Торговля табачными изделиями

«Учитывая напряженное положение в торговле табачными изделиями»

Торговля табачными изделиями

К концу 1969 года отсутствие в продаже папирос и сигарет, которое, как обычно в те годы, объясняли временными трудностями, превратило табачные изделия в остродефицитный товар. А Министерство торговли РСФСР сообщало в ЦК КПСС, что в следующем году ситуация только ухудшится.

«В связи с недостаточностью фондов»

Как правило, любые воспоминания о дефиците товаров и продуктов в советские времена вызывают ожесточенные споры.

Всегда находятся люди, упорно доказывающие, что у них в республике, области, районе, городе недостатка в молоке, овощах, телевизорах или чем-то другом никогда не существовало. И в этом нет ничего странного.

Ведь распределение ограниченных ресурсов всего и вся по разным регионам СССР, несмотря на все разговоры о всеобщем равенстве и плановом хозяйстве, происходило неравномерно.

Если, например, секретарь какого-либо обкома дорастал до уровня секретаря ЦК КПСС или члена Политбюро и при этом сохранял добрые отношения со своим бывшим регионом, для этой области или автономной республики находились и выделялись дополнительные фонды товаров. Поскольку руководители Госплана утверждались на своих постах ЦК и волей-неволей были вынуждены прислушиваться к мнению высоких партийных руководителей.

Кроме того, существовало особое снабжение крупных промышленных центров и столичных городов. Причем отнюдь не равное. К примеру, в декабре 1969 года области РСФСР должны были по плану отгрузить в Москву, население которой составляло 7 млн человек, 29 тыс. тонн мяса. А в Ленинград с населением чуть менее 4 млн — 3 тыс. тонн.

Однако неожиданно возникший в 1969 году дефицит папирос и сигарет охватил все края, области и республики Российской Федерации в равной мере. Во всяком случае, так об этом докладывал в ЦК КПСС заместитель министра торговли РСФСР А. Н. Сергиенко. В его записке о недостаточности ресурсов табачных изделий от 22 декабря 1969 года говорилось:

«Торговля табачными изделиями в течение всего 1969 года и особенно во II полугодии повсеместно в РСФСР проходила с перебоями.

Продажа этих изделий в 1969 году возросла по сравнению с 1968 годом на 10,9%.

В связи с недостаточностью фондов резко сократились остатки табачных изделий в розничных торговых организациях».

Рост потребления табака, папирос и сигарет был вполне объясним. Год выдался довольно тяжелый. Шло активное сворачивание косыгинской экономической реформы, предусматривавшей переход предприятий на хозрасчет и предоставление им большей самостоятельности.

В результате надежды на скорое увеличение заработков и улучшение условий жизни рухнули. А к этому добавлялось напряжение, вызываемое постоянным ростом цен и будоражившими страну слухами о грядущих новых удорожаниях товаров и продуктов (см.

«Не может стабилизироваться наша экономика»).

Причем улучшения ситуации в торговле табачными изделиями не ожидалось.

«Заявка на эти изделия,— писал Сергиенко,— представленная МТ РСФСР на 1970 год в объеме 1600 млн рублей, не удовлетворена.

Рыночный фонд табачных изделий установлен в объеме 1399 млн рублей, то есть ниже уточненного плана 1969 года и ниже ожидаемой реализации с. г.

Таким образом, выделяемые на 1970 год рыночные фонды табачных изделий не только не дадут возможности восполнить остатки в рознице, но и не обеспечат бесперебойной торговли ими.

Для нормализации торговли табачными изделиями для РСФСР требуется на 1970 год дополнительно этих изделий на 200 млн рублей».

«Установлен Госпланом СССР»

Валерий Христофоров / ТАСС

Записку Сергиенко переслали в Министерство торговли СССР для принятия мер. И 12 января 1970 года в ЦК КПСС пришел ответ заместителя министра П. Д. Кондрашова, составленный в лучших аппаратных традициях того времени.

Прежде всего в документе отмечалось, что к Минторгу СССР претензий по торговле табачными изделиями быть не может, поскольку план продаж перевыполнен:

«По предварительным данным, план поставки табачных изделий по рыночному фонду в 1969 году выполнен по СССР на 102,7%, в том числе по РСФСР — на 102,8%.

Населению продано табачных изделий на сумму 2562 млн рублей (примерно 338 млрд штук) против 2362,7 млн рублей (327 млрд штук) проданных в 1968 году, или больше по сумме на 8,4% и по количеству на 3,4%.

По РСФСР в 1969 году продано населению табачных изделий на сумму 1460 млн рублей (примерно 190 млрд штук) против 1317 млн рублей (180 млрд штук) в 1968 году, или с ростом по сумме на 10,8%, по количеству на 5,5%».

Разница в росте продаж в денежном и количественном выражении означала, что табачные изделия подорожали. Но внимание высокопоставленных читателей записки Минторга на этом не заострялось, а шел переход к признанию существования табачного дефицита:

«Несмотря на такое увеличение реализации, спрос населения в ряде городов и районов РСФСР удовлетворяется не полностью.

Для нормальной торговли в 1970 году, а также доведения запасов в оптовых и розничных организациях до норматива и обеспечения внерыночных потребителей Министерством торговли СССР определена потребность табачных изделий в сумме 2740 млн рублей, или 370 млрд штук, из них за счет отечественного производства — 330 млрд штук, за счет импорта — 40 млрд штук. При этом поставка по рыночному фонду в 1970 году предусматривалась в целом по СССР на сумму 2670 млн рублей (361 млрд штук), в том числе по РСФСР — на сумму не менее 1500 млн рублей, или с ростом против 1969 года по СССР и РСФСР на 4%».

А затем Министерство торговли СССР мягко перекладывало ответственность за сложившееся положение, как тогда говорилось, «на смежников» — на Госплан СССР:

«Однако в народнохозяйственном плане на 1970 год предусмотрено производство табачных изделий в количестве 317 млрд штук и закупка по импорту — 28,2 млрд штук, т. е. всего ресурсов 345,2 млрд штук при потребности не менее 370 млрд штук.

Рыночный фонд табачных изделий на 1970 год установлен Госпланом СССР в целом по стране в сумме 2535 млн рублей при потребности не менее 2670 млн рублей, или ниже на 135 млн рублей (примерно на 20 млрд штук).

Сумма заявок Советов Министров союзных республик и централизованных получателей для рыночного фонда табачных изделий на 1970 год составляет 2681 млн рублей, из них по РСФСР — 1500 млн рублей.

Исходя из утвержденного Госпланом СССР рыночного фонда табачных изделий в целом по стране в сумме 2535 млн рублей, а также с учетом необходимости полного обеспечения централизованных получателей Минторгом СССР выделено РСФСР табачных изделий на сумму 1395 млн рублей (примерно 191 млрд штук)».

«Увеличивается за счет сокращения запасов»

Но Министерство торговли СССР, как сообщалось в той же записке, принимало все возможные меры для ликвидации дефицита:

РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ

«Учитывая напряженное положение в торговле табачными изделиями, особенно в РСФСР, Министерством торговли СССР принимаются меры по изысканию дополнительных ресурсов папирос и сигарет.

По ходатайству Министерства торговли СССР Министерством внешней торговли достигнута договоренность о дополнительной закупке в Болгарии 5 млрд штук сигарет (межправительственный протокол от 15 декабря 1969 года).

Из этого количества 4 млрд штук (на сумму около 50 млн рублей) выделяется РСФСР (по сообщению В/О “Разноэкспорт”, контракт на эту закупку должен быть подписан в январе с. г.)».

Говорилось в записке и о других мерах:

«В соответствии с решением бюджетной комиссии рыночный фонд табачных изделий на 1970 год увеличивается за счет сокращения запасов в опте и улучшения ассортимента по СССР на 8,2 млн рублей, из них РСФСР на 4,5 млн рублей».

Правда, «улучшение ассортимента», как правило, означало увеличение цен. Однако Минторг заверял ЦК, что с помощью предложенных мер острота проблемы будет уменьшена:

«Таким образом, рыночный фонд табачных изделий по РСФСР на 1970 год увеличивается на 54,5 млн рублей.

Кроме того, за счет прибывших в январе с. г. из Кубы (так в тексте.— “История”) табачных изделий (по контракту 1969 года) РСФСР 9 января с. г. выделено дополнительно сигарет на 6,2 млн рублей.

В целях улучшения торговли табачными изделиями Министерством торговли СССР направлено в Госплан СССР ходатайство об увеличении в 1970 году производства табачных изделий и завоза их по импорту. При положительном решении этого вопроса первоочередно будет учтена потребность РСФСР».

Однако от ходатайства в Госплан до реального решения вопроса путь был неблизким. Особенно когда в условиях постоянного дефицита валюты речь шла о закупках за границей.

Так что, несмотря на то что получавшееся в результате предпринятых действий увеличение фондов табачных изделий на 60,7 млн руб. было значительно меньше 200 млн руб., о которых писал А. Н.

 Сергиенко, в отделе торговли и бытового обслуживания ЦК КПСС сочли, что проблема решена.

Но что же происходило в это время в РСФСР на самом деле? Дефицит сигарет и папирос с 1969 года в большинстве регионов стал хроническим. Вполне возможно, что в каких-то местах ситуация была иной. Несомненно одно. Легковесное отношение к серьезной проблеме впоследствии привело к памятным и теперь «табачным бунтам».

Евгений Жирнов

Источник: //www.kommersant.ru/doc/4143185

Ограничения розничной продажи табачных изделий » Администрация города Новый Уренгой

Торговля табачными изделиями

К сведению индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих розничную продажу и

распространение электронных систем доставки никотина, граждан!

В соответствии со ст. 4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.12.

2019 года № 115-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в целях ограничения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа розничной продажи и распространения бестабачных никотиновых смесей» на территории автономного округа не допускается розничная продажа и распространение несовершеннолетним электронных средств доставки никотина (далее – ЭСДН), жидкостей для ЭСДН, безникотиновых жидкостей для ЭСДН, бестабачных никотиновых смесей.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего реализацию ЭСДН, жидкостей для ЭСДН, безникотиновых жидкостей для ЭСДН, бестабачных никотиновых смесей (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим ЭСДН, жидкости для ЭСДН, безникотиновые жидкости для ЭСДН, бестабачные никотиновые смеси (покупателем), совершеннолетия продавец вправе потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя.

Продавец обязан отказать покупателю в продаже ЭСДН, жидкости для ЭСДН, безникотиновой жидкости для ЭСДН, бестабачных никотиновых смесей, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

В соответствии со ст. 7.

6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях» розничная продажа и распространение несовершеннолетним электронных систем доставки никотина, жидкостей для электронных систем доставки никотина, безникотиновых жидкостей для электронных систем доставки никотина, бестабачных никотиновых смесей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

Методические рекомендации для проведения эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции на территории Российской Федерации (утв. Министерством промышленности и торговли РФ 25 декабря 2017 г.)
Размер: [267,04 Kb]

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2017 г. N 1433 “О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции”
Размер: [87,96 Kb]

 Внимание, субъектам потребительского рынка!

В соответствии  с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции» ввод в оборот сигарет и папирос, в том числе, при производстве вне территории Российской Федерации, без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке указанных видов табачной продукции и их первой продаже (передачи, реализации) допускается до 1 июля 2019 г.

Начиная с 1 июля 2019 г. все выпускаемые в оборот упаковки указанной табачной продукции (пачки и блоки) будут маркироваться специальным двумерным штриховым кодом, содержащим код товара (GTIN), максимальную розничную цену, уникальный номер упаковки и криптографический код проверки.

Также, начиная с 1 июля 2019 г. организации розничной торговли должны быть зарегистрированы в информационной системе мониторинга

Кроме того, при продаже маркированной табачной продукции указанный двумерный штриховой код необходимо сканировать 2D- сканером для дальнейшей передачи через оператора фискальных данных сведений о продаже упаковки в информационную систему мониторинга.

Продажа остатков немаркированной табачной продукции разрешается только до 1 июля 2020 г. и осуществляется без передачи данных в информационную систему мониторинга.

С инструкцией по регистрации можно ознакомиться на официальном сайте Оператора: Инструкция по регистрации.

  К сведению индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих розничную продажу табачных изделий, граждан!

С 1 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах.

В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

2.

В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

3.

Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5.

Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2016 N 115-ФЗ)

7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом).

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 456-ФЗ)

Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

2.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3.

Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

2.

Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

3.

При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

5.

Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Источник: //www.newurengoy.ru/pages/ogranichenie_roznichnoy_prodazhi_tabachnyh_izdeliy.html

Об ответственности за нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

Торговля табачными изделиями

Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах.

В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

Розничная торговля табачной продукцией в иных торговых объектах, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами недопустима.

Под запретом розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте.

Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции.

Запрещается розничная торговля табачной продукцией:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Статьей 14.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Оптовая или розничная продажа насвая (некурительная смесь) также является правонарушением.

Не допускается потребление табака несовершеннолетними. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

В случае возникновения у продавца сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень таких документов утвержден приказом Минздрава РФ от 12.05.2014 № 215н.

К числу документов отнесены паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, военный билет, паспорт моряка, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, водительское удостоверение, паспорт иностранного гражданина, разрешение на временное проживание в РФ, удостоверение беженца, вид на жительство, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Этот перечень является исчерпывающим.

Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, позволяющий установить его возраст, не представлен.

Следует знать: за продажу несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий существует административная ответственность в виде штрафа:

— на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей;

— на должностных лиц от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;

— на юридических лиц  от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.

Источник: //mosoblproc.ru/explain/ob-otvetstvennosti-za-narushenie-zapretov-v-sfere-torgovli-tabachnoy-produktsiey-i-tabachnyimi-izdeliyami/

(PDF) Масштабы незаконной торговли табачными изделиями в городе Казани

Торговля табачными изделиями

Original studies

2011, Vol.1, No.1| Tobacco control and public health in Eastern Europe Galina A. Ananjeva et al. | Scope of illegal tobacco products sales … | 35

2. оценка распространенности штуч-

ной торговли сигаретами в торговых

точках и связанных с ней факторов;

3. оценка наличия предупредительных

надписей о законодательном запрете

продажи табачных изделий несовер-

шеннолетним;

4. оценка наличия рекламы сигарет в

торговых точках;

5. оценка наличия антирекламы табач-

ных изделий, а также информации о

вреде курения и воздействия табач-

ного дыма;

6. оценка частоты продаж сигарет не-

совершеннолетним и связанных с

этим характеристик точек продаж.



На первом этапе, проходившем в

апреле 2010 года, то есть во время

учебного года, оценивалась ситуация

торговли табачными изделиями рядом

с общеобразовательными школами г.

Казани. Школы выбирались в разных

районах города с учетом удобства про-

езда участников исследовательской

команды. Рядом с каждой школой про-

водилась оценка 1-3 близлежащих тор-

говых точек.

Второй этап исследования проводился

в июле 2010 года, то есть во время ка-

никул, когда учебные заведения не ра-

ботают. В отличие от первого этапа,

каждый участник исследования дви-

гался по определенному маршруту и

оценивал все торговые точки на этом

маршруте.

В каждой торговой точке наблюдатели

задавали вопрос, продаются ли сига-

реты поштучно. В случае положитель-

ного ответа продавца спрашивали,

какие марки и по какой цене за штуку

предлагаются. Регистрировали назва-

ние (номер) торговой точки, адрес, тип

торговой точки, количество марок и

пачек сигарет на витрине, наличие

рекламы сигарет, предупредительных

надписей о законодательном запрете

продажи сигарет несовершеннолет-

ним. Если торговая точка расположена

рядом с учебным заведением (предпо-

ложительно не дальше 100 м от гра-

ницы территории учреждения),

наблюдатели фиксировали количество

шагов от торговой точки до границы

общеобразовательной школы. Также

регистрировался факт продажи сига-

рет несовершеннолетним покупателям

во время пребывания наблюдателя

рядом с торговой точкой.

Анализ связей между двумя результи-

рующими переменными – торговлей

сигаретами поштучно и продажей их

несовершеннолетним – и другими ха-

рактеристиками точек продаж прово-

дился с использованием двумерного и

многомерного логистического регрес-

сионного анализа. В качестве незави-

симых переменных рассматривались

наличие или отсутствие рекламы и ан-

тирекламы табака, предупредитель-

ных надписей о запрете продажи

несовершеннолетним, расстояние до

учебного заведения, тип торговой

точки, особенности ассортимента.





На первом этапе обследовано 92 тор-

говые точки рядом с 46 школами и

гимназиями, 2 техникумами, 2 зда-

ниями 2-х университетов и 1 дворцом

культуры. В их число вошли 24 ки-

оска, 15 павильонов, 37 продуктовых

магазинов, 6 киосков с прессой, 10

универсамов. На втором этапе оце-

нено 89 торговых точек, в том числе

37 киосков, 13 павильонов, 11 продо-

вольственных магазинов, 19 универса-

мов, 9 киосков с прессой.

Все точки осуществляли торговлю та-

бачными изделиями.

')'$3+.&1%!! $!3%!

' $,.&1- &!”

Из 181 торговых точек, обследован-

ных наблюдателями, 88 расположены

поблизости от школ. Из них 52 торго-

вые точки находятся на расстоянии не

более 100 шагов (т.е. менее 100 м) от

границ образовательных учреждений;

18 торговых точек находились на рас-

стоянии 110-125 шагов (т.е. также на

расстоянии около 100 метров).

),()!+$2&1&(!*!'

()+()'!*!)+

&*')/&&'$+&!%

В 95 торговых точках размещены

предупредительные надписи о запрете

продажи табачных и алкогольных из-

делий несовершеннолетним. 18 торго-

вых точек разместили объявления

формата А4, в остальных размещены

наклейки формата А6 или А8. Такие

надписи наиболее часто размещают

универсамы (86%), продовольствен-

ные магазины (73%), павильоны

(53%), киоски с прессой (50%), реже

всего – прочие киоски, торгующие та-

баком (28%).

#$%+#!) %0&!

(.#&!+)!&-

В 56 торговых точках в том или ином

виде присутствовала реклама сигарет,

в том числе в 9 киосках, 13 павиль-

онах, 19 продовольственных магази-

нах, 14 универсамах и 1 киоске с

прессой. Встречалась реклама в виде

тарелок для сдачи на кассе, плакатов

формата А4 и А3, подсвечиваемых па-

нелей, больших щитов и боковых по-

верхностей витрин, в одном случае –

раздаточные листовки.

В 179 торговых точках дополнитель-

ной рекламой являлось размещение

сигарет на витринах, причем число

пачек могло превышать 400.

&+!)#$%+.&1-! $!”

#,)&!3!' ”*+!3+.&''

1%

В 5 торговых точках были размещены

самодельные плакаты формата А4 с

надписью о вреде алкоголя и табака

для здоровья лиц, не достигших 18

лет, и беременных женщин. Яркая, со-

поставимая по дизайну и полиграфии

с рекламой табака антиреклама отсут-

ствует.

)'*!)+('/+,.&'

Продажа штучных сигарет осуществ-

лялась в 43 торговых точках (табл. 1)

или в каждой четвертой из обследо-

ванных торговых точек (24,5%): 27

таких случаев зафиксировано в

апреле, 16 – в июле.

Таблица 1. Количество торговых точек, в которых производится

продажа штучных сигарет, по типам торговых точек и времени года

Тип торговой точки Весна Лето ОР

Обсл. ШТ %ШТ Обсл. ШТ %ШТ

Киоски 24 14 58,3 36 10 27,8 2,1

Павильоны 15 8 53,3 13 6 46,2 1,2

Продовольственные магазины 37 3 8,1 11 0 0,0

Киоски с прессой 5 2 40,0 8 0 0,0

Универсамы 10 0 0,0 19 0 0,0

Обсл. – обследовано торговых точек

ШТ – количество торговых точек, в которых зафиксирована штучная торговля

ОР – относительный риск, сопоставление доли торговых точек, торгующих

поштучно, во время учебного года по сравнению с летним временем

Источник: //www.researchgate.net/publication/277067917_Masstaby_nezakonnoj_torgovli_tabacnymi_izdeliami_v_gorode_Kazani

Ветка права
Добавить комментарий