Возможно ли совмещение депутатской деятельности с работой доцента?

Наталья Блинова: Запрет на совмещение депутатской должности и бизнес-деятельности уже существует — Регионы России

Возможно ли совмещение депутатской деятельности с работой доцента?

10.12.2013

– Запрет на совмещение депутатской должности и бизнес-деятельности уже существует, – считает кандидат политологических наук, доцент кафедры государственного управления и политических технологий ГУУ Наталья Блинова.

– Однако цивилизованное присутствие бизнеса во власти на современном этапе необходимо, конечно, с соблюдением действующих ограничений, – прокомментировала политолог «Регионам России» присутствие предпринимателей в региональных парламентах, которых обошла стороной очистительная кампания федерального руководства против бизнеса во власти.

– Как Вы оцениваете инициативу запретить совместительство поста депутата и бизнесмена на всех уровнях?

– Необходимо определиться с целями такого запрета.

Если исходить из реальной практики функционирования представительных органов власти в регионах, то следует отметить, что часть депутатов работают на общественных началах, то есть не получают зарплату за выполнение обязанностей депутата и на них не распространяются ограничения по работе в другом месте (должны же они на что-то жить). Если мы говорим о тех законодателях, которые трудятся на постоянной основе, то запрет заниматься другой оплачиваемой работой (кроме научной, педагогической и творческой) и так в законе прописан, а факты совмещений бизнес-практики и служения государству подлежат рассмотрению контрольными и надзорными органами, чем они и занимаются. Здесь не требуется дополнительных изменений законодательства, но необходимо совершенствование правоприменительной деятельности.

На уровне местного самоуправления эта ситуация еще более ощутима, так как там закон допускает финансирование из бюджета работу только 10% депутатов (1-2 человека от всего состава представительно органа, местного городского Совета депутатов, например, из 25 человек).

Более того, реально осуществлять свои депутатские полномочия по действующим правовым нормам могут только предприниматели, руководители или работающие по гибкому графику, так как никаких законных оснований отпускать сотрудников в рабочее время для исполнения обязанностей депутата (например, присутствовать на заседаниях Совета), работающего на непостоянной основе, у работодателей нет. Так что законопослушные граждане, работающие на пятидневке с 9 утра до 6 вечера, вообще сегодня выпадают из потенциальных депутатов, либо им приходится каким-то образом неформально договариваться с непосредственным руководством, что сразу ставит под сомнение независимость такого депутата.

Таким образом, без системного изменения законодательства, определяющего статус регионального и муниципального депутата, обозначенный запрет может усугубить ситуацию и еще больше снизить прозрачность мотивации депутатов при принятии решений.

С другой стороны, если затронуть факты лоббирования интересов конкретного бизнеса, то в принципе при обсуждении круга вопросов, решаемых в региональных парламентах, мнение наиболее активной части населения – предпринимателей, важно и необходимо учитывать.

Однако, опять-таки без системного законодательного определения лоббизма как такового и определения границ и допустимых пределов этой деятельности, весьма сомнительным выглядит запрет бизнесменам быть депутатами. Бизнес и его интересы должны быть представлены.

Нельзя также забывать и о политической ответственности партий, которые предлагают кандидатов в депутаты региональных парламентов, так как в большинстве случаев общество голосует за партии сегодня, а уж кого последние включают в списки кандидатов – это отдельный разговор.

Наталья Блинова: Запрет на совмещение депутатской должности и бизнес-деятельности уже существует

Вывод: запрет уже существует. Перевод всех депутатов на постоянную работу, подпадающую под действующий запрет, слишком отяготит региональные и местные бюджеты с сомнительным повышением прозрачности. Для повышения независимости и ответственности депутатов необходим комплексный пересмотр статуса регионального депутата и определение лоббизма как общественно-политической деятельности.

– Приемлемо ли для России официальное и цивилизованное присутствие бизнеса во власти? При каких условиях?

– Приемлемо и на современном этапе необходимо. Конечно, с соблюдением действующих ограничений. В исполнительной власти категорически нет, а вот в представительных органах необходимо.

Зачастую на местах бизнес – единственный оппонент исполнительной власти, обладающий сопоставимыми ресурсами (юридическими, экономическими и проч.), способный добиваться от власти необходимых действий и решений, причем не только узкокорпоративных, но и общественно значимых.

Бизнесмены организуют и поддерживают деятельность некоммерческих ассоциаций, общественных движений, занимаются благотворительностью на территории своего присутствия.

Однако, без определения законодательно механизмов, взаимодействия бизнеса и власти по европейскому или американскому опыту (если считать их цивилизованными) не обойтись при оценке приемлемости и допустимости конкретных фактов.

Общим направлением в борьбе с коррупцией является неотвратимость наказания по всем основаниям

– Каким образом можно контролировать деятельность депутатов и чиновников, чтобы они не использовали занимаемые ими должности ради личных и бизнес-интересов?

– Простых рецептов, конечно же, нет. Общим направлением в борьбе с коррупцией является неотвратимость наказания по всем основаниям. Недопустимость двойных стандартов, когда никакая «корочка» не может повлиять на наступление ответственности при совершении преступлений.

Для депутатов это еще и политическая ответственность: недопустимость участия в выборах тех политиков, которые решали частные вопросы, а не общественные.

Однако это тянет за собой много вопросов и к правоохранителям, и политическим партиям, и к населению, уклоняющемуся от участия в выборах, и так далее.

Источник: https://www.gosrf.ru/news/12528/

Семинар по теме 10. Российский парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации (6 часов)

Возможно ли совмещение депутатской деятельности с работой доцента?

Вопросы семинара:

  1. В чем состоит смысл парламентаризма?

  2. Какие этапы прошел российский парламентаризм?

  3. В чем состоит представительный характер Федерального Собрания?

  4. Зачем России двухпалатный парламент?

  5. Каковы порядок формирования, структура и принципы взаимоотношений Государственной Думы и Совета Федерации.

  6. Каковы особенности компетенции Совета Федерации и Государственной Думы?

  7. Какие правовые акты принимают палаты Федерального Собрания?

  8. Каковы этапы законодательного процесса и его особенности в каждой из палат Федерального Собрания?

  9. В чем состоит природа депутатского мандата? Что такое депутатский иммунитет и индемнитет?

  10. Какие гарантии установлены для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы?

  11. Каковы основы парламентской дисциплины?

  12. Каково внутреннее устройство, порядок и формы работы палат Федерального Собрания?

  13. Какими контрольными полномочиями обладают палаты Федерального Собрания? Каков конституционно-правовой статус Счетной палаты Российской Федерации?

Практическиезадания:

1.На основе Федерального закона «О статусечлена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации» ответьтена следующие вопросы:

  • Может ли парламентарий состоять в органах управления коммерческой организации?
  • Вправе ли он иметь акции или доли в уставном капитале коммерческой организации и получать от них доходы?
  • Допускается ли участие парламентария в рекламе товаров, работ, услуг?
  • Вправе ли парламентарий быть певцом, телеведущим, журналистом, редактором газеты?
  • Возможно ли совмещение депутатской деятельности с работой доцента, ректора, директора дома творчества?

2.На основе Федерального закона «О статусечлена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации»,Постановления Конституционного СудаРФ от 20 февраля 1996 г. № 5-П по делу опроверке конституционности рядаположений названного Закона ответьтена следующие вопросы:

  • Можно ли наложить административный штраф на парламентария, совершившего в качестве водителя обгон с нарушением правил дорожного движения?
  • Допустим ли арест, задержание, обыск и допрос парламентария на месте совершения преступления?
  • Назовите случаи, при которых парламентарий может быть подвергнут личному досмотру.
  • В каком порядке парламентарий будет нести ответственность за хулиганские действия на заседании палаты, например, за драку с другим парламентарием, оскорбление своих коллег, обливание их водой? Если ответственность предусмотрена, какие могут быть меры воздействия?
  • Несет ли парламентарий ответственность за высказанные мнения и позиции в ходе работы палаты?
  • Можно ли возбудить в связи с действиями парламентария, не связанными с осуществлением профессиональной деятельности, уголовное или административное дело, предусматривающее судебный порядок наложения ответственности, и проводить дознание или следственные мероприятия? Допускается ли в этом случае передача дела в суд?
  • Вправе ли депутат отказаться от дачи свидетельских показаний? Если да, то при каких условиях?

3)Провести круглыйстол, накотором обсудить следующий вопрос:

Наоснове какой модели депутатскогомандата: свободной, императивной илисмешанной целесообразно строитьотношения избирателей и депутатов вРоссийской Федерации? Используяперечисленные ниже публикации инормативный материал, три студентаготовят сообщения на 5-7 минут. Один изних отстаивает позиции действиясвободного мандата депутата, другой –императивного мандата, а третий приводитаргументы в пользу смешанного депутатскогомандата. Затем, по данному вопросупроводится дискуссия.

АвакьянС.А. Размышленияо статусе депутата // Российская Федерация.1994. № 2.

ВасильевВ. Депутатподотчетен избирателям, но в той мере,в какой это считает нужным // РоссийскаяФедерация. 1994. № 1.

МасленниковаС.В. Народноепредставительство и права граждан вРоссийской Федерации. – М.: «Городец-издат»,2001.

Конституционное(государственное) право зарубежныхстран. Отв.ред.Страшун Б.А. Т.1-2. Общаячасть. – М. 1996. С.324-326, 458-462.

Конституция РСФСР1978 г.

Федеральныйзакон «Остатусе члена Совета Федерации и статуседепутата Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации».

ПостановлениеКонституционногоСуда РФ «По делу о проверке конституционностиЗакона Московской области от 28 апреля1995 г. «О порядке отзыва депутата Московскойобластной Думы» в связи с запросомСудебной коллегии по гражданским деламВерховного Суда Российской Федерации».

ПостановлениеКонституционного Суда РФ «По делу опроверке конституционности отдельныхположений Конституции Республики Алтайи Федерального закона «Об общих принципахорганизации законодательных(представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектовРоссийской Федерации».

Источник: https://studfile.net/preview/7095771/page:22/

Программа адаптационного курса «Конституционное право» (стр. 4 )

Возможно ли совмещение депутатской деятельности с работой доцента?

На чем основано право Президента возвращать федеральные законы без рассмотрения // Журнал российского права. 1997. № 11.

Парламент и регламент // Журнал российского права. 1997. № 11.

Вето Президента // Журнал российского права. 1998. № 2.

, , Продолжение дискуссии по вопросу участия Президента в законодательном процессе // Журнал российского права. 1998. № 10/11.

, Вето Президента: Научно-практическое пособие. – М.: «Городец», «Формула права», 1999.

О праве Президента РФ возвращать принятые федеральные законы. Некоторые дискуссионные моменты // Журнал российского права. 2001. № 10.

Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом РФ, между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый Федеральный закон “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ”» от 6 апреля 1998 г. .

2. На основе Регламентов палат Федерального Собрания, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» составить таблицу этапов процесса отрешения Президента РФ от должности.

3. Доклад: О конституционных условиях, препятствующих развитию политической конкуренции в России.

Для данного доклада рекомендуем воспользоваться следующим источником:

Персоналистский режим в России: опыт институционального анализа. – – М., 2006.

Семинар по теме 11. Российский парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации (4 часа)

Вопросы семинара:

1.  В чем состоит смысл парламентаризма?

2.  Какие этапы прошел российский парламентаризм?

3.  В чем состоит представительный характер Федерального Собрания?

4.  Зачем России двухпалатный парламент?

5.  Каковы порядок формирования, структура и принципы взаимоотношений Государственной Думы и Совета Федерации.

6.  Каковы особенности компетенции Совета Федерации и Государственной Думы?

7.  Какие правовые акты принимают палаты Федерального Собрания?

8.  Каковы этапы законодательного процесса и его особенности в каждой из палат Федерального Собрания?

9.  В чем состоит природа депутатского мандата? Что такое депутатский иммунитет и индемнитет?

10.  Какие гарантии установлены для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы?

11.  Каковы основы парламентской дисциплины?

12.  Каково внутреннее устройство, порядок и формы работы палат Федерального Собрания?

13.  Какими контрольными полномочиями обладают палаты Федерального Собрания? Каков конституционно-правовой статус Счетной палаты Российской Федерации?

Практические задания:

1. На основе Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ответьте на следующие вопросы:

–  Может ли парламентарий состоять в органах управления коммерческой организации?

–  Вправе ли он иметь акции или доли в уставном капитале коммерческой организации и получать от них доходы?

–  Допускается ли участие парламентария в рекламе товаров, работ, услуг?

–  Вправе ли парламентарий быть певцом, телеведущим, журналистом, редактором газеты?

–  Возможно ли совмещение депутатской деятельности с работой доцента, ректора, директора дома творчества?

2. На основе Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Постановления Конституционного Суда РФ от 01.01.01 г. по делу о проверке конституционности ряда положений названного Закона ответьте на следующие вопросы:

–  Можно ли наложить административный штраф на парламентария, совершившего в качестве водителя обгон с нарушением правил дорожного движения?

–  Допустим ли арест, задержание, обыск и допрос парламентария на месте совершения преступления?

–  Назовите случаи, при которых парламентарий может быть подвергнут личному досмотру.

–  В каком порядке парламентарий будет нести ответственность за хулиганские действия на заседании палаты, например, за драку с другим парламентарием, оскорбление своих коллег, обливание их водой? Если ответственность предусмотрена, какие могут быть меры воздействия?

–  Несет ли парламентарий ответственность за высказанные мнения и позиции в ходе работы палаты?

–  Можно ли возбудить в связи с действиями парламентария, не связанными с осуществлением профессиональной деятельности, уголовное или административное дело, предусматривающее судебный порядок наложения ответственности, и проводить дознание или следственные мероприятия? Допускается ли в этом случае передача дела в суд?

–  Вправе ли депутат отказаться от дачи свидетельских показаний? Если да, то при каких условиях?

3) Провести круглый стол, на котором обсудить следующий вопрос:

На основе какой модели депутатского мандата: свободной, императивной или смешанной целесообразно строить отношения избирателей и депутатов в Российской Федерации? Используя перечисленные ниже публикации и нормативный материал, три человека готовят сообщения на 5-7 минут. Один из них отстаивает позиции действия свободного мандата депутата, другой – императивного мандата, а третий приводит аргументы в пользу смешанного депутатского мандата. Затем, по данному вопросу проводится дискуссия.

Размышления о статусе депутата // Российская Федерация. 1994. № 2.

Депутат подотчетен избирателям, но в той мере, в какой это считает нужным // Российская Федерация. 1994. № 1.

Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. – М.: «Городец-издат», 2001.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Отв. ред. Т.1-2. Общая часть. – М. 1996. С.324-326, 458-462.

Конституция РСФСР 1978 г.

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 01.01.01 г. «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации».

Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Семинар по теме 12. Исполнительная власть в Российской Федерации (2 часа)

Вопросы семинара:

1.  Каково место и значение Правительства РФ в системе органов государственной власти России?

2.  Может ли у Правительства РФ быть самостоятельный социально-экономический курс?

3.  Каков порядок формирования Правительства РФ?

4.  Из кого состоит Правительство РФ и как оно устроено?

5.  Каков конституционно-правовой статус руководителей федеральных органов исполнительной власти, не входящих в состав Правительства РФ?

6.  Каковы виды и юридическая сила правовых актов Правительства РФ?

7.  Какие предусмотрены основания для отставки Правительства РФ?

8.  Что представляет собой система федеральных органов исполнительной власти?

9.  Что такое структура федеральных органов исполнительной власти? В чем ее отличия от системы этих органов?

Практические задания:

1. Задачи:

1)  Государственная Дума приняла Федеральный закон «О семеноводстве», одобренный Советом Федерации и направленный на подпись Президенту РФ.

Президент РФ отклонил представленный для подписания и обнародования закон на том основании, что в нем подразумевается создание Государственной семенной инспекции РФ, а такой орган не предусмотрен утвержденной Президентом РФ структурой федеральных органов исполнительной власти.

Вопрос: прав ли Президент РФ? (См.: Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о толковании ст.71 (пункт «г»), ст.76 (ч.1) и ст.112 (ч.1) Конституции Российской Федерации».

2)  Руководитель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на решение Совета Безопасности РФ об освобождении его от занимаемой должности в связи с дестабилизацией финансового рынка. В обоснование своей жалобы он сослался на то, что Совет Безопасности РФ не вправе решать кадровые вопросы в отношении руководителей органов государственной власти.

Вопрос

Источник: https://pandia.ru/text/78/066/492-4.php

Ветка права
Добавить комментарий