Образование вопрос школа

Вопрос – ответ

Образование вопрос школа

Тема: Государственная итоговая аттестация

Вопрос. Как участвовать в сдаче ЕГЭ выпускнику прошлых лет?

Ответ.

Проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования регламентировано Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 07.11.2018 № 190/1512 (Порядок 190/1512).

В соответствии с пунктом 13 Порядка № 190/1512 лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 г.) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также лица, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – выпускники прошлых лет), обучающиеся СПО, обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – иностранные ОО), могут участвовать в ЕГЭ, в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных ОО (далее вместе – участники ЕГЭ), участвуют в ЕГЭ по следующим учебным предметам: русский язык, математика профильного уровня, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – по своему выбору для предоставления результатов ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

Для участия в ЕГЭ указанные лица подают до 1 февраля включительно в места регистрации на сдачу ЕГЭ заявление, в котором указываются выбранные учебные предметы.

После 1 февраля заявление об участии в ЕГЭ принимается по решению Государственной экзаменационной комиссии (далее – ГЭК) только при наличии у заявителя уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально) не позднее, чем за две недели до начала экзаменов.

Дополнительно сообщаем, что места регистрации на сдачу ЕГЭ выпускников прошлых лет созданы в каждом районе Санкт-Петербурга, адреса размещения мест регистрации выпускников прошлых лет, график работы и номера телефонов размещены на официальном сайте http://www.ege.spb.ru.

Вопрос. В Российской Федерации все пишут итоговое сочинение по одним и тем же темам? Если нет, то как распределяются темы?

Ответ.

На территории Российской Федерации итоговое сочинение (изложение) выполняется не по одним и тем же темам. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения, о которых вы знаете, разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно.

Формируются темы итогового сочинения (тексты для изложений) Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Вопрос. Влияет ли результат, полученный за итоговое сочинение (изложение) на итоговую оценку в аттестате?

Ответ.

Результат, полученный за итоговое сочинение (изложение), не оказывает влияния на итоговую отметку в аттестате. Как уже было сказано, итоговое сочинение (изложение) для выпускников текущего года является условием допуска к государственной итоговой аттестации. По результатам проверки итогового сочинения (изложения) выставляется «зачет» или «незачет».

В случае получения «незачета» участник итогового сочинения повторно допускается к участию в итоговом сочинении в дополнительные сроки (7 февраля, 16 мая).

Отсутствие «зачета» за итоговое сочинение (изложение) для выпускников текущего года влечет за собой недопуск до государственной итоговой аттестации в текущем учебном году.

Итоговые отметки, которые выставляются в аттестат о среднем общем образовании, определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления

Вопрос. В каких формах может быть получено общее образование?

Ответ.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование может быть получение в образовательной организации или вне образовательной организации в форме семейного образования (самообразования).

При выборе формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) подают заявление руководителю образовательного учреждения, в котором обучается ребенок, и уведомляют о переводе ребенка на семейное образование отдел образования администрации района. Ребенок при этом отчисляется из образовательного учреждения.

Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательном учреждении экстерном.

Для прохождения промежуточной аттестации экстерном родители (законные представители) подают заявление в образовательное учреждение. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется локальным актом образовательного учреждения.

Вопрос. Каковы правила зачисления ребенка в десятый класс государственной образовательной организации?

Ответ.

В соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32, прием граждан в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка.

При приеме в образовательную организацию для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца.

Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/educ/vopros-otvet/

О чём нас часто спрашивают

Образование вопрос школа

Учеба в Чехии: Как решается вопрос образования детей? Если вы принимаете решение переехать в Чехию с семьей, то тут же встает вопрос об обучении вашего ребенка.

Для начала вам нужно будет решить, на каком языке вы хотите продолжить (начать) обучение: на языке страны – чешском, на русском, на английском … Здесь есть все эти возможности.

Решение обычно зависит от двух главных факторов: во-первых, от того, где, как вы полагаете, ваши дети будут потом получать высшее образование (а, следовательно, жить и работать), во-вторых, сколько денег вы готовы инвестировать в их обучение (ибо обучение в ЧР на чешском языке – бесплатное, а на других языках – платное). Обучение во всех школах Чехии пятидневное.

1. Чешские школы.
Základní škola– начальная (основная) школа

В государственных школах Чехии обучение бесплатное. Основное (девятилетнее) образование является обязательным как для чешских детей, так и для детей иностранцев, которых принимают в школу при условии подтверждения их пребывания на территории Чехии. Обучение проходит на чешском языке. Существует практика направлять учеников-иностранцев, не владеющих чешским языком, на класс ниже. Т.е., если ваш ребенок закончил в России 5 классов, то здесь он пойдет не в 6-й, а в тот же пятый, чтобы еще раз пройти программу, но уже на чешском языке. В первый год обучения оценки по чешскому языку не выставляются. Обычно за год дети осваивают язык, обучаясь в школе, хотя не будет лишним организовать дополнительные занятия с репетитором. В первый класс основной школы принимаются дети 6-7 лет (обычно ребенок идет в школу в шесть лет, если до окончания учебного года ему исполнится 7). Запись в школу проходит в основном с 15 января по 15 февраля. В это время в школах принято проводить собеседования с родителями, им рассказывают о правилах и традициях школы, знакомят с учителями. Чаще всего родителям удобно записать ребенка в ту школу, которая территориально находится ближе всего к их месту жительства, так как, во-первых, занятия начинаются обычно в 8 – 8.30 утра, а во-вторых, общеобразовательные начальные школы, в общем-то, мало чем отличаются друг от друга. Хотя в последние годы многие школы, стремясь привлечь учеников, разрабатывают собственные учебные программы. Одни предлагают углубленное изучение иностранных языков уже с первого класса (этот предмет вводится обычно с четвертого класса), другие — более сильную программу по математике, информатике или творческим предметам. В Чехии для оценивания результатов обучения используется система оценок от 1 (самая лучшая) до 5 (наихудшая). Причем, в отличие от школ в России, “пятерка” активно используется как полноценная законная оценка. В конце каждого школьного года выдается т.н. vysvědčení (подобие табеля успеваемости), где указаны итоговые оценки по отдельным предметам. Если ученик получает итоговую 5, он должен в конце летних каникул (обычно в августе) пересдать этот предмет. Если пересдача будет неуспешной – придется повторить обучение в том же классе. Чешская начальная (основная) общеобразовательная школа разделена на две ступени: первую (1-5 классы) и вторую (6-9 классы), после чего можно продолжить обучение в средней школе (аналог техникума) или в 4-летней гимназии, после окончания которых ученики сдают экзамены на аттестат зрелости (так называемая матурита). Для детей, которые уже в основной школе проявляют склонности к определенным наукам (точным, гуманитарным) существует возможность поступления в 8-летнюю гимназию после 5 класса или в 6-летнюю гимназию после 7 класса основной школы. Гимназии отличаются от общеобразовательных школ не только тем, что для поступления в них сдаются экзамены, но еще и тем, что в гимназиях к обучению подход совсем иной, значительно более серьезный. Многие наши соотечественники, дети которых посещали в Чехии основную школу, считают, что программа чешской основной школы, мягко говоря, более щадящая или, скорее, более слабая, чем в России. В гимназию обязательно надо подавать документы заранее — самое позднее – в апреле, а в некоторых особенно популярных школах, где большой конкурс, еще раньше.

Střední škola – средняя школа

После основной школы нужно продолжить учебу в средней школе или 4-летней гимназии. Если учащийся закончил основную школу за пределами Чехии, он должен нострифицировать свидетельство, выданное иностранной школой (аттестат о неполном среднем образовании) или предъявить подтверждение о признании этого свидетельства действительным. ( Нострификация – признание равноценности иностранного свидетельства. Нострификацию аттестатов о неполном (или полном) среднем образовании осуществляет соответствующий отдел образования – в Праге городской магистрат. Для нострификации нужно подать следующие документы: заявление-анкету, нотариально заверенную копию аттестата, заверенный перевод аттестата (а также вкладыша к аттестату, где перечислены изученные предметы и указано количество прослушанных часов по каждому предмету). Стоит эта процедура 200 крон, а срок рассмотрения заявления – обычно 30-60 дней.) Средние школы в Чехии можно разделить на три основные группы: – гимназии; – средние специальные школы; – средние специальные училища. Чешские средние школы и гимназии могут быть общеобразовательными или специализированными — с углубленным изучением того или иного предмета. Средние профессиональные (střední odborné) школы вместе с общим средним образованием позволяют получить также определенную специальность. После окончания среднего специального училища (středné odborné učiliště) – подобие российских ремесленных училищ и ПТУ – учащийся получает удостоверение о присвоении ему определенной специальности. В Чехии, в отличие от привычной системы, после основной школы экзамены сдаются не в конце девятого класса (ученик получает аналог нашего аттестата), а во время поступления в среднюю школу. В обязательном порядке сдается чешский язык, математика и один иностранный язык. В специализированных школах обязательным является предмет по специальности и один на выбор. В школах, где учащийся не получает удостоверение о специализации, оба предмета предоставляются на выбор. Чтобы сдавать экзамен по какому-либо предмету, необходимо предварительно посетить положенное количество учебных часов. Годовая оценка по предмету может повлиять на экзаменационную, и наоборот. Если экзамены не были сданы с первого раза — не надо отчаиваться: в конце августа предоставляется возможность дополнительной сдачи экзаменов. И хотя учеников в конце лета набирают только те школы и гимназии, которые их не добрали во время первого экзаменационного тура, зато можно попытать удачу во второй раз в совершенно другой школе. А в соответствии с новым школьным законом ученики, начиная с 2009 года, смогут подавать документы одновременно только в две средние школы, так что шансы продолжить образование увеличатся вдвое. После успешного окончания средней школы и сдачи выпускных экзаменов (maturitní zkouška) выпускник получает аттестат зрелости (maturitní vysvědčení). С 2009/2010 учебного года государственные экзамены на аттестат зрелости стали обязательными для всех, оканчивающих среднюю школу или гимназию. Раньше их сдавали добровольно, в основном те, кто собирался поступать в вузы. Тут надо заметить, что в чешской среде ценность получения образования (особенно высшего) несравнима ниже, чем в странах бывшего СССР. Учиться в университетах хотят далеко не все молодые люди. Отчасти это связано с общим отсутствием в культуре амбициозности и мотивации достижения, отчасти – с острым недостатком специалистов мануальных профессий и ремесленников (водопроводчиков, газовщиков, строительных профессий, автомехаников). Какие профессии дети в считают самыми романтическими? В России, наверное, все еще космонавты. В Чехии – мусорщики (!).

2. Некоторые русские школы в Праге.

Выпускники русских школ в Чехии получают обычный аттестат о среднем образовании российского образца. С ним потом можно поступать в высшие учебные заведения.

– Школа при посольстве Российской Федерации в Чехии с углубленным изучением иностранного языка. Обучение ведется на русском языке по российским учебным программам, учителя – преимущественно командированные из России. Школа платная, стоимость обучения – 80-140 долл. в месяц.

Возможно обучение экстерном (некоторые российские дети бесплатно обучаются в чешской общеобразовательной средней школе и одновременно – экстерном – проходят обучение в русской). В этой школе учится около 300 учеников из 15 стран (кроме России и стран бывшего Советского Союза также из Болгарии, Вьетнама, Китая, Чехии).

(адрес: Прага 6, Крупково намнести 1).

– Школа-гимназия “Диалог”. Обучение (1-11 классы) ведется по официальным российским программам на русском языке, с углубленным изучением английского и чешского языков. Аттестат российского образца. Школа обеспечивает детей трехразовым питанием. Для желающих – проживание на условиях полного пансиона. Есть и экстернат. Стоимость обучения 500-600 евро в месяц. При школе имеется детский садик – от 3 до 6 лет. Летом – школьный лагерь для детей дошкольного возраста. (Прага-Запад, Храштяны 14 – www.dialogschool.cz ).
– Первая чешско-русская гимназия – частная средняя школа, предлагающая полное среднее образование, заканчивающееся выпускными экзаменами и получением аттестата зрелости. Кроме чешского языка, изучаются русский, английский, немецкий. Прием в школу проходит в форме собеседования, обучение ведется на чешском и русском языках. Стоимость обучения около – 1500 евро в год. Как-то положительно порекомендовать данное заведение мы, к сожалению, не можем. От короткого личного общение с владелицей “Первой чешско-русской гимназии” у нас осталось не лучшее впечатление.
Русских школ в Праге больше, чем здесь названо, например, есть средняя школа и детский садик в «Европейской академии государства и права» (Прага 6, На Баште св.Иржи 7, у метро «Градчанска» – www.euasp.eu) или «Русско-украинская гимназия». О русских школах за пределами Праги нам неизвестно, хотя здравый смысл говорит, что и в Карловых Варах должно быть что-то в этом роде. Оговоримся, что приведенная здесь информация могла устареть, этот текст писался примерно в 2008 году – школы могли переехать, поменять ценники, вообще закрыться. Нам, однако, кажется важнее рассказывать о ситуации в целом, а конкретные адреса желающие и сами найдут в информаионном пространстве.

3. Некоторые международные школы в Праге.

Обучение в этих школах всегда платное. Выпускники международных школ получают аттестат о среднем образовании западного образца. Вы можете выбрать для своего ребенка обучение на английском, немецком или французском языках. Ученики, окончившие международные школы, обычно поступают в высшие учебные заведения Англии, Америки, Германии, Франции и т.п., некоторые продолжают образование на иностранном языке в международных вузах Чехии.

Наиболее известные школы с английским языком обучения в Праге:

– Riverside School – частная школа семейного типа, работающая по британо-американской системе, для детей 3-18 лет. Основана в 1994 году. Стоимость обучения – от 14 000 евро в год. (Прага 6, ул. Розтоцка 9 – www.riversideschool.cz).
– British International School Prague – частная школа для детей от 18 месяцев до 16 лет, основана в 2007 году. В настоящее время в ней учатся дети более 30 национальностей. Обучение основано на британской системе, приспособленной к международной среде. Стоимость обучения – от 17400 евро в год. (Прага 4, ул. Брунелова 960/12 – www.eisp.cz). В свое время эта школа разделилась на 2 части, так что две британские школы находятся по соседству (в Праге 4), ценник и программа другой школы сильно не отличаются от описанного. Вот она:

– The Prague British School – школа продолжает деятельность The British International School. Обучение основано на британской системе образования для детей от 18 месяцев до 18 лет. Основана в 1992 году. Стоимость обучения – от 14700 евро в год. (Прага 4, ул. К лесу 558/2 – www.pbschool.cz).

– The English College in Prague – частная шестилетняя английская гимназия для детей 13-19 лет. Междунароный аттестат зрелости IB, действительный и в Чехии. Основана в 1994 году. Международный коллектив. Студенты успешно поступают в вузы за границей (включая Оксфорд и Кембридж) и в Чехии. Стоимость обучения – 7800 евро в год. (Прага 9, ул. Соколовска 320 – www.englishcollege.cz).

– International School of Prague (международная школа в Небушице) – частная школа с отличной базой. Обучение по академической программе, основанной на американо-британской системе. Стоимость обучения – от 14 000 евро в год. (Прага 6, ул.Небушицка 700 – www.isp.cz).

Это – самая главная школа для тех, кто находится в Чехии лишь временно (дипломаты, командированные менеджеры и т.п.).

Их дети обязательно должны ходить именно в эту школу, потому что при переезде из Чехии в Сингапур, Германию или Марокко) они найдут такую же школу и там (это – международная сеть).

Школа с немецким языком обучения:

– Německá škola v Praze – международная школа-гимназия с 8-летним обучением. Обеспечивает возможность поступления в вузы Чехии и Германии. На немецком языке есть также детский сад и начальная школа. Стоимость обучения – от 7200 евро в год. (Прага 5, ул. Шварценбергска 1/700 –

www.dsp-praha.org) Сразу скажем, что берут туда далеко не всех и крайне неохотно (нет мест). Без рекомендации туда будет трудно попасть. Школа с французским языком обучения:

– Lycee Francais de Prague – французский лицей. Обучение проходит в соответствии с официальными французскими основами с одновременным развитием языка и культуры Чехии. Внимание тем, кто знает за собой расизм: во французском лицее учится много африканских (и вообще темнокожих) детей. Стоимость обучения – от 6700 евро в год. (Прага 5, ул. Дртинова 7 – www.lfp.cz).

Источник: https://property-info.cz/wopr.php?idw=10

Альтернативное образование в России – О семейном, домашнем и свободном образовании

Образование вопрос школа

Аттестации. Те, чьи дети ходят в школы и получают  образование, сидя за партой, даже слова-то такого не знают.  Но как только вы задумываетесь об альтернативе, то понимаете, что школа, отпускающая ученика в свободное плавание,  стремится все-таки проверять его знания.   Сдавать

Аттестации. Те, чьи дети ходят в школы и получают  образование, сидя за партой, даже слова-то такого не знают.  Но как только вы задумываетесь об альтернативе, то понимаете, что школа, отпускающая ученика в свободное плавание,  стремится все-таки проверять его знания.   Сдавать

Какова альтернатива школам, кроме семейного образования? Мы проводим исследование типов школ, альтернативных государственным. Его итоги обнародуем  на  декабрьской  онлайн-конференции для организаторов семейных школ и альтернативных образовательных проектов, где обсудим все основные нешколы и школы: семейные, демократические, неформальные, авторские, инновационные, клубные,

Какова альтернатива школам, кроме семейного образования? Мы проводим исследование типов школ, альтернативных государственным. Его итоги обнародуем  на  декабрьской  онлайн-конференции для организаторов семейных школ и альтернативных образовательных проектов, где обсудим все основные нешколы и школы: семейные, демократические, неформальные, авторские, инновационные, клубные,

Page 3

Вышел второй сборник серии «Острова» — «100 родителей, выбирающих свободное образование». Это книга от родителей к родителям. Авторы текстов — родители анскулеров, хоумскулеров, учеников свободных, демократических, семейных и самых обычных школ — те, кому откликаются слова «свободное образование», у кого есть опыт

Вышел второй сборник серии «Острова» — «100 родителей, выбирающих свободное образование». Это книга от родителей к родителям. Авторы текстов — родители анскулеров, хоумскулеров, учеников свободных, демократических, семейных и самых обычных школ — те, кому откликаются слова «свободное образование», у кого есть опыт

Page 4

Обучающая студия «Вместе» (семейная нешкола)  распахнула свои двери для ребят с шестого по одиннадцатый класс в 2017 году. Дети здесь готовятся к аттестациям с  увлечёнными педагогами, занимаются робототехникой, шахматами, программированием, творчеством. Есть физические, химические, биологические лаборатории, литературный клуб.  Особое внимание

Обучающая студия «Вместе» (семейная нешкола)  распахнула свои двери для ребят с шестого по одиннадцатый класс в 2017 году. Дети здесь готовятся к аттестациям с  увлечёнными педагогами, занимаются робототехникой, шахматами, программированием, творчеством. Есть физические, химические, биологические лаборатории, литературный клуб.  Особое внимание

Page 5

Пока систематизирую информацию о семейных школах, возникает много мыслей и ощущений, которыми хочется поделиться. Помните, когда вышел новый закон об образовании, отношения между родителями детей, обучающихся вне школы и администрации школ вдруг оказались нерегламентированы. Завуч нашей школы, которая по долгу службы

Пока систематизирую информацию о семейных школах, возникает много мыслей и ощущений, которыми хочется поделиться. Помните, когда вышел новый закон об образовании, отношения между родителями детей, обучающихся вне школы и администрации школ вдруг оказались нерегламентированы. Завуч нашей школы, которая по долгу службы

Page 6

Семейная (не)школа «Искатели»  в Калининграде появилась в начале 2016 года. Одним  из  инициаторов ее cоздания стал Павел Шиварёв,  главный редактор «Журнала руководителя управления образованием», сертифицированный тьютор, тренер программы Intel «Обучение для будущего», автор и разработчик нескольких десятков учебных проектов, практик

Семейная (не)школа «Искатели»  в Калининграде появилась в начале 2016 года. Одним  из  инициаторов ее cоздания стал Павел Шиварёв,  главный редактор «Журнала руководителя управления образованием», сертифицированный тьютор, тренер программы Intel «Обучение для будущего», автор и разработчик нескольких десятков учебных проектов, практик

Page 7

За два первых года обучения мы фактически сменили три школы. Сначала государственный лицей, затем лицензированная частная школа, и наконец,  маленький семейный клуб, где родители вскладчину оплачивали труд педагогов, обучающих их детей.  Подавляющее большинство родителей (для многих наш лицей так и остался желанным, но невзятым бастионом),

За два первых года обучения мы фактически сменили три школы. Сначала государственный лицей, затем лицензированная частная школа, и наконец,  маленький семейный клуб, где родители вскладчину оплачивали труд педагогов, обучающих их детей.  Подавляющее большинство родителей (для многих наш лицей так и остался желанным, но невзятым бастионом),

Page 8

Это пилотный проект для детей 2-4 класса. 5 недель они будут заполнять пробелы в школьных знаниях, узнавать новое о человеке и мире вокруг, развивать речь, учиться взаимно обучать друг друга. Будут ежедневные занятия по математике, русскому, творческие задания, квесты, физические

Это пилотный проект для детей 2-4 класса. 5 недель они будут заполнять пробелы в школьных знаниях, узнавать новое о человеке и мире вокруг, развивать речь, учиться взаимно обучать друг друга. Будут ежедневные занятия по математике, русскому, творческие задания, квесты, физические

Page 9

Благодаря конференции у нас появилась возможность представлять вам обучающие группы родителей, которые мы называем семейными школами, чтобы было понятнее. Хотя фактически и юридически это объединения родителей, вскладчину оплачивающие обучение своих детей. Если вы организуете такую группу, то пришлите, пожалуйста, нам

Благодаря конференции у нас появилась возможность представлять вам обучающие группы родителей, которые мы называем семейными школами, чтобы было понятнее. Хотя фактически и юридически это объединения родителей, вскладчину оплачивающие обучение своих детей. Если вы организуете такую группу, то пришлите, пожалуйста, нам

Page 10

Серьезных изменений, касающихся образования в семье, собственно, было два, одно «плохое», второе «хорошее». И я еще в августе писала здесь, что  по старой схеме деньги родителям семейников выплачиваться уже не могут, поскольку,  согласно статье 17, дети на СО больше не входят в

Серьезных изменений, касающихся образования в семье, собственно, было два, одно «плохое», второе «хорошее». И я еще в августе писала здесь, что  по старой схеме деньги родителям семейников выплачиваться уже не могут, поскольку,  согласно статье 17, дети на СО больше не входят в

Источник: http://ddbo.ru/

Зачем украинцам 12-летняя школа

Образование вопрос школа

Вчера депутаты приняли в первом чтении Закон об образовании. Проект предусматривает серьезные изменения в системе образования – как, например, введение 12-летней школы; создании опорных школ и сокращение действующих; новые ученые степени в вузах и жесткие требования к аккредитации. “Страна” разбиралась, как может измениться образование. 

Школьные метаморфозы

Законопроект предполагает серьезные изменения в системе образования, поскольку реформировать будут все три сферы – дошкольное, школьное и высшее образование. 

Наиболее серьезные изменения ожидают школьников. В проекте осталась норма о введении 12-летней школы. Это, по планам МОН, должно произойти в 2018 году. Школьное образование будет разбито на три этапа:

– начальное образование (четыре года, вступает в силу в 2018 году);

– базовое среднее образование в гимназии (пять лет, вступает в силу в 2022 году);

– профильное среднее образование в лицее или учреждении профобразования (три года, вступает в силу в 2018 году).

То есть, по новой системе, после 9 класса, можно остаться учиться в школе и получить профильное образование, а можно пойти учиться в училище – и это будет равноценно. При этом, в университет все равно можно поступать только при условии полного среднего образования – 12 лет, как предлагает новый закон. 

В МОН объясняют, что те, кто пойдет в школу в 2017 году, пока еще будут учиться 11 лет. То же самое касается и действующих школьников.

По словам министра образовании Лилии Гриневич, 12-летка предполагает абсолютно новые школьные программы, которые необходимо разработать.

“Вводить 12 лет в этой традиционной школе, которая есть сегодня, никто не будет, потому что она перегружена теоретической информацией и репродуктивными методами обучения, когда ребенок должен много чего заучить и просто воспроизвести это”, – заявила министр. 

Разгрузить программу

Детей предлагают отдавать в школу с шести лет или с семи, если семь исполняется в год поступления. Согласно законопроекту, среднее образование будет разбито на несколько циклов:

– первый цикл начального образования – адаптационно-игровой (1-2 классы);- второй цикл начального образования – основной (3-4 классы);- первый цикл базового общего среднего образования – адаптационный (5-6 классы);

– второй цикл базового общего среднего образования – базовое предметное обучение (7-9 классы).

 Профильное образование будет двух вариантов:

– академическое;

– профессиональное. 

Если простыми словами, то первый вариант будет ориентирован для тех, кто хочет поступать в вуз, второй – для тех, кто хочет получить профессию. Впрочем, нюансы эти еще не прописаны окончательно. 

Что касается начального образования, то оно уже постепенно внедряется в школы. В этом году программа для младшеклассников была разгружена. Например, в первом классе упразднили домашнее задание, отменена норма учить наизусть таблицы сложения и вычитания, отменена красная паста. Все это, по словам МОН, делает учебу более демократичной и интересной для детей. 

В проекте осталось сокращение количества школ (также и учителей, об этом ранее говорила Гриневич), создание опорных школ и специализированных – школы искусства и спорта. Сами школы получат больше автономии – директора теперь будут выбирать на конкурсной основе, а не присылать “сверху”, а вопрос продленки будет решаться совместно с родителями. 

Инфографика: Алла Шаманская, “Страна”

Учителей, помимо сокращения, также ждет обязательная аттестация – раз в пять лет. “Это очень спорный вопрос, так как раз в пять лет появится серьезный инструмент для давления на учителей и база для коррупции”, – комментирует “Стране” независимый эксперт по образованию Андрей Черных. 

Законопроект также предусматривает введение должности омбудсмена для обеспечения надлежащих условий реализации права на образование. Образовательный омбудсмен назначается на должность Кабмином сроком на 5 лет без права повторного переизбрания.

Критика и аргументы “за”

Пока законопроект был проан только в первом чтении, а значит, до его принятия, в него могут быть внесены изменения. 

Главным камнем преткновения стала именно 12-летняя школа, против которой высказываются не только многие родители и эксперты, но и профильные депутаты Верховной Рады. В МОН уверяют, что это – шаг к европейскому образованию от советского типа обучения. Но с этим согласны далеко не все.  

“Концепция 12-летнего образования и сроки для ее внедрения, не являются достаточными. На сегодня выпускники наших школ получают достаточно знаний для того, чтобы вступать в высшие учебные заведения не только Украины, но и европейских стран, в частности Польши”, – заявил первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам науки и образования Александр Спиваковский.

Об этом говорит и Черных, который подробно изучает высшее образование. “Если бы нашим уровнем образования были недовольны в Европе, то польские вузы не создавали бы для наших абитуриентов прекрасные возможности”, – комментирует он. 

Следующий вопрос – это финансирование. Как поясняет Черных, переход на 12-летнее обучение – это дополнительные 4 млрд. грн, таковы подсчеты Минфина.

“Учитывая, что мы в 2017 году перекладываем на места оплату роботы непедагогических работников (а это примерно 9,2 млрд. грн.

), оплату коммуналки на местный уровень (не забываем о повышении цен), то говорить о том, что у нас есть дополнительный ресурс на переход на 12-летнюю систему, нет оснований”, – рассуждает он. 

В МОН апеллируют к тому, что к 2029-2030 годах, когда мы получим первых выпускников 12-летней системы, экономическая ситуация в стране намного улучшится. 

“Мы убеждены, что в 2029-2030 году, когда есть ориентировочные горизонты нашего возможного вхождения в ЕС, финансово-экономическая ситуация Украины должна быть лучше. Кроме того, если мы хотим строить инновационную экономику и если мы хотим, чтобы наши граждане были конкурентоспособными в европейском пространстве, мы вынуждены давать им качественное образование”, – заявила Лилия Гриневич. 

Скорей всего, если в законопроекте и появятся изменения перед решающим анием, то они будут косметическими. А 12-летнюю школу все-таки введут. Другой вопрос, останется ли она, если правительство вдруг поменяется. Идея 12-летки не новая – она уже вводилась в 2002 году, но уже в 2010 году была отменена.

Одним из самых ярких аргументов в пользу отмены в то время был пассаж экс-министра обороны Анатолия Гриценко про “беременных гимназисток” – мол, слишком долго детки учиться будут.

Кстати, главным критиком возврата к 11-летке тогда выступал экс-министр Сергей Квит, который и начал разрабатывать проект о введении 12-летки. Министерство Лилии Гриневич эту идею продолжает. “Все это мы уже проходили, так что у меня большие сомнения, будет ли 12-летка окончательно”, – заключает Черных.

Источник: https://strana.ua/articles/analysis/35006-zakon-ob-obrazovanii.html

Ветка права
Добавить комментарий