Перспективы развития России к 2020 году

Перспективы развития России к 2020 году

Перспективы развития России к 2020 году

2020 год должен стать для России своеобразным рубежом. Многие эксперты предрекают серьезные изменения в жизни страны. Так, должен появиться эффект от реформ, которые в последние годы сотрясают экономическую и социальную сферы.

Учитывая то, на фоне какой нелегкой международной обстановки они проводились, эффект окажется не таким серьезным. Санкции и нестабильная ситуация с нефтью оказали отрицательное влияние.

Тем не менее, внутренние ресурсы страны позволили не просто выдержать это испытание, но и сделать шаг вперед.

Если на дальнейшее продвижение не будут влиять новые отрицательные факторы, то уже в 20202 году россия сможет войти в пятерку стран, лидирующих по производству ВВП, окончательно избавиться от дефицита в бюджете и в целом улучшить экономические показатели во всех отраслях.

Промышленный сектор

Рост промышленного производства в России до 2020 года вряд ли будет отличаться серьезными показателями. Эксперты предполагают, динамика составит порядка 1,5%. Также, по их прогнозам, возможна смена лидера. Если раньше номером один считалась добывающая отрасль, то в 2020 году ее сменит обрабатывающая. Динамика роста внутри этого сегмента составит 2%.

Активнее всего в обрабатывающей отрасли будут развиваться:

  • машиностроение. Аналитики предвещают планомерный рост спроса на продукцию как для коммерческого использования (грузовые вагоны, станки, дорожно-транспортную технику и т.д), так и частно (автомобили). Это поможет отрасли за два года, с 2018 по 2020, вырасти на 4,2%;
  • химическая промышленность. Развитие сектора подтолкнули западные санкции. В первую очередь, дефицит почувствовали сельхозпроизводители. Они лишились возможности покупать на европейском рынке удобрения и пластмассовую продукцию. Также нехватка необходимых средств ощутилась в строительной и промышленной отраслях. Кроме того, возрос спрос на лекарства и бытовую химию отечественного производства. В настоящее время российский химпредприятия стараются закрыть образовавшуюся брешь. Если темпы роста не будут снижаться, то в 2020 году можно будет свидетельствовать, что динамика роста отрасли составила 3,4% за два года;
  • лесная промышленность. ее развитие станет логическим продолжением увеличением темпов малоэтажного строительства. По оценка экспертов, темп прироста в этой отрасли составит 2,7 %.

Читайте еще:  Календарь февраль 2020 года

Прогнозируя развитие российской промышленности. нельзя обойти стороной еще один сектор. Свое второе рождение сейчас переживает производство неметаллической минеральной продукции. Последние несколько лет оно находилось в серьезном упадке, однако сейчас наверстывает упущенные позиции. Это еще одна показательная ситуация, характеризующая развитие промышленности в РФ в условиях санкций.

Предполагается, что рынок сбыта сосредоточится, в основном, в пределах России. Однако в случае, если для отечественных предприятий откроются европейский и американские рынки, они могут составить конкуренцию местным товарам и отвоевать покупателей у местных производителей.

Экономика

Россия — нефтяная страна, так что ее экономика во многом зависит от стоимости барреля, сформированной на мировом рынке. Что произойдет с ней в 2020 году, спрогнозировать сложно. Финансисты видят два варианта развития событий:

  • цену удается удержать на отметке 35$;
  • цена вырастет до 45-50$.

При этом, независимо от того, по какому из этих сценариев будут развиваться события, антураж останется неизменным: напряженные отношения с рядом стран, санкции и следование России своим курсом.

Первый вариант является наиболее пессимистичным. Дешевая нефть станет причиной длительной рецессии, которая понадобится для адаптации экономики. Скорее всего правительство примет ряд непопулярных мер, таких как сокращение финансирования некоторых социальных программ.

Однако даже с учетом экономии вряд ли удастся покрыть все расходы. Дефицит в бюджете останется и, по некоторым оценкам, составит порядка 500 млрд руб. Сохранятся и другие негативные явления. Например, продолжится отток капитала за рубеж.

А для сохранения курса доллара Центробанк будет вынужден делать интервенции.

Второй вариант предполагает некоторые улучшения. Даже учитывая неутешительный прогноз о сокращении к 2020 году Фонда национального благосостояния России до 2,6 трлн рублей, правительство, скорее всего, изыщет средства для увеличения пенсий и зарплат работникам бюджетных учреждений, а также на финансирование социальных программ.

Читайте еще:  Символ 2020 года по восточному календарю

Однако отношения валют не станут при этом менее напряженными. У Центробанка появится возможность удержать стоимость доллара на отметке 60-65 рублей. Но для этого также потребуются валютные интервенции. Впрочем, “дорогой” рубль пока не входит первостепенных задач финансовой политики государства.

К сожалению, даже при таких условиях никто из экспертов не рискнул спрогнозировать резкий рост доходов у населения в 2020 году.

Даже с учетом положительного развития экономики, будет достаточно препятствий для увеличения благосостояния россиян. В первую очередь это, конечно, длительное пребывание между стагнацией и рецессией.

Скорее всего, некоторая индексация будет иметь место, особенно в бюджетной сфере. Однако увеличение будет не столь велико.

Сельское хозяйство

Импортозамещение, о котором так много говорилось в последние годы, к 2020 году должно проявиться в полной мере.

Собственно, принятая в 2013 году семилетняя программа развития сельского хозяйства, предполагает к этому времени полностью закрыть вопрос с продовольственной безопасностью.

Учитывая сегодняшнее положение хозяйств, рост производств продукции из российского сырья, можно отметить, что эта перспектива вполне реальна.

Однако по окончании действия программы, поддержка сельхозпроизводителей не подтвердится. Развитие АПК, рост эффективности использования отечественных ресурсов и экологичность производства продуктов питания — приоритетные задачи, которые будут финансироваться даже при самых неблагоприятных вариантах развития экономики страны.

Насколько эффективна помощь правительства для становления российских сельхозпроизводств, покажет 2020 год. Можно будет подводить итоги, сравнивая реальные показатели с ожидаемыми. Так, планировалось, что удельный вес отечественных товаров вырастет почти на четверть (24,8%). При этом рентабельность сельхозпроизводителей увеличится на 10%.

По разным показателям на 2020 год стояли конкретные задачи:

  • производство картофеля – 6 млн т;
  • производство овощей в открытом грунте – 5,2 млн т;
  • производство овощей в защищенном грунте – 1,4 млн т.

Читайте еще:  ФНЛ в 2019-2020 году: календарь игр, команды

Эксперты не сомневаются, что и после 2020 года правительство продолжит поддерживать предприятия агро-промышленного комплекса. Пока только не ясно, в каком объеме. Размер помощи сильно зависит от того, с какими экономическими показателями Россия подойдет к 2020 году. При рецессии экономики, которой так опасаются финансисты, количество специальных программ будет сокращено.

Источник: https://www.dosug5.info/perspektivy-razvitiya-rossii-k-2020-godu/

Стратегия-2020. Чего удалось достичь

Перспективы развития России к 2020 году

Сегодня в России по поручению Президента создается новая стратегия социально-экономического развития, способная привести к тектоническим сдвигам в стране. Но только в случае ее успешной реализации. А для того, чтобы это случилось, надо честно ответить себе на вопрос о том, насколько сработали предыдущие стратегии, в чем были их сильные и слабые стороны? Что ж, начинаем разбираться…

Возврат к планированию

Стратегии развития с многолетними горизонтами планирования — важные ориентиры при осознанном формировании образа будущего любой страны. Для их написания, как правило, привлекаются эксперты из различных областей знания, определяются точки роста экономики, приоритеты развития общества.

Если государству удается сформировать такой образ будущего, который будет разделяться большинством граждан и поддерживаться элитами, то стратегия становится «дорожной картой» развития страны.

Советский Союз имел колоссальный опыт выработки подобных стратегий. Легендарное многолетнее экономическое планирование вошло в историю как «пяти-, а затем и «семилетки».

И хотя их эффективность до сих пор остается предметом бурных дискуссий, попытка полного отрицания планового опыта в 1990-е годы была очевидно неэффективной, поэтому в 2000-е годы стратегическое планирование вернулось в перечень государственных практик, пусть и не в столь всеобъемлющем формате, как в СССР.

От новой экономической модели к новой социальной политике

Одним из ключевых документов этого периода стала «Стратегия-2010» — перечень приоритетов экономической и социальной политики, во многом определившая вектор развития страны в начале XX века.

Ей на смену пришла стратегия с горизонтом планирования до 2020 года. Хотя в 2011 году, когда она писалась, экономическая статистика демонстрировала признаки спокойствия, эксперты уже били тревогу, указывая на структурные проблемы. После 2014 года последние резко усилились под воздействием внешнеполитических факторов.

Как сказано в докладе ВШЭ, посвященном этому документу, Стратегия-2020 базировалась на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике.

Новая модель роста приходила на место прежней, опиравшейся на быстрый рост внутреннего спроса и цен на товары российского экспорта.

Такая модель должна была обеспечить темпы несырьевого роста экономики на уровне 5% и более в год, что позволяло решать вопросы новой социальной политики.

А судьи кто?

Насколько этого удалось достичь? Для ответа на этот вопрос было проведено анкетирование, в котором участвовали представители вузов и институтов, работавших ранее над разработкой Стратегии-2020.

Среди них: эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Высшей школы экономики (ВШЭ), Российской академии наук (РАН), Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) и других организаций.

Для оценки была использована шкала от 0% (невыполнение меры) до 100% (полная реализация меры).

Формальное исполнение

Результаты получились неутешительными. По мнению экспертов, средний уровень выполнения мер, заложенных в Стратегию-2020, составил только 29,5%.

Как показал анализ, доля полностью реализованных мер составила всего 6,8%. В основном это были улучшающие организационные инновации, технические решения, но никак не реформы и коренные изменения, отвечающие реальным вызовам.

Одновременно эксперты фиксировали высокий уровень имитации реформ, формальной реализации мер и поручений. Согласно их оценкам, лишь немногие меры были выполнены без попыток искажения заложенных в них принципов.

К последним, по мнению большинства экспертов, относится создание Резервного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния (наследников Стабилизационного фонда Российской Федерации), установка автоматизированных комплексов фиксации нарушения правил дорожного движения и ряд других.

Кроме того, к полностью выполненным мерам относятся мероприятия, которые уже прорабатывались на протяжении последних лет, например, вступление России в ВТО или же работа по развитию ТС-ЕЭП и ЕврАзЭС, и которые были автоматически включены в Стратегию-2020.

Частичная реализация

Показательно, что почти по половине направлений, выделенных в Стратегии-2020, не было выполнено полностью ни одной меры. К их числу относится и «Новая модель экономического роста». Кроме нее, в данном списке оказались: развитие общественных институтов, жилищная политика, сокращение неравенства и бедности, реформа бюджетного сектора.

Если говорить о конкретных мерах, то не были выполнены такие ключевые мероприятия Стратегии-2020, как: формирование условий для роста деловой активности и внутренней конкуренции, повышение инвестиционной привлекательности, адаптация структуры бюджетных расходов к целям догоняющего развития (модернизации), «бюджетный маневр», сокращение государственного сектора, меры на рынке труда миграционной политики, улучшение налогового администрирования, стимулирование экспорта несырьевых секторов, предотвращение «утечки мозгов», развитие человеческого капитала.

Согласно экспертным оценкам, 16 из 25 глав Стратегии-2020 были выполнены на уровне 25 — 50%. К ним относятся: развитие финансового рынка, реформа пенсионной системы, налоговая политика, приватизация, инновации, изменения делового климата, на рынке труда и миграций, в сфере профессионального образования и другие.

Только один раздел Стратегии-2020 был выполнен более чем наполовину – это развитие среднего образования («Новая школа»). Около 50% составляет уровень выполнения реализации мер по совершенствованию политики России на международной арене, в том числе на постсоветском пространстве.

Источник: аналитический доклад «Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня» (СПб, 2016)

Динамика изменений

Формально можно говорить о снижении уровня выполняемости стратегий. Так, если Стратегия-2010 была выполнена, согласно оценкам, на 39%, то Стратегия-2020 – только на 29%.

Тем не менее, сравнивая две стратегии, необходимо понимать их существенное различие. Стратегия-2010 была ориентирована в первую очередь на развитие «базовых» рыночных институтов, «реформу власти» и «установку нового социального контракта», стратегия же -2020 отличалась высоким уровнем детализации административных поручений.

Не стоит забывать и о том, что именно на этап реализации стратегии-2020 пришлось резкое усиление внешнеполитического и внешнеэкономического давления на Россию, что потребовало резкой корректировки планов и оперативного решения большого количества новых задач. Впрочем, о причинах такого исполнения стратегий и что надо сделать, чтобы такое не повторилось, поговорим в последующих публикациях.

Продолжение следует

Публикация подготовлена на основе доклада «Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня»

Рекомендуем

Источник: http://2035.media/2017/09/27/strategy2020-part1/

Народное хозяйство

Экономика РФ по-прежнему критически завязана на торговле природными ресурсами на мировом рынке, в большей степени это касается нефти. В последнее время, в среде специалистов распространены в основном два сценария развития событий:

  1. Цена бочки экспортной марки Urals сохранит свои позиции на уровне 35 долларов за баррель.
  2. Стоимость барреля нефти известной российской марки покажет рост до 45-50 долларов

При этом такие прогнозы даются исходя из текущей санкционной политики Запада и принятого Россией курса на работу с внутренним рынком.

Цена в 35 долл./барр. является критической отметкой при формировании федерального бюджета. В таком случае российскую экономику ожидает рецессия и болезненный период адаптации к новым реалиям.

Далее, неизбежно возникает дефицит бюджета, который придется нивелировать. Чаще всего это делается путем сокращения финансирования социальных программ.

Тем не менее, реализация такого сценария не будет гарантировать стабильность бюджета и дефицит может составить 500 млрд. рублей.

Тенденция на отток капитала из страны в таком случае останется, и Центробанку РФ время от времени будет необходимо проводить интервенции, чтобы не позволить американской валюте подняться выше отметки в 73,5 рубля.

Если же цена за баррель нефти поднимется до 50 долларов, то ситуация будет более благоприятной, но даже в этом случае текущая динамика расходов не позволит гарантировать сохранность суверенных фондов уровня 2015 года.

По расчетам специалистов в данной области, в течение 2019 года средства Резервного фонда будут полностью израсходованы, а к 2020 году Российский фонд национального благосостояния уменьшит свои запасы до 2,6 трлн. руб.

Тем не менее, если будет наблюдаться рост цен на нефть, правительство сможет применять инструменты, чтобы увеличивать зарплаты бюджетникам и субсидировать социальный сектор.

Читайте еще:  Стратегия инновационная Россия в 2020 году

Немного о курсах валют. Даже при позитивном для России сценарии на мировом рынке нефти, Центробанку все равно придется вмешаться в деятельность валютного рынка, чтобы задержать рост доллара на отметке в 65 рублей.

Даже если российская экономика станет показывать положительную динамику, не стоит ожидать стремительного повышения уровня жизни рядовых граждан.

Главным препятствием для наращивания потенциала станет затянувшееся пребывание между стагнацией и рецессией.

Даже своевременные попытки правительства провести индексацию заработных плат не дадут желаемого результата, особенно это касается бюджетников.

Перспективы развития России к 2020 году – Экономические прогнозы 2020

Перспективы развития России к 2020 году

2019 год еще только начался, а многие уже задумываются о том, что будет дальше… Представители властных структур принимают множество неоднозначных законов, на головы россиян валится то один новый налог, то другой, на экономику все так же давят санкции, а контроль за интернет-трафиком ужесточается с каждым днем – если раньше речь шла просто о цензуре, то теперь жители РФ и вовсе могут отказаться отрезанными от сети интернет! Как все эти факторы скажутся на бизнесе и экономическом росте России? Разберемся в этом вместе.

Перспективы развития российской промышленности

Ожидаемый рост химической промышленности в РФ составит 3,6% в 2020 году

На фоне попыток импортозамещения и целой россыпи действующих санкций, ухудшение позиций добывающего сектора промышленности в России выглядит вполне предсказуемо.

По самым оптимистичным прогнозам рост добывающей отрасли в 2020 году составит всего 1,5 %. В сравнении с былыми заслугами эти цифры можно и вовсе считать нулевым приростом. Зато наблюдается укрепление обрабатывающего сектора, что логично, поскольку страна нуждается в отечественных товарах.

Отдельно стоит отметить успехи следующих отраслей:

  • Химическая промышленность. Ожидается рост на 3,6%. Столь активное развитие объясняется просто: сельскохозяйственная отрасль испытывает острую нужду в удобрениях, которые сегодня невозможно купить заграницей. Однако стоит отметить и отсутствие на отечественном поприще внятных аналогов иностранным препаратам. Возможно, в ближайшем будущем российские фирмы начнут поставлять качественные удобрения, но сегодня об этом можно только мечтать.
  • Машиностроение. Ожидается рост на 4,2%. Сюда же относят строительство станков, вагонов и тяжелой техники. Несмотря на множество стереотипов, отмечают даже рост качества выпускаемых в РФ легковых автомобилей. При этом по всей стране идет модернизация производства железнодорожных составов и станков, что позволяет говорить о резком скачке темпов роста машиностроительной отрасли к 2025 году.
  • Лесная промышленность. Ожидаемый прирост в данном секторе составит 2,7%. Причем развитие идет за счет внутреннего потребления, а не экспорта.

Помимо перечисленных отраслей, также наблюдается рост в сфере строительства, и особенно – в сфере малоэтажного домостроения.

Построить дом в современной России зачастую дешевле, чем купить квартиру! Развитие химической промышленности и машиностроения подстегнуло и рост мусороперерабатывающей отрасли.

Отдельным фактором является ФЗ, который поддерживает раздельный сбор и переработку мусора. По самым оптимистичным прогнозам, к 2022 году доля перерабатываемых отходов должна подняться с 7% до 36%!

Перспективы развития сельского хозяйства в России

В условиях импортозамещения развитие сельского хозяйства было признано одним из наиболее важных направлений в жизни страны. На сегодняшний день эксперты оценивают рост производства сельхозпродукции в 5 процентов в сравнении с 2018 годом.

Если учесть, что в России действует доктрина продовольственной безопасности, подобные темпы роста уже не шокируют. С 2015 года на субсидирование предпринимателей данного сектора было пущено более 180 млрд рублей.

С 2019 по 2024 к этому добавят еще 300 трлн.

Программа импортозамещения стимулирует развитие сельского хозяйства

Другой вопрос: найдутся ли в бюджете такие деньги? На данный момент финансирование сельского хозяйства и промышленности ведется из Резервного Фонда, который по мнению как депутатов Госдумы, так и некоторых экспертов должен был закончиться еще в 2018 году. Если государство не сможет найти деньги на продолжение финансирования, темпы роста значительно снизятся. Очевидно, что в условиях недостатка средств основное финансирование будет уходить в ВПК.  Оставшиеся секторы будут снабжаться по остаточному принципу.

Перед импортозамещением продуктов питания также стоит ряд проблем, часть которых в правительстве еще даже не пытались решать. В их числе:

  1. Низкое качество сельскохозяйственной техники российского производства. Мировыми лидерами в производстве машин этого профиля можно считать Аргентину, США и Германию, но из-за санкций приобретение техники в этих странах невозможно или затруднено. Поэтому приходится пользоваться имеющимся оборудованием и ждать от отечественных конструкторов улучшений.
  2. Низкие зарплаты рядовых работников. Понятно, что подсобный рабочий не может много получать. Но на практике часто встречается дифференциация заработной платы между предприятиями. Причем речь идет о разнице в разы: где-то работник получает 20000-30000 тысяч рублей, а где-то работодатель ограничивается допустимым минимумом. Средняя заработная плата в этом секторе по данным Росстата в 2018 году колебалась в районе 25 тыс. руб. Этого недостаточно для нормальной жизни, особенно если учесть высокие заработки начальников отделов, которые искусственно завышают подобную статистику.
  3. Присутствие на рынке дочерних предприятий иностранных компаний. Несмотря на санкции, тенденция имеет место быть. При этом дельцы из-за границы имеют куда больший опыт наладки производственного процесса, поскольку в России долгое время вопросами продовольствия занималось государство, и только сейчас можно говорить о появлении ярко выраженного кластера фермеров.
  4. Законодательная база. На данный момент не существует внятных законов, описывающих процесс владения и пользования полями в случае частного сектора.

Все эти проблемы чиновникам только предстоит решить, и не похоже, что решать их будут именно в 2020 году. Однако имеются подвижки в вопросе улучшения сельхозтехники, а также активно развиваются аграрные фирмы России.

Отдельно отметим, что по данным 2018 года страна снабжает себя продовольствием на 82%, тогда как Доктрина требует 90% независимости. На фоне импортозамещения пугающими выглядят предложения чиновников полностью запретить ввоз на территорию РФ импортных продуктов, купленных во время турпоездок.

Поддержат ли эту инициативу в правительстве – пока непонятно, но тенденция не радует.

Перспективы развития российской экономики

Увы, заметного экономического роста в 2020 году россиянам ждать не стоит

Особо радостных новостей в области экономики в 2020 году ждать не стоит. Курс доллара по отношению к рублю зависит в первую очередь от цен на нефть. По прогнозам возможны две ситуации:

  1. Сохранится текущий курс – 35$/баррель. Это заставит правительство сокращать финансирование социальной сферы и других отраслей экономики. По прогнозам, в этом случае дефицит бюджета составит порядка 500 млрд.руб.
  2. Курс нефти может вырасти. Впрочем, какого-то экстраординарного роста никто не ждет. По самым радужным прогнозам, нефть может прыгнуть до 50$/баррель. В этом случает продолжится незначительный рост экономики, а правительство сможет и дальше индексировать зарплаты для работников бюджетных сфер.

Но даже если в жизнь воплотится самый оптимистичный сценарий, россиян вряд ли ждет мгновенный рост зарплат. У правительства не получится просто взять и повысить благосостояние страны после длительного периода застоя.

Но первые лица государства настаивают, что в РФ имеется ярко выраженная тенденция к увеличению зарплат и общего благосостояния населения. Пока что это в первую очередь касается госработников и служащих бюджетной сферы.

Перспективы РФ в сфере информационных технологий

Уже в 2020 году Россия получит изолированный внутренний интернет

Этой отраслью большая часть россиян стала интересоваться в свете нового закона о безопасности интернета.

В СМИ его обзывали разными громкими кличками, но основная суть данной инициативы заключается в том, что будет запущена автоматическая система для отслеживания зашифрованного трафика. При обнаружении подобной шифровки скорость интернета искусственно снижается, а потом адресат и вовсе отключается от сети.

Это значит, что полюбившийся всем VPN теперь станет нежизнеспособен. Под вопросом остается и работа через сеть с заграничными клиентами, что станет “горькой пилюлей” для многих фрилансеров.

При этом ожидаются проблемы с использованием интернета и в случае частных пользователей. Невозможным станет поиск пиратского контента и использование торрентов. Единственный плюс – система мало чем сможет навредить корпоративным сетям.

На фоне этого довольно странным смотрится прогноз о росте процента предоставляемых компьютерных услуг в России до 8%.

За счет чего должна расти отрасль, если большая часть фрилансеров и  удаленных работников могут оказаться в затруднительном положении – непонятно.

(1 , 5.00 с 5)
Loading…

Источник: https://efin2020.com/predict/perspektivy-razvitiya-rossii-2020/

Ветка права
Добавить комментарий