Родительница давит на учителя

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Родительница давит на учителя

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

Что делать, если учитель «систематически травит и унижает детей»?

Родительница давит на учителя

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать балериной, летчиком, врачом? Одно мнение единственно верное – одного лишь желания недостаточно. Вот так и с учителями – не каждый может быть учителем! Все профессии были придуманы человеком и только три даны от Бога: учить, лечить и судить. И с этим утверждением Сократа нельзя не согласиться.

Фрагмент картины немецкого живописца Фрица Зондерленда

Вот как объясняет требования к обязанностям учителя сайт osvita.org.ua: «Требуются определенные волевые качества: выдержка, терпение, последовательность, настойчивость, самообладание; учитель обязан контролировать свое поведение, управлять им».

А кто проверяет наличие этих качеств у студента, который собирается стать педагогом? А еще лучше – у абитуриента, который собирается стать учителем? В нашей стране есть методики для профотбора и профориентации, но серьезно к этому не относится никто.

Хотя, например, в одной из стран-соседок контролирующий образование орган засомневался, что работающие сегодня в школах педагоги обладают достаточными компетенциями, чтобы учить детей, и решили начать выборочную проверку учителей на профпригодность.

А с 2020 года ввели поголовно для всех учителей аттестацию на профпригодность по новым правилам.

Фото иллюстративное

Весь этот разговор мы затеяли к тому, что порой происходит в херсонских школах, но остается «за кадром», потому что многие родители и ученики молчат, боясь травли, а дирекция учебного заведения не любит выносить «сор из избы» и даже при самых вопиющих случаях зачастую сделает всё, чтобы утаить конфликт.

Однако есть родители, которые не готовы молчать. В «Гривну» обратились две мамы учеников 6-го класса одной из школ Днепровского района Херсона – они уверяют, что их дети и некоторые другие ученики класса терпят систематические травлю и унижение со стороны учителя математики.

Женщины рассказали, что в этом детском коллективе сначала была учитель математики, молодая специалист. И у педагога не возник контакт с детьми, потому в классе упала успеваемость, дети не могли усвоить материал, для некоторых учеников родители оплачивали услуги репетитора. Уроки в этом классе проводились на повышенных тонах, сетуют мамы.

«Тогда мы решили обратиться к директору, чтобы она повлияла на ситуацию, мы не хотели, чтобы в классе меняли учителя, а думали, что, возможно, молодой учительнице нужно помочь, – рассказывают глава родительского комитета класса Наталья и мама ученицы Оксана. – Однако директор приняла нас, мягко сказать, недружелюбно. Но в новом учебном году в наш класс всё же назначили нового учителя математики. На собрании эта учительница, не стесняясь, откровенно предупредила: “Да, я стерва…”.

Сегодня обстановка в классе накалилась до такой степени, что дети не хотят ходить на уроки математики. Новая учительница специально занижает детям оценки, ругает, унижает и разговаривает с ними так, как не подобает учителю.

А недавно подняла весь класс и заставила стоя решать задание – в наказание за то, что кто-то из детей шептался во время урока. Все дети стояли так более 10 минут! В это время зашла классный руководитель, увидела эту картину и всего лишь сказала: “А, стоїте? Ну стійте, стійте…”.

Разве это педагогично?! Одной из учениц учитель математики говорит: “Я вам ставлю 5 баллов, но и это много для вас. Вы вышли к доске покрасоваться? Так мы и так вас каждый день видим…”.

А завершила учитель этот урок словами: “Вы самый неприятный класс!” И всё это произошло за 45 минут, за один урок. Причем классная руководитель не призналась, что была свидетелем того, как детей заставили стоя писать в тетрадях! Хотя я звонила и интересовалась: что это за методы?».

Мама Оксана пожаловалась, что учитель математики постоянно неправильно и не исключено, что намеренно, называет фамилию её дочки. Хотя девочка исправляла учителя, это не помогло.

И теперь девочку так же дразнят и некоторые дети в классе.

Её дочка так напугана отношением учителя, что признается маме: дома учу домашнее задание, а ответить не могу, боюсь, что скажу что-то не так и начнется унижение.

По словам родительниц, другие мамы также недовольны отношением учителя математики к детям, но боятся жаловаться, чтобы ещё хуже не было.

Ведь некоторые учителя подхватывают негативное отношение коллеги и из солидарности начинают давить на детей и занижать оценки.

Одна из мам класса поделилась с Натальей и Оксаной и рассказала, что ей надоело такое отношение и она своего ребенка переведет в другую школу.

Понимая, что внутри школы с помощью директора не получится уладить конфликт, Оксана обратилась к адвокату, направила обращение в горуправление образования и в областное. Жалуется родительница в обращении на неправомерные действия учителя математики.

«Начиная с октября-ноября 2018 года учительница математики начала осуществлять психологическое давление и проявлять систематические пренебрежение и унижение к моей дочери, – написала в обращении мама. – Так, в частности мне известны случаи, когда учитель вызвала мою дочь к доске для решения примера.

Дочь его решила, но такое решение примера не понравилось учительнице, и она поставила негативную оценку, после чего цинично при учениках отметила: “Что, снова будут слезы и сопли?”, что вызвало смех у всего класса и значительное угнетение моей дочери.

Также мне известно, что учитель по просьбе дочери отпустить её в туалет отказалась это сделать, в связи с чем дочь чувствовала страшный дискомфорт, который приравнивается к издевательствам. (Будучи в редакции, Оксана рассказала, что один ученик в ответ на аналогичный запрет учителя решил всё же покинуть класс.

Но учительница его взашей затолкала назад, так ребенок в туалет и не попал. – А. Г.). Кроме того, учитель, которая должна соответствовать этой должности, мстит моей дочери. В частности, мне известно, что после негативной оценки дочь подошла к учительнице для пересдачи. На что получила ответ, что пересдачу учитель не примет.

“Как ты ко мне, так и я к тебе”, – сказала она. Это месть, что противоречит статусу и должности учителя.

Также, чтобы унизить мою дочь, на одном из уроков учительница после озвучивания новой темы вызывает дочь к доске и начинает спрашивать по новой теме, которую дети еще не выучили. Понятно, что и моя дочка еще не усвоила материал и не знает, как решить задачи.

Учитель систематически вписывает в дневник дочери замечания и отрицательные оценки, за последние месяцы дневник – “красный” исключительно от записей учителя математики. Для решения сложившейся ситуации я решила посетить школу, чтобы разобраться, почему так происходит.

Но когда я попросила позвать учителя на разговор, мне ответили, что у нее нет времени и она не хочет со мной общаться. Я обратилась к руководству школы для проведения беседы и решения этой конфликтной ситуации, однако это не дало никаких результатов.

На сегодня в связи с систематической травлей и унижением моей дочки ее психологическое состояние ухудшилось, она отказывается ходить в школу, потому что боится уроков математики, очередных скандалов и слез. Мне известно, что такое негативное отношение не только к моей дочери, а также к другим детям, и их матери смогут это подтвердить.

Прошу вас провести внутреннюю служебную проверку действий учителя по отношению к моей дочери и другим детям этого класса. Провести разъяснительные мероприятия с учителем с целью недопущения в дальнейшем действий по унижению и угнетению детей».

Прошла вторая неделя, как было передано это обращение, отмечает Оксана. По ее словам, в облуправлении образования передали жалобу на рассмотрение определенному специалисту.

А в горуправлении, куда звонил адвокат, даже не расписали на специалиста, отметив, что у них месяц на ответ.

Позже Оксана перезвонила в редакцию и сообщила, что директор и учитель математики приглашают ее для разговора в школу.

Как говорят адвокаты, принятый закон о буллинге, который вводит админответственность, появился очень вовремя. Согласно информации Детского фонда ООН, с буллингом в кругу сверстников в Украине сталкивались около 67% детей.

Для понимания: буллинг (травля) – «деяние участников учебного процесса, которое заключается в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица». Есть в тексте еще одно определение. «Буллинг – моральное или физическое насилие, агрессия в любой форме или любые другие действия, совершенные с целью вызвать страх, тревогу, подчинить человека своим интересам, имеющие признаки сознательного жестокого обращения».

Закон предлагает ввести за буллинг штраф от 850 до 1700 гривен – либо общественные работы от 20 до 40 часов.

Если в течение года инцидент повторится, да еще и будет групповым, то штрафы составят уже 1700–3400 гривен или 40–60 часов общественных работ.

В законе сказано, что в случае, если руководитель учебного заведения не сообщит в полицию о случаях буллинга, ему тоже грозит штраф. Вступит этот закон в силу на следующий день после подписания Президентом и опубликования.

Впрочем, в школах почему-то рассказали о законе и предупредили об ответственности лишь со стороны учеников. Хотя закон предусматривает и наказание для педагогов: если учитель позволит себе жестокое обращение с детьми, помимо штрафа ему может грозить увольнение.

Буллинг-контроль в школе или детсаду обязан будет проводить директор. Он в первую очередь обязан заниматься профилактикой этого явления. Если есть факты травли, то задача директора – принять заявление от родителей пострадавших учеников.

После чего директор обязан созвать комиссию и рассмотреть случай.

Источник: https://grivna.ks.ua/biznes/chto-delat-esli-uchitel-sistematicheski-travit-i-unizhaet-detey

Воронежский психолог о школьных конфликтах: «Учитель давит на ребенка, когда сам подавлен»

Родительница давит на учителя

Воронежский психолог Светлана Голубева уверена, что в ЧП с отравлением семиклассницы из-за претензий учительницы денежный вопрос вторичен.

Конфликт, чуть не стоивший ребенку жизни, видится специалисту намного глубже, чем проблема во взаимоотношениях школьницы и учительницы.

Ребенку не под силу справиться с конфликтом со взрослым, его должен был решить другой взрослый, уверена гештальт-терапевт.

По просьбе журналиста РИА «Воронеж» тренер Московского Гештальт-института Светлана Голубева проанализировала инцидент с попыткой суицида 13-летней девочки и рассказала о проблемах российских школ с позиции психолога. Проблемах, возникающих из-за нарушения функций и границ, которые допускают и учителя, и родители. Жертвами же становятся дети, не умеющие в силу возраста себя защитить.

– Светлана, почему, на ваш взгляд, девочка решилась на суицид? Почему она не увидела иного выхода из конфликта с учительницей?

– В подобных ситуациях проблема всегда комплексная. Решение школьницы уйти из жизни не могло быть основано только на претензиях учителя по поводу несдачи денег на ремонт. Деньги обычно всегда вторичны.

Люди принимают решение уйти из жизни из-за отчаяния, они не видят выхода и хотят исчезнуть. Дети же, как правило, переносят свою семейную ситуацию во вне. Зачастую те, у кого дома все хорошо, не имеют проблем и в школе.

Поэтому школьные конфликты – лишь продолжение семейных отношений.

У подростков подвижная психика, гормональная перестройка, их бросает из крайности в крайность. Именно поэтому дети такого возраста наиболее подвержены суицидам, они видят единственный для себя путь – совершить самоубийство. В конкретной ситуации с воронежской школьницей конфликт с учительницей стал пусковым механизмом.

– Мать знала о конфликте с учителем, она перевела дочь в другой класс в ноябре. Однако бывшая классная руководительница продолжала вести у ребенка предмет, тем более она завуч в школе. Что могла сделать мать, чтобы предотвратить попытку суицида?

– Налицо небольшой интерес матери к ситуации, когда ребенок не хочет учиться. Она должна была разобраться, что дочь не устраивает в школе. Почему она прогуливает не только занятия конкретного учителя, но и других учителей.

При этом на девочку явно переложили решение проблемы со взрослым человеком, с которой справиться ей было не под силу. Тем более, если речь шла о деньгах. Дети должны решать проблемы с детьми, проблемы со взрослыми должны решать взрослые.

В данной ситуации мама должна была интересоваться тем, что происходит у ребенка в школе, выяснить, почему дочь прогуливает.

А то, что она писала записки в школу о плохом самочувствии девочки, чтобы оправдать прогулы, похоже не отмахивание от проблемы.

– Мама воспитывает двух детей одна. Может быть, у нее просто не хватает времени на них из-за необходимости зарабатывать?

– В наше время большинство людей отдает много времени работе. Родители не имеет возможности уделять много внимания детям, некоторые мало их видят. Но тут важно не количество, проведенного вместе времени с ребенком, а его качество. Важно, чтобы ребенок знал, что в семье его любят, понимают.

– А если посмотреть на ситуацию с позиции учительницы? Она отрицает версию с деньгами и говорит, что ругала школьницу за прогулы и неуспеваемость, думая о ее благе.

– Учителя не может не раздражать то, что ученик игнорирует его предмет. Он вкладывается, а его не хотят слышать, поэтому возникает чувство бессилия. Учитель начинает давить на ребенка, когда сам чувствует себя подавленным.

Учителя часто не дают себе отчета в том, что перед ним чужой человек. И он не имеет право управлять им, на это есть право только у родителей ребенка. Задача учителя – заинтересовать ученика своим предметом, сделать так, чтобы он знал его и понимал.

Неправильно, когда учитель берет на себя карательные или материнские функции.

– Для российских школ – это вполне обычное явление, когда учителя считают себя вправе давить на ребенка, налаживать с ним отношения больше, чем «ученик – учитель». Даже бытует такое мнение, что учительница должна быть «второй мамой».

– Функция школы – учить ребенка, его не должны там любить. Для обучения ребенка с ним достаточно наладить теплое сотрудничество. Это для учебной практики гораздо более эффективно, чем выстраивать суррогат семейных отношений. Любить его должны дома.

У нас же нередко границы между задачами семьи и школы размываются. Учителя хотят, чтобы их любили.

Или же воспринимают ребенка не как человека с интересами и внутренним миром, а видят как объект, который что-то им должен и при этом не должен ничего хотеть.

В ситуации с воронежской школьницей у каждого были свои границы ответственности, которые оказались нарушены. Мама не должна учить уроки за девочку и не должна была поддерживать ее прогулы, она в этой ситуации должна была разобраться, почему они происходят. Должна была решить проблему.

Учительница тоже не должна учить уроки за ребенка, как и не должна давлением на ребенка поддерживать ненависть к себе и своему предмету, ее задача – заинтересовать школьника ходить на уроки, получать знания. Задача девочки – ходить в школу и учиться.

В отличие от взрослых ребенок не может удержать границы своей ответственности. Эту территорию охранять просто некому, поэтому границы ребенка могут нарушать все, кому не лень.

Границы девочки нарушили, требовали с нее решение непосильных денежных вопросов, что и могло привести к «расщеплению» личности и толкнуть на самоубийство.

  • Новости РИА «Воронеж»
  • Мы в Яндекс Дзен
  • Наш Telegram

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://riavrn.ru/news/voronezhskiy-psikholog-o-shkolnykh-konfliktakh-uchitel-davit-na-rebenka-kogda-sam-podavlen/

8 главных ошибок родителей при общении с учителем – Телеканал «О!»

Родительница давит на учителя

Когда ребенок идет в школу, родитель и учитель становятся для него самыми главными взрослыми.

От того, насколько они внимательны к школьной жизни ученика, его поведению и отношению к учебе, мудры и последовательны в своих действиях, очень сильно зависит не только здоровье школьника, но и его успехи в учебе и отношение к ней. Эксперт «О!» Марьяна Михайловна Безруких рассказала о главных ошибках родителей школьников при общении с учителем.

Марьяна Михайловна Безруких, советский и российский ученый-физиолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института Возрастной физиологии

Не умеем решать проблемы вовремя

Многие родители не спешат решать проблемы сразу при их появлении, а доводят до критического момента, когда обида и раздражение не позволяют выстроить конструктивный диалог.

Причин у такого поведения много, но основная заключается в том, что у нас низкая культура общения: мы не умеем выстраивать диалог ни внутри семьи, ни с чужими людьми.

То же самое происходит и во взаимоотношениях с учителем.

Приходя в школу, ребенок и его родители включаются в новую среду со своими правилами, знакомятся с новыми людьми, принимают новые роли. Так как мы все живые люди, со своими проблемами, чувствами, настроениями, принципами и тактикой общения, возможны конфликты.

Но обеим сторонам важно вовремя понять, что конфликт — тупиковая ситуация, и если не разрешить его, кому-то придется уйти, скорее всего, это будет ученик.

Предъявляем необоснованные требования

Родители очень часто жалуются, что школа не соответствует возможностям их детей по нагрузке, напряженности, по темпу деятельности и так далее. Но ведь они сами выбирали это учебное заведение!

Часто можно услышать претензии: педагог не любит ребенка, невнимателен к нему. Но учитель и не должен любить вашего малыша! Он обязан знать его возможности, видеть склонности, понимать особенности, а значит — уметь выстраивать эффективное взаимодействие и, учитывая интересы, сильные и слабые стороны развития, помочь ему учиться, не перекладывая проблемы на родителей.

Не понимаем своего ребенка

Большинство мам и пап выбирают школу для своих детей, как будто они делают это для себя, не принимая во внимание способности и возможности малышей.

А ведь у школьника могут быть проблемы, связанные с вниманием, гиперактивностью, с более поздним созреванием, из-за чего он просто не может справиться с предъявляемой нагрузкой.

Помочь ученику — совместная задача педагога и родителей, но, к сожалению, виновным чаще оказывается ребенок. Он испытывает давление с двух сторон: им недовольны, его стыдят, наказывают, требуют.

Отсутствие взаимодействия и взаимные обвинения затягивают решение проблем. И, наконец, наступает знакомый многим протест: «В школу не пойду!».

Родители часто не замечают первые признаки неблагополучного состояния нервной системы, когда школьник становится раздражительным, замкнутым, тревожным, трудно засыпает, беспокойно спит, у него резко меняется настроение.

Порой у ребенка есть тики, заикание, постоянные жалобы на головную боль, но и это не вызывает тревогу, особенно если оценки хорошие.

Не понимаем свою роль

Выстраивать отношения с учителем — задача родителей! Когда случается конфликт ученика и педагога, мамы и папы спрашивают: «Чью сторону принять?» Ребенка, только ребенка! Быть на стороне своего малыша — святая обязанность родителей!

Если вы скажете своему третьекласснику: «Ты должен сам во всем разобраться и решить эту проблему с Марь Иванной», — вы оставите его наедине с педагогом в стрессовой ситуации.

Не умеем контролировать эмоции

Адекватный родитель — это тот, кто умеет обсуждать проблемы и выстраивать отношения, а не выяснять их, обвиняя учителя. Не нужно по первому зову своего сердца бежать в школу и выплескивать все негативные эмоции. Это заведомо проигрышная стратегия.

Мамы и папы не привыкли это делать, но с учителем нужно договориться о встрече. Потому что если вы прибежали в школу, готовые к бою, а договоренности об этом не было, то наверняка обидитесь и рассердитесь, если Марь Иванна скажет: «Извините, мне сейчас некогда, я не смогу уделить вам внимание». Это естественно — вы же не идете на какую-то деловую встречу без предупреждения?

Не понимаем, что мы с учителем не враги

Учителя и родители часто рассматривают свои взаимоотношения как личностные, по принципу «люблю — не люблю». Но на самом деле следует строить деловые отношения, эффективность которых складывается из умения слушать и слышать друг друга.

Разговор родителя с педагогом должен быть конструктивным, а ваши взаимоотношения — движением навстречу друг другу во имя своих детей, а не сражением.

Если у учителя есть претензии к ребенку, то обсуждайте не педагога, не ученика, а сложившуюся ситуацию. Например, Саша плохо пишет или читает, давайте поговорим про трудности письма, поймем, что является причиной, как мы можем помочь мальчику.

Не умеем общаться

Помните, что тон «делает фразу», поэтому если он не выдержан, даже обычные слова в сочетании с интонацией и соответствующим выражением лица не скроют ваше отношение — и разговор не получится.

Если учитель некорректен или груб, эта ситуация прекрасно останавливается спокойствием.

Вы имеете право прекратить такой диалог спокойно, доброжелательно, не обвиняя, с легкой улыбкой словами: «Простите, я не могу продолжать этот разговор».

Чтобы понять основные принципы эффективного общения с педагогом, советую познакомиться с моей книгой «Родитель и Учитель. Как понять друг друга и помочь ребенку».

Не думаем о последствиях

В любом конфликте двух взрослых (педагога и родителя) всегда страдает ребенок. И это не зависит от того, кто победил или проиграл. Поймите, даже если вы оказались правы и «заткнули учителя за пояс», ему легче будет «отыграться» на ученике, чем ответить что-то обидное вам.

А срываться на ребенке педагог может по-разному, например, часто и спокойно, без раздражения повторять: «Я тебя во втором классе не вижу».

Такая тихая уничтожающая холодность и презрение, «психологическое битье» страшны для малыша и могут серьезно подорвать здоровье, особенно если родители обвиняют его в проблемах с учителем («Ну, значит, заслужил, сам виноват!») и оставляют один на один в сложной ситуации, которую сам он решить не может.

Sharomka/racorn/Shutterstock.com

Записала Дарья Дудкина

психологияшколадомобществодети

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9389

Крик души простого учителя

Родительница давит на учителя

Извините конечно, но что-то вот.. ужас как надоело. Как вы, наверное, понимаете, я работаю в школе. И я ненавижу свою работу. Если меня читают мамы школьников – читайте, пожалуйста, повнимательнее.

У меня один класс, 5й. 20 человек. из них минимум 10- претенденты в класс коррекции. а они учатся вместе со всеми, чем очень омрачают мне трудовые будни. Не подумайте, пожалуйста, что я чмо, что бедных деток унижаю и как-то способствую их деградации. но…

Один мальчик например в классе принципиально не делает домашнее задание. ну вот не делает и все. и завучи вызывали, и всяко-разно. бесполезно.

Когда классная руководительница этого класса по моей просьбе звонила ему домой, его мама ответила: “Какого черта вы его заставляете? Не хочет-пусть не делает. Он уже взрослый, пусть сам решает, что ему важно.

Не любит русский язык-пусть не учит”. И положила трубку. В 5 классе, он взрослый и самостоятельный, и может решать? Ну-ну.

Вторая девочка не ходила в школу пару недель. Классная руководительница, позвонив домой, чтобы поинтересоваться, почему девочка не ходит на занятия, услышала вопрос пьяной в говно матери – “а что, она в школу не ходит, да?”

Третья мамаша прибежала ко мне в кабинет через 20 минут после окончания последнего урока, и, брызгая слюнями, начала орать, что,мол, какого хера я ставлю ее сыночку двойки, если он у нее аутист-эпилептик, что я его двойками своими вгоняю в депрессию и отбиваю желание учиться, что я вся такая-рассякая и вообще. Я конечно же потерялась вконец, и так бы стояла, если бы на помощь мне не пришла проходящая мимо классная руководительница. Она быстро разрулила всю ситуацию, и мамашка ушла. а я осталась, как облитая помоями, и стала думать.

Извините, во-первых, я не знала что он аутист-эпилептик с рассеянным вниманием. и в школе ни разу за полгода припадков я у него не наблюдала. только периодическое отсутствие домашней работы и безобразное поведение. как у всех, самых обычных 11 летних детей.

Во-вторых, в журнале не написано, что он припадочный, и что у него щадящий режим обучения. Да и мне никто не сообщал. существует специальный порядок работы с такими детьми. насколько мне известно.

И в конце концов, не мне учить таких детей, новичку, который журнал то увидел первый раз в жизни. Существуют специальные школы, специальные учителя, и вообще.

Да, я изучала педпсихологию, но вашу мать! я не знаю как себя вести в таких ситуациях! это приходит с опытом, а у меня опыта – кот наплакал.

Я считаю, что такие классы, где тотальная безграмотность и похеристичное отношение родителей, надо брать на сцецконтроль, или еще что там есть.. а их не расформировывают из жалости, что над такими детьми будет смеяться весь остальной класс. конечно, выход офигенный – собрать их всех в один класс, ага.

Я очень стараюсь, я за этими проклятыми, простите конечно, тетрадями, за которые мне платят, кстати ДВАДЦАТЬ КОПЕЕК за штуку, сижу до ночи, я пишу конспекты на каждый урок, но..

Я не вижу отдачи. Элементарно не вижу интереса в глазах у этих детей. потому что им интересно пописАть маты на стенах подъездов, посидеть в компьютерном клубе вместо уроков, разбить друг другу морду или пошарахаться по улице.

А как работать в пустоту с детьми, расскажите мне, пожалуйста? На уроках работает пара человек, из которых одна-отличница , а вторая- просто очень хорошо соображающая девочка. у остальных – полный конец. Но я же не могу весь урок построить на работе с этими двумя детьми. всем остальным же- глубоко наплевать на то, что я там вещаю у доски.

И я думаю, что это все происходит потому, что дома нахер эти дети никому ненужны. Ими никто не занимается, и не говорит о том, что без обучения и знаний они никем не станут.

Родителям глубоко наплевать на то, что задали ребенку в школе, и выполнил ли он это домашнее задание. А я потом, извините, предоставляя результаты мониторингов завучам, получаю втык за то, что я плохой учитель, и не могу ничему никого научить, раз у меня в срезовых работах сплошняком стоят двойки.

А что я могу сделать, простите, если материал, который выдается на несчастных 45 минутах, не закрепляется домашней работой???? Я когда разговаривала с родителями, неоднократно говорила: ваша задача, как родителей, заключается в проверке выполнения домашнего задания у вашего ребенка.

Не надо изучать с ним новые темы, это моя задача, как и тренировка. но закрепление нового материала в виде выполнения несчастного 5-строчечного домашнего задания – это прямая родительская обязанность. А они..

Они работают, учатся, пьют, трахаются – в общем живут полной жизнью, а ребенок вырастает, простите, дебилом, который к 9 классу пишет “жыл” и “ищо”.

А потом все валят на школу, и винят ее во всех смертных грехах.

Я считаю, что виновата СЕМЬЯ. И если нет времени на ребенка – зачем было его рожать, простите. А то тоже мне – извините, че вы пристали со своими родительскими собраниями, “я же УЧУУУСЬ”, или “Я ЖЕ РАБООООТАЮ”. Не бывает безвыходных ситуаций. хоть вы меня убейте, никогда в это не поверю. Говорю это, вспоминая маму.

Которая, когда папа пил “не просыхая” месяцами, работала за себя и за того парня чуть ли не грузчиком. И она ВСЕГДА ПРОВЕРЯЛА У НАС У ВСЕХ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ, УСТАЛА ОНИ ИЛИ НЕТ, БОЛЕЕТ ЛИ ИЛИ ПРОСТО НЕТ НИКАКИХ СИЛ. И СИДЕЛА С НАМИ ДО НОЧИ, И МЫ ПЕРЕПИСЫВАЛИ ЛИСТ ЗА ЛИСТОМ,ЧТОБЫ БЫЛО БЕЗ ОШИБОК.

И чтоб не было стыдно ей перед учителями, что, мол, нарожала, и справиться не может (если кто помнит, нас 5 детей в семье, я вторая).

И поэтому я считаю, что всегда можно найти 2 часа проверить 3 предложения и 5 примеров. А они накупят решебников детям и посылают на все 4 стороны – а я потом во всем виновата.

Нафига мне это все, спросите???? Такое отношение и детей, и родителей тупо заставляет опустить руки. Я хожу на работу как на каторгу, потому что знаю – ничего в этом классе положительного я не услышу и не увижу, кроме списанной с решебника домашней работы или драки с матами. Один урок был удачным. ОДИН.

Первый урок по Некрасову, пару недель назад, когда обсуждали его биографию и “Бурлаков на Волге”. Тогда целых 5 человек подготовилось, написали биографическую справку и пообсуждали со мной картину. Остальные сидели придуривались, ковыряли в носу или рисовали в тетради.

Видимо я такой “хороший” специалист, что не могу привлечь их внимание?

Я всегда считала что я люблю детей, какими бы они ни были. Но изо дня в день видеть такое скотское к себе отношение – извините, я себя не на помойке нашла.

Мне тетки “Марьиванны” говорят – потерпи, классу к 7 будет виден результат работы,скорее всего…

К 7 классу, очень оптимистично… а что мне делать еще полтора года?

Долго очень хотела написать, но что то все никак не собиралась.. а два дня подряд встречаю девочек, которые тоже работают в школе. и у них АБСОЛЮТНО ТАКИЕ ЖЕ настроения. Или дети деградируют вместе со своими родителями, или мы- говно, и зря нас вообще к этим детям пустили.

Я прекрасно понимаю, что эти дети по сути то не виноваты в том, что их родители- безответственные уроды, которые не выполняют свои родительские обязанности. И на уроках я никогда не показываю того, что я устала, или что это все меня уже дастало в доску.

Просто мне обидно, вот и все. я бы с радостью с ними занималась отдельно с каждым, Ведь, поверь, моментально заметно на уроке, кто хоть попытался вникнуть в тему, а кто нет. И те, кто хоть раз чего-то дома открыли – на уроке следующем активно тянут руку, стараются отвечать…

Но это так редко бывает. просто как буде, то все в трубу… я устала уже от этого.

Спасибо за внимание.

gong77.livejournal.com

Сохранить:

Источник: http://www.eduhelp.info/page/krik-dushi-prostogo-uchitelja

8 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо

Родительница давит на учителя

«Окончив пединститут, я пришла работать в ту же самую школу, в которой когда-то училась. Теперь мои бывшие учителя — мои коллеги. Первое время я их стеснялась и не могла избавиться от комплекса ученицы несколько лет.

По привычке слушала их и автоматически вставала при их появлении. Эти женщины продолжали казаться мне всемогущими. Но очень скоро я поняла, что ошибаюсь».

Школьный учитель математики рассказала «Мелу», почему учителям можно только посочувствовать.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Труд учителя лёгким не был никогда. Это работа с людьми, которые находятся в процессе становления: они активны, шумны, иногда драчливы, иногда ленивы, иногда грубы. А в общем — непредсказуемы.

Одним из плюсов советской школы, я, представитель нового поколения учителей, считаю уважение к профессии учителя. Уважение — не раболепство.

Учитель чувствовал за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и, как ни странно звучит, чему-то научить.

Сегодня возможности учителя фиктивны. В действительности учитель — абсолютно бесправное и незащищённое существо. Вседозволенность со стороны учеников, неуважение со стороны родителей и непомерные требования со стороны начальства — не самые лучшие условия для того чтобы воодушевлённо заниматься педагогической деятельностью.

В сегодняшней школе сложно не только «старой гвардии», но и молодым. У нас просто запас физических и душевных сил больше, и есть на что переключиться за порогом школы. Хотя о себе скажу, что, когда приходишь домой после восьми-девяти рабочих часов, желание одно: упасть и проспать двое суток.

Пишу это текст и предвижу комментарии: «Пусть старпёры уходят на пенсию, их никто не держит». Или: «Вы сами выбрали такую профессию». Или: «Кто пришёл работать по призванию, тот не жалуется». Послушайте, но неужели желать для себя лучших (человеческих) условий труда — это преступление? Вам можно, а нам нельзя?

Как учитель математики не могу не разбавить эмоции конкретными фактами и начну с простого и очевидного.

1. Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы

Возможно, в каких-то очень топовых школах так и произошло. В нашей обычной бумаг стало вдвое больше, как и всевозможных мероприятий, которые требуют бумажной отчётности.

Кроме электронного журнала, есть ещё ИСКО (система качества оценки образования), куда ставят итоговые оценки по триместрам и куда за год вносят контрольные работы с полным анализом.

Это адская работа! И попробуй её не сдать вовремя.

Электронные журналы работают в топовых школах, в обычных школах по-прежнему существует бумажная отчётность

В обычных школах остались и бумажные дневники. Мы, как и прежде, обязаны собирать их по пятницам и проверять в выходные. То, что коллектив нашей школы добился делать это раз в две недели, — наша большая победа.

Ведь директоров-самодуров никто не отменял. Нас постоянно отчитывают на педсоветах за задержку этой отчётности, что неминуемо сказывается на мелких стимулирующих выплатах, которые крайне редко случаются в нашей школе.

2. «В народе» учителям не могут простить длинный отпуск

Сейчас я объясню, почему страсти вокруг этого сильно преувеличены. Учителя часто выходят работать в субботу и воскресенье. Например, в день какой-то олимпиады или поездки с классом на экскурсию. За это положен отгул. Поверьте мне, за 20 лет работы в школе я от силы дважды воспользовалась парой из них!

Каждый раз нам аргументировано объясняют, что сейчас не время брать отгул (а в школе всегда «не время»). Вот прямо сейчас у меня скопилось десять отгулов. И буквально через 11 дней они сгорят, потому что наступит новый год. Не воспользовалась. В общем, всё относительно.

3. Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ

Сколько раз ко мне приходили мамы и папы (почти с пистолетом) и просили прекратить это безобразие.

Объяснить далёким от образования родителям, что содержание программы не в полной мере соответствует содержанию экзамена и что для многих учеников требуется минимум в два раза больше часов — невозможно.

Не объяснишь им и то, что не только рейтинг школы, но и оценка работы учителя до сих пор зависит от результатов экзаменов.

Я очень ответственный педагог. Поскольку пишу анонимно, могу себя похвалить. Я из тех, кто будет до ночи сидеть в школе и объяснять ребёнку непонятый материал. К отсутствию похвалы я привыкла. Но быть обруганной напрасно — не хочу.

Родители часто обвиняют учителей в чрезмерной нагрузке на детей, связанной с подготовкой к ЕГЭ

Например, если его взгляды не совпадают со взглядами начальства. Недавно у нас вежливо убрали педагога, который возмутился, что каждую неделю на классные часы в нашу школу приходят батюшки и о чём-то говорят с детьми, превращая семейную тему в фарс. На самом деле мы все так думаем. Но он думал слишком громко.

5. Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя

За 20 лет помню минимум три случая, когда учителей доводили до нервного истощения и не оставляли выбора. Перечислять поводы сложно, потому что это больше длинный хвост из лжеповодов.

Чаще всего причина была в том, что учитель мешал ребёнку быть отличником и ставил честные оценки. А мою подругу три года назад уволили за то, что на перемене рядом с её кабинетом девочка поскользнулась, упала и сломала руку.

Директор посчитал, что убрать учителя — лучший выход из ситуации.

А сейчас самый вопиющий пример увольнения. На экзаменах учителей заставляют сидеть не шевелясь. Хотя это не входит в должностные обязанности.

Пугают административной и уголовной ответственностью и рассказывают, как «в какой-то школе учитель не заметил, что ребёнок списал, а камера зафиксировала, и учителя уволили.

А в другой школе чересчур ответственных премией наградили, выплатив 32 000». То есть «сдала» ребёнка — премия, не «сдала» — уволить!

6. Не секрет, что в школе много сложных детей

Сейчас об этом говорить не принято, мы все гордимся инклюзией (что полная фикция, кроме внешнего антуража). Если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюётся в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную.

По идее, школа имеет право пойти с этой докладной к родителям, а дальше к уполномоченному по делам несовершеннолетних или в прокуратуру с требованием воздействовать на маму, или к специалисту, который сможет исключить или обнаружить проблему психического свойства. И так далее.

Но в 99% случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге.

Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребёнку» и намекает на то, что в противном случае он — непрофессионал и в школе ему не место. Всё это на фоне бумажек, аттестаций, концертов, олимпиад, экзаменов и прочего.

https://www.youtube.com/watch?v=Q6qy3G3X9D4

В школе много проблемных детей, сложности с которыми администрация школы не спешит решать

И нередко сами дети. Строго посмотрел — в суд подам! Попросил выполнить задание — в суд подам! Как же сильно это выдаёт отсутствие воспитания, и в первую очередь — родителей детей.

8. Между самими учителями редко бывают нормальные отношения

Мы все — «не друг и не враг, а так». Дружить опасно. Сегодня дружба, а завтра (не дай бог, Сидорова в чём-то лучше Ивановой) — злорадство и злословие в учительской. Но этому я нашла простое объяснение: учителя — народ обиженный априори.

Они постоянно ждут удара в спину (от начальника, сторонних инстанций, детей, родителей) и защищаются самым доступным способом. Поэтому учителей бояться не надо. Скорее, их надо пожалеть. Впрочем, жалость унижает (а куда уж больше?).

Значит, посочувствовать.

iStockphoto (Wavebreakmedia), mos.ru

Источник: https://mel.fm/pedagogika/712964-poor_teacher

Ветка права
Добавить комментарий