если действующий порядок прописки уже сам по себе становится все менее актуальным как для граждан, так и для государственных органов, то его модернизация с высокой вероятностью может пройти безболезненно и стать примером успешной и полезной реформы.

Одним из путей модернизации системы постоянной и временной регистрации, который позволил бы снять напряжение между собственниками жилья и людьми, желающими быть зарегистрированными, могло бы стать разделение двух задач прописки: обеспечение доступа к государственным услугам и регистрационный учет граждан в административных целях. Что же касается прав на жилье, которые закрепляет прописка, то это просто советская архаика – замена публично-правовым институтом (пропиской) нормального гражданско-правового института (договора аренды).

Автор – младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/10/19/738495-zhizn-bez-propiski

Прописку отменили. Но она по-прежнему мешает жить Что нельзя сделать без постоянной или временной регистрации — Meduza

Обязательна ли прописка?

Прописка по месту жительства — главный инструмент советского руководства по контролю над передвижениями граждан — была признана неконституционной сразу после распада СССР, случившегося ровно 25 лет назад. На смену прописке пришла регистрация по месту жительства (постоянная) и по месту пребывания (временная).

В законе о свободе передвижения сказано, что регистрация требуется «для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом». Но в повседневной жизни регистрация, как и советская прописка, скорее создает неудобства, нежели помогает.

«Медуза» напоминает, что до сих пор нельзя или трудно сделать, если у вас нет нужного штампа в паспорте.

Нельзя 

Просто взять и уехать жить в другой регион

Если вы больше 90 дней живете не в том регионе, который указан на штампе в паспорте, и у вас нет свидетельства о временной регистрации, вы нарушаете Административный кодекс.

Штраф за такое нарушение — от двух до трех тысяч рублей (в Москве и Петербурге — три-пять тысяч рублей).

Исключение сделано только для тех, кто зарегистрирован в Московской или Ленинградской областях, а живет соответственно в Москве или Санкт-Петербурге.

Устроить ребенка в ближайшую школу или детский сад

Детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, принимают в школы по остаточному принципу. Это прописано в приказе Минобрнауки и подтверждено Верховным судом («Медуза» подробно разбирала эту историю).

Формально механизм такой: сначала в школу набирают только тех, кто может подтвердить документами, что живет рядом, а уже потом — всех остальных.

На деле приезжим могут просто отказывать в приеме, ссылаясь на отсутствие свободных мест.

Похожая ситуация складывается в детских садах, где как правило мест еще меньше, чем в школах.

Проать на выборах

Чтобы попасть в список избирателей на выборах, надо быть постоянно или временно зарегистрированным на территории избирательного участка.

Причем те, у кого есть только временная регистрация, должны заранее (не позднее, чем за три дня до дня ания) прийти в избирательную комиссию и оформить заявление — тогда их добавят в список по месту пребывания и исключат из списка по месту жительства.

Есть также возможность получить открепительное удостоверение, но за ним придется ехать к месту постоянной регистрации.

Трудно 

Получить медицинскую помощь

Медицинская помощь в России бесплатна для всех граждан на всей территории страны. Если речь идет о неотложной помощи, проблем обычно не возникает — но когда надо обратиться в поликлинику, встает вопрос «закрепления». Россиянин должен сначала выбрать, где он будет постоянно лечиться, а только потом обращаться к врачу.

В приказе Минздрава четко сказано, что помимо паспорта и полиса обязательного медицинского страхования никакие документы для выбора поликлиники в любой точке страны не нужны.

Тем не менее россиянам постоянно приходится сталкиваться с тем, что в поликлинике приезжих из других регионов просят доказать, что они временно живут именно там, где хотят лечиться.

По закону предъявлять свидетельство о регистрации или договор аренды жилья гражданин обязан только если меняет поликлинику чаще одного раза в год.

В пределах региона смена поликлиники проблем не вызывает, в Москве это можно сделать даже не выходя из дома.

Устроиться на работу

В описаниях вакансий до сих пор можно встретить требование регистрации в том регионе, где предстоит работать.

Компании чаще всего используют этот пункт как дополнительный фильтр или гарантию того, что недобросовестного сотрудника в случае чего не придется долго искать.

По Трудовому кодексу отказ в приеме на работу из-за регистрации в другом регионе является незаконным, за это на работодателя можно подать в суд.

Переоформить документы

Привязка гражданина к региону долгое время означала, что для переоформления любых документов надо ехать туда, где вы зарегистрированы.

С появлением электронных госуслуг и многофункциональных центров (МФЦ) ситуация радикально изменилась, все ведомства общаются между собой в электронном виде, а нужные документы можно получить там, где захочешь.

При этом сроки оформления все еще напрямую зависят от того, в своем регионе гражданин находится или нет.

Проще всего показать это на примере выдачи паспортов. Российский паспорт в родном регионе оформляют 10 дней, а для оформления по месту временного пребывания потребуется месяц.

Для загранпаспорта эти нормативы увеличиваются до одного и четырех месяцев соответственно. Причем это сроки только для МВД, потом документ еще должны доставить до места получения.

Выходит, что в некоторых случаях легче дважды съездить в свой регион (для подачи заявления и получения паспорта), чем ждать, пока документы пройдут через все инстанции.

Получить дешевый кредит 

Банки, как и работодатели, хотят минимизировать риски, поэтому постоянная или временная регистрация — одно из условий для получения кредита.

Крупные банки при этом идут навстречу: достаточно быть зарегистрированным в том регионе, где есть отделение, а они есть практически повсюду.

Однако широкую региональную сеть могут себе позволить не все банки, и тогда отсутствие регистрации приводит к увеличению процента по кредиту.

Все материалы «Медузы», посвященные 25-летию распада СССР, читайте здесь. 

Источник: https://meduza.io/feature/2016/12/09/propisku-otmenili-no-ona-po-prezhnemu-meshaet-zhit

Почему все больше украинцев отказываются от прописки и на что это влияет

Обязательна ли прописка?

77% людей, которые не живут по месту регистрации не чувствуют потребности в этой самой регистрации / Анатолий Бойко, Сегодня

В Украине более 3 млн взрослых людей живут не по месту регистрации. Обычно такие граждане переезжают в другие города, арендуют квартиры и не регистрируются по новому месту жительства.

С одной стороны, институт прописки постепенно отходит в прошлое, но с другой – существуют десятки административных услуг, которые нельзя получить просто по месту жительства. Это существенно усложняет жизнь и способствует коррупции.

Сайт “Сегодня” разобрался, как работает система регистрации места жительства в Украине, зачем нужна и доступ к каким услугам дает.

Для чего нужна прописка

Употреблять термин “прописка” сейчас некорректно, т. к. ее в Украине не существует. Еще в 2001 г. в стране избавились от системы прописки и заменили ее регистрацией места жительства.

Однако смена названия не изменила сути.

Украинцы, которые живут не там, где зарегистрированы, сталкиваются со множеством трудностей, начиная с того, что не могут отдать детей в школы и детские сады, и заканчивая оформлением субсидий и пенсий.

Уже давно речь идет о том, чтобы начать реформу регистрации места проживания, а в начале марта активисты в Киеве даже выходили на массовый митинг за отмену прописки.

Митингующие заявляли, что украинцы должны регистрироваться там, где они фактически живут, а не там, где у них есть имущество. Т.е.

прописка должна стать чисто декларативной, а не обязательным фактором, который обеспечивает доступ к необходимым админуслугам.

Во время презентации результатов первого общенационального социологического исследования “Граждане Украины, которые проживают не по месту регистрации: их количество и проблемы” эксперты отметили, что отменить прописку в стране нельзя, но вот реформировать – необходимо.

“Регистрация места жительства – это не об административной услуге, где ты просто регистрируешься, либо снимаешься с регистрации. Это о целой инфраструктуре подсистем, которые привязывают человека в получении государственных услуг к регистрации места жительства. Отменить просто ту прописку, которая до сих пор живет в нашей стране, невозможно.

Но нам нужно понять, какая модель будет нам нужна, чтобы она была и человекоориентированной, и помогала государству понять, сколько и где людей живет, чтобы справедливо рассчитать ресурсы”, – заявила Людмила Янкина, правозащитница, руководитель проекта “Свобода передвижения для каждого: реформа системы регистрации места проживания в Украине”, Центр прав человека ZMINA.

Эксперты уверены, что система, которая существует в Украине сейчас – рудимент из советских времен, без которого, тем не менее, сложно обойтись.

Адвокат АО “Артиус” Инна Власенко, пояснила в комментарии “Сегодня”, что, в первую очередь, институт прописки имеет значение для государственного планирования и управления территориями – например, планирование количества детсадов, школ, больниц, для поддержания правопорядка на определенной территории.

“Что касается реализации гражданами некоторых своих прав, то такие не всегда зависят от прописки.

Если говорить о жилищных правах, то, с юридической точки зрения, прописка в квартире дает право только на проживание в ней лица, место жительства которого зарегистрировано в данной квартире.

Право собственности на такую ​​квартиру прописка не подтверждает, последнее подтверждается только правоустанавливающими документами”, – отметила Инна Власенко.

В больницах сейчас можно обслуживаться и не по месту прописки. Достаточно написать заявление на обслуживание и обзавестись картой. А сами медучреждения не могут отказать в обслуживании тем, кто обратился не по месту регистрации.

Отдать ребенка в школу и сад тоже можно по месту жительства, только не стоит забывать, что сейчас действует приоритет для тех, у кого есть регистрация. А уже после того, как будут зачислены все дети с пропиской в районе учебного заведения, начнется зачисление остальных.

“Особое внимание на прописку обращают при приеме на работу, поскольку работники допускаются к материальным ценностям, банковской тайне, конфиденциальной информации.

Прописка имеет значение при рассмотрении споров судебными органами, поскольку независимо от статуса стороны (истец, ответчик, третье лицо, свидетель), судебную повестку суд будет направлять по зарегистрированному адресу места жительства. Если к вам подадут иск, суд посылает повестки по адресу регистрации.

Так что если не проживаете по адресу регистрации, то можно и не узнать, что рассматривается судебное дело с вами”, – поясняет Власенко.

Не стоит забывать, что регистрация места жительства имеет большое влияние также и на избирательный процесс. Ведь прописка необходима для контролирующих органов, для определения списков избирателей, создания избирательных участков и т.д.

Данные исследования, которое проводили в аналитическом центре CEDOS, свидетельствуют о более низком уровне избирательной активности среди лиц, проживающих не по месту регистрации.

Так, 45% респондентов участвовали в местных выборах в тех населенных пунктах, где зарегистрированы, но фактически не проживают. В то же время только 3% опрошенных али на парламентских выборах 2014 г.

, воспользовавшись механизмом временного изменения места ания. Ранее мы уже писали, как могут проать люди, живущие не по прописке.

“На местных выборах люди могут ать только в тех населенных пунктах, где они зарегистрированы. Когда мы видим 45% людей, которые не живут по месту регистрации проали на местных выборах, это означает, что они выбирали представителей власти для того населенного пункта, где они, фактически, не живут”, – отмечает исследовательница аналитического центра CEDOS Александра Слободян.

Тем временем украинцы стоят в огромных очередях, чтобы сменить место ания ко второму туру президентских выборов:

Напомним, что необходимость прописки заставляет мужчин повозиться и с военным учетом. Здесь есть два важных аспекта. Во-первых, все повестки о призыве в армию будут приходить по месту прописки.

А во-вторых, если вы стоите на военном учете в каком-то определенном военкомате, то при смене места регистрации вам будет необходимо ехать в военкомат с заявлением о регистрации на новом месте.

В том военкомате вас снимут с военного учета, а следом нужно ехать в военкомат по новому месту жительства и заново становиться на учет.

Регистрация места жительства осталась важной для доступа украинцев к различным услугам. 21% людей, которые живут не по месту регистрации, считают, что из-за этого их права значительно ограничены. Тем не менее, многие не спешат регистрироваться или же просто не имеют такой возможности.

Сколько украинцев живет не по месту регистрации

Сейчас не по месту регистрации живет около 3,3 млн украинцев, что составляет 12% населения. Такие результаты представила исследовательница аналитического центра CEDOS Александра Слободян.

“На основе результатов общенационального опроса мы смогли оценить количество лиц, проживающих в Украине не по месту регистрации, примерно в 3,3 миллиона человек, что составляет около 12% населения.

Эта оценка касается только взрослого населения. У нас есть основания считать, что она минимальна.

Более точные данные можно получить только после проведения переписи населения”, – говорит Александра Слободян.

В то же время, в Украине есть 0,9 млн детей, которые живут не по месту регистрации, 0,7 млн взрослых, которые живут вообще без регистрации, 1,5 млн внутренне перемещенных лиц и 0,4 млн иностранцев.

Источник: https://www.segodnya.ua/ukraine/propiska-dlya-ukraincev-pochemu-vse-bolshe-lyudey-ot-nee-otkazyvaetsya-i-na-chto-eto-vliyaet-1249924.html

Для чего нужна прописка: 5 вопросов эксперту

Обязательна ли прописка?

Теперь, чтобы получить автомобильные номера, автовладельцам придется обращаться в ГИБДД по месту прописки. Поставить машину на учет в другом регионе или по месту временного проживания будет невозможно.

«Сноб» поговорил с младшим сотрудником Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге Дарьей Кузнецовой и узнал, в чем смысл прописки, нужна ли она вообще и как с этим обстоят дела в других странах

Artem Sapegin


Ɔ. Зачем современному российскому правительству институт прописки? Что он дает? В чем его преимущества и недостатки?

Сразу нужно оговориться, что прописка – устаревший термин. Люди используют его по привычке, но это неправильно.

Помимо того, что институт прописки формально перестал существовать в 1993 году, он и содержательно отличается от регистрации по месту жительства.

Российскому государству, как и любому другому в мире, нужно как-то вести регистрационный учет своих граждан (конечно, и приезжих — но это разговор про визы и рабочие патенты).  

То, что государство знает, сколько у него граждан и где они проживают, само по себе неплохо.

Эта информация используется для принятия управленческих решений и организации жизни: рассчитываются объемы пассажиропотока, потребность в детских садах, больницах, более-менее равномерно распределяются потоки получателей государственных или муниципальных услуг — детей записывают в школы с учетом территориальной доступности и так далее. У государства есть понятный канал связи с гражданином по почте. Другой вопрос, как регистрация устроена — самая большая проблема действующих правил в России в том, что сегодня она так или иначе привязана к имущественным правам: чтобы быть зарегистрированным по определенному адресу, нужно или иметь это жилье в собственности (и оно должно признаваться жильем с точки зрения государства), или иметь хорошие отношения с собственником, который будет готов пройти ради вас бюрократические процедуры. Из-за этих ограничений множество людей, переезжающих в другие города по учебе и работе или проживающих не в тех местах, которые государство готово признать местом жительства, не уведомляют его о том, где фактически они проживают, даже если теоретически они не против это сделать.


Ɔ. Почему прописка необходима при оформлении других документов?

Как я уже сказала, часть обоснований — это то, что эта информация нужна органам власти для принятия управленческих решений.

Однако, учитывая, что у нас практически каждый пятый в стране живет не по месту регистрации, очевидно, что никакие «организационные» процессы не перестают из-за этого работать даже при таком расхождении реальных и формальных данных.

На мой взгляд, сейчас основная вещь, которая может быть преградой, чтобы изменить механизмы регистрации, — это отсутствие общероссийских реестров. Так, например, ничего не помешало отменить прикрепление к поликлиникам по регистрации по месту жительства.

Сегодня при смене места проживания достаточно уведомить об этом свою страховую компанию и сообщить свой новый адрес, ничем его не подтверждая. Но невозможно пройти нарколога или психиатра не по месту регистрации для получения водительского удостоверения или разрешения на оружие.

Существующая система регистрации не то чтобы сильно ограничивает жизнь тем, кто хочет скрыться, но создает множество проблем законопослушным гражданам при переезде

Другой аргумент, который всегда возникает при обсуждении регистрации по месту жительства, — это вопросы безопасности (розыск преступников полицией, отслеживание террористов) и исполнения обязательств (информация для банков, судебных приставов и т. д.).

Во-первых, когда мы «не знаем» о фактическом месте нахождения почти 20 процентов населения, это, на мой взгляд, говорит об этой системе как о неэффективном инструменте для обеспечения общественного порядка.

Во-вторых, определенно и полиция, и банки располагают множеством других способов отслеживать нарушителей, не ориентируясь только на регистрацию, иначе бы они никого не находили.

Кроме того, сам человек должен быть заинтересован в том, чтобы получать государственные уведомления, и для этого указывать свой фактический адрес, как это организовано в некоторых странах, а не государство — в том, чтобы гоняться за уклоняющимися по официальным адресам.

Существующая система регистрации не то чтобы сильно ограничивает жизнь тем, кто хочет скрыться, но создает множество проблем законопослушным гражданам при переезде. Это неправильно, что государство как будто считает, что все люди «жулики и злодеи», и усложняет правила для всех, чтобы поймать немногих.


Ɔ. Как и чем можно заменить нынешнюю регистрацию?

Самое важное, что можно сделать, — это руководствоваться уведомительным порядком в том виде, какой прописан в законе, по крайней мере для временной регистрации.

И развести задачи административного учета и вопросы сугубо гражданского, семейного права (право пользования жилым помещением, обязанности по отношению к несовершеннолетним детям и так далее), некоторые публичные правоотношения (назначение социальных выплат и иной поддержки, обеспечение общественного порядка).

Конечно, прежде чем что-то изменять, нужно аккуратно учесть все действующие правила и основных пользователей информации о регистрации.

Например, в нашем исследовании выяснилось, что учет несовершеннолетних довольно плотно завязан на регистрацию по месту жительства родителей и других источников информации почти не имеет. Важно учесть и уже существующие возможности, например, возможности банковского сообщества или проверку СНИЛС и ИНН, чтобы не стучаться в открытые двери.


Ɔ. Почему государство закрывает глаза на обходные пути и на то, что миллионы людей живут без постоянной или временной регистрации в других городах и не платят за это штраф?

И хорошо, что закрывает глаза! Последнее, что нам нужно, — это ужесточение соблюдения правил регистрации в том виде, в каком они сформулированы сейчас. Это не тот вопрос, который требует решения административными штрафами. Кто отслеживает это нарушение и накладывает по нему обязательные выплаты? Этим занимается участковый уполномоченный полиции.

На мой вкус, пусть он и дальше будет сконцентрирован на других, более серьезных и опасных вещах. Мирно и в остальном законопослушно проживающие не по месту регистрации люди — это не объект внимания участкового.

Стимулировать уведомление государства о своем месте проживания нужно другими способами, так, чтобы человеку самому было выгодно об этом сообщать.

Многое из того, для чего когда-то говорили о необходимости регистрации по месту жительства, уже работает фактически без учета этой информации

Ну и, кроме того, исследование, которое мы когда-то провели, показало, что многое из того, для чего когда-то говорили о необходимости регистрации по месту жительства, уже работает фактически без учета этой информации, например, пенсионная система, здравоохранение, а для многого расхождение официальных и реальных данных на практике ни на что не повлияло. Значит, механизм регистрации неактуальный и его можно безболезненно модернизировать и сделать более удобным для людей.


Ɔ. Как другие страны обходятся без постоянной или временной регистрации? Чем они ее заменяют?

Вопросы регистрации в других странах решаются по-разному. Все зависит от сложившейся практики и традиций. Мало где совсем нет регистрации, например, в Индии. Следят за соответствием указанного адреса и местом фактического проживания практически повсеместно, но с разной степенью внимания и строгости.

Во многих странах требуется указать адрес проживания в местной администрации или отделе полиции и подтвердить его договором аренды, несколькими оплаченными коммунальными счетами или полученным письмом «государственной почты», но часто достаточно его просто сообщить.

В Германии, чтобы подтвердить адрес «временной регистрации», необходимо, чтобы арендодатель заполнил бланк в местной администрации.

В Австралии и Франции, как и в России, ребенок должен ходить в школу по месту постоянной регистрации.

Но пока сложно представить, чтобы в России семьи просто переезжали и снимали квартиру поближе к нужной школе — отчасти, может быть, и потому, что это не решает вопрос со школой, поскольку арендодатели в России неохотно регистрируют семьи, тем более с несовершеннолетними детьми, даже при наличии официального договора аренды.

В Америке существует несколько отдельных систем. Социальное страхование отношения к месту жительства не имеет, но в этой системе зарегистрированы раз и на всю жизнь все проживающие на территории страны граждане.

Есть также реестр регистрации в качестве избирателя, чтобы исключить двойное ание, есть адрес, указанный в правах, и адрес для налоговой.

Последний может не совпадать с фактическим, но так как туда приходят налоговые вычеты и налоговые уведомления, то лучше указывать адрес постоянного места проживания.

Подготовила Анастасия Степанова

Источник: https://snob.ru/entry/171376/

Ветка права
Добавить комментарий