Выплата доплаты за вредность

Доплата за работу во вредных условиях труда

Выплата доплаты за вредность

Работники, занятые в производствах, связанных с вредными условиями труда, вправе помимо обычной зарплаты, рассчитывать на определенную доплату. Подобные суммы призваны хотя бы частично компенсировать неблагоприятное влияние на организм человека вредных факторов.

Доплаты за вредные условия труда

Обязанность работодателя делать доплаты за вредные условия труда установлена в статьях 146 и 147 Трудового кодекса.

В них говорится о необходимости устанавливать повышенную оплату труда для сотрудников, чья работа выполняется во вредных и опасных условиях.

Однако в данном случае нужно понимать, что таковыми условия труда должны быть признаны только пои тогу спецоценки условий труда (СОУТ). Ее проводят по правилам, прописанным в законе №426-ФЗ от 28.12.13.

Напомним, эту процедуру обязаны проходить все работодатели. Проводится она не реже одного раза в пять лет в отношении всех рабочих мест сотрудников.

Кроме того, проводить оценку дополнительно вне плана необходимо при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, при получении соответствующего предписания трудовой инспекции, при радикальных изменениях условий труда, после несчастного случая на производстве или при выявленном профзаболевании, а также при поступлении соответствующего мотивированного предложения от профсоюза.

Если после поведения проверки условия труда признаются вредными, то работникам соответствующих должностей необходимо установить доплату. И наоборот, если, согласно заключению, рабочее место признано безопасным, то подобная доплата за вредные условия труда не устанавливается, поскольку нет самих вредных условий (ч. 4 ст. 219 Трудового кодекса РФ).

Соответственно фактор наличия вредных условий либо же, наоборот, их отсутствия считается действующим до проведения следующей спецоценки. Следовательно, доплата работникам будет производиться лишь в те периоды, когда рабочее место аттестовано с соответствующим «опасным» статусом. Если этот статус изменился, то в компании оформляется приказ о доплате за вредные условия труда.

Как рассчитать доплату за вредные условия труда

О том, как рассчитывается доплата за вредные условия труда, говорится в уже упомянутой статье 147 Трудового кодекса.

В частности, сумма таких доплат в своем минимальном размере должна составлять 4 процента от тарифной ставки или оклада, действующих для аналогичных видов работ с нормальными условиями труда.

В то же время этот вопрос должен решаться с учетом мнения представительного органа работников. Конкретные размеры доплаты за вредные условия труда прописываются в коллективном и трудовых договорах.

Пример расчета доплаты за вредные условия труда

По результатам проведенной спецоценки рабочих мест производственного подразделения ООО «Альфа», условия труда в указанном подразделении были признаны вредными с 10 апреля 2017 года.

Этой же датой в компании были оформлены соответствующие документы об установлении 5-процентной надбавки для работников данного подразделения, подписаны соответствующие дополнительные соглашения к трудовым договорам, внесены коррективы в коллективный договор.

Расчет заработной платы работника подразделения с окладом в 40 000 рублей за апрель составит:

5 рабочих дней до СОУТ х (40 000 рублей : 20 рабочих дней в месяце) + 15 рабочих дней после спецоценки х (40 000 рублей : 20 рабочих дней в месяце) х 1,05 = 41 500 рублей.

Если компания находится в регионах Крайнего Севера или приравненных к ним территориях, и, следовательно, заработная плата сотрудникам выплачивается с применением районного коэффициента, то этот коэффициент применяется и в отношении доплаты за вредные условия.

Штрафы за невыплату доплаты за вредные условия труда

Неправильный расчет «вредных» доплат либо же их полное отсутствие в ситуациях, когда выплачивать их необходимо, чреват для работодателя набором штрафных санкций. В данном случае, ответственность возникает, как за невыплату части самой заработной платы.

Прежде всего речь будет идти о начислении компенсации сотрудникам за задержку части положенных сумм. Она рассчитывается, напомним, как одна сто пятидесятая от действующей в период задержки ключевой ставки от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Компенсацию нерадивый работодатель обязан будет выплатить работнику, а вот перед бюджетом у него может возникнуть штрафная задолженность. Штрафы за задержку даже части выплаты заработной платы предусмотрены в части 6 статьи 5,27 Кодекса об административных правонарушениях.

Их сумма для организации составляет от 30 000 до 50 000 рублей, для должностного лица – от 10 000 до 20 000 рублей, и для индивидуального предпринимателя – от 1000 до 5000 рублей.

Не следует забывать и об уголовной ответственности, согласно статье 145.1 Уголовного кодекса. В некоторых случаях она предусматривает меры вплоть до лишения свободы директору компании, которая не выплачивает заработную плату.

Источник: //spmag.ru/articles/doplata-za-rabotu-vo-vrednyh-usloviyah-truda

Доплата за вредные условия труда

Выплата доплаты за вредность

Если работник занят на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, то он имеет право на определенные выплаты, компенсирующие работу в условиях, отличных от нормальных. Какие это компенсации? Каков их порядок налогообложения? Как определяется размер этих компенсаций? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашей статье.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Компаниям следует помнить, что доплата за вредность устанавливается для сотрудников только в том случае, если условия их труда были признаны вредными на основании спецоценки труда.

Если условия труда на рабочем месте признаны безопасными по результатам спецоценки, то данная компенсация не устанавливается (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в Федеральном законе от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». По ee результатам устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

В Постановлении от 20.11.2008 № 870 Правительство РФ установило минимальный размер соответствующих компенсаций, предоставляемых по результатам спецоценки условий труда.

На сегодняшний момент устанавливаются следующие компенсации:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ);
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ);
  • повышение оплаты труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 147 ТК РФ).

Это минимальный, установленный законом, размер гарантий и компенсаций, которые работодательобязан предоставить сотрудникам.

Кроме того, есть еще один вид компенсации – выдача специальных продуктов питания сотрудникам, подвергающимся влиянию негативных факторов во время работы.

В частности, в обязанность работодателя входит предоставление молока или равноценных пищевых продуктов специалистам, занятым на вредном производстве.

Размер доплаты не обязательно должен быть одинаковым для всех работников. Более высокий размер доплаты работодатель может установить в индивидуальном договоре, коллективном договоре или ином локальном нормативном акте организации с учетом мнения профсоюза (ч. 3 ст. 147, ч. 3 ст. 219 ТК РФ).

Кроме того, иные размеры могут быть установлены в отраслевых перечнях работ (в силу того, что продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78).

Так, например, для работ по добыче угля, строительных или строительно-ремонтных работ установлены определенные размеры доплаты за вредные условия труда.

Обратите внимание, если сотрудники трудятся в северных регионах, то на доплату за вредные условия труда должен начисляться районный коэффициент (Постановление Минтруда России от 11.09.1995 № 49).

Порядок установления компенсации

Порядок установления компенсаций за вредные и опасные условия труда Минтруд РФ привел в Информационном письме от 13.02.2013. В этом документе содержится перечень документов, которые работодатель может использовать для установления соответствующего размера компенсации:

  • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22.
  • Инструкция о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20.
  • Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78.

Конституционный Суд в своем Определении от 07.02.

2013 № 135-О отметил, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней должен предоставляться всем работникам с вредными и (или) опасными условиями труда.

Это касается даже тех работников, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком, но работа которых в условиях воздействия вредных или опасных факторов подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Как рассчитать компенсацию за вредные условия труда

Порядок расчета доплаты за вредные условия труда рассмотрим на примере:

Работник Петрова Т.В. работает поваром в столовой металлургического предприятия с окладом в 40  000 руб. По результатам спецоценки было определено, что должность повара на данном предприятии относится к работе с вредными условиями труда. Конкретным фактором, который оказывает негативное воздействие, является работа в помещении с высокой температурой (у горячей плиты).

Минимальный размер доплаты за вредные условия труда должен составлять: 40  000 х 4% = 1 600 руб. 

Однако по решению руководителя этот показатель был увеличен до 5% от оклада. Поэтому сумма доплаты, которую получит повар, составит:

Д = 40  000 х 5% = 2 000 руб.

Итоговая сумма расчета доплат за вредность составит 42 000 руб. (40  000 + 2 000). 

Налогообложение НДФЛ компенсации за вредные условия труда

Рассмотрим вопрос с позиции налогообложения: какие компенсации и гарантии подлежат или не подлежат налогообложению НДФЛ:

1. Оплата дополнительных отпусков работникам, занятым во вредных условиях является гарантией, а не компенсационной выплатой. Поэтому суммы оплаты таких отпусков облагаются НДФЛ на общих основаниях и включаются в базу для начисления страховых взносов на ОПС, ОМС и социальное страхование, в том числе на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

2. Дополнительные выплаты к заработной плате за вредные условия труда выплачиваются на основании ст. ст. 147, 164 ТК РФ. Компенсационные выплаты по ст.

147 ТК РФ по своей сути не являются компенсацией, а представляют собойнадбавку к заработной плате, на которую освобождение от НДФЛ не распространяется.

Такие выплаты отличаются от компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, которая установлена ст. 164 ТК РФ. Именно такие выплаты не облагаются НДФЛ (Письмо МФ РФ от 06.08.2010 № 03-04-06/6-165).

Минимальный размер компенсации работникам, занятым на вредных и опасных производствах составляет 4% от зарплаты (Постановление № 870). По мнению МФ РФ она также подлежит налогообложению НДФЛ (Письмо МФ РФ от 19.06.09 № 03-04-06-02/46).

3. Согласно ст. 222 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдаются бесплатно по нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Нормы и порядок применения такой льготы приведены в Приказах Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н и от 16.02.2009 № 46н – для особо вредных производств.

Данные компенсации, включая лечебно — профилактическое питание для работников, занятых на особо вредных производствах, не облагается НДФЛ (п.3 ст. 217 НК РФ). Об этом говорится в Письме ФНС России от 14.02.2012 № ЕД-3-3/433@. При этом налоговики не увязывают применение данной нормы со спеоценкой условий труда.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Источник: //school.kontur.ru/publications/246

Выплаты «за вредность»

Выплата доплаты за вредность

Кукуев Сергей Юрьевич, практикующий юрист

Подобная гарантия закреплена в ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), которая устанавливает, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников.

Следует отметить, что вредные условия на конкретном рабочем месте для конкретного работника определяются по результатам проведения специальной оценки условий труда (ранее — аттестации). В результате проведения специальной оценки условий труда рабочему месту присваивается соответствующий класс вредности и (или) опасности: 1-й — оптимальный, 2-й —допустимый, 3-й — вредный или 4-й — опасный.

В соответствии с присвоенным классом работодатель определяет: необходимость выплаты повышенной заработной платы, размер повышенной заработной платы в случае отнесения условий труда на рабочем месте к вредным.

Посскольку работодатели не всегда готовы нести дополнительные затраты на выплату заработной платы, они всячески стараются уменьшить класс вредности на конкретном рабочем месте.

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работник должен быть ознакомлен с результатами оценки условий труда его рабочего места.

Кроме того, работник вправе не согласиться с результатами проведённой работодателем оценки, обжаловав её результаты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также — в суде.

Зачастую основной причиной несогласия работников с результатами специальной оценки является её последствие — получение заработной платы без учёта действительной степени вредности, то есть без причитающейся работнику доплаты.

Следует подробно рассмотреть споры между работником и работодателем, причиной которых явились невыплата работодателем повышенной заработной платы работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда.

Одним из таких споров является гражданское дело № 33-12292/2014, рассмотренное Свердловским городским судом 16 сентября 2014 г.

Из материалов дела следует, что работник обратился в суд с иском с требованием признать за ним право на оплату труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в повышенном размере, признать за ним право на установление сокращённой продолжительности рабочего времени — не более 36 часов в неделю.

Причиной подачи подобного иска послужило наличие занимаемой им должности в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утверждённом Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22.

Также работник утверждал, что результаты аттестации, проводимой на его рабочем месте, устарели, в связи с чем у работодателя нет достаточных оснований отнесения его должности ко 2-му (второму) классу вредности — допустимому, который не предусматривает выплату повышенной заработной платы и сокращённой рабочей недели.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований работника. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, также отказал в удовлетворении апелляционной жалобы работника.

Причинами отказа в удовлетворении требований работника послужили: 1) пропуск работником предусмотренного ст.

 392 ТК РФ срока для обращения в суд для защиты своих нарушенных прав, 2) недоказанность работником утверждений о наличии вредных условий труда на его рабочем месте.

Следует более детально разобрать причины отказа. Пропуск срока для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав не является пресекательным, ограничивающим работника в праве на иск, то есть в праве на защиту своих нарушенных прав в судебном порядке.

В случае установленного ст. 392 ТК РФ трёхмесячного срока суды рассматривают дело по существу, но в случае отказа в удовлетворении исковых требований вправе сослаться на пропуск работником указанного срока.

Данное правило является общим для всех трудовых споров.

Другое основание для отказа в удовлетворении требований работника представляется как наиболее весомое, послужившее в качестве действительной причины отказа в удовлетворении требований работника.

Работник ссылался, что занят на вредных условиях труда, так как его должность включена в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утверждённый Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, а также на то, что результаты проводимой в организации аттестации устарели.

Сам факт отнесения должности работника к так называемой «списочной» не является основанием для присвоения его рабочему месту категории вредности. Единственным основанием для присвоения класса вредности является специальная оценка условий труда (ранее — аттестация рабочего места).

Обстоятельство утраты действия предыдущих результатов аттестации рабочего место не может являться поводом для присвоения рабочему месту повышенного класса вредности, позволяющего работнику получать повышенную заработную плату.

В то же время подобным доказательством в рамках анализируемого спора могло бы стать заключение эксперта, которым была бы определена классность рабочего места.

В связи с тем, что ни одна из сторон не обжаловала результаты аттестации, а также не были заявлены ходатайства о проведении соответствующей экспертизы, установить наличие вредности на рабочем месте иным способом невозможно. В этой связи решение суда представляется верным.

Ещё одним интересным делом является гражданское дело № 33-44606, рассмотренное Московским городским судом 12 ноября 2014 года.

Из материалов дела следует, что прокурором было подано исковое заявление в защиту интереса неопределённого круга лиц, условия труда которых, по мнению прокурора, являются вредными, в связи с чем работникам положена сокращённая рабочая неделя и выплаты повышенной заработной платы.

Причиной подачи подобного искового заявления послужили результаты проводимой у работодателя аттестации рабочих мест, согласно которой на рабочих местах обозначенных работников был присвоен класс условий труда 3.1, 3.2 (вредные).

Суд первой инстанции согласился с доводами прокурора и удовлетворил его требования в полном объёме.

Суд апелляционной инстанции, не согласившись с решением нижестоящего суда, отменил указанное решение, отказав прокурору в удовлетворении его иска в полном объёме.

В качестве мотивов для отмены решения суд вышестоящей инстанции указал, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а именно положения Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28.12.

2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно указанным нормативным правовым актам, результаты аттестации, произведённой до даты вступления закона о специальной оценке условий труда, применимы в течение пяти лет, за исключением ряда изъятий.

Суд первой инстанции ошибочно пришёл к выводу о том, что при установлении до дня вступления в силу указанных выше федеральных законов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3-го класса любой степени вредности работник имеет право на получение компенсаций в размерах, не ниже ранее установленных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870.

В настоящем же споре условия труда на указанных в исковом заявлении прокурора рабочих местах отнесены к вредным условиям труда 1-й и 2-й степени (подклассы 3.1 и 3.2), то есть не предоставляющим льгот в виде компенсации и сокращённой продолжительности рабочего времени.

Таким образом, судом была проведена неправильная квалификация обстоятельств дела, неверно определены номы закона, которыми следовало руководствоваться суду при вынесении решения по делу.

Анализ данного дела позволяет сделать вывод о том, что для выплаты дополнительной заработной платы работникам на вредных и опасных условиях труда необходимо присвоение рабочему месту определённой категории вредности, предоставляющей возможность для начисления соответствующей повышенной выплаты.

В этой связи единственным условием начисления дополнительной повышенной заработной платы является присвоение рабочему месту 3-го или 4-го класса вредности по результатам специальной оценки условий труда (ранее — аттестации).

Следует проанализировать ещё одно гражданское дело № 33-3733-2014, рассмотренное Мурманским областным судом 26 ноября 2014 г. Данное дело является образцовым, так как в результате рассмотрения иска работника о взыскании с работодателя выплаты за работу во вредных и опасных условиях труда суд удовлетворил требования работника.

Как и в аналогичных делах, по результатам проведённой у работодателя аттестации рабочих мест рабочему месту истца был присвоен 3-й (третий) класс вредности, который предоставлял работнику право на выплату повышенной заработной платы, а также на сокращённую рабочую неделю в 36 часов.

Работодатель не реализовал свою обязанность по выплате повышенной заработной плате и сокращению рабочей недели.

Суд первой и апелляционной инстанций удовлетворил требования работника, взыскав с работодателя невыплаченную заработную плату.

Подводя итог, следует отметить, что вредные и (или) опасные условия труда — правовая категория, определяемая не работником и работодателем, а независимой и профессиональной организацией, имеющей соответствующую аккредитацию. Подробный перечень требований к организации, уполномоченной проводить специальную оценку условий труда, определён в ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В зависимости от присвоенного уполномоченной организацией класса вредности работодателем разрешается вопрос о выплате повышенной заработной платы и предоставлении сокращённой рабочей недели.

По спорам между работниками и работодателями решающую роль при вынесении решения будут иметь результаты проведённой у работодателя специальной оценки условий труда или действующие до 31 декабря 2018 года результаты аттестации. Иными доводами суд, как показал анализ практики, не отдаёт должного внимания.

Единственным аргументом сторон в процессе доказывания может послужить ссылка на результаты экспертизы.

В конце следует отметить, что, помимо судебных способов защиты по данной категории дел, работники вправе прибегнуть и к административным методам. С 2015 года в действие вступила ст. 5.27.1. Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающая повышенные штрафы для юридических лиц, несвоевременно осуществивших проведение специальной оценки условий труда.

В целом, следует отметить, что, ввиду усиления с 2015 года административной ответственности организаций за нарушение правил охраны труда работников, работодатели всячески будут избегать споров по анализируемой в настоящей статье категории дел.

Список, используемых материалов

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда.

Апелляционное определение Свердловского городского суда по делу № 33-12292/2014 от 16 сентября 2014 г.

Апелляционное определение Московского городского суда по делу № 33-44606 от 12 ноября 2014 года.

Апелляционное определение Мурманского областного суда по делу № 33-3733-2014 от 26 ноября 2014 г

Источник: //www.top-personal.ru/lawissue.html?2486

Ветка права
Добавить комментарий