Прогноз социально-экономического развития России на 2019-2021 годы

Социально-экономический прогноз для россии на 2019 год – КалендарьГода

Прогноз социально-экономического развития России на 2019-2021 годы

На каждую трёхлетку Правительство РФ готовит документ под названием Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Как обычно, на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов они разработаны на основе прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 годы (это базовый вариант сценария). Приводим его в данном материале.

На что рассчитывает Правительство

Базовый сценарий прогноза отражает уточненные приоритеты социально-экономического развития нашей страны, упомянутые в послании Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года.

Основные предпосылки прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 годы относительно внешнеэкономической обстановки таковы:

        • сохранение темпов роста мировой экономики около 3,5%, сдерживаемое эскалацией торговых войн;
        • отток капитала с развивающихся рынков на фоне ужесточения процентной политики крупнейшими центральными банками;
        • сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России, на протяжении ближайшей трёхлетки.

Цена на нефть

В отношении цен на энергоносители заложено постепенное снижение стоимости нефти марки «Юралс».

Отмечено, что высокие цены на нефть на протяжении всего 2018 года будут поддерживать:

  • быстрый рост мирового спроса на неё;
  • резкий рост геополитической премии в цене на фоне усиления политических и торговых конфликтов.

Однако, с 2019 года стоимость нефти марки «Юралс» будет постепенно снижаться, опустившись до 57,9 долл. США за баррель к 2021 году, на фоне:

  • договоренности ОПЕК об увеличении нефтедобычи;
  • ослабления ограничивающих факторов для повышения добычи нефти в США;
  • «неравновесного» уровня текущих высоких цен.

НДС

Влияние на инфляцию повышения НДС в России с 18 до 20% оценено в районе 1,3 процентного пункта.

Согласно базовому прогнозу социально-экономического развития на 2019-2021 годы, частичный эффект от повышения НДС проявится уже в 2018 году за счет роста инфляционных ожиданий. Однако основной вклад изменения ставки этого налога в рост цен будет в 2019 году, в результате чего по итогам года инфляция составит 4,3%.

С учетом проведения ЦБ РФ денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, она на конец 2019 года составит 4,3% г/г, что в целом – незначительное отклонение от целевого ориентира Банка России.

По мере выхода вклада от повышения НДС из расчета инфляция, вероятно, опустится ниже 4% и впоследствии стабилизируется на обычном уровне.

ВВП

По итогам 2019 года темп роста ВВП спрогнозирован на уровне 1,4%. Замедление темпов экономического роста будет связано:

  • с умеренным замедлением инвестиционной активности;
  • снижением темпов роста потребительского спроса.

Правительство ожидает замедление реальных темпов роста зарплат в первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году в результате доведения:

  • до целевого уровня оплаты труда работников соцсферы;
  • размера МРОТ до прожиточного минимума.

Кроме того, в 2019 году индексация прочим бюджетникам будет проведена с 1 октября (а не с 1 января, как в 2018 году).

Отсутствие серьёзного давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных зарплат в частном секторе с темпом роста производительности труда.

С другой стороны, на реальных темпах роста зарплаты – так же, как и на их покупательной способности – негативно скажется ускорение инфляции. В результате:

  • темп роста реальных з/п снизится с ожидаемых 6,3 % в 2018 году до менее 1,0% в 2019 году;
  • реальный темп роста расходов на конечное потребление – с 3,5 % г/г в текущем году до 2,6 % г/г в 2019 году.

Влияние замедления динамики заработных плат на потребительские расходы будет частично компенсировано снижением нормы сбережения.

В 2020 году обещают реальный рост

Главное обещание прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 годы в том, что уже в 2020 году экономика России адаптируется к новым условиям.

Так, выходу российской экономики на более высокие темпы роста будет способствовать:

  • перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных;
  • реализация проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов за счет обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса (а это стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности, а также развитие конкуренции и снижение доли государства в экономике);
  • создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора.

Кроме того, макроэкономическая политика будет включать мероприятия, направленные:

  • на создание источников долгосрочных сбережений в экономике (добровольная накопительная пенсионная система, расширение линейки инструментов сбережения населения);
  • внедрение элементов стимулирующего банковского регулирования.

Источник:

Будущее России: прогноз на 2019 год

Знакомый метеоролог рассказывал мне: самые современные средства прогнозирования погоды не могут определить, что нас ждет через две недели. 

Когда вы заходите на сайт с прогнозами погоды и видите «расписание на 2 недели» или «расписание на месяц» — это не прогноз. Это что-то вроде гороскопа — может, будет +20 или +5.  Мы не знаем, но уж очень хочется высказаться. Примерно тоже самое можно сказать о политических прогнозах на год.

Политические предсказания

Политические предсказания посложнее метеопрогнозов. Может ли произойти смена режима при декларируемом рейтинге поддержки выше 80%? Да, спросите при случае Чаушеску. Способен ли руководитель страны править с рейтингом в 3% и через полгода победить на выборах? Борис Ельцин определенно сказал бы «да».

Первый президент Чешской республики Вацлав Гавел был прав: политика – это не искусство возможного. Это искусство невозможного. Уж он об это знал не понаслышке.

Данные социологических исследований

Две недели назад я опубликовал материал « власти в России: что происходит?». За полмесяца показатели поддержки президента упали еще на 1,5%. На сегодняшний день главе государства доверяет 32,6% населения, за «Единую Россию» готовы отдать голоса лишь треть избирателей. Говорит ли это о том, что для власти все пропало? Нет. Нелюбовь сама по себе ни к чему не приводит.

Поисковый прогноз

Получается, что данные социологии бесполезны? Конечно, нет. Социология помогает определить коридор возможностей и их вероятность.

Попытка спрогнозировать варианты развития ситуаций – это поисковый прогноз. Какие же сегодня варианты развития политической ситуации?

  •  Улучшение ситуации: откат рейтингов до июньских значений
  • Краткосрочное улучшение: отставка правительства России в 2019 году
  • Стабилизация ситуации: выход на плато
  • Плавное ухудшение ситуации: базовый прогноз
  • Резкое ухудшение ситуации: массовые протесты

Улучшение ситуации: откат рейтингов до июньских значений

Вероятность 5%

Наиболее маловероятный вариант. Негатив накапливался последние несколько лет. Это и информационный негатив (постоянная «война» по телевизору), падение доходов (пять лет подряд), отсутствие образа будущего, рост цен. Ну и, конечно, пенсионная реформа – это стало прорывом настроений. Конечно, Путин может выйти и сказать: Мы ошибались. Возвращаем пенсионный возраст к прежним значениям.

Но президент этого никогда не сделает – иначе это был бы другой президент.

Есть ли что-то еще, что может предложить Путин россиянам? Уверен, что над этим вопросом бьются лучшие умы Администрации президента. Но уверен, что ответа у них нет.

Краткосрочное улучшение: отставка правительства России в 2019 году

Вероятность: 5%

Козлом отпущения пытаются сделать правительство во главе с Дмитрием Медведевым. Отношение к Медведеву (8% доверия) и к большинству членов кабинета (кроме Шойгу и Лаврова) чрезвычайно низкое.

Отставка надоевшего Медведева и замена его на молодого, активного премьера определенно может улучшить рейтинги власти, но лишь на коротком отрезке в 3-4 месяца. Если новый глава кабинета министров не оправдает ожиданий, то рейтинг снова откатится назад.

Власти выгодно использовать отставку правительства, но сделано это будет, скорее всего, перед выборами в Государственную Думу в 2021 году. 

Стабилизация ситуации: выход на плато

Вероятность: 30%

Насколько россияне терпеливы? Ответ на этот вопрос напрямую влияет на развитие ситуации. Если в массовом сознании граждан пройдена «точка невозврата», то этот сценарий невозможен.

Если «наш народ все стерпит», то достаточно в ближайшее время не делать ничего, что может вызвать массовое недовольство широких слоев населения.

Сомнение вызывает не только терпеливость народа, ставшая притчей во языцех. Наши законодатели и чиновники на местах имеют потрясающую способность раздражать население. Кто знает, какое коленце они выкинут завтра?

Плавное ухудшение ситуации: базовый прогноз

Вероятность: 40%

В воздухе чувствуется приближение бури. Но пока ситуация для власти некритичная. Даже с учетом введения новых санкций, ухудшения жизни населения, скандальных заявлений чиновников (вроде той же Ольги Глацких с ее “государство вам ничего не должно”) запаса прочности хватит минимум до осени.

После начнутся серьёзные электоральные проблему у всех, кто связан с властью (даже не обязательно баллотируется от «Единой России»). Уже сегодня на выборы в Московскую городскую думу внутриполитический блок делает ставку на самовыдвиженцев. Стоит кому-то провести хорошую информационно-разоблачительную кампанию, и усилия по маскировке кандидатов под самовыдвиженцев обнулятся.

Прошедшие в сентябре 2018 года выборы показали, что даже с учетом административного ресурса и фальсификаций, кандидаты от партии власти разгромно проигрывают спойлерам. Пока что эта мысль пришла в головы не многим, но время играет на руку протесту.

Резкое ухудшение ситуации: массовые протесты

Вероятность: 20%

С точки зрения массовых настроений, мы отскочили примерно в сентябрь-октябрь 2011 года. и власти и доверие к основным институтам падало, пессимизм рос.

Кто-то мог с уверенностью заявить тогда, что спустя два месяца в Москве пройдут самые крупные протестные митинги в современной истории России? И главное, что причиной станут массовые фальсификации.

Ведь к тому моменту ни для кого это не было секретом: все взрослые избиратели знали, как во многих регионах России «делаются» выборы.

Отдельные специалисты, как Михаил Дмитриев, прогнозировали массовые протесты. Но даже и самые прозорливые не могли предсказать причины волнений.

Важным условием перехода из базового прогноза к массовым протестам является политическая кампания. В прошлый раз это была кампания «голосуй за любую партию, кроме партии жуликов и воров».

Кампания послужила объединяющим и направляющим элементом, вокруг которого сплотились люди разных взглядов.

В будущем кампания может «родиться» как в момент некоего кризисного явления, так и проводиться «досрочно».

Протесты или приведут к смене политического режима, или заставят власти проводить институациональные реформы. Помните, в 2011 году они уже начали их делать (упрощение регистрации партий, возврат губернаторских выборов и т.д.)? Но «слитый» протест быстро реформы остановил, оставив только декорации.

Источник:

Экономисты назвали главные риски для экономики России в 2019 году :: Экономика :: РБК

По прогнозу ВШЭ, нефть Urals подешевеет с $71 за баррель в 2018-м до $63 к 2021 году. Предпосылки для стагнации экспорта нефти создаст продолжение действия соглашения России с ОПЕК и другими странами-экспортерами наравне с истощением нефтяной сырьевой базы.

Экспорт нетопливных товаров и услуг из России рос вслед за темпами мировой экономики. Однако глобальный экономический рост замедлится: с 3,7% в 2017–2018 годах до 3,5% в 2021 году. «Общее замедление роста экспорта нетопливных товаров и услуг до 2,5–3,5% окажет негативное влияние на российскую экономику в 2019–2021 годах», — отмечают экономисты ВШЭ.

Более благоприятный сценарий, по мнению авторов прогноза, невозможен без роста цен на нефть, ускорения экспорта и ​радикального снижения административного и уголовного преследования бизнесменов, которое мешает предпринимательской активности.

Источник: https://v2018-godu.ru/sotsialno-ekonomicheskij-prognoz-dlya-rossii-na-2019-god.html

Прогноз развития экономики России 2019-2021. Куда идем?

Прогноз социально-экономического развития России на 2019-2021 годы

Хотя экономика России находится в растущем тренде, тем не менее темпы ее роста остаются чрезмерно скромными. Мы решили проанализировать ключевые моменты прогноза социально-экономического развития России, чтобы понять, к чему нам готовиться в предстоящие годы.

Напомним, по итогам 2018 года ВВП России вырос на 2,3%. В целом, если брать все последние годы, то даже такая скромная цифра выглядит неплохо. Например, в 2017 году рост экономики России составил лишь 1,6%. В 2016 году прибавка была зафиксирована на уровне 0,3%, а в 2015 году и вовсе наблюдалось падение.

При этом надо учитывать, что для развивающейся экономики текущие темпы роста являются довольно скромными. К примеру, развитая экономика США по итогам 2018 года выросла почти на 3%. Мировая экономика подросла на 3,6%. Мы же только планируем подойти к таким темпам роста.

Прогноз по экономике

Если заглянуть в параметры прогноза социально-экономического развития России, который можно найти на официальном сайте Минэкономразвития, то можно сделать вывод о том, что в 2019-2021 годах нам не стоит ждать стремительного роста экономики. По оценкам специалистов, в текущем году экономика страны может вырасти на 1,3%. В 2020 году ВВП может подскочить на 2% и только в 2021 году и далее экономика начнет показывать темпы роста на уровне более 3%.

Специалисты напоминают, что в минувшем году главными факторами, которые внесли вклад в рост ВВП, стали положительная динамика по росту потребительского спроса, активизация внешнего спроса и увеличение инвестиций в основной капитал.

Некоторые из этих факторов будут продолжать оказывать свое положительное влияние на рост экономики в текущем, а также в последующих годах. В 2021 году, когда, напомним, ожидается рост более 3%, ведущим фактором экономического роста станут именно инвестиции в основной капитал.

Также, по мнению экспертов, на рост ВВП будет оказывать влияние постепенный рост доли экспорта товаров, которые не связаны с сырьем или энергетической продукцией.

Хотя пока в этот момент верится слабо, учитывая тот объем, который сегодня занимают топливно-энергетические товары в структуре экспорта России.

По данным ФТС, в 2018 году нефть, газ, а также различные нефтепродукты заняли более 60% всего экспорта России.

Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта (Росстат)

ГодПоказатель
201810,9%
201713,7%
201614,5%
201512,8%
201410,0%
201310,2%

Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме импорта (Росстат)

ГодПоказатель
201867,2%
201768,4%
201661,3%
201558,7%
201461,2%
201362,4%

Отрасли промышленности

Если говорить про топливно-энергетический комплекс России, то здесь, по прогнозам, ожидается уровень добычи нефти в 2019 году на уровне 558 млн тонн. Через несколько лет показатель добычи углеводородного сырья приблизится к 560 млн тонн. К 2024 году добыча немного снизится до 557 млн тонн.

А вот добыча газа по прогнозам будет только расти. В частности, если в этом году объем добычи составит 715 млрд кубометров, то к 2022 году цифра подскочит до 765 млрд, а к 2024 году – до 807 млрд кубов.

По ожиданиям экспертов, в ближайшие годы активно будет развиваться машиностроительный комплекс.

В частности, положительное влияние на динамику отрасли будут оказывать политика импортозамещения, увеличение доли продукции отрасли в экспортных поставках, увеличение реальных доходов населения, а также развитие различных госпрограмм, которые будут способствовать ускоренному роста производства продукции машиностроения.

На развитие агропромышленного комплекса будут положительно влиять рост численности населения, повышение уровня жизни внутри страны, а также в развивающихся странах, куда отправляется продукция на экспорт. Также не стоит скидывать со счетов развитие биотехнологий, растущий спрос во всем мире на продукцию экологически чистого и безопасного питания.

Курс рубля

Сегодня многие граждане следят за курсом рубля, опасаясь слишком стремительных движений на валютном рынке. И, конечно, специалисты тоже не проходят мимо этого важного показателя, от которого зависит слишком многое в экономике страны.

В рамках прогноза эксперты отмечают, что пока в начале года курс рубля к доллару складывался на более низком, чем ожидалось, уровне. В течение года укреплять отечественную валюту будут ряд факторов.

Среди них нужно отметить интерес иностранных инвесторов к облигациям федерального займа, а также относительно слабую динамику импорта товаров и услуг.

Специалисты ожидают, что отток капитала будет замедляться, что также окажет положительное воздействие на рубль.

Но кроме позитивных для рубля факторов есть и отрицательные. Например, смягчение денежно-кредитной политики, покупки валюты на внутреннем рынке в интересах государства, возможное снижение цен на нефть. Хотя последний факт благодаря бюджетному правилу сегодня оказывает слабое влияние на курс рубля, обеспечивая определенную независимость рубля от динамики цен на сырье.

С учетом фундаментальных факторов, которые в целом являются благоприятными, эксперты прогнозируют, что в 2019 году курс отечественной валюты будет в среднем на уровне 65,1 руб за доллар. Что касается ближайших лет, то рубль может находиться в диапазоне 65-66 рублей за доллар. Подробнее читайте в нашем материале «Прогноз курса рубля на 2019 год. К чему готовиться?»

Инфляция

В 2019 году инфляция может выйти из целевых границ из-за повышения НДС. Об этом мы писали в нашем материале «Рост НДС в 2019 году. Как отразится на гражданах?».

Однако, как сообщает Центробанк в своем обзоре, влияние НДС на рост цен уже практически перестало прослеживаться в статистических данных.

Таким образом, регулятор ожидает постепенного замедления инфляции с выходом в первом квартале 2020 года к целевым значениям на уровне 4%.

В прогнозе Минэкономразвития ожидается, что в 2020 году инфляция снизится до 3,8% г/г. В последующем показатель будет находиться на целевом уровне в 4%.

Рынок труда и доходы

Не секрет, что сегодня в России демографическая ситуация остается сложной. Доля трудоспособного населения сокращается, тогда, как число граждан пенсионного возраста активно растет. Поскольку все это оказывает большое влияние на экономическое развитие страны, власти уделяют огромное внимание этим вопросам.

В частности, ожидается, что из-за постепенного повышения пенсионного возраста на рынке труда останутся граждане, которые раньше просто ушли бы на пенсию. Это будет способствовать сокращению дефицита кадров.

Также поддержку рынку будут оказывать меры миграционной политики, которые привлекут на рынок иностранных работников нужной квалификации. Кроме того, активно будут воплощаться различные госпрограммы по поддержке занятости населения.

По прогнозам Минэкономразвития, ряд мер приведут к тому, что численность рабочей силы на рынке РФ увеличится с 76,2 млн человек в 2018 году до 76,8 млн – в 2024.

При ровном экономическом росте и стабильной инфляции реальная зарплата, как ожидают эксперты, будет увеличиваться в ближайшие годы на 2% в год. За период 2019-2024 общий рост зарплаты может приблизиться к 15%.

Что касается бедного населения, то в прогнозе отмечается, что доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума сократится с 12% в 2019 году до 9,3% в 2022 году. В 2024 году доля бедного населения снизится до 6,6%. Детали смотрите в нашем материале «Уровень бедности в 2019 году. Сколько россиян выживают?»

Источник: https://zaimisrochno.ru/articles/3860-prognoz-razvitiya-ekonomiki-rossii-2019-2021-kuda-idem

Бюджет на 2019-2021 годы. Социальные обязательства и укрепление экономики

Прогноз социально-экономического развития России на 2019-2021 годы

МОСКВА, 29 сентября. /ТАСС/. Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал главными задачами бюджета 2019-2021 годов полное выполнение всех социальных обязательств и формирование условий для укрепления экономики РФ.

“Бюджет [на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов] более четко структурирован по целям: определены национальные проекты, по которым приняты сегодня паспорта, в ближайшее время будут приняты сами национальные проекты. Это более жесткий программный подход к бюджету, чем раньше был”, – сказал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, выступая в субботу в эфире телеканала “Россия 24”.

Профицитный бюджет

Согласно проекту, профицит федерального бюджета России в 2019 году составит 1,932 трлн рублей, при этом в 2020 году профицит ожидается на уровне в 1,22 трлн рублей, а в 2021 году – 0,95 трлн рублей.

Расходы федерального бюджета в 2019 году составят 18,037 трлн рублей, в 2020 году – 18,994 трлн рублей, а в 2021 году – 20,026 трлн рублей.

 Доходы федерального бюджета заложены на уровне в 19,969 трлн рублей, 20,219 трлн рублей, и 20,978 трлн рублей в 2019, 2020 и 2021 годах соответственно.

Минфин сохранил прогноз профицита бюджета РФ на уровне 1,8% ВВП в 2019 году и повысил с 1% ВВП до 1,1% ВВП в 2020 году и с 0,6% ВВП до 0,8% ВВП в 2021 году.

 По итогам этого года прогнозируется профицит бюджета на уровне 1,3% ВВП.

Однако, по оценке Силуанова, в 2018 году бюджет будет исполнен с профицитом около 2% ВВП и показатель в законе о бюджете может быть скорректирован в сторону увеличения в ходе рассмотрения поправок в бюджет.

Последний раз федеральный бюджет РФ был исполнен с профицитом в 2011 году, тогда показатель составил 0,8% ВВП или 442 млрд рублей. 2013 год был исполнен с дефицитом в 0,5% ВВП. Дефицит планомерно рос и достиг максимума в 2016 году – 3,5% ВВП. Уже в 2017 году Минфину удалось сократить дефицит федерального бюджета до 1,5% ВВП.

Макроэкономические условия

Проект бюджета на трехлетку подготовлен на основе “базового” варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Прогноз, подготовленный Минэкономразвития, учитывает продление антироссийских санкций и ответных мер со стороны России на протяжении всего периода.

Но при этом предполагает отсутствие новых геополитических потрясений и экономических шоков.

Министр экономического развития Максим Орешкин, выступая на заседании правительства РФ по бюджету, подчеркнул, что прогноз готовился в условиях высокой волатильности на глобальных рынках, на фоне роста ставок на американском рынке, финансово-экономического кризиса развивающихся экономик.

Эти условия вместе с ожиданиями новых антироссийских санкций, привели к повышенной волатильности финансового рынка РФ.

Однако, по мнению Орешкина, в отличии от прошлых подобных эпизодов, новые структурные макроэкономические реформы российского правительства, позволяют ” уверено прогнозировать всего лишь краткосрочный негативный эффект как для финансовых рынков, так и для экономики”.

Несмотря на волатильность, Минэкономразвития, сохранило свой прежний прогноз курса рубля и на конец 2018 года и на среднесрочную перспективу, как и другие основные макроэкономические показатели.

По прогнозам ведомства, рост ВВП по итогам 2018 года составит 1,8%, а годовая инфляция будет на уровне 3,4%. Однако, в предстоящие годы МЭР ожидает умеренного ухудшения внешних условий .

В частности, постепенное замедление мирового экономического роста ближе к отметке в 3% и плавное снижение нефтяных цен до уровне $54 за баррель к 2024 году.

Переходный год

Следующий год, по прогнозам МЭР, будет переходным. Самым тяжелым его периодом, по оценке Орешкина, может стать I квартал – будет сказываться на экономическом росте эффект от повышения НДС. Также на I квартал приходится, по прогнозу ведомства, максимальное замедление кредитной активности, вызванное волатильностью на финансовых рынках.

В результате, по итогам 2019 года рост ВВП замедлится до 1,3%, а инфляция ускорится до 4,3% с пиковым значением около 5% в I квартале года. Экономический рост ускорится до 2% в 2020 году, а в дальнейшем закрепится выше отметки в 3%.

Инфляция стабилизируется вблизи целевого значения – 4%, а рост уровня заработных плат в реальном выражении будет составлять 2-3% в год.

В качестве факторов ускорения экономического роста, Орешкин назвал смягчение демографического удара по экономике за счет повышения пенсионного возраста и роста продолжительности активной жизни. По прогнозам министра, прогнозируемые темпы роста превзойдут рост мирового ВВП и позволят России войти в пятерку самых крупных экономик мира, преодолев текущее отставание от Германии в около 4%.

Минфин РФ в долгосрочном прогнозе до 2036 года, который содержится в пакете документов к проекту бюджета на трехлетку, спрогнозировал постепенное ослабление курса рубля до 73,9 рублей за доллар США в период до 2036 года. Также ведомство прогнозирует стабилизацию мировых цен на нефть в диапазоне $40-50 за баррель в этот период.

Согласно прогнозу ведомства, курс рубля к доллару США в период 2021-2025 годов составит 66,4 рубль/доллар, в 2026-2030 годах – 71,1 рубль/доллар, а в период 2031-2035 годов- 73,9 рубль/доллар. Нефть марки Urals, по прогнозам Минфина, будет стоить в период 2021-2025 годов – $55,2 за баррель, в 2026-2030 – $52,2 за баррель, а в период 2031-2035 годов – $54,9 за баррель.

Доходы при изменении законодательства

Летом 2018 года, во время подготовки проекта федерального бюджета, правительство предложило сразу два важных изменения, которые были учтены в проектировках – увеличение налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта с 18% до 20% и повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, для мужчин – до 65 лет. Оба закона приняты Госдумой в сентябре, и ожидают одобрения Совета Федерации.

Ожидается, что с 2019 до 2028 года от повышения пенсионного возраста бюджетная система получит примерно 7,8 трлн рублей и все эти средства будут направлены на повышение пенсий.

В следующем году повышение возраста даст около 2,9 трлн рублей, а на увеличение пенсий будет направлено в общей сложности 3,29 трлн рублей, в том числе бюджетный трансферт.

Правительство рассчитывает на почти полное обнуление трансфертов в Пенсионный фонд из бюджета к 2030-2031 году.

Дополнительные доходы за счет повышения НДС на 2 процентных пункта на товары, реализуемые на территории РФ и на ввозимые в РФ, по прогнозам Минфина, составят 495,6 млрд рублей в 2019 году.

Прибыль пополам

Правительство в проекте бюджета на 2019-2021 годы прогнозирует ежегодный рост доходов бюджета от дивидендов госкомпаний: в 2019 году до 588,2 млрд рублей, в 2020 году до 626 млрд рублей, в 2021 году до 675,1 млрд рублей.

В 2018 году федеральный бюджет получит по этой статье доходов 278,8 млрд рублей.

Соответственно, прирост доходов по этой статьи в 2019 году составит 309 млрд рублей, из которых 264,1 млрд рублей дополнительных доходов должно обеспечить принятие решений по ряду крупнейших акционерных обществ о выплате дивидендов не менее 50% от чистой прибыли.

В пояснительной записке к проекту бюджета на трехлетку отмечается, что некоторые компании приняли решения о выплате дивидендов в размере 50% от прибыли, либо приняли решение о постепенном приведении дивидендной политики в соответствие с требованиями правительства, как ПАО Сбербанк. Дивиденды, которые ЦБ получит от Сбербанка, в связи с планируемым изменением чистой прибыли в 2018 году могут составить более 135 млрд рублей, в 2019 году – свыше 209 млрд рублей, в 2020 году – 231 млрд рублей.

Счетная палата в своем заключении на исполнение бюджета за 2017 год рекомендовала правительству минимизировать индивидуальные решения об уменьшении размера выплат.

По данным СП, по сравнению с 2016 годом поступление от дивидендов в 2017 году уменьшилось на 667,6 млрд рублей, или в 3,7 раза, до 251,3 млрд рублей.

Однако глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин выступил против законодательного закрепления уровня дивидендов госкомпаний, хоть и считает, что нужно придерживаться ориентира в 50%.

Финансирование нацпроектов

Общий объем финансирования реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ в 2019-2024 годах составит 13,11 трлн рублей, говорится в пояснительной записке.

В частности, на нацпроект “Демография” будет направлено 2,9 трлн рублей, на “Здравоохранение” – 1,34 трлн рублей, на “Образование” – 688 млрд рублей, на “Науку” – 387 млрд рублей, на “Культуру” – 100 млрд рублей, на “Экологию” – 636 млрд рублей.

Кроме того, на “Жилье и городскую среду” будет направлено 876 млрд рублей, “Безопасные и качественные дороги” – 1,24 трлн рублей, “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы” – 395,4 млрд рублей, “Международную кооперация и экспорт” – 891 млрд рублей, “Производительность труда и поддержка занятости” – 74 млрд рублей, “Цифровую экономику” – 1,1 трлн рублей.

Комплексный план развития магистральной инфраструктуры обойдется бюджету за 6 лет в 2,3 трлн рублей.

Финансирование нацпроектов и входящих в их состав федеральных проектов за счет федерального бюджета составит в 2019 году – 1,7 трлн рублей, в 2020 году – 1,8 трлн рублей, в 2021 году – 2,1 трлн рублей. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов в 2019-2021 годах составит 5,55 трлн рублей.

В документе отмечается, что в рамках 12 нацпроектов будет утверждено 67 федеральных проектов и комплексный план развития инфраструктуры. Часть средств на их реализацию была предусмотрена в рамках приоритетных проектов, дополнительно предполагается направить 8 трлн рублей за 2019-2024 годы.

При этом Счетная палата РФ призвала правительство более строго подойти к вопросам увеличения финансирования госпрограмм в бюджете на следующую трехлетку в случае, если программы показали недостаточную эффективность.

Программа займов

Согласно проекту бюджета на трехлетку, объема госдолга в 2019 году составит 12 трлн рублей, в 2020 году – 14 трлн рублей, в 2021 году – 15,7 трлн рублей.

Минфин РФ в 2019-2021 годах может ежегодно размещать евробонды на сумму до $3 млрд, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета РФ на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.

При этом Минфин планирует выкупить в 2019 году евробонды на сумму до $4 млрд.

Также Минфин планирует разместить в 2019 году облигации федерального займа (ОФЗ) на 2,47 трлн рублей, на 2,42 трлн рублей в 2020 году и на 2,6 трлн рублей в 2021 году.

 Объем бюджетных ассигнований, направляемых на погашение ОФЗ, в 2019 году составит 720,2 млрд рублей, в 2020 году – 579,7 млрд рублей, в 2021 году – 984,5 млрд рублей.

Первый вице-премьер заявлял ранее, что Россия может отказаться от внешних заимствований, заменив их внутренними источниками в случае усиления санкций.

Ранее в сентябре замминистра финансов Сергей Сторчак сообщил, что Россия скорее всего уже на выйдет на рынок внешних займов до конца 2018 года, хотя технически готова выходить на рынок, если сочтет нужным.

Он также не исключил, что Россия может выйти на внешний рынок с займами в евро.

В марте Минфин России уже разместил евробонды “Россия-29” объемом $1,5 млрд под 4,625% годовых и евробонды “Россия-47” на $2,5 млрд под 5,25% годовых.

Основная часть средств в объеме $3,2 млрд, привлеченных от размещения облигаций “Россия-29” и “Россия-47”, была направлена на выкуп облигаций “Россия-2030”. Остальная часть средств от размещения – $0,8 млрд зачислена в федеральный бюджет.

В прогнозе до 2036 года Минфин отмечает, что в среднесрочной перспективе ожидании нормализации денежно-кредитной политики на мировых финансовых рынках, растет вероятность снижения спроса на рисковые активы, в частности – сокращения объемов притоков капитала в страны с развивающимися рынками. Соответственно, на прогнозном горизонте можно ожидать постепенного ужесточения условий внешних заимствований для стран с формирующимися рынками, в том числе и для России.

Максимальные резервы

Фонд национального благосостояния к концу следующего года должен достигнуть максимального объема за всю историю своего существования, его объёмы будут расти благодаря жесткому бюджетному правилу, которое было принято в 2017 году.

Минфин планирует увеличение средств ФНБ в 2019 году до 7,8 трлн рублей, в 2020 году – до 11,37 трлн рублей, в 2021 году – до 14,18 трлн рублей, следует из пояснительной записки к проекту бюджета. Таким образом, объем ФНБ на конец 2021 года составит 12% ВВП РФ.

На конец 2018 года данный показатель составит 3,8% ВВП, 2019 – 7,4% и на конец 2020 – 10,3% ВВП РФ.

В следующем году ФНБ, по прогнозам правительства, достигнет 7% порога инвестирования. Минэкономразвития уже внесло предложение расширить возможности инвестирования средств ФНБ за рубежом и предложение нашло поддержку у президента РФ.

Силуанов ранее отмечал, что средства ФНБ в том числе необходимо расходовать на развитие внутреннего кредитования инфраструктурных проектов и институтов развития. По его словам, правительство уже договорилось о дополнительной докапитализации Внешэкономбанка из средств фонда на сумму 300 млрд рублей. На какой период рассчитана эта сумма первый вице-премьер не уточнил.

Кудрин, выступая в Госдуме, обратил внимание правительства на то, что ФНБ нуждается в дополнительной оценке ликвидности активов. Он напомнил, что ФНБ стал главным резервом вместо Резервного фонда, который был полностью израсходован.

На покрытие дефицита бюджета в декабре 2017 года были направлены средства Резервного фонда в объеме чуть более 1 трлн рублей.

Резервный фонд был создан в 2004 году, у идеи его создания были противники, но опыт последних десяти лет показывает, что благодаря ему России не пришлось “идти с протянутой рукой” в Международный валютный фонд, отметил глава Счетной палаты.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/5619475

Прогноз социально-экономического развития России на 2019-2021 годы

Прогноз социально-экономического развития России на 2019-2021 годы

Базовый сценарий прогноза отражает уточненные приоритеты социально-экономического развития нашей страны, упомянутые в послании Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года.

Основные предпосылки прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 годы относительно внешнеэкономической обстановки таковы:

        • сохранение темпов роста мировой экономики около 3,5%, сдерживаемое эскалацией торговых войн;
        • отток капитала с развивающихся рынков на фоне ужесточения процентной политики крупнейшими центральными банками;
        • сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России, на протяжении ближайшей трёхлетки.

Текущее состояние экономики России

Экономика России не может развиваться обособленно, на её состояние влияет множество внутренних и внешних факторов и их, к сожалению, нельзя назвать благоприятными.

Обострение международных конфликтов, в частности между Россией, США и Китаем, предполагает введение новых торговых санкций, что ограничит и без того ущемлённые условия для экспорта отечественной продукции.

Если США не поменяет свою санкционную политику, то, по мнению некоторых финансовых аналитиков, к концу 2019 года ожидается существенное повышение курса доллара и евро — до 80 и 90 рублей соответственно. Не нужно обладать даром предвидения, чтобы понять, что такие перемены скажутся на экономике России крайне негативно.

В случае падения цен на нефть, в России  существенно снизятся доходы от продажи топлива на международной арене и, как следствие, ухудшится экономическое состояние страны в целом.

Цены продолжают расти. По сравнению с двумя последними годами, в 2019 году этот рост будет наиболее ощутим. Стоимость продуктов стремится ввысь в основном из-за увеличения НДС С 18 до 20 %. Такое нововведение заставит рядового российского потребителя всё больше и больше средств тратить на продукты питания и услуги ЖКХ.

По мнению министра финансов, инфляция в новом году составит 4,3 %.

Теоретически повышение пенсионного возраста должно благотворно сказаться на экономике страны — люди будут больше работать, расширится рынок труда, увеличится ВВП. Однако на деле всё может быть не так радужно. В связи с тем, что на пенсию теперь придется уходить позже, пожилое население будет вынуждено оставаться экономически активным. Но это вовсе не гарантирует прироста рабочих мест.

Реформаторы не учли, что некоторые представители нового предпенсионного возраста не смогут продолжать работать просто в силу ухудшения здоровья. Они будут вынуждены увольняться, так и не дождавшись заслуженных пенсионных выплат, тем самым провоцируя рост безработицы в стране.

Год только начался, а большинство россиян уже ощутило на себе перемены, касающиеся состояния экономики страны. Тарифы ЖКХ повысились, «мусорная» реформа вообще повергла потребителей в смятение — цена услуги существенно повысилась, а качество сервиса осталось на прежнем уровне.

Продукты первой необходимости в магазинах дорожают, в то время как зарплаты далеко не везде подвергаются индексации.

Попробуем обосновать такое положение дел в цифровом и процентном эквиваленте:

  • В начале нового 2019 года рост ВВП ощутимо замедлился. По сравнению с декабрем, где уровень роста составлял 2,3 %, в январе этот показатель снизился до 0,8. Однако, по оценке Минэкономразвития, январь сложно назвать показательным месяцем, ведь уже в конце февраля – начале марта ВВП разогнался до 1,5 %.

Весомый вклад в позитивную динамику роста ВВП внесло увеличение объёмов промышленного производства. После январского «застоя» восстановила свою активность и розничная торговля.

Что касается цен на нефть, то здесь также наблюдается положительная тенденция. В конце марта нефтедоллар незначительно вырос за счёт сокращения добычи нефти производителями ОПЕК. На сегодняшний день актуальная цена за баррель нефти составляет 69,4 $. Такой подъём позитивно сказался на положении российского рубля.

Мнений по поводу экономического состояния России в 2019 году много, однако большинство экспертов единогласны в одном — гражданам предстоит адаптироваться к очередным кризисным реалиям. Кто-то называет этот период «началом конца», а кто-то «предрассветным часом».  Как бы там ни было, россиянам правда придется затянуть пояса.

Прогноз на 2019 год

На вопрос: что ждёт экономику России в 2019 году, сложно дать однозначный ответ. Мнения авторитетных экспертов кардинально разнятся между собой.

Представители власти настроены довольно оптимистично: они ждут от нового финансового года если не резкого подъёма экономики, то хотя бы стабильности и прекращения рецессии.

Большие надежды возлагаются на политику импортозамещения, за счёт которой удастся нивелировать вред от международных санкций.

Независимые эксперты и аналитики крупных финансовых компаний не разделяют позитивного настроя законодателей.

О позитивной динамике не идёт и речи: инфляция растёт, сырьевые рынки терпят убытки, а напряжённая ситуация на международной арене ещё больше усугубляет экономическое состояние страны.

Кроме этого внутригосударственное реформирование не приносит ожидаемых результатов: оптимизация не работает, а увеличение пенсионного возраста только спровоцирует рост безработицы и нищеты.

Есть и крайне пессимистичные мнения о том, что  в 2019 году Россию ждет новый финансовый кризис.

Специалисты Министерства экономического развития РФ регулярно формируют аналитический прогноз на три года вперёд. Полученные официальные данные — это отправная точка для формирования бюджета страны. Именно на этих ориентирах формируется стратегия экономического развития страны и именно от них зависит уровень жизни рядового россиянина.

Рассмотрим основные аспекты финансового прогноза от Минэкономразвития:

  • ожидается острый дефицит бюджета — государственная казна уменьшится ориентировочно на 5 %;
  • экономика достигнет докризисного уровня только к концу 2020 года, с условием, что нефть не будет стоить дешевле, чем 70 долларов за баррель;
  • показатели нефтедобычи снизятся более чем на 50 млн тонн;
  • из-за низкой стоимости нефти измениться тариф на пользование природным газом — для граждан он возрастет на 3 %;
  • повысятся тарифы на перевозку грузов и общественный транспорт — в среднем на 4,5 % за год;
  • стоимость электроэнергии возрастет на 5,5 %;
  • по мнению главы Минэкономразвития, при самом оптимистичном сценарии рост экономики страны будет варьироваться в переделах от 3 до 3,5 %.

Социально-экономический прогноз Министерства экономического развития на 2019-2021 гг. представлен в двух вариантах: базовом и консервативном.

Базовый прогноз подразумевает плавный рост ВВП: от 1,3 % в 2019 году до 3,5 % в 2021 году. Позитивные показатели будут достигнуты благодаря реализации пенсионной реформы, нацпроектов и активному привлечению иностранных инвестиций.

Согласно консервативному сценарию, экономика России в ближайшие три года будет находиться в состоянии стагнации из-за обострения торговых взаимоотношений с Китаем и США. Цены на нефть продолжат снижаться и к концу трёхлетнего периода достигнут своей критической отметки в 45 долларов за баррель.

По мнению главы Центробанка Эльвиры Набиулиной, в 2019 году показатели экономического развития РФ возрастут на 2,5 %. Кроме того, удастся «заморозить» инфляцию, остановив её на 4 %. Такая положительная динамика будет обусловлена в основном ростом потребления со стороны домашних хозяйств, а также увеличением инвестирования среди предпринимателей.

Прогноз от Центробанка предполагает два возможных сценария развития событий. Оба отталкиваются от стоимости нефтедоллара:

  • Оптимистичный — нефть стоит 80 долларов за баррель.
  • Консервативный — цены на «чёрное золото» падают и к концу года достигают 60 долларов за баррель.

Эксперты Высшей школы экономики категорически не согласны с позитивным прогнозом Центробанка и Минэкономразвития.

Они говорят напрямую, что утверждения представителей власти об ожидаемом экономическом росте не более чем утопия.

По мнению ВШЭ, неумолимое падение цен на нефть уже в этом году приведут Россию к состоянию стагнации и сильному отставанию от мировых показателей экономического роста.

По словам представителей ВШЭ, тот внутриполитический курс, который в этом году выбрало Правительство, загонит Россию на дно глубокого экономического кризиса. ВВП возрастёт не более, чем на 0,5 %, и то при условии стабильности на нефтяном рынке. Прибыль от экспорта, за исключением продажи сырья, продолжит снижаться.

Аналитики ВШЭ полагают, что столь плачевное состояние экономики за последние 5 лет можно назвать рекордным. Немалую роль в этом играет щедрое расходование бюджета на многомиллиардные и неперспективные проекты типа Чемпионата мира по футболу или Керченского моста.

Три автономных и авторитетных учреждения разработали свой прогноз относительно экономики РФ в 2019 году. Он отличается от правительственных сценариев и не возлагает надежд по поводу темпов роста ВВП. Эксперты предполагают, что этот показатель не сможет подняться выше 1,5 %.

Различия между двумя подходами основываются в основном на оценке санкционных ограничений. Ранее предполагалось, что санкции со стороны США пусть и сохранятся, но хотя бы не будут ужесточены. Правительство не учло, что американцы в скором времени представят России новый пакет санкций, которые еще больше загонят экономику в состояние кризиса.

Допускает рост ВВП в среднем на 1,5 % при условии, что нефть будет стоить не дешевле 55 долларов за баррель. При таком развитии событий граждане могут рассчитывать на небольшое увеличение доходов — около 1,5 % к концу года.

Нефть подешевеет до 40 долларов, поэтому о росте ВВП не может быть и речи. Кроме того, ставки по потребительским кредитам возрастут до 16 % годовых. Оптимистичным прогнозам Центробанка не суждено воплотиться в жизнь. В целом такой прогноз означает не что иное, как крах российской экономики.

Иностранные эксперты тоже имеют свое мнение по поводу того, что ожидает Россию в 2019 году.Вот некоторые из них:

  • Директор Мирового Валютного Фонда Кристина Лагард в своем ежегодном докладе о состоянии мировой экономики, прогнозирует для России рост ВВП до 1,8 %. Позитивные перемены, по мнению МВФ, будет достигнуты благодаря повышению цен на нефть и увеличению внутреннего спроса.
  • Аналитики Всемирного Банка, так же как и МВФ, предполагают повышение Российского ВВП в 2019 году на 1,8 %. Причиной медленного, но верного роста, помимо стоимости нефтедоллара, послужит увеличение объёмов экспортных операций и межнациональной торговли. Несмотря на позитивную динамику, Россия по-прежнему будет сильно отставать в экономическом развитии от других стран. Так по мнению Всемирного Банка, в ближайшие пять лет темпы роста экономики России составят в среднем 4 %, в то время как для Китая этот показатель достигнет 38 %, а для США — 15 %.
  • Эксперты аналитического агентства Goldman Sachs считают, что в новом году Российские показатели роста могут достигнуть 2,8 %. Такая перспектива будет возможна благодаря стабилизации цен на «чёрное золото». Однако негативные настроения на международной арене, введение санкций и торговые войны между США и Китаем не дадут России вернуться к докризисному уровню экономики.

Какой будет уровень жизни граждан в 2019 году

Авторитетные эксперты считают, что новый 2019 год станет кризисным для материального благосостояния большинства россиян. Увеличение НДС станет причиной повышения цен на продукты, а также тарифы ЖКХ. В связи с этим, покупательная способность населения уменьшится в несколько раз.

Новаторские идеи правительства, в их числе пенсионная и «мусорная» реформы, заметно увеличат расходы трудоспособных граждан и домашних хозяйств. Существенный процент «новых» пенсионеров не смогут продолжать выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. Они будут вынуждены увольняться, тем самым провоцируя рост безработицы в стране.

Уровень потребления по сравнению с прошлым годом сократится практически в два раза. В связи с резким понижением покупательской активности многие работодатели не смогут повышать заработную плату сотрудникам и будут вынуждены сократить резерв новых рабочих мест.

Источник: https://vannacity.ru/rabotodatel/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii-2019-2021-gody/

Ветка права
Добавить комментарий