Получение денежных средств по исполнительным листам

Памятка бухгалтера по удержанию денежных средств из заработка или иного дохода должника

Получение денежных средств по исполнительным листам

1. В соответствии со ст.

12, 14, 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» основанием к удержанию и переводу алиментов являются исполнительный документ – Постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на доходы должника (далее Постановление) с приложением копии исполнительного листа либо судебного приказа, либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов), на основании которых производятся удержания денежных средств, в том числе по взысканию алиментных платежей.

2.

Полученные предприятиями, учреждениями, организациями всех видов собственности и иными лицами, обязанными выплачивать должнику заработную плату или иные периодические платежи исполнительные документы для взыскания алиментов регистрируются и не позднее следующего дня после их поступления передаются в бухгалтерию (расчетный отдел) под расписку ответственному лицу, назначаемому приказом руководителя. Поступившие в бухгалтерию исполнительные документы должны быть зарегистрированы в специальном журнале.

3. Исполнительные документы являются документами строгой отчетности и должны храниться соответствующим образом.

Бухгалтерия по месту основной работы, службы (учебы) должника, по получению сведений о работе должника по совместительству в трехдневный срок сообщает судебному приставу-исполнителю, направившему Постановление о совмещаемой должником работе и других дополнительных доходах для решения вопроса об удержаниях по второму мету работы (учебы и т.д.)

 4. Бухгалтерия извещает взыскателя и судебного пристава-исполнителя о поступлении Постановления путем направления в трехдневный срок заполненного обратного уведомления.

5.

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

6. При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.

7.

Отметка о произведенных взысканиях должна содержать: сумму, удержанную из заработной платы или иного дохода должника (помесячно), сумму, перечисленную в адрес взыскателя (помесячно) с указанием номеров платежных поручений или квитанций, остаток задолженности по исполнительному документу на дату увольнения должника, а также сведения о задолженности организации по перечислению удержанных денежных средств в пользу взыскателя. Данные сведения должны быть подписаны руководителем и бухгалтером организации, в обязательном порядке заверены печатью организации.

При наличии информации о новом месте работы должника, сведения должны быть также незамедлительно представлены судебному приставу-исполнителю.

8. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

9. Денежные средства удерживаются из всех видов доходов, получаемого как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте.

10. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

11.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное в размере 50%, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

12. Взыскание по исполнительным документам обращается на весь заработок граждан, осужденных к исправительным работам, за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда.

13.

Взыскание по исполнительным документам обращается на весь заработок граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан, за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.

14. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

14.1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”;

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

б) в связи с террористическим актом;

в) в связи со смертью члена семьи;

г) в виде гуманитарной помощи;

д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение.

2.

По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи, не применяются.

Взыскание по исполнительным документам обращается на весь заработок граждан, осужденных к исправительным работам, за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда.

14.2.

Взыскание по исполнительным документам обращается на весь заработок граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан, за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.

15. В соответствии со ст.

111 Семейного кодекса администрация организации, производившая удержание алиментов на основании решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, обязана в трехдневный срок сообщить судебному приставу-исполнителю по месту исполнения решения о взыскании алиментов и лицу, получающему алименты, об увольнении лица, обязанного уплачивать алименты, а также о новом месте его работы или жительства, если оно ей известно.

В случае несообщения по неуважительной причине вышеуказанных сведений, виновные в этом должностные лица и иные граждане привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

16. В соответствии со ст. 17.

14 КОАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Время создания/изменения документа: 09 августа 2012 16:56 / 26 июля 2013 14:52

Версия для печати

Источник: https://r64.fssprus.ru/pamjatka_bukhgaltera_po_uderzhaniju_denezhnykh_sredstv_iz_zarabotka_ili_inogo_dokhoda_dolzhnika/

Центробанк и банкиры выявили новую схему мошенничества

Получение денежных средств по исполнительным листам

Банкиры обнаружили новую схему отмывания денег с помощью исполнительных листов и довели информацию о ней до Центробанка.

Письмо с подробным описанием новой схемы  мошенничества директору департамента финансового мониторинга и валютного контроля Юрию Полупанову направил председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин.

ЦБ уже попросил банкиров предоставить свои предложения по ликвидации этой схемы, пока она не приобрела серьезные масштабы.

По словам банкиров, мошенническая схема связана с реализацией исполнительных листов. Недавно зарегистрированные юридические лица открывают счета в банке, после чего на их счета начинают поступать денежные средства от других юрлиц, чаще всего — «в качестве оплаты консультационных услуг».

После этого банки получают подлинные исполнительные листы, выданные как региональными судами общей юрисдикции, так и районными судами — на принудительное исполнение решений судов, по которым с указанных счетов происходят взыскания крупных сумм денежных средств в пользу физических лиц.

При этом руководство компаний, открывших счет, не оспаривает правомерность исполнительных листов, а также не выходит на связь с кредитными организациями. В результате через счета клиентов-юрлиц проходят сотни миллионов рублей. При этом формальных оснований для отказа в осуществлении операций по подлинным исполнительным листам у банков нет.

«Департамент финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ рассмотрел письмо НСФР о сомнительных операциях с использованием исполнительных листов и, принимая во внимание практическую важность решения изложенной проблемы, просит представить предложения по ее решению», — говорится в ответе Полупанова НСФР. 

Как пояснил «Известиям» Андрей Емелин, цель мошеннической схемы с исполнительными листами — отмывание денежных средств.

— В мошеннической цепочке участвуют несколько компаний, а также физические лица, находящиеся в сговоре, — поясняет Емелин. — Компания открывает счет, на него переводятся средства от иных юрлиц. Если просто снимать поступающие суммы со счетов — это вызовет подозрения у кредитных организаций. Мошенники в этом случае рискуют засветиться.

За счет исполнительных листов на взыскание сумм с открытых в банках счетов (выданных судами на законных основаниях) схема легализуется. Иски в суды подают граждане на компании, открывшие в банках счета. Ответчики признают иски. Таким образом, суды выносят решения в пользу истцов.

Банки при этом не могут не исполнять судебные решения, когда к ним поступают подлинные исполнительные листы. Ликвидация этой мошеннической схемы необходима в свете борьбы с отмыванием денежных средств и незаконным финансированием терроризма.

Схем, в которых задействованы исполнительные листы и которые ЦБ мог бы систематизировать в предупреждающих письмах для банков, до текущего момента не было. Использовались криминальные способы вывода денежных средств из банка — с помощью поддельных исполнительных листов. 

Источник, близкий к ЦБ, пояснил, что регулятору известно о мошеннической схеме с использованием исполнительных листов, он точечно рассылал внутренние письма банкам в 2013–2014 годах, где просил обратить внимание на существование этой проблемы. ЦБ также напоминал банкам, что те вправе не проводить операции, вызывающие у них подозрения, ссылаясь на 115-ФЗ. 

Замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный сообщил «Известиям», что ведомство разделяет позицию ЦБ. 

— Новая мошенническая схема  является еще одной интерпретацией стандартной схемы по обналичиванию денежных средств,  — комментирует директор компании «Делойт СНГ» Рустам Мухаметшин.

— Для борьбы с такими схемами нужны усиленная проверка клиентов при приеме на обслуживание, обучение сотрудников, которые проводят такие операции, а именно в данном случае сотрудников, которые получает данные исполнительные листы.

Банкам необходимо информировать сотрудников и/или создать внутренние инструкции для сотрудников банка, которые могут столкнуться с проведением данной схемы.

Полагаю, что инструкция может включать ряд критериев, при которых сотрудник должен информировать контрольные подразделения банка о подозрениях на данную схему. Например, в данном случае — недавно зарегистрированное юридическое лицо и поступление исполнительных листов в банк. 

По оценкам партнера компании «Деловой фарватер» Сергея Варламова, убытки от новой схемы только в 2016 году могут составить 10 млрд рублей. 

Партнер компании «Юков и партнеры» Светлана Тарнапольская считает, что главную роль в пресечении работы схемы должны играть не банки, а правоохранительные органы, которые необходимо оперативно подключать к расследованию сомнительных операций. 

— Пока у банков, как и прежде, есть возможность отсрочить списание по «сомнительному» исполнительному листу на основании п. 6 ст. 70  закона «Об исполнительном производстве» на срок не более 7 дней, — напоминает Тарнапольская.

— Но в случае подлинного исполнительного листа это проблемы не решает.

За 7 дней к расследованию обстоятельств должны подключиться правоохранительные органы и обеспечить оперативное пресечение действия схемы при наличии безусловных оснований для оценки операций как мошеннических.  

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий отмечает, что схема с исполнительными листами в общих чертах повторяет «молдавскую схему», с помощью которой из России были нелегально выведены миллиарды долларов. 

— Офшор-пустышка со счетом в Moldindconbank заключала с другим офшором-пустышкой фиктивный договор займа на сотни миллионов долларов. Гарантом сделки выступал гражданин Молдавии, чтобы разбирательства шли в местных судах.

Также поручителями выступали российские фирмы-однодневки со счетами в российских банках, которые также участвовали в схеме. Когда офшор-должник допускал просрочку по фиктивному займу, кредитор обращался с иском в молдавский суд по месту прописки гаранта сделки.

Судья выносил решение, по которому деньги с российских счетов однодневок переводились за рубеж. Банк не пропустил бы формально незаконную транзакцию. Надо было придать этой транзакции легальную форму.

А что может быть более легальным, чем решение суда? По исполнительному листу однодневка должна сотни миллионов долларов. Таким образом, российский банк имел вполне законные основания пропустить деньги за рубеж. В «молдавской схеме» участвовало около 60 российских банков.

Миллиарды переводились на счета приставов в Moldindconbank. Там рубли конвертировали в валюту и отправляли в латвийский Trasta Komercbanka на счета зарубежных компаний, которые якобы выдали кредит, — пояснил Осадчий суть «молдавской схемы». 

Как ранее писали «Известия», в текущий кризис в разы выросло и число фальсифицированных исполнительных листов, направляемых мошенниками в банки. В апреле 2015 года ЦБ настоятельно рекомендовал банкам перед взысканием средств со счетов клиентов по исполнительным листам убедиться в подлинности этих листов.

С 2012 года по закону об исполнительном производстве банки должны в течение одного рабочего дня блокировать счета должников после получения от судебных приставов исполнительного листа для обращения взыскания на деньги должников. Медлительные банки могут быть оштрафованы на сумму до 1 млн рублей.

Если у банка есть сомнения в подлинности листа или достоверности его содержания, у него есть семь дней на проверку — такую поблажку ЦБ дал банкам в прошлом году, так как стало больше поступать повторных листов и листов с ошибочными сведениями, а банки несут ответственность за необоснованные списания по ст. 856 Гражданского кодекса.

Отчитываться о проделанной работе перед приставами банки должны в течение трех дней после получения документов.

Источник: https://iz.ru/news/602204

Порядок исполнения взысканий по исполнительным листам в учреждении — Audit-it.ru

Получение денежных средств по исполнительным листам

Кравченко Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Появление исполнительных документов в учреждении даже у опытного бухгалтера-расчетчика может вызывать волнение и неуверенность, поскольку регламент их обращения строгий и отклонения недопустимы. Еще раз остановиться на всех этапах порядка исполнения взысканий и разобрать наиболее сложные моменты призвана настоящая консультация.

Поступил исполнительный документ

Чаще всего исполнительные документы присылаются ФССП, но в ряде случаев взыскатель может обратиться к работодателю должника и самостоятельно. Законом об исполнительном производстве установлены всего два вида исполнительных документов, которые могут быть направлены на исполнение, минуя службу судебных приставов:

1) о взыскании периодических платежей (исполнительный лист или судебный приказ о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, исполнительный лист о взыскании сумм в возмещение вреда от потери кормильца и т. д.);

2) о взыскании денежных средств, если в нем содержится указание на взыскание с должника единовременно не более 25 000 руб.

Самостоятельное обращение ускорит исполнение тех исполнительных документов, которые предполагают регулярное удержание сумм из заработной платы должника или выданы на сумму, удержание которой эффективнее за счет зарплаты, нежели путем продажи имущества должника.

В этом случае взыскатель передает работодателю подлинник исполнительного документа и письменное заявление, в котором указывает реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина, либо наименование, ИНН налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя – юридического лица, а также банковские либо почтовые реквизиты, на которые следует перечислять взысканные денежные средства.

Во всех остальных случаях, а также в случае, если взыскатель не располагает сведениями о месте работы или учебы должника, исполнительный документ направляется на исполнение в службу судебных приставов и уже от них передается в учреждение.

Поступивший исполнительный документ необходимо зарегистрировать в журнале (книге) учета исполнительных листов.

Нормативно-правовые акты содержат только косвенное упоминание этого регистра, его форма и содержание определяются учреждением самостоятельно.

Это может быть самая обычная ученическая тетрадь, но пронумерованная и прошнурованная – такое требование предъявляется ко всем журналам регистрации. В графах журнала рекомендуем отражать следующие данные:

  • порядковый номер записи регистрации;
  • вид исполнительного документа;
  • дату поступления и входящий номер;
  • номер исполнительного документа, когда и кем выдан;
  • фамилию, имя, отчество и местожительство взыскателя;
  • фамилию, имя, отчество и местожительство должника;
  • размер удержаний;
  • сумму задолженности;
  • фамилию и подпись бухгалтера о получении исполнительного документа;
  • отметку о завершении взыскания по исполнительному документу;
  • отметки о возврате исполнительного документа – куда и когда отправлен, фамилию и подпись работника о возвращении исполнительного документа.

Бухгалтер-расчетчик подтверждает получение исполнительного листа своей подписью в журнале, и именно на него целесообразно возложить ответственность за хранение исполнительных документов, например, в должностной инструкции. Храниться документы должны в сейфе, как бланки строгой отчетности.

Получение исполнительного документа от судебного пристава необходимо подтвердить обратным уведомлением.

Чаще всего сам исполнительный лист имеет отрывную часть – уведомление; если ее нет, то уведомление составляется в произвольной форме с указанием входящего номера и даты получения документа, контактного телефона. Уведомление подписывается бухгалтером, его подпись заверяется печатью учреждения.

База доходов по исполнительным документам

Отметим, что обращение взыскания на заработную плату производится чаще всего по периодическим платежам, например, алиментам. Их необходимо удерживать с каждой выплаты должнику до полного исполнения документа.

Закон не устанавливает открытых или закрытых перечней видов выплат, на которые обращаются взыскания, в его формулировках это «заработная плата и иные доходы».

Более подробно раскрываются те выплаты, на которые взыскания не обращаются (ст. 101 Закона об исполнительном производстве).

Перечень объемный и закрытый, но далеко не все они могут встретиться в составе выплат у работодателя, поэтому приведем только основные из возможных.

Итак, не обращаются взыскания на доходы:

  • в виде сумм страхового обеспечения по социальному страхованию, кроме пособия по временной нетрудоспособности;
  • в виде компенсационных выплат в рамках трудовых отношений, например, командировочные, подъемные или компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях, если же с сотрудником заключен договор аренды его автомобиля, то суммы арендной платы войдут в состав базы доходов;
  • в виде сумм материальной помощи, выплачиваемой работодателем в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака.

При этом законодатель установил, что с денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью (пп. 1 п. 1 ст.

101), и компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (пп. 4 п. 1 ст.

101), алиментные обязательства на несовершеннолетних детей должны исполняться.

Следовательно, если работодатель производит своему работнику выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве из своего фонда заработной платы, установленные, скажем, коллективным договором, то с таких выплат алименты на несовершеннолетних детей удерживать обязательно. В то же время, если работник является получателем ежемесячных страховых выплат в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве, эти выплаты в базу доходов не включаются. См., например, Определение Пермского краевого суда от 15.06.2011 № 33-5699.

Размер удержания по исполнительному листу исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона об исполнительном производстве).

Предельные размеры удержаний и несколько исполнительных листов на одного работника

Законом установлены предельные размеры удержаний по разным основаниям (очередям), и если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Также пропорционально количеству рабочих дней (смен, часов и т. д.), приходящихся на период несовершеннолетия ребенка, рассчитывается сумма алиментов в месяце, в котором удержания должны закончиться, например, по достижении 18 лет.

Представим таблицу очередности удовлетворения требований взыскателей.

Очередность Вид удержания Максимальный размер удержания (от суммы, причитающейся работнику на руки, за вычетом НДФЛ)
Первая очередьАлименты на несовершеннолетних детей.Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица.Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца.Возмещение ущерба, причиненного преступлением70% в совокупности по всем исполнительным документам первой очереди
Первая очередьВозмещение морального вреда50% в совокупности по всем исполнительным документам
Вторая очередьЛюбые другие основания (возмещение материального ущерба, задолженность по договору, задолженность по платежам в бюджет и т. д.)

В вопросе удержания алиментов с сумм выплачиваемых авансов по заработной плате до сих пор можно встретить разночтения, поскольку нормативно-правового акта с точными указаниями не существует.

На основании анализа имеющихся правовых актов можно сделать вывод, что алименты достаточно удерживать один раз в месяц (ст. 109 СК РФ) после расчета сумм НДФЛ, который также исчисляется в конце месяца (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Полагаем, это правило применимо и к другим основаниям удержаний по исполнительным документам.

Пример.

Сотрудник Иванов А. П. с 5 по 9 июня находился в командировке, за это время ему был начислен средний заработок в размере 5 000 руб., компенсация расходов на проезд и проживание в сумме 30 000 руб., суточные за время командировки – 3 500 руб.

За оставшиеся дни июня была начислена заработная плата в размере 30 000 руб., сотруднику предоставляется стандартный вычет на ребенка – 1 400 руб.

В учреждении на Иванова А. П. получено 3 исполнительных документа: алименты на несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 доходов (ИЛ № 1); возмещение вреда, причиненного здоровью, в сумме 17 000 руб. всего (ИЛ № 2); долг по кредиту в размере 50 000 руб. всего (ИЛ № 3).

Необходимо определить сумму удержаний по исполнительным документам.

1. Определим базу удержаний.

В указанном месяце в базу войдут заработная плата и суммы среднего заработка за время нахождения в командировке. Иные компенсационные выплаты в расчет не включаются.

База удержания рассчитывается после удержания НДФЛ и составит 30 632 руб. (30 000 + 5 000 – (30 000 + 5 000 – 1 400) х 13%).

2. Определим предельные размеры удержаний.

Исполнительные листы по алиментам и причинению вреда здоровью относятся к первой очереди, и размер удержаний по ним составляет 70% – 21 442,40 руб. (30 632 руб. х 70%).

Долг по кредиту относится ко второй очереди, и его предельный размер равен 50% – 15 316 руб.

3. Рассчитаем удержания в первый месяц.

Первая очередь: ИЛ № 1 – 7 658 руб. (30 632 руб. х 1/4), № 2 – 17 000 руб. Вместе они составляют 24 658 руб. (7 658 + 17 000), что больше предельного размера удержаний – 21 442,40.

Поскольку средств недостаточно для удовлетворения обоих требований в полном объеме, необходимо произвести удержания пропорционально каждой сумме взыскания.

ИЛ № 1 – 6 659,34 руб. (21 442,40 руб. / 24 658 руб. х 7 658 руб.);

ИЛ № 2 – 14 783,06 руб. (21 442,40 руб. / 24 658 руб. х 17 000 руб.).

Вторая очередь: ИЛ № 3 в этом месяце не исполняется, поскольку сумма уже произведенных удержаний превышает предел по этому документу.

Итого за первый месяц удержано 21 442,40 руб., и за работником осталась задолженность, которая перейдет на следующий месяц в размере:

– 998,66 руб. (7 658 – 6 659,34) – по ИЛ № 1;

– 2 216,94 руб. (17 000 – 14 783,06) – по ИЛ № 2;

– 50 000 руб. – по ИЛ № 3.

4. Рассчитаем удержания во второй месяц. Предположим, что база доходов составила 34 800 руб. после удержания НДФЛ. Тогда предельный размер первой очереди – 24 360 руб. (34 800 руб. х 70%), второй очереди – 17 400 руб. (34 800 руб. х 50%). ИЛ № 1 в этом месяце – 8 700 руб. (34 800 руб. х 1/4).

Первая очередь: ИЛ № 1 – 9 698,66 руб. (8 700 + 998,66), ИЛ № 2 – 2 216,94 руб. Вместе они составляют 11 915,60 руб., что позволит удовлетворить требования первой очереди в полном объеме, при этом ИЛ № 2 полностью погашен.

Вторая очередь будет исполнена в размере 5 484,40 руб. (17 400 – 11 915,60), остальной долг перейдет на следующий месяц.

5. В третьем месяце и последующих месяцах удержания по ИЛ № 3 будут производиться после удержания первой очереди (ИЛ № I) в общем размере удержаний не более 50% базы доходов.

Правильность удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу может быть проверена судебным приставом-исполнителем. При проведении проверки учреждение обязано предоставить бухгалтерские и иные документы (ст. 64 Закона об исполнительном производстве).

Отметим, что все расходы на доставку удержанных платежей взыскателям (почтовые, банковские) производятся за счет должника и ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.

Бухгалтерский (бюджетный) учет производимых удержаний осуществляется на счете 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

Окончание исполнения. Увольнение сотрудника с исполнительными документами

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/stuff/a58/913526.html

Банк между двух огней: риски неисполнения и неправомерного исполнения исполнительного документа

Получение денежных средств по исполнительным листам

На первый взгляд исполнение требований исполнительного документа — рутинная операция, которая не должна вызывать серьезных споров: процедура исполнения, в том числе ответственность банков за неправомерные действия, законодательно урегулирована. Тем не менее, судебная практика показывает, что не все так однозначно.

В соответствии с нормами Закона о банках[1], Закона об исполнительном производстве[2], Положениями Банка России № 285-П и № 383-П кредитные организации обязаны незамедлительно исполнить содержащиеся в исполнительных документах или постановлениях судебных приставов-исполнителей требования о взыскании денежных средств. В соответствии с позицией Центрального банка Российской Федерации[3] незамедлительно – значит не позднее рабочего дня, следующего за поступлением таких документов.

В соответствии со статьей 8 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Законодатель перечислил конкретные требования, предъявляемые к заявлению взыскателя. Так, в заявлении должны содержаться:

  • реквизиты банковского счета взыскателя для перечисления;

  • ФИО, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, ИНН либо данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в РФ взыскателя-гражданина;

  • наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя – юридического лица.

Когда банк вправе задержать исполнение?

Не исполнить исполнительный документ кредитная организация может в случаях:

  • когда на счетах должника отсутствуют денежные средства;

  • когда на денежные средства на указанных счетах наложен арест;

  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом[4].

В соответствии с частью 6 статьи 70 Закона об исполнительном производстве кредитная организация вправе задержать исполнение исполнительного документа для проверки его подлинности либо достоверности сведений в случае наличия обоснованных сомнений, но не более чем на семь дней.

При этом незамедлительно приостанавливаются операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию. Важно понимать, что суды, оценивая правомерность приостановления исполнения, требуют подтвердить обоснованность сомнений в достоверности сведений.

В противном случае существует высокий риск присуждения компенсации убытков в пользу взыскателя, если действия или бездействие организации привели к реальной невозможности исполнения судебного акта.

К такому выводу пришли суды, например, в рамках дела № А40-69191/2017[5]. Взыскатель направил в банк исполнительный документ вместе с заявлением, которое соответствовало требованиям закона.

Банк приостановил исполнение переданного ему документа, сославшись на положения закона и рекомендации Банка России.

После проверки кредитная организация уведомила взыскателя о недостаточности средств на счете должника.

При рассмотрении дела выяснилось, что на момент предъявления исполнительного документа денежные средства имелись на счете в достаточном размере. Банк пытался обосновать свои сомнения в подлинности исполнительного листа: указал на то, что на сайте картотеки арбитражных дел отсутствовали сведения о вступлении решения в законную силу, а также информация о серии и номере исполнительного листа.

Суды, удовлетворяя требования истца, пришли к выводу о неправомерности действий банка, так как:

  • размещенное в сети Интернет решение по делу идентично предъявленному исполнительному документу;

  • подлинный исполнительный лист изготовлен с учетом инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ, содержит сведения о вступлении судебного акта в законную силу;

  • материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика в арбитражный суд, выдавший исполнительный лист с запросами о предоставлении сведений какого-либо характера.

При этом банк не представил доказательства проведения проверки подлинности исполнительного документа.

Каковы последствия?

В случае признания действий банка неправомерными финансовые потери для нарушителя могут быть значительными. В соответствии с частью 2 статьи 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф зависит от размера подлежащей взысканию денежной суммы и может достигать одного миллиона рублей.

Также Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность наложения судебного штрафа на организацию в случае ее неправомерных действий. В данном случае штраф может достигать ста тысяч рублей.

Дополнительным негативным последствием в виде финансовых потерь для кредитной организации, неправомерно не исполнившей исполнительный документ, является возможность взыскания убытков со стороны взыскателя по документу.

Анализ приведенных правовых норм показывает, что банки обязаны незамедлительно исполнять поступающие к ним исполнительные документы и существенно ограничены в выборе оснований для отказа в исполнении предъявленного документа. В то же время высок риск взыскания убытков со стороны клиента в случае неправомерного списания денежных средств.

Например, Арбитражный суд Московского округа по одному из дел[6] признал обоснованным иск клиента к банку о взыскании убытков в виде реального ущерба за списание денежных средств по поддельному исполнительному документу.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что банк исполнил поддельный исполнительный лист, ограничившись формальной проверкой по внешним визуальным признакам и полноте реквизитов, установленных Законом об исполнительном производстве.

Суд указал на то, что в данной ситуации банк является субъектом профессиональной предпринимательской деятельности в области проведения операций по счетам клиентов, осуществляющим их с определенной степенью риска.

Соответственно, банк должен нести ответственность в виде возмещения убытков, причиненных неправильным списанием принадлежащих истцу денежных средств.

Суды трех инстанций пришли к выводу, что действия, предпринятые банком, не были достаточными для установления подлинности спорного исполнительного документа.

В другом аналогичном деле суды пришли к выводу, что непроведение банком проверочных мероприятий по факту выдачи исполнительного листа и обоснованности предъявления его к исполнению, а также непринятие дополнительных меры защиты (смс-информирование, запрос по системе банк-клиент) является противоправным поведением ответчика в форме бездействия[7].

Что учитывать при проверке исполнительного листа?

Наиболее частыми основаниями для отказа банка являются ошибки, допущенные в предъявляемом взыскателем заявлении или исполнительном документе. Так как закон содержит строго определенные требования, то банк обязан проверить, соответствуют ли заявление или документ таким требованиям.

Например, в деле № 40-75776/2014[8] суды отказали в признании незаконными действий банка по возврату исполнительного листа без исполнения.

Из обстоятельств дела следует, что организация обратилась в банк с заявлением об исполнении исполнительного документа. К заявлению была приложена доверенность на представителя. Банк возвратил исполнительный лист и приложенные документы заявителю без исполнения, указав, что:

  • доверенность на представителя подписана лицом, которое не указано в качестве единоличного исполнительного органа на официальном сайте ФНС;

  • документы, подтверждающие полномочия подписанта к заявлению не приложены, не подтверждены обществом и данными единого государственного реестра юридических лиц.

Суды пришли к выводу, что действия банка были правомерными, так как закон требует[9] предоставлять сведения о взыскателе и представителе, что сделано не было. Однако истребование кредитными организациями дополнительных документов и сведений, которые не предусмотрены законом, расцениваются судами как неправомерные действия[10].

Также суды признают правомерными действия кредитной организации по возврату исполнительного документа, если в исполнительном документе допущены ошибки и опечатки в ИНН или наименовании сторон спора.

В одном из дел суд указал, что исполнительный лист правомерно возвращен взыскателю в связи с неверным указанием ИНН и наименования должника[11].

В деле № А56-70250/2015 суды пришли к выводу о правомерности отказа в принятии исполнительного документа в связи с наличием разного написания наименования взыскателя в исполнительном листе, при этом отличия заключались в одной букве.

Суды отклонили доводы взыскателя о том, что банк обязан проводить проверку с целью уточнения содержащихся в исполнительном листе сведений[12].

При этом существует и иная судебная практика, по смыслу которой недопустим формальный подход кредитных организаций к проверке заявления и исполнительного документа.

Так, суды, удовлетворяя требования заявителя о признании действий банка незаконными, указали на то, что написание наименования должника – государственного учреждения в сокращенной форме не является основанием для возврата исполнительного листа, поскольку сокращенное наименование общеизвестно, что исключает ошибку при идентификации должника, даже с учетом неверного указания ИНН должника. Также суды не согласились с доводами банка о том, что отсутствие сведений об ОГРН, месте регистрации взыскателя препятствует исполнению, так как требуемые сведения были указаны в заявлении, а также на оттиске печати[13].

Еще одним основанием для правомерного отказа кредитной организации в принятии исполнительного документа является указание в заявлении реквизитов счета представителя как счета, на который подлежит перечислять денежные средства. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона об исполнительном производстве в заявлении могут быть указаны только реквизиты банковского счета взыскателя.

В подавляющем большинстве случаев судебная практика исходит из буквального толкования указанной нормы[14].

Суды приходят к выводу, что из системного толкования норм Закона об исполнительном производстве следует, что перечисление взысканных денежных средств производится только на счет взыскателя, следовательно, кредитные организации правомерно отказывают в перечислении денежных средств на счет представителей.

Однако и здесь существует иная судебная практика.

Например, в деле № А40-87058/2010 суд кассационной инстанции пришел к противоположному выводу, указав, что нормы Закона об исполнительном производстве не ограничивают права взыскателя по направлению денежных средств только на свой счет, а не на счет иного лица, при наличии заявления, в котором указаны реквизиты счета поверенного, и доверенности с предусмотренными полномочиями на получение присужденных денежных средств[15].

Как снизить риск?

Анализ судебной практики показывает, что в спорах об исполнении кредитными организациями исполнительных документов высока степень судебного усмотрения, даже в одном арбитражном судебном округе могут быть вынесены противоречащие судебные акты при схожих обстоятельствах.

С учетом складывающейся практики должностные лица кредитных организаций не должны подходить к проверке достоверности требований формально.

Для снижения рисков необходима не только визуальная проверка исполнительного листа.

Следует также пытаться установить его подлинность на основании информации, полученной как минимум из общедоступных источников, например с официальных сайтов судов, ФНС и прочих государственных органов.

Также представляется целесообразным в случае приостановки исполнения фиксировать все действия по проверке достоверности представленных документов для целей защиты интересов организации в потенциальных спорах. Перечисленные меры позволят снизить потенциальные риски и уменьшить негативные последствия.

[1] Статья 27 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/the_bank_between_two_fires_the_risks_of_non_execution_and_improper_execution_of_the_executive_docume/

Ветка права
Добавить комментарий