Принудительная социальная реабилитация после суда за хранение наркотиков

Что делать, если суд возложил обязанность пройти принудительное лечение от наркозависимости?

Принудительная социальная реабилитация после суда за хранение наркотиков

Тимур Мадатов

С относительно недавних пор суды Российской Федерации могут наложить на гражданина обязательство пройти лечение от наркозависимости и реабилитацию. Подробнее о тенденции, которую можно сравнить с откатом к системе советских ЛТП, можно прочитать тут.

О том, какие результаты имеет на данный момент перезапуск системы принудительного лечения в связи с введением ст. 6.9.1 КоАП РФ, можно прочитать тут.

В этой статье хотелось бы кратко и ясно рассказать, как на практике работает (ну или не работает) система, по сути, принудительного лечения от наркозависимости.

Сложившаяся система, с одной стороны, все больше вытесняет наркозависимого человека за рамки правового поля путем ужесточения административного и уголовного законодательства, а с другой стороны, уже загнанному в угол наркозависимому предлагает пройти лечение вместо административного[1] или уголовного[2] наказания.

Кроме того, при рассмотрении уголовного дела или административного, суд не лишен возможности назначить принудительное лечение от наркозависимости не вместо, а вместе с наказанием.

По уголовному делу такое обязательство может быть наложено наряду с наказанием в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы[3], а также при назначении условного наказания (в том числе в виде лишения свободы условно).[4]

По административному делу такое обязательство может быть наложено судом при назначении административного наказания в сфере законодательства о наркотических средствах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотики без назначения врача.[5]

В свою очередь законодательство предусматривает ответственность за уклонение от прохождения лечения, социальной реабилитации и медицинской реабилитации. Это может быть административная ответственность[6] либо, в сущности, уголовная ответственность (отмена условного срока и замена его реальным).

Как видно из вышеизложенного, у государства есть достаточно правовых механизмов принуждения к обращению за наркологической помощью.

Как исполнить обязанность пройти лечение?

Контролем за исполнением обязанности пройти лечение, возложенное в рамках рассмотрения уголовного дела, занимается  уголовно-исполнительная инспекция (УИИ). Именно там необходимо получить направление для прохождения лечения.[7]

С этим направлением следует обратиться в медицинское учреждение для получения необходимого лечения.

Если же обязанность пройти лечение была наложена в рамках производства по административному правонарушению, то контроль за исполнением этой обязанности возлагается на полицию.[8]

В этом случае закон предусматривает, что копия постановления о прекращении дела по ст. 6.9 КоАП РФ либо о назначении административного наказания с возложением обязанности пройти лечение направляется в соответствующую медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.[9]

Срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующую медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации, указывается в постановлении суда и начинает течь с момента вступления данного решения в законную силу.[10]

Я обратился в наркологическую клинику, но мне сказали, что в ней нет мест. Что делать?

К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что граждане не могут исполнить обязательство пройти лечение не по своей вине, а по причине отказа медицинской организации оказать наркологическую помощь.

Это может привести к тому, что человек может быть подвергнут административному наказанию за уклонение от прохождения лечения, а впоследствии и вовсе рискует лишиться свободы из-за замены условного срока реальным.

Для того, чтобы максимально обезопасить себя в такой ситуации, необходимо документировать факт отказа в оказании медицинской наркологической помощи или отказа в прохождении реабилитации.

Пример документирования может выглядеть как письменное обращение в медицинскую организацию с требованием в случае невозможности оказания наркологической помощи дать письменный ответ с указанием причин.

Даже если вам скажут, что ответ смогут дать лишь через некоторое время, у вас на руках останется ваш образец этого обращения с отметкой сотрудника медицинского учреждения и датой, что будет подтверждать, что вы не уклоняетесь от лечения, а обращались за ним.

Если же у вас отказываются принять обращение и просто “на словах” говорят, что “мест нет, приходите позже”, следует подать жалобу в департамент здравоохранения с описанием этой ситуации и требованием провести проверку.

О сложившейся ситуации можно также письменно уведомить вашего инспектора УИИ или сотрудника МВД (в общем сотрудника того органа, который осуществляет контроль за исполнением судебного решения) с приложением копий всех документов, свидетельствующих о том, что вы действительно обращались в медицинское учреждение.

Все эти несложные действия помогут вам избежать наказания за уклонение от исполнения решения суда или отмены условного срока и замены его реальным.

В случае возникновения у вас вопросов и необходимости юридической поддержки в отстаивании своих прав, мы будем рады ее оказать.

Советуем прочитать также материал по теме: Отдельные аспекты защиты по уголовным делам, связанным с наркотиками: лечение вместо наказания.

—————–

[1] Согласно Примечанию к ст. 6.9 КоАП РФ, лицо, добровольно обратившееся  в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. [2] Согласно ст. 82.1 УК РФ осужденному, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 (хранение наркотиков без цели сбыта), ч. 1 ст. 231 (культивирование наркосодержащих растений), ст.

233 УК РФ (незаконная выдача или подделка рецептов, дающих право на приобретение наркосодержащих препаратов), признанному больным наркоманией и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения, реабилитации, но не более чем на 5 лет.

[3] Так, в 2013 году в УК РФ была введена ст. 72.

1, согласно которой при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы, суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

[4] Возможность наложить обязанность пройти лечение от наркомании при условном осуждении закреплена в ч. 5 ст. 73 УК РФ. [5] Данная норма права закреплена в п. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ. [6] В 2013 году в КоАП РФ была введена ст. 6.9.1 КоАП РФ, согласно которой уклонение от прохождения лечения от наркомании или медицинской и (или) социальной реабилитации (в том числе назначенной в порядке ст. 72.1 УК РФ) может повлечь административный арест на срок до 30 суток. [7] Пункт 25 Приказа Минюста РФ от 20.05.2009 № 142 “Об утверждении инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества”. [8] Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 28 мая 2014 № 484 “Об утверждении правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактическое мероприятие, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ”. [9] Пункт 5 ст. 29.11 КоАП РФ. [10] Пункт 2 ст. 29.10 КоАП РФ.

Источник: https://rylkov-fond.org/blog/authors_blogs/timur-madatov/prinuditelnoe-lechenie-ot-narkozavisimosti/

Разъясняем законодательство

Принудительная социальная реабилитация после суда за хранение наркотиков

Особое место среди правовых норм, касающихся сферы оборота наркотических средств и психотропных веществ, занимает уголовный закон.

Это обусловлено тем, что его нормы являются самыми острыми формами реагирования на такое антисоциальное явление, как злоупотребление наркотиками.

В Общей части УК РФ сказано, что судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера лицам, совершившим преступления и признанными нуждающимися в лечении от наркомании (ст. ст. 97, 98, 99УК РФ).

В Особенной части УК РФ в гл. 25 “Преступления против здоровья населения и общественной нравственности” содержатся основные составы преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров (ст. ст. 228- 234УК РФ).

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ)  установлена административная ответственность за правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ:

– ст. 6.8- за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей;

– ст. 6.9- за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

– ст. 6.13- за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

– ст. 6.15- за нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ;

– ст. 6.16- за нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

– ст. 6.16.

1- за незаконные приобретение, хранение, перевозку, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ;

– ст. 10.

4- за непринятие должностным лицом мер по обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Переченьнаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, и конопли, а равно мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры;

– ст. 10.

5- за непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

– ст. 10.

5.1- за незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

– ст. 12.8. – за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом, административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.

27 настоящего Кодекса, наступает как в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, так и в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека;

– ч.3 ст. 12.27.

– за невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

 -ч. 3 ст. 20.20- за потребление наркотических средств или психотропных веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах;

– ст. 20.22КоАП РФ – за употребление вышеназванных веществ несовершеннолетними на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах.

Административная ответственность за данные виды правонарушений предусмотрена как в виде штрафа, так и в виде административного ареста.

Кроме этого,  в силу  статьи 19.3 КоАП РФ, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника  органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,  влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статьей 4.1.

КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом, за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача  статьей  6.9.1. КоАП РФ установлена административная ответственность.

Наряду с этим, Кодексом об административных правонарушениях РФ (статья  3.12.

)  предусмотрено административное приостановление деятельности, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, в том числе, в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Существуют иные законодательные акты, осуществляющие правовое регулирование в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и противодействия их незаконному обороту.

Так, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ говорится, что к лицам, приговоренным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным наркоманией, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера. Если во время отбывания наказания будет установлено, что осужденный болен наркоманией, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера.

Гражданскийкодекс РФ предусматривает меры, принимаемые к лицам, злоупотребляющим наркотическими средствами.

Согласно ГКРФ гражданин, который вследствие злоупотребления наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство.

Предусматривает ГКРФ и ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным ограниченно дееспособным, вследствие злоупотребления наркотическими средствами (вред возмещается самим причинителем вреда)

Источник: http://prockurskobl.ru/legislation/745.html

Разъяснение законодательства

Принудительная социальная реабилитация после суда за хранение наркотиков

Проблема наркомании среди несовершеннолетних на сегодняшний день вызывает особое беспокойство в обществе, поскольку представляет угрозу для здоровья подрастающего поколения.

Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещено потребление наркотических средств и психотропных веществ с целью противодействия их незаконному обороту.

Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии со ст. 6.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, а также ст. 20.

20 КоАП РФ – за потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах, на виновное лицо, достигшее 16 летнего возраста может быть наложен штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток. То же деяние, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до 15 суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В то же время, лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.

Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ и с его согласия может быть направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию,

В случае, если потребителем является лицо, не достигшее 16 лет, административной ответственности подлежат его родителей или законные представители в соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ.

Согласно ст. 20.

22 КоАП РФ за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей.

Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов является уголовно наказуемым деянием, предусмотренным ст. 230 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Если же к потреблению наркотических средств склоняется несовершеннолетнее лицо – это является отягчающим ответственность обстоятельством и действия виновного подлежат квалификации по ч.2 ст.230 УК РФ.

Наказание за это деяние предусмотрено на срок до пятнадцати лет лишения свободы.

Одной из основных причин увеличения количества несовершеннолетних лиц употребляющих наркотические средства является отсутствие должного контроля со стороны родителей, опекунов, более сознательных братьев и сестер.

Чтобы остановить наркоманию среди подростков необходима совместная работа не только всех органов и учреждений системы профилактики по противодействию безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но и приложение определённых усилий со стороны родителей и законных представителей к должному и правильному воспитанию детей, формированию у них правового сознания и негативного отношения к такого рода порокам общества.

Назначение наказания лицам, признанным больными наркоманией, и отсрочка отбывания наказания такой категории лиц

Статьей 72.1 УК РФ (введенной Федеральным законом от 25.11.2013 N 313-ФЗ) регламентируются особенности назначения наказания в отношении лиц, больных наркоманией.

Данная особенность заключается в том, что в дополнение к назначенному основному наказанию суд может возложить на осужденного, признанного больным наркоманией, обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

При этом указанная обязанность может быть возложена на осужденного только в том случае, если основным наказанием являются: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы или ограничение свободы.

В том случае, когда суд избирает иной вид наказания, обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию на осужденного не может быть возложена.

Суд устанавливает наличие или отсутствие у лица заболевания нарко-манией на основании содержащегося в материалах дела заключения эксперта по результатам судебно-психиатрической экспертизы, при этом заключение эксперта должно содержать вывод о наличии (отсутствии) у лица диагноза «наркомания», а также о том, нет ли медицинских противопоказаний для проведения лечения от такого заболевания.

Медицинская реабилитация представляет собой комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функ-ций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организ-ме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возмож-ных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

https://www.youtube.com/watch?v=oLX2204LMvg

Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.

Обязанность осуществления контроля за исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию законом возложена на уголовно-исполнительную инспекцию.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 82.

1 УК РФ отсрочка отбывания наказания может быть применена к осужденному к лишению свободы, при-знанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст.

231 или ст. 233 УК РФ, изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медикосоциальную реабилитацию, но не более чем на пять лет.

Исполнение определения суда об отсрочке отбывания наказания также возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного, в которую направляется копия такого определения.

В случае, если осужденный, признанный больным наркоманией, отбывание наказания которому отсрочено, отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медикосоциальной реабилитации или уклоняется от лечения после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль над поведением осужденного, суд по представлению этого органа отменяет отсрочку отбывания наказания и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

После прохождения курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения и медикосоциальной реабилитации составляет не менее двух лет, суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся части наказания.

Если в период отсрочки отбывания наказания осужденный, признанный больным наркоманией, совершил новое преступление, суд отменяет отсрочку отбывания наказания, назначает ему наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 УК РФ, и направляет осужденного в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

Принудительное лечение наркомании

В настоящее время участились случаи возбуждения уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также расследования уголовных дел различных категорий, подозреваемыми и обвиняемыми по которым являются лица, имеющие наркотическую зависимость.

В связи с чем, обобщив практику рассмотрения дел судами, Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации проект нового Федерального закона № 254761-6, касающегося усиления борьбы с наркоманией.

Законопроект предполагает внесение изменений сразу в несколько действующих федеральных законов: Федеральный закон № 3-ФЗ от 8 января 1998 года, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В Уголовный кодекс Российской Федерации внесена новая статья 72.1, регламентирующая назначение наказания наркоманам.

Часть первая рассматриваемой статьи разрешает судам в качестве дополнительного вида наказания применять принудительное лечение.

Такая мера может быть применена к лицам, которые признаны страдающими от наркотической зависимости и осуждены к основному наказанию, не связанному с лишением свободы. Причем, за любые виды уголовных преступлений.

То есть, если лицо осуждено, например, к штрафу, исправительным работам, ограничению свободы и т.п., то его могут обязать пройти лечение от наркомании и дальнейшую медико-социальную реабилитацию.

Во второй части статьи 72.1 указано, что за прохождением всех этих «процедур» будет осуществляться контроль со стороны специальных, уполномоченных на то, органов.

Кроме того, статья 196 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей обязательное назначение судебной экспертизы, дополнена п. 3.

2, который обязывает следствие, дознание или суд в обязательном порядке проводить судебную экспертизу в отношении подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), если есть основания полагать, что он страдает наркотической зависимостью.

Данное решение выносится на основе оценки его физического и психического состояния.

https://www.youtube.com/watch?v=MFDiqf_FOVw

Статья 299 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополнена п. 7.2, который наряду с другими вопросами, решаемыми судом при вынесении приговора, обязывает рассмотреть вопрос о необходимости принудительного лечения подсудимого от наркомании.

Кроме того, к общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным ст. 4.1, добавился пункт 2.1.

Теперь при назначении административного наказания в отношении лица, признанного наркоманом либо употребляющим психотропные препараты без медицинских рекомендаций, судам также разрешается применять дополнительное наказание в виде прохождения профилактических процедур и медицинского восстановления в специальном учреждении, либо полного курса принудительного лечения наркомании.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесена статья 6.9.1, предусматривающая наказание за уклонение наркомана от прохождения всех вышеперечисленных мероприятий. За это «уклонист» будет оштрафован на 4-5 тысяч рублей или арестован на 15 суток.

В примечаниях к данной статье также дана расшифровка самого понятия «уклонение от принудительного лечения наркомании»:

— самовольное оставление профилактория, где лицо находилось на стационарном лечении;

— дважды не выполнило предписания доктора.

Page 5

Источник: http://borgustanskaya.ru/?p=900

За хранение наркотиков будут лечить принудительно

Принудительная социальная реабилитация после суда за хранение наркотиков

В весеннюю сессию в Государственную думу будет внесен проект закона, предусматривающий введение принудительного лечения по решение суда для граждан, пойманных на хранении наркотиков, психотропных веществ или их аналогов для личного употребления. Как рассказал «Известиям» глава Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов, это предложение одобрено президентом страны.

— Президент одобрил предложение, согласно которому тех, кто хранит без цели сбыта, будут не в тюрьму сажать, а по решению суда отправлять в лечебницы принудительно, — заявил он «Известиям».

В настоящее время ФСКН совместно с законодателями и общественными организациями разрабатывает соответствующие поправки в законодательство.

13 января глава ФСКН Виктор Иванов докладывал президенту о состоянии дел в подконтрольной ему сфере. По словам Виктора Иванова, в федеральной службе в настоящее время работают над изменением парадигмы антинаркотической политики.

— Мы привлекаем к уголовной ответственности 122 тыс. человек, из них 90 тыс. человек – это те, кто хранил наркотики без цели сбыта, то есть это наркопотребители.

Конечно, наиболее целесообразно направлять их не в тюрьмы и колонии, а через уголовные, процессуальные процедуры направлять их в специализированные реабилитационные центры, где они будут под присмотром, где с ними будут работать представители и здравоохранения, и социальных служб региональных властей с опорой на неправительственные организации, — заявил на встрече с главой государства Виктор Иванов.

Предварительно ФСКН рассматривает вариант принудительного лечения при хранении наркотиков до 10 г.

Сегодня в соответствии с действующим уголовным законодательством за хранение нескольких граммов наркотика предусмотрена ответственность вплоть до лишения свободы. Так, в соответствии с ч. 1 ст.

228 УК РФ за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов «в значительном размере» предусмотрено наказание от штрафа в 40 тыс.

рублей до лишения свободы сроком до 3 лет.

Правительство своим постановлением № 1002 от 1 октября 2012 года определило, какое количество того или иного наркотика или психотропного вещества следует считать «значительным размером»: гашиш — 2–25 г, героин — 0,5–2,5 г, марихуана —6–100 г, мескалин, метадон и морфин метилбромид — 0,5–2,5 г и т. д.

Свыше 2,5 г мескалина, метадона, морфина метилбромида, героина, свыше 25 г гашиша и более 100 г марихуаны уже считается «большим размером» хранимых наркотиков.

По словам главы ФСКН Виктора Иванова, главной проблемой в реализации планируемого к принятию законопроекта, который позволит за хранение нескольких граммов наркотиков направить гражданина на принудительное лечение, а не в тюрьму, является изыскание средств на функционирование специализированных лечебниц. Вместе с тем, по его мнению, нельзя к человеку, пойманному с 10 г «травы», относиться как к наркобарону.

Член комитета Госдумы по охране здоровья Разиет Натхо («Единая Россия») считает, что инициатива ФСКН повысит эффективность лечения и реабилитации наркозависимых.

— Ведь это трудоспособные молодые люди, которых мы теряем, которые зачастую не в состоянии самостоятельно вырваться из наркотической зависимости и принять решение о своем лечении. Поэтому думаю, что эта инициатива будет поддержана большинством депутатов, — отметила она.

Генерал-лейтенант МВД в отставке и экс-зампредседателя Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Александр Михайлов достаточно скептически отнесся к законодательной инициативе ФСКН, отметив, что этот вопрос требует более детальных предложений и финансовых расчетов. Например, пока непонятно, что делать с пойманным на хранении наркотика, у которого может просто не быть наркотической зависимости или он может и вовсе не употреблять наркотики.

— Кроме того, странно тратить на это бюджетные деньги, которые на сегодняшний день приходится экономить. При этом сегодня во многих регионах соответствующих клиник мало.

Станет ли человек из райцентра ездить за 100 км в больницу, проходя там лечение по графику дневного стационара? — задается он вопросом.

— Если же говорить о строительстве новых учреждений, то в сегодняшней экономической ситуации у государства достаточно других задач и ни один частный инвестор не станет вкладывать деньги в клинику.

Александр Михайлов также отметил, что в КоАП РФ существует «созвучная» с Уголовным кодексом статья, которую необходимо использовать чаще. В соответствии с ч. 1 ст. 6.

8 КоАП ПФ за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрено административное наказание в виде штрафа от 4 тыс.

до 5 тыс. рублей или административного ареста до 15 суток.

— Применение этого наказания может не только сдвинуть график попавшегося в клубе в состоянии наркотического опьянения человека на 15 суток, но и заставит топ-менеджера объяснить боссу, а студента — декану, где он был. Это весьма действенная мера, — считает Александр Михайлов.

Источник: https://iz.ru/news/601892

Ветка права
Добавить комментарий