Удочерение право знать

Управление по образованию

Удочерение право знать

Усыновление – основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.

Усыновление допускается в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, если они не приобрели дееспособность в полном объеме.
Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых умерли; лишены родительских прав; дали согласие на усыновление ребенка; признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими; неизвестны.

Усыновителями могут быть только дееспособные лица обоего пола.

Не могут быть усыновителями: лица, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; лица, которые по состоянию здоровья не могут быть усыновителями; лица, лишенные родительских прав; бывшие усыновители, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего исполнения усыновителем своих обязанностей; лица, отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей; лица, имеющие судимость за умышленные преступления, а также лица, осуждавшиеся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека; лица, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью первой ст.85 Кодекса о браке и семье; лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям; лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный на территории Республики Беларусь; супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Кроме того, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Кандидаты в усыновители должны обратиться в местные органы управления и самоуправления для получения акта обследования условий жизни кандидата в усыновители.

В соответствии с п.4.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.

2010 № 200, для получения данного акта обследования кандидатам в усыновители необходимы следующие документы: заявление; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в усыновители; свидетельство о заключении брака кандидата в усыновители – в случае усыновления ребенка лицом, состоящим в браке; письменное согласие одного из супругов на усыновление – в случае усыновления ребенка другим супругом; медицинская справка о состоянии здоровья кандидата в усыновители; справка о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в усыновители; сведения о доходе кандидата в усыновители за предшествующий усыновлению год.

Данные документы представляются непосредственно в управления (отделы) образования, спорта и туризма (далее – управления (отделы) образования) районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, которые как органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству, в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории района, города, района в городе, ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение), и в дальнейшем проводят обследование условий жизни кандидатов в усыновители.

Кандидатам в усыновители необходимо пройти медицинское обследование по месту жительства и получить медицинскую справку о состоянии здоровья.

В данной справке должна быть запись о том, что имеются (отсутствуют) заболевания, при наличии которых данное лицо не может быть кандидатом в усыновители (перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут стать усыновителями, установлен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.02.2005 № 4).

Необходимо также по месту работы получить: справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в усыновители; сведения о доходе кандидата в усыновители за предшествующий усыновлению год.

После обращения кандидата(ов) в усыновители управления (отделы) образования проводят либо организуют психологическую диагностику и подготовку кандидатов в усыновители. Только если об усыновлении ребенка ходатайствуют отчим (мачеха), дед или бабка, психологическая диагностика и подготовка кандидатов в усыновители не проводятся.

В процессе проведения психологической диагностики определяются: супружеские взаимоотношения (взаимоотношения в семье); личные особенности; родительские установки; мотивы усыновления; общая готовность (неготовность) кандидатов в усыновители к выполнению родительской роли; специфическая готовность (неготовность) к выполнению роли усыновителей.

Результаты психологической диагностики кандидатов в усыновители оформляются по форме, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь, и включаются в акт обследования.

По желанию кандидатов в усыновители психологическая диагностика и подготовка могут осуществляться специалистами учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» по направлению управления (отдела) образования.

В целях подготовки акта обследования управления (отделы) образования в трехдневный срок со дня обращения кандидата в усыновители запрашивают следующие сведения:

  • об отсутствии судимости у кандидата в усыновители – из соответствующего управления внутренних дел областного исполнительного комитета или главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета;
  • о том, лишался ли он родительских прав, был ли ограничен в родительских правах, было ли ранее в отношении его отменено усыновление, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным, – из суда по месту жительства кандидата в усыновители;
  • о том, признавались ли дети кандидата в усыновители нуждающимися в государственной защите, отстранялся ли кандидат в усыновители от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, – при необходимости из исполнительного и распорядительного органа по предыдущему месту жительства кандидата в усыновители;
  • копию документа, подтверждающего право собственности кандидата в усыновители на жилое помещение или право владения и пользования жилым помещением;
  • о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в собственности или во владении и пользовании кандидата в усыновители. Эти сведения также указываются в акте обследования.

Для подготовки акта обследования условий жизни кандидата (кандидатов) в усыновители специалисты управления (отдела) образования посещают кандидатов в усыновители по месту жительства.

Специалисты изучают жилищные условия кандидата (кандидатов) в усыновители, внутрисемейные взаимоотношения, уклад жизни и традиции семьи, оценивают готовность членов семьи, проживающих совместно с кандидатами в усыновители, принять усыновляемого ребенка, удовлетворить его жизненные потребности.

Выдача акта обследования условий жизни кандидата в усыновители производится в месячный срок со дня подачи документов.
Далее при наличии акта обследования условий жизни кандидата в усыновители управлением (отделом) образования или (по желанию кандидатов в усыновители) Национальным центром усыновления осуществляется подбор ребенка для кандидатов в усыновители.

При подборе ребенка для усыновления учитываются его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, родственные связи.

При подборе ребенка кандидатам в усыновители представляется вся имеющаяся информация о здоровье, развитии, личностных характеристиках и особых потребностях ребенка, а также имеющаяся информация о родителях и других родственниках детей, предлагаемых для усыновления.
Для знакомства с ребенком кандидату (кандидатам) в усыновители выдается направление.

Отказ кандидатов в усыновители от усыновления предложенного им ребенка не препятствует в получении направления на знакомство с другим ребенком для усыновления.

При желании усыновить предложенного ребенка кандидаты в усыновители вправе получить всю имеющуюся информацию из личного дела ребенка и обратиться в суд.  Кроме того, кандидаты в усыновители должны знать, что усыновить ребенка, достигшего 10 лет, можно только с его согласия.

Усыновление производится районным (городским) судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, по месту жительства (нахождения) ребенка или по месту жительства усыновителей. Таким образом, кандидаты в усыновители имеют право выбрать, в какой суд обращаться.

Заявление об усыновлении ребенка рассматривается судом в течение 15 дней со дня подачи в суд заявления усыновителя (усыновителей). Дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании.

Суд, рассмотрев заявление об усыновлении ребенка по существу, выносит мотивированное решение об удовлетворении заявления об усыновлении ребенка либо об отказе в его удовлетворении.

Усыновление считается установленным со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Усыновителям необходимо получить копию решения суда.
Усыновленный ребенок передается усыновителям на основании решения суда об усыновлении ребенка.

Усыновленный ребенок передается усыновителям в сезонном комплекте одежды.

Одновременно усыновителям передаются по акту: свидетельство о рождении ребенка; выписка (копия) из медицинских документов и копия медицинской справки о состоянии здоровья усыновляемого ребенка; документы об обучении (для детей школьного возраста); документы о родителях (свидетельство о смерти, решение суда и другие документы, подтверждающие отсутствие правоотношений родителей с ребенком); сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения (его части); иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

Регистрация усыновления производится на основании решения суда об усыновлении ребенка органами, регистрирующими акты гражданского состояния, по месту вынесения решения об усыновлении по совместному заявлению усыновителей или одного из них либо по сообщению суда.

Для регистрации усыновления усыновителям необходимо подать: заявление; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность усыновителя (усыновителей); свидетельство о рождении ребенка; копию решения суда об усыновлении ребенка. Регистрация производится бесплатно.

Для обеспечения тайны усыновления и в интересах ребенка по просьбе усыновителей могут быть изменены: дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на 1 год; место его рождения в пределах Республики Беларусь.

Если усыновленный ребенок достиг 10 лет, для изменения его фамилии, собственного имени и отчества требуется его согласие. Об изменении фамилии, собственного имени, отчества, даты и (или) места рождения усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении.

По просьбе усыновителей суд также может принять решение о внесении сведений об усыновителях в запись акта о рождении в качестве родителей усыновленного ими ребенка. О необходимости совершения такой записи также указывается в решении суда об усыновлении ребенка.

Поэтому при регистрации усыновления в случае присвоения усыновленному фамилии усыновителя и отчества по его собственному имени, а также изменения даты рождения, собственного имени усыновленного или записи усыновителей в качестве родителей усыновленного одновременно производится внесение изменений в запись акта о рождении усыновленного ребенка и выдается новое свидетельство о рождении. При изменении места рождения усыновленного восстанавливается запись акта о рождении ребенка органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по измененному месту рождения (так как изначально такой записи не было).

Органами, регистрирующими акты гражданского состояния, регистрация усыновления, внесение изменений в запись акта о рождении усыновленного, хранение записей актов об усыновлении и о рождении усыновленных, а также других материалов, связанных с усыновлением, производятся в порядке, обеспечивающем сохранение тайны усыновления.

Полезные ссылки для кандидатов в усыновители:
http://pravo.

by (Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь (нормативные правовые акты Республики Беларусь));
http://child.edu.by (сайт Национального центра усыновления);
http://dadomu.

by (информационный ресурс для людей, желающих принять ребенка в семью);
http://videopassport.ru (видеошкола приемных родителей).

http://mgspc.mogilev.by/family (Могилевский городской социально-педагогический центр).

| Печать | E-mail

Источник: http://mogilev.gov.by/edu/parents/school-parents/1932-1103

Современный подход в регулировании законодательства по вопросам права несовершеннолетних знать своих родителей

Удочерение право знать

Яценко М. В. Современный подход в регулировании законодательства по вопросам права несовершеннолетних знать своих родителей // Молодой ученый. — 2019. — №51. — С. 195-198. — URL https://moluch.ru/archive/289/65515/ (дата обращения: 29.01.2020).



В статье раскрываются проблемы реализации права несовершеннолетнего знать своих родителей. Рассматриваются особенности законодательного регулирования тайны усыновления и тайны донорства. Рассматривается зарубежный опыт, анализируются существующие точки зрения. Предлагаются варианты устранения пробелов в национальном праве.

Ключевые слова: право ребенка знать своего родителя, тайна усыновления, тайна донорства, усыновление, репродуктивные технологии.

The article describes the problems of realizing the right of a minor to know his or her parents. The features of the legislative regulation of the secrecy of adoption and the secrecy of donation are considered. Foreign experience is considered, existing points of view are analyzed. Options proposed to address gaps in national law.

Keywords: the right of the child to know his parent; the secret of adoption; the secret of donation; adoption; reproductive technologies.

Дети — это будущее любого государства. И от того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Вопросы обеспечения и охраны прав и интересов детей является приоритетной задачей каждого государства.

Одним из важнейший прав несовершеннолетнего является право жить и воспитываться в семье и право знать своих родителей настолько, насколько это возможно. Эта норма закреплена в ст. 7 Конвенции о правах ребенка. В национальном законодательстве эта норма закреплена в ст. 54 Семейного кодекса РФ.

Безусловно воспитание ребенка своими родителями в атмосфере любви, взаимопонимания и уважения является идеальным для становления умственно физически и психически здоровой личности. Но, к сожалению, большое количество несовершеннолетних остаются по тем или иным причинам без попечения родителей. Согласно п. 1 ст.

124 Семейного кодекса РФ приоритетной формой устройство детей оставшихся без попечения родителей является усыновление (удочерение). Согласно статистическим данным наблюдается устойчивый рост темпа числа семей, желающих взять ребенка на воспитание [7].

Вместе с этим усыновление сталкивается с определенными правовыми нюансами, в том числе и с тайной усыновления. В ст. 139 СК РФ закреплена норма о том, что лица, осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Те лица, которые нарушили тайну усыновления привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Очевидно, что такая норма нарушает право ребенка знать своих родителей. Вопрос о тайне усыновления вызывает споры. С одной стороны, юристы считают абсолютно справедливым законодательной закрепление тайны усыновления. Они отмечают, что это необходимо для создания родственных, доверительных отношений между усыновленным и усыновителями. [5].

Раскрытие тайны усыновления может нанести ребенку тяжелую психологическую травму, затруднить дальнейшее нормальное воспитание ребенка, негативно отозваться на его здоровье [4; с.445–446].

Другие авторы считают тайну усыновления нецелесообразной, ссылаясь в том числе и на зарубежный опыт. В законодательстве ряда европейских стран тайна усыновления отсутствует как норма права. Так в Америке усыновители не скрывают от усыновленных факта усыновления и часто по просьбе выросших детей помогают им найти биологических родителей.

Дети находят своих биологических родителей, поддерживают с ними отношения, общаются и никто не видит в этом ничего страшного. [1; с. 85–95]. В Италии сведения о родителях не считаются тайной и могут быть раскрыты в интересах усыновленного.

Так, при вынесении решения об усыновлении суд по заявлению усыновителей может предоставить информацию о биологических родителях ребенка при наличии достаточных на то оснований; кроме того, такая информация может быть предоставлена по запросу главного врача лечебного учреждения, где находится ребенок, если владение такой информацией необходимо для лечения усыновленного. Законодателем Италии также предусмотрено право усыновленного знать свое происхождение, которое может быть реализовано путем обращения в суд. [2; с 298–300]. Стоит отметить, что в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. была отмечена необходимость Перехода к системе открытого усыновления с отказом от тайны усыновления. Но законодательной реализации эта идея так и не получила.

Сообщать несовершеннолетнему о его биологических родителях или нет должен решать только усыновитель исходя из конкретной сложившейся ситуации в семье, опираясь на эмоциональную и психическую подготовленность ребенка, а также на другие факторы, имеющие значение.

Считаю, что тайна усыновления в Российской Федерации на современном этапе предоставляет усыновителям возможность установить истинные крепкие родственные связи с усыновленным, гарантирует и охраняет семью от невмешательства третьих лиц.

Одновременно с этим усыновители должны иметь возможность получить информацию о генетических родителях усыновленных при необходимости, в частности при выявлении или лечении каких-либо генетических заболеваниях. На это указал и Конституционный Суд в Постановлении от 16 июня 2015 г.

№ 15-П “По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан Г. Ф. Грубич и Т. Г. Гущиной”.

Совершеннолетний гражданин должен иметь возможность по своему желанию получить информацию о своих биологических родственниках самостоятельно. Суд в каждом конкретном случае должен решать какую информацию о биологических родителях необходимо предоставить.

При решении вопроса о раскрытии тайны усыновления суд должен руководствоваться принципом соблюдения баланса интересов. Следует обратиться к опыту итальянского законодательства. В Италии мать при отказе от ребенка может сделать заявление о неразглашении ее личности.

Для того, чтобы не нарушить законодательство о защите персональных данных Законодатель, учитывая баланс интересов матери и ребенка, в праве раскрыть усыновленному лишь анонимную информацию [2; с. 298–300].

Такая информация не дает возможности установить личность матери, но дает возможность получить данные о родовых заболеваниях, психическом состоянии и другие данные имеющие значение для здоровья рода в целом.

Таким образом считаю, что на основании права ребенка знать своих родителей ст.

139 Семейного кодекса РФ необходимо дополнить пунктом 3, в котором закрепить, что «Тайна усыновления может быть раскрыта с согласия усыновителя при наличии веских оснований.

Необходимость раскрытия тайны усыновления и объем предоставляемых данных определяется судом в каждом конкретном случае, исходя из соблюдения интересов ребенка».

А также в пункте 4 закрепить норму: «При достижении совершеннолетия усыновленный может по-своему желания получить информацию о биологических родственниках путем обращения в суд».

Демографическая проблема на сегодняшний день является актуальной для большинства европейских стран. Решение этой проблемы является приоритетной задачей в том числе и в нашей стране.

По последним данным Россия занимает второе место среди стран, где выгодно иметь второго ребенка, что является немаловажным, как для внедрения новых технологий, так и для оказания помощи в обретении счастья материнства [3; с. 62–65].

В современном мире женщина часто наравне с мужчиной занимается построением карьеры, достижением финансового благополучия и не торопиться рожать детей. Вместе с тем, врачи отмечают, что после 35 лет женщине становится значительно труднее забеременеть. Ситуацию осложняет и тот факт, что более 70 % браков в нашей стране заканчиваются разводами.

Достижения современной медицины позволяют решить репродуктивную проблему парам, у которых по каким-то причинам не получается самостоятельно зачать ребенка. Также к методам вспомогательных репродуктивных технологий может обратиться и одинокая женщина, которая хочет иметь ребенка.

В связи с тем, что каждый год растет число детей, зачатых и родившихся при помощи методов искусственного оплодотворения, возникает вопрос о нормативно-правовом регулировании определенных моментов.

В национальном законодательстве предусмотрена тайна донорства и у ребенка, родившегося при помощи донорского материала, отсутствует право на получение информации о его генетическом происхождении.

Это нарушает право ребенка знать своих родителей.

Отметим, что на начальном этапе применения вспомогательных репродуктивных технологий в Европейских странах также существовала тайна донорства. Это вытекало из права неприкосновенности частной жизни.

Но дети, рожденные таким способом, подрастают, узнают о подробностях своего происхождения, и у них возникает естественное желание узнать о своих биологических корнях. Так начали формироваться движения за право знать своих родителей и законодателю пришлось обратить внимание на эту проблему.

Ответным шагом законодателя стало создание банка спермы, где «Дети из пробирки» могли узнать общее описание своего биологического родителя. В 2004 г. Министерство здравоохранения Великобритании запустило программу UK DonorLink [6; с. 3–8].

В рамках этой программы доноры имели возможность регистрироваться, а дети, достигшие возраста 18-ти лет, могли получить информацию о своем биологическом родителе и возможных родственника.

С предложением об отмене анонимности выступили и представители органов здравоохранения. Аргументом являлось то, что многие болезни имеют генетическое происхождение и тщательное изучение здоровья донора позволит избежать многих болезней у его потомства.

Результатом этих инициатив стало законодательное закрепление отмены тайны донорства в Великобритании в 2005 году. Дети, зачатые при помощи донорских яйцеклеток или спермы, получили право по достижению 18-ти лет знать информацию о своих биологических родителях.

Негативным моментом снятия анонимности явилось резкое сокращение числа доноров и в центрах, специализирующихся на репродуктивных технологиях ощутилась нехватка донорских материалов.

На сегодняшний день во многих странах созданы специальные институты, которые занимаются сбором и хранением информации о донорах, а также предоставлением этой информации по запросу.

В России также должен быть создан единый реестр доноров, так как частные клиники, которые практикуют предоставление услуг по репродуктивным технологиям могут в любой момент остановить свою деятельность, закрыться, ликвидироваться. Вместе с клиникой исчезнут и данные о донорах. А эти данные могут понадобиться ребенку как минимум по медицинским соображениям.

Также законодателю следует принять во внимание, что в нашей стране массовое использование вспомогательных репродуктивных технологий началось сравнительно недавно. Только с 2014 года граждане имеют возможность воспользоваться процедурой ЭКО в рамках обязательного медицинского страхования по полису ОМС.

Дети подрастут и как показывает практика США и Европы захотят узнать о своих биологических родителях. Это их право и государство должно предусмотреть возможность этим правом воспользоваться. Дети должны иметь возможность получить информацию из единого реестра доноров по достижению 18-ти лет.

Беря во внимание то, что в дальнейшем количество процедур, а, следовательно, и рожденных с помощью ВРТ детей планируется только наращивать, то информация о биологическом родственнике также необходима для предотвращения кровосмесительных браков.

При необходимости (по медицинским показаниям) ребенок должен иметь возможность по решению суда получить информацию о биологическом родителе и до достижения совершеннолетия. Это также является важным моментом в сохранении здоровья детей, зачатых при помощи ВРТ.

Считаю, что уже сегодня законодатель может предусмотреть альтернативное донорство и дать возможность донорам самим решать, оставить информацию о себе открытой или сохранить тайну донорства.

Россия должна брать положительный пример с зарубежных стран, необходимо двигаться вперед и улучшать свою правовую базу, принимая во внимание интересы несовершеннолетних.

Литература:

  1. Арутюнян Г. В. Правовое регулирование усыновления в РФ // Гражданин и право. — 2002. — № 3.
  2. Задесенская Я. В. Особенности правовой природы усыновления в России, Испании, Италии и Франции // Сборник Международной научнопрактической конференции «Межсистемные и межостраслевые связи в правовой сфере» / сост. Р. И. Асатуллин, Т. Р. Бахия, Д. А. Валеев и т. д. — Казань, 2013. — Т.1.
  3. Капралова А. Е. Проблемы законодательного регулирования вспомогательных репродуктивных технологий. // Актуальные проблемы права: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017.

Источник: https://moluch.ru/archive/289/65515/

Ветка права
Добавить комментарий