В какие сроки страховая компания должна осуществить ремонт т/с?

Приоритет восстановительного ремонта по ОСАГО, по мнению общественников, нарушает конституционное право на частную собственность

В какие сроки страховая компания должна осуществить ремонт т/с?

Новости и аналитика Новости Приоритет восстановительного ремонта по ОСАГО, по мнению общественников, нарушает конституционное право на частную собственность

“Законопроект о приоритете восстановительного ремонта по ОСАГО перед денежным возмещением ограничивает право собственности (ст.

35 Конституции РФ)”, – заявил в ходе прошедшего в пятницу в ОП РФ круглого стола член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий.

С ним согласился и правозащитник, руководитель общественной организации “Центр помощи автомобилистам” Сергей Кузин: “С принятием этого закона потерпевшие не смогут свободно распоряжаться своим имуществом.

Сейчас они в любой момент времени могут сами решать, что им делать с автомобилем. Теперь это право хотят забрать и заставить направлять автомобиль на ремонт в неизвестный сервис. Нас лишают права выбора!”

Напомним, что на прошлой неделе Правительство РФ внесло поправки в указанный законопроект1, предложив существенно расширить и уточнить текст документа, принятого 14 декабря минувшего года в первом чтении. Так, кабмин уточнил случаи, при которых потерпевший может получить страховое возмещение деньгами. Это возможно, например:

О нюансах претензионного порядка при возникновении спора по страховому случаю, узнайте из материала “Порядок реализации права потерпевшего на получение страховой выплаты в рамках ОСАГО” в “Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки” интернет-версии системы ГАРАНТ.

 Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

  • в случае полной гибели транспортного средства;
  • если стоимость ремонта превышает страховую сумму;
  • при наличии у потерпевшего тяжелых жизненных обстоятельств, исключающих необходимость восстановительного ремонта автомобиля;
  • когда страховая компания не может обеспечить ремонт транспортного средства на СТО, отвечающей установленным критериям, а потерпевший не согласен на ремонт в не соответствующем этим критериям сервисе. Конкретные требования к СТО, нормы их удаленности от населенных пунктов, сроки осуществления ремонта и т. д., по словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, будут закреплены в документе, который подготовит Банк России.

В остальных случаях автомобиль будет направлен в СТО на ремонт.

Помимо доводов о нарушении конституционного права собственников Сергей Кузин упомянул об отсутствии в предлагаемом документе нормы, регламентирующий порядок возмещения расходов на эвакуацию: “На текущий момент эвакуация компенсируется автомобилисту только один раз с места ДТП до места ремонта или хранения (абз. 5 п. 4.

13 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П; далее – Правила ОСАГО). Если закон примут, куда эвакуировать сильно разбитый автомобиль? Сервиса еще нет, никаких взаимоотношений со страховой тоже. Можно эвакуировать на охраняемую стоянку, если есть такая возможность.

Но кто потом оплатит второй эвакуатор оттуда до СТО?”

Вместе с тем, продолжил эксперт, законопроект не устанавливает критерии качества ремонта. “По документам могут стоять оригинальные детали – мы подпишем акт выполненных работ и подписью подтвердим, что претензий нет.

А, доехав до своего сервиса, установим, что детали-то наши никто не менял или что все отремонтировано, но очень плохо. Мы вернемся в сервис, но там скажут, что работы были выполнены качественно, все заменено, а запчасти оригинальные и новые”, – рассказал Кузин.

Поддержал эту позицию и Владимир Винницкий: “Станции техобслуживания будут выбираться по одному критерию – побыстрее и подешевле”.

В связи с этим эксперты уверены, что принятие нового законопроекта вызовет всплеск судебных разбирательств по инициативе недовольных автовладельцев. Поэтому принятие документа не выгодно не только потерпевшим, но и самим страховым компаниям, на которые лягут судебные издержки.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественной безопасности и ОНК, основатель и глава общественного движения “СтопХам” Дмитрий Чугунов согласился, что текст поправок сырой и применять их в таком виде нельзя.

Тем не менее, по словам Евгения Уфимцева, документ подвергается критике необоснованно: “Основой данного законопроекта является именно улучшение прав людей за счет того, что им не придется доплачивать за износ транспортных средств”. Сейчас, напомним, страховщик выплачивает страховое возмещение с учетом износа (абз. 6 п. 4.15 Правил ОСАГО). В среднем он составляет до 32% от стоимости страхового возмещения.

Поддержал законопроект и Минфин России. “Страховая компания должна обеспечить исполнение договора – деньгами или натурой. Но сейчас сложилась ситуация, когда возмещение вреда натурой может оказаться выгоднее, потому что при этом не учитывается износ заменяемых деталей.

При этом закон не ограничивает права потерпевших. Есть случаи, когда выплачиваются деньги, но этот перечень не закрыт.

Можно его расширить соглашением со страховщиком”, – пояснила заместитель директора департамента финансовой политики Минфина России Вера Балакирева.

Что касается качества восстановительного ремонта, то, по словам представителя Минфина России, страховщик обязан будет его гарантировать. Предложенные Правительством РФ поправки предлагают предоставить Банку России право ограничивать возмещение вреда в натуре теми страховщиками, которые неоднократно в течение года нарушили свои обязательства.

автомобильная промышленность, безопасность дорожного движения, возмещение убытков, законопроекты, ОСАГО, страхование, физлица, Банк России, Минфин России, ОП РФ, Правительство РФ, Вера Балакирева, Владимир Винницкий, Дмитрий Чугунов, Евгений Уфимцев, Сергей Кузин

Подписаться на наш канал в Яндекс.Дзене

Документы по теме:

Источник: //www.garant.ru/news/1088566/

Арбитражный суд Волго-Вятского округа

В какие сроки страховая компания должна осуществить ремонт т/с?

Проблемы правового регулирования страховых отношений

ВОПРОС 1. В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона РФ от 27.11.

1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Когда и в какой форме страхователем (выгодоприобретателем) должен быть выражен такой отказ от прав на поврежденное застрахованное имущество?

Может ли собственник застрахованного имущества отказаться от своих прав на него после выплаты страховщиком страхового возмещения не в полном объеме, а за вычетом стоимости годных к реализации остатков, при условии, что годные остатки находятся в распоряжении страхователя (выгодоприобретателя)? 

Рекомендации НКС: Применительно к статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации страхователю или выгодоприобретателю необходимо в срок, установленный договором для осуществления страховой выплаты, принципиально и однозначно выбрать способ выплаты страхового возмещения.

При этом страхователь (выгодоприобретатель) обязан письменно уведомить страховщика об отказе от своих прав на поврежденный автомобиль и явно выразить свою волю на получение страхового возмещения в полном объеме.

Одновременно страхователь вправе предложить страховщику в определенный срок принять годные к реализации остатки транспортного средства.

Страховая организация самостоятельно определяет размер страхового возмещения и производит выплату страхового возмещения в размере страховой суммы за вычетом амортизационного износа и стоимости годных остатков автомобиля в случае, если годные к реализации остатки транспортного средства остались у страхователя, а собственник имущества не отказался от своих прав на него в пользу страховщика и не уведомил последнего о таком намерении, при этом в адрес страховщика поступили только заявления о перечислении страхового возмещения на расчетный счет без указания иных вариантов выплаты страхового возмещения.

После исполнения страховщиком своих обязательств по договору имущественного страхования какие-либо перерасчеты суммы страхового возмещения или доплаты не допускаются.

Такая практика страховых выплат (за минусом стоимости годных остатков) применяется по договорам КАСКО (страхование ущерба), где предусмотрено уменьшение суммы выплаты на сумму стоимости годных остатков, либо выплата в полном размере, но так называемые годные остатки транспортного средства страховая компания оставляет себе.

Положения пункта 5 статьи 10 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не применимы к ОСАГО, так как пункт 4 статьи 3 названного Закона предусматривает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Договор ОСАГО заключается на определенных условиях, не зависящих от воли страховой компании, а именно – на условиях Правил № 263, принятых во исполнение Закона об ОСАГО.

С учетом подпункта «а» пункта 63 Правил № 263 страховые компании должны выплатить полную стоимость без каких-либо удержаний стоимости годных остатков (с учетом лимита в 120 000/160 000 рублей), поскольку ни Правила № 263, ни Закон об ОСАГО не предусматривают никаких вычетов из этой суммы. При чем даже если в этом случае возникает неосновательное обогащение вследствие полной страховой выплаты, такое обогащение не подпадает под действие статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ВОПРОС 2. Каков предельный размер страховой выплаты каждому потерпевшему на основании ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших?

Рекомендации НКС: В системе обязательного страхования гражданской ответственности величина страховой суммы определена в законодательном порядке.

Согласно статье 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Исходя из системного толкования названной нормы права в корреспонденции со статьями 3, 6, 7, 12 и пунктом 3 статьи 13 названного Закона при определении подлежащей возмещению суммы одновременно нескольким потерпевшим устанавливается общая предельная сумма выплаты на всех потерпевших в размере 160 000 рублей, которая выплачивается пропорционально отношению страховой суммы к сумме заявленных требований, но не более 120 000 рублей на одно лицо.

Иными словами, если один из потерпевших понес убытки на сумму менее 40 000 рублей, то другому потерпевшему не может быть выплачена сумма, превышающая 120 000 рублей.

В противном случае ущемлялись бы права единственного потерпевшего в ситуации, когда вред причинен имуществу одного лица.

Кроме того, ограничение размера выплаты в пределах 120 000 рублей на одно лицо (при нескольких потерпевших) служит также для защиты прав остальных потерпевших, поскольку не исключается вероятность их более позднего по сравнению с первым потерпевшим обращения за выплатой страхового возмещения.

ВОПРОС 3. Страховая компания в порядке суброгации требует взыскать со страховщика (ОСАГО) виновного в ДТП лица страховое возмещение.

Может ли быть при этом удовлетворено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) или о взыскании законной неустойки (ст.

13 Закона об ОСАГО) в связи с просрочкой выплаты страхового возмещения по ОСАГО?

Рекомендации НКС: В соответствии с пунктом 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

При заявлении страховой компанией одновременно с требованием о взыскании со страховщика (ОСАГО) виновного в ДТП лица страхового возмещения либо требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо о взыскании законной неустойки (ст. 13 Закона об ОСАГО) в связи с просрочкой выплаты страхового возмещения по ОСАГО следует учитывать следующее.

Неустойка, предусмотренная в статье 13 Закона об ОСАГО, – это специальная ответственность страховщика перед потерпевшим, поэтому переходить в порядке суброгации право требования такой неустойки не может.

Право на получение неустойки, о которой идет речь в статье 13 Закона об ОСАГО, не включено в содержание деликтного обязательства, возникающего между потерпевшим и причинителем вреда.

Неустойка по статье 13 Закона об ОСАГО нацелена на обеспечение защиты прав потерпевшего, поэтому применяется только в случае предъявления потерпевшим к страховщику требования о выплате страхового возмещения.

Статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации носит общий характер и применяется при неосновательном пользовании или удержании денежных средств лицом, обязанным выплатить денежные средства, в связи с чем именно данная норма подлежит применению при обращении страховщика, выплатившего страховое возмещение, в порядке суброгации к страховщику причинителя вреда. 

ВОПРОС 4. Потерпевший в ДТП предъявил иск к страховщику (ОСАГО) гражданской ответственности причинителя вреда о взыскании 120 000 рублей страхового возмещения за причиненный вред имуществу и 5000 рублей расходов по оценке стоимости ремонта транспортного средства. Подлежит ли удовлетворению иск в части взыскания расходов по оценке ущерба?

Рекомендации НКС: В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить причиненный вред имуществу одного потерпевшего, составляет не более 120 000 рублей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» стоимость независимой экспертизы включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком.

Анализируя сочетание этих двух правовых норм, можно утверждать, что стоимость независимой экспертизы, проведенной страхователем, включается в страховую выплату в размере 120 000 рублей.

Если же стоимость экспертизы не укладывается в рамки закрепленного законом лимита ответственности страховщика, то оставшаяся денежная сумма в силу статьи 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению с причинителя вреда.

ВОПРОС 5. Федеральным законом от 01.12.

2007 № 306 были внесены изменения в статью 12 Закона об ОСАГО, согласно которым размер подлежащих возмещению убытков при повреждении имущества потерпевшего определяется в размере расходов на материалы и запасные части (с учетом износа комплектующих), необходимые для восстановительного ремонта и расходов на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Изменился ли в связи с этим подход к решению вопроса о взыскании величины утраты товарной стоимости транспортного средства?

Рекомендации НКС:  В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются реальный ущерб (стоимость утраченного имущества, иные расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), а также упущенная выгода (неполученные доходы, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением внешнего (товарного) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта, поэтому наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится к реальному ущербу и возмещается в денежном выражении.

Отсутствие в законодательстве специальных норм, регулирующих вопросы, связанные с утратой товарной стоимости и определением ее величины, не может служить основанием к отказу в возмещении в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств причиненного в результате уменьшения стоимости автомобиля реального ущерба, размер которого может быть определен специалистами в области автотехнической экспертизы.

Источник: //fasvvo.arbitr.ru/node/13139

Ремонт застрахованного автомобиля за счет страховой компании: учет

В какие сроки страховая компания должна осуществить ремонт т/с?

Автомобиль на предприятии: приобретение, оформление, учет, страхование, списание

Расходы предприятия на ремонт автомобиля, попавшего в ДТП, будут минимальными, если у него есть полис страхования КАСКО. Тогда такие расходы может компенсировать возмещение, полученное предприятием от страховой компании.

При этом если в договоре страхования предусмотрена франшиза (невозмещаемая страховщиком часть убытков), то эта часть расходов покрывается за счет средств предприятия.

В консультации рассмотрим учетные последствия операции по ремонту застрахованного служебного автомобиля после ДТП с участием страховой компании.

Страховой платеж

В качестве платы за страхование предприятие (страхователь) вносит страховой платеж (взнос), который, как правило, уплачивается единовременно при заключении договора.

В бухучете предприятие, которое применяет национальные стандарты, отражает платежи по страхованию имущества на субсчете 655 «Расчеты по страхованию имущества».

Поскольку период страхования автомобиля охватывает больше одного отчетного периода (квартала), расходы на оплату услуг по договору страхования в бухучете отражаются по дебету счета 39 «Расходы будущих периодов».

Затем в будущих отчетных периодах они постепенно списываются на расходы в зависимости от направления использования автомобиля.

Если же предприятие применяет международные стандарты, то страховые платежи учитываются в составе дебиторской задолженности – в отчете о финансовом состоянии нет такой отдельной статьи, как расходы будущих периодов. В принципе, логика понятна: по своей природе расходы на страхование являются предоплатой за услугу, которая будет предоставлена ​​и потреблена в будущем.

Для целей налога на прибыль страховые платежи учитываются по правилам бухучета.

Операции по предоставлению услуг страхования не являются объектом обложения НДС (пп. 196.1.3 НК). Поэтому у страхователя не будет расходов на уплату входного НДС и, соответственно, налогового кредита.

Ремонт автомобиля, поврежденного в ДТП

Такие ремонтные расходы учитываются в обычном порядке по общеустановленным правилам.

То есть если расходы осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования (а так обычно и бывает после ДТП), то они включаются в состав расходов текущего периода на основании акта выполненных работ (п. 15 П(С)БУ 7, п. 32 Методрекомендаций № 561).

При этом в зависимости от направления использования автомобиля стоимость ремонта может попасть на счет 23 «Производство», 91 «Общепроизводственные расходы», 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт», 94 «Прочие расходы операционной деятельности».

Признание суммы страхового возмещения

В соответствии с п. 5 П(С)БУ 15 доход признается во время увеличения актива или уменьшения обязательства при условии, что сумму такого дохода можно достоверно определить.

Сумма страхового возмещения отражается предприятием в составе доходов в периоде подтверждения суммы убытка, которую будет компенсировать страховая компания. Документальным подтверждением обязательств страховщика является составленный страховой акт или аварийный сертификат.

В этот момент в учете предприятия возникает актив в виде дебиторской задолженности страховой компании. Это отражается записью: Дт 377 «Расчеты с прочими дебиторами» – Кт 746 «Прочие доходы» (719 «Прочие доходы от операционной деятельности»).

Для целей налога на прибыль операция учитывается по правилам бухучета.

Нюансы учета НДС зависят от того, кто по договору определен получателем страхового возмещения (см. ниже).

Расчеты по страховому возмещению

Согласно условиям договора со страховщиком сумма страхового возмещения может быть направлена как страхователю (выгодоприобретателю), так и непосредственно лицу, которое будет оказывать услуги по ремонту поврежденного имущества (СТО). Рассмотрим оба варианта.

Вариант 1. Страховое возмещение перечисляется страхователю

Страхователь отражает получение страхового возмещения записью: Дт 311 – Кт 377. Полученные от страховой компании средства он направляет СТО в оплату услуг по ремонту пострадавшего автомобиля.

Входной НДС отражается предприятием в составе налогового кредита по общим правилам НДС-учета – при наличии налоговой накладной (далее – НН), зарегистрированной в ЕРНН, и в случае участия автомобиля в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности (п. 198.1–198.3 НК).

Вариант 2. Страховое возмещение перечисляется СТО, где будет ремонтироваться поврежденный автомобиль

В этом случае страхователь отражает получение страхового возмещения записью: Дт 631 «Расчеты с отечественными поставщиками» (СТО) – Кт 377.

Отметим, что у страхователя при такой схеме может возникнуть проблема, связанная с необходимостью начисления компенсирующих налоговых обязательств по НДС.

Источник: //uteka.ua/publication/commerce-12-xozyajstvennye-operacii-9-remont-zastraxovannogo-avtomobilya-za-schet-straxovoj-kompanii-uchet

Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО

В какие сроки страховая компания должна осуществить ремонт т/с?

28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В новой редакции закона изменен порядок возмещения вреда, причиненного легковым автомобилям. Эти изменения касаются транспортных средств, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации.

Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания.

Как это будет работать?

Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка.

Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.

Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).

Можно ли выбрать другую СТО?

Для ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, адрес места нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.

На каких условиях проходит восстановительный ремонт?

Предельный срок осуществления ремонта – не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО.

СТО не должна находиться дальше, чем в 50  километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по его выбору).

Ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев.

Как действовать в случае ДТП?

Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своему страховщику

Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.

Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками ДТП в свои страховые компании (или их представителям в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП) в течение пяти рабочих дней после ДТП.

Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 календарных дней.

За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.

В каких случаях возможно денежное возмещение вместо ремонта?

Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:

  • смерть потерпевшего;
  • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
  • потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
  • полная гибель транспортного средства;
  • стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
  • потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
  • страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
  • наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.

Защита прав потребителей страховых услуг

Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в Банк России.
Также можно направить обращение в Российский союз автостраховщиков (РСА)

Дополнительные материалы

Брошюра «Ремонт в ОСАГО. Приоритет натурального возмещения ущерба для договоров ОСАГО, заключенных с 29 апреля 2017 года»

Руководство для автовладельцев «Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО»

ролик «Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО»

Источник: //www.cbr.ru/osago/nat_osago/

Ремонт или деньги по ОСАГО – что лучше?

В какие сроки страховая компания должна осуществить ремонт т/с?

Практически каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда сотрудничество со страховой компанией неизбежно.

Совсем недавно владельцы транспортных средств получили возможность при обращении к страховщику выбирать между материальным возмещением автогражданки и осуществлением восстановительного ремонта застрахованной машины в автосервисе. Поэтому вполне закономерен вопрос: «Что лучше: ремонт по ОСАГО или деньги?».

Законодательные аспекты

Право выбора было законодательно закреплено за автовладельцами еще в 2014 году – тогда в Закон об ОСАГО (№ 40-ФЗ) были внесены соответствующие коррективы. Страховой полис с учетом нововведений можно было приобрести с 1 сентября 2014 года.

Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:

  • Потерпевшая сторона имеет право требовать у страховой компании возмещения причиненного вреда в форме страховых выплат или прямого покрытия ущерба.
  • Прямое покрытие ущерба предусматривает возмещение убытка посредством организации и оплаты ремонта транспортного средства (п. 15). Что это значит? Страховщик нанимает подрядчика – СТО – для выполнения работ и оплачивает их стоимость. Обратите внимание на то, что страховая компания сотрудничает только с теми станциями техобслуживания, с которыми она подписала соответствующий договор.

Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме. Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.

Ремонт авто по ОСАГО

Страховые ремонтные работы осуществляются при условии, что восстановление авто еще возможно, то есть гибель транспортного средства не наступила. В противном случае машина отправляется на утилизацию, а потерпевшая сторона может получить денежные выплаты.

Как это происходит?

При наступлении страхового случая представитель страховой компании осматривает автомобиль, а после завершения экспертизы выдает владельцу машины направление на ремонт.

Сколько стоит ремонт?

Расчет стоимости ремонта осуществляется страховщиком по методике Центробанка – и здесь есть свои нюансы. Например, стоимость запчастей покрывается, как правило, не на основании чеков из специализированных магазинов, а на основании среднестатистических данных.

То же самое касается и оплаты работы мастеров автосервиса.

Это значит, что если страховые выплаты не покроют расходы техцентра по приведению авто клиента в должное состояние (максимальная сумма выплат по ОСАГО не превышает 400 тысяч рублей), то разницу ему придется доплатить.

Сроки ремонта

Предполагается, что работы должны быть произведены в течение 30 рабочих дней. Точка отсчета – момент передачи машины в мастерскую. Срок может быть увеличен только в том случае, если это предусмотрено технологией выполнения ремонтных работ и потерпевшая сторона не предъявляет претензий. В противном случае страховщику придется выплатить страхователю неустойку.

Достоинства страхового ремонта

К основным достоинствам ремонта по ОСАГО относят:

  • Отсутствие хлопот по поводу поиска и выбора СТО. Автовладелец передает специалистам автосервиса поврежденный автомобиль, а забирает восстановленный.
  • Отсутствие тяжб между страхователем и страховой компанией по вопросам размеров денежной компенсации.
  • Гарантия качества. Технический подрядчик отвечает за соответствие проводимых манипуляций стандартам и за качество произведенных работ. Гарантия на кузовные работы составляет 1 год. Подрядчик может использовать только новые детали к авто, запчасти б/у ставятся только в том случае, если страховщик дал свое согласие, заключив с СТО соответствующий договор.
  • Оперативность. Как правило, все работы осуществляются быстро, поскольку ни СТО, ни страховщик не заинтересованы в затягивании сроков.

На данный момент процесс реформации не завершен, следовательно, не все аспекты вопроса тщательно проработаны. Поэтому специалисты рекомендуют выбирать страховое восстановление машины в том случае, если в ДТП был поврежден только кузов автомобиля, а в перечне СТО, предложенном страховщиком, представлены техцентры с хорошей репутацией.

Недостатки ремонта по ОСАГО

  • Невозможно самостоятельно выбрать СТО. Страховщик предложит Вам список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает. Чтобы не ошибиться, Вам придется провести серьезную подготовительную работу – изучить отзывы о техцентрах, рейтинги мастеров и др. Если в перечне есть автосервис официального дилера, смело выбирайте его (особенно, если авто находится на гарантии).
  • Невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
  • Отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку Вы сможете осуществить только после завершения ремонта.
  • Нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.

Можно ли предъявить претензии после страхового ремонта?

Если Вы отдали автомобиль на ремонт, а мастерская не выполнила работу вовсе или сделала ее некачественно, Вы можете направить претензию в страховую компанию и потребовать устранить недочеты. Если это невозможно осуществить, стоит снова обратиться к страховщику, чтобы получить компенсацию, и затем направляться в суд.

Какие документы Вам потребуются?

При обращении в страховую компанию с целью получения денег по ОСАГО или осуществления страхового ремонта Вы должны иметь при себе пакет следующих документов:

  • Заявление на страховое возмещение или ремонт;
  • Извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • Справка о ДТП;
  • Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если эти документы были предоставлены Вам в ГИБДД;
  • Копии ПТС, полиса ОСАГО, свидетельства о регистрации авто, доверенности на управление;
  • Копия паспорта;
  • Отчет об оценке ущерба;
  • Акт приема-передачи;
  • Квитанция об оплате услуг по оценке ущерба авто.

Что же все-таки выбрать?

Учитывая неурегулированность многих вопросов страхового ремонта, большинство автовладельцев выбирает денежные выплаты по ОСАГО. Такой вариант обладает несколькими преимуществами:

  • Возможность получить средства на руки и самостоятельно заняться ремонтом транспортного средства.
  • Право выбора СТО. Вы можете легко обратиться в тот техцентр, специалисты которого Вам уже неоднократно оказывали услуги.
  • Возможность контролировать ход выполнения работ.

К недостаткам получения денежной компенсации относят лишь то, что Вам самим придется заниматься всеми вопросами.

Мнения автолюбителей на этот счет разнятся. Кто-то имел опыт страхового ремонта и остался доволен, а кто-то разочарован некачественным выполнением работ и пожалел, что не получил материальное возмещение.

Источник: //www.kia-favorit.ru/articles/zashchita-avto/remont-ili-dengi-po-osago/

По ОСАГО платят дважды: взыскиваем неустойки

В какие сроки страховая компания должна осуществить ремонт т/с?

21 мая 2018 года

Порой попасть в ДТП – полбеды, а  добиться страховой выплаты по ОСАГО – ее вторая часть. Страховые компании часто нарушают сроки выплаты. А между тем, за несоблюдение договорных обязательств страховщик должен уплатить страхователю неустойку.

Как потерпевшему взыскать неустойку по ОСАГО? Представляем подробный алгоритм!

Первое, что стоит усвоить – взыскание неустойки по ОСАГО со страховой компании производится в 2 случаях. При несоблюдении:

  • срока осуществления страховой выплаты или выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства (далее – ТС);
  • срока проведения восстановительного ремонта ТС.

Ваш случай попадает под описание? Тогда запоминайте.

Шаг 1. Рассчитайте размер неустойки

По общему правилу страховщик должен произвести страховую выплату или выдать направление на ремонт ТС в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня принятия к рассмотрению заявления о страховом возмещении. Если потерпевший самостоятельно организует восстановительный ремонт на СТО, с которой у страховщика нет соответствующего договора, то выдать направление на ремонт страховщик должен в течение 30 календарных дней.

Неустойка начисляется начиная со следующего дня после истечения указанных сроков (с 21-го или 31-го дня соответственно) и по день фактического исполнения страховщиком своих обязанностей. Ее размер за каждый день просрочки составляет 1% от положенного вам страхового возмещения за вычетом добровольно выплаченных страховщиком сумм.

При этом сумма, с которой исчисляется неустойка, включает не только стоимость восстановительного ремонта, но и иные расходы, связанные со страховым случаем и необходимые для реализации потерпевшим права на получение страхового возмещения (в частности, расходы на эвакуацию ТС с места ДТП, хранение поврежденного ТС, доставку пострадавшего в лечебное учреждение и т.д.).

Срок восстановительного ремонта поврежденного ТС – не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим ТС на СТО или передачи его страховщику для транспортировки к месту ремонта либо больший срок, согласованный потерпевшим и страховщиком.

Со следующего дня после истечения этих сроков по день окончания восстановительного ремонта ТС (таковым считается дата подписания акта приема-передачи отремонтированного ТС) неустойка начисляется за каждый день просрочки в размере 0,5% от причитающейся суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

Общая сумма неустойки и финансовой санкции, которые подлежат выплате потерпевшему, не может превышать максимальный размер страховой суммы по соответствующему виду причиненного вреда: 500 тыс. руб. – за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего; 400 тыс. руб. – за причинение вреда имуществу потерпевшего.

Шаг 2. Направьте страховщику претензию

Разногласия между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору ОСАГО подлежат обязательному досудебному урегулированию. Иными словами, до обращения в суд с требованием о взыскании неустойки необходимо направить страховщику заявление (претензию) о ее выплате.

Исключением является случай, когда вы направляли страховщику претензию только относительно страховой выплаты, а в суд заявили требование о взыскании одновременно страхового возмещения и неустойки. В такой ситуации не нужно направлять страховщику отдельную претензию относительно выплаты неустойки.

К заявлению необходимо приложить документы (их копии), подтверждающие ваши требования и отсутствующие у страховщика. Передать его можно непосредственно страховщику под расписку, направить по почте заказным письмом с описью вложения или представить иным способом, например, переслать по электронной почте на адрес, указанный на официальном сайте страховщика.

В течение 10 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня получения заявления страховщик обязан удовлетворить ваши требования либо направить вам мотивированный отказ.

Если страховщик отказал вам в выплате неустойки либо не ответил в 10-дневный срок на вашу претензию, вы вправе обратиться в суд с иском о взыскании со страховщика неустойки.

Шаг 3. Составьте исковое заявление

Для взыскания неустойки в исковом заявлении должны быть указаны:

  1. Наименование суда, в который подается заявление. Если взыскиваемая вами сумма не превышает 50 000 руб., иск подается мировому судье, в остальных случаях – в районный суд.
  2. Сведения об истце: ваши Ф.И.О., место жительства, а также по желанию – контактный телефон и адрес электронной почты.
  3. Сведения об ответчике – страховщике: наименование организации и адрес места нахождения, а также по желанию – контактный телефон и адрес электронной почты.
  4. Обстоятельства дела, в частности реквизиты договора ОСАГО, сведения о ДТП (дата, место, причина происшествия) и его участниках (марки, госномера ТС), информация о причиненном в результате ДТП вреде жизни, здоровью и (или) имуществу, вид и размер страхового возмещения, дата обращения к страховщику за страховым возмещением, дата представления на СТО или передачи его страховщику для транспортировки к месту ремонта, срок ремонта ТС и иные сведения об обстоятельствах, касающихся страхового возмещения.
  5. Сведения о подаче страховщику заявления (претензии) в порядке досудебного урегулирования спора и о результате его рассмотрения.
  6. Требование о взыскании неустойки с указанием ее размера. Как правило, при нарушении страховщиком срока осуществления страховой выплаты или выдачи направления на ремонт ТС данное требование заявляется вместе с основным требованием о взыскании страхового возмещения. Также вы можете включить его в иск о понуждении страховщика к выдаче направления на ремонт. Требование о взыскании неустойки можно заявить и как самостоятельное, в частности, при нарушении срока ремонта ТС.
  7. Перечень прилагаемых к заявлению документов.

К исковому заявлению, как правило, необходимо приложить копии полиса ОСАГО, протокола с места ДТП (при наличии), иных документов, касающихся ДТП и причиненного вреда; расчет суммы неустойки; копии заявления страховщику о страховом возмещении (прямом возмещении убытков), заявления (претензии) о выплате неустойки и ответы страховщика на ваши обращения (при наличии), а также копии искового заявления и приложений к нему – для ответчика.

Если цена иска не превышает 1 млн руб., вы освобождаетесь от уплаты госпошлины. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Шаг 4. Подайте исковое заявление в суд

Иск о взыскании со страховщика неустойки может быть предъявлен по вашему выбору в суд:

  • по месту нахождения страховщика либо его филиала или представительства, заключившего договор ОСАГО или принявшего заявление об осуществлении страховой выплаты;
  • вашего жительства или пребывания;
  • заключения или исполнения договора ОСАГО;
  • в соответствии с условиями заключенного сторонами соглашения о подсудности.

Шаг 5. Дождитесь решения суда и получите исполнительный лист

По общему правилу искового производства гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей – до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

После вынесения решения суда дождитесь вступления его в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после ее рассмотрения, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.

После вступления в силу решения суда получите заверенную судом копию решения и исполнительный лист. По вашей просьбе он может быть направлен судом для исполнения в службу судебных приставов.

Подготовлено по материалам электронного журнала «Азбука права» СПС КонсультантПлюс.

Получите бесплатный доступ на 3 дня к справочной правовой системе на сайте consultant.ru и защитите свои права грамотно!

Источник: //zemser.ru/news/po-osago-platyat-dvazhdy-vzyskivaem--neustoyki

Ветка права
Добавить комментарий