Поправки в валютное законодательство

Изменения валютного контроля 2018: отмена паспорта сделки и ужесточение ответственности за нарушения валютного законодательства

Поправки в валютное законодательство

Новый валютный контроль: вместо паспорта сделки – регистрация внешнеторгового договора в банке
Как зарегистрировать контракт в банке после отмены паспорта сделки с марта 2018 года
Новые правила валютного контроля – 2018
Как изменится ответственность за нарушения валютного законодательства

С 1 марта изменились правила оформления внешнеторговых контрактов. Теперь для расчета с иностранным контрагентом компаниям не надо оформлять паспорт сделки – он отменен. Кроме того, с 14 мая начинают действовать поправки, ужесточающие ответственность за нарушения валютного законодательства.

Что заменит паспорт сделки с 2018 года, читайте в нашей публикации.

Новый валютный контроль: вместо паспорта сделки – регистрация внешнеторгового договора в банке

С 1 марта вступает в силу инструкция Центробанка РФ от 16.08.2017 № 181-И. Она отменяет паспорт сделки с 1 марта 2018 года и вводит новые правила контроля за внешнеторговыми операциями. Вместо паспорта сделки для проведения расчетов по внешнеторговому контракту необходимо поставить договор на учет в банке.

Для этого компания-резидент должна представить в банк контракт и подтверждающие документы. Причем российским экспортерам достаточно подать сведения о контракте по форме банка, а сам договор принести в течение 15 рабочих дней после постановки контракта на учет. Импортеры такой возможности не имеют.

Не позднее следующего рабочего дня после представления документов банк должен поставить контракт на учет и присвоить ему уникальный номер. То есть срок постановки контракта на учет в банке – 1 рабочий день. Еще один день дается банку на то, чтобы сообщить компании это уникальный номер. Итого два дня на всю процедуру.

Раньше банку давали 3 рабочих дня на проверку данных и оформление паспорта сделки и еще 2 дня – на отправку паспорта резиденту. Итого пять дней на всю процедуру.

Таким образом, после отмены паспорта сделки с 1 марта 2018 года процедура оформления внешнеторговых контрактов ускорилась.

Важно!

Паспорт сделки с марта 2018 года отменен, но если компания заключила контракт до 1 марта, т.е. до вступления в силу нововведений, закрывать паспорт сделки не потребуется.

Паспорта сделок по договорам, которые на 1 марта еще не исполнены и находятся в досье валютного контроля, признают автоматически закрытыми, проставлять у банка отметку о закрытии паспорта сделки не надо.

Номер паспорта становится уникальным номером договора. Дальше банк будет обслуживать такой договор по новым правилам.

При этом необходимость поставить контракт на учет (зависит от его вида и суммы):

  • Импортный контракт / кредитный договор нужно поставить на учет, если его стоимость равна или превышает 3 млн руб.
  • Экспортный контракт ставится на учет, если его сумма равна или превышает 6 млн руб.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Важно!

До 1 марта 2018 года паспорт сделки надо было оформлять в том случае, если сумма контракта российской организации с иностранной компанией в эквиваленте по курсу ЦБ на дату заключения договора равнялась или превышала 50 тыс. долл. США.

Как зарегистрировать контракт в банке после отмены паспорта сделки с марта 2018 года

Чтобы поставить на учет контракт или кредитный договор, в банк надо представить контракт (кредитный договор), его проект или выписку из контракта. Выписка должна содержать информацию, которая необходима банку для оформления ведомости банковского контроля:

  • общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер – если есть),
  • валюта экспортного контракта (наименование),
  • сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,
  • дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;
  • реквизиты иностранного контрагента по экспортному контракту (наименование, страна).

Рис. Образец формы для заполнения сведений при постановке контракта на учет

Важно!

Форму выписки необходимо заранее согласовать с банком. Если в банк вместо договора направлена выписка, то подать контракт нужно в течение 15 рабочих дней после его принятия на учет.

Одновременно с контрактом (выпиской) в банк необходимо подать подтверждающие документы. Состав документов зависит от определенной ситуации, в основном это:

  • счет
  • документ, подтверждающий отгрузку товара, выполнение услуг;
  • переводы документов на русский язык.

Новые правила валютного контроля – 2018

Отмена паспорта сделки в 2018 году – далеко не единственное изменение. Новая инструкция № 181-И содержит другие позитивные изменения в правилах валютного контроля.

  • Стало меньше документов при регистрации внешнеторговых контрактов

Отмена паспорта сделки повлекла за собой сокращение форм документов, которые должны были заполнять компании-участники ВЭД.

Не нужно больше оформлять и предоставлять в банк справку о валютных операциях и отдельную справку о подтверждающих документах при корректировке.

В качестве единой формы учета и отчетности по контрактам и кредитным договорам, принятым на учет, будет использоваться только справка о подтверждающих документах.

Как было. При оформлении паспорта сделки необходимо было заполнить и предоставить в банк:

  • Справку о валютных операциях;
  • Справку о подтверждающих документах;
  • Корректирующую справку о валютных операциях / о подтверждающих документах – при корректировке сведений.

  • Упрощение валютного контроля сделок на сумму до 200 тыс. руб.

По таким сделкам при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в банк достаточно будет предоставить только сведения о коде вида операции.

Документы, связанные с проведением операции, в банк представлять не надо.

Повышение порогов обязательств по сделкам, которые контролируются в упрощенном порядке, позволит сэкономить время и деньги по гораздо большему количеству операций, чем было раньше.

Как было. До отмены паспортов сделок с 1 марта 2018 порог по сделкам при зачислении или списании валюты со счета резидента, при котором достаточно было подать сведения о коде вида операции, составлял 1 тыс. долларов США, то есть был почти в три раза меньше.

  • Банк не может отказать в регистрации контракта

Новая инструкция не содержит оснований, по которым банк может отказать в постановке контракта на учет. Поэтому, если компания представила в банк все необходимые для этого документы, банк обязан зарегистрировать договор и оформить ведомость внутреннего контроля.

Как было. Раньше банк мог отказать в оформлении паспорта сделки при его неверном заполнении.

  • Меньше оснований для штрафов за нарушение валютного контроля

Так как документов по валютным операциям стало меньше, и сама процедура учета контрактов теперь возложена на банки, от компании требуется лишь своевременно предоставить документы. Штрафы за неверное оформление паспортов сделок, справок о валютных операциях уже не будет.

Как было. За нарушение правил оформления паспорта сделки и документов по валютным операциям компании грозил штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.

Как изменится ответственность за нарушения валютного законодательства

С 14 мая вступают в силу поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» ( Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ), а также в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, посвященную нарушениям валютного законодательства.

Рассмотрим самые важные изменения в законе о валютном контроле и видах ответственности:

  1. Во всех внешнеторговых контрактах обязательно должны быть прописаны сроки, в которые иностранная сторона обязана оплатить товар или услуги российскому экспортеру, либо вернуть аванс, если речь идет об импортном контракте

    Чтобы снизить риски нарушения требований о возврате валютной выручки, стороны и до этого чаще всего прописывали такие условия в контрактах. Поэтому для большинства компаний ничего особо не изменится. Просто теперь банку надо будет сообщать не об ожидаемых, а о точных сроках получения и возврата валютной выручки по контракту. Иначе банк может отказаться принять контракт на обслуживание.

  2. Расширился список причин, по которым банки вправе отказать в валютной операции

    Раньше банк мог отказать компании, которая представила все документы по сделке, если заподозрил ее в отмывании доходов. С 14 мая причин для отказа будет больше.

    Так, например, банк сможет отказать в валютной операции, если подозревает компанию в предоставлении недостоверных документов и нарушении требований валютного законодательства.

    При этом решение об отказе банк должен письменно сообщить не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

  3. Штрафы за валютные нарушения для «ответственных сотрудников»

    Если раньше за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств штрафовали только копанию, то с 14 мая к ответственности можно будет привлечь также директора, главбуха или финдира. Штраф за нарушение валютного контроля в 2018 году для ответственных сотрудников составит от 20 тыс. до 30 тыс. руб. За повторное нарушение будет грозить дисквалификация.

***

Итак, на наш взгляд, процедуры оформления сделок с иностранными контрагентами изменились, но незначительно.

Паспорт сделки с 2018 года отменен, но вместо этого вводится регистрация валютного договора в банке (постановка контракта на учет) с присвоением уникального номера.

Данная процедура проще оформления паспорта сделки, быстрее, и позволяет поставить на учет контракт, основываясь на его проекте, или сведений о контракте (оригинал можно предоставить позже, это очень удобно, если сроки «поджимают»).

В остальном все так же – сохраняется необходимость представления документов, связанных с проведением валютных операций в полном комплекте, в зависимости от ситуации. Валютный контроль не исчезнет, лишь по-новому будут оформляться документы отчетности: фиксировать необходимую для учета информацию будет не компания-резидент, а банк.

За первый месяц работы после отмены паспорта сделок с 1 марта специалисты нашей компании на практике не столкнулись с какими-то серьезными «подводными камнями». В то же время проявилась самая главная сложность – в разных банках по-разному применяются нововведения по оформлению измененных документов.

Например, не очень удобна перемена, связанная с заменой справки о валютных операциях на заполнение сведений о валютных операциях. Справка имела форму документа, закрепленную законодательно, а сведения – это произвольный документ, и в некоторых банках нет возможности распечатать подготовленные (принятые банком) сведения о валютных операциях.

Вместе с тем клиенты, которые обслуживаются в нашей компании, не почувствуют на себе никаких изменений в связи с новыми правилами оформления внешнеторговых контрактов (в связи с отменой паспортов сделки в 2018 году) и ужесточением ответственности за нарушение правил валютного контроля.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет облуживания. Специалисты нашей компании досконально изучили тонкости валютного контроля по новым правилам и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы также соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

Источник: //1c-wiseadvice.ru/company/blog/otmena-pasporta-sdelki-i-otvetstvennost-za-narushenie-valyutnogo-zakonodatelstva/

Изменения в валютном законодательстве для физических лиц с 1 января 2018 г

Поправки в валютное законодательство

Напомним, что с 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами и использованием иностранных компаний на граждан РФ, являющихся ВАЛЮТНЫМИ РЕЗИДЕНТАМИ РФ, была возложена обязанность подавать в ФНС РФ Отчеты о движении денежных средств по иностранному счету. При этом, “валютным резидентом” признавались граждане РФ, которые хотя бы 1 день в течение календарного года находились на территории РФ.

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более года (тех, кто ранее являлись валютными нерезидентами):

  • валютными резидентами признаются ВСЕ ГРАЖДАНЕ РФ – п.п. а) п.6 ч.1 ст.1 Закона (до этого граждане РФ, проживавшие за пределами РФ более года, теряли статус валютного резидента)

То есть с 1 января 2018 граждане РФ валютные нерезиденты становятся валютными резидентами и на них распространяет свое действие ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ требований к порядку открытия счетов с иностранных банках, к проведению по указанным счетам валютных операцийк предоставлению отчетов о движении денежных средств по иностранным счетам – ч.8 ст.12 Закона (СМ.НИЖЕ). Тем не менее на данную категорию лиц начинает распространяться ст.9 Закона и ст.14 Закона, в отношении того, что прямо не указано в данных статьях. Таким образом лицам, проживающим за границей более года:

  • запрещается совершать валютные операции с лицами, проживающими на территории РФ более 183 дней в году – следует из смысла п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25) и ч.1 ст.9 Закона, говорящей о том, что “валютные операции между резидентами запрещены”.

Пример из практики:
Гражданин РФ, постоянно проживающий за границей более года решил продать свой дом другому гражданину РФ.

Рассчитаться в валюте через счета в иностранных банках они, будучи оба валютными резидентами РФ могут ТОЛЬКО, если второй гражданин проживает за пределами РФ более 183 в году (п.25 ч.1 ст.9 Закона “О валютном регулировании и валютном контроле”).

В иных случаях данная операция для продавца будет считаться незаконной валютной операцией с применением штрафа в размере 75%-100% от суммы операции.

Важно для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жили преимущественно за границей, но приезжали в Россию и следовательно являлись валютными резидентами):

  • требования к порядку открытия счетовк проведению по указанным счетам валютных операций, а также к представлению отчетов о движении средств по этим счетам, не применяются к физическим лицам – резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности СОСТАВИТ более 183 дней – ч.8 ст.12 Закона. Таким образом лица, проживающие за пределами РФ более 183 дней в году (они же налоговые нерезиденты), вправе:
    • НЕ подавать в ФНС уведомление об открытии счета за пределами РФ
    • НЕ представлять Отчеты о движении денежных средство по иностранному счету
    • НЕ соблюдать требования о законных валютных операциях по своему иностранному счету
    • совершать между собой валютные операции за пределами территории РФ – п.25 ч.1 ст.9 Закона (до 1 января 2018 Закон НЕ содержал п.25)
  • физические лица – резиденты, которые в соответствии с абзацем выше не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов, не представляли отчеты о движении средств по таким счетам и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности СОСТАВИЛ 183 дня и менее, обязаны подать в ФНС РФ Уведомление об открытии/закрытии иностранного счета, изменении реквизитов счета совместно с Отчетами о движении денежных средств (с момента открытия) в срок до 1 июня календарного годаследующего за таким истекшим календарным годом – ч.8 ст.12 Закона

При этом, положения, указанные выше, применяются также в отношении граждан РФ, срок пребывания которых в 2017 году за пределами территории РФ в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте РФ, открытых гражданами РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
Гражданин РФ открыл счет в иностранном банке 12 января 2018 г. Если в 2017 г. он проживал в РФ более 183 дней, то, по общим правилам, в течение 1 месяца он должен уведомить ФНС РФ об открытии такого счета.

Если же по состоянию на 31 декабря 2018 г.  срок пребывания этого гражданина за границей составит более 183 дней, то он получит право не представлять в ФНС отчет о движении денежных средств в 2019 г. за 2018 г.

(при условии возможности документального подтверждения факта такого пребывания). Если же по состоянию на 31 декабря 2019 г. срок пребывания указанного лица за границей составит менее 183 дней, то в срок до 1 юня 2020 г.

данное лицо должно будет представить в ФНС отчеты о движении денежных средств как за 2019 г., так и за 2018 г.

Обращаем внимание, что 183 дня должны учитываться именно в календарном году.

Также обращаем внимание, что с 1 января 2018 г.:

  • ФНС получило право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц – резидентов за пределами территории Российской Федерации, документы, подтверждающие факты въезда в Российскую Федерацию и (или) выезда из Российской Федерации – п.14 ч.4 ст.23 Закона

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
В дополнение к “норме о 183 днях” – как следует из п.14 ч.4 ст.

23 Закона, резиденты НЕ ОБЯЗАНЫ сами доказывать свое нахождение за пределами РФ более 183 дней в году – они обязаны предоставить такие документы, ТОЛЬКО по требованию сотрудников ФНС.

Как видится, таким документами может быть заграничный паспорт с отметками о выезде-въезде.  

Важно для граждан РФ, проживающих на территории РФ более 183 дней в году (тех, кто ранее жил и продолжает основное время находиться в России):

Дополнился перечень законных (разрешенных) валютных операций.

  • с 1 января 2018 г. напрямую на зарубежные счета резидентов (минуя уполномоченный банк в РФ) стало возможно зачислять:
    • денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом – резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица – резидента за пределами территории РФ – абз.8 п.5.1. ст.12 Закона;
    • денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом – резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица – резидента за пределами территории РФ, при условии, что такое недвижимое имущество зарегистрировано (находится) на территории иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ И такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией ИЛИ имеет с РФ иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, И ПРИ ЭТОМ счет (вклад) физического лица – резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства – абз.9 п.5.1. ст.12 Закона
  • физические лица – резиденты получили право рассчитываться деньгами со счета в иностранном банке за передачу имущества и оказание услуг на территории РФ  с использованием средств на иностранных счетах за исключением запрещенных валютных операций между резидентами -из абз.2 ч.6 ст.12 Закона исключены слова “не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ”)

Важно для всех:

  • законодательно определяется, что признается “налоговым органом по месту учета”. Уведомление об открытии счета в иностранном банке, а также отчеты о движении денежных средств по такому счету должны быть поданы валютными резидентами в налоговый орган по месту учета. Налоговым органом по месту учета физического лица-резидента является (ч.2 ст.12 Закона):
    • налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства в РФ)
    • в случае отсутствия у резидента -физического лица на территории РФ места жительства (места пребывания) – налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества
    • при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества – налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента
    • в случае отсутствия у резидента – физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления , представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов
  • снята обязанность физических лиц-резидентов при переводе средств со своего российского счета на иностранных предъявлять в банк уведомление об открытии счета с отметкой ФНС о принятии – абз.3 ч.4 ст.12 Закона
  • на счета в иностранных банках стало возможным зачислять суммы налогов, возвращенных налоговыми органами страны пребывания резидента – абз.1 ч.5 ст.12 Закона

Источник: //zakon.ru/Blogs/izmeneniya_v_valyutnom_zakonodatelstve_dlya_fizicheskih_lic_s_1_yanvarya_2018_g/72227

Валютное законодательство 2018: либерализация на фоне усиления контроля

Поправки в валютное законодательство

В октябре 2018 года Министерство экономического развития представило на суд общественности план «Трансформация делового климата» (ТДК), разработанный совместно с представителями российского бизнеса.

Министерство предложило отменить уголовную ответственность за валютные правонарушения и существенно снизить административные штрафы.

Предполагается также отмена обязательной репатриации выручки в рублях для юридических лиц, а также снятие ряда ограничений по зарубежным счетам для лиц физических.

У россиян, живущих «на два дома» или ведущих бизнес за рубежом, теперь не отберут деньги за аренду или продажу зарубежного жилья, или средства, заработанные на иностранной бирже, а компании –экспортеры получат месячную отсрочку по выполнению своих валютных обязательств. План поддерживают также Министерство Финансов и Центробанк РФ.

Новые инициативы

Правительство РФ еще с 2017 года взяло курс на либерализацию валютного законодательства. Так, граждан РФ, проживающих большинство времени за границей, освободили от требований валютного контроля, затем Минфин представил ряд законопроектов о снижении административной нагрузки на бизнес в области валютного контроля.

Сейчас экспортеры обязаны перечислять выручку на свои счета в российских банках. Это касается расчетов и в иностранной валюте, и в рублях. Компания должна сообщать банку об установленных внешнеторговыми контрактами сроках оплаты.

Если деньги пришла в банк с опозданием хотя бы на один день, компанию штрафуют. За каждый день просрочки нужно заплатить 1/150 ключевой ставки ЦБ. Штрафы за невозврат составляют 75–100% суммы сделки.

Срок давности привлечения к ответственности — два года.

План Минэкономразвития включает предоставление бизнесу отсрочки в 30 дней, в течение которых экспортеры могут получить валютную выручку на счета в российских банках без штрафных санкций. Аналогичный 30-дневный период предусматривается и для российских импортеров, которые заплатили нерезиденту за товар, но еще не получили его.

Предельные штрафы за нарушение обязанности по зачислению средств по контрактам на счета в российских банках предложено снизить до 5% от суммы денежных средств или заменить их предупреждениями.

Максимальный штраф за нарушение этих требований сейчас составляет 100%, и такие же штрафы ожидают российских граждан, которым в общем случае запрещено получать средства на счета в зарубежных банках, за исключением ограниченного перечня разрешенных операций.

Нынешняя инициатива Минэкономразвития идет дальше текущего законопроекта правительства, в котором штрафы для экспортеров и импортеров предложено снизить до 5–30%.

При этом, для избранных «профессиональных участников внешнеэкономической деятельности», критерии которых должно определить правительство, предложено вовсе отменить штрафы за срыв сроков поступления валютной выручки.

Кроме того, Минэкономразвития выступает за полную отмену штрафов для банков, являющихся агентами валютного контроля, за задержку подачи отчетности о валютных операциях по экспортным сделкам. За несвоевременную подачу отчетности для юрлиц предусмотрен штраф от 5 тыс. до 600 тыс. руб. в зависимости от длительности задержки.

В плане министерства также есть пункт об отмене уголовного наказания за уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте. Максимальное наказание по этой статье сегодня составляет до пяти лет лишения свободы и штраф до 1 млн руб.

В перспективе обсуждается переход от сквозного контроля всех валютных операций к проверке только тех, которые вызывают сомнения у банков и налоговых органов. Также в плане «ТДК» предложено определить понятие и критерии «сомнительной сделки» и механизм выявления таких валютных операций.

Однако любая свобода неотделима от контроля за соблюдением прав всех сторон, поэтому невозврат средств не отменяет строгой отчетности по их получению от контрагентов, хотя бы и на зарубежные счета, а свободное зачисление на личные счета будет возможно только из стран ОЭСР/ФАТФ.  

Краткая история валютного законодательства

Уже третий год подряд, начиная с 2016 года, российский Минфин проводит политику постепенного снятия валютных ограничений, часто при некотором сопротивлении Центробанка, выполняющего роль гаранта стабильности на финансово-валютном рынке, и стремящегося не допустить резких изменений в этой сфере.

Нынешний год особенно богат изменениями в валютном законодательстве, причем с самого первого дня: 1 января 2018 года все обладатели российских паспортов проснулись валютными резидентами РФ, даже те из них, кто уже много лет не посещал свою историческую родину.

Таким образом, ожидания многих, что валютное резидентство будет приравнено к налоговому, не оправдались.

Наоборот, если раньше валютными резидентами становились только те из живущих за рубежом соотечественников, кто приезжал в Россию хотя бы на один день в году, то теперь валютными резидентами стали все лица, имеющие российское гражданство.

С другой стороны, с начала этого года законодатель расширил перечень разрешённых случаев зачисления денежных средств на счета физических лиц за рубежом, позволив, в том числе, получение на такие счета средств от продажи надвижимости. Правда, только расположенной в странах ОЭСР или ФАТФ и участвующих в автоматическом обмене финансовой информацией.

К сожалению, ряд популярных у россиян стран до сих пор не входят ни в одну из этих организаций. Поэтому продав, например, квартиру или виллу на Кипре или в Таиланде и зачислив деньги на счет за рубежом, вы рискуете получить штраф в размере до 100% от стоимости недвижимости. Это если покупатель – иностранец.

Если же покупатель – тоже россиянин, проживающий постоянно в РФ, то штраф будет при купле-продаже в любой стране.

Но хуже всего пришлось тем, кто давно уже живет за рубежом, да еще и в стране, не входящей в ОЭСР/ФАТФ, думать забыл про российские законы, но сохранил российское гражданство.

Продаст свою виллу такой новый гражданин того же Кипра или Мальты, получивший паспорт по инвестиционной программе, и теоретически, может получить требование от российской ФНС об уплате штрафа в размере полной стоимости недвижимости.

Не входят в перечень «разрешенных» для валютных операций, например, следующие страны, популярные у состоятельных бизнесменов:

  • крошечные, но богатые Андорра, Лихтенштейн и Гибралтар
  • члены ЕС – Болгария и Кипр
  • кандидаты в ЕС – Сербия и Черногория
  • США, поскольку эта страна не присоединилась к автоматическому обмену

Какие еще поправки предшествовали проекту ТДК?

В сентябре завершилось общественное обсуждение проекта изменений в закон “О валютном регулировании и валютном контроле”, подготовленного Минфином месяцем ранее.

В редакции от 28 декабря 2017 года требования к резидентам, имеющим счета в зарубежных банках и совершающим сделки с нерезидентами, выглядят достаточно жесткими.

Например, они обязаны информировать налоговые органы по месту своего учета обо всем, что происходит с их зарубежными счетами и средствами на них.

Будь то открытие или закрытие счета в зарубежном банке, получение средств или списание – независимо от суммы – обо всем этом граждане Российской Федерации, проживающие на территории РФ более 183 дней в году, должны отчитываться пред налоговыми органами.

Этот же момент в редакции сентября 2018 года выглядит более либеральным. Скажем, Министерство Финансов предлагает освободить всех налоговых резидентов РФ от обязанности постоянно отчитываться перед налоговыми органами о движении средств на зарубежных счетах.

Кроме того, в августовской редакции к видам получения дохода за рубежом, средства от которых могут быть без ограничений зачислены на зарубежные счета резидентов РФ, добавлены выигрыши в лотерею, на тотализаторе, доходы от реализации драгоценных металлов. Эта мера наверняка поможет вывести из тени целый пласт финансовых операций и вернет немало российских резидентов в правовое поле, что обеспечит в свою очередь и приток налоговых выплат

Однако такие смягчения коснутся лишь тех резидентов, у которых счет открыт в государстве ОЭСР или FATF, и которое при этом присоединилось к соглашению по международному автоматическому обмену финансовой информацией, либо имеет соответствующие договоренности с Россией.

Кроме того, все это относится лишь к счетам с общей суммой зачисленных средств за отчетный период (год) не превышает 600 тыс. руб. либо валютный эквивалент 600 тыс. руб. (или остаток средств не превышает данную сумму) по курсу на 31 декабря отчетного года.

Ограничения существенные, однако наши граждане, которые почувствуют облегчение в связи с нововведениями, довольно многочисленны. Нужно отметить, что оговорка о членстве страны, где открыт зарубежный счет резидента, в перечисленных выше организациях и соглашениях, действует во всех пунктах Закона.

То есть если страна не входит в данные перечни, то смягчающие нововведения не действуют для резидентов, хранящих свои средства на счетах в банках этой страны.

Изменения для российских юридических лиц

Что касается деятельности юридических лиц, ведущих бизнес с иностранными компаниями, то в новых поправках для этой категории резидентов есть немало положительных моментов в плане либерализации контролирующих мер и сокращения количества отчетной документации.

Например, с 1 марта текущего года уже не требуется оформление паспортов сделок. Вместо этого нужно ставить внешнеторговые контракты на учет, но и это касается только сделок с объемом, превышающим 3 млн рублей для договоров импорта и 6 млн рублей для экспортных сделок.

Не требуется предоставление в уполномоченные банки справок об осуществлении организацией валютных операций, но вместо этого необходимо предоставлять сами документы по проведенной операции, и при этом эти документы нужно будет сопровождать справкой о подтверждающих документах, которая является единой формой отчетности по валютным операциям для резидентов РФ. Ценность данного нововведения с точки зрения облегчения для бизнеса представляется нам достаточно спорным. Хотя ради справедливости, заметим, что на суммы менее 200 тыс. рублей данное ограничение не распространяется, и по таким контрактам вообще никаких справок не требуется.

Предлагается смягчить штрафные санкции за нарушение валютного законодательства как для физических, так и для юридических лиц.

Теперь резидент имеет в запасе 30 календарных дней, чтобы перевести средства в уполномоченный банк, в то время как ранее он оказывался в статусе нарушителя сразу после зачисления средств на счет в «неправильный» банк. К тому же, размеры штрафов в новом Законе предлагается сократить втрое.

Однако при этом добавлены новые основания для отказа в осуществлении валютных операций уполномоченными банками за рубежом и российскими банками. Это нарушение положений ст. 9 «Валютные операции между резидентами» Закона, неисполнение положений ст.12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ» Закона, нарушение требований ст.

14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Закона. И больше всего нас беспокоит новый пункт этого перечня: «Неисполнение других актов валютного законодательства».

С нашей точки зрения, данная формулировка порождает правовую неопределенность и дает основания должностным лицам сферы валютного контроля к безосновательному отказу в совершении валютных операций.

Либерализация валютного контроля – на благо отечественного бизнеса

Даже при всей неоднозначности отдельных положений нового Закона и поправок, вносимых в течение 2018 года, очевидно одно – для Российского государства в этом Законе немало плюсов, причем как на сегодня, так и в долгосрочной перспективе. Так, например, очевидно, что главная цель Минфина – продвинуть национальную валюту.

По новому законодательству отменяется требование обязательного возврата экспортной выручки в Россию, если оплата по контракту с нерезидентом осуществляется в рублях. До сих пор репатриация выручки была обязательна, независимо от того, в какой валюте проводилась оплата. Теперь же возвращать на Родину нужно только выручку в валюте.

Это будет мотивировать российские компании договариваться с иностранными контрагентами об оплате в рублях.

Напомним, что Председатель совета Центра Стратегического развития Алексей Кудрин выступил недавно с инициативой о смягчении мер валютного регулирования вплоть до полной отмены валютного контроля.

Среди ключевых проблем отечественного бизнеса были названы сложная отчетность по валютным операциям, запрет валютных операций между резидентами, а также необходимость репатриации экспортной выручки.

Утверждается, что ослабление валютного контроля «приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности» (пояснительная записка к майской редакции проекта Закона).

Отмену валютного контроля предложено провести поэтапно. В 2018 году предлагается отменить требования по репатриации экспортной выручки, установить открытый режим использования иностранных счетов, а отчетность по зарубежным счетам перенести в налоговую сферу.

Далее, уже в 2019–2020-е годы планируется отмена отчетности для лиц, чьи счета находятся в странах ОЭСР, FATF, и с которыми Россия начала автоматически обменивается финансовой информацией по стандартам CRS.

Это будет означать, что российские физические и юридические лица будут гораздо более свободны в общении с иностранными контрагентами и получат возможность выбора – где хранить и преумножать свои капиталы.

Источник: //www.hill.ru/articles/valyutnoe-zakonodatelstv-2018-liberalizatsiya-na-fone-usileniya-kontrolya/

Обзор изменений в валютном законодательстве 2018 года

Поправки в валютное законодательство

С 01 января 2018 года начинают действовать поправки к ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ № 173), существенно меняющие правовой статус, возможности, права и обязанности граждан РФ при осуществлении валютных операций.
Рассмотрим основные изменения, внесенные в законодательство о валютном регулировании.

Кто признается резидентом в соответствии с принятыми поправками?

В прежней редакции ФЗ №173 валютными резидентами признавались граждане РФ, кроме тех лиц, которые проживали за рубежом не менее одного года. Теперь под понятие валютный резидент подпадают все граждане России без исключения, вне зависимости от длительности их пребывания за границей (п.6 ст.1 ФЗ № 173).

Некоторые исключения вводятся для лиц, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году. Так, они освобождены от обязанности уведомлять налоговые органы о счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами России, представлять отчеты по таким счетам. Кроме того, эта категория лиц названа в законе в качестве исключения из общего запрета на совершение валютных операций: п.

25 ст. 9 разрешает валютные операции для таких лиц за пределами РФ.

Какие права и обязанности закон устанавливает для – граждан России, проживающих преимущественно в РФ?

В отношении рассматриваемой категории лиц расширился перечень допустимых валютных операций. В 2018 году на заграничные счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, без привлечения уполномоченного российского банка в соответствии со ст. 12 ФЗ № 173 можно зачислять:

  • денежные средства, которые гражданин-резидент получил от нерезидента, от продажи недвижимости, которая находилась в собственности резидента в другой стране (с ограничениями, предусмотренными п.5.1 ст. 12).
  • денежные средства, которые гражданин-резидент получил от нерезидента от продажи транспорта, который находился в собственности резидента в другой стране.

Резиденты получили право оплачивать средствами с иностранного счета оказание услуг и передачу имущества на территории РФ, кроме случаев, когда такие валютные операции отнесены к числу запрещенных.

Новые правила об уведомлении налоговой и отчетах по движениям на счетах

В соответствии с принятыми изменениями граждане, которые более 183 дней в году провели в другой стране вправе:

  • Не уведомлять налоговую службу об открытом за рубежом счете (вкладе).
  • Не предоставлять отчеты по движениям средств по зарубежному счету.
  • Совершать валютные операции на территориях других государств.

Лица, которые в соответствии с указанным выше не подавали уведомлений в налоговый орган по месту своего учета об открытии и закрытии счетов (вкладов) в банках, находящихся в иностранном государстве, об изменении реквизитов этих счетов, не подавали отчеты о движении финансов по таким счетам, и срок пребывания которых за рубежом в истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, должны:

  • уведомить налоговые органы об открытии или закрытии своих счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в рублях в иностранных банках, об изменении реквизитов в срок до 1 июня.
  • представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ.

Важно отметить: в соответствии со ст. 23 ФЗ № 173 с 1 января 2018 г. у налогового органа появилось право требовать от граждан документацию, подтверждающую время нахождения на территории другой страны и документацию о въезде в Россию и выезде из России.

Итоги

Анализ изменений, внесенных в ФЗ № 173, позволяет сделать вывод: поправки содержат как положительные изменения для отдельных категорий граждан РФ, так и отрицательные.

  • нововведения учитывают интересы граждан России, проживающих преимущественно в других странах – более 183 дней в году. Закон позволяет им свободно совершать валютные операции через свои заграничные счета.

Однако при взаимодействии с валютными резидентами, постоянно проживающими в России, указанные лица смогут воспользоваться своим правом только в ограниченных пределах.

  • резидент РФ сможет продать собственность за рубежом и перечислить денежные средства на счет в иностранном банке (ранее можно было зачислить денежные средства только в банк на территории РФ).

Однако это возможно  при сделках с нерезидентами и только в случае если страна, где находится недвижимость, входит в ОЭСР или ФАТФ, и подписала соглашение об автоматическом обмене финансовыми данными или имеет с Россией двустороннее соглашение об обмене информацией.

  • ограничена возможность расчетов между теми гражданами, кто проживает за рубежом и гражданами, живущими в России через иностранный банк. Теперь это возможно, если только одна из сторон – резидентов РФ – живет за рубежом более 183 дней в году (п. 25 ч.1 ст. 9 ФЗ №173).

Раньше гражданин России, преимущественно проживающий в другом государстве, признавался нерезидентом, и проживающий постоянно в России резидент мог без сложностей производить с ним расчеты в иностранной валюте. С внесением в законодательство изменений такая возможность исчезла, поскольку валютные операции между резидентами по общему правилу запрещены.

Младший юрисконсульт
ООО «Центр правового обслуживания»
Самсонова Ольга

Источник: //pravorf.ru/analytics/obzor_izmeneniy_v_valyutnom_zakonodatelstve_2018_goda.php

Обзор изменений валютного законодательства с 2018 года

Поправки в валютное законодательство

Сроки исполнения обязательств по договорам, в том числе получения оплаты от нерезидентов и исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара или оказанию услуги, должны быть прописаны в договорах. Для должностных лиц вводятся серьезные штрафы, а повторное нарушение наказывается дисквалификацией.

Подробнее о нововведениях рассказывают эксперты.

Иван Шевельков, генеральный директор юридического центра «Высшая инстанция»

Изменения Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившие в силу 14 мая 2018 года, означают, что теперь резиденты и нерезиденты обязаны указывать в договорах срок исполнения контрактов. Информация должна быть предоставлена уполномоченным банкам.

Также у банков будет больше возможностей отказать в выполнении валютной операции. Это, вероятно, ударит по российским экспортерам, сделки которых могут срываться. Это может привести к офшоризации бизнеса.

Отказ может быть обоснован предоставлением недостоверных документов или неполного пакета документов. Также отказать в валютной операции банки могут, ссылаясь на нарушения положения ст.

 9, 12, 14 обновленного закона или положения других актов валютного законодательства.

Отметим, что финансовое учреждение обязано предоставить отказ в письменной форме не позднее следующего рабочего дня, после принятия такого решения.

Кристаллизировался и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства, регулирующего валютную сферу. Штрафы по ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.

25 КоАП РФ на индивидуальных предпринимателей будут налагаться в том же размере, что и на граждан и юридических лиц.

Кстати, для должностных лиц предусмотрены отдельные фиксированные размеры штрафов. При повторном нарушении будет применена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Самое интересное, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц указанными нормами, применяется только к тем, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Алена Сосновская, эксперт «РосЕвроБанка»

Суть всех изменений сводится к ответственности бизнеса за сроки исполнения обязательств по договорам при осуществлении внешнеторговой деятельности. Это касается как сроков получения оплаты от нерезидентов, так и сроков исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара и/или оказания услуг.

Теперь эти сроки должны быть прописаны в договорах (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Расширен круг субъектов, к которым применяются меры административной ответственности за нарушение сроков. И если внесение ИП в список субъектов наравне с юридическими лицами скорее является устранением казусов законодательства, то совершенно новым будет применение мер административной ответственности к должностным лицам.

Размер штрафа — от 20 до 30 000 руб. Повторное нарушение приведет к дисквалификации должностного лица на срок от шести месяцев до трех лет. Одновременно дополнен перечень оснований для отказа банками в осуществлении валютных операций.

Банки не будут проводить операции, если они противоречат ст. 9, 12 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018), и в случае непредставления документов, перечисленных в том же законе, в ч. 4 ст. 23.

В случае отказа в осуществлении валютных операций банки обязаны будут сообщить об этом резиденту в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

Павел Сафоненков, заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»

В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ изменены:

1) п. 1.1 ст. 19 Закона, касающийся предоставляемой в уполномоченные банки информации.

Теперь в банки должна предоставляться информация о сроках исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам, которые в свою очередь должны указываться в самих внешнеторговых контрактах.

В контрактах также должны быть указаны сроки возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты;

2) п. 5 ст. 23 Закона. В данной норме расширен перечень оснований, по которым уполномоченный банк может отказаться проводить валютную операцию.

С 14 мая отказ банка в проведении валютной операции может последовать в результате любых нарушений валютного законодательства:

  • непредставление банку документов или подачи их с недостоверными сведениями;
  • проведение запрещенных валютным законодательством операций;
  • несообщение ИФНС об открытии счета за рубежом;
  • несоблюдение правил осуществления операций с валютой.

В случае отказа в проведении валютной операции банк направляет письменное уведомление не позднее следующего рабочего дня.

В ст. 15.25 КоАП РФ:

1) Административный штраф от 20 000 до 30 000 руб. установлен для:

  • должностных лиц организаций, осуществивших незаконную валютную операцию;
  • не обеспечивших поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента;
  • не обеспечивших возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки.

При этом из текста примечания к ст. 15.25 КоАП РФ исключено положение о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 данной статьи для должностных лиц, касаются только ИП.  

2) Предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности ИП по пп. 1 (незаконные валютные операции), 4, 4.1 (необеспечение поступления в срок средств по контракту от иностранного контрагента), 5 (необеспечение возврата в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки) ст. 15.25 КоАП РФ.  

3) Предусмотрен новый вид административной ответственности по делам данной категории — дисквалификация на срок от полугода до 3 лет для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ;

Кроме того, необходимо учесть, что с 1 мая 2018 года применяется новая Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У), регулирующая вопросы предоставления в банки документов по валютным операциям.

Эта инструкция предусматривает:

  • отмену паспорта сделки и справки о валютных операциях (но сохраняет обязанность предоставления в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов);
  • обязательность постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. – для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. – для контрактов на экспорт).

Как видим, изменение положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с 14 мая 2018 года сопровождается и изменением законодательства об административных правонарушениях, что предполагает не только в определенной степени ужесточение дисциплины предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, но и усиление ответственности ИП и должностных лиц организаций за нарушение установленных требований валютного законодательства.

Источник: //kontur.ru/articles/5161

Ветка права
Добавить комментарий