Продажа песен и сценариев и авторские гонорары

Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г.)

Продажа песен и сценариев и авторские гонорары

Верховным Судом Российской Федерации проведено обобщение практики рассмотрения Судебными коллегиями по гражданским делам, по экономическим спорам, по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел, связанных с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, после принятия совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

За указанный период произошли существенные изменения как в законодательном регулировании вопросов правовой охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, так и в организационной структуре судебной системы в связи с необходимостью совершенствования правосудия в сфере защиты интеллектуальных прав, повышения его эффективности и качества, а также обеспечения единообразия судебной практики.

Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 6 декабря 2011 г.

№ 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» и Федеральным законом от 8 декабря 2011 г.

№ 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» с 3 июля 2013 года в системе арбитражных судов начал работу первый специализированный суд – Суд по интеллектуальным правам, который в качестве суда первой инстанции рассматривает отдельные дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а также дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем). В качестве суда кассационной инстанции Суд по интеллектуальным правам осуществляет пересмотр судебных актов в области защиты интеллектуальных прав, вынесенных арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, а также судебных актов, вынесенных Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции. Целью создания этого суда явилась необходимость совершенствования правосудия в сфере защиты интеллектуальных прав, повышения его эффективности и качества, а также обеспечения единообразия судебной практики.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г.

№ 187-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в соответствии с которыми с 1 августа 2013 года к подсудности Московского городского суда была отнесена новая категория дел – гражданские дела, связанные с защитой исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», и по которым им приняты предварительные обеспечительные меры в соответствии со ст. 1441 Кодекса. Впоследствии в силу Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» был расширен перечень объектов, исключительные права на которые в информационно-телекоммуникационных сетях могут защищаться путем подачи заявления о принятии предварительных обеспечительных мер и подачи искового заявления по требованию, в связи с которым судом приняты такие меры. К их числу были отнесены все объекты авторских и (или) смежных прав, кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии.

Кроме того, реформированию подверглась и сама часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Наиболее существенные изменения и дополнения были внесены Федеральным законом от 12 марта 2014 г.

№ 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», затронувшие как общие положения раздела VII ГК РФ (ст.

1229, 1246, 1250 – 1251 и другие), так и отдельные нормы глав 70 – 76 этого раздела.

Регулирование некоторых вопросов правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности было изменено также федеральными законами от 21 февраля 2010 г. № 13-ФЗ, от 24 февраля 2010 г. № 17-ФЗ, от 4 октября 2010 г. № 259-ФЗ, от 8 декабря 2011 г.

№ 422-ФЗ, от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ, от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ, от 23 июля 2013 г. № 222-ФЗ, от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ. В частности, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ была введена новая ст.

12531, устанавливающая особенности ответственности информационного посредника.

Изучение поступивших материалов судебной практики показало, что при рассмотрении дел данной категории судами в целом соблюдаются требования действующего законодательства, регулирующего вопросы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также учитываются разъяснения, данные в указанном выше совместном постановлении пленумов высших судов № 5/29 и ранее принятых постановлениях (в случае применения законодательства об интеллектуальной собственности, действовавшего до 1 января 2008 г.). За рассматриваемый период сформировалась единообразная судебная практика применения большинства положений части четвертой ГК РФ, о чем свидетельствуют и представленные ниже данные статистики.

Статистические данные

Результаты изучения данных статистики рассмотрения судами общей юрисдикции дел о защите интеллектуальных прав свидетельствуют о том, что в 2014 году количество дел данной категории, производство по которым было окончено, снизилось по сравнению с аналогичными показателями за 2012 – 2013 годы.

Так, если в 2012 году с вынесением решения было рассмотрено 770 дел (в том числе с удовлетворением требования – 596 дел), в 2013 году – 636 дел (из них с удовлетворением требования – 475 дел), то в 2014 году с вынесением решения рассмотрено 579 дел этой категории (в том числе с удовлетворением требования – 455 дел). Это на 9,0 % меньше, чем в 2013 году, и на 24,8 % меньше, чем в 2012 году.

При этом по сравнению с 2011 годом (с вынесением решения рассмотрено 1112 дел), в котором было рассмотрено наибольшее количество дел за период с 2004 по 2014 год, в 2014 году количество дел о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности, рассмотренных с вынесением решения, уменьшилось на 47, 9 %. Количество таких дел в 2014 году сопоставимо с уровнем 2007 года (с вынесением решения рассмотрено 505 дел).

На протяжении последних трех лет практически одинаково процентное соотношение количества дел, рассмотренных с вынесением решения об удовлетворении заявленных требований, и общего количества дел данной категории. В 2012 году с удовлетворением требований было рассмотрено 77,4 % дел, в 2013 году – 74,7 %, в 2014 году – 78,6 %.

Присужденные к взысканию суммы по удовлетворенным искам, включая моральный ущерб, увеличились по сравнению с 2013 годом на 92,7 % (в 2013 году – 120 619 027 руб., в 2014 году – 232 453 695 руб.)

В апелляционном порядке в 2014 году было пересмотрено 7,4 % дел, по 6,4 % из них решения были отменены, по 1,0 % изменены. Аналогичные показатели за 2012 – 2013 годы свидетельствуют о незначительном увеличении количества отмененных в апелляционном порядке решений.

По сравнению с 2013 годом почти на 40 % уменьшилось количество дел данной категории, рассмотренных с нарушением установленных процессуальным законодательством сроков.

В 2014 году арбитражными судами субъектов Российской Федерации рассмотрено 10 109 дел, связанных с защитой интеллектуальных прав, что на 1,11 % больше, чем в 2013 году.

Существенное количество рассмотренных исковых заявлений приходится на дела, связанные с защитой авторских и смежных прав (51%), а также прав на товарные знаки (21%).

В апелляционном порядке арбитражными судами рассмотрена 2 491 апелляционная жалоба по делам данной категории, что составило 17,4 % от дел, рассмотренных судами первой инстанции.

В 2014 году Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассмотрено 783 дела; в кассационном порядке – 1360 дел, в том числе по жалобам на решения, принятые Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции, 264 дела, а по жалобам на судебные акты, принятые судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, – 1096 дел.

Сумма удовлетворенных арбитражными судами требований о возмещении убытков или взыскании компенсации по делам о защите исключительных прав в 2014 году составила 192 млн руб. При этом всего по спорам, связанным с охраной интеллектуальной собственности, арбитражными судами субъектов Российской Федерации в 2013 году взыскано 3 389 196 000 руб., в 2014 году – 1 900 414 000 руб.

I. Авторское право и смежные права

1. Исключительное право не подлежит защите путем взыскания компенсации морального вреда, поскольку является имущественным правом.

Автор обратился в суд с иском к ряду организаций о защите интеллектуальных прав, взыскании компенсации за неправомерное использование произведений, компенсации морального вреда, полагая, что ответчики нарушили его интеллектуальные права на созданные им произведения, распространив сборник, содержащий сочинения, в которых частично копируются сочинения истца.

Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением, исковые требования частично удовлетворены, в пользу автора с ответчиков взыскана компенсация за неправомерное использование произведений, а также взыскана компенсация морального вреда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся судебные постановления по следующим основаниям.

Разрешая спор, суд исходил из того, что книжное издание, распространенное ответчиками, содержит произведения, которые копируют сочинения истца, при этом фрагменты из сочинений истца составляют большую часть текста, положенного в основу произведений, которые размещены в сборнике. В данном издании истец в качестве автора сочинений не указан, доказательств того, что сочинения истца использованы ответчиками в соответствии с действующим законодательством, суду не представлено.

При этом суд, руководствуясь ст. 151 и 1251 ГК РФ, взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда за нарушение ответчиками его прав на распоряжение результатом интеллектуальной деятельности, сочтя их личными неимущественными правами.

Между тем положениями ст. 1229, 1270 ГК РФ определено, что исключительное право (право на распоряжение результатом интеллектуальной деятельности) представляет собой имущественное право.

Согласно ст. 1251 ГК РФ защите путем взыскания компенсации морального вреда подлежат только личные неимущественные права автора, исключительное право защите путем взыскания компенсации морального вреда не подлежит, поскольку к неимущественным не относится.

Права истца, нарушенные ответчиками путем продажи (распространения) сборника сочинений, содержащего произведения, автором которых он является, к личным неимущественным правам автора, за нарушение которых полагается взыскание компенсации морального вреда, действующим законодательством не отнесены.

Какие личные неимущественные права истца были нарушены каждым из ответчиков и подлежат восстановлению путем взыскания компенсации морального вреда на основании ст. 1251 ГК РФ, судами в решении не указано.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71101778/

«За сценарий получаю до 70 тысяч долларов». Работники культуры — про свои доходы и расходы

Продажа песен и сценариев и авторские гонорары

У работников культуры, по официальной статистике, одни из самых низких заработков: они недотягивают до 550 рублей до уплаты налогов. Истории о том, как этим специалистам приходится выживать на небольшие деньги, мы уже писали не один раз. Сейчас же поговорили с теми, кто считает, что заработать в культурной сфере можно, пусть и «каждую копейку нужно отработать».

Павел Поташников. Фото носит иллюстративный характер.

Киносценарист: «В белорусском кино не заработаешь — рынок маленький и жесточайшая конкуренция с Голливудом»

Многие белорусские деятели культуры выходят на зарубежные рынки. К примеру, Андрей Курейчик, киносценарист, драматург, режиссер и публицист, пишет сценарии в основном для российских фильмов и сериалов, иногда для украинских.

— Это мой основной доход, — рассказывает Андрей Курейчик. — Я работаю в сфере профессиональной сценаристики начиная с 2005 года. Тогда появился мой первый сценарий к фильму «Любовь-морковь». С тех пор я каждый год делаю сценарий для полного метра или сериала.

из личного архива героя публикации

Сценарист говорит, что Беларусь не заказывает у него сценарии, «здесь, видимо, некому».

— Наши телеканалы не снимают сериалы, они покупают их в России. А «Беларусьфильм» снимает очень мало фильмов, сценарии для которых я, вероятно, и не стал бы писать, неинтересно, — поясняет Андрей.

Как рассказывает сценарист, за сценарий для полного метра платят по-разному. Есть крупные заказчики с высокобюджетными фильмами, там гонорары больше. Есть малобюджетные фильмы, но они ставят творчески интересные задачи, поэтому Андрей тоже берется за такие сценарии.

— Вилка по суммам огромная, но в среднем сценарий стоит где-то 1% от бюджета фильма. В моем случае они были от 10−15 тысяч долларов до 70 тысяч за сценарий.

Есть сценаристы, которые получают и больше, есть те, которые меньше, — говорит Курейчик. — Сценарий в среднем пишется несколько месяцев. Но есть и те, которые писались почти год.

Для того же фильма «Движение вверх» сценарий очень сложный, там огромное количество фактуры, информации, всего.

Есть у сценариста и пассивный доход. Он говорит, что те деньги, которые удалось заработать, он вложил в облигации, банковские вклады.

— Плюс я сдаю квартиру. Иногда я где-то преподаю, за это мне платят какие-то копейки, — перечисляет свои источники дохода Андрей Курейчик.

Сценарист считает, что культура — не та сфера, где люди становятся миллионерами.

— В Беларуси, наверное, что-то зарабатывают самые популярные рокеры типа «Ляписа Трубецкого», они собирают большие залы. Вероятно, есть художники, которые достаточно дорого продаются.

Тут, скорее всего, есть какой-то внутренний заказ, — предполагает Андрей. — В театре заработать очень трудно, практически невозможно. В кино белорусском — то же самое, рынок этот у нас очень маленький.

Плюс жесточайшая конкуренция с Голливудом, которую мы не выдерживаем, у нас нет таких бюджетов для создания фильмов, как там.

Композитор: «Одна песня стоит примерно 1−4 тысячи рублей»

По мнению Евгения Олейника, белорусского композитора, продюсера, лидера группы Aura, зарабатывать в культурной сфере в нашей стране можно. Но получать пассивный доход, то есть ничего не делать при этом, не получится.

из личного архива героя публикации

— Я только один раз в жизни работал на кого-то, в смысле по трудовой книжке — на «Радио Би-Эй» с 2002-го по 2005 год, — рассказывает Евгений. — Зарплата у меня как у начинающего автора и звукорежиссера была сравнительно небольшая, около 150 долларов в эквиваленте. Это была «белая» зарплата, никаких конвертов. Ближе к концу работы мне ее подняли до 200 долларов.

Но это все равно было несопоставимо с зарплатами в других сферах. Зато наше руководство, понимая, что культура не приносит больших заработков, давало бонус в виде доступа ко всему оборудованию радиостанции. У меня были в распоряжении студии, микрофонная комната и т.д. Можно было подрабатывать.

То, за что мне пришлось бы платить в другой ситуации, у меня было бесплатно.

С 2005 года Евгений работает на себя, он зарегистрировался как ИП, уплачивает налог по упрощенной системе и взносы в ФСЗН.

Авторы песни к клипу, снимавшемуся в отчем доме Лукашенко, получили премию «За духовное возрождение»

— Конечно, заработать в культурной сфере можно. Но у творческих людей пассивного дохода, как у представителей некоторых других профессий, не бывает: каждую копейку нужно отработать. К примеру, я пишу песню. Это около 2−3 недель ежедневного сидения за компьютером по 6−7 часов, — говорит композитор.

К слову, написать песню стоит примерно 1−4 тысячи рублей в зависимости от сложности. Но этот процесс имеет массу издержек.

— У нас с женой — авторов, которые у всех на слуху — до сих пор нет личного автомобиля, потому что мы не можем на него скопить, — с улыбкой говорит Евгений. — Когда записываешь песню, приходится дополнительно за свой счет привлекать высококлассных музыкантов, для того чтобы они записали партии на инструментах, на которых я не умею играть.

Я играю на баяне, гитаре, а бас-гитариста, барабанщика, скрипача, виолончелиста, флейтиста, бек-вокалистов нужно приглашать. За один приход одному человеку нужно заплатить от 50 до 100 рублей. Конечно, это очень примерные суммы. Чтобы записать песню, нужно пригласить человек 8−10. Это все нивелирует большую сумму, которую платят за песню.

Кроме того, все это еще и во времени растягивается на очень долго. В месяц можно записать песни 2, максимум 3.

Евгений Олейник рассказывает, что в его работе бывали случаи, когда заказчики отказывались заплатить.

— То есть когда мы готовим песню для какого-нибудь продюсерского центра, организации или исполнителя, мы же не можем сразу заключить договор, а потом ее написать. Конечно, это бы нас застраховало от неоплаты, но ведь песня может не понравиться.

Артист может послушать и сказать, что это «немножко не его». А даже чтобы сделать демонстрационную запись, нужно работать несколько дней, — рассказывает Евгений.

— Конечно, чем дольше работаешь, тем таких случаев меньше, потому что ты уже примерно знаешь, что какому артисту нравится, с какими заказчиками не стоит работать.

Дополнительных доходов, то есть не от творчества, у Евгения нет.

Артистка: «Надо уравнять положение творческих людей со спортсменами или айтишниками»

Ирина Дорофеева — белорусская певица, заслуженный артист, доцент кафедры искусства эстрады БГУКИ, а с 2016 года еще и депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси. Сейчас это ее основная работа и занимает большую часть времени.

Ника Кирилаха

— Работа депутатом состоит не только из сессий и заседаний рабочих групп, но и работы в округах, приемов граждан, обращений в различные инстанции и организации по вопросам людей, встреч с трудовыми коллективами моего округа и района.

Платят мне за эту работу ровно как и всем остальным депутатам, — рассказывает Ирина. — Помимо этого, мне разрешили преподавать в Университете культуры на 0,25 ставки должности доцента. У меня есть студенты дневного и заочного обучения.

Зарплата у Ирины в университете небольшая. С учетом ее пятнадцатилетнего стажа преподавательской деятельности всего 115 рублей в месяц. Раньше, до того как она стала депутатом, Ирина была заведующей кафедрой искусства эстрады БГУКИ и получала от 800 до 1000 рублей в месяц.

— Кроме того, я по-прежнему работаю солисткой Белорусской государственной филармонии. Правда, теперь только на 0,25 ставки ведущего мастера сцены. За это я получаю 80 рублей в месяц.

Раньше, до своего депутатства, получала 450 рублей. Также я играю в музыкальных спектаклях в театре — это бывает пару раз в месяц.

Как и всем артистам театров, по утвержденным разовым ставкам за спектакль мне платят 70 рублей.

Раньше у артистки были еще доходы от рекламы и работы на ТВ.

Ирина Дорофеева говорит, что сейчас на корпоративах, свадьбах, юбилеях и в ресторанах она не поет. «Подобные мои выступления закончились в году 2000-м», — рассказывает артистка. Исключения она делает только для давних друзей.

За концерты гонорар у Ирины и ее команды составляет около 5 тысяч рублей. А если учитывать, что из этих денег еще вычитаются налоги и они делятся на всех участников коллектива (а это 22 человека), то суммы получаются небольшие.

— Наш коллектив создал несколько концертных программ, мы выступаем только с сольными концертами. Это более перспективно, чем прыгать по сборным «солянкам» с 2−3 песнями. Как правило, такие концерты проходят по выходным на площадях с живым звуком.

В этом виде концертной работы у нас совсем немного конкурентов. Тем более что мы умеем делать все под ключ: у нас свой балет, музыканты, бэк-вокал, солисты. Со многими из этих артистов я работаю по 10−20 лет, — рассказывает Ирина.

— Кстати, сумму гонорара за концерты мы не меняем уже 8 лет, несмотря на то что в долларовом эквиваленте он сильно упал.

По мнению Ирины Дорофеевой, у белорусских культурных деятелей «далеко не самые лучшие условия для заработка в нашей стране».

— Разница в оплате труда артиста или музыканта рядового звена, к примеру, солиста первой-второй категории, работающего в оркестре или в театре, и ведущего мастера сцены (а это, по сути, верх творческой карьеры), незначительна. Всего 100−150 рублей в месяц, — говорит Ирина Дорофеева.

— Но ведь это люди, которые обладают исключительным талантом с рождения, которые потратили все свое детство и юность на специальное обучение. Зачастую оно стоит не просто дорого, а очень дорого.

И все это дало им возможность спустя 20 лет попасть в профессиональный коллектив с зарплатой от 150 до 300 долларов в месяц.

Артистка считает несправедливыми такие заработки работников культуры.

— Это вопиющая социальная несправедливость, если принимать во внимание, что аналогичный доход имеют работники, не обладающие никакими специальными подготовками и квалификациями — фасовщики, дворники, сторожа и так далее.

Им не нужно было учиться ни в музыкальных школах, ни в колледжах искусств, ни в академиях и университетах. И то, что показывают зрителям талантливые деятели культуры, не в состоянии повторить никто в мире обычных людей.

Многие белорусские таланты, как говорит артистка, уезжают за границу и «становятся для нас дорогими зарубежными звездами».

— Понятно, что самые амбициозные артисты всеми способами пытаются найти инвесторов, чтобы с помощью больших капиталовложений уйти на самообеспечение и не надеяться на помощь государства или коллектива, в котором они, пройдя жесткий кастинг, оказались.

Это необходимо, чтобы создать уникальную коллекцию картин, уникальный спектакль или шоу-программу, которая будет продаваться с успехом как у нас, так и за рубежом уже на совершенно других, не регулируемых государством условиях.

Но это очень затратное мероприятие по зубам лишь единицам из тысячи талантливых, — продолжает Ирина.

Артистка считает, что мы должны поддерживать своих культурных деятелей. Один из способов — ввести закон о меценатстве.

— Нам нужен закон о меценатстве, который после вступления в действие мог хотя бы уравнять положение талантливых творческих людей со спортсменами или айтишниками, — говорит Ирина Дорофеева.

Писатель: «У нас можно заработать только символическую славу»

Виктор Мартинович — писатель, искусствовед и журналист — считает, что «литература — это не про деньги». Да и не относится он к литературе как к источнику дохода.

Александр Васюкович

— Это дело всей моей жизни, которым я буду заниматься, даже если придется жить в картонной коробке под мостом. Я бы ни в коем случае не делал ставку на литературу как на источник дохода. Если ты пишешь, чтобы заработать, то 100% прогоришь. Потому что сильное, продаваемое, цепляющее, имеющее десятки тысяч прочтений рождается не из желания сделать деньги, — считает Виктор Мартинович.

Писатель говорит, что «белорусский книжный рынок таков, что рассчитывать можно только на какую-то символическую славу, а денег на нем не сделаешь».

— Несмотря на то, что появились такие издательства, как «Янушкевіч», «Kniharnia.by», которые торгуют даже электронными книгами, даже при хороших продажах по меркам Беларуси это дело, скорее, подвижническое, чем магнатское, — рассуждает Виктор. — Если хотите заработать денег, идите работать на автозаправку либо занимайтесь торговлей нефтью или IT. В белорусской культуре денег нет.

По словам писателя, зарабатывает он на другом.

— Деньги приносят переводы книг на другие языки. Теперь даже российский рынок способен тебе предложить деньги за перевод с белорусского на русский. Суммы оферты становятся приемлемыми.

Конечно, они несопоставимы с суммами, которые можно получить на западном рынке.

Как только ты туда попадаешь, как только рецензии на твои романы появляются в приличной западной прессе (я говорю о Германии, Франции, Швеции, США),  — здесь после российских раскладов появляются нолики.

Еще один сильный источник дохода — это экранизация и прокат фильмов по книгам писателя. Автор получает либо авторские отчисления за продажу прав на трансляцию фильма, либо гонорар за продажу прав на экранизацию книги.

— Ну и театральные постановки. Быть драматургом финансово перспективнее, чем писателем, — отмечает Виктор. — Даже белорусские драматурги, попадая на какую-то приличную сцену, получают ежемесячный доход, который близок к прожиточным нормам. Хотя все зависит от степени скромности человека. Я — человек со скромными запросами, поэтому мне хватает.

Писатель рассказывает, что драматурги в Беларуси и за границей получают несопоставимые суммы. К примеру, венский театр предлагает только за покупку прав на постановку сумму на порядок выше.

— Но и входной билет в театр в Вене сильно отличается по стоимости от билета в белорусский театр. Однако и уровень жизни там и здесь сильно отличается.

Идеально, когда белорусский литератор, к примеру, как Светлана Алексиевич, получает широкую известность за рубежом и начинает продаваться там, — говорит Виктор Мартинович.

— Если говорить, на каком виде искусства в Беларуси можно заработать, то я думаю, что более или менее финансово выгодна живопись, все, что связано с изобразительным искусством. Ну и кино. Этот рынок у нас на зачаточном уровне, поэтому тот, кто придет на него, будет первым.

Источник: https://finance.tut.by/news630780.html

Где взять музыку для фильма?

Продажа песен и сценариев и авторские гонорары

Основной проблемой режиссеров при выборе саундтрека к собственному фильму, в первую очередь, является легальность ее приобретения у той или иной компании. Вопрос авторских прав касается юридической стороны кинопроизводства, соблюдения законов и уверенности в том, что к вашему кинопроекту не будет никаких претензий.

Наверняка вам знакомы случаи блокирования видео на , где использовалась нелегальная аудиозапись. Корпорация Google, владеющая этим видеопорталом, использует свою поисковую систему для выявления нелегальной музыки. Закрываются сайты, нарушающие авторские права, появляются новые законы, – все это заставляет нас более внимательно относиться к выбору звукового сопровождения фильма.

Срок действия авторских прав

У любой музыки есть свой автор, который вправе решать, где и когда использовать свое произведение. При этом самые популярные исполнители требуют баснословные гонорары, которые под силу выплатить лишь самым крупным кинокомпаниям.

Недавно в Евросоюзе сменили правила перехода музыкальных произведений в публичную собственность. Евросоюз согласился продлить срок действия авторских прав с 50 до 70 лет.

Инициаторами были представители The Beatles и других рок-групп 60-х, которые еще при жизни авторов могли потерять права на свою музыку.

В США авторы музыкальных произведений имеют право получать отчисления за них в течение всей жизни, а наследники – в течение 70 лет после их кончины. Для компаний звукозаписи срок действия авторских прав составляет 125 лет с момента создания произведения или 95 лет после его публикации, в зависимости от того, какой срок истекает ранее.

Более того, даже если вы захотите использовать классическую музыку Баха, Моцарта или Чайковского, которые жили многие годы назад и не подпадают под закон о копирайте, то у вас возникает другая сложность: это произведение исполняют музыканты, с которыми также нужно решить пару правовых вопросов. Т.е. вам нужен кто-то, кто исполнит классику и откажется от своих исключительных прав на запись. Тем не менее есть сайт Musopen, который на пожертвования участников работал над этим вопросом, и сейчас предоставляет всем желающим качественную классическую музыку.

Creative commons

Creative Commons – это организация по лицензированию, благодаря которой авторы и правообладатели могут распространять свои произведения более широко и свободно, а потребители контента более просто и легко пользоваться этими произведениями.

Так как по закону об авторских правах в большинстве стран мира все права принадлежат авторам автоматически, то Creative Commons делают возможным передать некоторые права общественности посредством семейства готовых лицензий, признанных юридическими законодательствами многих стран.

Кстати, по лицензированному контенту осуществляет расширенный поиск Google.

Существует несколько лицензий Creative Commons, но самые популярные – это CC Attribution-ShareA и CC Attribution Non-commercial Share A.

Благодаря Creative Commons для начинающих кинематографистов появились большие возможности использования разнообразной музыки в учебных и некоммерческих целях. Довольно популярен специализированный сайт Jamendo (jamendo.

com), на котором все желающие могут разместить композиции собственного производства и указать нужный тип лицензии, а все остальные вправе использовать эту музыку в соответствии с лицензией по своим нуждам.

На сайте есть раздел Pro, где предлагается заплатить внушительную сумму, если вам нужен трек для коммерческого использования или по другим причинам.

Еще один сайт бесплатной музыки – Freesound. Присутствует коллекция звуковых эффектов и сэмплов. В отличие от Jamendo, Freesound не предлагает платной лицензии. Об использовании их лицензий написано здесь.

Некоторые известные музыканты идут навстречу киношникам. Например, Moby на своем сайте mobygratis.com предлагает бесплатно использовать некоторую свою музыку для независимых фильммейкеров и кинолюбителей в некоммерческих или непрофессиональных фильмах. Для коммерческого использования существует «легкая» лицензия, а прибыль уходит на благотворительность.

Продакшн-библиотеки

Музыка в фильме может быть оригинальной (специально приглашенный композитор, удобно для более точного сочетания с изображением), компилятивной (на основе различных семплов, ранее записанных разными исполнителями) либо подобранной из продакшн-библиотек.

Продакшн-библиотеки – это ресурсы с музыкальными произведениями, которые создаются специально для кино- и медиапродукции.

Для создания оригинального музыкального звучания не приходится привлекать каждый раз необходимых специалистов: продакшн-музыка сочинена и записана ранее для применения в типичных по характеру произведениях.

Как правило звучание произведений библиотек унифицировано, то есть имеет коммерчески проверенную форму и стиль подачи для использования в конкретном производстве (как пример: напряженные моменты в триллере, романтическая мелодия в мелодраме, агрессивный трек в боевике, пафосные темы для эпических жанров). Кроме того, изначально компании-производителю продакшн-библиотек принадлежат авторские и смежные права на произведения, что значительно упрощает процесс законного использования произведений продакшн-библиотеки в конечном продукте.

Качество данной музыки не уступает, и в ряде случаев выше даже высокобюджетных проектов, так как производители продакшн-библиотек не стеснены рамками времени и в определенной степени финансовыми рамками, а также могут привлекать практически любые средства (композиторов, исполнителей, оркестры и т. д.

) для построения выверенного музыкального образа. Более того, режиссёр, изначально имеющий характерные примеры продакшн-музыки, выстраивает процесс съемки и последующий монтажный процесс в русле заранее определенного темпо-ритма, что позволяет достичь гармоничной связки видео и звуковой составляющей.

Продакшн-библиотеки содержат музыку, которая имеет как общую тематику использования, стиль, исполнение, так и вариации аранжировки, исполнения, сведения, а также «коммерческий» хронометраж (60, 30, 15 секунд).

Существует огромное количество продакшн-библиотек, предлагающих музыкальные произведения на любой вкус. Имеется даже Ассоциация Музыкальных библиотек.

Цены варьируются от 10$ до нескольких тысяч за трек, в зависимости от того, где и как он будет использоваться. Примеры: sounddogs, gettyimages, audionetwork, freeplaymusic, российский BMRU. У голливудских студий есть даже свои собственные продакшн-библиотеки (Universal).

Профессиональные музыканты

Если вам нужна более тонкая и серьезная работа над саундтреком или фоновым сопровождением, то обращайтесь к профессионалам напрямую. Наверняка в вашем городе есть профессиональные студии, с которыми вы сможете найти общий язык. Но вы должны учитывать, что стоимость работы со студиями прямо зависит от количества затраченных часов и может обойтись в кругленькую сумму.

Попробуйте изучить данный вопрос в социальных сетях и на специализированных сайтах. Поищите фрилансеров, готовых написать музыку на заказ, но и с которыми вам придется общаться только по интернету. Возможно, имеются на другом конце города или страны люди, желающие поработать над интересным проектом ради портфолио или за символическую плату.

А может среди ваших друзей есть музыканты, готовые поработать над вашим фильмом бесплатно. С ними вы сможете больше времени проводить, обсуждая вашу задумку и экспериментируя со звуковыми эффектами. При этом вы также должны отдавать себе отчет в том, что результат далеко не всегда выйдет таким, какой вы можете ожидать, и вероятно вам придется снова перечитывать эту статью.

Писать самому

Если вы чувствуете в себе силы и творческий потенциал, то попробуйте написать музыку сами. Существует множество программ (FruityLoops, MixCraft, Acid Music Studio), с помощью которых можно подобрать нужные семплы и скомпоновать нужную мелодию, особенно если это ненавязчивая фоновая музыка.

Тут у вас главное преимущество – вы не ограничены во времени и никто денег с вас не требует.

Но при этом стоит несколько раз подумать, готовы ли вы тратить столько времени на что-то неопределенное, и уверены ли вы в собственных силах, или все-таки каждый должен заниматься своим делом, и стоит поручить это занятие профессионалу.

Приятно, что есть столько решений данного вопроса. Но хочется услышать и от вас, как вы ищите музыку для своих фильмов? Пользуетесь ли вы сайтами Jamendo и FreeSound? Ищите ли бесплатную музыку? Какими продашкн-библиотеками пользуетесь? Прибегаете ли к услугам профессиональных студий или музыкантов? Или же справляетесь сами? Напишите о вашем опыте.

Источник: https://snimifilm.com/post/gde-vzyat-muzyku-dlya-filma

Сколько стоит: снять клип

Продажа песен и сценариев и авторские гонорары

Сначала рождается песня. Для неокторых авторов первичнее текст, для других – музыка. Затем песня надевает одежду, которую для нее «шьет» аранжировщик. Если этого не случилось раньше, еще чуть позже песня находит свой Голос, своего исполнителя. Если автор сам не поет или у него настолько много песен, что он готов поделиться ими с другими исполнителями, то автор продает песню. 

Кстати, стоимость хорошей песни может даже превышать стоимость клипа на нее.

Идея и сценарий  

Идея может появиться у меня, у продюсера, у режиссера после прослушивания песни, у незнакомой девушки из ВК, которая написала какую-то мысль от сердца, сопроводив ее аудио с моей песней. Как вы понимаете, идеи витают везде. Они могут стоить дорого, а могут не стоить ничего. 

А вот после того как идея появилась, она вручается сценаристу. Его задача – развить из идеи историю и разложить ее на картинки (это называется раскадровка), которые мы вскоре будем снимать с режиссером. 

Наш сценарист пьет много кофе, но он жалеет наш бюджет и не включает это в свой гонорар.

Фишка

Клип «Ярче помаду» об одном идеальном обыкновенном дне одной не совсем обыкновенной девушки. Дне, в котором есть место красивому утру, любимой работе, любви, уюту и… наряду от Zuhair Murad.

Я автор-исполнитель, все песни, которые пою, моего собственного сочинения: и слова, и музыка. Песня «Ярче помаду» буквально была вытащена из ящика стола моим продюсером – видимо, пришло время. Конкретно эта песня из серии «Что вижу, о том пою».

Ха-ха! Послушайте ее и поймете, как она родилась, – уверена, в вашей голове мигом нарисуются картинки. Все привыкли к тому, что осенью надо кутаться в плед, писать лирические песни и грустить.

 Моя песня «Ярче помаду» о том, что любое время года может быть ярким, если мы сами делаем его таким. А девушкам еще проще: чуть ярче помаду, выше голову и навстречу холоду. 

Гонорары

Обычно я прошу в моих клипах сниматься друзей-актеров или артистов. В первом клипе «Я не уйду» снимался известный актер, мой друг Родион Юрин. А в клипе «Противоположный» – мой «музыкальный брат» Андрей Гризли. Правило только одно: я приглашаю людей, для которых  камера привычна. Это очень важно: камера видит, кто ее боится, не знает или не уважает. За это она может даже отомстить. 

Но есть и исключения.

Вот в клипе «Ярче помаду» приняли участие известные в мире стиля и красоты персоны: директор по развитию компании Bosco di Ciliegi Константин Андрикопулос, звездный фотограф Vincent Barrea, топ-стилисты Игорь Калмыков, Сашель Николетти и Настя Дмитрук, а также автор SNCMedia (угадайте кто!). Все они ничего перед камерой не играли, а делали свою работу. И именно это –  единственная поблажка камере: люди, которым не надо играть кого-то другого. 

На гонорары в этот раз я потратила около 150 000 рублей, но кому именно они достались, рассказывать не буду.

Площадка

Площадка – важный пункт сметы клипа. Хорошо, если под ваш сценарий подходит недорогая фотостудия, тем более сегодня их выбор практически в каждом городе огромен.

Но если вам нужна специфическая локация, то лучше всего для этого нанять специальных менеджеров по поиску мест съемки. Это люди, которые знают все! Они отыщут для вас здание из голубого кирпича в аргентинском стиле, улочку 20-х годов прошлого века или  пустыню с песком.

И все это, заметьте, в вашем городе и за более или менее приемлемые 150 000 рублей (в нашем случае).

Время

Очень важным является правильное распределение времени съемок. Ведь один съемочный день длится 12 часов, и при переработках всей команде надо платить, за простой техники – тоже.

Самый простой клип в целом рельно снять за один день (я не шучу!). Наш «Ярче помаду» снимался два – часть съемок проходила на улице, и нам нужна была определенная погода: лужи, дождь и серость.

Мы ее ждали несколько дней, иначе у нас в кадре не получалось осени.

Техника

Цены на аренду камеры на один день начинаются от 30 тысяч рублей и до бесконечности 200 000 тысяч – в зависимости от вида и задачи.

Свет 

Качественный студийный свет может составить едва ли не половину стоимости клипа. Нам повезло, и расходы на свет заняли около четверти нашего бюджета. 

Грим 

Сколько сцен, столько и мейков. Конечно, если парень играет себя самого и у него отличная кожа,  ему и грим практически не нужен: пара взмахов кистью, чтобы убрать лишнюю влагу, – в качестве примера можно изучить клип Влада Соколовского «Мишень».

У девочек, разумеется, макияж занимает большое количество времени. У меня во всех клипах не меньше трех смен мейкапа. Потом я неделю вообще не крашусь – даю лицу отдохнуть.

Важно понимать, что визажист для клипа должен быть выбран особенный, опытный и понимающий всю специфику съемочного процесса.

Пожалуй, это тот пункт, на котором экономить не стоит (50 000 – стандартная, хоть и высокая цена!) Наш гример Настя Дмитрук всегда смотрела в окошко камеры и делала все поправки на моем лице, только сверившись с камерой, а не с моим лицом вживую, и это действительно важно.

Костюмы

Все, конечно, зависит от сюжета. Если это клип в каких-то исторических декорациях, то путь костюмера – только в театральные гардеробные. Я еще пока не снималась в подобных клипах, все мои работы очень современные.

Одежду для меня подбирают в разных шоу-румах, иногда в магазинах. Здесь, конечно, мастерство костюмера-стилиста на первом плане.

Советую всем модницам обратить внимание на мой образ в клипе: когда мне принесли эту юбку от известнейшего мирового дизайнера Zuhair Murad, я бегала по гримерке, прыгала и обнимала нашего стилиста Сашель. 

Наряд стоил каких-то невероятных денег, поэтому с ним надо было обходиться очень осторожно. И я старалась весь клип. 

Но это такое приятное чувство – примерить на себя наряд от дизайнера, о котором давно мечтаешь!

Монтаж

Монтаж – это одна из самых долгих, кропотливых и поэтому очень сложных вещей. Мне кажется, что человек, делающий монтаж, должен быть асом в вышивании Кремля миллиметровыми бусинками. Выбрать из 15 одинаковых отрывков «тот самый правильный», найти нужное положение пальца руки из 10 планов, отделить зерно от гороха… Мне это искусство обошлось примерно 70 тысяч – и мне повезло.

Премьера

Ни от одного артиста я давно не слышала ни о каких платных ротациях. 

Мне кажется, что это время давно уже прошло. Действуют совсем другие критерии, которые зачастую связаны с интернет-популярностью. Есть и ВК, которые перевернули мир доступа людей к информации, к музыке, к видео. Любой человек может самовыразиться и получить свою славу, свою популярность.

Реквизит и еда

Мои друзья из «Цветомаркет» выделили для съемок отличный букет из 101 красно-белой розы. Он стоит 16 тысяч, а мне он достался бесплатно! 

И, конечно же, еда. Скажу вам по секрету, что всегда на съемках самый любимый человек –  заведующая кухней, а еда на площадке – самая вкусная в мире! 

Источник: http://www.sncmedia.ru/stars/skolko-stoit-snyat-klip/

Ветка права
Добавить комментарий